- 10 Октября, 2018
- Психологические термины
- Сергей КостюченкоЖелязков
Перцептивность – это отображение ситуаций действительности, при котором многое зависит от индивида. Такое отображение необходимо, чтобы формировать образ предметов. Что касается психологии, подобное явление позволяет понять, как человек видит проблему и какие выводы он делает в результате общения с окружающими людьми.
Основные понятия
Перцептивность – это основной биологический процесс человеческой психики. Приобретается такая функция через органы чувств, которые принимают участие в формировании полноценного образа предметов. Перцепция воздействует на анализаторы за счет ряда ощущений, вызываемых восприятием.
Также стоит сказать, что перцептивность – это популярный предмет исследования психологов. Ведь подобное отображение действительности позволяет сформировать в человеческом сознании полноценный образ определенного явления.
Ошибки в восприятии (иллюзии)
В мире нет ничего совершенного, и восприятие не исключение. По разным причинам этот процесс может «сбоить» и давать индивиду ошибочные образы, не соответствующие реальности.
Такие нарушения бывают двух видов:
- иллюзии – это извращенное восприятие существующих предметов и явлений. Иллюзии, в свою очередь, бывают: аффектогенные – их причиной являются чувства и эмоции. Например, тревожная личность может рассмотреть в тени от дерева надвигающегося маньяка или монстра, слышать угрозу в чужой речи, стыдливому человеку везде будут мерещиться критика и пристыживание;
- парейдолические – возникновение фантастических образов при взаимодействии с реальностью (кровь в стакане вместо воды, жуки вместо пятен грязи). Этот вид иллюзий является предшественником галлюцинаций.
Единственное условие, при котором нормальный человек может временно видеть галлюцанации – это насильственное изменение состояния психики (гипноз, наркотики).
Разновидности перцепции
Психологи классифицируют перцепцию в зависимости от задействованного органа восприятия следующим образом:
- Зрительная перцептивность – это вид перцепции, при которой глаза совершают скачкообразное движение – таким образом люди обрабатывают информацию, которую они получили. Когда движение глаз останавливается, начинается зрительное восприятие. На подобный тип перцепции влияют ранее выработанные стереотипы. К примеру, когда человек привык бегло просматривать текст, ему будет трудно полноценно прорабатывать изучаемый материал. Он может не замечать большие абзацы, а если его спросят, говорит, что в книге их не было.
- Слуховая перцептивность в психологии – это способ восприятия, при котором важную роль играет мелодическая и фонематическая система. При этом задействуются моторные компоненты (они выделены в отдельную полноценную систему – к примеру, пропевание мелодии позволяет развить музыкальный слух).
Также существуют следующие виды перцепции, в которых отражение информации происходит за счет понимания, а не органов чувств. Это перцепция направления и расстояния предметов, которые располагаются на расстоянии, и перцепция времени, то есть последовательность и скорость событий.
Суть перцепции времени заключается в том, что у всех людей внутренние часы разные. Нередко они не совпадают с суточными ритмами. Чтобы воспринимать подобные ритмы, человек пользуется дополнительными анализаторами.
Взаимодействие с социумом при помощи восприятия
Взаимодействие с социумом при помощи восприятия происходит следующим образом:
- Императивное общение. Это желание подчинить, установить контроль, использовать различного рода манипуляции. Это незавуалированное желание принудить. Такой вид общения иногда оправдан, например, уставные отношения, экстремальные ситуации.
- При наличии скрытых мотивов при перцепции наступает очередь манипуляции, задача которой скрыть истинные причины, подменить их при необходимости, и также добиться контроля и над человеком, и над ситуацией. Партнер по общению воспринимается только как средство достижения цели. В целом манипулятора характеризует жестокость, апатия, потеря интереса к жизни. Профессия преподавателя отчасти манипулятивна, поскольку педагогу необходимо замотивировать, преподать урок как можно более интересно. Такая установка может пагубно повлиять на межличностной перцепции педагога и других людей.
- Диалог. Диалог и есть реальное равноправное взаимодействие с социумом при помощи восприятия, это фиксация на другом человеке, на его интересах.
Анализ общения и взаимодействие с социумом при помощи восприятия разнообразно и многофункционально. Оно важно для каждого человека и общества в целом. Структура такого взаимодействия не заканчивается на перцепции, это еще коммуникация и интерактивность. Перцепция – это познание друг друга, установление межличностных отношений, обмен эмоциями и идеями, которую можно назвать обратной связью.
Понятие перцепции – это целый процесс в психологии, посредством которого стоит обратить внимание на некоторые стимулы в нашей среде, а не на другие. Поскольку невозможно уделить внимание всем стимулам, которые преподносит мозг, разум обладает удивительной бессознательной способностью выбирать, что важно, а что нет.
Автор: Елена Гупта
Социальная перцепция
Развитие и зарождение взаимодействия людей возможно при условии взаимопонимания. Важно, чтобы люди понимали не только окружающих, но и свою личность. Это возможно за счет процессов коммуникации и отношений, формирующихся между людьми в процессе беседы. Также важно учитывать методы, используемые для реализации совместной деятельности.
Обязательной составляющей общения считается процесс познания. Подобная составляющая является перцептивным аспектом общения. Ученые считают социальную перцепцию важным и серьезным явлением психологии. Впервые подобное определение ввел Д. Брунер (он сформировал другой взгляд на восприятие человеком различных субъектов).
Понятие перцепции в психологии
Определение 1
Перцепция – это когнитивный процесс прямого активного отображения человеком разных явлений, объектов, событий, ситуаций. Если данное познание направлено на социальные объекты, то явление называется социальной перцепцией.
Механизмы социальной перцепции можно ежедневно наблюдать в нашей повседневной жизни. Упоминание о перцепции встречались уже в античном мире. Огромный вклад в развитие данного понятия внесли философы, физиологи, деятели искусства, физики. Но самое большое значение этому понятию придаёт психология.
Перцепция — это важная психическая функция познания, которая проявляется в качестве сложного процесса преобразования и получения чувственной информации. Посредством перцепции индивид формирует цельный образ объекта, воздействующий на анализаторы.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Таким образом, перцепция — это своеобразная форма сенсорного отображения.
Механизмы перцепции
Социальная перцептивность – это определение чувств собеседника. Механизм прост: человек вступает во взаимодействие с собеседником как личность (именно так его воспринимают собеседники).
Общение – важный механизм. Суть его в том, что собеседники пытаются понять друг друга. Общение опосредуется не только наличием системы понимания информации, но и особенностями восприятия собеседника.
Общение подразумевает присутствие межличностного восприятия, то есть выработку первых впечатлений о собеседнике. Поэтому психологи выделяют несколько механизмов перцепции, являющиеся специфическими методами, которые подразумевают оценивание и анализ поведения собеседника. Наиболее распространенными механизмами считаются идентификация, казуальная атрибуция и социальная рефлексия.
Что касается казуальной атрибуции, то ее суть в анализе реакции на поведение собеседника, то есть человек строит предположения, почему его собеседник ведет себя так, а не иначе. При этом человек основывается на схожести поведения собеседника с людьми, с которыми он общался раньше, или использует собственный опыт.
При казуальной атрибуции используется принцип аналогии. Она зависит от того, как человек, оценивающий поведение собеседника, воспринимает сам себя. Суть идентификации заключается в том, что человек пытается понять собеседника, строя предположение о том, каково его душевное состояние, пытаясь поставить себя на место того, с кем он общается.
Идентификация позволяет понять ценности собеседника, его поведение и привычки. Она имеет особый смысл в подростковом возрасте и юношестве, потому что в этот период создаются взаимоотношения между подростком (юношей) и обществом.
Под социальной рефлексией понимается процесс и результат самовосприятия человека. Основной инструмент социальной рефлексии – осмысление человеком своих личностных характеристик. Он пытается понять, как они выражаются в реакции на поведение собеседника, и как их воспринимают окружающие.
Суть эмпатии в том, что человек сопереживает собеседнику и пытается понять его внутреннее состояние. Эмпатия основана на понимании переживаний собеседника, а также понимании того, каким образом он оценивает происходящее. Эмпатийность – важная профессиональная черта педагога или психолога.
Характеристики и свойства перцепции
Данный процесс имеет такие основные показатели:
- определение отдельных параметров;
- тактичная абсорбция данных;
- образование точного чувственного образа восприятия.
Перцепция находится в тесном сотрудничестве с логикой, мышлением, вниманием и памятью. Она определяется стимулированием индивида и имеет эмоциональной окрас конкретного типа.
Замечание 1
Основными характеристиками перцепции выступают: структурность, апперцептивность, вещественность, контекстность, рациональность, осознанность.
Проявление первого впечатления
Психологи выделяют следующие факторы, от которых зависит, какое впечатление сложится о человеке:
- Превосходство обычно наблюдается, если человек, превосходящий своего собеседника, высоко оценивается и по другим характеристикам. В результате происходит пересмотр оцениваемого человека. Этот фактор в первую очередь зависит от неуверенного поведения наблюдателя. Так что в экстремальных ситуациях многие люди доверяют тем, к кому до этого не решились бы подойти.
- Привлекательностью объясняются свойства перцепции для собеседника, внешние данные которого привлекательны. Основная ошибка перцепции в этом случае заключается в том, что психологические свойства человека, который выглядит привлекательно, люди нередко переоценивают.
- Фактор «отношение» подразумевает, что человек воспринимает собеседника в зависимости от того, как тот к нему относится. Основная ошибка здесь заключается в склонности переоценивать собеседника, который соглашается с мнением или настроен дружелюбно.
Структура перцептивного действия
Любой процесс состоит из отдельных операций — действий. От того, в правильной ли последовательности они выстроены и выполняются ли без ошибок, зависит качество его результата.
Процесс восприятия включает ряд перцептивных действий, это связано с тем, что человеку необходимо:
Перцептивное действие — это несколько операций по преобразованию сенсорной информации.
Обнаружение — определяется наличие познавательного стимула.
Различение — формируется перцептивный эталон.
Далее происходит опознавательный процесс на основе таких действий как сличение и идентификация. Поступивший образ сравнивается с имеющимся в памяти и относится к определенному классу объектов, то есть происходит его категоризация.
Овладение перцептивными действиями — это весьма сложный для человека и длительный процесс, требующий специального обучения.
Развитие перцептивных навыков
По мнению психологов, для дружеского общения и взаимной симпатии достаточно простой улыбки. Чтобы развивать перцептивные навыки, психологи рекомендуют научиться улыбаться. Мимика позволяет получить информацию о чувствах человека, поэтому если научиться ее контролировать, можно улучшить навыки перцепции.
Методика Экмана позволит научиться отличать проявления эмоций и совершенствовать навыки восприятия. Суть ее в том, что на лице можно выделить три зоны (лоб и глаза, рот и подбородок, а также нос). Именно в этих зонах отмечается проявление основных эмоций (грусть, радость, страх и так далее).
Суть межличностного восприятия
Межличностная перцепция при вопросах взаимодействия людей друг с другом становится ключевым моментом. Это уже реальное общение и практическое взаимодействие, обмен опытом и впечатлениями.
Психологу-наблюдателю необходимо выделить первостепенные и второстепенные роли для проведения анализа, методики уже выработаны:
- положительные эмоции – согласие и солидарность;
- отрицательные эмоции – отрицание, создание напряженности;
- постановка проблемы – просьба высказать мнение, предоставить аргументы;
- ее решение – компромисс, ориентация на мнение других.
Конструктивен ли был разговоров, будет зависеть от участников межличностной перцепции.
Может случиться и конфликт. Конфликт, если он еще и острый, связан с интересами, которые будут несовместимы у сторон межличностного общения и скорее всего будет непреодолим. Многое зависит от деталей, возник ли спор на уровне внутриличностного, межличностного или межгруппового конфликта, насколько все объективно.
Несколько слов о ролевых принципах поведения
Отдельно стоит сказать о ролевых принципах поведения. Так, ролевой принцип перцептивности состоит в том, что роль человека должна позитивно восприниматься его собеседниками, а он, в свою очередь, должен позитивно воспринимать их интересы.
Принцип интерактивности заключается в том, что исполнение человеком определенной роли в обществе должно упрощать регуляцию поведения его собеседников за счет воздействия на его цели и мотивы. Так же, как и ролевой принцип перцептивности, он подразумевает, что надо учитывать интересы собеседника.
Психика человека как система, ее структура, компоненты и элементы
2.1. Психика и организм. Мозг и психика
Психика
(от др.-греч. душевный) – способность субъекта активно отображать объективную реальность, возникшая как результат взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром.
Основные функции психики:
- отражение окружающего мира;
- обеспечение целостности организма;
- регуляция поведения.
Интегративная функция психики состоит в обеспечении адаптации организма к условиям окружающей среды.
Психика – результат сложной деятельности нервной системы, структурно-функциональной единицей которой является нейрон (нервная клетка).
Нейрон
(
от др.-греч. волокно
)
– электрически возбудимая ячейка, обрабатывающая и передающая информацию посредством электрических и химических сигналов.
Рис. 2.1.
Строение нейрона
Каждый нейрон состоит из тела клетки (или сомы
), которое содержит ядро клетки. Из клеточного тела нейрона вырастают
дендриты
(короткие ответвления, воспринимающие нервные импульсы, идущие к нейрону) и
аксон
(длинный тонкий трубчатый отросток, передающий нервные импульсы от нейрона).
Нейроны образуют химические или функциональные связи с другими нейронами, составляя нейронную сеть
(англ. biological neural network); точки сопряжения (контакта) нейронов сети называются
синапсами
.
Раздражение возбуждающих синапсов вызывает нервный импульс
, идущий вдоль аксона. Сигналы распространяются от одного нейрона к другому с помощью сложной электрохимической реакции. Передача сигналов от органов чувств к головному и спинному мозгу осуществляется
сенсорными нейронами
, а от головного и спинного мозга к мышцам и железам –
моторными нейронами
.
Нерв
– покрытый оболочкой пучок аксонов в периферической нервной системе, который является путем для электрохимических нервных импульсов, передающихся по каждому из аксонов к периферическим органам.
Нервная система
человека и млекопитающих состоит из
центральной нервной системы
(
головной
и
спинноймозг
) и
периферической нервной системы
(черепномозговые и спинномозговые нервы, нервные сплетения).
Периферическая нервная система
состоит из
соматической нервной системы
, которая передает сообщения к органам чувств, мышцам, кожному покрову и от них, и
вегетативной
(
автономной
)
нервной системы
, регулирующей деятельность внутренних органов, желез, кровеносных и лимфатических сосудов.
Головной мозг
– центр нервной системы, физиологические функции которого заключаются в централизованном управлении всеми остальными органами тела. Головной мозг состоит из центрального ствола, лимбической системы и большого мозга.
Рис. 2.2.
Основные отделы головного мозга (поперечный разрез)
К центральному стволу
относятся:
- продолговатый мозг
, в функции которого входят защитные рефлексы (кашель, чихание, глотание, рвота), жизненно-важные рефлексы (дыхание), регулирование сосудистого тонуса; - мозжечок
, функции которого – координация движений, регуляция равновесия и мышечного тонуса, мышечная память; - таламус
, отвечающий за перераспределение поступающей сенсорной информации (за исключением обоняния) к коре головного мозга; - гипоталамус
, регулирующий все функции организма (кроме сердечного ритма, кровяного давления и спонтанных дыхательных движений), а также эмоции и поведение человека.
Ретикулярная формация
(от лат. rete – сеть) – структура, состоящая из более чем 100 небольших нейронных сетей ствола головного мозга и верхнего отдела спинного мозга, которая фильтрует поступающую сенсорную информацию и передает ее в лимбическую систему и кору большого мозга.
Находящаяся внутри таламуса лимбическая система
участвует в регуляции функций обоняния и внутренних органов, контролирует инстинктивные поведенческие реакции, эмоции, память, играет важную роль в обучении.
Большой мозг
(cerebrum) состоит из двух
мозговых полушарий
, покрытых извилистой
корой
, которая играет ключевую роль в осуществлении высших психических функций – памяти, внимания, восприятия, мышления, языка и сознания.
Левое полушарие
головного мозга специализируется на экспрессивной и импрессивной речи, чтении, письме, вербальной памяти, вербальном и абстрактном мышлении, ориентировано на прогнозирование,
правое
же отвечает за зрительно-пространственную ориентацию, невербальную память, конкретное образное мышление.
Вегетативная
(
автономная
)
нервная система
состоит из двух систем:
- симпатической
, которая мобилизует нервную систему организма в стрессовых ситуациях, усиливая обмен веществ и повышая возбуждаемость тканей; - парасимпатической
, функции которой связаны с действиями, не требующими немедленной реакции (слюнотечение, слезотечение, мочеиспускание, пищеварение, дефекация).
Вегетативная нервная система играет важную роль в эмоциональных реакциях, потому что ее волокна опосредуют работу гладкой мускулатуры и желез. Железы внутренней секреции
(
эндокринные железы
) синтезируют и выделяют в кровоток гормоны, влияющие на эмоциональное состояние и мотивацию.
На психику человека оказывает влияние его наследственность
. Молекулярной единицей наследственности живого организма являются
гены
– участки ДНК и РНК, которые хранят информацию о создании и поддерживании клеток организма и передают генетические признаки потомству.
Родителям на заметку
Формирование системы перцептивных действий у ребенка — забота в первую очередь родителей. Во-первых, им надо пристально следить за здоровьем органов чувств малыша, иначе их недостаточное функционирование затруднит восприятие особенностей объектов познания. Во-вторых, не следует полагаться только на воспитателей и учителей: развитие перцептивных действий — это одна из целей семейного воспитания на ранних стадиях жизни ребенка. Для этого надо помогать ему всесторонне обследовать предметы (как звучит, как устроен, из каких частей состоит, каков на ощупь, на вкус и запах), учить действиям с ним, обогащать словарь за счет существительных (что это?), прилагательных (какой?), глаголов (что делает?).
Детям следует показывать картинки и приемы рисования, лепки, конструирования, упражнять в сравнивании предметов по разным параметрам.
Основной метод обучения детей младшего и раннего возраста — игровой. Дети любят совместные игры и занятия с родителями. Эмоциональное предметное общение с ними стимулирует у ребенка развитие перцептивных действий.
Источник
Сенсорно-перцептивные процессы
Перцептивный – это воспринимающий, если сказать иначе. Восприятие представляет собой познание и в итоге формирование в сознании целостного образа предмета или явления окружающей среды. Сразу следует сказать, что непосредственные ощущения и восприятие отличаются между собой. Несмотря на то что без отдельных ощущений, возникающих как результат действия реальности на органы чувств (сенсоры), восприятие не могло бы существовать, оно не сводится только к ним.
Ощущения создают базу, но перцептивный – это качественно другой процесс, более активный и осмысленный. Для примера можно сравнить то, как можно просто слышать звуки и внимательно слушать, видеть и целенаправленно смотреть, наблюдать за кем-то или чем-то.