АССОЦИАЦИЯ — что это простыми словами. Виды ассоциаций в психологии


Ассоциация. Известный итальянский писатель Джанни Родари сравнивал произнесенное слово с камнем, брошенным в пруд. Расходящиеся от него круги всколыхнули не только воду, они заставили двигаться в одном ритме совершенно несвязанные друг с другом предметы: осенний листок на воде, камыш, поплавок рыбака, кувшинку. Подобные волны вызывает и услышанное нами слово. Только это волны возбуждения, расходящиеся в коре головного мозга. Они вовлекают в движение мысли, образы, воспоминания. Это и есть процесс рождения ассоциаций, которые играют очень важную роль в психике человека.

Ассоциации с точки зрения психологии

Понятие «ассоциация» было введено английским философом XVII века Дж. Локком, но само явление известно еще с эпохи Античности и описано Платоном и Аристотелем.

Ассоциация как связь

Связь — так это понятие и переводится с латыни. У него много значений, но в психологии данный термин обозначает возникающую в мозгу человека спонтанную связь между объектами, явлениями действительности, воспоминаниями и воображаемыми образами. То есть такие связи вызываются и внешними раздражителями (словами, запахами, зрительными образами, звуками и т. д.), и информацией, хранящийся в памяти.

Стимулом к возникновению ассоциаций могут быть и внутренние процессы в наших органах. Например, тяжесть в желудке и изжога мгновенно вызывают ассоциацию со съеденным за обедом куском жареного жирного мяса.

Даже собственные мысли могут провоцировать буквально веер ассоциаций. Думаю, каждый из нас оказывался в ситуации, когда какая-то случайная мысль вытаскивала из глубин сознания другую, с ней вроде бы и не связанную. А та, в свою очередь, цепляла третью, четвертую… И через какое-то время мы с удивлением спрашивали себя, как же наши мысли занесло сюда, почему вдруг в голове крутятся, казалось бы, давно забытые образы.


Ассоциация

Психофизиологический механизм ассоциаций

Основа ассоциаций — условно рефлекторная реакция. Любой достаточно сильный раздражитель (слово, образ, запах, звук, мысль) вызывает в коре больших полушарий очаг возбуждения. Это возбуждение по нервным волокнам от одного нейрона к другому распространяется вширь и вглубь. Волны возбуждения захватывают и все новые области коры, активизируют следы прежних очагов возбуждения, вызывают из памяти образы, чувства, идеи. Они включаются в процесс мышления и актуализируют новые и новые образы.

Известный английский исследователь творчества Т. Бьюзен сравнивал ассоциативное мышление с фейерверком. Сначала взлетает одна искорка-мысль, которая взрывается десятками новых, а те, в свою очередь, рассыпаются веером огненных брызг, охватывая все небо сияющим шаром.

Процесс рождения ассоциаций очень важен для нормального функционирования сознания, для эффективности нашего мышления и зависит от следующих факторов:

  • Скорость протекания нервных процессов, определяющая и быстроту рефлекторных реакций. А значит, время и область распространения нервного импульса. Чем выше скорость, тем быстрее и разнообразнее возникают ассоциации.
  • Память и информация, хранящаяся в ней. Чем обширнее и разнообразнее наши знания, тем богаче ассоциации и, соответственно, оригинальнее продукты мышления.
  • Воображение. В процессе рождения ассоциаций возникающие образы могут подвергаться обработке, трансформации, элементы их комбинироваться в новых сочетаниях. Так работает воображение, и созданные им новые образы обогащают нашу память, участвуют в мышлении.
  • Область подсознания. Ассоциативные процессы, в основе которых лежит спонтанное распространение возбуждения в коре головного мозга, распространяясь вглубь, подключают к мышлению уровень подсознания. Так как там хранится огромное количество неосознаваемой нами информации, а целенаправленного доступа к ней нет, то ассоциации – это один из немногих каналов связи с этим таинственным уровнем психики.

Ассоциации носят индивидуальный характер, так как они связаны с опытом и информацией, хранящейся в памяти человека. Однако имеются и устойчивые связи, присущие многим людям в силу общности их опыта, интересов, профессиональной деятельности и т. д. Есть занятный пример или своеобразный тест. Какая ассоциация у вас возникает на слово «нежить»? У одних людей это понятие ассоциируется с нежным, ласковым отношением. А у тех, кто увлекается книгами и фильмами в жанре мистики и фэнтези — с ужасными сверхъестественными тварями. Есть и еще более всеобщие ассоциации, например, снег в сознании людей связан с зимой, жара – с летом, листопад – с осенью.

Образы абстрактных понятий

Обычно не составляет проблем представить образы вещей и предметов. Говоря «чашка», вы видите свою любимую чашку, у которой есть форма, цвет и вес. «Дорога» вызовет в воображении знакомый вам участок дороги. Но что делать с абстрактными понятиями, не имеющими предметного воплощения, вроде «согласия», «обязательства» или «суггестии»? Существует два приема перекодирования таких понятий в образы. Первый основан на созвучии. Вы подбираете слово или слова, которые звучат похоже на то, которое вы хотите запомнить. Затем вы кодируете в образ именно это созвучное слово.

Второй прием использует символическое воображение: вы подбираете конкретный образ-символ интуитивно, так чтобы он выражал абстрактное понятие. Этот символ может быть общепринятым, а может быть понятным только для вас. «Со-гласие» напоминает о голосах, звучащих в унисон. Образ хора легко представить себе визуально. «Обязательство» созвучно обозу, который нужно тащить за собой как груз обязательств. «Суггестию» можно вообразить в виде высокого снежного сугроба — первых трех первых букв часто достаточно, чтобы построить ассоциацию.

Если вы хотите использовать символы, «согласие» можно вообразить как крепкое рукопожатие. Или как египетский обелиск на площади Согласия в Париже. «Обязательство» можно представить в виде официального документа с печатью. «Суггестию» может символизировать эстрадный гипнотизер в тюрбане и плаще с красной подкладкой. Ассоциации и символы очень индивидуальны. У знатока Средневековья слово «суггестия» ассоциируется с именем аббата Сугерия, жившего в XI–XII веках и известного как заказчик готического храма Сен-Дени в пригороде Парижа. Чем шире кругозор человека, тем легче ему подбирать ассоциации и запоминать новое.

Упражнение

Возьмите словарь терминов малознакомой вам области знания: техники, философии или психологии. Открывайте его наугад и подбирайте образы для встречающихся вам слов, используя фонетические и символические ассоциации.

Виды ассоциаций

Первую известную классификацию ассоциаций создал еще Аристотель, и мы ей до сих пор пользуемся. Античный философ выделил три вида связей:

  • По сходству. Для того чтобы между двумя объектами или явлениями в мозгу человека возникла эта связь, они должны быть похожи по какому-то признаку: внешнему виду, цвету, эмоциональному воздействию и т. д. Так, цифра 2 вызывает ассоциацию с гусем, небо – с океаном, а снежная равнина – с белой простыней.
  • По смежности. Этот распространенный вид связи возникает при частом восприятии каких-то объектов одновременно. Например, запах пирогов может вызвать ассоциацию с домом, с детством, с ласковой бабушкой; шум прибоя – с отпуском, а аромат мандаринов и хвои – с Новым годом. К этому виду относятся и вербальные ассоциации, родившиеся из устойчивых выражений. Например, в ответ на слово «ива» у многих возникнет в сознании «плакучая», береза — белоствольная, дуб — могучий и т. д. Но ассоциация по смежности может отражать и наличие реальной связи или взаимодействия между объектами. Так, шляпа ассоциируется с головой, телега с лошадью, луна с ночью.
  • По контрасту. Это самый сложный вид ассоциаций, плохо поддающийся объяснению. Возникающий в сознании образ вызывает ассоциацию с противоположным ему по значению. Так, если произнести слово «день», то у большинства всплывет в сознании ночь. Лето — зима, жара — холод. Такие ассоциации являются источником интересных ярких метафор, например, сравнение снежинок с искрами.

Позднее классификация Аристотеля была дополнена еще одним видом. Ассоциации по смыслу – это результат анализа информации и возникновения в мозгу человека сложных логических и смысловых связей. Они в большей степени индивидуальны и определяются личным опытом, но есть и понятные для большинства людей. Например, дождь — насморк, море — самолет. Установить смысловую связь между ними несложно.

Метод контрольных вопросов поможет запустить творческий процесс

Опубликовано: 17.03.2018
Метод контрольных вопросов — это креативная методика, позволяющая при помощи списка вопросов рассмотреть проблему с разных сторон и найти нестандартное решение. Пригодится дизайнерам, копирайтерам, инженерам, сценаристам, ученым, всем, кому нужно найти нетривиальное решение. Следует сказать, что у данной методики нет автора как такового. В равной степени многие техники используют списки вопросов. Последовательность действий при использовании метода…

нет комментариев

Психодиагностические методы с использованием ассоциаций

Спонтанно возникающие в коре головного мозга связи с начала XX века используются психологами для диагностики психических состояний человека. Первым обратил внимание на связь свободных ассоциаций с процессами, протекающими на уровне бессознательного, З. Фрейд. Согласно его теории, на этом глубинном уровне психики находятся подавленные человеком инстинкты и желания, которые противоречат требованиям общества.

Но загнав эти запретные желания в дальний угол бессознательного, человек от них не избавился. Они продолжают влиять на его поведение, провоцировать фобии или странные поступки, вызывать даже психические отклонения и органические заболевания.

Метод свободных ассоциаций

Возникающие непроизвольно ассоциации несут информацию об этих подавленных желаниях и инстинктах, что позволяет психологу или психиатру поставить диагноз. Для этого З. Фрейд разработал и начал применять метод свободных ассоциаций, который и до настоящего времени является одним из основных в психоанализе.

Принцип этого метода очень прост. Приняв удобную позу и расслабившись, пациент должен просто говорить все, что приходит ему в голову. Он может рассказывать о своих проблемах, а может просто размышлять о смысле жизни или обсуждать своих коллег. Нужно не контролировать, не анализировать, не подбирать правильные слова, а свободно говорить.

Мысли и слова пациента сами по себе вызывают у него в сознании разные ассоциации, порождая новый поток речевой активности и вытаскивая из бессознательного то, что там спрятано и мешает жить. А вот психоаналитик должен распознать связь между отдельными фразами, словами, оговорками пациента и его психологическими проблемами и комплексами, выявить эти проблемы и раскрыть их сущность перед клиентом.

Разнообразие ассоциативных методов

В настоящее время ассоциативное мышление используется во многих психодиагностических методиках, которые позволяют изучить особенности психического состояния индивида, его проблемы, переживания и отношение к окружающим. В отличие от Фрейда и его последователей, представители других психологических направлений предпочитают использовать не свободные ассоциации, а более организованные и управляемые психотерапевтом. Методики разработаны таким образом, чтобы не только стимулировать возникновение ассоциаций, но и иметь возможность статистически обработать результаты, сравнить их с данными других клиентов. Все подобные способы диагностики можно разделить на три группы тестов:

  1. На основе вербальных ассоциаций. В таких тестах испытуемым предлагается ряд слов или фраз, в ответ на которые он должен произнести первое, что придет в голову. Сама формулировка, значение, сфера использования фраз рассчитаны на то, чтобы раскрыть внутренние проблемы диагностируемого. Одна из самых популярных подобных методик – тест «Парных ассоциаций».
  2. На основе зрительных ассоциаций. Рассматривая предложенные картинки, часто абстрактные, клиент должен сказать, что они ему напоминают. Наиболее известные из этих методик – тест «Чернильных пятен» Роршаха и метафорические карты.
  3. На основе анализа продуктов творчества. Для того чтобы изучить неосознанные ассоциации, диагностируемому предлагают выполнить творческое задание, например, написать эссе на заданную тему или нарисовать что-то. Творческий процесс освобождает мышление и подключает к процессу подсознание, что облегчает рождение ассоциаций и открывает доступ к образам-архетипам, скрытым желаниям и плохо осознаваемым проблемам.

Ассоциативное мышление – не только источник важной информации о человеке, оно является необходимым условием интеллектуального и творческого развития личности.

Особенности ассоциативного мышления

Установлено, что число прямых ассоциативных связей любого понятия (слова) в среднем около десяти. Один ассоциативный шаг дает возможность выбора из 10 слов, второй — из 102, третий — из 103, четвертый—из 105. Таким образом, каждый шаг на порядок увеличивает число связей данного понятия с другими понятиями по тем или иным признакам, что существенно расширяет возможности выбора идей решения.

Особенностью ассоциативного мышления является способность выделять общие признаки вещей — обобщать, не проводя логического анализа. Ассоциации можно рассматривать как источник дополнительной информации, которую можно использовать в творческом процессе.

Ассоциации способны как по цепочке «вытягивать» из закутков нашего сознания самые разнообразные, нередко весьма неожиданные, воспоминания, образы, мысли, которые существенно расширяют область творческого поиска.

Методы ассоциативного поиска идей хороши, например, при создании сюжета рекламного видеоролика. Неожиданные элементы привлекают внимание и заставляют человека сфокусироваться на рекламе. Искать ассоциации можно с помощью визуальных образов. В Google, Flickr, Pinterest задается поиск по интересующему слову. Результат — расширение спектра творческих решений и вдохновение для их развития.

Запоминание фраз

Способность быстро запоминать списки слов и придумывать визуальные истории открывает возможность для запоминания более крупных объемов информации, в частности, фраз и фрагментов текста. Например, вас инструктируют перед новым заданием и нужно запомнить пароль: «Захар Борисович велел передать, что краны будут на следующей неделе». Один из вариантов истории к такому паролю будет таким. Леопольд Захер-Мазох (он написал «Женщину в мехах», поэтому одет в шубу) стоит, обнявшись с первым президентом России Борисом Ельциным. Конечно, у обоих повелительный взгляд, ведь они оба наслаждались властью (правда, каждый по-своему). Захер-Мазох передает вам связку строительных кранов. Краны завернуты в график их поставки — большой лист календаря, на котором закрашена вторая строка — следующая неделя. Попробуйте теперь забыть эту фразу.

Упражнение

Придумайте визуальные истории к известным вам пословицам, поговоркам и крылатым фразам.

Запоминание иностранных слов

В разведшколах обучение иностранным языкам поставлено на поток. Для опытных преподавателей не бывает неспособных учеников. Разведчика подбирают по умственным способностям, а уж научить его свободно и без акцента говорить на любом языке — дело техники. На начальном этапе освоения языка ученику требуется запоминать пары слов, причем одно из слов известно (на родном языке), другое — нет (на иностранном). Используйте следующий алгоритм.

1) Известное слово на родном языке кодируется с помощью образа. Вам знакома эта техника по методу историй.

2) Второе, неизвестное слово проще закодировать через фонетическое сходство: подобрать одно или несколько слов на родном языке так, чтобы вместе они были созвучны иностранному.

3) Связать в одну историю образ слова на родном языке с образами слов, созвучных иностранному.

Например, вам нужно запомнить английское слово «habit» — привычка. Оно созвучно именованию одного из народов в произведениях Толкиена, хоббиты. Для запоминания пары «habit — привычка» можно вообразить хоббита из сказки, ведущего размеренный образ жизни, не отступающего от своих привычек. Более сложное слово — remuneration, вознаграждение. Для запоминания корректную транскрипцию вполне допустимо заменить русской «римьюнерейшн». Как это можно запомнить? «В Рим едут юные с зарплатой». Эта фраза помогает запомнить половину английского слова и его русский перевод. Практикуясь, вы научитесь быстро создавать подобные истории, а значит — запоминать как минимум 50–70 иностранных слов за одно занятие.

Упражнение

Купите небольшой словарь на 500–1000 самых распространенных слов языка, который вы давно мечтали выучить. Используя описанную методику, вы запомните их довольно быстро, и это будет хорошим началом исполнения вашей мечты.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]