Алекситимия — психосоматическое расстройство, при котором человек не может выражать чувства словами. Не стоит относить алекситимию к психической патологии, это не верно. Симптом рассматривается как особенность нервной системы человека. Развитость ума не сказывается на формировании алекситимии, часто у людей с данным диагнозом высокий уровень IQ.
- Формы алекситимии
- Симптомы
- Связь с психосоматическими заболеваниями
- Лечение алекситимии
Различные исследования говорят, что от пяти до двадцати пяти процентов всех людей имеют те или иные проявления алекситимии. Для исследований применяются разные методики, к тому же, нет четкой шкалы, определяющей уровни способности выражать эмоции.
Причины алекситимии
Современные специалисты выделяют две формы нарушения: первичную и вторичную. Первичная алекситимия является врожденной и связана с дефицитарностью определенных участков головного мозга, вторичная алекситимия считается приобретенной. Причины расстройства будут зависеть от его формы.
При первичной алекситимии выделяют следующие причины:
- врожденные пороки развития плода, в частности, головного мозга;
- родовые травмы;
- инфекционные процессы, перенесенные в период беременности;
- наследственный характер алекситимии, то есть подобные черты могут наблюдаться у ближайших родственников.
Причины вторичной (или приобретенной) алекситимии:
- психические заболевания (РАС, шизофрения);
- неврозы, скрытая депрессия;
- стрессы, постоянное нервное напряжение;
- перенесенная психологическая травма;
- травмы головного мозга, ЦНС;
- тяжелые инфекционные заболевания, повлиявшие на работу головного мозга и ЦНС.
Алекситимия, по мнению многих исследователей, может возникнуть и в результате неправильного воспитания: гипер- или гипоопеки, невнимательности к чувствам ребенка. Также исследователи отмечают влияние стереотипов, принятых в обществе. Это и «мужчины не плачут», и «неприлично выражать свои чувства на людях».
Лечение
Самый первый шаг заключается в том, чтобы точно диагностировать, какая форма алекситимии присутствует у пациента и насколько сильно она выражена. Для этого используется упомянутый выше тест Торонтской школы алекситимии. Дальнейшее лечение является комплексным. Его основу составляет психотерапия, дополнительно могут назначаться лекарственные препараты, позволяющие повысить эффективность лечения и закрепить результат.
Работа психотерапевта заключается в том, чтобы обучить клиента правильно интерпретировать свои чувства и управлять эмоциями. Благодаря этому снижается психосоматический эффект и снижается риск различных заболеваний, которые он может вызывать. Довольно часто для снятия внутреннего напряжения человеку достаточно просто научиться плакать или злиться, выпуская эмоции, а не сдерживая их в себе.
Основные признаки алекситимии
К основным признакам нарушения относят:
- Трудности в осознании и вербализации собственных чувств;
- Склонность к одиночеству. Может проявиться у людей с алекситимией не сразу, а через некоторое время;
- Ограниченная фантазия;
- Отрицание понятия интуиции;
- Отсутствие ярких, красочных снов;
- Логическое мышление, склонность к анализу.
При этом у человека с алекситимией не обязательно должны присутствовать все вышеперечисленные признаки.
Отказ чувствовать
«Постельная зависимость» по сути является регрессией к так называемому «первичному сну» – сноподобному состоянию, свойственному младенцам. Это именно то состояние, которого так страстно желают достичь наркоманы-героинщики. Похожий процесс регрессии переживают и затворники-хикикомори. С каждым днем эта трясина засасывает хикикомори все больше, и вытащить их из нее – нелегкая задача.
Здесь важно обратить внимание на один момент. Грудничок, который заснул в процессе кормления и, проснувшись, обнаружил, что его отняли от материнской груди, почувствует беспокойство, рассердится, раскраснеется и заплачет.
Младенцы постарше (в возрасте от года до полутора лет) тоже живут в мире базовых эмоций, таких как гнев, беспокойство, подавленное состояние или грусть. Но взрослые хикикомори глухи к этим эмоциям. Сначала они сами отказываются чувствовать что бы то ни было, а потом просто теряют эту способность и впадают в состояние алекситимии.
Сопутствующие проблемы при алекситимии
Осложнения при алекситимии бывают самыми разнообразными. Прежде всего речь идет о неправильной выработке гормонов, отвечающих за эмоции, и о психосоматических заболеваниях. К ним относятся различные проявления аллергии, проблемы с ЖКТ, атеросклероз, мигрени и еще целый список заболеваний.
Нередко при алекситимии человек начинает испытывать проблемы с лишним весом. Многие люди с этим нарушением пристращаются к алкоголю или наркотикам, что вполне может перерасти в сильнейшую зависимость.
Из-за невозможности понять чувства других людей часто появляются проблемы социального характера: конфликты, проблемы на работе и в личной жизни.
Профилактика
Теперь, когда мы выяснили, что такое алекситимия и насколько она опасна, можно с уверенностью утверждать, что этого состояния желательно избегать. Лучшей профилактикой в данном случае является грамотное воспитание, и это дополнительная ответственность, которая ложится на родителей.
С раннего возраста ребёнок должен понимать, насколько важно правильно интерпретировать свои эмоции, не подавляя их, а используя как важный инструмент самоконтроля. Никаких запретов на чувства быть не должно. Если воспитать ребёнка по таким давлением, то во взрослом возрасте ему будет очень тяжело избавиться от привычки подавлять собственные эмоции.
Ещё одним важным профилактическим средством является развитие воображения и творческого мышления. Этим необходимо заниматься и в детстве, и во взрослом возрасте. Родители должны всячески поощрять выражение ребенком собственных чувств, поскольку это неотъемлемое право каждого человека. Разумеется, речь не идёт о том, чтобы учить ребенка нарушать дисциплину, демонстрируя свою индивидуальность.
Стадия релаксации является неким подготовительным этапом преодоления алекситимии. Релаксирующими приемами могут служить: аутогенная тренировка, специальные музыкотерапевтические сеансы, широкий арсенал вспомогательных психогимнастических приемов (типа “восковая палочка” и т. п. ).
Дидактическая направленность первой стадии преодоления алекситимив понимается следующим образом. Неспособность больных вербализовать свои чувства наиболее отчетливо проявляется в затрудненной вербализации переживаний по типу “здесь и теперь”. Поскольку принцип “здесь и теперь” является одним из основных принципов недирективно ориентированных групп, недостаточная способность к его усвоению может в значительной мере снизить психокоррекционный потенциал группы. В силу этого одним из направлений работы группы является тренинг навыка переживания по типу “здесь и теперь”, обусловливающий дидактическую направленность подготовительного этапа работы по преодолению “алекситимического барьера”. При этом усвоении групповых норм (перечень которых приводится в известных руководствах по групповой психотерапии, 6, 9) и является в определенном смысле конечной целью групповой психокоррекции алекситимических пациентов. Подобно тому, как у детей младшего возраста с помощью дидактического материала, коим служат картинки, игрушки, разрезная азбука и прочее, развивают органы чувств, у алекситимических пациентов на первом этапе групповой работы также развивают способность чувствовать и умение вербализовать свои чувства, “дидактическим материалом” в данном случав является в той или иной мере весь методический арсенал групповой психологической коррекции в соответствующей модификации.
При этом в полной мере реализуются и основные принципы дидактики: сознательность (в виде осознания своего чувства, осознания себя в ситуации общения), наглядность (воплощением которой является определенное голографическое видение в условиях группы, выступающей как система зеркал, обеспечивающих множественную обратную связь), связь теории с практикой (тренинговая направленность группы, например, в случае тренинга навыка “здесь и теперь”).
Актуализация невербальных способов общения и опора на них, являясь основой преодоления алекситимии, предполагает широкое использование психогимнастических приемов и методик в максимальной степени способствующих “растормаживанию” и актуализации чувств без характерной для больных тревоги, связанной с их вербализацией. Не “оречевленные”, словесно не сформулированные приемы психогимнастики как бы подготавливали почву для последующей вербализации высвобождающейся при их применении богатой и интенсивной гаммы чувств. Психогимнастические упражнения, таким образом, рассматриваются как своего рода “разминка” чувств, их релаксация и “растормаживание”. Такого рода направленность обусловливала и определенную ориентацию на восприятие экстралингвистических особенностей вербального пласта поведения, когда важны не сами по себе рассуждения участника группы, сколь бы значимыми и исповедальными они ни были, а та ритмическая волна, которую они создают.
Одним из косвенных или обходных приемов вербализации чувств, служила предложенная нами методика “Портрет жены художника”. Участнику группы предлагалось составить вербальную картину, свой портрет, как если бы он был знаменитым и позировал художнику. Косвенный характер методики повышал ее информативность и диагностическую ценность. При этом упражнялись и углублялись способности и навыки участников в вербализации сложных чувств и нюансов отношения к себе и другим. Установка на максимально возможную передачу словами нарисованного в воображении портрета поддерживалась стремлением участника группы, как можно полнее и без искажений донести до остальных суть и содержание данной воображаемой картины, чтобы другие могли в максимальной мере “увидеть” ее. В распоряжении художника имелись разнообразные “средства”: краски, рамки разных размеров, предметы аранжировки, допускалась возможность создания как индивидуальных, так и групповых портретов (с ребенком, матерью, супругом и т.д.).
Опора на невербальные средства общения создает как бы обходные пути преодоления алекситимии, мобилизуя внутренние резервы личности, обеспечивая опору на ее сохранные стороны. Обходной характер преодоления алекситимии в данном случае определяется тем, что осуществляется не прямое, а косвенное воздействие на “дефект”, коим является неспособность больного к вербализации своих чувств и прочие алекситимические черты.
Каким же образом, стимулируя невербальную коммуникацию, можно повысить способность к вербализации чувств у психосоматических больных? Не является ли опора на невербальные средства общения в случае алекситимическгос пациентов приспособлением к “дефекту”? Представляется, что это не так. Напротив, овладение невербальной коммуникацией есть расширение и углубление общего диапазона средств и способов общения. Как следует из анализа занятий группы, овладение невербальными способами общения, развивающими способности к идентификации с другим человеком, к эмоциональному созвучию, приводили в конечном итоге к углублению эмпатического потенциала участников группы т. е. к восприятию более широкого спектра коммуникативных стимулов, получаемых от других людей – интонацией голоса, выражений лица, языка тела и других “контекстуальных факторов”, дополняющих слова. Кроме того, в теплой и принимающей атмосфере группы изначально снимается определенный стереотип подавления и соматизации чувств, характерный для больных в их реальной жизни.
Завершающим этапом преодоления “алекситимического барьера” является актуализация “внутренних диалогов”. Это приемы, направленные на актуализацию скрытых, неполностью осознанных внутренних диалогов, их развертывание и вербализация. Данный подход представляется адекватным целям преодоления алекситимии, поскольку в основе конкретных ее проявлений лежит диффузность и слитность переживаний соматопсихического дискомфорта, что предполагает диффузность, смазанность и слитность внутреннего диалога, в котором, как в дымке тумана, трудноразличимы два его полюса, два внутренних собеседника. Внутренний диалог при этом вытесняется и сознания в силу неразрешимости его в том виде, в котором он актуально представлен. Вытесненные из сознания субъективно неприятные переживания, связанные с внутренним диалогом, способствуют повышению общей тревожности и, в конечном итоге, хронизации психосоматического заболевания.
Для актуализации “внутреннего диалога” использовались как собственнне приемы, так и приемы, взятые из гештальттерапии (13). Они становились действенными, лишь будучи глубоко погружены в особую атмосферу психокоррекционного контакта, предполагающую повышенный уровень самосознания участника группы, побуждающую его к доверительному контакту с психологом, к самораскрытию. Только в этом случае участники группы могли услышать в речи говорящего не один давлеющий контекст, а их полифонию, и, как бы встраиваясь в его “внутренний диалог”, изнутри способствовали усилению противоречивых моментов самосознания.
Таким образом, один из возможных подходов к преодолению алекситимических черт в структуре личности больного психосоматозом в условиях групповой психологической коррекции состоит в реализации трех последовательных этапов: 1) релаксации и дидактической направленности, 2) опоры на невербальные средства общения, 3) актуализации “внутреннего диалога”.
алекситимические черты – предыдущая
Исследования и тестирование
Проблемой алекситимии занимались в США. В 1985 году в Торонто был разработан психологический тест для определения уровня алекситимии. Термин ввел Питер Сифнеос, гарвардский психиатр.
В том же 1985 году тест начали использовать в России с небольшими доработками. Психоневрологический институт имени Бехтерева доработал тестирование и переделал его под русские реалии и отечественную психологию. В 2010 году в Московском НИИ психиатрии тест адаптировали и переработали еще раз.