Как развить свою ассоциативную память, как она влияет на человека?

Главная роль ассоциаций при запоминании заключается в том, что мы привязываем новые знания к уже известной нам информации. Чтобы построить хорошую ассоциацию нужно знать некоторые полезные критерии нахождения связи между вещами, а также развивать свое ассоциативное мышление и творческое воображение. Не менее важно научиться строить ассоциативные ряды и связи для стимулирования образной памяти.

В данном уроке будет показано, как использовать метод построения ассоциаций для запоминания информации.

История о том, как Михаил развивал свою память

Ещё со школьных времён у меня есть друг Михаил, чья память всегда поражала меня. Он с лёгкостью мог запомнить стихотворение или математическую формулу. Спустя годы, поступив в университет, его способности не утратились, а лишь приумножились.

Мне стало интересно, как он смог добиться таких результатов. Секрет оказался прост – он использует различные упражнения для развития своих мозговых способностей. Оказалось, что ежедневные тренировки, даже самые короткие, способны привести к отличным результатам.

С тех пор я тоже стала интересоваться развитием собственных возможностей, в чём проявляется неплохой успех. Данная статья поможет всем желающим развить свою ассоциативную память.

Психоаналитическая теория

Представители психоаналитической теории памяти, основоположником которой является З

Фрейд, особое внимание в рассмотрении сохранения и запоминания информации уделяют бессознательному уровню психики. Психоаналитическая теория памяти показывает значительную роль, которую играют ранние эмоциональные переживания, способные оказывать влияние на всю последующую жизнь

Особое внимание представители данной теории уделяют вытеснению из сознания негативной информации и проявлению ее через юмор, сновидения, оговорки и прочие проявления бессознательного.

Благодаря психоанализу было обнаружено и описано много инте­ресных психологических механизмов подсознательного забывания, связанных с функционированием мотивации.

Что такое ассоциативная память

Ассоциативная память – это некая связь между представлениями и произошедшими обстоятельствами. Ассоциативная память изучается наукой уже достаточно продолжительное время. В ходе времени и её изменений были созданы основные принципы. Они называются принципы ассоциаций, хорошо используемые в области психологии. Они представлены в 3 группах:

  1. Ассоциации по смежности. Сохраненные, в какой-то прожитый момент жизни, образы вызывают у нас воспоминания. В зависимости от произошедших событий зависит характер воспоминаний, будут они положительными или отрицательными.
  2. Ассоциации по сходству. Примером послужит фотография или картина, вызывающая схожесть с лицом человека или с местом, которое ярко запомнилось.
  3. Ассоциации по контрасту. Запоминаемые предметы или моменты жизни способны вызвать в сознании противоположные образы.

Для того чтобы лучше запомнить определённый материал или событие человеку необходимо подобрать ассоциацию, которая будет связана с запоминаемым явлением. Использование их поможет в подходящий момент времени сполна воспроизвести важные детали. Чтобы создать ассоциацию, не нужно прикладывать много усилий. Этот процесс скорее творческий, чем умственный. Чтобы человек без труда запомнил ассоциацию, она должна быть простой, необычной и детализированной.

Разные моменты способны отложиться в памяти и долго храниться не по отдельности, а в виде логической цепочки связанных событий. В основном одно воспоминание влечёт за собой другие. К тому же специалисты выяснили, что ассоциативная память человека сохраняет информацию выборочно. Происходит это не осознанно. Мозг сам фильтрует информацию и с помощью доработок или преображения откладывает то, что человек запомнил. Это легко объяснить тем, что мы либо не можем вспомнить элементарное событие или же воспроизводим какой-нибудь незначимый факт с мельчайшими подробностями.

Типы

Различают по:

  • сходству: санки – лыжи – сноуборд.
  • контрасту: белое – чёрное, мальчик – девочка.
  • соотношению целого и его части: палец – ноготь, телефон – экран.
  • причинно-следственной связи: тучи – дождь, огонь – пожар.
  • обобщению: туфли – обувь, серёжки – украшение.
  • подчинению: арбуз – ягода, клён – дерево.
  • смежности пространства или времени: зима – холод, газета – журнал.
  • дополнению: масло – салат, суп – хлеб.

Как влияет на развитие способностей человека

Ассоциативная память считается достаточно эффективным методом по изучению нового материала. Учеными было доказано, что проще запомнить материал, наполненный смыслом, нежели бессмысленный набор слов. Поэтому изучаемые данные нужно делить на блоки и создавать к ним ассоциации.

Данный процесс позволить усвоить необходимую информацию, создать логическую цепочку и пользователь без труда сможет воспроизвести нужный текст в будущем.

Используя ассоциативную память, человек развивает в себе следующие способности:

  • запоминает большой объём информации;
  • помогает создавать новые идеи;
  • развивает память;
  • стимулирует развитие воображения;
  • улучшает процесс запоминания нового.

В случае, когда человеку срочно нужно запомнить сложный материал, можно провести ассоциацию с уже знакомым образом или предметом. Таким способом связанные между собой данные гораздо легче воспринять и сохранить в памяти. Данный процесс помогает привязать новые знания к имеющимся. Это хорошо влияет на развитие способностей человека.

Промышленные стандарты адресуемой содержанием памяти

Определение основного интерфейса для АП и других Сетевых Элементов Поиска (Network Search Elements, NSE) было специфицировано в Соглашении о возможности взаимодействий (Interoperability Agreement), названном Интерфейс предысторий (Look-Aside Interface) (LA-1

и
LA-1B
), который был разработан Форумом Сетевой Обработки, который позже был объединен с Оптическим Межсетевым Форумом (Optical Internetworking Forum, OIF). Многочисленные устройства были произведены компаниями Integrated Device Technology, Cypress Semiconductor, IBM, Netlogic Micro Systems и другими по этим соглашениям LA. 11 декабря 2007, OIF издал соглашение об интерфейсе последовательной предыстории (Serial Lookaside,
SLA
).

Упражнения для развития ассоциативной памяти

Мышление с помощью ассоциаций – это основа для творческой деятельности каждого человека. Развивать данную способность не только можно, но и нужно. Лучше всего такое мышление развивается у детей, потому что их голова не заполнена бытовыми проблемами, а как губка впитывает всё новое и интересное. Детское воображение работает намного лучше, чем у взрослых. Они создают необычные и интересные ассоциации к словам, что помогает развить творческие способности у ребёнка.

Взрослые люди тоже могут заняться развитием ассоциативной памяти. Для этого существует ряд упражнений:

В чём польза?

Этот вид мышления необходим нам для решения задач, как жизненных, так и рабочих. И если вы займётесь его развитием, вас будут ожидать приятные бонусы. Например:

  • Улучшение воображения. Соответственно, вы сможете генерировать креативные идеи, вам будет легче медитировать и вообще, заниматься творчеством.
  • Укрепление памяти. Вы будете лучше запоминать материал, так как с помощью созданного ассоциативного ряда достаточно сложно что-то забыть.
  • Увеличение продуктивности. Учитывая тот факт, что ваши познавательные процессы станут лучше, вы будете быстрее и качественнее выполнять работу.
  • Стимуляция работы мозга. При формировании ассоциативного ряда, мозг включается в работу, формируя новые нейронные связи.
  • Облегчение восприятия. Будет легче воспринимать новую информацию, адаптироваться к изменениям.
  • Исследование личности. Ещё Зигмунд Фрейд, известный всем психоаналитик использовал ассоциации в целях исследования, что находится в подсознании человека. В общем, вы получите о себе информацию, которая, вполне вероятно, поможет изменить качество жизни, найти ответы на важные вопросы и решить сложные жизненные задачи, раскрыть творческий потенциал.

Немало изобретений было создано благодаря ассоциациям. Например, Жорж де Местраль придумал застёжки-липучки, однажды разглядев под микроскопом колючки репейника. Он их постоянно снимал с шерсти любимой собаки после прогулок. Увидев, как интересно расположены крючки этого растения, у него возникла идея создать столь ценную деталь одежды, обуви, аксессуаров.

Гештальт-теория памяти

После того как ассоциативная теория столкнулась с проблемой, на которую не смогла дать ответ (речь идет об объяснение избирательности памяти), ей на смену пришла другая теория — гештальт. Исходным понятием в этом учении являлась изна­чальная, целостность первичных элементов – гештальт. Сторонники этой теории убеждены, что именно принципы формирования гештальта определяют человеческую память.

Эта концепция подчеркивала важность того, что материал, подлежащий запоминанию и воспроизведению человеком, обязательно должен быть структурирован, доведен до целостности и организован в систему

Особое внимание уделялось также роли намерений и потребностей человека, кстати, именно этим представители гештальт-теории объясняли избирательность мне­мических процессов. Главной мыслью приверженцев ее является то, что материал (как при запоминании, так и воспроизведении) представляет собой целостную структуру, а не случайный набор элементов, сложившийся на ассоциативной основе

Динамику запоминания и воспроизведение гештальт-теоретики объясняют следующим образом: в каждый отдельный момент времени у человека есть определенная потребность, которая способствует созданию установки на запоминание или воспроизведение. Установка, в свою очередь, оживляет необходимые целостные структуры, которые являются основой для запоминания или воспроизведения материала.

Несмотря на то что представителями данной теории были найдены психологические объяснения многим фактам избира­тельности памяти, они не смогли решить проблему формирования и развития человеческой памяти в фило- и онтогенезе. Мотивационные состояния, детерминирующие мнемические процессы, у человека являются наперед заданными — именно так представляли себе запоминание представители гештальт-теории памяти. Кратко недостаток данной доктрины можно выразить так: она не ставила и не пыталась решить вопрос зависимости развития памяти человека от его практической деятельности.

Коррекция нарушений памяти

Нарушения и расстройства памяти человека во многих случаях при своевременном обращении поддаются медикаментозной коррекции и лечению. Способы коррекции зависят от вида нарушений памяти, при особо тяжелых на излечение не следует надеяться, лишь на облегчение сопутствующей симптоматики. Основная схема лечения строится на следующей терапии:

  • купирование острого состояния (при психозах, травмах);
  • витаминотерапия;
  • психотропные средства (транквилизаторы элениум, диазепам);
  • восстановление мозгового кровообращения (Ноотропил, Винпоцетин, Пирацетам, Гингко Билоба).

В дополнение к лечению назначаются:

  • сбалансированное питание;
  • фитотерапия (шалфей, имбирь, настой из пустырника или валерианы лекарственной);
  • когнитивное развитие памяти помогает держать ее в тонусе до самого преклонного возраста (новое хобби, разгадывание кроссвордов, изучение иностранных языков).

Библиография

  • Кохонен Т. Ассоциативные запоминающие устройства. М.: Мир, 1982. — 384 с.

На английском языке

  • Anargyros Krikelis, Charles C. Weems (editors) (1997) Associative Processing and Processors
    , IEEE Computer Science Press. ISBN 0-8186-7661-2
  • Pagiamtis, K. & Sheikholeslami, A. (2006, March). [www.pagiamtzis.com/pubs/pagiamtzis-jssc2006.pdf Content-Addressable Memory (CAM) Circuits and Architectures: A Tutorial and Survey.] IEEE J. of Solid-State Circuits
    , 41(3), 712–727.
  • [patft.uspto.gov/netahtml/PTO/search-bool.html Hannum et al. (2004) System and method for resetting and initializing a fully associative array to a known state at power on or through machine specific state
    ]. U.S. Patent 6,823,434.

LiveInternetLiveInternet

Ассоциативное мышление крайне важно! Оно свойственно людям творческим, остроумным. В этой статье мы кратко рассмотрим сам феномен этого мышления, а также предоставим несложные и эффективные упражнения для его развития, рассчитанные на одиночного пользователя. Итак, начнем сначала. Что же вообще такое ассоциативное мышление? Ассоциативное мышление – это мышление, базирующееся на ассоциациях. Такое мышление является важной частью разума по переработке информации, которая делает возможным обобщение и абстрагирование без какого-либо логического анализа. А что такое ассоциация? Попросту говоря, это некая связь между отдельными представлениями, когда одно из них влечет за собой появление другого. Любой человек использует в своем мышлении ассоциации. Например, мы чувствуем запах пирога и вспоминаем старый деревенский дом, в котором провели свое детство. При произнесении слова «лимон» мы можем заметить, как происходит выделение слюны. Или кто-то говорит нам «лес», и в нашем сознании всплывает образ ели. Все это обусловливается ассоциативной связью психических явлений (элементов) в нашей психике.

Обычно выделяют четыре класса ассоциаций: 1. по смежности во времени или пространстве: дом – кирпич, автомобиль – руль, рот — зубы; 2. по сходству (подобию): уличный фонарь – керосиновая лампа, зажигалка — спичка; 3. по контрасту (противоположные по свойствам): отец – мать, добро – зло, жизнь — смерть; 4. причинно-следственные: молния – гром.

Использование закона ассоциаций может быть полезно при решении различных задач. Ассоциация связывает исходную задачу со сходными признаками других объектов: образами и символами, воспоминаниями, запахами, звуками, ощущениями и т.п. Известно, что решению многих проблем мешает ограниченный круг ассоциаций. Если мы обратим внимание на историю науки, то увидим, что именно они помогли сделать ряд различных открытий. Например: • Толчком к изобретению шотландцем Данлоном резиновых шин было наблюдение пружинящего шланга; • Инженер-мостовик Броун изобрел подвесной мост на тросах и цепях, когда как-то оказался под кустом и узрел паутину; • Японский физик Х.Нагаока предложил структуру, напоминающую солнечную систему, когда ученые пытались понять место субатомных частиц в атоме. Так, развитое ассоциативное мышление может помочь: • создавать новые оригинальные идеи; • создавать смысловые связи; • стимулировать воображение.

Отдельное слово стоит сказать об улучшении запоминания и вспоминания. Разработчик технологии интеллект-карт, Тони Бьюзен, пишет в своей книжке «Суперпамять»: «Если вы хотите запомнить что-то новое, вам нужно всего лишь соотнести это (найти ассоциативную связь) с каким-то уже известным фактом, призвав на помощь свое воображение» Действительно, мы лучше запоминаем те факты, которые связаны между собой и с уже имеющейся у нас информацией. И чтобы что-то запомнить, нам достаточно связать разные факты в единое целое. Что ж, надеюсь, что теперь у вас достаточно мотивации к развитию ассоциативного мышления. Приступим теперь к более практической части.

Известно, что расширения круга ассоциаций можно добиться при помощи целенаправленной тренировки. Ниже мы предлагаем вам несколько несложных упражнений: Упражнение 1. Составление цепочек ассоциаций. Начинаем цепочку ассоциаций с какого-либо слова, затем записываем (или произносим) следующее слово, возникшее по ассоциации. Например: автобус – остановка – тротуар – пешеход – обувь – магазин – вывеска и т.д. Ассоциации, соответственно, будут свои у каждого человека.

Упражнение 2. Поиск цепочки ассоциаций. Выбираем два слова. Далее ищем цепочку слов-образов, которая начинается первым выбранным словом и заканчивается вторым. Например, есть два исходных слова: пень и карандаш. Составим цепочку: пень – дерево – бумага – карандаш. Или же: сено и рояль. Цепочка: сено – коса – смерть – гроб – церковь – костел — орган – пианино — рояль. Упражнение 3. Сочетание по признаку. Выбирают два-три слова, затем подбирают к ним другие слова, сочетающиеся с исходными по любому признаку (с одним или несколькими сразу). Например, есть два слова: черный, твердый. Ассоциации по признаку: уголь, гвоздь, дуб, мрамор и т.д. Упражнение 4. Подходящие слова. Называются два-четыре слова, предлагается подобрать слова, которые подходили бы к каждому исходному слову одновременно. Например, искомые слова: раковина, кран, занавеска. Подходящие слова: туалет, ванна, сауна, баня. Или же исходные: дерево, озеро, лужайка. Подходят: поместье, сад, курорт и т.п.

Упражнение 5. Необычные ассоциации. По «стимулирующему» слову называют необычные слова, образы или словосочетания по дальним («небанальным») ассоциациям. Например, искомое слово – удочка. Банальная ассоциация – рыбак. А вот, скажем, вспомнить сказку о золотой рыбке, поговорке «без труда не вынешь рыбку из пруда» или кинофильме «Титаник» — уже будет поинтереснее. С каждым разом тренировка будет получаться все легче, а погружение в глубины моря собственных ассоциаций – увлекательнее. Так что тренируйтесь и творите на здоровье. И помните — главное не лениться. упражнения из копилки тренингов креативности

Это не строго групповое упражнение, его можно выполнять и в паре, и даже в одиночку. Для выполнения упражнений на развитие ассоциативного мышления, желательно иметь под рукой диктофон и блокнот с ручкой — для последующей расшифровки и анализа звукозаписи. Не стоит полагаться на память, выполняя такие упражнения. Упражнения. Работающие с цепочкой ассоциаций, сродни анализу сновидений. А все знают: сновидение нужно записывать по горячим следам, если не хотите тут же забыть 70 % его деталей. То же и с ассоциациями.

Я предлагаю выполнить три простых упражнения, которые помогают развить ассоциативное мышление у тех, кто выполняет их достаточно регулярно. Итак, начнём с самого простого — подготовительного упражнения. Я рекомендую начинать любую интеллектуальную разминку именно с него. Упражнение на развитие ассоциативного мышления №1 Оно состоит из двух равноправных частей. В первой части мы играем в связанные ассоциации. Во второй части — в несвязанные ассоциации.

Связанные ассоциации Ведущий задаёт слово. Этим словом должно быть (желательно) нарицательное имя существительное в именительном падеже. Затем по кругу каждый игрок (или Вы один) под диктофонную запись продолжает цепочку ассоциаций — то есть называет ещё одно слово, чётко ассоциативно связанное с предыдущим.

Пример: • путешествие, • вагон, • билет, • кондуктор, • чемодан, • пассажир, • попутчик, • вид, • окно, • станция…

В следующем раунде игры мы играем в Несвязанные ассоциации Пример: • путешествие, • расход, • закат, • бомбёжка, • полиэтилен, • маска, • ребёнок, • ужас, • воротник

И в первом и во втором случае после окончания игры происходит — шеринг, обмен мнениями, который обязателен для любых психологических игр. В ходе шеринга каждый участник игры должен объяснить, как и почему он решил, что цепочку ассоциаций (иногда и жёстко связанных, но особенно — размытых) уместно было продолжить его словом. Например Я сказал «Вид» после «попутчик», потому что наверное, мне не хочется смотреть на людей, я предпочту любоваться видом из окна. Я сказал «попутчик» после «пассажир» потому что хотел уточнить — мне по пути с этим человеком, мы едем в одну сторону. Я сказал «полиэтилен» после «бомбёжка», потому что «бомбёжка» предполагает трупы, а трупы (в моём представлении) заворачивают в полиэтилен. Я сказал «воротник» после «ужас», потому что я испытываю ужас, когда меня что-то душит, а воротник способен «душить».

В ходе шеринга наступают те самые «психотерапевтические инсайты», в ходе которых у игроков наступает прозрение — понимание своей ситуации, а также высвобождение негативных эмоций и страхов. Упражнение на развитие ассоциативного мышления №2 «Убегающая ассоциация» Ведущий называет слово. Например «гардероб». За время пять минут каждый игрок должен записать в свой личный блокнот цепочку ассоциаций, вызванных этим словом. Цель — отпустить свою мысль, позволяя ей перескакивать от одной ассоциации к другой.

Например: Гардероб, • скелет, • аптека, • весы, • небо, • ракета, • мультфильм, • детство, • Румыния, • бубен, • валет, • пудинг, • холмы… В ходе шеринга каждый игрок должен объяснить (коротко) свои ассоциации. (Это объяснение фиксируется на диктофон). Упражнение на развитие ассоциативного мышления №3 «Пристёгнутая ассоциация» Ведущий задаёт слово и даёт задание: в течение пяти минут постараться удержать мысли на данном образе, (не отвлекаясь на другие темы и образы). Затем Ведущий включает песенную композицию. Пока звучит песня, каждый участник должен удерживать в памяти заданное слово.

Для того, чтобы это сделать (не забыть слово и не отвлечься мыслями на другие предметы и темы) мы включаем воображение и создаём в мыслях целый сюжет, который и помогает удержаться в поле заданного образа. Записываем основные ходы этого сюжета в блокнот. По истечении времени каждый игрок рассказывает родившийся у него в голове сюжет, который помог ему сосредоточиться на данном слове. Ведущий и другие игроки в момент шеринга могут задавать наводящие вопросы, провоцировать, не соглашаться или наоборот, соглашаться, поддерживая игрока.

Удачных Вам игр в ассоциации, друзья! Развивайте своё мышление. Елена Назаренко © www.live-and-learn.ru

тема мышления в википедии. По теме мышления Вы можете почитать следующие материалы: • Позитивное мышление как я его понимаю • Руки прочь от моей идеи! • Как сделать свой личный аутотренинг • Гексаграмма №26 «Укрощение Дракона» • «Друзья, купите папиросы!» или Слово о вальдорфской педагогике Tags: ассоциативное мышление, упражнение на развитие ассоциативного мышления, развитие ассоциативного мышления, ассоциации, тренинги креативности, психология Методика развития ассоциативного мышления Неретниекс А.А. г. Ригa. Решению многих проблем мешает ограниченный круг ассоциаций. На первый взгляд, каждый пользуется таким кругом, какой он собрал на протяжении своей жизни. Однако на самом деле человек использует лишь незначительную часть своего запаса знаний. История науки показывает, что именно ассоциации помогли сделать ряд значительных открытий. Пример 1: Пытаясь все-таки найти «гармонию», Кеплер обращается к музыке. Он уверен, что гармонические пропорции положены в основу размещения планет [2, с.65-66]. Пример 2: Отец Бора, профессор физиологии, собирал у себя друзей и обсуждал с ними вопросы проблемы организма. Открытия в морфологии организма, изобретение микроскопа и т.п. подтверждали мысль о том, что организм можно рассматривать, как сложную машину. Но уже Аристотель приводил аргументы в пользу того, что организм живет как единое целое, а не как механизм (в частности, способность приспосабливаться к различным условиям). Это и определило главное направление раздумий Бора в течение всей его жизни – то, что могут существовать два взаимоисключающих подхода к одному и тому же вопросу, которые в равной мере необходимы.) [2, с. 152-153]. Пример 3: В 1904 году, когда ученые пытались уяснить себе место недавно открытых субатомных частиц в ато¬ме, японский физик по имени X. Нагаока предпо¬ложил существование структуры, которая в неко¬тором роде напоминала бы Солнечную систему. [1, с. 80]. Чтобы устранить проблему ограниченного круга ассоциаций, необходима тренировка ассоциативного мышления. В идеальном варианте человек должен в нужный момент мгновенно найти нужную ассоциацию, даже если он и не подозревал, что у него такая ассоциация есть. Еще лучше, если человек умеет постоянно расширять круг своих ассоциаций. Тогда нужные ассоциации будут всегда, останется только взять их с нужной «полки». Упражнения на развитие ассоциативного мышления можно разделить на три категории – освобождающие мышление, расширяющие круг ассоциаций и направляющие мышление. Как и в спорте, в тренировке такого мышления необходим своеобразный «разогрев», общая тренировка и, наконец, специальные упражнения для данного вида спорта. В нашем случае «спортсмен» должен владеть всеми видами этого «спорта». Приведенные упражнения были отработаны со студентами Международной Высшей школы практической психологии (SPPA), Рижской Международной Высшей школы экономики и администрации бизнеса (RSEBAA) и Латвийского университета (LU). 1. Освобождение мышления Эта группа упражнений на начальном этапе обучения занимает большую часть тренировки. Позже она сократится до «разогрева». Задача этой группы – помочь обучаемым освободиться от основных стереотипов и клише, от стандартного, шаблонного мышления. Примеры заданий: • В группе идет беседа между самими обучаемыми. Задается любой вопрос. Ответ должен быть совершенно нелогичным. Например: «Как тебя зовут? – На улице светит солнце», «Какое блюдо тебе больше нравится? – Все в порядке!» • Первый обучаемый называет или показывает любой цвет. Второй должен назвать любой цвет, который приходит в голову. Это может быть другой тон того же цвета или противоположный цвет. Лучше, однако, если цвета будут совершенно не связанными между собой. Например: «Голубой – темно-коричневый, пурпурный – грязно-серый». Еще лучше снабжать ответы эпитетами, например: «черный, как темнота погреба» или «зеленый, как молодые ростки». Эти ассоциации не должны быть основаны на какой-либо логике, а только на максимально образном мышлении. • Один из обучаемых смотрит в окно и называет любой увиденный предмет. Второй называет первое, что приходит ему в голову в связи с этим. • Обучаемые «разговаривают» между собой используя только что придуманные слова, значения которых никто из группы не знает. При образовании таких слов нельзя использовать слова или части слов из известных обучаемому языков. Собеседнику не нужно понимать, о чем говорит второй. («Барт курман зарашупил зо пэзли. – Ло, дэрн гроплис чунгли даракваст!» Задача – поддерживать «разговор» как можно дольше. Хотя это упражнение кажется простым, но оно требует серьезных усилий. Задача упражнения – освободить мышление от обычных ограничений. 2. Расширение круга ассоциаций В задачу этой группы упражнений входит расширение мышления, но не за счет изменения существующих представлений, а за счет создания новых. Цель этих упражнений будет достигнута, если ассоциации будут появляться свободно, но с некоторой долей логики – так, чтобы между ассоциациями можно было образовать какую-то логическую цепочку. Например, для ассоциации «море – собака» цепочка может быть такой: «бабушка живет возле моря – у ее соседа есть собака – эта собака часто бегает купаться в море». Примеры заданий: • Самое простое упражнение. Называется слово, обучаемый должен назвать любую ассоциацию на это слово. Отвечать нужно быстро, без долгих размышлений. Позже упражнение можно дополнить восстановлением цепочки ассоциаций. • Модификация предыдущего упражнения: называется слово, и обучаемый должен назвать любое слово, которое не ассоциируется с названным. Позже упражнение можно дополнить требованием все же найти цепочку ассоциаций. • Называется слово, обучаемый должен назвать другое слово, которое начинается на ту же букву (на тот же слог, или кончается на ту же букву, слог). («Бабушка – барсук», «крошка – палка».) • Называется слово, обучаемый должен назвать другое слово, которое начинается на ту же букву (на тот же слог, или кончается на ту же букву, слог). Затем он же должен назвать ассоциацию на только что названное слово. Следующий обучаемый должен назвать слово на ту же букву и ассоциацию на это слово, и т.д. («Бабушка – барсук – Мех – маска».) • Если в предыдущих упражнениях должны называться существительные, то теперь можно дополнить упражнение глаголами, прилагательными или числительными. («летать – дышать (воздух) – птица, свобода». «5 – пятизвездная гостиница, 5 пальцев»).

• Называется географический объект – страна, город и т.п. Обучаемый должен назвать ассоциацию, связанную для него с этим объектом. («Рио-де-Жанейро – белые штаны».) • Называется какой-либо специфический профессиональный термин, неизвестный обучаемому. Обучаемый должен сказать, что может означать этот термин. («Сейсмограф – какой-то средневековый граф».) • Индивидуально каждому обучаемому назвать 10 слов. К каждому слову обучаемый должен нарисовать свою ассоциацию. Затем обучаемые меняются листками, и каждый должен сказать, какие у него ассоциации с этими рисунками.

• Называется или показывается какой-либо цвет. Обучаемый должен назвать предмет, явление или сферу деятельности, с которой ассоциируется этот цвет. («Желтый – караван».) • Ассоциации между ощущениями – зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Например, воспроизвести какой-то звук и предложить назвать, с каким цветом (вкусом, запахом) он ассоциируется. Дать пощупать какой-то предмет с закрытыми глазами и предложить охарактеризовать внешний вид, цвет и вкус данного предмета. 3. Направляющие мышление Это последняя группа упражнений, имеющая наибольшее значение для создания необходимых ассоциаций. Ее цель – научить чувствовать систему необходимых ассоциаций, но в то же время не ограничивать себя этой системой. Во время тренировки обучаемым даются конкретные задания, которые необходимо решить с различных точек зрения. Таким образом обучаемые со временем учатся рассуждать с позиций различных профессий, национальностей, социальных слоев, религий, и других человеческих групп. Это не значит, что обучаемый будет себя ограничивать этими группами. Он просто научится применять нужные ассоциации в нужный момент. Примеры заданий: • Каждому участнику группы выдается какая-то профессия (врач, политик, ученый, художник и т.п.). Преподаватель называет тему и проблему, связанную с ней (например, ультиматум иноплянетян в течение недели ликвидировать на Земле все электрооборудование). Каждый участник должен «пофилософствовать» о решении этой проблемы с позиций «своей» профессии. • Разыгрываются или раздаются профессии. Чем незнакомее для обучаемых профессии – тем лучше. В двух-трех словах нужно объяснить, что делает этот специалист. Дается реальное задание (улучшение движения транспорта, новые источники энергии, высокая заболеваемость людей в зимнее время и т.п.). нужно порассуждать, что представитель этой профессии может предложить. Каждый может «изобрести» для себя соответствующие профессии инструменты, приспособления, необходимые для решения проблемы.

• Если предыдущее упражнение вызывает трудности, его можно для начала облегчить. Выбираются более знакомые для обучаемых профессии. Это несколько ограничивает воображение, но и тут можно «пофилософствовать». Проблемы предлагаются подобные предыдущим.

• Преподаватель задает проблему или явление (как устранить то, что предметы тонут, плавают, падают, как бороться с наступлением темноты и т.п.) Обучаемый должен придумать профессию, изучающую или решающую эту проблему. В том числе – название профессии, методы изучения, и т.п. Для начала это нужно сделать в течение минуты, чтобы устранить «философствование». Затем можно увеличить время, чтобы решения стали более реальными. • В качестве более длительного или даже домашнего задания предложить изучить специфику, терминологию и т.д. какой-либо профессии. И решить какую-либо проблему (в том числе и невыполнимыми способами). • Упражнение с социальными слоями. Подобно предыдущим упражнениям, проблему следует решать с точки зрения разных социальных слоев. • Упражнение с национальными особенностями. Разыгрываются или задаются «национальности». Задание основанно на стереотипных представлениях о национальных особенностях (русским нравится выпить, латыши ругаются между собой, евреи торгуются, эстонцы замедленные, американцы хвастаются, немцы педантичны и т.п.) Проблему следует решить с этих позиций.

• Упражнение с литературными персонажами. Разыгрываются или задаются персонажи литературы или кино (Фродо, Кащей, Доктор Нет, Красная шапочка, Гарри Поттер и др.). Проблему следует решить с позиций этих персонажей и доступными им инструментами. В дополнение к этим упражнениям обучаемые должны использовать любые возможности для самостоятельного развития ассоциативного мышления. Для этого идеально подходит общественный транспорт. Например: • Наблюдать за людьми в транспорте и в соответствии со стереотипами определить их возраст, род занятий, национальность, хобби и т.д.

• Наблюдать за рекламой за окном, случайно прочитанными словами или увиденными образами и называть возникающие ассоциации. Практика показала, что после даже небольшого курса (два академических часа в неделю в течение семестра) значительно расширяется круг свободно используемых ассоциаций и управляемость ими.

Тренировка памяти

Память, надо тренировать, как и любой человеческий навык. В нашем мозгу в десятки, сотни раз больше вмещается информации, чем в компьютере, но для раскрытия это потенциала надо упорно тренироваться.

Таким образом, тренировать память можно по-разному и перед тем как приступить к тренировке, необходимо ответить на несколько вопросов:

В каких объемах надо запоминать?

Существует разница, между запоминанием 1-3 человек и запоминания группы из 30 человек. Запоминание небольшого отрывка текста или целой книги.

На какой срок мне будет нужна эта информация?

Надо запомнить очень много информации сразу и на короткий срок. Тогда работает быстрая память, кратковременная, и хранит она информацию совсем немного. Так же бывает когда надо запоминать информацию на месяц, год или вообще на всю жизнь и тогда включается долгосрочная память, которая способна запоминать надолго без поддержания информации в активной – быстрой памяти.

Ссылки

  • Ассоциативное запоминающее устройство
    — статья из Большой советской энциклопедии.

На английском:

  • [www.pagiamtzis.com/cam/camintro.html CAM Primer]
  • [www.pagiamtzis.com/pubs/jssc2006-abstract.html Content-addressable memory (CAM) circuits and architectures: A tutorial and survey]
  • [www.ece.uwaterloo.ca/~n2mohan/cam.html Low-power CAM Design Group]
  • [www.aspex-semi.com/pages/technology/technology_asprocore.shtml Aspex — Computer architecture built around associative memory]
  • [www.oiforum.com/public/documents/Athens_PR_052506_Final.pdf Initiation of Serial Lookaside specification effort (near bottom of page 1)]
  • [www.oiforum.com/public/documents/OIF%20SLA%20IA.pdf OIF Serial Lookaside interface agreement]

Диагностика нарушений памяти

Основные нарушения памяти должен диагностировать врач, чтобы не пропустить серьезное сопутствующее заболевание (опухоли, деменция, СД). Стандартная диагностика включает в себя комплексное обследование:

  • анализы крови (общий, биохимия, гормоны);
  • магнитно-резонансная томография (МРТ);
  • компьютерная томография (КТ);
  • позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ).

Психодиагностика нарушений памяти основана на методах А.Р. Лурия:

  1. Заучивание 10 слов. Диагностика механической памяти. Психолог или психиатр медленно по порядку называет 10 слов и просят больного повторить в любом порядке. Процедура повторяется 5 раз, и при повторении врач отмечает сколько из 10 слов были правильно названы. В норме, после 3-го повторения все слова запоминаются. Через час больного просят повторить 10 слов (в норме 8 – 10 слов должны быть воспроизведены).
  2. Ассоциативный ряд «слова+картинки». Нарушения логической памяти. Терапевт называет слова и просит больного подобрать к каждому слову картинку, например: корова – молоко, дерево-лес. Через час, больному предъявляются картинки с просьбой назвать слова соответствующие изображению. Оценивается количество слов и сложность-примитивноть в составлении ассоциативного ряда.

Смысло­вая теория

В первой половине XX века возникает смысловая теория памяти. Ее самые яркие представители, А. Бине и К. Бюлер, утверждают, что работа памяти непосредственно зависит от смысловых связей (их наличия или отсутствия), которые объединяют подлежащий запоминанию материал в смысловые структуры – более или менее обширные

Особое внимание представители данной теории памяти в психологии уделяют смысловому содержанию материала. По их мнению, смысловое запоминание происходит по иным, отличным от механического запоминания, законам

Они утверждают, что подлежащий заучиванию материал является частью контекста определенных смысловых связей.

Представители этой теории стремятся представить память в виде воспроизведения чистых мыслей, которые совершенно не зависят от речевой формы. Ведь они разрывают и противопоставляют запоминание слов и мыслей, приходя к выводам, которые смыкаются с антагонистической теорией.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]