Память, причины ее нарушений, и методы тренировки памяти


Что такое память: Freepick Студент из Китая Чао Лу в 2005 году запомнил и сумел назвать 67 980 цифр числа пи благодаря феноменальной памяти. Даже не обладая такими способностями, каждый человек что-то запоминает, воспроизводит, а затем забывает ежедневно. О том, как трактуют понятие «память» сегодня и какая она бывает, рассказывают психологи Бенджамин Шторм и Роберт Немов.

Что такое память и каковы ее возможности

Память — это процесс сохранения и последующего воспроизведения индивидом его опыта. В психологии память изучается давно и интерпретируется по-разному:

  • Ассоцианистская теория считала основной единицей памяти ассоциацию (связь, соединение). Механическое сложение ассоциаций должно становиться основой памяти. В дальнейшем она переосмысливается и углубляется.
  • Бихевиоризм рассматривал память как процесс, в ходе которого приобретаются различные двигательные и речевые навыки.
  • Гештальтпсихология изучила процессы запоминания, акцентировав внимание на намерении субъекта. Это научное направление изучает социальную природу человеческой памяти.

На современном этапе память рассматривается как познавательный процесс, для которого характерны такие свойства:

  1. Объем. Он показывает возможность запоминания и сохранения информации.
  2. Быстрота запоминания (скорость произвольного запоминания).
  3. Готовность к воспроизведению (насколько хорошо человек применяет имеющуюся информацию).
  4. Точность воспроизведения (качество сохранения и повторного воспроизведения информации).
  5. Длительность сохранения (способность удерживать необходимую информацию в течение определенного времени).

Каковы возможности нашей памяти? Память можно тренировать, чтобы запоминать больше. Но не стоит думать, что забывание — это результат неправильной работы памяти, подчеркивает психолог и исследователь из Университета Калифорнии Бенджамин Шторм. Забывание обеспечивает правильную работу памяти и мышления, освобождая ресурсы для новых задач.

Нейроученый Мария Вимбер из Университета Бирмингема (Великобритания) с коллегами с помощью специального сканирования мозга установила, что воспоминания могут «конкурировать» друг с другом за ресурсы памяти. Этот механизм помогает выделять нужные воспоминания из целого ряда похожих.


Свойства памяти: Freepick

Ученые также исследуют, что делать, чтобы улучшить работу памяти и расширить ее возможности. Они установили ряд приемов, которые способствуют активизации памяти человека.

Память обязательно нужно «включать»

Когда люди не ждут проверки усвоения информации, то забывают ее очень быстро. Исследователь когнитивных способностей человека профессор Брэд Уайбл выяснил: когда человек не ожидает, что его будут проверять, он зачастую не помнит ничего. Однако когда предстоит проверка, запоминание происходит лучше в два или даже три раза.

Классическая музыка улучшает память

Прослушивание классических музыкальных произведений усиливает активность генов, которые связаны с процессами памяти и обучения, и одновременно снижает активность генов, влияющих на нейродегенеративные процессы. Исследования группы авторов показали, что классическая музыка активно влияет на геном человека.

Дневной сон улучшает память в пять раз

Эксперимент показал, что дневной сон, который длится меньше часа, улучшает работу памяти в пять раз. Две группы испытуемых запоминали пары несвязанных слов. Затем первая группа спала 45–60 минут, а вторая — смотрела видео. После проверки оказалось, что в первой группе уровень запоминания выше.

Тонкие механизмы работы памяти ученым еще предстоит открыть. Однако то, что знаем сегодня, можно и нужно использовать для расширения собственных возможностей.

Введение

Психология – это наука о психике человека, изучающая закономерности психических явлений.

Все психические явления условно делятся на три группы: психические свойства, психические состояния и психические процессы [2; 3; 5]. Данные группы психических явлений отличаются друг от друга, в первую очередь, своей длительностью и устойчивостью в психической жизни человека. Психические процессы функционируют непосредственно в данный текущий момент времени, психические свойства являются наиболее устойчивыми психологическими характеристиками человека, а психические состояния кратковременны и занимают промежуточное положение между психическими процессами и психическими свойствами.

Все психические процессы, в свою очередь, могут быть разделены на познавательные, эмоциональные и волевые [2; 3]. К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят восприятие, память, мышление, внимание и др. Функционирование познавательных психических процессов позволяет человеку получать сведения об окружающем его мире и оперировать ими в своем сознании. Эмоциональные психические процессы связаны с потребностями человека: информация, поступающая от познавательных психических процессов, в зависимости от соответствия или несоответствия его потребностям и желаниям, становится значимой или не значимой для человека, вызывая такие психические процессы, как аффекты, чувства, эмоции и т.п. Они определяют отношение человека к отдельным явлениям окружающей действительности. В условиях необходимости принятия решений, преодоления трудностей выступают волевые психические процессы, связанные с сознательной регуляцией человеком своего поведения.

Данная контрольная работа посвящена изучению одного из познавательных психических процессов человека – изучению памяти.

Виды памяти

О памяти говорят как о чрезвычайно сложной когнитивной (познавательной) функции. В ее работе принимают участие многие отделы мозга, она используется постоянно.

В книге «Общие основы психологии» доктор психологических наук, академик и член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук и Международной академии психологических наук Р. С. Немов классифицирует память (определяет виды) по ряду критериев.

Характер психической активности

Согласно этому критерию, память бывает:

  • двигательной (моторной);
  • эмоциональной;
  • образной;
  • словесно-логической.

Двигательная память — это способность к запоминанию, сохранению и воспроизведению различных движений. С ее помощью формируются различные практические и трудовые навыки (ходьба, письмо).

Эмоциональная память запечатлевает пережитые чувства и эмоциональные состояния в виде представлений. Обычно то, что сопряжено с эмоциональными переживаниями, запоминается легко и надолго. Этот вид памяти важен для мотивации человека.

Образная память связана с возможностью сохранения и использования образов восприятия. Специфичность запечатленного образа определяется особенностями восприятия человека, работой его системы анализаторов.

Словесно-логический вид памяти необходим для запоминания и воспроизведения мыслей.

Характер целей деятельности


Виды памяти: Freepick
Этот критерий также называют критерием произвольности. По нему память делят на:

  1. Непроизвольную. Когда процессы запоминания и воспроизведения осуществляются автоматически, без волевого усилия человека и контроля сознания.
  2. Произвольную. Для этого вида памяти характерно запоминание и воспроизведение, для которого необходимо напряжение воли.

Длительность сохранения информации

Согласно этой классификации, память разделяют на:

  • кратковременную;
  • оперативную;
  • долговременную.

Кратковременная память — промежуточное «хранилище» данных. Этот вид запоминания связан с однократным или очень коротким восприятием.

Оперативная память связана с запоминанием и воспроизведением информации, которая необходима для осуществления конкретной текущей деятельности. После решения задачи информация может полностью исчезнуть.

Так бывает с материалом, который студенты учат непосредственно перед экзаменом. Этот вид памяти — переходной от кратковременной к долговременной памяти.

Долговременная память сохраняет весь объем знаний и опыта человека. Чем чаще информация из нее воспроизводится, тем прочнее она закрепляется.

Характер приобретения информации

Память бывает генетической и прижизненной. Первая сохраняет видовую информацию, а вторая — индивидуальный опыт человека.

Генетическая память — склонность к определенному поведению и действиям, которые развились и закрепились у вида эволюционно. Например, страх падения и рефлекторная реакция на падающий предмет (отскочить, оглянуться на шум) — это проявление генетической памяти. Всю информацию, которую человек усваивает после рождения, относят к прижизненному виду памяти.

Способ запоминания

Выделяют механическую и смысловую память. Механическое запоминание осуществляется путем простого повторения. Для смысловой памяти необходимы ассоциативные и смысловые связи.

Чертоги памяти человека хранят огромные объемы информации. Часть из нее постепенно забывается, что естественно и необходимо для правильной работы мозга. К счастью, с памятью можно работать и улучшать ее.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/self-realization/1759275-pamat-psihologia-interesnye-fakty/

Список литературы

  1. Бухановский А.О., Кутявин Ю.А., Литвак М.Е. Общая психопатология: Пособие для врачей. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д.: Изд-во ЛРНЦ «Феникс», 2000. – 416 с.
  2. Клиническая психология: Учебник. 3-е изд. / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб: Питер, 2007. – 960 с. (Серия «Национальная медицинская библиотека»).
  3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. – 592 с. – (Серия «Учебник нового века»).
  4. Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л.Соловьева. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006. – 575 с.
  5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 688 с.
  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 720 с. – (Серия «Мастера психологии»).
  7. Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002. – 688 с.

Запоминание

После того как мозг столкнулся с новой информацией, начинается запечатление элементов картины или ощущений, переживаний. Данные поступают в систему ассоциативных связей. При запоминании важный фактор — наличие смысла в полученной информации.

Сознание устанавливает отношения между материалом и его значением, увязывает содержание в единое целое. Запоминание, тем не менее, делится на типы: осознанное, подчиненное цели или непроизвольное, то есть неосознанное.

Условия запоминания

  • При стабильном и свежем состоянии сознания, для чего надо быть отдохнувшим, как после здорового сна, процессы памяти включаются наиболее правильно.
  • Улучшить запоминание также поможет наличие ярких эмоций в событии. Таким образом, придав происходящему дополнительную окраску, запомнить легче.
  • Благоприятная, положительно настроенная обстановка. Устойчивое настроение с «позитивными нотками».
  • Наличие желания запоминать. Попробуйте освоить материал, обратив внимание на его начало и конец. После проработки этого минимума сознание само достроит промежуточные звенья и найдет мотивацию в их последовательном освоении. Так, у большинства книг имеются главы, запомнить количество которых не составит труда. Затем направьте память на названия глав и нахождение в них интересного, таким образом постепенно осваиваем смысл изложенного в книге. Важно обратить внимание на середину повествования: чем отличается начальная часть от конечной. А также выделить собственные трудности в освоении текста книги.

Организовав таким образом свою память, станет понятно, что сознание снова и снова возвращается к материалу, пока не доведёт запоминание до надёжного и хорошего качества сохранения полученной информации, правильного её воспроизведения.

Забывание

При запоминании появляется относительно лишняя информация, которая мешает организовать сознание для новых задач и процессов. Это противоречит принципу «свежести» сознания и стабильности восприятия. Если способность к воспроизведению или опознанию ранее воспринятого объекта утеряна, имеем дело с забыванием — заключительным циклом в работе памяти. Мы забываем не имеющие важности фрагменты информации. Так обеспечивается сохранение памяти в плане того, что относится к предметам первой необходимости или даже жизненно важным функциям.

Но не всегда забывание — благополучный и нужный сознанию процесс. Частичное забывание характеризуется невозможностью достаточного воспроизведения или наличие в нём ошибок. Полное забывание исключает любую возможность воспроизведения. Также к забыванию относятся временные характеристики: долговременное (длительное) или кратковременное. Естественным образом сознание отфильтровывает полученную информацию из-за низкого качества произошедшего процесса запоминания или незначительности воспринятых фактов. Деловые люди считают обязательным записывать планы в ежедневник, чтобы облегчить процессы воспроизведения.

При засыпании и самом сне сознание не настроено на обязательное запоминание. Во время сна, что является отдыхом организма по сути, происходит забывание неблагоприятных факторов, стирание негатива из памяти.

Но не забудем и о патологическом расстройстве памяти, сопровождающееся забыванием. Важно делать профилактику стресса, соблюдать режим и хорошо высыпаться. Не последнюю роль играет питание, исключение вредных веществ, например, злоупотребления кофе и чаем.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]