Конспект лекции на тему: «Стадии когнитивного развития по Пиаже»


Жан Пиаже считал, что дети принимают активное участие в учебном процессе, действуя, как маленькие ученые, в процессе проведения экспериментов, наблюдений и познания мира. Когда дети взаимодействуют с окружающим миром, они постоянно добавляют новые знания к существующим и адаптируют свои идеи к новой информации.

Теория когнитивного развития психолога Жана Пиаже предполагает, что дети проходят четыре различные стадии умственного развития:

Иллюстрация Джошуа Сеонга, Verywell

Стадия 1: сенсомоторный интеллект (от рождения до 2-х лет)

Стадия 2: дооперациональные представления (от 2 до 7 лет)

Стадия 3: конкретные операции (от 7 до 11 лет)

Стадия 4: формальные операции (от 12 лет и старше)

Как Пиаже разработал теорию?

Пиаже родился в Швейцарии в конце 1800-х годов. Свой первый научный труд он опубликовал, когда ему было всего 11 лет. Его интерес в сфере интеллектуального развития детей появился, когда он работал помощником Альфреда Бине и Теодора Саймона, создателей знаменитого IQ теста.

Интерес психолога к когнитивному развитию появился, когда он наблюдал за собственным детьми. Эти наблюдения укрепили его зарождающуюся гипотезу о том, что детский разум — это не просто маленькая версия разума взрослого человека.

Пиаже одним из первых определил, что мышление детей отличается от мышления взрослых. До этого момента к детям относились как к маленьким версиям взрослых.

Жан Пиаже выдвинул теорию, что интеллект — это то, что растет и развивается поэтапно. Дети постарше не просто думают быстрее, чем дети младшего возраста. Существуют многочисленные различия между мышлением детей младшего и старшего возраста.

Основываясь на своих наблюдениях, психолог пришел к выводу, что дети не менее умны, чем взрослые, они просто мыслят по-другому.

Так просто! Об этом мог подумать только гений!

Именно так Альберт Эйнштейн назвал открытие Жана Пиаже

Когнитивное развитие включает в себя изменения в интеллектуальном процессе и способностях ребенка. Теория развития включает в себя четыре этапа:

Заслуги психолога

Пиаже был первым психологом, который систематически изучал когнитивное развитие. Его вклад включает в себя сценическую теорию когнитивного развития ребенка, подробные обсервационные исследования познания у детей и серию простых, но гениальных тестов для выявления различных когнитивных способностей.

Пиаже хотел не измерять, насколько хорошо дети умеют считать, записывать или решать проблемы. Больше всего его интересовал способ появления таких фундаментальных понятий, как сама идея числа, времени, количества, причинности, справедливости и прочего.

До работы Пиаже в психологии распространялось мнение, что дети — просто менее компетентные мыслители, чем взрослые. Ученый показал, что маленькие дети думают по-разному по сравнению со взрослыми.

Согласно Пиаже, дети рождаются с очень простой психической структурой (генетически наследуемой и развитой), на которой основаны все последующие знания. Цель теории состоит в том, чтобы объяснить механизмы и процессы, посредством которых ребенок развивается в индивидуума, который может рассуждать и мыслить, используя гипотезы.

Важные концепции Жана Пиаже

Для лучшего понимания некоторых вещей, происходящих в процессе когнитивного развития, важно рассмотреть некоторые идеи и понятия, введенные Жаном Пиаже. Ниже перечислены понятия, которые влияют на то, как дети учатся и растут:

Модель

Модели — это категории знаний, которые помогают нам интерпретировать и понимать мир.

Модель включает в себя категорию знаний и процесс их получения. По мере накопления опыта эта новая информация используется для модификации, дополнения или изменения ранее существовавших моделей.

Как может измениться модель? Например, ребенок видел и трогал только маленьких собак. Теперь он уверен, что они все такого же размера и имеют четыре лапы. У ребенка уже сформирована модель об этом животном. Когда ребенок столкнется с огромной собакой, то он изменит ранее существовавшую модель восприятия.

Ассимиляция

Процесс внедрения новой информации в наши уже существующие модели называется ассимиляцией. Этот процесс субъективен, так как люди склонны модифицировать опыт и информацию, чтобы они соответствовали их прежним убеждениям.

Видеть собаку и называть ее «собакой» — это ассимиляция животного в модель «собаки» ребенка.

Приспособление

Другая часть адаптации включает в себя изменение наших существующих моделей в свете новой информации. Это процесс, известный как приспособление.

Приспособление предполагает изменение существующих моделей. Обычно это изменение происходит в результате получения новой информации или нового опыта. В ходе этого процесса могут также разрабатываться новые модели.

Уравновешивание

Жан Пиаже верил, что все дети пытаются достичь равновесия между ассимиляцией и приспособлением. Это достигается при помощи уравновешивания. Важно поддерживать баланс между применением прежних знаний (ассимиляция) и изменением поведения для учета новых знаний (приспособление) в течение всех этапов когнитивного развития. Уравновешивание помогает объяснить, как дети могут перейти от одной стадии мышления к другой.

Теория когнитивного развития Пиаже помогла расширить понимание интеллектуального роста детей. Она также подчеркнула, что дети являются не просто пассивными получателями знаний. Наоборот, дети постоянно исследуют и экспериментируют, строя свое понимание того, как устроен этот волшебный мир.

Перевод статьи: Кендра Черри

Что такое когнитивное развитие

Когнитивным развитием называют развитие мышления у детей, в ходе которого они осмысляют, познают и постигают вещи и явления. Это включает в себя развитие знаний, способностей, умения решать задачи и диспозиций, которые помогают детям осмысливать и понимать окружающий мир. Согласно Википедии, когнитивное развитие охватывает становление всех мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика.

Когнитивное развитие также можно называть умственным, потому что оно затрагивает мышление и умственные процессы. Развитие собственно мозга (различных мозговых структур) – это неотъемлемая часть когнитивного развития.

Как известно, в первые пять лет жизни дети быстро и активно развиваются. Их формирование разворачивается в четырех важных плоскостях:

  1. Моторное (физическое) развитие.
  2. Язык и коммуникация.
  3. Социально-эмоциональное развитие.
  4. Когнитивное развитие.

Умственное развитие человека зависит от целого ряда факторов, и влияние их не всегда однозначно и одинаково. Основными из них являются:

  • генетические факторы;
  • протекание беременности у матери;
  • факторы окружающей среды (например, питание, достаточная психическая стимуляция);
  • число детей в семье;
  • социально-экономическое положение семьи;
  • влияние школы и методов обучения;
  • личностные особенности ребенка и родителей, как, например, темперамент, личный стиль обучения и усвоения материала и пр.;
  • личностные качества родителей, к примеру, высокий уровень интеллекта или творческих способностей, нонконформизм и пр.;
  • и другие факторы.

То, насколько умственно развит будет человек, зависит от разных предпосылок, однако сам процесс когнитивного развития протекает у всех людей довольно схожим образом, проходя через основные стадии. Первым, кто выделил важные фазы развития мышления у детей, был швейцарский исследователь Жан Пиаже (1896-1980). Его теория и открытия оказали огромное влияние на последующее совершенствование психологической теории и понимание детского развития, и явились в некотором виде революционными.

Теория Жана Пиаже широко известна и изучается в настоящее время, хотя и была дополнена и скорректирована более современными исследованиями и открытиями. Она дает возможность приоткрыть завесу над тем, как ребенок приобретает мыслительные навыки и развивает свое мышление, логику, восприятие и умение решать задачи. Ее стоит рассмотреть более подробно.

Центрирование

Центрирование — это акт сосредоточения всего внимания на одной характеристике или измерении ситуации, игнорируя при этом все остальные. Сохранение — это осознание того, что изменение внешнего вида вещества не меняет его основных свойств. Дети на этом этапе не знают о сохранении и выставочной концентрации. Как центрирование, так и сохранение можно легче понять, ознакомившись с гипотезой на практике. А сделать это можно, просто понаблюдав за своими детьми после прочтения этой статьи.

Четвертая стадия (формально-операционная, логическая)

В возрасте от 4 до 7 лет дети становятся очень любопытными и задают много вопросов, начиная использовать примитивные рассуждения. Возникает интерес к рассуждению и желанию узнать, почему вещи такие, какие они есть. Пиаже назвал это «интуитивным подэтапом», потому что дети понимают, что обладают огромным количеством знаний, но не знают, как они приобрели его. Центрирование, сохранение, необратимость, включение в класс и переходный вывод — все это характеристики предоперационного мышления.

Вторая стадия

Предоперационная стадия редкая и логически неадекватная в отношении умственных операций. Ребенок способен формировать устойчивые понятия, а также волшебные убеждения. Мышление на этой стадии все еще эгоцентрично, что означает, что ребенку трудно видеть точку зрения других.

Предоперационная стадия разделена на подэтап символьной функции и подэтап интуитивного мышления. Первый — когда дети могут понимать, представлять, запоминать и изображать объекты в своем уме, не имея объекта перед собой. А интуитивно понятый этап мышления — когда дети склонны задавать вопросы: «почему?» и «как получилось?». На этом этапе дети хотят все понять. Теория интеллекта Пиаже очень интересна именно такими выводами.

Вклад Пиаже в психологическую науку

Что же можно считать главным результатом научной деятельности Пиаже? Он создал Женевскую школу генетической психологии, которая изучает умственное развитие ребенка. Термин «генетический», используемый в выражении «генетическая психология», был введен в психологию во второй половине XIX в., то есть до того, как биологи начали использовать его в более узком смысле слова. Термин «генетическая психология» относится к индивидуальному развитию, к онтогенезу. Как отмечает Пиаже, выражение «генетическая психология» нельзя использовать в качестве синонима для детской психологии, психологии развития ребенка, так как генетической называют и общую психологию, если она рассматривает психические функции в процессе формирования.

Что изучает генетическая психология, созданная Пиаже? Объект этой науки — изучение происхождения интеллекта. Она исследует, как формируются у ребенка фундаментальные понятия: объект, пространство, время, причинность. Она изучает представления ребенка о явлениях природы: почему солнце, луна не падают, почему облака движутся, почему реки текут, почему ветер дует, откуда берется тень и т.д. Пиаже интересуют особенности детской логики и, главное, механизмы познавательной деятельности ребенка, которые скрыты за внешней картиной его поведения.

Для выявления этих механизмов, скрытых, но все определяющих, Пиаже разработал новый метод психологического исследования — метод клинической беседы, когда изучаются не симптомы (внешние признаки явления), а процессы, приводящие к их возникновению. Этот метод чрезвычайно трудный. Он дает необходимые результаты только в руках опытного психолога. По выражению Э. Клапареда, метод Пиаже — это умственная аускультация и перкуссия, это искусство — искусство спрашивать.

Пиаже критически проанализировал методы, которыми пользовались до него, и показал их несостоятельность для выяснения механизмов умственной деятельности. И теперь, когда метод тестов все больше привлекает к себе внимание психологов, стоит вспомнить позиции Пиаже по этому вопросу. Полвека назад он доказал, что тесты могут служить лишь целям отбора, но не дают представления о внутренней сущности явления. Какие задачи решает созданная Пиаже генетическая психология? Эта наука изучает, как происходит переход от одних форм мыслительной деятельности к другим, от простой структуры умственной деятельности к более сложной и каковы причины этих структурных преобразований. Она изучает сходство и различие между психической жизнью ребенка и взрослого человека.

Созданная Пиаже генетическая психология, как признают зарубежные исследователи, развивается по трем направлениям:

1. определяются проблемы, которые составляют ее предмет;

2. разрабатывается техника исследования;

3. происходят накопление, организация и интерпретация фактов.

Генетическая психология Пиаже занимает особое место в системе наук между биологией и философией. Стремлением связать биологию и проблемы познания объясняется двойная ориентация Пиаже как психолога. Поэтому, как отмечает ученица и ближайший его сотрудник Б. Инельдер, чтобы понять теорию Пиаже, надо знать биологические предпосылки, из которых она исходит, и эпистемологические выводы, к которым она ведет.

Пиаже создал генетическую психологию для того, чтобы на ее основе можно было построить генетическую эпистемологию. По определению Пиаже, генетическая эпистемология пытается объяснить познание, и в особенности научное познание, на основе его истории, социогенеза и психологических истоков тех понятий и операций, на которые научное познание опирается. Пиаже был глубоко убежден в том, что для изучения природы познания необходимо использовать психологические данные. Чтобы решить фундаментальные эпистемологические проблемы (главная из них — с помощью каких средств человеческий ум переходит от состояния недостаточного знания к более высокому уровню познания), мы не можем реконструировать генезис человеческого мышления у доисторического человека. Мы ничего не знаем о психологии неандертальского человека или о психологии кроманьонца. Но мы можем обратиться к онтогенезу, ибо именно на детях лучше всего изучать развитие логического, математического и физического познания.

Итак, исходя из перспективы создания генетической эпистемологии, науки о происхождении и развитии научного знания, Пиаже перевел традиционные вопросы теории познания в область детской психологии и приступил к их экспериментальному решению. Его интересовало, отличает ли субъект внешний мир от внутреннего, субъективного мира и каковы границы такого различения. Пиаже хотел выяснить, действует ли внешний мир непосредственно на ум субъекта или его идеи — продукты собственной умственной активности. А если субъект активен в процессе познания, то каково взаимодействие между его мыслью и явлениями внешнего мира, каковы законы, которым это взаимодействие подчиняется, каково происхождение и развитие основных научных понятий?

Оперативный и образный интеллект

Оперативный интеллект является активным аспектом интеллекта. Он включает в себя все действия, явные или скрытые, предпринятые для того, чтобы проследить, восстановить или предвидеть преобразования объектов или лиц, представляющих интерес. Теория развития Пиаже настаивает, что фигуративные или репрезентативные аспекты интеллекта подчиняются его оперативным и динамическим аспектам. И, следовательно, это понимание по существу вытекает из оперативного аспекта интеллекта.

В любое время оперативный интеллект формирует понимание мира, и он меняется, если понимание не увенчалось успехом. Теория развития Ж. Пиаже утверждает, что этот процесс понимания и изменения включает в себя две основные функции: ассимиляцию и приспособление. Они являются движущей силой развития разума.

Первая стадия

Согласно теории Жана Пиаже, развитие постоянства объекта является одним из наиболее важных достижений. Постоянство объекта — это понимание ребенком того, что объект продолжает существовать. Даже если они не могут видеть или слышать его. Peek-a-boo — игра, в которой дети, которым еще предстоит полностью развить постоянство объекта, реагируют на внезапное сокрытие и раскрытие лица.

Эгоцентризм и децентрация по Пиаже

Жан Пиаже: психическое развитие ребенка.Благодаря клиническому методу Пиаже установил, что эгоцентризм — это своеобразие детской логики, детских представлений и детской речи. На некоторых этапах ребенок рассматривает предметы так, как он их видит, не видя их внутренние отношения. Солнце следует за ним. Пиаже назвал это реализмом. Дети до определенного возраста не могут отличить субъективный мир от объективного. Реализм бывает интеллектуальный и моральный. Ветви дерева делают ветер-это интеллектуальный реализм, а моральный – не учитывает внутренние намерения. Детские представления развиваются от реализма к объективности.

Децентрация — более совершенная позиция. Переход от эгоцентризма к децентрации характеризуется познанием на всех уровнях развития. Он назвал этот процесс законом развития. Для того, чтобы переход произошел, нужен специальный инструмент. Он полагал, что это было прогрессивно развивающееся самосознание, развитие самопознания возникает в результате социальных взаимодействий. Чтобы осознать свое Я, нужно освободиться от принуждения.

Стадии развития интеллекта ребенка по Пиаже


Стадии развития интеллекта ребенка по Пиаже от 0 до 2 лет

Сенсомоторная стадия (0-2 года)

Данный этап развития младенца подразумевается пониманием окружающего нас мира через действия, например: рассматривание, хватание, кусание, сосание и.т.д. Также в этот период наблюдается прогресс развития врождённых рефлексов. Маленькие дети на данном этапе повторяют события экспериментируя со своим телом, например: ударяя игрушку они создают шум, выбрасывают игрушки и.т.п.

Философские и теоретические основы

Теория Пиаже отмечает, что реальность — это динамичная система непрерывных изменений. Реальность определяется со ссылкой на два условия. В частности, он утверждал, что реальность включает в себя преобразования и состояния.

Преобразования относятся ко всем способам изменений, которые может претерпеть вещь или человек. Состояния относятся к условиям или явлениям.

Люди меняются по своим характеристикам по мере взросления: например, малыш не ходит и не бегает без падений, но после 7 лет сенсорно-моторная анатомия ребенка хорошо развита и теперь приобретает новые навыки быстрее. Таким образом, теория Пиаже утверждает: если человеческий интеллект должен быть адаптивным, он должен иметь функции, чтобы представлять как трансформационный, так и статический аспекты реальности.

Он предположил, что оперативный интеллект отвечает за представление и манипулирование динамическими или трансформационными аспектами реальности, а образный интеллект отвечает за представление статических аспектов реальности.

Третья стадия (операционная)

В возрасте от 2 до 4 лет дети еще не могут манипулировать и преобразовывать мыслеформы, мыслить образами и символами. Другими примерами умственных способностей являются язык и притворная игра. Кроме того, качество их символической игры может иметь последствия для их дальнейшего развития. Например, маленькие дети, чьи символические игры носят насильственный характер, более склонны проявлять антисоциальные тенденции в последующие годы. Это нам доказывает интеллектуальная теория Пиаже.

Третья стадия и анимизм

Анимизм — это вера в то, что неодушевленные предметы способны к действиям и имеют жизненные качества. Примером может служить ребенок, который верит, что тротуар сошел с ума и заставил его упасть. Искусственность относится к убеждению, что характеристики окружающей среды могут быть приписаны человеческим действиям или вмешательствам. Например, ребенок может сказать, что на улице ветрено, потому что кто-то очень сильно дует, или облака белые, потому что кто-то покрасил их в такой цвет. Наконец, предубежденное мышление, согласно теории интеллектуального развития Пиаже, классифицируется по трансдуктивному мышлению.

Основная идея

По мнению Пиаже, взросление — это развитие психических процессов, возникающих в результате биологического созревания и опыта окружающей среды. Он считал, что дети создают понимание окружающего их мира, испытывают расхождения между тем, что они уже знают, и тем, что они обнаруживают в своей среде, а затем соответствующим образом корректируют свои идеи. Язык зависит от знаний и понимания, приобретенных в результате когнитивного развития. Ранние работы Пиаже получили наибольшее внимание.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]