Общее представление о когнитивной теории личности
Основоположником когнитивного подхода к развитию личности является американский психолог Джон Келли. Согласно его теории, основным источником развития человеческой личности является окружающая его среда и социальное окружение.
Особенность именного когнитивного подхода заключается в том, что особое внимание уделяется влиянию интеллектуальных процессов на особенности поведения человека. В данной теории человек представляется в роли ученого, который проверяет возникающие у него гипотезы относительно природы вещей и делает в соответствии с этим прогноз на развитие событий в будущем.
Любое событие, которое происходит с человеком может быть интерпретировано неоднократно и выводы соответственно могут изменяться в зависимости о ситуации, в которой человек находится в данный конкретный момент.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Замечание 1
Главным понятием когнитивной теории личности является понятие конструкта, которое включает в себя имеющиеся особенности всех известных познавательных процессов. Именно благодаря сформированным конструктам человек приобретает возможность не только познавать мир, но и выстраивать межличностные отношения с другими людьми. Конструкт является своеобразным классификатором — шаблоном восприятия человеком других людей и самого себя.
Становление и направления развития
Когнитивная психология (лат. cognitio — знание, познание) — последнее из современных направлений — получила официальный статус в 1960 году, когда Джордж Миллер и Джером Брунер открыли первый научный центр когнитивной психологии в Гарварде. В 1967 году американский психолог Ульрих Найссер изложил краеугольные камни направления в своей книге «Когнитивная психология» и определил когнитивные процессы, как сознательные, так и бессознательные, как объект своего научного интереса. Вместе с гештальтпсихологией и гуманистическим течением когнитивисты выступали против исключения роли психики в регуляции поведения в бихевиоризме и психоанализе.
Научными предпосылками возникновения когнитивной психологии стали идеи о приоритете когнитивных процессов и внутреннего плана в регуляции поведения животных (Э. Толмен и В. Келер) и ведущей роли интеллекта в адаптации и психическом развитии ребенка (Ж. Пиаже). Другим важным идейным источником развития когнитивной психологии стали постулаты кибернетики как науки о сигнальной регуляции и управлении системами (техническими, органическими, психологическими и социальными), изложенные в 1948 году известным американским математиком Норбертом Винером в его книге «Кибернетика, или управление и связь в живых организмах и машинах». На социальном уровне ведущая роль мышления в жизни человека была экспериментально продемонстрирована в исследованиях влияния социальных фактов на память (Фредерик Бартлетт) и восприятие (Джером Брунер). Исходя из вышеперечисленных концепций, основной идеей когнитивной психологии стало утверждение ведущей роли когнитивных процессов в жизни человека.
+В настоящее время в области когнитивной психологии не существует единой теории или подхода. Исходной методологической основой многих когнитивных концепций является номотетический (или информационный) подход, утверждающий так называемую «компьютерную метафору» в понимании человека. Это чистая лабораторная психология, основными допущениями которой являются понятия поэтапной обработки информации, ограниченности возможностей системы обработки информации и постулат о кодировании информации. Примером реализации информационного подхода является концепция Ричарда Аткинсона о трехкомпонентной модели памяти, в которой когнитивные процессы человека рассматриваются как аналог преобразования информации в вычислительном устройстве.
Роберт Стернберг, в соответствии с номотетическим подходом, предложил компонентную модель интеллекта, которая включает пять классов умственных процессов, последовательно участвующих в решении проблем. При этом интеллект понимается автором не как статичная сущность, измеряемая традиционными тестами интеллекта, а как гораздо более широкое понятие, относящееся к возможности практического применения интеллекта. Способность применять личные потенции в практической жизни отражена сегодня в понятии «компетентность». Как и Стенберг, Гарднер Говард — автор теории множественного интеллекта — считал, что традиционные тесты интеллекта не способны измерить и рассмотреть все аспекты интеллекта. Такие тесты могут предсказать школьную успеваемость, но дальнейший жизненный и карьерный рост с их помощью предсказать невозможно. Согласно Г. Гарднеру, интеллект — это множественный конструкт, состоящий из семи типов интеллекта (вербальный, пространственный, личностный, межличностный, телесно-кинестетический, логико-математический, музыкальный). Основатель когнитивной психологии — Ульрик Найссер — также изначально работал в русле информационного подхода. Он изучал когнитивные процессы в лабораторных условиях, моделируя поток информации на разных этапах ее преобразования, и ввел такие термины, как «иконическая память» и «эхолокационная память».
Основные положения когнитивной теории личности по Дж. Келли
Именно Келли в своих исследованиях дал описание основным механизмам функционирования личностных конструктов. Им же был сформулирован основной постулат данной теории и следствия, которые наступают согласно этому постулату
Постулат утверждает, что личностные процессы психологически канализированы таким образом, чтобы обеспечить человеку максимальное предсказание событий. Все остальные возникающие следствия лишь уточняют этот основной постулат.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Личность в когнитивной психологии 440 ₽ Реферат Личность в когнитивной психологии 280 ₽ Контрольная работа Личность в когнитивной психологии 210 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Человек может отличаться от другого не только количеством сформированных конструктов, но и их месторасположением. Существуют конструкты суперординатные, актуализирующиеся в сознании человека за короткий промежуток времени, и субординатные – более медленные.
Замечание 2
Система конструктов в личности человека не является статичной и находится в процессе постоянного изменения в связи с влиянием опыта, получаемого человеком в процессе роста и развития. Таким образом можно сказать, что личность человека формируется и развивается на протяжении всей жизни.
Ученый предполагал, что человеческая личность обладает ограниченной свободой воли и жизнедеятельности. Та система конструктов, которая сформировалась у той или иной личности содержит в себе определенные ограничения. Однако Келли не считал, что вся жизнь человека является полностью детерминированной. В любой ситуации человек способен сконструировать альтернативные предсказания.
Таким образом можно говорить о том, что внешний мир человека не является добрым или злым, он именно такой, каким человек конструирует его у себя в сознании.
В конечном итоге, по мнению когнитивистов, судьба человека находится в его руках.
Экологический подход
Позже У. Найссер перешел на позиции экологического подхода — к изучению и формированию умений человека в реальных условиях жизнедеятельности (на производстве, в процессе решения реальных проблем и т.д.). Отход В. Найссера от номотетической методологии был обусловлен пониманием того факта, что при изучении искусственных перцептивных моделей невозможно учесть все информационные стимулы, которые человек получает в естественных, информационно насыщенных условиях. Остро встала проблема низкой «экологической валидности» полученных в лабораторных экспериментах данных, выражающаяся в их малой пригодности для описания поведения вне рамок искусственно созданной экспериментальной ситуации. Эти идеи В. Найссера нашли отражение в его новой книге «Познание и реальность» (1976).
Важным направлением исследований в когнитивной психологии является изучение роли бессознательного в обработке когнитивной информации. Эксперименты Дональда Бродбента и Анны Трисман с одновременной подачей различных сигналов в левое и правое ухо через наушники показали, что на начальных этапах восприятия нового материала задействована бессознательная часть обработки информации. Анализ информации на бессознательном уровне происходит непрерывно, и из бесчисленного количества информации, поступающей в единицу времени, когнитивная система на всех уровнях отбирает и доводит до сознания только те сигналы, которые наиболее важны в данный момент.
Помимо изучения когнитивной деятельности, когнитивная психология также создала теории социально-психологического характера. Эта тенденция наиболее четко представлена в теории когнитивного диссонанса Леона Фестингера. Развивая идеи Курта Левина, Л. Фестингер пришел к выводу, что люди ищут внутренний баланс между получаемой информацией и имеющимися мотивами поведения. Диссонанс между информацией и поведением переживается как неприятное состояние неравновесия, которое должно быть исправлено путем изменения поведения или установок.
В контексте когнитивных теорий личности стоит выделить сформулированную в 1950-х годах теорию личностных конструктов Джорджа Келли, согласно которой целостное поведение человека определяется индивидуальной системой полярных конструктов, на основе которых строятся гипотезы о будущих событиях. Человек выбирает тот полюс, который имеет большую предсказательную ценность, и действует в соответствии с этой гипотезой. Если гипотеза не подтверждается, система конструктов перестраивается, чтобы повысить адекватность последующих предсказаний. Таким образом, Дж. Келли утверждает ведущую роль интеллектуальных процессов в жизни человека. Поэтому, несмотря на то, что теория Дж. Келли предвосхитила появление когнитивной психологии, теория личностных конструктов была связана с когнитивными теориями личности.
В психотерапевтической практике когнитивный подход представлен в рационально-эмоциональной психотерапии, разработанной Альбертом Эллисом (RET, 1962) и когнитивной терапии Аарона Бека (1970-е годы). Когнитивные подходы к психотерапии — это те, которые подчеркивают логический, интеллектуальный подход к решению психологических проблем. РЭТ Эллиса была основана на предположении, что негативные эмоции и дисфункциональные поведенческие реакции являются следствием не самого опыта, а его интерпретации. Эллис предложил модель «А-В-С», где А — активирующее событие, В — суждение, а С — дисфункциональная эмоция, т.е. последствие. Анализ трудных жизненных ситуаций по этой схеме позволяет разъяснить личности клиента тот факт, что последствия зависят не от ситуации (А), а от рациональности/иррациональности суждения о ней (Б), и на этой основе скорректировать суждение. Терапия Бека сочетает в себе психоанализ (автоматические мысли, усвоенные в детстве) и бихевиоризм (невроз и терапия рассматриваются с точки зрения обучения).
Структура личности согласно когнитивной теории личности
Как уже говорилось выше конструкт является основным концептуальным элементом личности. Для каждого человека характерна своя индивидуальная система личностных конструктов, которая разделяется на два связанных друг с другом блока:
- Блок «ядерных» конструктов, который имеет в своем составе около 50 основных конструктов, находящихся на вершине системы и в основном фокусе оперативного сознания человека. Конструктами, входящими в данный блок, человек пользуется чаще всего в процессе взаимодействия с окружающими людьми.
- Второй блок — блок периферических конструктов, в который входят все остальные конструкты. Их количество является строго индивидуальным и может доходить до нескольких тысяч.
Целостные свойства личности выступают как результат совместного функционирования обоих блоков, всех конструктов.
Введение в когнитивную психологию
Исследования в области психологии и этики делового общения, проводимые в странах Запада, опираются на те или иные положения существующих там направлений общей и социальной психологии при решении теоретических и методологических проблем. Для этого используются основополагающие положения таких направлений, как бихевиоризм, когнитивная психология, гештальтпсихология, теория поля, психоанализ, гуманистическская психология, интеракционизм. Тот общий переворот во взглядах и принципиальных воззрениях на существо, предмет и методы психологической науки, который особенно острые и яркие формы принял сейчас в России, не может, конечно, пройти бесследно и незаметно и для всей прикладной области психологии. Если в области теоретического знания происходит коренная ломка старых понятий и представлений, фундаментальная перестройка идей и методов, то в дисциплинах прикладных, представляющих ответвления от общего ствола, так что неизбежны те болезненные и плодотворные процессы разрушения и перестроения всей научной системы. Перестройка психологических идей, происходящая сейчас, непосредственным образом вызывает коренной поворот в научных взглядах на самое существо педагогического процесса. Можно сказать, что здесь впервые воспитание раскрывается в своей истинной сущности для науки, что впервые здесь педагог обретает почву для того, чтобы говорить не о догадках и метафорах, а о точном смысле и научных законах воспитательной работы.
Особенности
Некомпетентные люди часто отождествляют бихевиоризм и когнитивное направление. Однако, как уже было сказано выше, это отдельные, самостоятельные дисциплины. Первая сосредоточена только на наблюдении за поведением человека и внешними факторами (стимул, манипуляция), формирующими его. Сегодня некоторые научные положения ее признаны ошибочными. Когнитивную психологию кратко и понятно можно определить как науку, изучающую психические (внутренние) состояния человека. От психоанализа ее отличают научные методы (а не субъективные ощущения), на которых базируются все исследования.
Круг тем, затрагиваемый когнитивным направлением, образуют восприятие, язык, память, внимание, интеллект и решение проблем. Поэтому эта дисциплина часто перекликается с лингвистикой, поведенческой неврологией, вопросами искусственного интеллекта и др.
История
Начало когнитивной психологии положила встреча молодых специалистов электронной инженерии в Массачусетском университете 11 ноября 1956 года. Среди них были известные сегодня психологи Ньюэлл Аллен, Джордж Миллер и Ноам Хомски. Они впервые поставили вопрос о влиянии субъективных познавательных процессов человека на объективную реальность.
Важной для понимания и развития дисциплины стала книга «Изучение когнитивного развития» Дж. Брунера, опубликованная в 1966 году. Над созданием ее работали 11 соавторов – специалистов Гарвардского исследовательского центра. Однако основным теоретическим трудом когнитивной психологии признана книга с одноименным названием Ульрика Найссера – американского психолога и преподавателя Корнеллского университета.
Связь с нейробиологией
Изучением поведенческих процессов в более широком смысле занимается нейробиология. Сегодня эта наука развивается параллельно и активно взаимодействует с когнитивной психологией. Кратко она затрагивает психический уровень, и больший акцент делает на физиологических процессах в нервной системе человека. Некоторые ученые даже прогнозируют, что в будущем когнитивное направление может быть редуцировано к нейробиологии. Препятствием этому окажутся только теоретические расхождения дисциплин. Когнитивные процессы в психологии, кратко говоря, более абстрактны и иррелевантны к воззрениям нейробиологов.
Методы
Основным методом когнитивистов является замена личностного конструкта. Разработка его принадлежит американскому ученому Дж. Келли и относится к 1955 году, когда новое направление еще не было сформировано. Однако авторский труд во многом стал определяющим для когнитивной психологии.
Кратко личностный конструкт представляет собой сравнительный анализ того, как различные люди воспринимают и интерпретируют внешнюю информацию. Он включает в себя три этапа. На первом пациенту дают определенные инструменты (например, дневник мыслей). Они помогают определить ошибочные суждения и разобраться в причинах этих искажений. Чаще всего, ими являются состояния аффекта. Второй этап носит название эмпирического. Здесь пациент вместе с психотерапевтом отрабатывает приемы по корректному соотношению явлений объективной действительности. Для этого используется формулирование адекватных аргументов за и против, системы преимуществ и недостатков моделей поведения, проведение экспериментов. Заключительным шагом становится оптимальное осознание пациентом своих ответных действий. Это прагматический этап.
Если говорить кратко, когнитивная психология Келли (или теория личности) – это описание той самой понятийной схемы, которая и позволяет человеку осмысливать реальность и формировать определенные модели поведения. Ее успешно подхватил и развил Альберт Бандура. Ученый выявил принципы «научения через наблюдение» в модификации поведения. Сегодня личностный конструкт активно используется специалистами всего мира для изучения депрессивных состояний, фобий пациентов и выявления/коррекции причин их заниженной самооценки. В целом, выбор когнитивного метода зависит от типа психического расстройства поведения. Это могут быть методы децентрации (при социофобии), замены эмоций, смены ролей или целенаправленного повторения.