Основные школы психологии и их краткая характеристика


Мифы о психотерапии

В этой части статьи мы хотели бы упомянуть наиболее распространённые мифы о психотерапии, с которыми мы сталкивались в собственной практике.

Миф №1. Психотерапия должна проводится бесплатно

Периодически нам задают вопрос, который звучит так: «А ваша помощь бесплатна?» И нам всегда было интересно почему у многих людей психологическая помощь ассоциируется с чем-то, за что платить не надо. Почему, когда люди идут к парикмахеру или косметологу, то вопрос о бесплатности чаще всего не возникает? Если мы обращаемся к адвокату или нотариусу, то, зачастую предполагаем, что это будет платная услуга. Почему в области душевной помощи это должно быть иначе?

Нам кажется, что это связано с тем, что мы обсуждали выше. Многие люди не понимая суть психотерапевтической помощи и не имея опыта её получения, предполагают, что это ни чем не отличается от того, что происходит при бытовом общении. А так как это общение носит бесплатный характер, то идея платить за него кажется бессмысленной. Ранее мы определили чем эти виды общения отличаются и поэтому останавливаться на этом не будем.

Важно отметить, что отсутствие платы за психотерапию нарушает её границы. Ведь в восприятии человека, который обращается за помощью, это переводит её из рамок профессиональной работы в режим бытового общения

И отношение к психологической помощи, невольно, возникает соответствующее. Ситуация схожа с той, которая складывается с . Нет ощущения ценности и поэтому нет мотивации вкладываться в этот процесс. Что значительно снижает эффективность или вовсе мешает достижению результата. И это проверенно и на нашем опыте, и на опыте коллег.

Возможно, вы скажете, что существуют бесплатные телефоны доверия или консультации психолога в рамках социальных служб. Всё верно, но они не являются бесплатными. Вернее конечный пользователь за них не платит, но организации, которые их оказывают финансируются извне. Это могут быть государственные деньги, которые собраны за счёт налогов. Или благотворительные пожертвования, которые вносят различные люди, чтобы поддержать социальные проекты.

Миф №2. Психотерапевт — это «супермен», который видит всех насквозь

Так же периодически приходится сталкиваться с подобным мифом. Согласно ему психолог или психотерапевт это тот, кто:

  • не имеет никаких проблем в жизни
  • всегда сияет от счастья и распространяет в мир только «позитивные вибрации»
  • является практически святым и не испытывает никаких эмоций, особенно негативных
  • видит всех комплексы и проблемы окружающих
  • и ставит им особые психологические диагнозы
  • готов в любое время дня и ночи лечить всех, кому он поставил диагноз, дабы все вокруг тоже стали источать счастье и позитив

В реальности психотерапевт — это обычный человек, который имеет свои сложности и проблемы. Да, он получил специальное образование, где обучался помогать другим людям находить выход из жизненных тупиков. Иногда эти знания помогают не попадать в подобные тупики. Но иногда он всё-же в них попадает. И тогда обращается за помощью к своим коллегам.

Психотерапевт — это не тот кто искусно владеет маскировкой своих чувств. Наоборот, в процессе своей подготовки специалист учится опознавать свои чувства и встречаться с ними, давать им возможность быть, а не подавлять. И этому обучает своих клиентов. Поэтому в жизни специалисты иногда довольно ярко проявляют эмоции, в том числе негативные. И это часто приводит в сильное замешательство тех, кто этого не знает и полагается на мифические представления.

Психотерапевту не нужно обладать каким-то «мистическим видением», чтобы помогать своим клиентам. Достаточно быть любопытным и проявлять это любопытство к жизни других людей и своей собственной.

Нам нравится метафора, где хорошего психотерапевта сравнивают с инопланетянином, который прилетел на Землю и пытается понять, что здесь происходит и как всё устроено. И для этой цели нет необходимости обладать особыми способностями. Всё что нужно — это общаться и задавать вопросы. В том числе про те вещи, которые кажутся очевидными и не подлежащими сомнению. Таким образом, вместо мифа человек может впервые обнаружить реальность.

История развития психотерапии

Возможно, пытаясь ответить на подобные вопросы, люди открыли психотерапию. Замечали ли вы, что иногда общаясь с каким-то человеком вы чувствовали себя лучше, повышалось настроение, появлялось желание действовать. А иногда всё происходило в точности наоборот. Думаю, что наблюдательные люди уже в далёком прошлом замечали это, а самые любопытные попробовали понять механизмы, которые повышают эффективность влияния одного человека, через общение, на состояние другого человека. Но все эти знания существовали в рамках медицины или религиозно-философских учений. И только в конце 19 века возникло отдельное направление, которое ставило целью помочь человеку справляться с трудностями посредством специально структурированного общения.

Краткая история термина психотерапия

Слово «психотерапия» впервые прозвучало в конце 19-го века. Его автором стал английский врач-психиатр Дэниэл Хак Тьюк (англ. Tuke, Daniel Hack). В 1872 году он опубликовал книгу «Иллюстрация влияния разума на тело» (англ. Illustrations of the Influence of the Mind upon the Body). Одна из глав его книги назвалась «Психотерапия» (англ. Psychotherapeutics). Этим словом он называл терапевтическое действие, которое дух пациента мог иметь в отношении тела пациента благодаря влиянию врача []. Тьюк описал механизм, с помощью которого «воображение» можно было использовать в качестве посредника между разумом и телом. А отношения между врачом и пациентом, подчеркиваются в качестве ключевой части процесса [].

Фройд и его учение

Однако, наверное, наиболее важной личностью в развитии и популяризации психотерапии стал Зигмунд Фройд. Его учение о бессознательном и психоанализ как метод работы с ним в своё время произвели эффект революции

Он оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство 20-го века. Не смотря на критику и на то, что современные исследования ставят многие идеи его теории под сомнение, для многих психотерапия до сих пор ассоциируется с психоанализом.

В фамилии Фройд нет ошибки. В русскоязычном пространстве закрепилось неверная транскрипция, которая звучит как Фрейд. Правильная транскрипция — Фройд []; так как в немецком Sigmund Freud произносится как: .

Учение Фройда породило много последователей и сторонников, которые продолжили развивать его идеи. Это привело к развитию психодинамического подхода или глубинной психологии.

Часть последователей разошлись во мнениях с Фройдом и начали критиковать психоанализ. Так появлялись новые направления психотерапии, которые, зачастую, имели в своей основе те или иные идеи заимствованные из аналитической терапии.

По мере развития психотерапии, начали появляться другие направления, которые имели всё меньше связи с психоанализом, а основывались на иных представлениях об устройстве психики.

Гештальтпсихология

Гештальтпсихология — это направление западной психологии ХХ века, которое изучало психику с точки зрения целостных структур (гештальтов).

Среди основоположников данного направления выделяют Макса Вертгеймера, Вольфганга Келлера и Курта Коффка. Значительный вклад в развитие гештальт-теории внес и Курт Левин. На основе гештальт-психологии Фридрих Перлз создал новое направление психотерапии — гештальт-терапия.

Гештальтпсихология: М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келлер, К. Левин

Представители данного направления считали, что принципы разделения сознания неверны, так же как и восприятие не является простой совокупностью чувств. Гештальт-психологи акцентировали свое внимание не на отдельных частях явлений, а на их целостности. Таким образом, они пришли к мнению, что сознание соединяет все компоненты в единое целое, образуя гештальт.

Гештальт — это основное понятие гештальтпсихологии, в переводе с немецкого означает «структура», «целостная конфигурация», т.е. некое организованное целое, свойства которого не сводятся к свойствам его частей.

Исследования гештальт-психологов позволили открыть законы восприятия, а также и принципы гештальта: близости, непрерывности, сходства, простоты, фигура-фон и др.

Гештальтпсихология берет свое начало с открытия М. Вертгеймером фи-феномена (иллюзия перемещения двух поочередно включающихся источников света), который доказал, что восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений.

Далее свой вклад внес К. Коффка, который изучал развитие восприятия у детей и восприятие цвета детьми. Он пришел к выводу, что в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется предмет. Так же он сформулировал закон «трансдукции», который доказывал, что дети воспринимают не сами цвета, а их отношения.

В. Келлер открыл феномен инсайта (внутреннего озарения), доказав, что он присущ не только животным, но и людям. Также он ввел принцип изоморфизма.

К. Левин создал теорию психологического поля. Он считал, что причиной активности человека является намерение, т.е. потребность. Предметы, которые нас окружают, создают психологическое поле, в котором находится и развивается человек. Воздействуя на человека, предметы, имеющие определенные заряды, вызывают в нем потребности, а они, в свою очередь, вызывают напряжение. Это напряжение Левин назвал квази-потребностью. В такой ситуации человек стремится к разрядке, т.е. удовлетворению данной потребности.

Бихевиоризм

Под влиянием рефлексологии зарождается новое направление, в котором предметом психологии является поведение в качестве совокупности реакций организма, обусловленных общением со стимулами адаптационной среды.

Родоначальником бихевиоризма считается Д.Уотсон. Он полностью отказался от понятия субъективной психологии сознания и пропагандировал объективно наблюдаемые реакции живых существ на различные раздражители.

Определение 2

Бихевиоризм называют — «психологией без психики». Психика в бихевиоризме идентична сознанию. Устраняя сознание, бихевиористы не стремились превратить организм в устройство, лишенное психических качеств, они изменили представление о данных качествах. Они включили в область изучения психологии доступные объективному внешнему наблюдению и независимые от человеческого сознания стимулы – отношения реактивного характера.

Предпосылки развития психологических школ

Чем более успешно протекала экспериментальная работа в психологии, чем шире становился ореол изучаемых явлений, тем меньше всех удовлетворяла версия, что предметом психологии является сознание, а методом изучения -интроспекция.

Огромная роль в развитии психологических школ принадлежит биологии. Эта наука кардинально изменила взгляд на психические функции человека. Она дала возможность рассматривать восприятие, память, мышление, навыки, чувства, установки в качестве инструментов для жизненных ситуаций и задач организмом.

Постепенно разрушалось отношение к сознанию как к замкнутому внутреннему миру. Дарвиновская биология оказала влияние на рассмотрение психических процессов с позиции развития.

В начале своего развития для психологии основным источником сведений о процессах развития служил взрослый человек, способный в лабораторных условиях, по инструкции экспериментатора, сосредоточить свой внутренний взор на непосредственном опыте. Но идея развития расширила зоны познания, и ввело в психологию специфические объекты. К ним уже было невозможно применить методы интроспективного анализа.

Новые объекты психологической науки требовали новых объективных методов. Только при помощи их можно было обнажить уровни развития психики, предшествовавшие процессам, которые изучались в лабораториях. Эти процессы нельзя было отнести к первичным фактам сознания, за ними тянулось множество различных психических форм. Научные данные о них дали возможность психологам перейти из лаборатории в школу, детский сад, психиатрическую клинику.

Практика исследовательской работы изменила понимание психологии как науки о сознании. Пришло новое понимание предмета психологии. Оно по-разному отразилось в теоретических системах и воззрениях.

Во всех областях знания существуют конкурирующие школы и концепции. Данный факт нормален для роста науки. Одновременно, при имеющихся разногласиях, скрепляются общие воззрения на предмет исследования. Следует отметить, что в психологии в начале XX века столкновение и расхождение позиций определялись различием в предмете.

Психология Вундта

Предметом изучения Вильгельма Вундта было сознание. Он определял его как нечто сложносоставное и использовал для его изучения методы физиологии. Вундт создал первую психологическую лабораторию и публиковал полученные результаты в собственном научном журнале.

Главным аспектом изучения являлась способность мозга к самоорганизации. Система Вундта получила название волюнтаризм, который определяла как способность силы воли делать мышление высокоорганизованным.

Также Вундт делал акцент на опыте человека. В своей работе он использовал метод интроспекции, т.е. наблюдения за собственным сознанием и проверки состояния собственного мышления. Однако, некоторые исследователи критиковали данный метод, полагая, что он способен вызвать психические заболевания.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Психологические школы и теории в современной психологии 450 ₽ Реферат Психологические школы и теории в современной психологии 230 ₽ Контрольная работа Психологические школы и теории в современной психологии 190 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Вильгельм Вундт является «отцом» современной психологии, он внес огромный вклад в ее развитие.

Рефлексология

Новый взгляд на предмет психологии сложился вследствие появления трудов И.П.Павлова и В.М.Бехтерева. Они изучали высшие нервные центры головного мозга — органы управления поведением в окружающей среде человеческого целостного организма. Они утвердили новый предмет психологии целостное поведение, взамен изолированного сознания. В данном направлении психологии в качестве исходного понятия выступает рефлекс. Отсюда и название — рефлексология.

Ранее под рефлексом понималась стереотипная, жестко фиксированная реакция. Павлов ввел в данное понятие принцип условности и сформулировал новый термин — условный рефлекс. Данный факт означал, что организм обретает и трансформирует программу своих действий под влиянием внутренних и внешних условий.

Функционализм

Прежний образ предмета психологии, в начале XX столетия, сильно потускнел. Сознание, его явления все чаще соотносились с жизнедеятельностью организма и его двигательной активностью.

Определение 1

В это время происходит становление функционализма. Данное направление отвергало анализ внутреннего опыта и считало основной задачей психологии выяснение работы этих структур при решении задач, касающихся актуальных потребностей людей

Таким образом, предметная область психологической науки расширялась. Она охватывала психические функции как внутренние операции, производящиеся организмом для удовлетворения его потребности в приспособлении к окружающей среде.

В США у истоков функционализма стоял У.Джемс, который также являлся лидером прагматизма. Он считал, что внутренний опыт человека представляет собой не цепь элементов, а поток сознания, который отличает личностная избирательность. Исследуя проблему эмоций, Джемс предложил концепцию, по которой изменения в сосудистой и мышечной системах организма являются первичными, а эмоциональные состояния вызванные ими — вторичными.

Выделение в отдельную науку

История возникновения и становления психологии занимает огромный промежуток времени, который длится тысячелетия. Как отдельная наука психология начала выделяться только ко второй половине 19 века. К этому моменту скопилось большое количество разрозненных психологических знаний, которые нужно было систематизировать, отделить от других учений, направлений.

Основателем психологической науки был В. Вундт. Его труд «Основы физиологической психологии», который был написан в 1873–1874 годах, объединил в себе множество накопленных знаний в отдельное учение. Ученый назвал его физиологической психологией.

В 1879 году Вундт основал в Лейпциге экспериментальную психологическую лабораторию. Затем появились первые психологи-экспериментаторы. Главным предметом, который изучали начинающие специалисты, стало изучение собственного сознания, поведения.

Другой психолог У. Джеймс распространил объединенные знания Вундта по всей территории Америки. Впоследствии он стал первым профессором этой науки в Гарвардском университете.

Еще один известный ученый, который внес вклад в историю психологии — Э. Титченер. Он окончил Оксфордский университет, после этого работал на Вундта. Переняв от учителя знания, он вернулся в Америку и создал при Корнуэльском университете научную школу экспериментальной психологии.

Список источников:

  1. “Психотерапия” статья из Википедии
  2. “Зигмунд Фройд” статья из Википедии
  3. “Эмпирические данные” статья из Википедии
  4. “Априори” статья из Википедии
  5. Этические принципы психологов и кодекс поведения Американской ассоциации психологов
  6. Что такое супервизия
  7. Что такое интервизия
  8. Психотерапия по версии Американской Психологической Ассоциации
  9. Психотерапия по определению Американской Психиатрической Ассоциации
  10. Цели психоаналитического лечения
  11. “Психоанализ” Статья из Википедии
  12. Как работает психоаналитическое лечение
  13. Главные виды психотерапии
  14. Цели гештальт-терапии
  15. “Когнитивная психотерапия” статья в Википедии
  16. Карвасаркий Б. Д. Клиническая психология
  17. “Поведенческая терапия” статья из Википедии
  18. Признание эффективности психотерапии

Причины и сущность кризиса психологической науки

История психологии содержит в себе достаточно большое количество дат и имен, характеризующих ее становление и развитие. Мы остановимся на моменте, с которого начинается формирование основных школ современной психологии. Это в некоторой степени проиллюстрирует наш предыдущий тезис о плюрализме мнений во взглядах на предмет психологии. В начале XX в. в психологии возникает кризисная ситуация. Ее причин было несколько:

  • отрыв психологии от практики;
  • почти тупиковая ситуация, связанная с многолетним использованием интроспекции в качестве основного метода научного исследования, оказавшегося несостоятельным;
  • невозможность объяснить ряд основополагающих проблем самой психологии, в частности — связь психических явлений с физиологическими и поведением человека. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Одновременно обнаружился значительный разрыв между теорией и практикой. Множество теоретических конструкций, которыми располагала психология к тому времени, не были достаточно хорошо обоснованы и подтверждены экспериментальными данными, а те из них, которые приводились в доказательство соответствующих теорий, не выдерживали критики с точки зрения статистической достоверности. Положения, постулаты интроспективной, атомистической (ассоциативной) психологии очень трудно было примирить с новыми фактами, тенденциями преобразования, проявившимися в различных других областях знаний. К этому времени образцом науки становятся точные и естественные знания. Психология соответствующим требованиям не отвечала. Кризис привел к краху сложившихся основных направлений в психологии. Возникшие попытки его преодоления были направлены на решение сформулированных выше проблем. Таких попыток оказалось несколько, и наибольшую известность из них получили три, вскоре оформившиеся в самостоятельные направления: бихевиоризм, гештальтпсихология и психоанализ (фрейдизм). (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Психоаналитическое направление

Психоанализ

Ни одно психологическое направление не приобрело столь широкую известность за пределами этой науки, как фрейдизм. 3. Фрейд назвал свое учение психоанализом — по имени метода, разработанного им для диагностики и лечения неврозов. Второе название — глубинная психология — это направление получило название по своему предмету исследования, т.к. концентрировало свое внимание на изучении глубинных структур психики.

Фрейд выдвигал на передний план жизненные вопросы, которые никогда не перестанут волновать людей, например, о сложности внутреннего мира человека, об испытываемых им душевных конфликтах, о последствиях неудовлетворенных влечений, о противоречиях между «желаемым» и «должным».

Психоанализ Зигмунда Фрейда

Опыты с гипнозом показали, что чувства и стремления могут направлять поведение субъекта, даже когда они не осознаются им. Далее, Фрейд отказался от гипноза как метода психотерапии в пользу метода «свободных ассоциаций». Он использовал «свободные ассоциации» для того, чтобы проследить ход мысли своих пациентов, скрытый не только от врача, но и от них самих.

Таким образом, Зигмунд Фрейд пришел к некоторым выводам. Со структурной точки зрения психика содержит, по Фрейду, три образования: «Я», «Сверх-Я» и «Оно». «Я» — это вторичный, поверхностный слой душевного аппарата, именуемый обычно сознанием.

Две последние системы локализованы в слое первичного психического процесса — в бессознательном. «Оно» — это место сосредоточения двух групп влечений: а) влечения к жизни, или эроса, куда входят сексуальные влечения и влечение к самосохранению «Я»; б) влечение к смерти, к разрушению — танатоса.

Аналитическая психология Юнга

З.Фрейд оказал решающее влияние на научные взгляды К.Юнга. Юнг в отличие от Фрейда утверждал, что «не только самое низкое, но и самое высокое в личности может быть бессознательным«. Не соглашаясь с Фрейдом, Юнг считал либидо обобщенной психической энергией, которая может принимать различные формы.

Аналитическая психология Карла Юнга

Не менее значимым были и разногласия в толковании сновидений и ассоциаций. Фрейд считал, что символы являются заместителями других, вытесненных предметов и влечений. В противовес ему Юнг был уверен, что только знак, осознанно употребляемый человеком, замещает что-то другое, а символ является самостоятельной, живой, динамической единицей. Символ ничего не замещает, но отражает психологическое состояние, которое испытывает человек в данный момент.

Поэтому Юнг был против символической интерпретации снов или ассоциаций, разрабатываемой Фрейдом, считая, что необходимо идти вслед за символикой человека вглубь его бессознательного. Короче говоря, разногласий было много.

Юнг расширил модель психики Фрейда. Наряду с индивидуальным бессознательным он постулирует наличие коллективного бессознательного. В коллективном бессознательном в форме архетипов фиксируется весь опыт человечества. Архетипы наследуются и являются универсальными для всех представителей человеческого рода.

Юнг выделил два вида психологической направленности личности: интровертивную (на внутренний мир) и экстравертивную (на внешний мир) и создал учение о восьми психологических типах.

Индивидуальная психология Адлера

Альфред Адлер стал основателем нового, социально-психологического направления. Именно в развитии этих своих новых идей он и разошелся с Фрейдом. Его теория очень мало связана с классическим психоанализом и представляет целостную систему развития личности.

Психоаналитическое направление: З.Фрейд, К.Г.Юнг, А.Адлер

Адлер отрицал положения Фрейда и Юнга о доминировании индивидуальных бессознательных инстинктов в личности и поведении человека, инстинктов, которые противопоставляют человека обществу и отделяют от него. Не врожденные инстинкты, не врожденные архетипы, а чувство общности с людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, — вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер.

А. Адлер, в целом принимая структурную модель психики, разработанную 3. Фрейдом, заменяет крайне абстрактные движущие силы личности Эрос и Танатос на более конкретные. Он предположил, что жизнь человека определяется борьбой двух основных потребностей: потребности во власти и превосходстве и потребностью в привязанности и принадлежности к социальной группе. Центральным для концепции Адлера стало понятие «компенсации».

Этические стандарты деятельности практического психолога

Психология, как и любая другая наука, делится на:

  • фундаментальную

    ;

  • прикладную

    .

Для обеих наук характерно стремление к получению нового знания и его обобщению. Если первую скорее интересуют основополагающие проблемы психики, теоретический аспект рассмотрения этих проблем и их эмпирическая проверка (общая психология, психофизиология, социальная психология, психология развития и др.), то в прикладной науке приоритет отдается изучению психических явлений в естественной обстановке и использованию полученных в фундаментальной науке знаний в конкретных ситуациях и условиях (эргономика, психология рекламы, психология менеджмента, организационная психология, юридическая психология и др.). (См. дополнительный иллюстративный материал.)Наряду с этим существует еще одна сфера деятельности психолога —практическая психология

, в которой решаются конкретные задачи, а получение нового знания является, как правило, необязательным приложением. Практическая психология — это особый вид деятельности психолога, направленный на:

  • решение конкретной практической задачи и предполагающий получение психологической информации о конкретном человеке или группе людей;
  • анализ полученной информации на основе знаний, полученных в фундаментальной или прикладной психологии;
  • разработку (планирование) и реализацию воздействия (как психологического, так и не психологического) на конкретного человека или группу людей с целью их изменения или изменения их поведения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Такая специфика работы практического психолога накладывает на него серьезные обязательства и предопределяет его действия в соответствии с этическими и моральными принципами. Перечислим наиболее существенные из них. 1. Практический психолог обеспечивает конфиденциальность личностно значимой информации, полученной от клиента на основе личного доверия. Он обязан предупреждать обследуемых о том, кто и для чего может использовать получаемую информацию и какие решения могут быть вынесены на ее основе. 2. Практический психолог несет моральную ответственность за решения, принимаемые на основе предоставляемой им информации, и предупреждает возможные ошибки, допускаемые непрофессионалами в области психологии. 3. Практический психолог должен воздерживаться от действий, ухудшающих состояние клиента и наносящих ему вред, особенно при работе с больными людьми. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Вопрос 12. Понятие методе и методике. Классификация методов психологии

Методы психологии — это способы получения информации о психике человека. Среди них можно выделить четыре группы:

  1. Организационные методы: сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.); лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц в течение длительного времени); комплексный метод (исследование объекта проводится специалистами различных областей и разными средствами для установления связи и зависимости между явлениями разного типа, например между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности).
    2. Эмпирические методы включают наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные методы; психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа); анализ продуктов деятельности; биографические методы. 3. Методы обработки данных, включающие в себя: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы. 4. Методы коррекции: аутотренинг, групповой тренинг, способы психотерапевтического воздействия, обучение.

Методика — это совокупность способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных результатов. Она зависит от характера объекта изучения, методологии, цели исследования, разработанных методов, общего уровня квалификации исследователя. Методика — более широкое понятие, чем метод. (например: Методика Климат (модифицированный вариант методики Б.Д.Парыгина- Назначение теста

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

… навы­ки, которые впоследствии будут характеризовать его поведение. Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в младенческом возрасте: у новорожденного сон отделяется от бодрствования … и пытаться объ­яснить, установить простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­ …

Методика предназначена для выяснения условий, обеспечивающих благоприятный психологический климатв коллективе.)

Примеры похожих учебных работ

Предмет и методы психологии. Общее понятие о психике. Классификация психических явлений

… Основные теоретические принципы психологии: 1) признаниедетерминированности психических явлений материальной дей- ствительностью; 2) генетическийподход к психическим явлениям, исследование их в раз- витии; 3) изучениепсихики человека во взаимосвязи …

Предмет общей психологии и развитие основных ее направлений

… развития анато-мофизиологических знаний и великих открытий XIV-XVI вв. Отказ от души как предмета исследования и объяснительного принципа телесных и психических явлений. Введение термина «психология» Проблема: психика человека рассматривалась …

4-Определение психики. Понятие психического отражения

… вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Человеческое сознание образует единство высших психических функций. Структура психики человека. Психика многообразна и сложна по своим проявлениям. Обычно …

Особенности ВНД человека. Развитие речи в онтогенезе и её нарушения

… и тем обеспечивает прогресс культуры. Для развития второй сигнальной системы человека решающее значение имеют первые 6 лет … головного мозга, частично ее анализируя — определяя направление и отдаленность источника звука. Данная функция обеспечивается …

Развитие основных психологических подходов к исследованию и созданию рекламы

… виде товара. Суггестия – процесс воздействия на психику человека, связанный со снижением сознательности и критичности при … сферы применения гештальт – подхода в рекламе: 1) психология формы: ●Форма изобразительной поверхности ●Простые геометрические …

Психоанализ

Параллельно бихевиоризму начинает свое развитие психоанализ. Он открыл за сознанием пласты неосознаваемых индивидом психических процессов, сил, механизмов. Психоанализ расширил область психического за пределы явлений, испытываемых субъектом, о которых он может дать отчет.

Родоначальником психоанализа стал Зигмунд Фрейд.

Фрейд пересмотрел прежнюю трактовку сознания. Его роль в поведении человека не отвергалась, но представлялась кардинально отличной от традиционной психологии. Благодаря пониманию причин потаенных комплексов и подавленных влечений, то есть техники психоанализа становится возможным избавление от душевной травмы, нанесенной ими личности человека.

Открытие объективную психодинамику и психоэнергетику мотивов поведения личности, скрытую «за кулисами» ее сознания, Фрейд преобразовал прежнее понимание предмега психологии. Проделанная им и множеством его последователей психотера­певтическая работа обнажала важнейшую роль мотивационных факторов как объективных, стало быть независимых от того, что нашептывает «голос самосознания», регуляторов поведения. У Фрейда было множество учеников. Собственные направления на основе психоанализа создали Карл Юнг и Альфред Адлер. Юнг назвал свою психологию аналитической, а Адлер — индивидуальной.

  • 1. Кризис психологии
  • 2. Бихевиоризм
  • 3. Психоанализ
  • 4. Гештальтизм
  • ЛЕКЦИЯ № 7. Основные психологические школы

    1. Кризис психологии

    Чем успешнее шла в психологии экспериментальная работа, тем обширнее становилось поле изучаемых ею явлений, тем стремительнее росла неудовлетворенность версий о том, что уникальным предметом этой науки служит сознание, а методом – интроспекция. Это усугублялось успехами новой биологии. Она изменила взгляд на все жизненные функции, в том числе психические. Восприятие и память, навыки и мышление, установки и чувства трактуются отныне как «инструменты», работающие на решение организмом задач, с которыми его сталкивают жизненные ситуации.

    Рушилось воззрение на сознание как замкнутый в себе внутренний мир. Влияние дарвинистской биологии сказалось и в том, что психические процессы стали исследоваться с точки зрения развития.

    На заре психологии главным источником сведений об этих процессах служил взрослый индивид, способный в лаборатории, следуя инструкции экспериментатора, сосредоточить свой «внутренний взор» на фактах «непосредственного опыта». Расширение зоны познания ввело в психологию особые объекты. К ним невозможно было применить метод интроспективного анализа. Таковыми являлись факты поведения животных, детей, психически больных.

    Новые объекты требовали и новых объективных методов. Только они могли обнажить те уровни развития психики, которые предшествовали процессам, изучаемым в лабораториях. Отныне уже невозможно было относить эти процессы к разряду первичных фактов сознания. За ними ветвилось великое древо сменяющих друг друга психических форм. Научные сведения о них позволили психологам перейти из университетской лаборатории в детский сад, школу, психиатрическую клинику.

    Практика реальной исследовательской работы до основания расшатала взгляд на психологию как науку о сознании. Созревало новое понимание ее предмета.

    В любой области знания имеются конкурирующие концепции и школы. Такое положение нормально для роста науки. Однако при всех разногласиях эти направления скрепляют общие воззрения на исследуемый предмет. В психологии же в начале XX столетия расхождение и столкновение позиций определялись тем, что каждая из школ отстаивала отличный от других собственный предмет. За видимым распадом шли процессы более углубленного освоения реальной психической жизни, различные стороны которой отразились в новых теоретических конструктах. С их разработкой сопряжены революционные сдвиги по всему фронту психологических исследований.

    В начале XX в. прежний образ предмета психологии, каким он сложился в период ее самоутверждения в семье других наук, сильно потускнел. Хотя по-прежнему большинство психологов считали, что они изучают сознание и его явления, эти явления все теснее соотносились с жизнедеятельностью организма, с его двигательной активностью. Лишь очень немногие продолжали считать, что они призваны заниматься поисками строительного материала непосредственного опыта и его структурами.

    Структурализму противостоял функционализм. Это направление считало главным делом психологии выяснение того, как эти структуры работают, когда решают задачи, касающиеся актуальных нужд людей. Тем самым предметная область психологии расширялась, охватывая психические функции, которые производятся не бестелесным субъектом, а организмом с целью удовлетворить его потребность в приспособлении к среде.

    У истоков функционализма в США стоял Вильям Джемс

    (1842–1910). Он известен также как лидер философии прагматизма, которая оценивает идеи и теории исходя из того, как они работают на практике, принося пользу индивиду.

    В своих «Основах психологии» (1890) Джемс писал, что внутренний опыт человека – это не «цепочка элементов», а «поток сознания». Его отличают личностная избирательность.

    Обсуждая проблему эмоций, Джемс предложил концепцию, согласно которой первичными являются изменения в мышечной и сосудистой системах организма (т. е. изменения вегетативных функций), вторичными – вызванные ими эмоциональные состояния.

    Хотя Джемс не создал ни целостной системы, ни школы, его взгляды на служебную роль сознания во взаимодействии организма со средой, взывающей к практическим решениям и действиям, прочно вошли в идейную ткань американской психологии. До недавних пор по блестяще написанной в конце XIX в. книге Джемса учились в американских колледжах.

    2. Бихевиоризм

    В начале XX в. возникает мощное направление, утвердившее в качестве предмета психологии поведение, понятое как совокупность реакций организма, обусловленная его общением со стимулами среды, к которой он адаптируется. Кредо направления запечатлел термин «поведение», а само оно было названо бихевиоризмом.

    Его «отцом» принято считать Дж. Уотсона,

    в статье которого «Психология, каковой ее видит бихевиорист» (1913) излагался манифест новой школы. В нем требовалось «выбросить за борта как пережиток алхимии и астрологии все понятия субъективной психологии сознания и перевести их на язык объективно наблюдаемых реакций живых существ на раздражители». Бихевиоризм стали называть «психологией без психики». Этот оборот предполагал, что психика идентична сознанию. Между тем, требуя устранить сознание, бихевиористы вовсе не превращали организм в лишенное психических качеств устройство. Они изменили представление об этих качествах. Реальный вклад нового направления заключался в резком расширении изучаемой психологией области. Она отныне включала доступный внешнему объективному наблюдению, не зависимый от сознания стимул – реактивные отношения.

    Изменились схемы психологических экспериментов. Они ставились преимущественно на животных – белых крысах. В качестве экспериментальных устройств были изобретены различные типы лабиринтов, в которых животные научались находить из них выход.

    Тема научения, приобретения навыков путем проб и ошибок стала центральной для этой школы.

    Исключив сознание, бихевиоризм неизбежно оказался односторонним направлением. Вместе с тем он ввел в научный аппарат психологии категорию действия в качестве не только внутренней, духовной, но и внешней, телесной реальности. Бихевиоризм изменил общий строй психологического познания, его предмет охватывал отныне построение и изменение реальных телесных действий в ответ на широкий спектр внешних вызовов.

    Сторонники этого направления рассчитывали, что, опираясь на данные экспериментов, удастся объяснить любые естественные формы поведения людей. Основа же всего – законы научения.

    3. Психоанализ

    До основания подорвал психологию сознания психоанализ. Он обнажил за покровом сознания мощные пласты не осознаваемых субъектом психических сил, процессов и механизмов. В предмет науки область бессознательного превратил психоанализ. Так назвал свое учение австрийский врач 3. Фрейд

    (1856–1939). Он долгие годы занимался изучением центральной нервной системы, приобретя солидную репутацию специалиста в этой области.

    Став врачом и занявшись лечением больных психическими расстройствами, он на первых порах пытался объяснить их симптомы динамикой нервных процессов.

    Чем больше он углублялся в эту область, тем острее испытывал неудовлетворенность. В поисках выхода он обратился от анализа сознания к анализу скрытых, глубинных слоев психической активности личности. До Фрейда они не были предметом психологии, после него стали его неотъемлемой частью.

    Первый импульс к их изучению придало применение гипноза. Истинные причины от сознания скрыты, но именно они правят поведением. Анализом этих сил и занялись Фрейд и его последователи. Они создали одно из самых мощных и влиятельных направлений в современной науке о человеке. Используя различные методики истолкования психических проявлений, они разработали сложную и разветвленную сеть понятий, оперируя которой уловили глубинные «вулканические» процессы, скрытые за осознанными явлениями в «зеркале» самонаблюдения.

    Главной среди этих процессов была признана имеющая сексуальную природу энергия влечения. Ее назвали словом «либидо». Испытывая различные трансформации, она подавляется, вытесняется и, тем не менее, прорывается сквозь «цензуру» сознания по обходным путям, разряжаясь в различных симптомах, в том числе патологических (расстройства движений, восприятия, памяти и т. д.).

    Этот взгляд привел к пересмотру прежней трактовки сознания. Его активная роль в поведении не отвергалась, но представлялась существенно другой, чем в традиционной психологии.

    Только благодаря осознанию причин подавленных влечений и потаенных комплексов удается (с помощью техники психоанализа) избавиться от душевной травмы, которую они нанесли личности. Открыв объективную психодинамику и психоэнергетику мотивов поведения личности, скрытую «за кулисами» ее сознания, Фрейд преобразовал прежнее понимание предмета психологии. Проделанная им и множеством его последователей психотерапевтическая работа обнажила важнейшую роль мотивационных факторов как объективных регуляторов поведения и, стало быть, не зависимых от того, что нашептывает «голос самосознания».

    Фрейда окружало множество учеников. Наиболее самобытными из них, создавшими собственные направления, были К. Юнг

    (1875–1961) и
    А. Адлер
    (1870–1937).

    Первый назвал свою психологию аналитической, второй – индивидуальной. Первым нововведением Юнга было понятие о «коллективном бессознательном». Если в бессознательную психику индивида могут, по Фрейду, войти явления, вытесненные из сознания, то Юнг считал ее насыщенной формами, которые никогда не могут быть индивидуально приобретенными, но являются даром далеких предков. Анализ позволяет определить структуру этого дара, образуемого несколькими архетипами.

    Архетипы обнаруживаются в сновидениях, фантазиях, галлюцинациях, а также творениях культуры. Большую популярность приобрело разделение Юнгом человеческих типов на экстравертированный (обращенный вовне, увлеченный социальной активностью) и интровертированный (обращенный внутрь, сосредоточенный на собственных влечениях, которым Юнг вслед за Фрейдом дал имя «либидо», однако считал неправомерным отождествлять с сексуальным инстинктом).

    Адлер, модифицируя исходную доктрину психоанализа, выделил как фактор развития личности чувство неполноценности, порождаемое телесными дефектами. Как реакция на это чувство возникает стремление к его компенсации и сверхкомпенсации с тем, чтобы добиться превосходства над другими. В «комплексе неполноценности» скрыт источник неврозов.

    Психоаналитическое движение широко распространилось в различных странах. Возникали новые варианты объяснения и лечения неврозов динамикой неосознаваемых влечений, комплексов, психических травм. Менялись и представления самого Фрейда на структуру и динамику личности. Ее организация выступила в виде модели, компонентами которой являются: «оно» (слепые иррациональные влечения), «я» (эго) и «сверх-я» (уровень моральных норм и запретов).

    От напряжения, под которым оказывается «я» из-за давления на него, с одной стороны, слепых влечений, с другой – моральных запретов, человека спасают защитные механизмы: вытеснения (устранения мыслей и чувств в область бессознательного), сублимации (переключения сексуальной энергии на творчество) и т. п.

    4. Гештальтизм

    Психоанализ строился на постулате, согласно которому человек и его социальный мир находятся в состоянии тайной, извечной вражды. Иное понимание отношений между индивидом и общественной средой утвердилось во французской психологии. Личность, ее действия и функции объяснялись созидающим их контекстом, взаимодействием людей. В этом «тигле» выплавляется внутренний мир субъекта со всеми его уникальными признаками, которые прежняя психология сознания принимала за изначально данное.

    Наиболее последовательно эту линию мысли, популярную среди французских исследователей, развивал П. Жане (1859–1947). Его первые работы в качестве психиатра касались болезней личности, возникающих, когда из-за падения «психического напряжения» (Жане предложил называть этот феномен «психостенией») происходит диссоциация идей и тенденций, разрыв связей между ними. Ткань психической жизни расщепляется. В одном организме начинают жить несколько личностей. В дальнейшем Жане принимает за ключевой объяснительный принцип человеческого поведения общение как сотрудничество. В его глубинах рождаются различные психические функции: воля, память, мышление и др.

    В целостном процессе сотрудничества происходит разделение актов: один индивид выполняет первую часть действия, второй – другую его часть. Один командует, другой подчиняется. Затем субъект совершает по отношению к самому себе действие, к которому прежде принуждал другого.

    Он научается сотрудничать с собой, подчиняться собственным командам, выступая как автор действия, как лицо, обладающее собственной волей.

    Многие концепции принимали волю за особую силу, коренящуюся в сознании субъекта. Теперь же доказывалась ее вторичность, ее производность от объективного процесса, в котором непременно представлен другой человек.

    При всех преобразованиях, которые испытывала психология, понятие о сознании сохраняло в основном прежние признаки.

    Изменялись взгляды на его отношение к поведению, неосознаваемым психическим явлениям, социальным влияниям. Но новые представления о том, как само это сознание организовано, впервые сложились с появлением на научной сцене школы, кредо которой выразило понятие о гештальте (динамической форме, структуре). В противовес трактовке сознания как «сооружения из кирпичей (ощущений) и цемента (ассоциаций)» утверждался приоритет целостной структуры, от общей организации которой зависят ее отдельные компоненты. Согласно системному подходу, любая функционирующая система приобретает свойства, не присущие ее компонентам, так называемые системные свойства, исчезающие при разложении системы на элементы. С позиций нового философского учения, именуемого эмерджентным материализмом (Марголис, 1986), сознание рассматривается как эмерджентное свойство мозговых процессов, находящееся в сложной взаимосвязи с этими процессами.

    Возникая как эмерджентное свойство мозговых систем, сознание приобретает уникальную способность выполнять функцию нисходящего контроля над нейронными процессами более низкого уровня, подчиняя их работу задачам психической деятельности и поведения.

    Важные факты, касающиеся целостности восприятия, его несводимости к ощущениям, стекались из различных лабораторий.

    Датский психолог Э. Рубин изучил интересный феномен «фигуры и фона». Фигура объекта воспринимается как замкнутое целое, а фон простирается позади.

    Идея о том, что здесь действует общая закономерность, требующая нового стиля психологического мышления, объединила группу молодых ученых: М. Вертгеймера

    (1880–1943),
    В. Келера
    (1887–1967) и
    К. Коффку
    (1886–1941), ставших лидерами направления, названного гештальтпсихологией. Оно подвергло критике не только старую интроспективную психологию, занятую поиском исходных элементов сознания, но и молодой бихевиоризм. В опытах над животными гештальтисты показали, что, игнорируя психические образы – гештальты, нельзя объяснить их двигательное поведение.

    Критике гештальтистов подвергалась и бихевиористская формула «проб и ошибок». В противовес ей в опытах над человекообразными обезьянами выявилось, что они способны найти выход из проблемной ситуации не путем случайных проб, а мгновенно уловив отношения между вещами. Такое восприятие отношений было названо инсайтом (озарением). Оно возникает благодаря построению нового гештальта, который не является результатом научения.

    Широкий интерес вызвала работа Келера «Исследование интеллекта у антропоидов».

    Изучая мышление человека, гештальт-психологи доказывали, что умственные операции при решении творческих задач подчинены особым принципам организации гештальта («группировка», «центрирование» и др.), а не правилам формальной логики.

    Сознание было представлено в гештальт-теории как целостность, созидаемая динамикой познавательных структур, которые преобразуются по психологическим законам.

    Теорию, близкую к гештальтизму, но применительно к мотивам поведения, а не психическим образам (чувственным и умственным) развивал К. Левин

    (1890–1947). Он назвал ее «теорией поля».

    Понятие о «поле» было заимствовано им, как и другими гегдтальтистами, из физики и использовалось в качестве аналога гештальта. Личность изображалась как «система напряжений». Левин провел множество экспериментов по изучению динамики мотивов. В результате опытов, он вывел феномен, получивший название «эффект Зейгарник». Его суть в том, что энергия мотива, созданная заданием, не исчерпав себя (из-за того, что оно было прервано), сохранилась и перешла в память о нем.

    Другим направлением стало изучение уровня притязаний. Это понятие обозначало степень трудности цели, к которой стремится субъект. Ему предъявлялась шкала заданий различной степени трудности. После того как он выбрал и выполнил (или не выполнил) одно из них, у него спрашивали: задачу какой степени трудности он выберет следующей? Этот выбор после предшествующего успеха (или неуспеха) фиксировал уровень притязаний. За выбранным уровнем скрывалось множество жизненных проблем, с которыми повседневно сталкивается личность, – переживаемые ею успех или неуспех, надежды, ожидания, конфликты, притязания и др.

    За несколько десятилетий первые ростки новой дисциплины, выступившей под древним названием психологии, преобразились в огромную область научных знаний. По богатству теоретических идей и эмпирических методов она вышла на достойное место среди других высокоразвитых наук.

    Распад на школы, каждая из которых претендовала на то, чтобы явиться миру в качестве единственно настоящей психологии, стал поводом для оценки столь необычной для науки ситуации как кризисной.

    Реальный же исторический смысл этого распада заключался в том, что средоточием исследовательской программы каждой из школ стала разработка одного из блоков категориального аппарата психологии. Каждая наука оперирует своими категориями, т. е. наиболее фундаментальными обобщениями мысли, не выводимыми из других. Понятие о категориях возникло в недрах философии (здесь, как и во множестве других открытий, пионером был Аристотель, выделивший такие категории, как сущность, количество, качество, время и др.). Категории образуют внутренне связанную систему. Она выполняет в познавательном процессе рабочую функцию, поэтому может быть названа аппаратом мышления, посредством которого отражается различная глубина исследуемой реальности, каждый объект которой воспринимается в его количественных, качественных, временных и тому подобных характеристиках.

    Наряду с названными глобальными философскими категориями (и в нераздельности с ними) конкретная наука оперирует собственными категориями. В них дан не мир в целом, а предметная область, «выкроенная» из этого мира в целях детального изучения ее особой, уникальной природы. Одной из таких областей является психика, или, говоря языком русского ученого Н.Н. Ланге, психосфера. Конечно, она также постигается научной мыслью в категориях количества, качества, времени и т. д. Но, чтобы познать природу психики, законы, которым она подчинена, овладеть ею на практике, нужен специальный категориальный аппарат, дающий видение психической реальности как отличной от физической, биологической, социальной.

    Оглавление

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]