Условия успешной социализации ребенка дошкольного возраста


Факторы успешной социализации

Социализация – это сложный процесс, который происходит под воздействием достаточно большого количества самых разнообразных факторов. Так, в современной науке принято выделять несколько основных групп условий (факторов) социализации:

  1. Мегафакторы – космические факторы, условия планетарного значения, мировые тенденции и факторы;
  2. Макрофакторы – состояние государства, этнос и его особенности, установки в обществе, в целом место страны на мировой арене;
  3. Мезофакторы – тип поселения, в котором находится человек и проходит свою социализацию, СМК, наличие субкультуры и роль в ней самого индивида, который социализируется;
  4. Микрофакторы – семья человека, соседи, которые окружают его и могут оказывать влияние на его психическое состояние и мировоззрение. Сюда же следует отнести группы сверстников, воспитательные организации, разнообразные организации различного значения: общественные, государственные, религиозные и частные организации, контрсоциальные организации, оказывающие девиантное влияние на общество. Нельзя исключать фактор микросоциума и его состояния.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Средства социализации могут быть самыми различными, и зависят от того, к какой сфере они относятся. Это может быть и способ, которым пользуется мать для вскармливания младенца и последующего ухода за ним. Исследователи причисляют к средствам социализации формируемые бытовые и гигиенические умения, окружающие человека продукты материальной (массовой) культуры, элементы духовной культуры, которые прививаются человеку. Важно учитывать стиль общения, его содержание, то, как выстраивается диалог в семье, и как он в дальнейшем поддерживается. Нередко говорят, что для успешной социализации человека необходимо проявлять к нему уважительное отношение, даже если он еще мал. Ребенок все чувствует, и модель поведения в дальнейшем переносит на свое общение со сверстниками и другими членами общества.

Основываясь на так называемом субъектно-объектном подходе, процесс социализации и ее условия следует рассматривать в качестве сложного образования, которое оказывает серьезное влияние на развитие человека и его непосредственное самоизменение в процессе усвоения культурных элементов и их последующего воспроизводства. Условия жизни могут привести его к стихийности, а могут быть строго направленными на конкретный результат.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Условия социализации 420 ₽ Реферат Условия социализации 230 ₽ Контрольная работа Условия социализации 250 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Результаты социализации

В процессе социализации социальные нормы, ценности и требования переходят во внутренний план и становятся основой поведения человека. В процессе социализации происходит взаимодействие личности и общества, согласование обоюдных требований и ожиданий. При этом личность не просто усваивает и воспроизводит социальные шаблоны, напротив, в ходе социализации осуществляется актуализация ее возможностей, потенциалов, расширение и углубление самосознания, т.е. происходит развитие личности.

Показателями успешной социализации личности являются:

  1. Включение личности в систему общественных отношений.
  2. Расширение и углубление связи личности с людьми и различными сферами жизни общества.
  3. Овладение общественным опытом, его присвоение и преобразование в собственные ценности, установки и ориентации.
  4. Активная деятельность личности при ее активной включенности в социальную сферу.
  5. Активное воспроизводство системы социальных связей.

Следует подчеркнуть, что главный вектор социализации – положительная направленность на нормы морали и права. Противоположную направленность имеет девиация – отклонение поведения субъекта от социальных норм.

Механизмы социализации

Усвоение социальных норм и правил осуществляется посредством социально-психологических механизмов социализации, к которым относятся внушение, психическое заражение, подражание, идентификация, конформность, стереотипизация, социальная оценка, референтная группа, авторитет, популярность, престиж, ролевые предписания, социальные и групповые экспектации – ожидания, направленные на субъекта со стороны общества и группы, к которой он принадлежит. На разных возрастных этапах доминирующими являются различные механизмы социализации.

Виды социализации

Разграничивают 2 фазы:

  1. Первичная
    – охватывает периоды от рождения ребенка до совершеннолетия. На процесс влияет семья, родственники по прямой восходящей и нисходящей линии – фундамент для дальнейшего формирования личности. Затем воздействуют дошкольные и школьные учреждения, детям приходится сталкиваться с большими коллективами и вести себя соответствующе новым правилам.
  2. Вторичная (ресоциализация)
    – устранения старых рефлексов, и получение непривычных моделей поведения. Примеры – эмиграция, обретение нового вероисповедания, приобретение более высокого социального статуса. Этот период длится от момента зрелости до старости.

Разновидности социализации:

  1. Групповая – стремление подражать нормам поведения той группы, где индивид проводит больше всего времени.
  2. Гендерная – познание роли мужчины и женщины, в детском возрасте девочки учатся вести себя женственно, а мальчики – по-мужски.
  3. Организационная – черпание навыков и знаний, востребованных для выполнения определённых задач на работе.
  4. Досрочная – проба потенциальных социальных отношений. Пример – игра дочки-матери у детей.

Примеры социализации человека в обществе

{banner_banstat9}
Социологи определяют социализацию, как накопление опыта и установок, которые соответствуют определённым требованиям социума.

Примеры:

  • когда маленький ребёнок начинает активно взаимодействовать с ровесниками, он начинает чётко понимать, что есть чужие вещи, которые трогать нельзя;
  • в школе дети учатся правилам поведения в коллективе, уважительно относиться к одноклассникам, слушать учителя;
  • молодые люди понимают, что необходимо самостоятельно зарабатывать на жизнь, а для этого нужно выбрать жизненный путь, поступить в ВУЗ.

Человек – существо биосоциальное, для адекватного поведения и гармоничного развития осваивает правила социализации личности. Процесс получения навыков длится от рождения до старости, при этом полученные умения постоянно дополняются новыми.

Функции социализации

Социализация играет важную роль как для личности, так и для общества. Основными функциями социализации являются следующие:

  • Для личности: всестороннее, протяженное во времени вхождение в объективный мир – отдельную часть социума, семью или другую общность. Социализация дает возможность понимать себя и интерпретировать поведение других людей, взаимодействовать с окружающими.
  • Для общества: социализация – один из факторов нормального воспроизводства общества. Несмотря на то, что люди постоянно рождаются и умирают, социализация дает возможность обществу воспроизводить само себя, является условием сохранения и развития социальной культуры.

Агенты процесса развития личности

Агенты социализации

– определённые люди и институты, несущие ответственность за просвещение в нормы поведения в обществе – главный источник для освоения социальных ролей.

Первичные агентыВторичные агенты
Родители, ближайшие родственники, друзья семьи, педагоги. У молодежи на первый план выходят сверстники, руководители группировок.Представители администрации учебных заведений, предприятий, органов правопорядка и пенитенциарной системы, церкви, партийные лидеры, СМИ, экономическое положение страны.

Формы процесса формирования личности

Понятие социализации включает 2 основных составляющих.

Адаптация

– способность субъекта приспосабливаться к определённым условиям социума.

Интеграция

– умение внедряться в конкретное общество.

На основании этого выделяют 2 формы социализации:

  1. Ненаправленная – социальные качества формируются стихийно в результате нахождения человека в благоприятном или неблагоприятном окружении.
  2. Направленная. Это программа воздействия, которая специально создана обществом для формирования адаптированной личности с определёнными интересами, целями.

Обе формы не исключают друг друга, нередко согласовываются между собой или противоречат. При несовпадении возникают конфликтные ситуации, они осложняют и затрудняют процесс социализации в современном обществе.

Воспитание

– яркий пример направленной социализации.

Определение социализации

Если кратко, в психологии социализацией называют процесс приобретения человеком личных и социальных качеств в ходе разных видов деятельности, способность индивида адаптироваться и участвовать в общественной жизни.

Значение понятия в обществознании:

  • освоение общепризнанных правил и образцов поведения (начинается со дня рождения и продолжается всю жизнь);
  • перерождение из биологического существа в индивида с совокупностью значимых качеств, свойственных всей социальной структуре;
  • весь путь эволюции поведения и способностей человека, который общество прошло за всё время своего существования.

Социализация подразумевает приобретение необходимых навыков и развитие в:

  • отраслях, обслуживающие базовые потребности населения;
  • физической сфере;
  • творческом, познавательном, теоретическом, эмпирическом, дивергентном, конвергентном, саногенном и патогенном видах мышления.

Становление личности – одновременно и передача информации, и восприятие, усвоение опыта и правил общества, который нельзя создать искусственно.

Таблица: «Как раскрывают суть термина психологические школы и направления»

ГуманистическаяЭто проявление Я-концепции человека
НеобихевиоризмПроцесс передачи, накопленного опыта и знания от старшего поколения, подражание социальным ролям.
Символический интеракционизмВзаимопроникновение индивида и агентов социализации.
Российская и советская психологическая школаПрактически не разделяет воспитание и социализацию.

Всё о асоциализации: успешная и неуспешная социализация

Становление личности не всегда проходит успешно, часто возникают проблемы, от которых никто не застрахован.

Асоциализация (социальная дезадаптация) – принятие исключительно антиобщественных правил, отрицательных действий, направленностей и стереотипов мышления. Всё это провоцирует изменение публичных взаимоотношений и потерю стабильности.

С этой проблемой связано ещё 2 термина.

  1. Десоциализация – утрата индивидом по каким-либо причинам социального опыта, что отражается на его жизнедеятельности, возможности самореализации и существования. Проблему у подростков нередко провоцирует неблагоприятная микросреда. В результате происходит распад былых норм, постижение свежих антиобщественные ценностей и паттернов поведения.
  2. Отставание в социализации – запоздание овладения индивидом положительных правил и тенденций, которые присваиваются обществом определённому периоду формирования личности. Спустя время способно спровоцировать тягу к негативным нормам, или полному подчинению воле антиобщественных элементов.

Важно! Успешная и неуспешная социализация – крайние состояния, встречающиеся редко.
При полностью успешной социализации индивид неукоснительно следовал бы всем общественным правилам, полностью соглашался с любыми аспектами социальной жизни. Такая личность полностью удовлетворена своим положением в социуме.

Абсолютно неуспешная социализация означает, что человек полностью игнорирует все без исключения правила и установки, которые диктует общественная жизнь. Такое состояние бывает только у людей с тяжёлыми психическими расстройствами.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]