Под социальной адаптацией детей понимают специально организованный непрерывный образовательный процесс привыкания ребенка к условиям социальной среды через усвоение им правил и норм поведения, принятых в обществе. Если же речь идет о детях с психологическими травмами, сиротах и инвалидах, то необходимы специальные меры социальной адаптации и реабилитации, которые смогут обеспечить этим категориям детей не только вхождение в социум, но и реализацию их творческого и рабочего потенциала.
Понятие социальной адаптации детей
Социальная адаптация – это приспособительная способность индивидов изменять свое поведение в зависимости от изменений социального окружения.
Замечание 1
Социальная адаптация детей – непрерывный, специально организованный процесс адаптации ребенка к социальному окружению через усвоение определенных норм и правил поведения, установленных в данном обществе.
Дети-сироты, дети-инвалиды, дети, имеющие психологические травмы особо нуждаются в специальных мерах социальной реабилитации и адаптации, которые способны обеспечить им безболезненное вхождение в социум, а также реализацию их рабочего и творческого потенциала.
Социальная адаптация осуществляется за счет функциональной системы адаптационных механизмов. Превышение адаптационных возможностей этой системы ведет к развитию патологической адаптации. Социальная адаптация может сопровождаться эмоциональным или психическим стрессом.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Адаптация в мире с рождения до года
Еще находясь в животике у мамы – малыш «привыкает» к ограниченному пространству и после рождения нуждается в столь же ограниченном состоянии. Успокаивается на руках у мамы, в тесной пеленке, рядом с грудью (ореола которой пахнет, как околоплодные воды). То есть, чтобы «прийти в себя» — необходимо почувствовать себя в среде, близкой к предшествующей – тогда будет понимание – МНЕ БЕЗОПАСНО.
После полутора месяцев, ребенок с интересом осматривает комнату… на руках у мамы. Это по-прежнему важное условие его адаптации в большом пространстве – быть рядом с безопасностью.
Потом начинает ползать, недалеко от мамы и близких. Может самостоятельно изучать понравившиеся вещички, оглядываясь, чтобы «точка опоры» была рядом. Нету? Крик!
Гуляя на улице, мама впервые ставит ребенка на землю. Как бы ему не были интересны птички во дворе, качели, другие дети – далеко от мамы он отходить не будет. Он разглядывает все это, «привыкает», осваивается. День за днем – малыш будет двигаться все дальше и дальше – изучать и взаимодействовать со всем, что ему попадется, зная, что в случае опасности, боли – он найдет, куда вернуться.
Улавливаете суть? Главное в адаптировании – чувство безопасности. Если его нет – страх, паника, истерика.
Социальная адаптация дошкольников
Большинство детей, достигнув 3-4 летнего возраста, начинают посещать дошкольные учреждения – новую и неизвестную среду. С началом посещения детского связана необходимость приспособления к новому социальному окружению, налаживанию контактов с незнакомым детьми и взрослыми, развитию адаптивных механизмов.
Для ребенка становятся неожиданностью четкий распорядок дня, определенные обязанности и требования, что вызывает стрессовое состояние.
Отсутствие предварительной подготовки к посещению дошкольных учреждений может вызвать у ребенка ряд реакций невротического характера: расстройства эмоционального состояния, развитие чувства страха перед детским садом, ухудшение аппетита, нарушение сна, повышение частоты заболеваний.
Социально-психологическая адаптация у детей происходит по-разному и зависит от возраста, типа высшей нервной деятельности, состояния здоровья, особенностей семейного воспитания и взаимоотношений между ее членами, контактности, доброжелательности, уровня развития игровых навыков, эмоциональной зависимости от матери.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Социальная адаптация детей 420 ₽ Реферат Социальная адаптация детей 280 ₽ Контрольная работа Социальная адаптация детей 250 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Социальная адаптация ребенка к дошкольному учреждению во многом зависит от моральной и физической подготовленности к изменениям, от типа высшей нервной системы. Так, у сангвиников и холериков адаптация происходит быстрее, чем у меланхоликов и флегматиков.
Социальную адаптацию значительно затрудняют такие факторы, как:
- социальная некомпетентность;
- эмоциональная неадекватность;
- несоциализированная агрессия;
- сопротивление воспитательному и учебному процессу;
- плохо развитые или отсутствующие навыки поведения в незнакомых местах;
- отсутствие опыта общения с другими детьми и незнакомыми взрослыми.
Для смягчения процесса социальной адаптации необходимо приучать ребенка к правильному режиму дня, учить искусству общения, поощрять самостоятельность ребенка, в дошкольном учреждении индивидуально подходить к работе с каждым ребенком, создать уютную и благожелательную атмосферу в детских группах.
Родительские страхи
“Большинство родителей и общество, которое их (и детей и родителей) окружает, растят детей основываясь на страхах. То есть они совершают действия, направленные не на конкретный результат, который хотят получить, а делают что-то, что бы не получить отрицательного результата. Я не знаю, понятна ли глубина этой мысли, но она основополагающая в моей картине мира. Я ее даже озвучиваю раньше, чем безусловную любовь и безопасность.
Есть материнские ожидания и есть материнское намерение. Ожидание – это видение картинки будущего, основываясь на страхах. Намерение – видение будущего, основываясь на вере. К какой части человека (ребенка) вы обращаетесь, такая вам и отвечает.
Думаете, что он злой и агрессивный, он вам ответит. Считаете, что он адекватен, со временем вы дозоветесь и эту часть, даже если она далеко ушла. Сила намерения творит чудеса не только в визуализации желаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровый стиль жизни дошкольника.
Проблемы здоровья детей.
В детстве закладывается основа личности человека и его судьба. По мнению учёных, в настоящие время всё чаще наряду с детьми с уравновешенной психикой, гармоничным характером встречаются дети эмоционал.
Консультация для родителей детей раннего возраста об адаптации в детском дошкольном учреждении.
«Социальная адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и решения».
Социальная адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и решения.Социальная адаптация – это вхождение ребенка в коллектив сверстников (социальную группу, принятие норм, правил поведения сущес.
Поступление в дошкольное учреждение всегда сопровождается для ребенка определенными психологическими трудностями. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знак.
Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/02/14/sotsialnaya-adaptatsiya-detey-doshkolnogo-vozrasta-problemy-i
Коррекция социальной дезадаптации
В детском возрасте основными направленностями коррекции социальной дезадаптации личности должны быть: развитие коммуникационных навыков, гармонизация межличностного общения в семье и в коллективах сверстников, корректировка некоторых свойств личности, препятствующих общению или трансформация проявлений свойств таким образом, чтобы в дальнейшем они не могли негативно воздействовать на коммуникационную сферу, корректировка самооценки детей для приближения ее к нормальной.
В настоящее время особой популярностью в коррекции социальной дезадаптации пользуются тренинги: психотехнические игры, направленные на развитие различных функций психики, которые связаны с трансформациями в сознании, и ролевой социально-психологический тренинг.
Данный тренинг направлен на разрешение внутренних противоречий субъекта в условиях отработки определенных навыков выполнения конкретных социальных функций (формирование и закрепление нужных социальных и культурных норм). Тренинг проходит в виде игры.
Основные функции тренинга:
- обучающая, заключающаяся в развитии навыков и умений необходимых для обучения, таких как: внимание, память, воспроизведение полученной информации, навыки владения иностранной речью;
- развлекательная, служит для создания более благоприятной атмосферы на тренинге, которая трансформирует обучение в увлекательное и занимательное приключение;
- коммуникативная, заключающаяся в установлении эмоциональных контактов;
- релаксационная – направлена на снятие эмоциональных напряжений;
- психотехническая, характеризуется формированием навыков для подготовки своего собственного физиологического состояния с целью получения большего объема информации;
- профилактическая, направленная на предотвращение нежелательного поведения;
- развивающая, характеризующаяся развитием личности с разных сторон, развитием черт характера посредством проигрывания всяческих возможных ситуаций.
Социально-психологический тренинг заключается в специфическом психологическом воздействии, которое основано на активных способах работы в группах. Он характеризуется интенсивностью подготовки индивида к более полноценной и активной жизни. Сутью тренинга является специально организованное обучение с целью самосовершенствования личности индивида. Он направлен на решение таких задач, как: освоение социально-педагогических познаний, формирование способностей познания себя и других, приумножение представлений о своей значимости, формирование разнообразных способностей, умений, навыков.
Тренинг – это целый комплекс последовательных занятий с одной группой. Задачи и упражнения подбираются для каждой группы индивидуально.
Первые годы
Сразу после рождения человек “общается” с малым количеством людей: в основном это только родители, их близкие друзья и родственники. В это время первостепенную роль играет безопасность.
Ребенок хорошо знает своих родителей, поэтому у них на руках чувствует себя защищенным. Этот фактор нужно использовать для того, чтобы показать ему окружающий мир: чаще носить его по квартире, улице и другим окружающим местам. Тогда ребенок изучает мир, начинает интуитивно его понимать, но при этом не боится нового, потому что знает, что мама рядом и не боится, а значит, ничего из окружающего не враждебно.
Казалось бы, это малозначимые действия, но на самом деле они важны для развития человека, ведь психика ребенка совсем не такая, как у взрослых, а жизненного опыта у него вовсе нет, поэтому следует организовать знакомство с той средой, где ему предстоит жить.
То же самое и с первыми шагами ребенка и самостоятельными прогулками: чтобы он чувствовал себя комфортно, следует держать его за руку или хотя бы не отходить далеко – тогда он будет исследовать мир без страха.
Ребенок изначально хороший.
Все его побуждения и мотивации изначально правильные, направленные на удовлетворение своих потребностей. Взрослые, такие мудрые и умные, которым они, вообще-то изначально доверяют и ХОТЯТ их слушаться, должны понимать истинные потребности ребенка и давать возможности для их реализации или показывать путь, как эти возможности взять самому.
Вообще оценочная система хороший-плохой, весьма относительна. Когда я спрашиваю родителей: «А что вы хотите получить в конечном итоге?» Я слышу – добрый, послушный, целеустремленный, самостоятельный и бла-бла-бла. Этакий Плюс Плюсович Плюсов. Еще один отличник боевой и какой-то там еще подготовки. Давайте зайдем с другой стороны.
Доброта граничит с жертвенностью. Целеустремленность с подлостью, послушание с унижением. И грань очень тонкая. У каждой монеты есть две стороны.
У ребенка нет «плохих» проявлений. Есть адекватные и неадекватные. Все человеческие качества даны человеку, как инструменты для взаимодействия с этим миром.
Повторюсь – нет хорошо-плохо, есть адекватно-неадекватно.
Жадность прекрасное качество, когда нужно отстоять свое. Врать тоже надо уметь, когда хранишь секреты, например. Да и кто из вас не врал ни разу в жизни? Хотя бы самому себе))) Что еще? Агрессивность? Когда надо защищать себя и близких, то не грех и в морду дать.
Все «плохие» качества на самом деле не плохие. И не хорошие. Они никакие. Они просто есть по факту в нашем дуальном мире. А вот использование их может быть просто неадекватным.
Ну а теперь ребенок… Ребенок изначально хороший, как мы обозначили. И он учится жить в этом мире. Учится, применяя все доступные для него инструменты взаимодействия с ним и выбирает те, с помощью которых он достигает быстрых и эффективных результатов, согласно своим целям.
Выход в социум
В семье ребенок общается не только с родителями, но и с родственниками, соседями, друзьями, часто ходит с мамой в магазин или поликлинику. Это первые люди, с которыми он взаимодействует за пределами квартиры. Очень важно, чтобы он видел, что его родители относятся к ним доброжелательно – тогда это “безопасные” люди.
Затем происходит знакомство со сверстниками, первая дружба, детские игры… Родители должны контролировать это общение, но ненавязчиво, не показывая своей роли.
Ребенок должен учиться самостоятельно выстраивать отношения, а роль мамы или папы заключается в том, чтобы вовремя уловить тот момент, когда что-то пошло не так, и скорректировать его. Ни в коем случае нельзя решать проблемы за ребенка, можно только помочь ему, но не заменять его.
Важно создать ребенку условия общения со сверстниками: детский сад, игровая площадка, дети друзей. Взаимодействие с родственниками важно, но социальный мир намного шире, чем даже самая большая и дружная семья.