Стереотипизация в психологии. Что это, примеры семейных отношений

Определение, что это такое

Понятие «стереотип» разрабатывали многие исследователи на протяжении истории человечества.

Определение развивалось из близких по смыслу характеристик:

  • архетип (К.Г.Юнг);
  • заблуждение (Платон);
  • неверные умозаключения, идолы разума (Р. Декарт, Ф. Бэкон);
  • предрассудки (Ф.Ницше).

В зарубежной психологии исследованием стереотипизации занимались М. Хоркхаймер, Т.В. Адорно, В. Дуаз. В отечественной науке понятие ввел П.А. Сорокин, который рассматривал стереотип как шаблонное поведение человека. В.А.Ядов описывал определение как эмоционально окрашенные социальные образы.

Ю.А. Сорокин называл стереотипом процесс общения по принятым в обществе языковым моделям. По П.Н. Шихиреву – это примитивный, чувственно окрашенный набор качеств, необъективно отражающий реальность. Т.Е. Васильева, В.С. Агеев, И.С. Кон определили стереотип как способ обработки информации и модель действий в разных жизненных ситуациях.

В. Дуаз выделил 4 вида стереотипов:

  • индивидуальные представления людей о среде своего обитания;
  • шаблоны, которые возникают в процессе общения между людьми;
  • коллективные модели, которые формируются в межгрупповом общении;
  • идеологические представления, которые появляются под влиянием исторических событий.


Ю.Е. Прохоров рассматривал стереотип, с одной стороны, как элемент, хранящий и транслирующий культуру данного общества, а с другой, как устоявшееся средство опознания «своих» в данной культуре.

Виды стереотипов

Все виды стереотипов принято делить на несколько групп, в зависимости от объекта стереотипизации.

Классификация:

  1. Антропостереотипы – относятся к человеку:
  • стереотипы персоналий – характеристики отдельных личностей;
  • социальные, относятся к определённой группе – этнические и национальные, расовые, языковые, классовые, культурные, автостереотип, гендерные и гетеростереотипы, религиозные, профессиональные, политические.
  1. Событийные .
  2. Предметные – характеризуют предметы в самом широком смысле слова:
  • вещественные;
  • понятийные.

Стереотипы формируются и закрепляются на уровне подсознания. Возникают определённые когнитивные блоки, которые выдают нужную реакцию на знакомую ситуацию.

Какие бывают

Стереотипизация – это шаблонный перенос образа на ситуации и людей. Поверхностные модели включают в себя убеждения, основанные на необъективной оценке внешних характеристик. Глубинные стереотипы в психологии передаются в социуме годами и даже веками. Они формируются под влиянием исторических событий.

Личностная

Представляет собой стереотипы, которые сформированы у определенной личности. Они могут либо совпадать с социальными стереотипами или им противоречить.

Объективная

Устойчивые представления отражают действительные особенности группы, подвергаемой стереотипизации. Степень объективности может отличаться. Не существует абсолютно объективных стереотипов, так как шаблонные образы являются обобщениями, поэтому не могут соответствовать реальным фактам.

Обстоятельственная

Здесь шаблонными характеристиками наделяют обстоятельства и ситуации.

Например:

  1. В Сибири всегда идет снег.
  2. На Севере всегда зима.
  3. В Индии грязно и много болезней.

Динамическая

Такой вид стереотипизации основан на представлении о физическом образе другого человека. Это автоматическое положение осанки, пластика ходьбы и поз. Именно благодаря этому феномену можно узнать своих знакомых издалека.

Негативная

Негативные стереотипы – это то, что и считают стереотипом в обществе. Их используют как средство для оскорбления других людей. Пример негативного стереотипа – «все блондинки – глупые». Так девушка, которая окончила университет с красным дипломом может подвергаться насмешкам при устройстве на работу и не получить желаемую должность из-за стереотипа.

Позитивная

Позитивные стереотипы преподносятся как комплимент. Например, распространенный шаблон «все азиаты умны» или «все азиаты сильны в математике». Несмотря на первое позитивное впечатление, такое суждение может принести вред. В соответствии с ним, маленький ребенок азиатского происхождения может чувствовать себя неправильным или ущербным, если испытывает проблемы в обучении.

Нейтральная

Суть этого вида – в реакции конкретных людей на суждения.

Исследователи Лепор и Браун выяснили, что люди с высоким уровнем стереотипизации более ярко реагируют на нейтральные фразы и подгоняют их под усвоенные ранее шаблоны.

Точная

Точные стереотипы отражают объективную действительность, хотя со стороны могут казаться неуместными. Например, пожилые люди действительно передвигаются медленнее молодых.

Приблизительная

Так называют стереотипные суждения, которые можно трактовать двояко. К примеру, психически нездоровые люди опасны для окружающих. Это не является абсолютно точным утверждением, но и не является ложью. Здесь можно сказать, что на самом деле лишь люди с некоторыми заболеваниями психики могут угрожать безопасности других, но только в случае отсутствия медицинской помощи.

Социальная

Социальными стереотипами называют такие образы, которыми наделяются все люди, которых лицо не признает членами своей группы.

К этому виду стереотипов относятся:

  • этнические – по расе и национальности;
  • гендерные – по половому признаку;
  • конфессиональные – по отношению к людям разных религий;
  • возрастные – по возрасту (чаще всего касаются детей, подростков и стариков);
  • эстетические – по внешнему виду, красоте, стилю;
  • ролевые – по взаимодействию между людьми (отношения мужа и жены, ученика и учителя);
  • бытовые – по организации хозяйства и досуга.

Социальные шаблоны скорее ложные. Они искажают представления людей, вносят разлад в отношения.

Например:

  1. Мужчина должен содержать семью, а женщина – заниматься хозяйством.
  2. Женщина, которая строит карьеру – несчастна.
  3. Женщина обязана родить ребенка.
  4. Мужчины от природы полигамны.
  5. Женщины плохо водят автомобиль.
  6. Все азиаты выглядят одинаково.
  7. Все немцы – пунктуальны.
  8. Все англичане любят чай.
  9. Все евреи – меркантильны.
  10. Россияне любят выпить.
  11. Все старики ворчливы.
  12. Все молодые ничего не знают о жизни.

Зачем нужны стереотипы?

Устоявшиеся шаблоны и модели поведения значительно упрощают процесс мышления и познания. У каждого человека присутствует ряд умозаключений, которыми он пользуется неосознанно.

Особенности стереотипизации:

  1. Эффект проекции
    . Человеку свойственно переносить свои недостатки на неприятных личностей, а приятных наделять собственными достоинствами.
  2. Эффект усреднённости
    . Все яркие личностные особенности собеседника приводятся к среднему знаменателю.
  3. Эффект порядка
    . При знакомстве с новым человеком мы привыкли доверять первому впечатлению, пользуемся физиогномическими и социальными стереотипами, при встрече со старым знакомым – свежей информации.
  4. Эффект ореола
    . Нередко общее суждение об индивиде складывается на основании только одного хорошего или плохого действия.
  5. Эффект стереотипизации
    . Наделение индивида характерными чертами, в зависимости от профессии, национальности.

Стереотипы присутствуют везде – это и правила этикета, поведения в обществе, требования к учёбе и работе. Каждый человек вправе сам решать, какие установки ему нужно ослабить, или вовсе от них избавиться.

Роль, функции и влияние на жизнь

Основные свойства стереотипов – неизменность во времени, отсутствие динамичности, избирательность, эмоциональная полнота. Постепенно учёные и психологи вносят новшества в концепцию, но основная мысль не меняется.

Роль и функции – сокращают время реагирования на изменяющуюся реальность, ускоряют процесс познания, предоставляют первичное основание для ориентирования в происходящем.

Феномен стереотипизации рассматривают с нескольких позиций:

  • содержание;
  • адекватность – нередко в основе навязанных установок лежит правдивая информация;
  • происхождение – факторы и условия возникновения.

Правдивые стереотипы полезны, поскольку восприятию нужно периодически отдыхать. Но любая адекватная установка может стать неадекватной, если данные устаревают.

Плюсы и минусы стереотипизации

Стереотипы значительно облегчают жизнь человека, помогают сориентироваться в определённых ситуациях, не допустить ошибок. Благодаря им мы знаем, что вода мокрая, а огонь горячий, если бросить камень в реку, от него разойдутся круги.

Но с другой стороны, подобное мышление часто ограничено, в установках присутствует много устаревших и неточных представлений о людях, явлениях, событиях.

Положительные и отрицательные стороны

ПреимуществаНедостатки
Содействуют ориентировке в многообразии проявлений жизни. Способствуют адаптации в обществе.
Значительно облегчают жизнь, поскольку снимают некоторый груз повседневных проблем. Позволяют выжить в трудных ситуациях, когда нет времени на долгий анализ ситуации.

Помогают проанализировать, сделать выводы из нескольких схожих ситуаций.

В негативных ситуациях оказывают парализующее действие – сложно поверить в происходящее, поскольку в голове заложено, что этого не может быть.
Если у человека очень много ложных стереотипов, это значительно ограничивает мировоззрение, препятствует саморазвитию и самосовершенствованию. Чрезмерное обобщение не позволяет мыслить гибко.

Стереотипизация внешности, личностных качеств и черт характера нередко способствует развитию комплекса неполноценности, заниженной самооценки.

Категоризация не позволяет видеть индивидуальность и уникальность индивида.

Стереотипы пытаются втиснуть всё происходящее в строгие рамки – хорошо и плохо, чёрное и белое. Но в жизни не всегда всё так однозначно.

Человек не видит все грани происходящего. В результате развивается эгоцентризм, упрямство, фанатизм.

Стрессы, разочарования, другие болезненные переживания – следствие завышенных ожиданий, которые внушают социальные стереотипы.

Без стереотипного упрощенного мышления человеку приходилось бы каждый раз до всего доходить собственным умом, вся жизнь превратилась в процесс бесконечного познания.

Причины и процессы формирования

Стереотипизация – это в психологии формирование суждений через взаимодействие элементов психики. Стереотипы появляются при отсылке к индивидуальному или групповому жизненному опыту. Образование стереотипов происходит во второй сигнальной системе и включает в себя 3 фазы.

ФазаОписание
НачальнаяОтдельные зрительные и речевые раздражители действуют на сигнальную систему и входят во взаимодействие со словесными и зрительными образами в высших отделах мозга. Как следствие возникает целостное представление, которое состоит из сформированных форм сознания и ассоциаций.
Фаза поисковой реакцииПоступающие образы соотносятся с уже имеющимися представлениями и распознаются как исходные. При этом сохраненная модель перестает быть размытой, а приобретает конкретный характер, наполняется деталями.
УзнаваниеСохраненная информация для стереотипа содержится в виде ассоциации. Части восприятия при контакте с раздражителем возбуждаются и генерируют различные образы, чувства, символы, из которых создается стереотип.


У. Квастхофф отмечал, что функции стереотипов необходимы для нормальной работы психики и сознания – социального существования, внутренно-психологической стабилизации, переработки информации. В процессе образования стереотипа участвуют такие психические действия как атрибуция, категоризация, избирательное внимание, формирование понятий, оценка.
Стереотип основывается на 3 компонентах:

  • когнитивный – человек осознает информацию об объектах;
  • аффективный – выражает оценочные переживания по поводу объектов;
  • социальный – показывает программу действий по отношению к объектам.

Возникают стереотипы по разным причинам. Главная из них – защита мозга от перегрузки объемом информации. Механизм стереотипизации основывается на упрощении мыслительного процесса. Психика не каждый раз реагирует на раздражители со всей полнотой переживаний, а переносит их на уже усвоенные модели. Постоянный поток новой информации нагружает мозг, поэтому организм самостоятельно проводит классификацию поступающих стимулов, подгоняя их под привычные образы.

Так процесс познания не превышает обыденный уровень, опираясь на житейский опыт, сформированный через обобщение представлений. Одновременно с этим сам окружающий мир содержит схожие, однообразные, повторяющиеся элементы, на которые человек реагирует стереотипными действиями. Отказ от стереотипизации привел бы к постоянной работе психике по дифференциации и классификации информации. Так шаблонное мышление упрощает познание мира и облегчает работу мышления.

Усваиваются стереотипы через инкультурацию и социализацию. Сами шаблоны – это часть культуры. Многие группы стереотипов человек запоминает с детства, выносит их из семьи и окружения. Закрепление образов происходит в возрасте 12-30 лет, после чего они практически не изменяются. В итоге готовые модели отражают понимание не только своей группы, но и представление других групп о собственной.

Формирование образов происходит в общении с близкими людьми, которые чаще всего присутствуют в жизни. Это семья, друзья, учителя, коллеги. Но иногда шаблонное мышление проявляется и в частных контактах. Например, если на рынке человека обсчитал продавец определенной национальности, то в итоге покупатель перенесет свое суждение на всех лиц этой национальности.

Также в усвоении стереотипов участвуют средства массовой информации, так как для многих людей они являются авторитетом. Мнения, транслируемые в СМИ, часто вытесняют личные убеждения.

Это происходит по нескольким причинам:

  1. Если человек не обладает достаточными знаниями о предмете обсуждения, то полагается на информацию из новостей или газет, не подвергая ее критической оценке.
  2. Статус источника играет важную роль в процессе стереотипизации. Суждение известного общественного деятеля или политика считаются более весомыми.
  3. Опора на мнение СМИ косвенно снимает ответственность за принятые решения. Человек принимает точку зрения авторитетного источника, считает ее правильной и справедливой.

Физиогномическая редукция

По своей сущности она представляет собой попытку оценить внутренние психологические особенности человека, его поступки и спрогнозировать его действия на основании типичных черт внешности, присущих его группе. Этот механизм очень активно функционирует в межэтнических взаимодействиях. Очень успешно работает физиогномическая редукция и в простейших социальных отношениях.

Положительная роль и влияние

Стереотипизация – это в психологии устойчивые эмоционально окрашенные представления в какой-то группе людей. Такие поведенческие модели оказывают разное влияние на жизнь людей. Положительное действие стереотипов заключается в освобождении психики от выполнения многообразных процессов, направленных на сканирование окружающей среды.

Так сознание направляет свою работу на решение других задач. Большую часть стереотипов человек усваивает в детском возрасте. Поэтому шаблоны используются, чтобы отличать плохое от хорошего, оценить безопасность пространства.

Функции

Г. Тэджфел выделил четыре задачи, которые решает стереотипизация. Это:

  1. Селекция общественной информации.
  2. Формирование и сохранение положительного «Я-образа».
  3. Создание и поддержание идеологии группы, оправдывающей и объясняющей ее поведение.
  4. Формирование и сохранение положительного «Мы-образа».

Первые две функции исполняются на индивидуальном, последние — на групповом уровне.

Негативное влияние и вред

Стереотипизация – это в психологии форма восприятия людей или объектов. Негативная роль стереотипа заключается в том, что подобные представления часто основаны на ложной субъективной информации. Шаблоны используют для того, чтобы ввести людей в заблуждение или манипулировать ими. Стереотипы вносят в общение разногласия, порождают конфликты.

Ложные представления нарушают понимание правильных жизненных ориентиров, настраивают человека против других на основе их пола, расы, внешности. Вместо того, чтобы находить сходства, стереотипы акцентируют внимание на различиях, делят общество на «своих» и «чужих».

Кроме того, негативные стереотипы часто становятся истоком стигматизации, дискриминации и ксенофобии. Такие установки возникают у людей, употребляющих шаблоны, из страха потери своей социальной идентичности. Путем негативизма и нетерпимости они упрочивают свое положение в занимаемой группе и ощущают психологический комфорт.

Примеры стереотипизации

Даже если данный термин вы слышите впервые, это не значит, что для вас чужд конкретный феномен. Стереотипизация — это настолько массовое и вездесущее явление, что его бывает сложно отделить от собственных выводов.

Национальные стереотипы:

  • евреи — жадный народ;
  • итальянцы — вспыльчивые;
  • молдаване — глупые;
  • эстонцы — медленные;
  • русские — любители выпить;
  • англичане — чопорные и консервативные;
  • украинцы любят сало;
  • немцы — очень пунктуальные;
  • цыгане — воры-кочевники;
  • кавказцы — очень горячий народ и т. д.

Стереотипы о профессиях:

  • у врачей неразборчивый почерк;
  • журналисты любят приврать и пофантазировать;
  • продавцы крадут;
  • программисты не следят за своей внешностью;
  • пожарные вечно спят;
  • сапожники — любители выпить;
  • психологи видят людей насквозь и т. п.

Как не подчиняться и избавиться

Стереотипизация – это в психологии сформированный образ, который проявляется на конкретный стимул. Чтобы избавиться от влияния стереотипов, необходимо провести осознанную работу над собой. Нужно понять какие именно шаблоны и представления являются полезными и принятыми, а какие – негативными. Нужными считаются стереотипы, которые человек сформировал на собственном опыте, без опоры на мнение общества. Также к ним можно отнести социальные образы, но те, которые индивид пропустил через себя.

Чтобы проделать такую работу необходимо выписать наиболее известные представления и прочитать их несколько раз. На каждую фразу появляется эмоциональный отклик. Именно чувственно окрашенные ощущения показывают отношение к стереотипу. Также существуют несколько методик избавления от стереотипизации.

Остановка стереотипа

Механизм этого метода основывается на остановке структур, которые поддерживают стереотип, например, устойчивые образы и реакции, эмоциональные и телесные колебания. С самого начала необходимо отследить подобные психофизические реакции, рассмотреть их по отдельности, выделить наиболее яркую. Поэтому первым шагом является наблюдение и анализ.

Например, стереотипное действие – почесывание затылка как реакция на стимул. Здесь остановкой считается направленное внимание на движение руки, которое разрушает последовательность проявления шаблона. Отдельной частью этого процесса можно назвать попытку остановки внутреннего диалога в момент наиболее сильного сопротивления.

Замена стереотипа

Состоит в замене одного представления другим. Как и в предыдущем примере, избавление от стереотипа происходит по однообразной схеме – в момент проявления реакции. В данном случае, действие необходимо заменить схожим по форме проявлением.

Преобразование стереотипа

Стереотипное действие изменяется через преобразование пути его проявления. В этом методе необходимо осознанно перехватить инициативу в момент раскрытия структур, после чего наделить устоявшиеся элементы новыми свойствами. На примере физического стереотипа – преобразовать почесывание затылка в совершение другое действия, не связанного с телом.

Выход за пределы стереотипа

Отличается от предыдущих способов тем, что здесь не используется прямое воздействие на структуры стереотипа.

Метод состоит из 3 этапов:

  1. Осознание одной из составляющих частей стереотипа.
  2. Осознание всех структур шаблона.
  3. Осознание цельности частей стереотипа в момент проявления.

Здесь реакция на раздражитель в виде почесывания затылка переживается до двигательного проявления шаблона. Человек осознает проигрывание стереотипа, но не показывает его физически, вследствие чего происходит затухание действия.

Выделяют также следующие способы работы со стереотипами во взаимодействии с другими людьми:

  • осознание – называние паттерна поведения;
  • выяснение причин поведения – проговаривание объективных и субъективных причин использования шаблона;
  • обсуждение – доказательство непродуктивности использования шаблона и проблем в общении из-за этого;
  • анализ – обсуждение прошлого опыта, на базе которого появился стереотип;
  • переоценка – разбор причин использования модели и оценка ее значения;
  • информирование – сообщение полной информации о суждении;
  • экран проекций – игнорирование стереотипа;
  • переключение внимания – переведение внимания на другие раздражители;
  • конгруэнция – подыгрывание, пока не закончится влияние стереотипа;
  • копирование – повторение поведение партнера (иногда необходимо, чтобы он это заметил, а иногда – нет);
  • внешняя диссоциация – отделение человека от его суждения, общение только с той частью, которая интересует собеседника.

Стереотипизация – это важный процесс, который экономит усилия мозга и разгружает психику. Стереотипы дают возможность ориентироваться в мире, понимать ценности конкретного общества. В то же время, представления в психологии иногда несут негативный посыл и воспринимаются как оскорбления. Поэтому нужно понимать, какие шаблоны являются частью мировоззрения, и употреблять их с осторожностью, чтобы не обидеть собеседника.

Общая характеристика

Различные социальные общности, идеальные (профессиональные) и реальные (нации) вырабатывают устойчивые объяснения для определенных фактов, создают привычные интерпретации явлений. Этот процесс вполне логичен, поскольку стереотипизация — это полезный и необходимый инструмент познания мира. С его помощью можно быстро и на конкретном уровне упростить социальное окружение человека. Таким образом, вещи становятся понятными и, следовательно, прогнозируемыми. Механизм стереотипизации связан с ограничением, селекцией, категоризацией огромного объема социальной информации, которая ежеминутно касается человека. Мотивацией этого инструмента выступает оценочная поляризация, направленная в пользу своей группы. Она дает индивиду ощущение защищенности и принадлежности к конкретной общности.

Внутригрупповой фаворитизм

Он представляет собой тенденцию благоприятствования при оценке членам собственной группы в сравнении с другими коллективами. Проще говоря, «наши лучше, чем не наши». Это объясняет тот факт, что в чужом городе люди очень рады землякам, а в другой стране — соотечественникам. Однако такое явление не всегда имеет место. Фаворитизм свойственен не каждой группе, а только тем, которые успешно развиваются, обладают позитивной системой внутренних ценностей, отличаются сплоченностью. В коллективах, где имеют место конфликты, распад, перестройка целей, может быть не до тенденции благоприятствования. Более того, возможно и прямо противоположное явление. Оно будет проявляться в фаворитизме к членам другой группы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]