Эйдетическая память – что это за тип памяти, как ее развить

Эйдетическая память в психологии – это способность в деталях запоминать и воспроизводить изображения, ситуации из жизни. По-другому этот тип называют фотографической памятью или феноменальной зрительной памятью. Многие люди хотели бы обладать ею. Однако не каждый человек знает, что в психологии так и нет единого мнения о том, что это такое эйдетическая память – норма или отклонение. Давайте попробуем разобраться в том, что такое эйдетическая память и как ее развить. Нужно ли это делать и что такое эйдетика.

Определение понятия

Эйдетизм – это способность точно и детально описывать те образы и ситуации, которые остались в прошлом. Причем речь идет о зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных образах. Кто исследовал и описал вид эйдетической памяти? Свой вклад внесли М. П. Кононова, П. П. Блонский, Н. Д. Шрейдер, С. Л. Рубинштейн, Артемов, Страхов, Э. Йенш, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия. Но впервые феномен был описан сербским ученым В. Урбанчичем (1907 год).

Эйдетическая память – это особый тип образной памяти, который позволяет моментально запоминать любые образы. Название образовано от греческого слова εἶδος, что в переводе означает «образ, внешность». Человеку с такой памятью достаточно один раз посмотреть на картину, и потом он сможет детально описать увиденное.

Например, студент с фотографической памятью может один раз посмотреть на доску и потом по памяти воспроизвести формулу в тетради во время контрольной работы. Или человек с такой особенностью памяти смотрит на страницу книги и потом воспроизводит текст по памяти с точностью до слова.

Кроме этого, эйдетик способен по одному визуальному образу снова переживать тактильные и обонятельные ощущения, слышать звуки. Причем последующее проигрывание ситуаций из прошлого ничем не отличается от первичного реального проживания.

Вот как выглядит механизм работы фотографической памяти:

  1. Человек увидел картинку (событие из жизни, кадр из фильма, лекцию на доске и т.д.) и запомнил ее в общем.
  2. Чуть позже в памяти отложились сопутствующие образы: звуки, цвета, фоновые изображения, отдельные действия участников (человек и сам не заметил этого). Фотографическая память срабатывает только в том случае, если у индивида просыпается искренний и сильный интерес к чему-то, если что-то впечатлило его.
  3. В дальнейшем человек описывает все, что увидел. Он идет от общего к частному. Эйдетики запоминают такие детали, которые не заметил бы никто другой. Например, описывая аварию, они назовут цвет глаз водителя, одежду пострадавшего, родинки и шрамы на участниках и т.п. Эйдетики помнят все это не только спустя несколько минут после случившегося, но и спустя годы.

Важно! Суть эйдетизма в том, что человек не осмысливает увиденное, он просто «фотографирует» картинку и потом воспроизводит ее. Все происходит само собой, непроизвольно.

Способность в виде эйдетической памяти имеет и свои минусы. Человек запоминает в деталях все важные события из жизни, в том числе неприятные, травмирующие. Кроме этого, часто у эйдетика наблюдаются проблемы в эмоциональной сфере. Человек словно превращается в компьютер. А если мы говорим о врожденной фотографической памяти, то в большинстве случаев она сочетается с отклонениями в развитии. Например, многие дети с аутизмом обладают эйдетической памятью.

Основные характеристики

Визуализация + сенсорика

Воспроизведение прежде всего зрительных образов, все остальные вторичны и тянутся лишь за визуализацией. Эйдетик первоначально запоминает картинку: песчаный пляж, голубой океан, шезлонг, отдыхающих, пальмы. Когда он представит её спустя время, он сможет рассказать, что держал в тот момент в руках (осязание), как горчил коктейль (вкус), что говорила его спутница (слух), какие духи у неё были в тот момент (обоняние) и даже насколько палящим было солнце («память тела»).

Детализация

Мельчайшая прорисовка образов: запоминаются такие подробности, на которые никто не обращает внимания. Например, сколько пуговиц было на пиджаке или сколько строчек расположено на странице. В первую очередь эти нюансы касаются именно зрительной картинки. Не зря эйдетическую память называют также фотографической. Человек словно достаёт в своей голове снимок события и описывает его.

Непроизвольное удержание

Изначально человек не ставит перед собой задачу запомнить что-то конкретное, всё это откладывается в его сознании само по себе. Однако это свойство характерно только для прирождённых эйдетиков. Те, кто развивает у себя фотографическую память, конечно, делают это целенаправленно.

Произвольное воспроизведение

Вспомнить нужный образ человек может в любой момент.

Большие объёмы

У прирождённых эйдетиков, как правило, просто безграничное хранилище памяти. Именно поэтому они удивляют окружающих тем, что могут с лёгкостью разговаривать на 20 разных языках, безошибочно цитировать классиков, знать наизусть всего Шекспира.

Яркость образов

Обычная память отличается постепенным стиранием образов. Спустя годы мы расплывчато представляем себе лица людей, с которыми не виделись слишком долго, забываем их имена, плохо помним обстоятельства знакомства. Эйдетики, что-то пережив однажды, уже никогда этого не забудут. Если в 20 лет им представили какого-нибудь общего знакомого, с которым они потом даже не пересекались, в 50 они с лёгкостью смогут рассказать, как его звали, во что он был одет и какой тембр голоса у него был.

Развитие

Фотографическая память бывает врожденной и приобретенной. В первом случае это обусловлено аномалиями развития головного мозга. Во втором случае это связано с целенаправленной работой. Эйдетика – так называется наука о развитии эйдетической памяти. Психологи выделяют несколько подходов к развитию эйдетической памяти.

По методу Айвазовского:

  1. Выберите предмет, вещь или объект. Живое или неживое, главное – не абстрактное.
  2. В течение пары минут внимательно изучайте объект, вникайте в каждую мелочь, наблюдайте за ним.
  3. Закройте глаза, постарайтесь абстрагироваться от внешнего мира, шумов. Представьте перед собой этот образ. Повторите те подробности, которые вы заметили, мысленно нарисуйте их перед собой.
  4. Откройте глаза и сравните реальный объект и тот, что вы воспроизвели. Есть существенные отличия?
  5. Повторяйте упражнение до тех пор, пока не сможете максимально точно визуализировать объект.
  6. Постепенно усложняйте себе задачу, например, сокращайте время на изучение объекта.

Нейробика (аэробика для мозга):

  1. Регулярно меняйте маршрут до привычного места. Например, до работы или кафе, в котором регулярно обедаете. Старайтесь внимательно изучать маршруты и запоминать их.
  2. Делайте привычные вещи левой рукой (если вы левша – правой). Например, попробуйте держать в левой руке зубную щетку, ложку, ручку.
  3. Смотрите телевизор без звука. Старайтесь по общей атмосфере, обстановке, жестам и движениям понять, о чем идет речь.

Эйдетика помогает не только в развитии фотографической памяти, но и в укреплении памяти как таковой. А также при помощи тренировок можно предотвратить появление болезни Альцгеймера, старческого слабоумия и подобных патологий.

Интересно! Врожденный эйдетизм часто связан с аутизмом, шизофренией, эпилепсией, умственной отсталостью и другими психическими отклонениями.

Блок 2. Стратегия запоминания

  1. Исключите отвлечение. Изучая материал, который нужно запомнить, старайтесь так организовать процесс, чтоб вас ничего не отвлекало.
  2. Используйте зрительные ассоциации. Запоминая информацию, связывайте ее с образами, которые легко вспомнить. Один из вариантов – «чертоги разума» современного Шерлока Холмса, созданного ВВС.
  3. Повторяйте. Имеется ввиду не заучивание, а именно повторение, которое подходит, чтоб, запомнить небольшой объем информации сразу, например, имя. Техника такая: после произнесения вашим собеседником имени, повторите его про себя в разных формах: Александр – Саша – Шурик – Саня. Второй вариант – сразу использовать это имя в речи, непосредственно в обращении к человеку.
  4. Больше подробной полезной информации о развитии памяти ищите в тренинге на нашем сайте.

Степени эйдетической памяти

Развитие эйдетической памяти проходит пять стадий:

  1. Воспроизведение по памяти возможно только с закреплением образа.
  2. Воспроизведение образов без дополнительного закрепления, но это распространяется только на слабые образы.
  3. Воспроизведение более ярких образов и деталей.
  4. Непроизвольное запоминание важных образов с их дальнейшим ясным воспроизведением. На этой стадии появляются тактильные, слуховые, вкусовые, двигательные воспоминания (сенсорные модальности).
  5. Высшая степень, при которой человек все запоминает в деталях и очень ярко, ощущает все события прошлого как в настоящем.

В последнем случае принято выделять еще два типа памяти: В и Т. К первой группе относятся те воспоминания, которые человек контролирует, сам вызывает из глубин памяти. Образы из группы Т не поддаются контролю личности, всплывают хаотично в любом месте и в любое время.

Интересно! Воспоминания из группы Т иногда превращаются в галлюцинации.

Эйдетика для детей

Особую значимость эйдетика приобретает на занятиях с детьми. Их психика и когнитивные способности подобны пластилину. Если работать над развитием зрительной памяти и образно-ассоциативного мышления, начиная с раннего возраста (например, регулярно организовывать такие занятия для дошкольников), это принесёт отличные результаты.

Такие дети быстро сменяют игровую ведущую деятельность на учебную, активно втягиваются в процесс школьного обучения. У них редко возникают проблемы с заучиванием материала. Это позволяет им быть успешными в учёбе и реализовывать своё творческое начало (под воздействием хорошо сформированного эйдетического воображения).

Программа занятий (в качестве примера)

Примерная образовательная программа для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и преподавателей начальной школы и «Развитие памяти детей методами эйдетики».

Тренировка эйдетической памяти

Можно ли стать эйдетиком? Да, фотографическую память можно тренировать и развивать. Однако упражнения для детей и взрослых будут несколько отличаться.

У детей

В каком возрасте появляется эйдетическая память? В старшем дошкольном – младшем школьном возрасте. Поэтому оптимальный возраст для тренировки эйдетической памяти у детей – 3 – 7 лет. В противном случае эйдетическая память будет заменена причинно-следственным запоминанием. А тут уже не до детальных образов. Однако согласно другим исследованиям пик эйдетизма приходится на 11–16 лет. Оптимальное решение – тренировать память с раннего детства и всю жизнь.

Итак, какие упражнения подойдут:

  1. Зрительная прорисовка. Ребенку предлагают ответить на вопрос «На что похожа цифра или буква?» и дорисовать этот образ. Например, буква В похожа на парус кораблика, а цифра 3 – на змею. Важно не ограничивать ребенка – пусть придумывает даже необычные образы, фантастических животных.
  2. Мысленная прорисовка. Ребенку предлагают запомнить какой-то стих, но при запоминании он должен представлять все то, о чем рассказывает. Родители могут максимально помогать, например, брызнуть на руку ребенка немного воды, если в стихотворении идет речь о реке.

Если эти упражнения ориентированы на старших дошколят и младших школьников, то другим детям подойдут универсальные техники. Например, игра «Найди 10 отличий» или такая игра:

  • минуту ребенок внимательно разглядывает комнату, затем выходит за дверь;
  • во время отсутствия игрока другие участники (одноклассники, родители, друзья – кто угодно) что-то меняют в обстановке помещения или в себе, например, обмениваются с кем-то одеждой;
  • игрок возвращается и должен назвать все изменения.

Важное условие игры: нужно максимально сохранить первичные условия картинки, которую запомнил игрок. То есть, например, позы участников должны быть теми же. Если кто-то сядет по-другому, то это уже считается изменением.

У взрослых

Тренировать память можно и нужно на протяжении всей жизни, причем важно уделять внимание всем видам памяти и делать разные упражнения. Здесь действует тот же принцип, что в спорте: чтобы все мышцы росли, нужно постоянно увеличивать нагрузку и менять комплекс упражнений.

Итак, упражнения для тренировки эйдетической памяти у взрослых:

  1. Выходя куда-либо из дома, будь то дорога до работы, выход в магазин или прогулка, считайте встречающиеся дома, окна, машины, деревья. Изучайте их цвет, форму, другие особенности. В следующий раз воспроизводите это по памяти: «Ага, сейчас будет красный дом, он пятый на этой улице». И сравнивайте свои ответы с реальностью. Это упражнение имеет еще и дополнительную пользу – развивает осознанность. Обращаете ли вы внимание на повседневные мелочи или большую часть жизни двигаетесь на автопилоте? Думаю, второе. А это упражнение научит вас жить здесь и сейчас.
  2. Тренируйтесь с текстами. Для этого понадобится помощник. Распечатайте любой понятный вам текст на альбомном листе. Внимательно прочитайте его. Попросите знакомого добавить в текст пару-тройку логических предложений или слов и снова распечатать его. Прочитайте новый текст, постарайтесь найти лишние слова и выражения.
  3. Каждый раз, когда пытаетесь запомнить какую-то информацию, представляйте ее в образах. Подбирайте самые необычные ассоциации. Придумывайте что-то фантастическое.
  4. Для общего развития внимания, памяти, интеллекта и креативного мышления полезно читать слова и предложения задом наперед.

Важно! Эйдетика – основное средство развития и укрепления памяти. В качестве вспомогательных средств психологи рекомендуют отказаться от вредных привычек, освоить техники саморегуляции, научиться бороться со стрессом, заниматься спортом и систематически нагружать мозг (кроссворды, задачи, ребусы и т.д.).

Блок 1. Изменения в образе жизни

  1. Учитесь справляться со стрессом. Доказано, что тревога, депрессия и гнев повышают уровень кортизола в мозге. Это может стать причиной повреждения клеток гиппокампа – области мозга, ответственной за хранение данных в памяти.
  2. Упражняйтесь, держите свой мозг в тонусе: не откладывайте газету с кроссвордом, не отказывайтесь от партии в настольные игры, изучайте иностранный язык.
  3. Занимайтесь спортом, уделяйте время физической активности. Таким образом, мозг получит необходимый кислород и полезные питательные вещества.
  4. Избегайте вредных привычек. Особенно это касается злоупотребления алкоголем и курения.

Примеры эйдетической памяти

Феноменальной памятью обладал Вольфганг Амадей Моцарт. В три года он запоминал то, что играли его отец и сестра, а потом воспроизводил это с точностью до мелочей. Еще известен случай, когда Моцарт был в Сикстинской капелле и запомнил сложнейшее произведение. Придя домой, он записал его. Оригинальные ноты этого произведения хранились в секретном месте. При дальнейшем сравнении записей Моцарта и оригинала было установлено их полное совпадение.

Еще один известный композитор Сергей Рахманинов обладал эйдетической памятью. Однажды в дом к его родителям пришел другой композитор – Александр Глазунов. Он презентовал свое новое произведение. Какого же было удивление Глазунова и всех присутствующих, когда сразу после этого за рояль сел Рахманинов и повторил все с точностью до ноты.

Еще один яркий пример эйдетической памяти – отечественный шахматист Александр Алехин. В 1934 году он стал победителем соревнований по играм вслепую. Кроме этого, шахматист пошагово помнил каждую из сыгранных им за всю жизнь партий. Это не единственная способность Александра. Он мог после первого прочтения запомнить 10 и более страниц, отлично запоминал и распознавал лица, знал шесть языков. В беседе с другими людьми он называл такие детали и ситуации, о которых не помнили сами собеседники. Александр запоминал каждую мелочь, его образы были очень яркими.

Методы

Главные инструменты эйдетики — ассоциации и акровербальная техника.

Работа с ассоциациями

Ведётся по двум направлениям: цепной метод и метод зрительных ассоциаций.

Цепной метод

Суть: связать между собой логическими цепочками можно даже самые отдалённые друг от друга предметы.

Упражнение: подбираются 10-15 совершенно разных слов (абсолютно любых: пуговица, фастфуд, правительство, закон, кактус, дедушка, палец, удовольствие, грамота, скотч). Задание: составить из них связный рассказ или просто логическую цепочку. Примерный текст: Правительство издало закон получать от фастфуда максимум удовольствия, за что будут выдавать грамоты с кактусами. Дедушка этому так обрадовался, что порезал палец — пришлось перематывать скотчем.

Согласно эйдетике, чем несуразнее получится логическая цепочка, тем ярче будут эйдетические образы. Забыть серого зайчика и жёлтое солнышко легко, потому что они типичны и будничны. А вот грамота с кактусом, закон о фастфуде, дедушка с пальцем, перемотанным скотчем, — это свежо и необычно. Результат — все 10 слов останутся в памяти.

Зрительные ассоциации

Суть: привязка той информации, которую необходимо запомнить, к конкретному месту, человеку, ситуации. Своеобразное «якорение» из НЛП.

Применение на практике. Например, при объяснении тем по русскому языку «Этимология» или «Однокоренные слова». Учитель демонстрирует классу веретено и часы и просит найти между ними что-то общее. Естественно, это два совершенно разных предмета, никак не связанных между собой. Но оказывается, что веретено вертится, как стрелки на часах. Поэтому исторически слова веретено, вертеться и время — близкородственные и однокоренные. В дальнейшем ученику достаточно будет вспомнить эти две вещи, чтобы воспроизвести данную информацию.

Акровербальный метод

Без него редко обходится тренировка памяти с помощью эйдетики, хотя его активно используют мнемотехника, нейробика, НЛП и другие направления.

Суть: чтобы облегчить запоминание учебного материала, он «зашифровывается» в стихотворения, различные аббревиатуры, коды, песни и даже анекдоты. Во-первых, получается наглядно. Во-вторых, увлекательно и познавательно. В-третьих, легко запоминается. Ученик легко выучивает две строчки весёлого стишка, который в нужный момент вызывает в его подсознании необходимые образы и ассоциации. И вместо рифмы он рассказывает правило по русскому языку.

Используемые приёмы:

  • рифма («кое, либо, то, нибудь — дефис поставить не забудь»);
  • фразы из первых букв материала (цвета радуги в известной присказке про охотника с фазаном);
  • связка (при изучении теоремы Пифагора во всех красках представить, как он бегал вокруг своего треугольника и делал открытие);
  • зацепка (например, замена цифр предметами);
  • метод Цицерона.


Акростих для запоминания цветов радуги
Эйдетика имеет в своём арсенале множество и других методик для развития идеальной зрительной памяти, образно-ассоциативного мышления и повышения концентрации внимания:

  • непринуждённое наблюдение;
  • текстология;
  • палиндромы;
  • гимнастика для мозга (нейробика).

Регулярно занимаясь эйдетикой, можно неплохо развить способность быстро и без принуждения запоминать максимальное количество самой разной информации.

Известные люди с эйдетической памятью

История знает немало примеров людей с врожденной или приобретенной эйдетической памятью. Вот лишь некоторые из них:

  1. Т. Рузвельт. Каждый день тренировал память и читал по три книги.
  2. Н. Тесла. С детства отличался феноменальной памятью.
  3. Иоанн Павел II. Знал 21 язык и 100 диалектов.
  4. Ким Пик. Простой, но в тоже время необычный житель Америки. Ким читал параллельно две страницы и тут же запоминал прочитанное.
  5. Фердинанд Маркос. Он запоминал, воспроизводил или пересказывал текст любой сложности и объема.
  6. Юлий Цезарь. Обладал отличной памятью на лица, знал всех солдат.
  7. Мэрил Хеннер. Еще одна обычная, но уникальная жительница Америки, которая детально помнила все свое детство.
  8. Мэри Элизабет Боузер. Легендарная разведчица, которая запоминала и в точности передавала всю выведанную информацию.

Отзывы и комментарии

Понравилась статья? Есть чем поделиться касательно ее темы? Присоединяйтесь к обсуждению, оставив комментарий ниже.

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Савантизм: определение, характеристики, реальные примеры
  • Как тренировать память
  • Теория Кеттелла-Хорна-Кэрролла
  • Зрительно-пространственный тест Корси: описание и применение
  • 5 книг, которые сделают из вас профессионального мнемониста
  • Как запоминать информацию: подборка полезных материалов
  • Виды памяти и их особенности
  • Правила и способы улучшения памяти
  • «Язык памяти» Дуглас Херманн и Майкл Грюнберг
  • Метод интервальных повторений

Ключевые слова:1Самопознание

Виды памяти

Информация, поступающая в мозг, группируется под влиянием особенностей психической деятельности, мер осознания образов, от вида целей функционирования, по продолжительности.

Отталкиваясь от органов восприятия объектов, по особенностям умозаключающей деятельности память разделяется на виды:

  • Образная (создается благодаря ощущениям) различается согласно органам чувств:
  1. зрительная;
  2. слуховая;
  3. вкусовая;
  4. обонятельная;
  5. тактильная.
  • Двигательная форма проявляется в виде сохранения и воспроизведения операций, связанных с движениями (навыки плавания, катания на коньках, велосипеде, футбол).
  • Эмоциональный вид выявляется в чувствах, он относится к наиболее достоверному процессу фиксации объектов. Это сохранение пережитых эмоций (страх, стыд, радость, гнев).
  • Смысловая (семантическая) группа, где запоминание основывается на процессах мышления и словах. Такая память бывает механического (вырабатывается в процессе многократного повторения информации без осмысления) и логического (основывается на выработке логических связей) типа.

Исходя от соотношения степеней осознанности, разделяют следующие виды памяти:

  • имплицитная форма – это сохранение образов, излагаемых неосознанно;
  • эксплицитный подвид основывается на умышленном применении добытой информации.

В связи с целями активности разделяют следующие виды памяти:

  • бессознательное мышление, появляющееся в уме независимо от поставленных задач;
  • сознательное запоминание, включающееся благодаря умеренному сохранению объектов, связанное с конкретными задачами.

По длительности удерживания в памяти картин определяются типы:

  • мгновенный (сенсорный) вид, который удерживает информацию, полученную от органов чувств, не обрабатывая ее;
  • кратковременная форма, характеризующаяся непродолжительным восприятием и воспроизведением образов в первые секунды после осознания;
  • оперативный вид, функционирующий только в момент выполнения конкретных задач, потом информация стирается спустя некоторое время;
  • долговременная форма относится к продолжительному хранению информации, характеризуется многократным использованием.

По целям исследования память делят на типы:

  • генетический (передается по наследству);
  • биологический;
  • эпизодичный (сохранение отдельных фрагментов образов);
  • реконструктивный (исправление разрушенных цепочек);
  • репродуктивный (постоянное повторение воспроизведения сохраненного объекта);
  • ассоциативный (создание связок между сохраняемым и существующими объектами);
  • автобиографический (запоминание событий из личной жизни).

Как подготовить свой мозг?

Мозг, как любая другая часть тела человека, нуждается в сбалансированной пище, в достаточном количестве отдыха, в умеренных физических нагрузках. Приведя в норму свой образ жизни, поддерживая его на одном уровне, можно значительно увеличить умственные способности, улучшить память.

Сон

Здоровый сон помогает мозговой деятельности перезагрузиться. Таким образом орган «раскладывает по полочкам» всю информацию, которую принимает в течение суток, а от не нужной избавляется.

Во время сна нервные волокна производят сортировку воспоминаний, анализируют, что важно, а что не нет. Далее мозг сохраняет в определенных областях памяти полученную информацию. Этот процесс носит название консолидации.

Ученые рекомендуют следить за количеством и качеством сна. Продолжительность часов отдыха должна составлять в норме 7-8 часов.

Питание

На функционирование нервной системы влияет в большой мере правильность питания. В норме, когда в рацион включается достаточное количество витаминов, клетчатки, белков и полезных жирных кислот.

Следует учитывать, что усилители вкуса и консерванты снижают умственные возможности, а также красное мясо и алкоголь, поэтому рекомендуется включать в меню больше натуральной еды. Летом особенно полезна Средиземноморская диета.

В обязательном порядке в рацион должны входить:

  • свежие фрукты;
  • молочные продукты;
  • блюда из цельных злаков;
  • макаронные изделия;
  • бобовые растения;
  • орехи, семечки;
  • растительное масло;
  • рыба;
  • птица.

Физические нагрузки

Физиологическая сторона вопроса подразумевает не только наличие правильного питания и рационального режима бодрствования и сна, но также и физические умеренные нагрузки в виде:

  • утренней зарядки;
  • пеших прогулок на свежем воздухе;
  • бега;

  • танцев.

Исследования показали, что регулярные физические нагрузки способствуют улучшению когнитивных функций. Во время занятий в мозге вырабатывается вещество, способствующее восстановлению нейронов и реконструкции связей между ними.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]