Процесс социализации личности — понятие, виды и примеры

«Мой ребенок не хочет социализироваться», «Ее мальчик не ходит в детский сад, у него же будут проблемы с социализацией» – не правда ли, ты часто встречаешь эти и подобные фразы на форумах, слышишь на детских площадках.

В основе их – страхи, переживания, связанные с тем, что ребенок не сможет успешно пройти процесс адаптации в обществе, не научится общаться, будет изолирован, изгнан из всех общественных групп.

Чтобы избавиться от страхов или, наоборот, осознать, насколько ситуация тяжелая, прочитай, что такое социализация, какая она бывает и почему невозможно говорить о ней, как об одностороннем процессе.

В этой статье:

Что такое социализацияВиды социализацииСоциализация, как двусторонний процесс

Понятие социализации

Понятие социализации синонимично понятию «развитие личности» в возрастной психологии. Однако ключевое их отличие состоит в том, что первое предполагает взгляд со стороны общества, а второе — со стороны самой личности.

Также понятие социализации синонимично понятию «воспитание» в педагогической психологии, но не в узком его смысле, а в широком, когда предполагается, что воспитывает вся жизнь, вся система.

Социализация — сложный многоуровневый процесс освоения индивидом социальной реальности. С одной стороны, это процесс, который помогает человеку усвоить все то, что его окружает в социальной действительности, в том числе социальные нормы и правила общества, элементы культуры, духовные ценности, выработанные человечеством, а потому помогает ему впоследствии успешно действовать в этом мире.

С другой стороны, это также процесс, который связан с тем, как именно этот усвоенный опыт дальше применяется личностью, то есть как личность, будучи активным социальным субъектом, этот опыт реализует.

Важнейшими факторами социализации личности выступает феномен нахождения человека в группе и самореализации через нее, а также его вхождение во все более сложные структуры общества.

Социализация, как двусторонний процесс

Возможно, ты заметила, что выше речь все время шла о том, как люди вливаются в общество и научаются жить по его законам.

Но это не совсем верный подход – общество не может существовать без людей. Согласись, что так бы оно было просто оберткой от конфет. Общество становится обществом, когда его оживляют, изменяют люди, вносят коррективы, наполняют новыми идеалами, стремлениями. Каждый человек реализует себя, выражает мечты, цели, пытается их реализовать.


Фото автора Dio Hasbi Saniskoro: Pexels

Лучше всего это заметно в маленьких группах. Например, у тебя родился ребенок. Ты, сама того не замечая, влилась в группу мамочек, которая гуляет каждый день в парке. Вы обсуждаете жизнь, здоровье, семью. Не касаетесь вопросов политики, экономики – было принято такое негласное решение. Но вот вы заметили, что весной дорожка в парке покрылась ямами, и коляски не могут проехать.

Вы поодиночке обращаетесь в администрацию, к какому-то депутату – все безрезультатно. В итоге образовываете общественный районный комитет и начинаете действовать, как организация. Ваше сообщество трансформировалось, потому что вы этого захотели. И теперь любой, кто захочет стать членом группы, уже будет адаптироваться к новым правилам.

Социализация – уникальный процесс, который позволяет каждому человеку влиться в общество, стать успешным его членом, развиваться и достигать поставленных целей. Проходят его не только дети, но и взрослые любого возраста.

Цели и задачи

Цель социализации — формирование ответственного и социально активного поколения, действия которого регулируются социальными нормами и общественными интересами. Она решает три основные задачи:

  • интегрирует индивида в общество;
  • способствует взаимодействию людей через усвоение ими социальных ролей;
  • сохраняет общество благодаря производству и передаче культуры от поколения к поколению.

Социализированность — это результат освоения и активного применения личностью традиционного социокультурного наследия при сохранении и развитии своей индивидуальности.

Роль и функции институтов социализации в становлении личности

Сложный и всесторонний процесс, содержит все сферы человеческой жизни.

Функции:

  1. Образование и развитие социальных знаний. Овладение языковыми навыками, перенимание взглядов, интересов, кругозора, убеждений.
  2. Овладение совокупностью достижений человечества в производственном, духовном и общественном отношении, традициями, правилами и нормами, присущих социуму.
  3. Усвоение процесса общения, моделей поведения, направленных на .выполнение прав и обязанностей.
  4. Собирание и внедрение новшеств.

Таблица: Задачи социализации

Естественно-культурныеМаксимальное приближение к определённому уровню в физическом и сексуальном плане с момента рождения до смерти. Человеку необходимо достичь канонов, присущих его социуму – правила этикета, кинестетические жесты, полоролевые нормы поведения.
Социально-культурныеВ эту группу входят познавательные, морально-нравственные задачи, характерные для возрастной периодизации.
Социально-психологическиеПроцесс становления личностного самосознания, выбор своей позиции, целей в социуме, самоутверждения.

Механизмы

В каждом обществе функционируют механизмы социализации, с помощью которых люди передают друг другу сведения о социальной действительности. Говоря социологическим языком, имеют место некоторые «трансляторы» социального опыта. Это средства, которые передают от поколения к поколению накопленный опыт, способствующий тому, что каждое новое поколение начинает социализироваться. К таким трансляторам относятся различные знаковые системы, элементы культуры, системы образования, социальные роли. Механизмы социализации подразделяются на две категории: социально-психологические и социально-педагогические.

Социально-психологические механизмы:

  • Импринтинг — запечатление информации на рецепторном и подсознательном уровнях. В большей степени присущ младенческому возрасту.
  • Экзистенциальный нажим — усвоение языка, норм поведения на неосознаваемом уровне.
  • Подражание — следование какому-либо образцу, произвольное или непроизвольное.
  • Рефлексия — внутренний диалог, во время которого человек критически осмысляет, а затем принимает либо отвергает те или иные общественные ценности.

Социально-педагогические механизмы:

  • Традиционный — усвоение человеком господствующих стереотипов, протекающее, как правило, на неосознаваемом уровне.
  • Институциональный — запускается при взаимодействии человека с различными учреждениями и организациями.
  • Стилизованный — функционирует при включенности в какие-либо субкультуры.
  • Межличностный — включается всякий раз при контакте с субъективно значимыми для человека лицами.

Социально-педагогические проблемы социализации

Универсальные характеристики процесса социализации

Стадии социализации

Существуют различные подходы к периодизации стадий или этапов социализации. Поскольку до 60-х годов XX века считалось, что процесс социализации завершается в юности, то одной из типичных была периодизация, в которой выделялись три стадии:

— первичная — социализация ребенка;

— маргинальная — социализация в подростковом возрасте;

— устойчивая или концептуальная (целостная) — социализация в период с 17–18 лет до 23–25 лет.

Одним из первых в том, что социализация заканчивается в молодости, усомнился американский ученый Орвиль Г. Брим-младший, который в 1966 году не только выступил с утверждением о том, что социализация происходит в течение всей жизни, но и назвал следующие различия между социализацией детей и взрослых.

Во-первых, социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует (а правильнее — формирует. — А.М.)

базовые ценностные ориентации.

Во-вторых, взрослые могут оценивать нормы общества и своего окружения; дети способны только усваивать их (что довольно спорно. — А.М.).

В-третьих, социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество оттенков серого цвета; дети эти оттенки не различают (что также неоднозначно. — А.М.).

В-четвертых, социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым и выполнении определенных правил. Взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома и так далее (у детей дело обстоит аналогично, но роли другие. —
А.М
.).

В-пятых, социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения (что тоже не совсем так. — А.М

.).

Описание различий между социализацией детей и взрослых, сделанное О.Г. Бримом-младшим, ценно, в первую очередь, тем, что впервые фиксирует внимание на непрерывности процесса социализации на протяжении жизни человека. Однако конкретное содержание этих различий явно свидетельствует о том, что О.Г. Брим-младший рассматривает социализацию как субъект-объектный процесс. Поэтому все названные им различия имеют крен в объектную характеристику и детей, и взрослых в процессе социализации.

Взгляд на социализацию как на непрерывный процесс породил новые периодизации ее стадий. Так, ряд исследователей стал различать стадии первичной (до юности) и вторичной (в период взрослой жизни) социализации. В отечественной науке получила определенное признание точка зрения Г.М. Андреевой, которая выделяет три стадии социализации — дотрудовую, трудовую и послетрудовую.

Этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже (она предложена мною) является общепризнанной. Она весьма условна (особенно после этапа юности), но достаточно удобна.

В соответствии с этой периодизацией человек проходит ряд стадий социализации, каждая из которых включает в себя несколько этапов.

Стадия детства включает в себя следующие этапы: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1–3 года), дошкольное детство (3–6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет).

Стадия отрочества — младший подростковый возраст (10–12 лет), старший подростковый возраст (12–14 лет).

Стадия молодости включает в себя этапы: ранний юношеский (15–17 лет) и юношеский (18–23 года) возраст, молодость (23–30 лет).

Стадия зрелости включает в себя раннюю зрелость (30–40 лет), позднюю зрелость (40–55 лет) и пожилой возраст (55–65 лет).

Стадия старости распадается на этапы: старость (65–70 лет), долгожительство (свыше 70 лет).

Каждый этап и каждая стадия имеют свою специфику содержания и протекания социализации, которая обусловлена особенностями культуры конкретного общества. На каждой стадии, а порой и на каждом возрастном этапе, несколько иначе складывается взаимодействие человека с теми или иными факторами и агентами социализации, различаются средства и механизмы социализации.

Факторы социализации

В словарях фактор определяется как одно из необходимых действующих условий того или иного процесса. Говоря о процессе социализации человека, необходимо рассмотреть, в каких условиях он происходит. Есть разные подходы к выделению условий социализации и их классификации.

Условия или факторы социализации в обобщенном виде можно объединить в четыре группы.

Первая — мегафакторы

(мега — очень большой, всеобщий) — космос, планета, мир, которые в той или иной мере прямо, а в основном через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

Вторая — макрофакторы

(макро — большой) — страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние имеет как прямой характер, так и опосредствованный двумя другими группами факторов).

Третья — мезофакторы

(мезо — средний, промежуточный) — условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и виду поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к тем или иным субкультурам.

Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу — микрофакторы.

К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют — семья и семейное воспитание, соседство, группы сверстников, воспитательные организации и социальное воспитание, религиозные организации и религиозное воспитание, различные общественные, государственные, частные, контркультурные организации, микросоциум.

Необходимо особо подчеркнуть многофакторность процесса социализации в связи с тем, что были и есть теории, абсолютизирующие один из факторов, игнорирующие или отрицающие роль многих факторов. Так, теологи старого образца единственным социализирующим фактором признавали религиозные общности. Марксизм утверждает в качестве такового класс. Ортодоксальные фрейдисты рассматривают принадлежность человека к тому или другому полу как определяющий фактор его социализации, а шовинисты всех мастей — нацию.

В реальности социализация человека протекает во взаимодействии с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на его развитие. Эти условия фактически даже не все выявлены, а из известных — далеко не все изучены. Выделенные выше факторы социализации также изучены в разной мере. Но и имеющиеся данные о каждом из них позволяют дать их характеристику в следующем разделе учебника.

Агенты социализации

Микрофакторы влияют на развитие человека через так называемых агентов социализации, то есть лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам американский исследователь Г. Барри и его сотрудники выделили несколько типов агентов социализации. Функционально, по характеру их влияния — опекуны, то есть лица, осуществляющие уход за ребенком, авторитеты, дисциплинаторы и учителя-наставники. Эти функции могут совмещаться в одном лице, а могут и расходиться. По семейной принадлежности это могут быть родители, другие члены семьи (деды и бабки, тетки и дядья, братья и сестры, другие родственники и домочадцы), а также не родственники (соседи, компаньоны по играм, учителя). По своему возрасту агенты социализации могут быть взрослыми, сверстниками, старшими или младшими партнерами (сиблингами, товарищами и пр.).

В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом — и члены их семей.

По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние. Многочисленные исследования не выявили какой-либо иерархии степени влияния и значимости агентов социализации, не зависящей от общественного строя, системы родства и структуры семьи (И.С. Кон).

Средства социализации

Социализация человека осуществляется широким универсальным набором средств, содержательно специфических для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести:

— способы вскармливания младенца и ухода за ним;

— язык и речь агентов социализации;

— формируемые бытовые и гигиенические умения и представления;

— окружающие человека продукты материальной культуры;

— элементы духовной культуры (колыбельные песни, сказки, приметы, предрассудки, обычаи, произведения литературы и искусства и др.);

— стиль и содержание общения в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных организациях;

— методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных, профессиональных и иных социализирующих организациях;

— последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности: общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельностях, спорте, а также в семейной, профессиональной, рекреационной, общественной, религиозной сферах.

Каждое общество, каждое государство, каждая социальная группа (большая или малая) вырабатывают в своей истории набор позитивных и негативных, формальных и неформальных санкций — способов внушения и убеждения, предписаний и запретов, мер принуждения и давления вплоть до применения физического насилия, систем способов выражения признания, отличия, наград.

Так, формальные негативные санкции — это целый арсенал наказаний, предусмотренных предписаниями закона, а именно всякого рода предостережения, замечания, штрафы, арест, заключение, лишение гражданских прав, конфискация имущества, смертная казнь, отлучение от церкви, наложение покаяния и т. п. Неформальные негативные санкции — это выражение удивления, насмешки, отказ подать руку, означающие моральное порицание, отказ поддерживать товарищеские отношения, недоброжелательные сплетни и т. п. (Я. Щепаньский).

С помощью этих способов и мер поведение человека и целых групп людей приводится в соответствие с принятыми в данной культуре образцами, нормами, ценностями.

Механизмы социализации

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Существуют различные подходы к рассмотрению «механизмов» социализации.

Так, французский социальный психолог Габриэль Тард считал основным механизмом социализации подражание. Американский ученый Ури Бронфенбренер — прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых оно живет. Нейл Смелзер (США) считает важнейшими четыре психологических механизма — имитацию, идентификацию, чувство стыда и чувство вины. Первые два он определяет как позитивные, а два других как негативные. В.С. Мухина рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности, а А.В. Петровский — закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности.

Обобщая имеющиеся данные, можно выделить несколько универсальных психологических и социально-педагогических механизмов социализации.

К психологическим механизмам социализации можно отнести следующие.

1. Импринтинг

(запечатление, впечатывание) — фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п. Так, травматический опыт, полученный в раннем или дошкольном детстве (до 6 лет) — унижения, жестокое обращение и прочее, оставляя свой отпечаток в эмоциональной сфере личности, может сказаться в «отсроченном эффекте», породив жестокое или агрессивное поведение, эмоциональную холодность и т. п. Другой пример — запечатленный в подростковом или юношеском возрасте (а иногда и раньше) образ «прекрасной дамы» может помешать нормальным отношениям с женщинами и отрицательно сказаться в супружестве, ибо определяет завышенный уровень требований к партнерше.

2. Экзистенциальный нажим

(от лат.
ex(s)istentia
— существование) — влияние условий бытия человека, определяющее овладение им родным языком (в раннем детстве) и неродными языками на других возрастных этапах (в ситуации изменения языковой среды), а также неосознаваемое усвоение норм социального поведения, непреложных в его социуме и необходимых для выживания в нем.

3. Подражание

— произвольное и непроизвольное следование каким-либо примерам и образцам поведения, с которыми человек сталкивается во взаимодействии с окружающими его людьми (в первую очередь со значимыми лицами), а также предлагаемым средствами массовой коммуникации.

4. Идентификация

(отождествление) — эмоционально-когнитивный процесс усвоения человеком норм, установок, ценностей, моделей поведения как своих собственных во взаимодействии со значимыми лицами и референтными группами.

5. Рефлексия

— внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные нормы, ценности, поведенческие сценарии, свойственные семье, значимым лицам, обществу сверстников, различным социально-профессиональным и этноконфессиональным слоям и т. д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными «Я» человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

Названные психологические механизмы социализации действуют в русле социально-педагогических механизмов социализации, к которым можно отнести следующие охарактеризованные мною в конце 70-х гг. XX в.

Традиционный механизм

социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского). Общественные нравы (традиции, обычаи, привычки, стереотипы массового поведения и пр.), распространенные в конкретных регионах, поселениях, этно-конфессиональных и социальных слоях, регулирующие поведение конкретных людей, включают в себя и просоциальные, и асоциальные, и антисоциальные (нецензурная брань, пьянство, воровство и т. д.) элементы.

Их усвоение происходит, как правило, па неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов (то есть действуют импринтинг, экзистенциальный нажим, подражание, идентификация).

Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель XVII века Мишель Монтень, который писал: «…Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой». Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

Институциональный механизм

социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.

Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации (печать, радио, кино, телевидение) как социальный институт влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность этого влияния, как тонко подметил еще в XVIII веке реформатор западноевропейского балета французский балетмейстер Жан Жорж Новер, определяется тем, что «поскольку страсти, испытываемые героями, отличаются большей силой и определенностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче и подражать». Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т. д.

Таким образом, в русле институционального механизма действуют все названные ранее психологические механизмы социализации.

Стилизованный механизм

социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной, социальной, этноконфессиональной и любой другой группы. Но субкультура влияет на социализацию человека настолько и в той мере, насколько и в какой мере являющиеся ее носителями члены группы (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него.

То есть в русле стилизованного механизма действуют, в первую очередь, подражание и идентификация.

Межличностный механизм

социализации функционирует в процессе взаимодействия человека со значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм идентификации. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация. Поэтому целесообразно выделять межличностный механизм социализации как специфический.

Социализация человека происходит с помощью всех названных выше механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно и порой — существенно.

Так, в условиях села, малого города, поселка, а также в малообразованных семьях в больших городах большую роль может играть традиционный механизм. В условиях крупного города особо явно действуют институциональный и стилизованный механизмы. Для людей явно интровертированного типа (то есть обращенных внутрь себя, повышено тревожных, самокритичных) важнейшим может стать рефлексивный механизм.

Те или иные механизмы играют различную роль в тех или иных аспектах социализации. Так, если речь идет о сфере досуга, о следовании моде, то ведущим часто является стилизованный механизм, а стиль жизни нередко формируется с помощью традиционного механизма.

* * *

Из вышесказанного следует, что социализация человека осуществляется в процессе его взаимодействия с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями, агентами, с помощью различных механизмов, которые не только дополняют друг друга, но в той или иной мере рассогласованы и противоречат друг другу. Все это объективно обуславливает определенную степень автономии человека, которая необходима для формирования личности, способной принимать решения, противостоять внешнему давлению и т. п.

В заключение заметим, что тем, кто работает с людьми, очень полезно иметь в виду мысль Антуана де Сент-Экзюпери: «Ни при каких обстоятельствах в человеке не может проснуться кто-то другой, о ком он прежде ничего не подозревал. Жить — значит медленно рождаться. Это было бы чересчур легко — брать уже готовые души».

Этапы

Социализация — процесс поэтапный. На каждом этапе вышеупомянутые трансляторы работают по разному, также включаются особые механизмы, способствующие лучшему освоению социальной действительности.

В отечественной литературе, в частности, в учебниках по социальной психологии Андреевой Г. М., выделяются три стадии социализации: дотрудовая, трудовая и послетрудовая. На каждом этапе меняются акценты, и прежде всего соотношение двух сторон социализации — в смысле освоения опыта и в смысле передачи опыта.

Дотрудовая стадия социализации соответствует периоду жизни человека от рождения до начала трудовой деятельности. Она подразделяется еще на два самостоятельных периода:

  • Ранняя социализация — присуща отрезку времени от рождения до поступления в школу. В возрастной психологии это период раннего детства. Для данной стадии характерно некритическое усвоение опыта, подражание взрослым.
  • Стадия обучения — охватывает весь период юности в широком понимании. Она однозначно включает в себя время обучения в школе. А вот вопрос о том, к какому этапу отнести студенческие годы, стал предметом дискуссий. Ведь многие учащиеся вузов и техникумов уже начинают работать.

Трудовая стадия социализации соответствует периоду зрелости человека, хотя следует отметить, что демографические границы зрелого возраста весьма условны. Она охватывает весь период активной трудовой деятельности человека.

Послетрудовая стадия социализации подразумевает период жизни человека после окончания основной трудовой деятельности. Она соответствует пенсионному возрасту.

Примеры проявления

Каждая социальная группа по-разному влияет на человека. Для наглядности стоит рассмотреть три различных примера:

  1. Мама и папа обучают ребенка первым словам, развивая в нем коммуникативные навыки.
  2. В школе ученик находит себе компанию друзей, тем самым установив межличностные отношения.
  3. В интернете человек нашел картины русских художников, которые удовлетворили его духовные потребности.

Чтобы лучше запомнить материал по теме, ученикам нужно выучить определение агентов социализации, а затем составить у себя в тетради таблицу и план, в которых будут указаны представители каждой группы.

Если усвоить изученное с первого раза не удалось, нужно проанализировать таблицу и назвать агентов, которые запоминаются труднее всего. По окончании повторения стоит заполнить схему, где указано, какие субъекты социализации входят в конкретную группу.

Виды

Для понимания видов социализации необходимо рассмотреть социальные институты, соответствующие каждому этапу развития. На дотрудовой стадии институты способствуют вхождению индивида в социальный мир и освоению им этого мира, его особенностей и законов. В период раннего детства самый первый институт, в рамках которого человек начинает осваивать социальный опыт, — это семья. Далее следуют различные детские учреждения.

В период обучения индивид начинает взаимодействовать с первым более-менее официальным представителем общества — школой. Именно здесь он впервые знакомится с основами социализации. Институты, соответствующие этому периоду, снабжают необходимыми знаниями об окружающем мире. Также в этот период огромную роль играет группа сверстников.

Институты трудовой стадии — это предприятия и трудовые коллективы. Что касается послетрудовой стадии, то вопрос остается пока открытым.

Исходя из институционального контекста, различают два вида социализации: первичную, связанную с приобретением опыта из непосредственного окружения человека, и вторичную, связанную уже с формальным окружением, воздействием учреждений и институтов.

Сферы

Основные сферы, в которых происходит освоение индивидом социальных связей, — это деятельность, общение и самосознание.

В процессе деятельности у человека расширяется кругозор относительно различных видов деятельности. Далее эта новая информация структурируется, и затем человек центрируется на каком-то определенном виде деятельности как главном, основном на данном этапе. То есть выстраивается иерархия, происходит осмысление и определяется центральный вид деятельности.

Общение расширяет и обогащает связи человека с общественностью. Во первых, происходит углубление форм общения, то есть переход от монологического к диалогическому общению. Что это значит? То, что человек научается децентрироваться, принимать в расчет точку зрения другого как равного партнера по общению. Примером монологического общения может выступать крылатое и полушутливое выражение: «По этому поводу есть две точки зрения — моя и неправильная». Во-вторых, увеличивается круг общения. Например, с переходом из школы в институт запускается процесс освоения нового окружения.

По мере освоения новых видов деятельности и новых форм общения человек развивает собственное самосознание, которое понимается как умение человека в общем отличить себя от других, умение осознать себя как «Я» и по мере этого развернуть какую-то систему представлений о жизни, о людях, об окружающем мире. Самосознание состоит из трех основных компонентов:

  • Когнитивное Я — знание каких-то своих собственных характеристик и представлений.
  • Эмоциональное Я — связано с общей оценкой себя.
  • Поведенческое Я — это осмысление того, какой стиль поведения, какие способы поведения для человека характерны и какие он избирает.

По мере социализации происходит рост самосознания, то есть осмысление себя самого в этом мире, своих возможностей, своих предпочитаемых стратегий поведения. Здесь очень важно отметить, что по мере роста самосознания человек научается принимать решения, делать выбор.

Принимать решения — это очень важный момент социализации, потому что только адекватные решения позволяют человеку впоследствии совершать достаточно адекватные действия в этом окружающем его мире.

В совокупности деятельность, общение и развитие самосознания представляют собой процесс, в ходе которого человек осваивает расширяющуюся вокруг него действительность. Она начинает развертываться перед ним во всем своем многообразии и во всех своих сложностях.

Средства формирования личности

Для создания полноценной личности используют разные инструменты и способы социализации.

Основные средства:

  • речевые навыки;
  • социальные правила и ценности, умения и навыки;
  • положение и роль в социуме.

Механизмы социализации по Г. Тарду

ПовторениеДетям свойственно подражать взрослым, подчиненным – руководителю. Все модные тенденции, ритуалы и традиции обусловлены законом повторения.
ПротивопоставлениеДушевное противостояние человека, которому нужно выбрать одну модель поведения из нескольких.
ПриспособлениеУмение идти на взаимные уступки и достигать согласия в процессе адаптации.

Создание абсолютно идентичной личности не является задачей социализации, поскольку общество подразумевает проявление индивидом особенностей, которые помогают ему быть самореализоваться.

Особенности социализации детей с ОВЗ

Социализация детей с ОВЗ — ограниченными возможностями здоровья — предусматривает их право на диагностику, особые программы психокоррекционной работы, организационно-методическую помощь семьям, дифференцированное и индивидуальное обучение. Для детей с особыми образовательными потребностями создаются:

  • Специализированные дошкольные образовательные учреждения, школы или коррекционные классы в обычных школах.
  • Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа.
  • Специальные коррекционные общеобразовательные учреждения.
  • Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
  • Образовательные учреждения начального профессионального образования.

Для детей с ОВЗ формируются возможности получения среднего профессионального и высшего профессионального образования. Для создаются специальные образовательные учреждения, а также предусматриваются различные формы интеграции в учреждениях общего назначения.

Несмотря на это, проблема социализации детей и подростков с ОВЗ продолжает оставаться актуальной. Много споров и дискуссий вызывает вопрос об их интеграции в общество «здоровых» сверстников.

Особенности социализации молодежи

Молодежь — наиболее подвижная часть общества. Это та группа, которая наиболее восприимчива к новым веяниям, явлениям, знаниям и представлениям о мире. Но она недостаточно адаптирована к новым для себя социальным условиям, и потому легче поддается воздействиям и манипуляциям. В ней еще не сформированы устойчивые взгляды и убеждения, затруднена и политическая, и социальная ориентация.

От других групп общества молодежь отличается еще и тем, что является вовлеченной практически во все социальные процессы или непосредственно, или опосредованно, например, через свою семью.

К данной социально-демографической группе относятся люди в возрасте от 16 до 30 лет. На эти годы приходятся такие важные события, как получение среднего и высшего образования, выбор и освоение профессии, создание собственной семьи и рождение детей. В этот период остро ощущаются серьезные трудности на этапе жизненного старта. В первую очередь это касается вопросов трудоустройства, жилищных и материальных проблем.

На современном этапе отмечается усложнение проблем психологической адаптации молодежи, затруднены механизмы ее вовлечения в систему социальных взаимосвязей. Поэтому помимо общеобразовательных учреждений создаются специальные центры социализации молодежи (ЦСМ). Основные направления их деятельности, как правило, связаны с организацией социально-культурных и досуговых мероприятий, оказанием информационных и консультационных услуг, пропагандой здорового образа жизни. Молодежь является главным ресурсом общества, его будущим. Ее духовные ценности и взгляды, нравственный облик и жизненная устойчивость очень важны.

Особенности социализации людей пожилого возраста

В последнее время социологами стало уделяться более пристальное внимание изучению социализации пожилых людей. Переход на послетрудовую стадию, приспособление к новому для себя образу жизни совсем не обязательно предполагает процесс роста. Развитие личности может остановиться или даже повернуть вспять, к примеру, из-за снижения физических и психологических возможностей человека. Сложность еще и в том, что для пожилых людей социальные роли четко не определены.

Тема социализации пожилых людей среди исследователей данного процесса вызывает в настоящее время бурные дискуссии, основные позиции которых совершенно противоположны. Согласно одной из них, понятие социализации неприменимо к периоду жизни, когда все социальные функции человека свертываются. Крайнее выражение этой точки зрения заключается в идее «десоциализации», следующей за трудовой стадией.

Согласно другой, необходим совершенно новый подход к пониманию психологической сущности пожилого возраста. Уже проведено достаточно много экспериментальных исследований, подтверждающих сохраняющуюся социальную активность лиц пожилого возраста. Изменяется лишь ее тип в этот период. А их вклад в воспроизводство социального опыта признается ценным и существенным.

Интересные примеры социализации людей за 60

Владимир Яковлев в рамках своего проекта «Возраст счастья» в книге «Захотела и смогла» освещает истории женщин, которые своим личным примером доказали, что никогда не поздно начать воплощать в жизнь свои невероятные мечты. Девиз книги: «Если это возможно в 60, значит, это возможно и в 30». Вот некоторые воодушевляющие примеры социализации людей в пожилом возрасте.

Рут Флауэрс в 68 лет решила стать клубным диджеем. В 73 года под псевдонимом «Мами Рок» она уже давала по несколько концертов в месяц, выступала в лучших клубах мира и практически жила в самолетах, совершая перелеты с одного конца света на другой.

Жаклин Мэрдок в юные годы мечтала работать фотомоделью. В свои 82 года — летом 2012-го — она прославилась на весь мир, став лицом бренда Lanvin.

Евгения Степанова по достижении 60 лет решила начать карьеру профессиональной спортсменки. Уже к 74 годам она добилась значительных успехов на этом поприще. Благодаря тому, что в мире проводится большое количество состязаний для возрастных спортсменов, у нее есть предостаточно возможностей ездить, соревноваться и побеждать.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]