Память – одна из прочных основ всего сознания и деятельности человека. Потому, что память сохраняет пережитый опыт. Чем больше важной информации ты можешь сохранить и потом использовать, тем эффективнее твоё поведение и выше качество жизни.
Фото автора Charlotte May: Pexels
Если ты просто учишь, зубришь, но не можешь использовать эту информацию в дальнейшем – толку от этого нет. Важно тренировать долговременную память так, чтобы любая необходимая тебе информация была доступна.
Существуют специальные техники и методы тренировки памяти. Этому может обучиться каждый, необходимо лишь время, желание и некоторые усилия. Ты можешь научиться запоминать такой объём информации, который кажется не реальным. И для этого не нужно обладать феноменальными способностями и врождёнными талантами.
В этой статье:
Что это такое?Самые простые примерыКак это работает?Ассоциации и образыЦепочкаМетод локацийМнемокомната ЦицеронаРифмизация
Что это такое?
Мнемотехника – это запоминание на основе визуального мышления. Мнемоническое запоминание осуществляется в четыре этапа. Сначала происходит кодировка, соединение двух образов, запоминание последовательности, отправка в длительную память. Мнемотехника помогает увеличить объём памяти.
Память человека бывает разных видов: зрительная, слуховая, кинестетическая (или двигательная). Какой-то вид памяти может быть преобладающим именно у тебя. Именно на это делает упор мнемотехника. Используя разные каналы восприятия, создаются некие «якоря» информации, и она запоминается легче и в большем объёме.
Самый распространённый пример мнемотехники известен всем со школьной скамьи: «каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Всего лишь одно предложение, простое по смыслу и содержанию, а поэтому легко запоминающееся. Но несёт оно в себе информацию о том, какие цвета есть в радуге, и в какой последовательности идут друг за другом. Просто учить последовательность цветов гораздо сложнее. А запомнить одно простое предложение – легко.
Работа мнемотехники основана на принципе работы памяти с точки зрения нейро-физиологических и химических процессов головного мозга. Успешное запоминание – это создание новой нейронной цепи и её закрепление.
Чтобы нервный импульс (эквивалент мысли) «пробегал» по этой цепочке, как по знакомой дорожке, — легко и быстро. Чтобы в голове возникла ассоциация и сформировались нужные нейронные связи, образ должен быть объёмным и ярким. Ассоциации сугубо индивидуальны и могут быть странными или нелепыми — так даже лучше.
Обучение мнемотехнике проще всего происходит до 14 лет. Так как до этого возраста абстрактно – логическое мышление ещё развивается, и оно более пластично. Дети легко создают новые связи и ассоциации. Несмотря на этот факт, овладеть мнемотехникой ожжет любой человек.
С какого возраста используют?
Развивать феноменальную память у детей можно с 3-4 лет. В этом возрасте у ребенка уже накоплен словарный запас.
В процессе обучения преподаватели могут использовать мнемотаблицы, помогающие детям «отложить» в памяти отдельные образы (включая разделение предметов по цветам).
Как это работает?
Работа мнемотехники складывается в пять этапов:
- Берутся абстрактные данные;
- Происходит кодирование – между ними создаются связи;
- Повторение, запоминание в удобной форме;
- Расшифровка информации, декодирование;
- Воспроизведение нужной информации, которую нужно было запомнить.
На первый взгляд схема кажется сложной, долгой. На самом деле ты выбираешь любую удобную для себя технику. А со временем и опытом процесс запоминания всё легче, он становится похож на игру.
Лайфхаки
- Поддавайте критике все идеи и мысли, тогда, находясь в поиске аргументов, спорных моментов и фактов, за которые можно ухватиться, весь необходимый материал будет неосознанно, без усилий сохраняться в памяти.
- Связывайте нужные сведения и данные со своим опытом, он усваивается неосознанно, поэтому будет храниться у вас в голове ещё очень долго.
- В случае, когда приходится обрабатывать большие объёмы информации, ещё и из разных отраслей, то может наступить момент, так называемой, «каши в голове». Это обычно возникает у студентов перед экзаменом, когда срочно что-то учили, а потом не смогли понять, откуда и к какой теме целые куски материала. Чтобы такого не допустить, попробуйте парадоксальный способ – изначально всё смешайте. То есть, выучите часть из одной темы, и переходите к другой, потом опять возвращайтесь к первой. Это, кстати, будет служить ещё и отличной разрядкой мозгу, вы же знаете, что смена деятельности более благоприятный и полезный отдых, чем ничегонеделание? В смысле, устали думать, вместо того, чтоб посмотреть новости или полежать, лучше сделайте какую-то физическую работу, тогда голова быстрей «проветрится».
- После окончания совещания или большого куска работы, обязательно хорошенько обдумайте полученные сведения. То есть, осмыслите, что удалось добиться, с чем ещё придётся справляться, и каким образом можно улучшить результат. Помимо осознания своих действий, вы хорошенько закрепите в памяти недавно полученные данные. В школе бизнеса в Гарварде был проведён ряд экспериментов, в ходе которых учёные выяснили, что, если уделить хотя бы 15 минут в сутки письменной рефлексии (я имею в виду выписывание на бумагу своих мыслей по поводу какого-то задания), то производительность и эффективность труда возрастёт практически на 25%.
Ассоциации и образы
Для того, чтобы запомнить список слов, необходимо представит эти образы и связать их в одну, пусть даже бредовую историю. Например, слова: яблоко, шар, крыса, ветер, камень. Как их запомнить через ассоциации?
Giphy
Можно составить такую цепочку: яблоко играло с шаром, крысе это не понравилось, она побежала к шару, но ветер сдул её с пути, и крыса ударилась об камень. Так, через построение связей между образами, через последовательные ассоциации ты можешь запомнить любую цепочку слов. Попробуй поэкспериментировать с более длинными и не связанными по смыслу цепочками слов.
Кроме того, это и развитие воображения и креативности.
Игры для развития памяти
Мнемотехника для развития памяти взрослым предусматривает не только упражнения, но и игры:
- фуршет – на экране высвечиваются напитки и еда, с каждым шагом появляются новые элементы. Задача – найти объекты, которые ещё не появлялись;
- числовой охват – суть игры заключается в запоминании, показываемых чисел. На экране появляется определённое число, необходимо правильно ввести заданные символы;
- сложное скоростное движение – задача запомнить текущий предмет и сравнить его со следующим. Внизу есть 2 кнопки – да и нет. В игре постепенно увеличивается скорость и требуется быстро сравнивание фигур;
- головоломки – пазлы – настольная игра. Для взрослых желательно выбирать большие наборы, где более 1000 элементов;
- снежный ком – идея, которая хорошо подойдёт для большой компании. Люди становятся в круг и начинают называть свои имена. Сначала 1 человек, потом 2 человек называет предыдущее имя и своё, а следующий указывает ранее указанные имена и так далее. Потом добавляются фамилии, увлечения, города.
Большинство игр легко найти в интернете и позаниматься в режиме онлайн.
Цепочка
Эта мнемотехника похожа на предыдущую. Только здесь нужно представить образы предлагаемых слов, «цепляющихся» друг за друга. Используя предыдущий пример слов, получается такая цепочка: яблоко держит шар, за шар цепляется крыса, на крысу дует ветер, по ветру катится камень. Ты можешь придумать свою версию этой же цепочки, немного изменив «характер связи» слов.
Общая идея – все слова – образы должны выстроиться друг за другом по принципу сказки «репка». Важно представить образы, как именно они «держатся». Тогда вся цепочка запомнится.
Дворец памяти
Метод Цицерона, Римская комната или метод локусов – названия одного и того же мнемонического приема, основанного на построении дворца памяти. После его создания человек может запоминать большие объемы информации (числа, слова и т.п.) в определенной последовательности. Дворец памяти – некое пространство с определенными статичными объектами, которое человек может воссоздавать в своем воображении. Звучит сложно, но на деле это гораздо проще, чем кажется. Попробуйте закрыть глаза и представить свою кухню или свое рабочее место. Получилось? Считайте, что основную часть работы по проектированию простейшего дворца памяти вы уже сделали. В статье вы узнаете, как построить дворец памяти, как им пользоваться и каких ошибок следует избегать. Читать подробнее…
4
Метод локаций
Этот способ считается самым продвинутым. Чтобы запомнить цепочку слов, ты просто помещаешь эти образы у себя дома. Для начала представь, что каждая «локация» твоего жилища соответствует номеру. Например, входная дверь – 1, коврик на пороге – 2, полка для обуви – 3, вешалка для одежды – 4, тумбочка в прихожей – 5.
Фото автора Samson Katt: Pexels
А теперь «спрячь» образы у себя в прихожей. На дверь повесить яблоко, на коврик на пороге положить шар, на полку для обуви посадить крысу, между куртками на вешалке гуляет ветер, а в тумбочке в прихожей лежит камень. Так, соединяя знакомое и новое вместе, ты легко запомнишь цепочку из слов.
Ты можешь тоже самое проделать с маршрутом до работы, или любимого магазина. Распределить знакомую дорогу по локациям, и за каждой закрепить какое-то слово – образ. Похоже на детскую игру в «казаки – разбойники».
Лучшие книги по мнемотехнике
Напоследок небольшая подборка полезных книг по теме:
- Джошуа Фоер “Эйнштейн гуляет по Луне. Наука и искусство запоминания”
- Борис Николай Конрад “Как запомнить все! Секреты чемпиона мира по мнемотехнике”
- Антон Могучий “Самая полная книга-тренажер для развития мозга! Новые тренинги для ума”
- Илья Мельников “Лучшие способы запомнить”
- Станислав Мюллер “Вспомни все: секреты суперпамяти. Книга-тренажер”
- Антон Могучий “Используй свой мозг на 100 %! Книга-тренажер для развития ума и памяти”
Еще больше книг для развития памяти можно найти в нашей отдельной публикации.
Мнемокомната Цицерона
Это метод запоминания оратора Цицерона. Он никогда не использовал в своих выступлениях шпаргалки, воспроизводя по памяти множество фактов, цитат, исторических дат и имён. При подготовке к выступлениям Цицерон прогуливался по своему дому и мысленно размещал в нём ключевые моменты выступления. Этот приём назвали мнемокомнатой.
Для того, чтобы запомнить нужный объём информации, например тебе необходимо выучить несколько дат и событий перед выступлением (на работе или экзамене), нужно распределить эти факты и даты по квартире или дому. Тебе нужно создать определённую последовательность рассказа – какой факт за каким идёт, последовательность событий. Затем тебе нужно выбрать определённый маршрут в квартире.
Проходя его, в определённых уголках комнат, ты будешь вспоминать кусочки целого рассказа. Например, первое событие будет «храниться» у окна твоей комнаты, второе – на кровати, третье – в комоде, четвёртое – в шкафу, пятое – на пороге, и так далее, в зависимости от объёма фактов.
Фото автора Karolina Grabowska: Pexels
В процессе заучивания ты можешь записывать информацию как бы порционно, и раскладывать по нужным местам. Важно соблюдать в точности маршрут, а не просто раскидать факты по полкам. Так происходит кодирование. Вспоминая маршрут, ты сможешь рассказать всю череду событий и фактов, дат и имён.
Упражнения
Вот, наконец, мы с вами перешли к самому интересному и полезному – практике. И да, полезный совет: важно не количество времени, которое вы потратите на одну тренировку памяти, а именно регулярные занятия. Старайтесь каждый день заниматься по 10–15 минут, тогда вы быстро увидите результат.
Кодирование букв цифрами
Это древнейшая мнемотехника. Ее смысл в том, чтобы букву зашифровать цифрой. Например, 1 – раз – буква “Р”, 2 – два – “Д” и так далее до 9. Но саму девятку назовем “М” – много.
Таким способом можно зашифровать одно слово, а можно – даже целое предложение. Например, возьмем число 583 567: 5 – “п”, 8 – “в”, 3 – “т”, 6 – “ш”, 7 – “с”. Разобьем по парам 58-35-67. Теперь кодируем в слова. Первая цифра в паре соответствует первому слогу, вторая – второму: ПоВтор ТолПы ШеСть раз. Принцип кодирования вы поняли, да?
Ассоциации
Наш мозг устроен очень сложно и интересно. Часто, чтобы запомнить какую-то мелочь, важно ее с чем-то сравнить. Например, вы хотите запомнить имя потенциального работодателя, но, проблемка, на имена-то у вас память отшибает… И вот перед вами Элеонора Евгеньевна. Ну как это запомнить?!
И тут включается главный процессор: итак, Элеонора… Вспоминаем, например, любимую книжку из детства “Волшебник изумрудного города” с героиней Элли, присоединяем “нора”, вы летом видели из норы торчащий нос барсука. И вспоминаем смешного дедушку Женю – соседа, который гонял вас по двору… Сопоставляем: безоблачное детство, Элли, нора, дед Женя. И, опля, получаем: ЭлеоНора Евгеньевна!
Такими же ассоциациями можно запоминать что угодно. Сюда же приписывают “метод вешалок”: на одну цифру “цепляют” в памяти несколько слов, которые запоминают. Например, 1 – слон, актер, отец, 2 – ехать, смотреть, 3 – Виктор, Федор, 4 – Добронравов, Воля, Иванов. Что получается? Когда нужно запомнить “смотреть актера Федора Добронравова”, запоминаем комбинацию цифр 2134.
Придумываем рифмы
С рифмой все запоминать намного легче. Еще с детства в школе мы учили стихи, чтобы развивать память. Если вам нужно запомнить что-то, постарайтесь это переложить на рифму: вчера пять пельменей съели, сегодня сели, похудели, завтра вместе мы опять пойдем пельмени покупать. Шутка, конечно, но хозяйкам можно так целый список запоминать!
Или: мне пассатижи покажи, отвертку дай и винт держи, чтоб дрель я завтра не забыл, все заново я повторил… Это на случай, если на работу нужно взять пассатижи, отвертку, винт и дрель.=)
Вы учили когда-нибудь акростих? Это когда стих начинается из первых букв, составляющих слово. Например:
Лишь разверните шелуху,
Уже глаза становятся мокрее,
К тому же чешется в носу сильнее.
Это тоже мнемотехника, которая помогает запоминать смысл, списки, характеристики и т. д.
Фонетические ассоциации
Этот метод помогает запомнить новые слова на другом языке. Вы находите созвучное слово и составляете с ним предложение, стих или словосочетание. Приведу пример из жизни. Мой сын долго не мог запомнить слово living room – гостиная. Я ему объяснила, когда идет ливень, хочется сесть в гостиной и пообщаться за чашкой чая. С той поры “ливень рум” – ассоциация к слову “гостиная” на английском языке.
Этот метод хорошо применим для начинающих, желающих запомнить как можно больше слов. Есть данные, что за один час занятий взрослый человек может запомнить до 50 слов по такому методу.
Шаг за шагом, упражняясь такими методами, вы эффективно развиваете память, к тому же это происходит за короткий промежуток времени.
Метод истории
Это уже давно известный метод, упражнение для запоминания. Суть его в том, что слова, которые вам нужно запомнить, вы составляете в одну историю. Смешные истории вообще составляются на ура! Но здесь есть один минус – большой объем информации запомнить сложно.
Привожу пример. Нужно запомнить слова: компьютер, носки, шкаф, грязь, батареи, пельмени, девочка, бык. И вот вы начинаете фантазировать.
Девочка Леночка возвращалась со школы домой. На улице смеркалось, она торопилась, как вдруг – кааак ляпнет в грязь! Леночка угодила туда ногами до самых щиколоток так, что сапоги и даже носки были мокрыми и грязными.
Пришла она домой и сразу положила обувь в шкаф, а носки положила на батареи, и побежала кушать. На ужин были вкуснейшие пельмени, Леночка наелась, как бык. День закончился быстро, но она все-таки успела немного поиграть на компьютере.
Повторения
В погоне за улучшением памяти и работы мозга не забудьте про повторения – это самое распространенное упражнение, помогающее что-то запомнить. Мы так учим стихи, тезисы, отрывки из книги.
Открою секрет: ученые уже давно обнаружили способ максимально эффективного запоминания с помощью повторений! Вам нужно выучить текст, затем через 15–20 минут его повторить. Второе повторение – через 6–8 часов, а третье – через сутки.
Ментальная арифметика
И немного об этом способе. Сейчас такая арифметика очень распространенная среди родителей, которые хотят вырастить из своих детей гениев. Ментальная арифметика пришла к нам из Японии, и это действительно очень действенный способ быстро вычислять громадные примеры.
Дети учатся решать примеры на специальных счетах. Запоминая расположение счетов, комбинации пальцев, они в уме при вычислении уже не цифры складывают, а просто пальцы представляют и переставляют их. Освоить такой счет можно за 2 года максимум – год на сложение, вычитание, год – на умножение и деление. Почему дети? Потому что наш мозг уже заточен на вычисление цифр, а не на комбинации пальцев.
Видео о техниках и упражнениях мнемотехники поможет вам всю информацию “разложить по полочкам” и понять, как работает каждый метод.
Рифмизация
Существуют приёмы запоминания через звучание. Например, какое-то сложное правило или закон физики проще запомнить с помощью смешного стишка: «Тело, впернутое в воду, выпирает на свободу с силой выпертой воды телом, впернутым туды», так звучит закон Архимеда. Учить это точно легче, да и запомнится такая хохма надолго.
Или, например, при изучении иностранных языков. Многие иностранные слова созвучны с русскими и этим можно воспользоваться, создавая ассоциативные связи. Например, французский глагол travailler означает «работать». По звучанию он похож на наше русское слово «трамвай». Трамвай движется по заданным рельсам, это можно легко связать со смыслом «работать». Или звучание французского «травайе» близко к слову «труд». Так и запомнится.
Используя эти популярные и простые методы запоминания, ты можешь учить языки, точные науки, запоминать большие объёмы информации. Отличная память экономит время, силы и помогает быть более успешной и эрудированной.
Советы для эффективного запоминания
В первую очередь, необходимо подобрать оптимальный механизм восприятия информации. Если человек лучше всего запоминает данные из аудио-источников, то ему нужно прослушивать текст 5-6 раз в день. Визуалы хорошо запоминают информацию, самостоятельно прочитав материал. Кинестетики познакомятся с предметом посредством тактильных ощущений.
Человек должен иметь желание научиться запоминать информацию. Во время занятий важно сохранять позитивный настрой. Тренировки будут эффективными, если они основываются на умении располагать детали в памяти. Заученную информацию нужно регулярно повторять.
Хорошо зарекомендовали себя мнемотехники, направленные на создание ассоциаций. Первое время можно делать письменные заметки и создавать визуальные подсказки. Полученную за день информацию повторяют перед сном.
Мнемотехника для начинающих – комплекс мероприятий, направленных на укрепление памяти. Упражнения дома можно выполнять посредством онлайн-тренажеров. Занятия для детей до 12 лет предпочтительно проводить в игровой форме.
Показания к началу применения
Чем богаче и стабильнее информация, получаемая человеком в раннем возрасте, тем более сложный и надежный характер со временем приобретают когнитивные функции, связанные с памятью.
Современные исследователи существенно расходятся во мнениях относительно возраста, в котором память начинает функционировать (по мнению некоторых ученых, определенные виды памяти можно проследить уже в первый месяц жизни).
Однако все сходятся на том, что созданная с раннего возраста стимулирующая среда, обеспечивающая различные визуальные, слуховые и тактильные сигналы, создает серьезную основу для качественного функционирования памяти. Поэтому первые несложные приемы мнемоники для более эффективного запоминания следует применять примерно с 3-летнего возраста.
Первые приемы мнемотехники можно применять с 3-летнего возраста
Использование различных мнемотехник на постоянной основе позволит:
- расширить объем запоминаемой информации;
- улучшить логическое мышление;
- повысить внимательность и способность к визуализации;
- стать стимулом к развитию образного и творческого мышления.
Средства
Если интеллектуальные головоломки и логические задачки не помогают, значит, с этим должен разбираться специалист.
От редакции : Проблемы с сосудами головного мозга
Медикаментозные препараты
Если с памятью есть серьёзные проблемы и врач это диагностировал, он может предложить решить их таблетками. Существует целый ряд препаратов, улучшающих мозговое кровообращение и способствующих развитию мышления и памяти. Самые известные: Ноопепт, Ноотропил, Глицин, Фенибут, Пирацетам, Тенотен и другие ноотропы, адаптогены, антиоксиданты, антидепрессанты.
Иногда могут прописать отдельные витамины, которые способствуют улучшению и развитию памяти: C, D, E, практически вся группа B. Они собраны и в поливитаминных комплексах, разработанных специально для мозга.
Взрослым можно пропить курс биодобавок, но насчёт их эффективности вам никто не даст гарантию. Хотя неплохие препараты для развития познавательных процессов выпускают Doppelherz (Германия), Эвалар (Россия), Solgar (США).
Народные средства
То же самое касается народных средств. Они не развивают память. Но, активируя мозговое кровообращение, нормализуя давление и улучшая в целом самочувствие, способствуют тому, что взрослые начинают быстрее и качественнее (без ошибок) запоминать и воспроизводить гораздо большие объёмы информации. Такими свойствами обладают настои и отвары из цветков клевера лугового, листьев пустырника сердечного и полыни горькой, корней девясила высокого, коры рябины красной, плодов шиповника.
Однако с народными средствами следует быть предельно осторожными, так как при наличии хронических заболеваний они могут вызвать их обострение или побочные эффекты.