Тревожность у детей от 5 до 7 и 9 лет и младшего возраста


Повышенная тревожность у ребёнка: признаки

Вторая по распространённости проблема после поведенческих расстройств у детей — это повышенная тревожность. Признаки её встречаются у 8% детей. И к сожалению, это показатель растёт.

Что такое тревожность? Этот эпизодические проявления страха. В каждом возрасте они свои и об этом поговорим ниже. Тревожность абсолютно нормальное проявление, если она вызвана конкретными обстоятельствами. Если же она присутствует в «фоновом режиме» можно говорить о патологии.

Другими словами, любой ребёнок может разволноваться и начать тревожится, если в его жизни происходит какое-либо волнующее событие, пусть даже и приятное, но при этом в обычной жизни он спокоен и радостен. Ребёнок с признаками повышенной тревожности практически не может расслабиться, и постоянно испытывает беспокойство — когда он в знакомой обстановке, при походе в гости, на праздник, в парк, когда к нему обращается незнакомый человек и т.д.

Основная сложность в диагностике повышенной тревожности у детей заключается в том, что пока они маленькие они не могут точно рассказать о проблеме, а ближе к подростковому возрасту могут настойчиво их отрицать. Вот какие признаки повышенной тревожности у вашего ребёнка должны насторожить:

Поведенческие:

  • суетливость;
  • двигательное беспокойство;
  • повторяющиеся навязчивые движения — сосание пальцев, закручивание волос, обгрызание ногтей;
  • нарушения сна;
  • скованность;
  • панический страх нового, любых перемен;
  • неуверенность в себе;
  • отказ от новых видов деятельности;
  • серьёзность;
  • нежелание выделяться и стремление к тишине;
  • частые страхи без повода;
  • заниженная самооценка.

Соматические признаки

(о них ребёнок может не рассказывать, а также они могут быть связаны с некоторыми заболеваниями).

Если вы подозреваете повышенную тревожность у вашего ребёнка, стоит ориентироваться на совокупность соматических и поведенческих признаков.

  • приливы жара или озноба;
  • тремор или дрожь;
  • учащённое сердцебиение;
  • дискомфорт или боли в груди;
  • ощущение комка в горле;
  • затруднение дыхания;
  • обморочность или головокружения;
  • мышечное напряжение;
  • онемение или покалывания;
  • ощущение «пустоты в голове»;
  • чувство нереальности предметов или отделённости собственного «Я».

Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд советуют обратить внимание на то, есть ли в поведении ребёнка следующие признаки: постоянное беспокойство, трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чём-либо,мышечное напряжение (например, в области лица, шеи), раздражительность, нарушение сна.

Основные методики

Для определения наличия беспокоящих состояний у малышей дошкольного и младшего школьного возраста разработано большое количество всевозможных методик:

  • «Лесенка». Способ направлен на определение уровня самооценки дошкольника, как он видит отношение к себе сверстников, родителей, взрослых. Отношение ребёнка очень сильно взаимосвязано с беспокоящими состояниями, которые его преследуют. Для проведения нужны: лист бумаги, картон, карандаш, ножницы. На листе рисуется лесенка с семью ступеньками. Ступени одинаковые, кроме третьей, она шире. На картоне рисуют и выстригают фигурку человека. Ребёнка просят ставить фигурку на конкретную ступеньку. Фигурки обозначает самого ребёнка, учителя, воспитателя, других хороших и плохих ребят. По месту размещения фигурки на ступеньку определяется уровень самооценки. Методика используется при диагностике тревожности. Она позволяет определить влияние на беспокоящие состояния самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми.
  • Тест «Страхи в домиках». На листе рисуются два домика. Ребёнку задают задачу, нужно «страшные» и «нестрашные» страхи распределить по домикам. Читается 29 страхов. Малыш распределяет их по домикам. На основе сортировки определяются объект, вызывающие страх и тревогу у ребёнка.
  • Выбери нужное лицо. Дошкольнику предлагают посмотреть на 14 картинок, изображающих различные ситуации из детской жизни. На картинках представлен малыш с лицом, которое не прорисовано. Тестируемому ребёнку нужно выбрать «весёлое» или «грустное» лицо, которое ассоциируется у него с ситуацией на картинке. По реакции малыша к конкретным ситуациям определяется наличие тревожности, источники её развития.
  • «Рисунок человека». Необходимые материалы: лист бумаги и карандаш. Ребёнку даётся задание нарисовать человека без уточнений, комментариев и разъяснений. Когда фигурка нарисована, у ребёнка спрашивают, кого он нарисовал. Проводится анализ рисунка, по ярким деталям определяется наличие тревожности у малыша.

  • «Барашек в бутылке». Методика направлена на диагностику психологического самоощущения малыша в семье. Материалы: два листа бумаги и карандаш. На одном листе ребёнок рисует барашка в бутылке. На втором листе — нужно записать о том, как чувствует себя барашек, о чём мечтает, что его тревожит. Если ребёнок не умеет писать, его просят ответить на эти высказывания о барашке. По рисунку и ответам определяется состояние малыша, наличие тревожности, особенности её выражения.

  • «Нарисуй свой страх». Ребёнка просят на листе нарисовать свои страхи. После завершения задания, малыша просят прокомментировать рисунок. На основе рисунка и ответов определяются объекты тревожности ребёнка.
  • «Несуществующее животное». Ребёнка просят нарисовать несуществующее животное, дать ему имя. Малыша просят рассказать о животном, что он любит, его страхи и тревоги. По рисунку и ответам формируется представление о беспокоящих состояниях.
  • «Кактус». Тест на определение эмоционального состояния малыша, наличия агрессивности, её направленности. Ребёнка просят нарисовать кактус. После завершения рисунка с малышом проводят беседу, направленную на уточнение деталей рисунка. На основе рисунка и ответов составляется эмоциональный портрет малыша.
  • «Паровозик».

Особенностью методик для малышей является оформление в виде понятных и естественных для детей проявлений — игра, рисование, составление сложного объекта из простых деталей и т. д.

В некоторых случаях они используются и для подростков.

Тест на уровень тревожности ребёнка

Если вы заметили у своего ребёнка признаки повышенной тревожности, рекомендуем вам провести небольшой тест, для уточнения.

Опросник

Лаврентьева Г. П. и Титаренко Т. М.

Отвечайте да, если согласны с утверждением и нет, если высказывание не относится к вашим сыну или дочери:

1. Ваш ребёнок не может долго работать, не уставая 2. Ему трудно сосредоточиться 3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство 4. Очень напряжён и скован вовремя выполнения заданий 5. Смущается чаще других 6. Часто говорит о напряжённых ситуациях 7. Как правило, краснеет или бледнеет в незнакомой обстановке 8. Жалуется, что ему снятся страшные сны 9. Руки у него обычно холодные и влажные 10. Нередко страдает расстройством стула 11. Сильно потеет, когда волнуется 12. Не обладает хорошим аппетитом 13. Засыпает с трудом, спит беспокойно 14. Пуглив, многое вызывает у него страх 15. Обычно беспокоен, легко расстраивается 16. Часто не может сдержать слёзы 17. Плохо переносит ожидание 18. Не любит браться за новое дело 19. Не уверен в себе и своих силах 20. Боится сталкиваться с трудностями

За каждый положительный ответ засчитайте 1 балл:

Если общее количество баллов достигает 15-20 баллов, то у вашего ребёнка повышенная тревожность; 7-14 баллов— средняя; 1-6 баллов— низкая

Причины тревожности у детей

Большинство психологов уверены, что основная причина возникновения повышенной тревожности у ребёнка — это тревожность взрослых, которые его окружают. При этом это не наследственная черта, а особенности воспитания. Вот некоторые стили воспитания, которые могут привести к повышенной тревожности ребёнка.

  • Гиперопека. Такие родители стремятся уберечь дитя от любых угроз, в том числе и мнимых. В результате подобной гиперопеки ребёнок чувствует беззащитность перед миром и неспособность добиться успеха собственными силами.
  • Повышенные требования. Эти родители или мало чего добились в этой жизни и хотят, чтобы дети воплотили их мечты или,наоборот, высоко поднялись по социальной лестнице и требуют от ребёнка соответствия высоким стандартам. И в том и в другом случая личность маленького человека и его истинные потребности игнорируются. Ребёнок боится не оправдать завышенных ожиданий, потерять любовь родителей и это формирует у него тревожность
  • Авторитарный стиль. Такие родители сами воспитывались в спартанских условиях, и своих отпрысков растят так же. Есть только обязанности и нет никаких чувств. Эмоции ребёнка отвергаются, страхи высмеиваются, мечты обесцениваются. Это формирует низкую самооценку, неуверенность в себе и как следствие повышенную тревожность.

Почему дети испытывают тревогу?

Дети постоянно сталкиваются с чем-то новым, и это может внушать им беспокойство. Данный процесс совершенно нормален до тех пор, пока эта тревога не становится постоянной. Если дети со страхом реагируют на всё новое и склонны к всевозможным переживаниям, это может говорить о хронической тревожности.

Часто у тревожных детей возникают проблемы с тем, чтобы замечать мысли, которые их беспокоят. Для этого им нужна помощь и поддержка родителей — дети учатся преодолевать тревожные моменты благодаря тому, как вы их тренируете. И в будущем, сталкиваясь с непростыми ситуациями, они будут чувствовать себя более уверенными.

Бывает, что родители, предвосхищая страхи ребёнка, пытаются оградить его от них. Когда дети страдают хронической тревожностью, родители могут попасть в отрицательный цикл и только усугубить проблему. Поэтому вести себя в таком случае стоит очень осторожно и внимательно.

Тревожное расстройство у детей школьного возраста (от 7 до 10 лет)

Начиная со школы к основной причине повышенной тревожности — неблагоприятному семейному воспитанию добавляются социальные взаимодействия самого ребёнка. Если он вынес из родительской среды неуверенность в собственных силах и самом себе он может начать тревожиться из-за возможной потери уважения сверстников, учителей, страха не оправдать ожидания взрослых и страха наказания, конфликтов с друзьями, если он не сможет соответствовать их требованиям и желаниям.

При этом девочки переживают больше из-за взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков беспокоят в большей степени наказание и насилие.

Девочки, сделав «неблаговидный» поступок, переживают, что педагог или мама плохо подумают о них, а подружки перестанут играть с ними. В такой же ситуации мальчики, вероятнее всего, будут опасаться, что их взрослые накажут или побьют.

Коррекция тревожности у детей

Если вы видите,что ваш ребёнок страдает от повышенной тревожности и хотите ему помочь, нужно помнить, что это комплексная работа:

  • Пересмотрите свои отношения с миром, если вы или ваш муж тревожны и с недоверием относитесь к будущему, избавить ребёнка от тревоги вряд ли получится
  • Поменяйте стиль воспитания, если узнали его в одном из перечисленных выше
  • Возможно, вам стоит обратиться к психологу, для того чтобы провести работу над собой, чтобы стать спокойней и уверенней, тогда ребёнок избавится от тревоги даже без посторонних вмешательств.

Важно «Будучи несчастными людьми, вы никак не сможете так выстроить отношения с ребёнком, чтобы он был счастлив. А если счастливы родители, то специально и делать ничего не надо».

М. Лабковский

Вот несколько конкретных приёмов помощи вашему тревожному малышу, которые помогут ему и научат некоторым методам совладания с тревожными мыслями и стрессом:

Приём № 1: Дайте страху имя

Первая психологическая тактика заключается в том, чтобы помочь разрядить тревогу ребёнка, и заняться снятием страха.

То, как это работает, довольно просто. Всё, что вы делаете —это просите малыша придумать глупое название для тех неприятных чувств, которые он испытывает. Очень важно, чтобы имя было как можно менее угрожающим. Это поможет убрать серьёзность и снизить страх.

Как только дети находят имя, которое их устраивает, следующий шаг — приказать эмоциям уйти. Например, если он решит назвать свои эмоции «Глупый ослик», он может сказать примерно следующее:

«Оставь меня в покое, Глупый ослик!»

«Глупый ослик, уходи, ты мне надоел!».

Давая своим чувствам глупое название и разговаривая с ними вслух, он будет отнимать силу у этих эмоций. И тогда ребёнок сможет успокоиться гораздо быстрее, и что очень важно, научившись этому приёму, он сможет использовать его, даже когда вас нет рядом, и самостоятельно регулировать свои чувства.

Приём № 2: Слушайте

Когда кто-то рассказывает вам о своих проблемах, в том числе и наш ребёнок, первый порыв обычно состоит в том, чтобы помочь ему с этим незамедлительно. Однако этот импульс и эти чувства не так уж полезны, когда имеешь дело с детьми (со взрослыми зачастую тоже). Они действуют менее рационально, чем взрослые, и тревоги их не так ясно выражены. Поэтому использование логики для объяснения того, что всё хорошо, не всегда работает так, как хотелось бы.

Попытка показать или объяснить маленькому человеку, что на самом деле ничего плохого не происходит, и причин для страха нет, на самом деле повысит его уровень тревожности, так как всё, что он поймёт, что ему не верят, а его страхи никого не волнуют. Его чувства и эмоции пока ещё, в силу возраста не поддаются логике и разумным объяснениям, и страх не уйдёт. Вместо этогостарайтесь активно слушать ребёнка, пока вы проявляете привязанность. Например, используйте физический контакт:поцелуи или объятия, это поможет его чувствам успокоиться. В общем, если ваш ребёнок чувствует, что его слушают и слышат, защищают, а родитель доступен, его тревога исчезнет почти сразу, и решение проблемы произойдёт легче.

Приём № 3: Дайте ребёнку»волшебный» успокаивающий предмет

Различные исследования показывают, что можно связать объект с определённой эмоцией. Так что если у маленького члена семьи есть специальная мягкая игрушка или защитное одеяло, например, используйте его в своих и его интересах для снятия напряжения!

Недавние исследования показывают, что сон с мягкой игрушкой помогает детям с ночными страхами. Тот же принцип применим и во многих других ситуациях снятия любого кошмара. Если он боится в первый день занятий в школе, почему бы не позволить ему взять с собой что-то, что делает его счастливым? Если объект довольно мал, другие дети даже не будут знать, что он у него есть.

Эта техника работает ещё лучше, если вы будете выбирать «защитника» вместе, их может быть несколько: для каждой ситуации свой. Попросите их выбрать предмет, который поможет им в минуту тревоги. Таким образом, ребёнок будет более вовлечён в этот процесс, и эффект будет многократно увеличиваться.

Советы родителям

Вот ещё несколько психологических советов по комплексной работе с тревогой и страхами у детей:

Основой всего будут работа по этим трём направлениям:

1. Повышение самооценки:

  • Чаще обращайтесь к ребёнку по имени и поддерживайте визуальный контакт при разговоре.
  • Увеличьте количество тактильных контактов. Ласковые прикосновения помогают вернуть доверие к миру.
  • Чаще и, желательно, публично (например, за семейным ужином) отмечайте его успехи. Помните, что повод для похвалы всегда найдётся. Достаточно замечать мелочи, которые удаются вашему ребёнку лучше, чем вчера.
  • Устраивайте домашние праздники и приглашайте на них одноклассников. Даже ваше присутствие в другой комнате, благотворно скажется на тревожном ребёнке. Он будет чувствовать себя увереннее, чем в полном одиночестве на школьной перемене, и это постепенно изменит о нём мнение сверстников. Поверьте, это крайне важно для него, даже если он не признаётся.
  • Практикуйте разговоры по душам. Это должно быть то время, когда вы полностью принадлежите ребёнку и слушаете его со всем вниманием, не отвлекаясь на телефон, других членов семьи. Время, когда он может рассказать вам всё, что его беспокоит и волнует. Ваше безраздельное внимание покажет ему, насколько его чувства и он сам важны для вас.
  • Отделяйте поступки ребенка от самого ребенка. Не говорите ему, что он плохой, если он получил двойку обидел младшую сестру. Обсуждайте и осуждайте сам поступок: «Я тебя люблю, ты очень хороший, но сейчас ты поступил нехорошо

    »

2. Обучение ребёнка методам совладания:

  • Показывайте пример позитивных ожиданий от будущего и демонстрируйте уверенное поведение.
  • Обучите его тем методам, что перечислены в гл. 6
  • Обсуждайте с ребёнком трудности в обучении и общении, и совместно вырабатывайте стратегию движения к успеху.
  • Научите его дыхательным методикам и осознанности

3. Снятие мышечного напряжения:

  • Заведите ритуалы, например, каждую субботу мы танцуем,
  • Делайте ребёнку массаж перед сном — это к тому же укрепит ваши отношения
  • Занимайтесь с ним спортом — это помогает снять напряжение и избавиться от стресса, и кроме того, сближает
  • Как можно больше обнимайтесь и целуйтесь — детям (и взрослым,впрочем, тоже)жизненно необходим тактильный контакт

Введение

Тревожные расстройства (ТР) являются одним из распространенных поводов для обращения к врачам и часто встречаются в клинической практике педиатра и детского невролога. Следует отметить, что до сих пор некоторые специалисты в процессе наблюдения за детьми и подростками с ТР продолжают пользоваться такими формулировками, как «невротические состояния», «невротические реакции», «неврозоподобный синдром», нередко неправомерно применяют понятия «астения», «неврастения», «астенический невроз». Перечисленные термины не соответствуют дефинициям ТР в классификациях последних лет [1, 2], а также современным представлениям о природе ТР.
По данным эпидемиологических исследований, общая частота встречаемости всех ТР в детской и подростковой популяции варьирует от 9 до 32% и характеризуется возрастанием по мере взросления детей [3]. У большинства взрослых пациентов с эмоциональными и аффективными расстройствами первые симптомы манифестировали в детстве или отрочестве, и это были проявления ТР [4, 5]. Таким образом, формирование клинической картины ТР происходит постепенно. Однако у многих детей и подростков ТР долго остаются неустановленными, что влечет отсутствие специализированной помощи и лекарственной терапии, а вслед за этим — хронизацию ТР.

Остановимся на особенностях проявлений ТР у детей и подростков. Следует отметить, что у ряда пациентов одновременно могут отмечаться симптомы не одной, а нескольких форм ТР. Кроме того, ТР могут выступать в качестве как самостоятельного, так и сопутствующего состояния при многих заболеваниях нервной системы у детей, включая нарушения развития речи и школьных навыков, синдром дефицита внимания и гиперактивности, первичные головные боли (особенно головную боль напряжения), эпилепсию, последствия перинатальных поражений нервной системы, черепно-мозговых травм, нейроинфекций, расстройства аутистического спектра и др.

ТР — группа синдромов эмоциональных нарушений, которые характеризуются интенсивной и длительной тревогой, субъективными ощущениями беспокойства, напряжения, мрачными предчувствиями, переживанием ущерба, а также появлением необычно сильного страха — иррационального и не соответствующего содержанию вызывающих его ситуаций или объектов [4, 6–9].

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]