Иррациональность — это в психологии… Определение и значение

Предневрозное состояние. Роль установок

Опасность иррационального восприятия и неразумного способа мыслить в развитии глубоких и длительно протекающих неврозов. Негативные установки и постоянная тревога приводят к предневрозному состоянию. Когда нервная система индивида устает от непонятных сигналов тревоги, она испытывает функциональную перегрузку. Но сделать со своим состоянием человек ничего не может, так как не осознает своих негативных и необъективных установок.

Рациональность в этом отношении полезнее, чем иррациональность. В психологии это значение довольно серьезное. Помочь свершить переход на рациональное мышление — это основная задача психоаналитика, который работает с таким пациентом.

Опасности выбора

Однажды, принимая дома друзей, поведенческий экономист Ричард Талер сделал занятное наблюдение. Пока готовился ужин, гостям в качестве закуски предложили кешью. У присутствовавших было три варианта действий: съесть немного орехов, чтобы не перебивать аппетит, совсем их не есть или насытиться до начала ужина.
Казалось бы, выбор очевиден: следует съесть несколько орехов или не есть вовсе, ведь впереди ждет трапеза. Однако вышло иначе: гости постепенно окружили вазу с кешью, орехи стремительно таяли. Когда стало ясно, что в таком темпе дело до ужина не дойдет, Талер поспешил унести тарелку на кухню, попутно не удержавшись от парочки кешью.

Классическая экономика учит, что увеличение выбора не может нам навредить, ведь от лишних вариантов можно отказаться за ненадобностью. Однако на деле возможность выбора совсем не выглядит нейтральной. Расширение выбора действий незаметно сместило приоритеты гостей Талера, хотя в долгосрочной перспективе это совершенно нерационально. Как только тарелка исчезла, гости лишились выбора и ужин был спасен.

Как не попасться: волевое ограничение выбора. Например, если вы стоите перед выбором поработать, чтобы сдать работу в срок, посмотреть сериал или утонуть в соцсетях, волевым ограничением может стать отключение интернета или нахождение в рабочей среде: нам сложнее бездельничать при свидетелях и в помещениях без дивана и еды.

Что это такое?

Иррациональное мышление основано на чувствах. Такие мысли появляются как бы из ниоткуда. Человеку кажется, что он неожиданно «прозрел». Нередко ему в этом помогают со стороны, в частности, когда речь идет о религиозных фанатах. В психологии иррациональное считается одним из самых опасных типов мышления.

Нередко обладающие им люди пытаются наладить жизнь в обход всех норм и правил. Они не признают общепринятые постулаты и в итоге становятся заложниками собственных иллюзий. Им свойственны некоторые особенные характеристики, перечислим их.

Излишняя подозрительность

Мысли, изначально похожие на пророческие, в концовке заводят человека в тупик. Проводником туда становятся навязчивые идеи типа:

  • я знаю, что он обо мне плохо думает;
  • он знает, что я о нем плохо говорю;
  • они считают меня злым;
  • кругом враги и т.д.

Обобщение всего

Такие мысли ставят перед человеком несуществующие и в то же время непреодолимые преграды. Из головы поступают следующие сигналы:

  • я не справился с заданием в прошлый раз, значит, у меня никогда ничего не получится;
  • этот педагог «валит» на экзаменах всех подряд, значит, и я не смогу сдать ему зачет;
  • эта девушка отказывается от свиданий со всеми, значит, и мне даст от ворот поворот.

Преувеличение «магических» способностей других

Человек начинает считать себя «открытой книгой», в которую может заглянуть любой желающий. Он уверен, что:

  • его видят насквозь;
  • все думают, что он не такой, как все;
  • все замечают его волнение;
  • любой человек видит его недостатки.

Все эти «постулаты» приводят к тому, что человек попадает в замкнутый круг, выйти из которого не может и не хочет.

Истина непротиворечива

То, что истина неизменна и непротиворечива, твердо утверждается и философией, не затронутой модернизмом.

Если относительно одного и того же вместе было бы истинно все противоречащее одно другому, то ясно, что все было бы одним… И в таком случае получается именно как у Анаксагора: “все вещи вместе”, и, следовательно, ничего не существует истинно (Аристотель).

Ведь если вся действительность абсурдна и иррациональна в своем существе, то ясно, что эта действительность и не существует истинно, а лишь кажется.

В И. предмет познания и веры исчезает, утрачивая свою несмешиваемую ни с чем сущность. Тем временем Церковь иначе учит о Боге и о миропорядке: Он всякую вещь так содержит и приводит к ее собственному концу, ради которого она произведена, без всякого превращения в что-либо иное против того, чем она была прежде по природе (св. Ириней Лионский).

В И. исчезает без остатка и познающая личность. Личность в И. совершает “прыжок в никуда”, т.е. духовное и нравственное самоубийство.

На практике бунт против Истины означает, что иррационалист продолжает жить в обыденном мире так, как будто с устранением разума истины ничего не случилось. Точка опоры переносится с трансцендентной Истины на повседневную практическую жизнь. Иррационалистический аморализм В.В. Розанова сводится именно к этому.

Рациональное мышление: что это такое

Основу рационального сознания составляют реальные факты для размышлений и логически обоснованные доводы для принятия решений. Они позволяют видеть вещи в истинном свете, объясняют непонятные явления и показывают кратчайший путь к поставленной цели.

Традиционно рациональный образ мысли связывается с точными науками, но и в повседневной жизни люди вынуждены пользоваться им, чтобы выстроить свою карьеру, накопить денег на крупную покупку, спланировать отпуск.

Рациональные личности:

  • здраво оценивают окружающую действительность;
  • ставят перед собой реальные цели;
  • адекватно реагируют на критику;
  • прислушиваются к окружающим;
  • подкрепляют свои выводы конкретными фактами;
  • отличаются расчетливостью и прагматизмом;
  • трезво оценивают возможности – свои и чужие.

Решимость мыслить рационально является позитивным моментом с точки зрения работы человека над своими недостатками.

Людям другого склада, не умеющим и не желающим строить планы на жизнь, порой сложно добиваться своих целей, так как они:

  • не думают о последствиях;
  • везде опаздывают;
  • не умеют предсказывать ход событий.

Руководствуясь рациональными мыслями, человек не совершает спонтанных и необдуманных действий, минимизирует риск неприятных неожиданностей. Именно такой спокойный взгляд на ситуацию позволяет человеку собраться в критический момент, когда вокруг кипят страсти и эмоции.

Иррациональное и его характеристика

Если попытаться объяснить понятие «иррациональное» с позиции философии, то охарактеризовать его можно как определенное начало человеческой натуры, противоположное свойству рационально, т.е. разумно постигать этот мир. Иррациональное допускает, что существуют такие области мировоззрения, которые разум не в состоянии понять, но все же они приемлемы благодаря вере, чувствам, интуиции. Таким образом, иррациональное – это одна из характеристик особого характера действительности. На протяжении многих лет вопросы иррационального изучались такими известными философами, как Бергсон, Дельтой, Ницше, Шопенгауэр и многие другие.

Мыслить иррационально могут позволить себе, так скажем, «свободные» личности, не задумывающиеся о последствиях. Действовать так значит допускать, что действительность не всегда может быть понята с помощью научных методов. Исходя из воззрений сторонников иррационального мышления, реальность со всеми ее компонентами и производными, например, жизнью и психологическими процессами, неподвластна общепринятым законам.

Безусловно, такая позиция имеет место быть, но в случае с критическим мышлением она совершенно не подходит. Иррациональные люди стремятся познать законы бытия, нарушая все общепринятые законы, а люди рациональные, напротив, мыслят критически, не доверяя тому, что нельзя проверить, опираясь только на достоверные и подтвержденные факты. И, беря это в расчет, мы должны сказать, что даже в том случае, если иррациональное вам свойственно, при желании развивать умение мыслить критически вы хотя бы на время должны отбросить все, что может ему противоречить.

Что же именно отбрасывать? Давай постараемся уточнить этот момент, ведь иррациональные мысли могут быть разных типов.

Восприятие во сне

Многочисленные исследования помогли установить тот факт, что сон – как режим отдыха мозга – признан таковым необоснованно. Было доказано, что в таком состоянии периодически изменяется давление, учащается дыхание, пульс становится частым и аритмичным, а гормональная активность увеличивается в разы. Нередко параметры спящего человека достигают уровня этих же показателей в состоянии бодрствования, а то и превышают его. Такие всплески во сне именуются рэм-фазой – фазой сновидений. Примечательно и то, что именно в этот момент, в момент повышенной активности мозга, он практически полностью перестраивается и отстраняется от внешнего мира, обрабатывая информацию и сортируя ее исключительно в пределах внутренней мозговой деятельности. В эти минуты человек видит сны. И сны эти нередко бывают пророческими, реалистичными, предсказательными.

Можно вести массу дискуссий на тему того, что все это в жизни не применимо и никакого значимого смысла для общества оно не несет за недостаточностью научных обоснований. Но как же тогда объяснить тот факт, что Менделееву приснилась его таблица химических элементов во сне? Разве не несет она сегодня огромное значение для общества тем, что поясняет и описывает взаимосвязи и взаимозависимость всех существующих химических соединений, известных человеку?

Как считаете лично вы: несет ли в себе иррациональное познание столь же большое значение, сколь обоснованное рациональное и значимое чувственное?

Источник

Методы иррационального мышления

В отличие от рационального, иррациональное познание опирается не на логические приемы, рассмотренные выше, а на мгновенное постижение проблемы. В основе иррационального мышления лежат:

  • Интуиция: представляет собой форму непосредственного знания,
  • позволяет постигать действительность без показаний органов чувств.
  • Озарение:
      означает мысленное постижение целого, а не отдельных частей,
  • перестраивает ситуацию, находит новый взгляд на проблему.
  • Воображение:
      является специфической формой психологической активности человека,
  • создает новый образ, ситуацию, возможное будущее с использованием прошлого опыта.
  • Методы не ограничиваются вышеперечисленными формами. К ним можно отнести также эмоциональную сферу, духовные прозрения, практики медитации в восточных религиях и другие.

    В повседневности часто можно встретить деструктивные примеры иррационального мышления. Достаточно вспомнить сколько гениальных писателей, художников и музыкантов в реальной жизни были беспомощны не имели элементарных средств к существованию.

    Иррационализм и богословский модернизм

    В богословском модернизме иррационализм объявляется существенной принадлежностью Христианства. По словам Ф.М. Достоевского: Если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной. Для другого корифея И. С. Кьеркегора Христианство абсурдно, вера не имеет никаких оснований или оправданий и является “прыжком в никуда”.

    В И. предмет веры и познания является внутренне неоформленным, беспорядочным, абсурдным и противоречивым в своей сущности. Писание, напротив, учит:

    Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом; Его премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою.

    Притч. 3:19-20

    Вопреки словам Св. отцов эта противоречивость приписывается Самому Богу. Так, св. Григорий Нисский учит: Значение имен, приписываемых Божеской природе, таково, что каждое из них хотя и имеет особое значение, но не содержит никакого противоречия с другим, вместе с ним приписываемым.

    Нелепым будет утверждать,- учит св. Дионисий Ареопагит,- что само Начало – не просто, не едино, но делимо и двойственно, противоречит самому себе и изменчиво.

    Как бороться?

    Самостоятельно распознать иррациональность довольно сложно. Если случай запущенный, то все-таки стоит обратиться к специалисту.

    Если же вы верите в собственные силы, готовы к самоанализу и переменам в жизни, выполняйте специальные упражнения.

    • Заведите дневник и записывайте туда все мысли, которые вызывают у вас тревогу или любые другие негативные эмоции. Скоро станет ясно, откуда они берутся, и что становится причиной их рождения. Со временем таким образом в голове появится «шлагбаум», который не будет пускать иррациональные идеи.
    • Не поддавайтесь панике, если даже вдруг показалось, что весь мир обернулся против вас. Коллега или близкий товарищ отказались общаться, и это стало причиной уныния. Возможно, у них просто плохое настроение или они устали. И все происходящее не имеет ни малейшего отношения к вашим личным взаимоотношениям. Всегда старайтесь посмотреть на ситуацию со стороны того, кто рядом. Разве, когда вам грустно, вы готовы к веселому общению? Вставайте на место вашего визави. Вскоре станет ясно, что не так страшен черт, как его намалевало ваше сознание. Просто друг оказался вдруг не в духе. Такое случается со всеми, и это вовсе не повод спускать на себя всех собак.
    • Найдите золотую середину. Перестаньте кидаться из крайности в крайность. Исключите из лексикона такие слова, как «ужасно», «невозможно», «прекрасно», «лучше всех», «хуже всех» и так далее. Старайтесь оперировать менее категоричными оценками. Давайте право на ошибку и себе, и другим.
    • Не ставьте на себе крест. Даже если кажется, что ситуация безвыходная, никогда не допускайте мысль, что это убьет вас, сделает жизнь невыносимой. Вспомните, что в жизни есть более важные вещи.

    Иррациональной свободы не существует

    Между тем, той свободы, которой ищут иррационалисты, просто нет в области Истины. “Абсолютная свобода” есть лишь голая возможность поступать как попало в реальной жизни. Иррационалист как бы забывает в своем опьянении, что его поступки в реальной жизни влияют лишь на его собственную вечную участь. Но дела человека не меняют и не отменяют Истины, которая судит эти дела.

    Вполне закономерным результатом иррационального примирения противоречий служит оправдание компромисса с реальным злом. Если, согласно Н.А. Бердяеву, истина не догматична, и правда не должна быть системой понятий и идей, то теоретическому адогматизму – в области практической должен соответствовать беспорядочное примирение с разнообразным злом этого мира.

    Св. Марк Ефесский убедительно демонстрировал это, осуждая соглашение с католицизмом на Флорентийском соборе 1438-1439 гг. На соборе св. Марку кричали: “Найди нам выход, икономию”. Св. Марк отвечал: Дела веры не допускают икономии. Это все равно, что сказать: отруби себе голову, и иди куда хочешь.

    Св. Марк возражал тем, кто ищет нечто среднее и соглашение:

    Никогда, о человек, то, что относится к Церкви не исправляется чрез компромиссы: нет ничего среднего между Истиной и ложью, но как находящийся вне света по необходимости будет во мраке, так и немного отступивший от Истины, предоставлен подлежать лжи, если будем говорить правду; и хотя возможно сказать, что между светом и тьмой есть середина – называемая вечерними и утренними сумерками, однако между Истиной и ложью, как бы кто ни старался, не выдумает нечто среднее.

    Иррациональность в философии

    Философы во все времена уделяли много внимания познаваемости и/или, напротив, непознаваемости мира и явлений в нем. Именно они впервые ввели термин «рационально» и «иррационально». Это была попытка разделить происходящее вокруг на то, что познать и понять можно, и на то, в чем не стоит даже пытаться разобраться. Ибо то есть на явления, для которых не существует объяснения, которое было бы понятно человеческому разуму.

    Кроме того, сформировалось такое устойчивое словосочетание, как «иррациональный человек». По сути, все мы иррациональны, потому что порой, и довольно часто, действуем, чувствуем и ведем себя необъяснимо, или испытываем эмоции, для которых также не существует рационального объяснения. Кроме того, практически никогда нельзя найти точную причину или закономерность для того, что нравится или не нравится человеку, что его радует или расстраивает.

    Другое устойчивое выражение – «иррациональная действительность» – относится к немного другой грани этого сложного термина. В данном случае, «иррационально» – это синоним «незакономерно». Считается, что события, происходящие в мире, непредсказуемы, потому что недоступны для познания человеческим разумом, и происходят хаотично, иногда без видимой причины.

    Виды

    Как и любой аспект научного или философского понимания конкретной отрасли исследования, внелогичное изучение мира подразделяется на разновидности. Виды иррационального познания представлены несколькими человеческими способностями, которые нельзя аргументировать с точки зрения научно-обоснованной теории или доказать, как некий факт. Это нечто эмпиричное, нечто, что существует за гранью умственного понимания – собственно, как и все иррациональное.

    Что же это за разновидности?

    Методы рационального мышления

    Данные методы основаны на использовании логических приемов обработки информации:

    • Анализ — мысленное расчленение некоторого целого на составляющие его элементы, выделение его свойств, связей и прочих характеристик, определение его структуры.
    • Синтез – воссоединение нескольких элементов или частей в единую целостную структуру. С помощью синтеза человек мысленно соединяет части в новых сочетаниях, что позволяет ему установить связи между ними и делать выводы об их взаимодействии.
    • Сравнение — установление сходства и различия между объектами или предметами. При помощи сравнения человек выявляет различные свойства предметов и объектов, как качественные, так и количественные характеристики.
    • Обобщение — мысленное объединение нескольких предметов по некоторым наиболее существенным признакам.
    • Абстрагирование (отвлечение) – выделение основных, существенных свойств предметов и отвлечение от несущественных деталей.

    На базе логических осуществляются самые разнообразные процессы. Они успешно применяются как в академических исследованиях и экспериментах, так и в сфере простых житейских дел.

    Иррациональное мышление: что это такое

    Рациональный образ мышления отбрасывает эмоции, порывы, желания, настроения, впечатления и все личностные аспекты, ограничивая, тем самым, интеллектуальный потенциал. В противоположность ему иррациональное мышление «думает сердцем», не стеснено никакими конкретными границами и в основе своей имеет:

    • чувства;
    • впечатления;
    • мистические переживания;
    • душевное состояние.

    Ближе всего к иррациональному образу стоит детское мышление, которое обладает подвижностью, эмоциональностью, яркими фантазиями, спонтанностью и отсутствием рассудительности.

    Будучи взрослыми, люди иррационального склада предпочитают развивать неистовую активность, но часто их действия хаотичны, лишены логики и последовательности. В жизни они руководствуются собственными представлениями, которые имеют мало общего с окружающей действительностью.

    Иррациональный тип мыслей присущ творческим людям, которым полет фантазии нужен как воздух. Невозможно представить себе творческого гения, писателя или художника, действующего в строгих рациональных рамках. Личности иррационального типа обладают, как правило, ярко выраженной способностью влиять на мысли и желания других людей.

    Установки с детства. Список

    Бо́льшую часть нерациональных установок мы приобретаем в детстве. Так как ум ребенка еще не способен критически мыслить, он воспринимает все суждения взрослых как чистую истину. Во взрослом возрасте каждый человек должен пересмотреть свои взгляды, и понять, какие убеждения его личные, а какие навеяны родителями и воспитателями. Те установки, которые были полезны в детстве и отрочестве, но вредят уже во взрослом возрасте, надо убирать. Они тоже иррациональны. Это значит, что каждая установка, которую мы можем осознать, должна быть подвергнута критическому разбору.

    Вот список популярных убеждений, приносящих индивидууму страдания:

    • должен, но не смог;
    • должен был лучше;
    • они (он) мне должны;
    • если я не справлюсь, будет катастрофа;
    • я неудачник по жизни;
    • я никому не нужен.
    • и др.

    Все эти умонастроения не имеют логического обоснования. Они попросту бесполезны и их нужно «удалять» из разума, как вирусные программы с компьютера.

    Яснослышание

    Категория познания, которая ввиду своей необоснованности считается чуть ли не абсурдной, все же имеет место в цепи иррациональных явлений. Сродни ясновидению, яснослышание проявляется тоже в образах и сигналах, но их человек с такими удивительными способностями не видит, а слышит. Споры, развернувшиеся вокруг яснослышания, в большинстве своем сводятся к психическому расстройству, при котором человек начинает слышать голоса. Нередко такие проявления отождествляют с шизофренией. Но сама по себе теория «слышащих» необъяснимое людей до конца не опровергнута.

    Причины иррационального мышления

    Для начала стоит сказать о том, что зачастую поведенческие стереотипы закладываются еще в раннем детстве. Они необходимы, т.к. не просто экономят энергию и время на принятие решений, но и способствуют первоначальной адаптации к жизни и обществу, обеспечивая выживание индивида. Но по достижении взрослого возраста человек начинает сталкиваться со «сбоями», т.е. с проблемами иррационального мышления. Основными причинами тому служат следующие:

    • Не все мыслительные схемы и механизмы, сформированные в детском возрасте, оказываются верны
    • Не все мыслительные схемы и механизмы, подходящие для ребенка, подходят для взрослого человека

    Иррационализм является нарушением мышления. Впоследствии это приводит к проблемам адаптации к окружающей действительности. Кроме того, в сознании человека формируются деструктивные базовые установки, а именно:

    • Завышенная требовательность к себе (я должен то-то, я не должен того-то)
    • Завышенные требования к окружающему миру (они должны то-то, они не должны того-то)
    • Катастрофизация (если это случится – это конец, ужас, смерть, катастрофа, все пропало и т.д.)
    • Низкая фрустрационная толерантность (я не смогу этого пережить, для меня это конец и т.п.)

    Сложив все мысли, приведенные выше, на выходе мы получим нечто вроде: «Я ни в коем случае не должен запнуться во время своего выступления. Если я вдруг запнусь, они не должны поднимать меня на смех. Но если это случится – это означает конец для меня, я этого не переживу».

    В действительности многообразие мыслей может быть намного шире, но если отбросить все лишнее, всегда можно увидеть стандартный механизм иррационального мышления, срабатывающий каждый раз в разных ситуациях в измененной форме. Кстати, подобная схема нередко служит причиной всевозможных человеческих страхов.

    Любая проблема, любое явление или процесс, при столкновении с которым у человека возникает психологический дискомфорт, можно разобрать на элементы, чтобы найти основную иррациональную схему, вызывающую страх, тревогу, панику и прочие проявления и нарушающие взаимодействие с окружающим миром.

    Говоря простым языком, тот, кто не способен различать вымысел и правду, а также находить причинно-следственные связи, использует иррациональное мышление. Оно никогда не поможет предугадать события или просчитать результаты своих действий, отчего и возникают спонтанные поступки и ненужные переживания.

    Но и рациональное и критическое мышление в какой-то мере включает в себя иррациональную, можно сказать духовную составляющую. К примеру, люди искусства, создавая уникальные произведения, часто противоречат логическим законам, хотя и действуют обдуманно. Однако иррациональное не должно владеть умом здравомыслящей личности, и с его проявлениями можно и нужно бороться.

    Предчувствие

    Эта форма иррационального познания плотно контактирует с интуицией, поскольку в самом прямом своем смысле ее значение определяется интуитивным прогнозированием наступления какого-то события или происхождения какого-либо действия. У каждого оно проявляется по-разному, но не обращать на него внимания многие не рискуют. Ведь это своеобразный сигнал организма, сигнал внутреннего центра ощущений, что вот-вот что-то произойдет. И это что-то может нести в себе как положительный, так и отрицательный посыл.

    Предчувствие может сыграть и решающую роль в знакомстве с новым человеком. Нередко бывает так, что при встрече с незнакомцем нас охватывает необъяснимое ощущение нежелания продолжать ознакомительную беседу. Как объяснить данное явление? Ведь человек для нас – совершенно новое лицо, потенциально неизведанная и непрочитанная книга. Мы о нем ничего не знаем, а неприязнь уже присутствует. Это происходит на подсознательном уровне, мы инстинктивно предчувствуем, что общение с ним может не увенчаться успехом, нам хочется оттолкнуть данный субъект своих опасений как можно дальше от себя. Разве это можно объяснить логически? Нет. Это иррациональная категория человеческих способностей и ощущений.

    Познание реальности. Концепции

    В психологии рассматривается 3 формы рационального познания: понятие, суждение и умозаключение. Умея делать рациональные выводы, человек во многом облегчает себе жизнь. Люди, которые руководствуются иррациональностью, принимают мир на основе интуиции.

    Концепции реальности могут строиться на логичных объективных суждениях, но также могут быть совершенно необъективными, то есть нерациональными. Необъективные мыслительные конструкции нужно прорабатывать в течение жизни, иначе они могут мешать нормально развиваться личности, провоцировать необоснованную тревогу.

    Какие это убеждения?

    • «Я никогда не был уверенным в себе, и не буду».
    • «Я должен доказать нечто».
    • «Меня должны одобрить, в противном случае я ничего не стою».

    Иррациональная личность — тот, кто привык мыслить иррационально и принимать ощущения, как объективную данность, а логические доводы, как нечто несерьезное.

    Недомысленный и нечеткий образ, о котором рассуждают, — тоже иррациональность. Это определение и значение в психологии такого мышления рассмотрим позже.

    Инсайт

    Это форма иррационального познания, которая тождественна озарению, но дополняется сильной эмоциональной вспышкой. То есть это момент, когда голову человека посещает светлая мысль, и сопровождается это действо ярким проявлением эмоции. По поводу данного явления ходит много споров: одни психологи утверждают, что явление надуманно и его, по сути, не существует. Другие доказывают обратное и всячески отстаивают идею реального существования данного феномена. Аргументируют они это тем, что инсайт – это третья ступень в теории умозаключительного разрешения существующей проблематики, в то время как первый – это знакомство с трудным вопросом, а второй – это подключение мыслительного процесса к поиску ответа на поставленный вопрос.

    Причины

    Сказка – ложь, да в ней намек. И если, достигнув зрелого возраста, вы этого так и не поняли, скорее всего, у вас проблемы. Человек, который не может отличить вымысел от реальной истории, ложь от правды, неспособен понять, почему происходит то или иное событие, иррационален.

    Это свойство появляется у каждого из нас еще в детстве. Когда мы ждем Деда Мороза или зовем мышку, которая заберет в свою норку нашу боль, — это не что иное, как яркое проявление иррационального мышления. Но повзрослев, человек должен осознать, что не все детские убеждения верны, да и в принципе рассуждать как ребенок взрослый не должен. Если этого не происходит, то прежде всего это ведет к проблеме адаптации в жизни. Такой гражданин не может стать полноценной частью общества, так как в его голове срабатывают установки, мешающие интеграции:

    • я не имею права на ошибку;
    • я должен спасти мир;
    • мир должен спасти меня;
    • вокруг меня сплошной ужас;
    • я не смогу с этим справиться и пережить такое.

    Люди с таким складом ума боятся любой оплошности. Причем их больше пугает не сам факт ошибки, а отношение в связи с ней к своей персоне со стороны окружающих. Им вечно кажется, что над ними смеются и издеваются.

    Примеры


    Вам будет интересно:Социальный кризис: причины, уровни и последствия
    Для наглядного понимания смысла этой философской теории необходимо рассмотреть пример иррационального познания. Точнее, здесь правильнее будет сказать – пример иррационального мышления.

    Предположим, что бытует убеждение, якобы всегда есть единственное верное решение любой проблемы, и его необходимо отыскать, иначе катастрофа неизбежна. Считается, что это убеждение – иррационально. Почему? Потому что не существует одного идеального решения, ведь тогда бы воображаемый итог неудачного поиска идеального выхода из ситуации был бы нереалистичен и мог бы спровоцировать тревогу или панику, что уже само собой наталкивает на принятие неверного решения.

    В подобной ситуации рациональным выводом стал бы поиск разных возможных решений такой проблемы, при котором было бы найдено несколько версий возможного исхода событий. Из этих нескольких вариаций можно было бы выбрать наиболее подходящую. Здесь тоже явно просматривается отличие одной концепции от другой.

    Если привести более приземленный, не философский пример метода иррационального познания, то можно объяснить его смысл на банальном обучении езде на велосипеде. Вот, допустим, когда вы учитесь ездить на двухколесном транспорте, вы ведь не прибегаете к логической цепочке и не строите уйму взаимосвязанных и взаимозависимых заключений. Это происходит как бы на подсознательном уровне.

    Иными словами, иррациональный способ размышлять, равно как и познавать мир, связан с интуитивными, так сказать, машинальными техниками освоения окружающих возможностей. Сюда также можно отнести преувеличения, сверхобобщения, чтение мыслей и прочие подобные невербальные и нелогические способы познания.

    Иррациональность в психологии

    «Иррациональное» – это как уже было сказано, нечто непознаваемое человеческим разумом, недоступное ему, лежащее за его пределами. В психологии это прилагательное используют, описывая функции человеческой психики, лежащие за пределами разума, такие как, например, интуиция.

    Невозможно рационально, логично и понятно объяснить, почему человек заранее чувствует приближение опасности, тревогу или даже страх, почему берет с собой зонт в солнечную погоду или одевается тепло в жаркий летний день, предугадывая готовую разразиться грозу, о которой ни слова не было в метеосводках. Именно поэтому интуиция иррациональна. Никто точно не знает, как она работает, откуда берется, почему у некоторых людей развита лучше, чем и других. Известно только, что, должно быть, какими-то собственными законами и принципами она все же исправно работает: человек с зонтом, над которым посмеиваются гуляющие налегке друзья, попадает под дождь, а тепло одетые люди не простужаются, когда неожиданно портится погода.

    Иррациональной можно считать не только интуицию, но и обыкновенные ощущения (не физические, а психологические). Человек даже сам себе не всегда может объяснить, почему радуется или злится, почему иногда по утрам чувствует себя бодрым и готовым к новым свершениям, а в иные дни с ног валится от усталости и ругает все и вся, на чем свет стоит. То есть его ощущения попадают под определение «иррационально» — это то же, что «непонятно», «нелогично», «необъяснимо».

    Потеря чувствительности к тратам

    Профессор психологии Макс Базерман проводил со многими своими студентами следующий эксперимент. Студенты участвуют в необычном аукционе, на котором продается 20-долларовая купюра, но с небольшой оговоркой: человек, назвавший наибольшую цену, получает эти 20 долларов, но заплатить за нее придется и тому, кто назначил чуть меньшую цену и оказался вторым.

    Очевидно, что нет никакого смысла называть сумму больше себестоимости купюры и чем выше будет ставка, тем больше придется потерять. Но практически каждый раз, когда Базерман проводил этот эксперимент, цена переваливала за 20 долларов, а однажды поднялась до 407, так что обоим последним студентам пришлось заплатить больше 200 долларов.

    Почему студенты не могли вовремя остановиться? Это объясняет теория перспектив Канемана — Тверски. Наше восприятие денег определяется не простой суммой, а тем, с чем мы эту сумму сравниваем. Ставка на аукционе могла повышаться каждый раз лишь на доллар, и по сравнению с растущей суммой он казался все менее ощутимой тратой. Так мы теряем чувствительность к потерям.

    Нечто похожее происходит, когда мы покупаем дорогую вещь и нам предлагают к ней какой-нибудь аксессуар. Возможно, вы бы не стали покупать чехол для телефона просто так, но по сравнению с самим телефоном его цена кажется незначительной — почему бы не взять.

    Как не попасться: в следующий раз, когда продавец предложит к купленной вещи дополнительные товары, попробуйте представить себе, что вы находитесь дома и выбираете их в онлайн-магазине. Кстати, если под рукой интернет, можно сразу сравнить цены.

    Рациональность и иррациональность. В чем отличия?

    Мы часто говорим о ком-то — «он иррациональный». Что значит это понятие? Рациональность означает согласованность с разумом, обоснованность. От лат. ratio — это разум. Тогда как irrationalis — неразумное, основанное не на доводах, а на общих представлениях.

    Чтобы понять разницу между разумным и неразумным, приведем признаки обоих принципов мышления.

    Признаки рационального суждения:

    1. Подтверждение логических выводов опытом.
    2. Уравновешенность эмоций. Рациональные мысли никогда не вызывают «бурю эмоций» в душе личности.
    3. Нет абсолютизации явлений. Рациональная личность знает, что все события и явления значат ровно столько, сколько ценности вкладываем мы в них сами.
    4. Эффективность.

    Теперь перечислим признаки иррационального.

    1. Категоричность суждения — «я не смогу жить, если…».
    2. Необъективность. Никакими фактами нельзя доказать иррациональную мысль.
    3. Наличие бурных истерик, слезы.
    4. Неэффективность. Такие мысли никак не помогают продвигаться вперед к позитивной цели.

    Теперь понятно, как мыслят иррациональные личности. Кто необъективен, непредсказуем и не может отделять главное от второстепенного из-за своей эмоциональности при решении насущных вопросов, тот иррациональный. Что это значит? Это значит, что человек имеет, скорее всего, эмоционально-образное мышление с детства. И профессию нужно выбирать такой личности творческую, связанную с эмоциональными состояниями, а не фактами.

    Но бывает, причиной такого мышления служат негативные установки. Такие программы служат только деструктивности, и их нужно корректировать с помощью психотерапевта.

    Иррационализм в массовой религии

    Применительно к религии, иррационализм есть опыт пребывания в абсурде. Учение Церкви, якобы, абсурдно. Чем безумнее мы соображаем и неправильнее поступаем, тем ближе мы к Церкви. “Христианский” иррационализм рассуждает примерно таким образом: если по уму, то в Христианстве ничего достоверного нет, а если сойти с ума – то есть.

    Один из влиятельных представителей New Age Ошо (Бхагван Шри Раджнеш) утверждал:

    Ты поймешь, что здесь происходит, только если отбросишь свое “я”, свои суждения и свой разум – короче, если позволишь мне отрубить тебе голову.

    В самом деле,- отмечают исследователи,- Раджнеш не хочет, чтобы его последователи что-либо понимали. Он стремится, чтобы его ученики не понимали истину, а приобрели опыт этой истины. Подлинная религиозная жизнь обретается через отключение интеллекта. Высказывания Бхагвана нельзя понимать буквально, ведь они призваны воплотить всю неизреченную тотальность опыта.

    Искажение Апостольского учения

    “Христианский” иррационализм является злостным искажением Апостольского учения: Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их (1 Кор. 3:18-19). Слова о соблазне Креста: Зане буее Божие, премудрее человек есть: и немощное Божие, крепчае человек есть (1 Кор. 1:25),- св. Иоанн Златоуст толкует совершенно иначе: Говоря о буйстве и немощи креста, Апостол разумеет не то, чтобы он был действительно таков, но кажется таким; ибо он говорит применительно к мнению противников. Чего не могли сделать философы посредством рассуждений, то сделано кажущимся безумием.

    И. выходит на первый план в “апофатическом богословии” В.Н. Лосского и др. В богословском модернизме И. существует как идейное обоснование адогматизма, антиюридизма, аморализма и экуменизма. И. служит для богословского модернизма точкой соприкосновения с ницшеанством, “философией жизни”, экзистенциализмом и постмодернизмом. Это особенно ярко видно на примерах плюралистов типа о. Сергия Желудкова или Г.П. Померанца. С другой стороны, И. сближает религиозный модернизм с фрейдизмом, оккультными движениями типа New Age, а также с такими массовыми гностическими движениями, как анархизм и фашизм.

    Иррационализм и рационализм

    В модернизме, новой философии и гностических движениях И. представляется в качестве альтернативы рационализму эпохи “Просвещения”. На самом деле, И. противоположен не рационализму, а Христианству, как учению истины и здравого смысла (Деян. 26:25). Рационализм же составляет оборотную сторону того же И., поскольку оба учения отрицают Откровение.

    По словам Эриха Фогелена:

    Век Разума получил такое наименование не потому, что был особенно разумным, но потому, что мыслители XVIII века верили, что найдут в Разуме (с большой буквы) замену Божественному порядку. Вся эта конструкция была неустойчивой, потому что человеческий разум в имманентистском смысле, без участия в ratio aeterna, не может быть источником порядка.

    Мысль рационалиста неизбежно совершает прыжок, который иначе как мистическим не назовешь, хотя эта мистика и является посюсторонней. Прекрасный пример – Спиноза, до “единой субстанции” которого невозможно дойти никаким разумом или доказательством, а можно только мистически “допрыгнуть”. Поэтому И. неразрывно связан с рационализмом, как источником экзистенциального беспорядка.

    Типология

    Даже хоть немного разобравшись в том, как рождаются иррациональные мысли в голове, можно сразу понять – им там не место. Ну, если, конечно, вы не обладаете такими же сверхъестественными способностями, как великая болгарская предсказательница Ванга.

    Для начала поищите среди своих дум те, что попадают под такие описания:

    • появляются спонтанно;
    • мешают разумным решениям;
    • снижают производительность труда;
    • снижают самооценку;
    • становятся причиной тревоги и раздражительности;
    • нарушают гармонию с внешним миром;
    • вызывают страх;
    • способствуют развитию подозрительности и ведут к одиночеству;
    • создают проблемы как в личной, так и в профессиональной жизни;
    • вызывают зависимость от вредных привычек;
    • выделяют «кумиров», чьи призывы кажутся единственно верными законами жизни.

    Именно люди с иррациональным мышлением, склонные верить в чудеса, чаще всего оказываются во власти запрещенных сект. Они сами не замечают того, как под воздействием «чар» своих предводителей теряют близких людей, работу, благосостояние. Вчерашний успешный бизнесмен буквально в одночасье становится гибким материалом в руках умелых «кукловодов». Ниточки, за которые они тянут, кажутся волшебными. К сожалению, это далеко не так.

    Иррациональность в математике

    Иррациональными в математике бывают выражения или уравнения, но гораздо чаще – числа. Так называют те из них, которые невозможно выразить с помощью обыкновенной дроби или десятичного числа.

    К наиболее известным и часто применяемым в математике примерам иррациональных чисел относятся:

    • число Пи – 3,14159265…;
    • число e – 2,7182818284…;
    • корень из двух – 1,41421356…;
    • корень из трех – 1,73205080….

    Известно, что концепция иррациональных чисел зародилась еще в седьмом веке до нашей эры, в Индии. Однако на тот момент существование чисел, которые невозможно выразить, воспринималось лишь как теория, не имевшая явных доказательств.

    Впервые существование иррационального числа было доказано приблизительно в 470 году до нашей эры древнегреческим философом, математиком и теоретиком Гиппасом из Метапонта. Неизвестно, иррациональность какого именно числа он доказал. Существует предположение, что это было так называемое золотое сечение.

    Одночленные иррациональные выражения

    Иррациональное выражение называется одночленным, если оно получается из чисел и букв с помощью операций умножения и возведения в степень с рациональным показателем. Примерами одночленных иррацио­нальных выражений являются:

    Иррациональное же выражение

    не является одночлен­ным.

    Некоторые одночленные иррациональные выражения можно упростить. Для этого надо:

    а) Раскрыть все скобки, используя формулы

    б) Объединить степени с одинаковыми основаниями, исполь­зуя формулу

    в) Сократить дроби в показателях отдельных букв.

    В результате получается выражение вида

    где А —некоторое число (быть может, иррациональное), а — несократимые дроби.

    Здесь уже отсутствуют скобки и каждая буква входит лишь один раз. Такой вид одночленного иррационального выражения мы будем называть каноническим.

    Пример:

    Привести к каноническому виду иррациональное выражение

    По формулам (1), (2), (3), это выражение равно:

    Сокращение показателей и приведение корней к общему показателю

    Так как то из каждого свойства степеней с рацио­нальными показателями вытекает соответствующее свойство кор­ней.

    Равенство (см. формулу (3), п. 2) переписывается так: при а > О имеем

    Таким образом, если подкоренное выражение является степенью положительного числа, причем показатель степени имеет общий делитель с показателем корня, то можно сократить эти показатели на общий делитель. Например,

    Из равенства (1) вытекает, что любые два корня с натуральными показателями можно привести к общему показателю.

    Именно пусть даны корни Тогда по формуле (1) имеем (разумеется, в качестве общего показателя корней можно выбрать не mn, а наименьшее общее кратное чисел m и n).

    Отметим, что формула (1) справедлива лишь при условии а > 0. В случае, когда а < 0, эта формула, вообще говоря, неверна. Например, рассмотрим Если а > 0, то по формуле (1) получаем Пусть теперь а < 0 . Тогда — а > 0 и Поэтому при а < 0 имеем:

    Например,

    Наконец, если а — 0, то . Полученные значения для можно выразить одной формулой

    В самом деле, как так и |а | равны а при (—а) при а < 0.

    Вообще, если общий делитель п, на который сокращают показатели корня и подкоренного выражения, четен и рассматриваются любые значения а, формулу (1) следует переписать так:

    Пример:

    Вычислить

    По формуле (2) получаем:

    Значит, если а если то этот корень равен

    Извлечение корня из произведения и степени

    Положим в формуле (1), п. 2, Мы получим, что при х > 0, у > 0:

    Точно так же из формулы (2), п. 2, выводится, что при х > 0, у > 0:

    Полученные свойства корней формулируются следующим обра­зом:

    а) Корень n-й степени из произведения двух положительных чисел равен произведению корней п-й степени из отдельных сомножи­телей.

    б) Корень n-й степени из отношения двух положительных чисел равен отношению корней n-й степени из этих чисел

    Например,

    Пользуясь свойствами (1) и (2), можно записать произведение нескольких корней с помощью одного знака корня. Если перемножаемые корни имеют один и тот же показатель, то для получения произведения надо перемножить их подкоренные выражения и извлечь из полученного произведения корень той же степени. Например,

    Если же перемножаемые корни имеют различные показатели, то и с надо предварительно привести к общему показателю (см. стр. 103). Например,

    Совершенно так же выполняется деление корней. Например,

    Вынесение алгебраических выражений из-под корня и внесе­ние их под корень

    Из формулы (1), п. 7, вытекает, что при а > 0 и b > 0:

    Итак, если часть подкоренного выражения для корня n-й степе­ ни является n-й степенью некоторого положительного алгебраичес­кого выражения, то это выражение можно вынести из-под корня.

    Следует иметь в виду, что формула (1) справедлива лишь при условии а >0, b > 0. Если же это условие не выполняется, а n = 2k — четное число, то вместо формулы (1) надо писать:

    Возведение корня в степень

    Эта операция основана на формуле (6 ). Из нее следует, что Это равенство можно записать так:

    Таким образом, чтобы возвести корень с положительным под­ коренным выражением в некоторую степень, надо возвести в эту степень подкоренное выражение. Например,

    Извлечение корня из корня

    Эта операция также основана на формуле (6 ). Из нее следует, что , и потому

    Таким образом, при извлечении корня из корня показатели корней перемножаются, а подкоренное выражение остается неизменным. Например,

    Подобные корни

    Два корня называются подобными, если их можно преобразовать к такому виду, чтобы они отличались лишь рациональным множителем (при этом предполагается, что перемен­ные, от которых зависит подкоренное выражение, положительны). Например, корни

    и

    подобны, так как при а > 0 , b > 0 , с > 0 , x> 0 имеем:

    и

    Второй корень получается из первого умножением на рациональный множитель.

    Корни из одночленов подобны тогда и только тогда, когда в их канонической форме иррациональные множители одинаковы. Поэтому, чтобы убедиться в подобии двух корней из одночленов, надо привести их к канонической форме.

    Сложение и вычитание корней

    Вообще говоря, сумму не­ скольких корней не удается записать с помощью лишь одного знака корня. Однако, если среди рассматриваемых корней есть подобные, их можно сгруппировать вместе и вынести за скобки общий множитель.

    Пример:

    Уничтожение иррациональности в знаменателе или в числи­ теле алгебраической дроби

    Часто бывает нужно найти численное значение иррационального выражения при заданных значениях входящих в него букв. При этом бывает неудобно делить на ирра­циональные числа. В таких случаях стараются преобразовать за­ данное иррациональное выражение так, чтобы его знаменатель не содержал корней.

    Посмотрим сначала, как выполняется это преобразование в случае, когда знаменатель дроби — корень из одночлена. Пусть дано иррациональное выражение . Если мы хотим освободиться от иррациональности в знаменателе этой дроби, то надо помножить и числитель, и знаменатель на такой множитель, чтобы в знаменателе извлекся корень. Ясно, что для этого надо умножить подкоренное выражение в знаменателе дроби на тогда оно станет равно и корень извлечется. Вспоминая правило умножения корней, видим, что числитель и знаменатель надо ум­ножить на Тогда мы получим, что

    Вообще, если дано выражение вида , причем все показатели меньше n, то надо умножить числитель и знаменатель дроби на один и тот же множитель

    Тогда при а >0, b > 0 , …, с > 0 получим:

    Этот ответ остается справедливым при нечетном n для любых а, b, …, с. Если же n четно, то в общем случае в знаменателе надо писать

    Теперь рассмотрим случай, когда знаменатель алгебраической дроби имеет вид где A и В — положительные рацио­нальные выражения. В этом случае надо умножить и числитель, и знаменатель на выражение (оно получается из знаменателя изменением знака при ). Так как (а +b) (а—b) = то при А > 0 и В > 0

    Поскольку (А — В) — рациональное выражение, мы избавляем­ся от иррациональности в знаменателе дроби. (Точно так же избавляются от иррациональности в знаменателе, если он имеет вид ) Например,

    Аналогично действуют в случае, когда знаменатель дроби имеет вид , где А и В — рациональные выражения. Уничтожение ир­рациональности в знаменателе основывается здесь на формуле

    (см. стр. 32). Именно, положим и умножим числитель и знаменатель на одно и то же выражение

    (где надо заменить а на и b на Тогда знаменатель примет вид:

    то есть станет рациональным выражением. Случай, когда знаменатель равен , разбирается точно так же. Здесь надо положить

    Если знаменатель имеет вид то надо поло­жить (соответственно и воспользоваться формулой

    Если знаменатель имеет вид то корни надо сначала привести к общему показателю. Например,

    Случай, когда знаменатель является суммой трех или большего числа корней, сложнее. Однако можно показать, что какой бы сложный вид ни имел знаменатель, всегда можно освободиться от иррациональности в знаменате­ле. Общие методы таких преобразований изучаются в высшей алгебре.

    В некоторых задачах, наоборот, бывает целесообразно уничтожить иррациональность в числителе алгебраической дроби, т. е. преобразовать дробь к такому виду, чтобы ее числитель содержал лишь рациональные вы­ражения. Читателю должно быть ясно, что эта цель достигается теми же спо­собами, как уже в разобранных выше примерах.

    Преобразование выражений вид

    Пусть задано алгебраиче­ское выражение где А > 0, В > 0, Мы покажем сейчас, что его можно представить в следующем виде суммы двух корней:

    Для доказательства покажем сначала, что квадраты выражений в обеих частях равенства (1) совпадают. В самом деле,

    С другой стороны,

    Осталось показать, что обе части равенства (1) положительны. Для левой части это очевидно, так как мы рассматриваем лишь арифметические значе­ния корней. Д ля правой это справедливо, поскольку при А >0, В > 0

    Формула (1) позволяет упростить выражение в случае, когда разность есть полный квадрат. Например, имеем:

    Специфика иррациональных убеждений

    — Чаще всего это идеи, продуцированные не самим человеком, но «подхваченные» им из социума. Социальные психологи прекрасно знают про эффект «заражения» идеями. Как только происходит ссылка на «всем известное», «само собой разумеющееся», «неоднократно доказанное», человек находится в прямой опасности попадания в зависимость от этих чужих мнений, которые не столь очевидны, какими кажутся, и не вытекают из его личного опыта.

    — Эти идеи неосуществимы. Их явная недостижимость может породить невротические реакции, «зацикливание», подавленность, настороженность и т. п.

    — Они обладают огромным потенциалом внушения (в том числе и самовнушения). Ими «заражаешься» непроизвольно и незаметно.

    — Чаще всего при зрелом размышлении и анализе они оказываются уязвимыми и могут корректироваться, в том числе с помощью психолога.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]