Человек — это существо, которое постоянно действует, а также существо, способное учиться. В этом смысле следует отметить, что ни один метод не имеет такого положительного влияния, как практический пример. Таким образом, парадигма относится именно к конкретному примеру, к конкретному шаблону, который ясен, нагляден и может служить ориентиром для выполнения определенного действия.
Пример становится образцом для подражания. Парадигма показывает конкретную модель, которая служит источником вдохновения для выполнения других подобных случаев. Парадигма — это также способ классификации реальности с точки зрения познания этой реальности.
Две фазы существования науки
Фото Yeshi Kangrang on Unsplash
Томас Кунт говорил, что есть всего две фазы, в которых может существовать наука:
- революционная фаза;
- нормальная наука.
В революционной фазе царит сильная динамика и полный хаос – делаются новые открытия, которые перечеркивают предыдущие знания, теории конкурируют друг с другом, а научные деятели вступают в дебаты, потому что их доводы зачастую полностью противоречат друг другу.
Потом какие-то теории принимаются большинством из научного сообщества и начинается фаза «нормальной науки».
В этот период, который является более длительным, чем революционна фаза, происходит систематизация научных знаний, их обобщение, растет доказательная база. Полученные знания структурируются и интерпретируются.
Потом совершается какое-то революционное открытие, прорыв, который полностью меняет представление о тех или иных явлениях, которые главенствовали в научном сообществе. И снова наступает революционная фаза.
Таким образом происходит постоянное развитие науки. Парадигмы напрямую связаны с фазой «нормальной науки».
Основные подходы и парадигмы в современной психологии
Что такое парадигма
Парадигма – совокупность общих принципов познания, которые доминируют в данный момент времени и принимаются большинством деятелей, занимающихся данным научным направлением.
Парадигма выступает в качестве научного эталона. Важно понимать, что парадигма определяет:
- что считать объектом и предметом исследования;
- какие методы применять в исследовании;
- что считать достоверным знанием;
- теорию и законы науки;
- доказательную базу;
- практическое применение научных знаний.
Парадигма выражает общую логику научного познания.
Парадигмы в психологии
В современной психологической науке принято выделять три основные парадигмы, которые определяют предмет психологии, методы ее изучения, принципы научного подхода, критерии ценности полученного знания и многое другое.
Виды парадигм в психологии:
- естественно-научная;
- гуманитарная;
- практическая.
Естественно-научная парадигма
Эта парадигма предполагает строгий научный подход к изучению психологических явлений, главными принципами которого является объективизм, детерминизм, рационализм и результативность. Образцом для подражания служили науки эпохи Просвещения, механика Ньютона, эволюционная теория.
Giphy
Предметом изучения являются формы проявления душевной жизни – поведение, отношения, результаты деятельности человека.
Эта парадигма отличается номотетическим научным подходом, то есть психология должна стремиться к установлению общих, объективных и доказанных закономерностей развития и проявления психических явлений. Доминирует структурный подход, в котором целое это совокупность его частей.
Целью этой парадигмы является познание объективных законов психологии, их типологизация и установление логических связей. Доказательность этих связей должна определяться возможностью многократного повторения и математической статистикой.
Методы исследования должны быть объективными: наблюдение, эксперимент, теоретические гипотезы и конструкты. Сам исследователь должен быть беспристрастен, отстранен, а человек выступает лишь как объект исследования.
Гуманитарная парадигма
В конце 19-го века наступил серьезный кризис, выраженный в осознании, что нельзя изучать науки о душе и культуре с помощью методов, которые применяются в естественных и точных науках. Точные науки показали свою несостоятельность в исследовании некоторых аспектов психики.
Фото автора Alex Green: Pexels
Так появилась гуманитарная парадигма, во многом основанная на идеях Канта об ограниченности естественно-научного знания о душе и боге.
Предметом гуманитарной парадигмы стала выступать душевная жизнь личности, во всей ее целостности, уникальности и неповторимости, которая не может быть сведена к сумме отдельных проявлений. Целое всегда больше, чем совокупность его частей.
Для этой парадигмы характерен идеографический подход, который предполагает изучение индивидуальных особенностей, в нем есть много субъективности, системности, интуитивности.
Целью изучения становятся не объективные, статистически доказанные закономерности, а внутренний мир конкретного человека, его жизненный путь, индивидуальность и целостность.
Методы изучения тоже стали субъективными: эмпатическое слушанье, герменевтика, интуитивность, беспредпосылочность. Общение исследователя и испытуемого было равноправным, предполагая эмоциональную включенность и взаимодействие.
Гуманитарная парадигма оперирует такими понятиями как уникальность, неповторимость личности, ее духовное развитие, самоактуализация, ее личный опыт. Эта парадигма предполагает разные точки зрения на истину.
Image by Gerd Altmann from Pixabay
Практическая парадигма
В основе этой парадигмы лежит не столько исследование психологических феноменов, сколько работа с ними. То есть психология, как наука, должна не только изучать психику, но и разрабатывать методы работы с ней, изменять и преобразовывать отношения, которые выстраивает личность, помогать ей адаптироваться и менять условия, в которой она живет.
Предпосылками к развитию практической парадигмы была психотерапия, педагогическая психология, психология аномального развития и многое другое.
Задача психологии заключается в практическом применении знаний о человеке. Как наука может помочь человеку изменить свои представления о мире, о себе, о своем месте в этом мире, а также о том, как изменить свою жизнь к лучшему. Это и есть главная цель в рамках практической парадигмы.
Характеристики
В зарубежной литературе можно отыскать ответ на вопрос, что же такое парадигма? На рассмотрение и суд общественности представлена социологическая литература со своими терминами. Разные авторы по-разному трактуют слово «парадигма». К примеру. Э.Гидденс рассматривает его исключительно в качестве парадигмальных научных теорий, которые были ранее выдвинуты Вебером, Марксом, Контом и Дюркгеймом. На ряду с этим можно смело рассматривать и продолжать вести активный диалог о том, что в социологии данный термин также рассматривается с точки зрения классического понятия и в точки зрения современного. Большинство зарубежных социологов говорят о том, что эпохи меняются и каждая из них имеет свои особенности и невозможно объяснить эти социальные процессы с помощью, так называемого теоретического построения суждений учёных прошлого века.
Можно смело говорить о том, что картина социальной действительности, которая была им создана составляет особое представление о социуме, и она выступает так называемой социологической парадигмой. Можно долго спорить и выдвигать ряд теорий, которые позволят разобраться в том, что же можно именовать парадигмой. Ясно лишь одно, что в разных науках значение этого слова будет видоизменяться по-разному и слово вряд ли когда-то выйдет из общего обихода. Учёные будут спорить и доказывать, но самое главное – останется слово, которое уже укрепилось не только в психологии, но и в социологии. Неизвестно, какие ещё теории будут выдвинуты современными учёными, но продолжают вестись активные дискуссии и выяснения, что же стоит вкладывать в это понятие, а что не стоит. Время стремительно летит, а «парадигма» остаётся в качестве основной характеристики и основополагающего термина.
Проблема парадигм в психологии
Психика и психические явления – это сложный объект изучения. Именно это определяет сложность и противоречивость методов исследования. И до сих пор невозможно дать точный ответ о том, какая парадигма сейчас главенствует в психологии. Не смог это сделать и сам Томас Кунт.
Фото автора Michelangelo Buonarroti: Pexels
Существует несколько подходов к пониманию парадигм в психологии:
- психология является допарадигмальной наукой, то есть она находится еще на такой стадии, где пока не определена какая-либо парадигма;
- психология парадигмальная наука, поскольку, несмотря на много противоречивых подходов, по основным, центральным категориям достигнуто общее понятие (психика, психические явления и так далее);
- психология – мультипарадигмальная наука, в которой, в силу специфики и многогранности предметов ее изучения, одновременно существует несколько парадигм;
- психология – внепарадигмальная наука, в которой в принципе невозможно главенствование одной парадигмы, а логика развития, построенная на анализе естественных наук, к ней вообще не применима.
Философский аспект методологии.
МЕТОДОЛОГИЯ — учение о способах организации и построения теоретической и практической деятельности человека. Философия выявляет общественноисторическую зависимость репертуаров и средств деятельности людей от уровня их развития и от характера разрешаемых ими проблеМетодология В границах обслуживания типовых программ деятельности смысл Методология сводим к обеспечению их нормативнорационального построения. Общественноисторическая и культурная обусловленность Методология выявляется в ходе изменения ее оснований, а также в процессах выработки новых методологических средств. Значимую роль в разработке философских проблем Методология сыграли Сократ, Платон, Аристотель, Ф. Бэкон, Декарт, Кант, Шеллинг, Гегель и др. Специфический подход к проблеме предлагает системомыследеятельностная Методология Сложность отношений Методология и философии, как известно, определялась тем, что и Методология может трактоваться с позиции философии, и философия может характеризоваться в рамках некоей обобщенной Методология Пока в науке доминировала вера в незыблемые познавательные стандарты, философия реконструировалась в категориальнопонятийных комплексах общей Методология познания. Но поскольку в 20 в. познавательные стандарты обнаружили собственную зависимость от самого процесса познания, от развитости познающего субъекта и от типа познаваемых объектов, постольку в основаниях Методология выявились социальноисторические, человеческие, личностные, культурные измерения, потребовалось их принципиально иное философское осмысление. В этом плане Методология обнаружила свою условность в контексте постоянно воспроизводящихся репертуаров и процедур деятельности людей. В развитии современной Методология все большее место занимают вопросы, связанные с динамикой познавательных проблем, культурноисторической природой познавательных средств, изменчивостью категорий и понятий, формированием новых познавательных установок и т.д. Эти вопросы так или иначе сопряжены с включением в структуру Методология философских представлений. Методологическая работа философии не ограничивается анализом познания, она рассматривает схемы деятельности, создаваемые людьми для обновления и воспроизводства социального бытия. Задачей Методология становится выяснение, конструирование и преобразование схем деятельности, интегрированных в повседневный опыт человеческих индивидов. Методология становится важным пунктом осмысления и переосмысления современной культурной проблематики
Внимание Методология к схемам обыденного поведения и мышлению людей объясняется тем, что в их повседневном опыте традиции и стандарты деятельности перестают играть прежнюю роль. Действия и поступки людей, их общение и мышление утрачивают черты естественности стереотипных актов. Автоматизмы человеческого бытия уступают определяющую роль всевозрастающей совокупности оригинальных ориентиров, вырабатываемых людьми в процессах проблематизации, программирования, проектирования и решения конкретных жизненных задач
Осуществление новых нетрадиционных схем деятельности становится уделом все большего числа людей. Эффективность этой работы — это вопрос существования и обновления современной культуры. Последняя живет и трансформируется в значительной мере благодаря тому, что, осмысливая собственную методологичность, культивирует общественногуманитарные измерения Методология.