Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка


Понятие одаренности

Определение 1
Одаренность – это системное и развивающееся на протяжении всей жизни качество психики, определяющее возможности человека достигать высоких и незаурядных результатов по одному или одновременно нескольким видам деятельности (в сравнении с другими людьми).

Определение 2

Одаренный ребенок – это ребенок, который отличается от других детей неординарными, яркими и выдающимися достижениями в определенном виде деятельности.

В настоящее время учеными в области психологии и педагогики доказано, что одаренность является качественным своеобразием и результатом сложного взаимодействия социокультурной среды и наследственных качеств личности, опосредованных деятельностью ребенка. Необходимо также отметить, что для развития одаренности большое значение имеет собственная активность ребенка, психологические механизмы его саморазвития, которые заложены в основу формирования и последующей реализации индивидуальной одаренности.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Определение 3

Детский возраст – это возрастной период, во время которого осуществляется становление и развитие способностей и личностных качеств ребенка.

Детский возраст характеризуется глубокими интегративными процессами в психике ребенка.

Одним из самых актуальных и часто обсуждаемых вопросов в сфере одаренности, является вопрос, касающийся частоты проявления детской одаренности. Отвечая на данный вопрос, выдвигаются две точки зрения, которые по своей сути являются противоположными:

«Каждый ребенок является одаренным от рождения»

«Дети, действительно имеющие одаренности встречаются крайне редко»

Сторонники первой точки зрения считают, что любого ребенка, имеющего нормальное развитие, можно развить до уровня одаренности, при условии создания необходимых благоприятных условий воспитания и обучения.

Сторонники второй точки зрения, напротив, считают, что одаренность является уникальным явлениям. Детей, имеющих одаренности необходимо искать, с целью их дальнейшего развития, осуществляемого в специально организованных условиях.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Понятие одаренности в педагогике 440 ₽ Реферат Понятие одаренности в педагогике 280 ₽ Контрольная работа Понятие одаренности в педагогике 210 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Система работы с одаренными детьми

Государственная система работы с одаренными детьми включает в себя несколько уровней. Основой этой системы является школа, которая охватывает максимально широкий круг детей. На уровне школы необходимым условием является наличие у учителей навыков распознавания одаренности своих учеников и создания для них оптимальных условий в плане обучения и взаимоотношений со сверстниками. И, при необходимости, показать пути обращения во внешкольные учреждения, работающие с одаренными детьми; также желательно, чтобы школа позволяла вести обучение по гибким программам, позволяющим получить дополнительные знания тем ученикам, которые в этом нуждаются, что является большой редкостью. Школы в крупных городах имеют больше возможностей для организации специального обучения одаренных детей, чем, например, школы в сельской местности, хотя это и не часто так. Поэтому школы-интернаты для одаренных детей могут быть рекомендованы для особо одаренных детей из сельской местности.

В целом, как показывает практика, в 90% традиционного школьного преподавания доминирует монолог учителя, призванный передать ученикам готовые знания. Даже на тех уроках, где присутствует диалог, его функции в основном ограничиваются воспроизведением темы. Учителя не обращают внимания на содержание заданий, характер и форму вопросов и их место в системе обучения. В большинстве случаев в них используются задания репродуктивного характера, ориентированные на однозначные ответы и не активизирующие мыслительную деятельность ученика. Поэтому система дополнительного образования играет важную роль в развитии одаренного ребенка. Соответственно, формируется следующий уровень каникулярных центров для одаренных детей, которые говорят на разных языках и способны дать сильный толчок интеллектуальному развитию ребенка, чтобы выработать мотивацию к уходу даже во время учебного года. Наиболее известными в Европе являются центры летнего отдыха для одаренных детей международной школы Cadmus в Великобритании и международный центр отдыха французской ассоциации ALREP.

Внеклассные клубы, студии и творческие мастерские предоставляют возможности для реализации интересов, выходящих за рамки учебной программы.

На особом уровне находится работа, связанная с ранней профессионализацией одаренных детей. Речь идет о тех детях, которые проявили способности в определенной области в очень раннем возрасте и прошли обучение в этой области.

Общественные объединения играют значительную роль в организации системной работы с одаренными детьми. Они дополняют государственные структуры, отражая более широкий спектр мнений по проблемам обучения одаренных детей.

Работа с одаренными детьми — один из способов конкретной реализации права человека на индивидуальность. В целом, массовое образование является одним из важнейших институтов современного общества. По своей природе это образование обязано заботиться в первую очередь о большинстве студентов. Однако школа, ориентированная на средний уровень, оказывается плохо приспособленной для тех, кто сильно отличается от этого среднего уровня как в сторону меньших, так и больших способностей.

К сожалению, гораздо меньше сделано для детей, которые по разным показателям превышают возрастную норму. Однако именно высокоодаренные люди могут внести наибольший вклад в развитие общества, и растрата таланта — недопустимая ошибка для развития государства.

И поэтому законом и обязанностями работы с одаренными детьми принята система дополнительного образования. Термин «дополнительное образование» может быть связан с количеством новых. Первоначально педагогические явления, связанные с этими проблемами, назывались другими терминами: «внеклассная», «внешкольная», «внеурочная», «внеклассная работа». Но, несмотря на относительную новизну этого термина, можно с большой долей уверенности сказать, что он устарел, поскольку еще не успел как следует укрепиться в учебной литературе и в общественном сознании. Это связано с высокой динамикой изменений в сфере домашнего образования.

Очевидно, что в последние годы система дополнительного образования превратилась из «надстройки» к основному образованию, которой фактически являлась ее предшественница — система внеклассных и внешкольных занятий, в ведущий фактор формирования «образовательной личности» человека.

Дополнительное образование — это целенаправленный процесс обучения и воспитания посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и формирующей образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ, в интересах человеческого общества.

Признаки одаренности

Первые признаки одаренности проявляются у ребенка в период дошкольного детства. Их выявление осуществляется посредством наблюдения за характером деятельности ребенка. Основными аспектами ведущих признаков одаренного поведения являются мотивационный и инструментальный:

  • Инструментальный – определяет характер способов деятельности.
  • Мотивационный – определяет характер отношений ребенка к окружающей действительности и собственной деятельности.

Основные признаки инструментального аспекта поведения одаренного ребенка:

  1. Быстрое освоение способов и приемов выполнения того или иного вида деятельность, её успешное выполнение.
  2. Изобретение и применение новых более эффективных способов и приёмов деятельности, для разрешения необходимых жизненных ситуаций.
  3. Глубокое овладение предметов, на основании чего выдвижение новых целей деятельности, направленных на новое видение ситуации и ее последующее успешное разрешение.

Для ребенка, действительно имеющего одаренности, характерным является именно третий признак поведения.

Определение 4

Новаторство – это, своего рода, выход за рамки требований осуществляемой деятельности, позволяющий ребенку открывать новые закономерности и приемы.

Основные признаки мотивационного аспекта одаренного поведения:

  1. Высокая чувственная избирательность к некоторым сторонам предметной действительности (звуки, запахи, цвет, растения и т.д.), и некоторым формам своей деятельности (физическая, познавательная, художественная и т.д.).
  2. Высокие познавательные потребности, проявляющиеся в повышенной любознательность, а также стремлении выходить за рамки исходных требований учебно-познавательной деятельности.
  3. Высокий интерес к определенным видам или сферам деятельность, увлеченность конкретным предметом, погруженность в выполнение какого-либо дела. Данный интерес проявляется в усидчивости, упорстве, трудолюбии, предпочтении противоречивой, парадоксальной и нестандартной научной информации, непринятие и отвержение шаблонов и стандартов.
  4. Повышенная требовательность к результатам своего труда, стремление ставить сверхсложные цели и настойчивость в их достижение, склонность к самосовершенствованию, самообразованию и саморазвитию.

Как живется одаренным детям в школе?

Ничуть не легче, чем любому другому ребенку. При этом у детей с конкретным видом одаренности и проблемы адаптации могут быть разными. Пожалуй, легче всего в школе адаптируются «академически одаренные». Они радуют своими успехами родителей и учителей. У них нет и особых проблем в общении со сверстниками — они всегда готовы что-то разъяснить, помочь, даже «дать списать». И внешкольные их интересы обычно не отличаются от интересов одноклассников.

К «интеллектуалам» в школе относятся снисходительно. Восхищаются их способностями в одной области (например, физике или математике) и прощают порой полную неуспешность в чем-то другом (например, безграмотность в письме). Нередко они радуют школу своими блестящими успехами на олимпиадах разного уровня. Эти дети часто настолько поглощены своими интеллектуальными увлечениями, что особой потребности во внимании со стороны одноклассников не испытывают. Хотя могут иметь и достаточно стойкие избирательные привязанности (например, среди поклонников своего «таланта»).

Спортивные и музыкальные способности у детей выявляются достаточно рано. Если такие школьники достигают очень высоких результатов в своей области, в обычной массовой школе они почти перестают бывать в силу своей занятости. Одноклассникам и учителям остается восхищаться их достижениями издалека. Эмоциональное неблагополучие такие дети нередко испытывают из-за высокой конкуренции в своей «профессиональной» среде.

Некоторые психологи считают, что творчески одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле. Стало быть, выход в том, чтобы «помещать» их в особые школы для одаренных.

Однако не все специалисты согласны с этой точкой зрения. Если ребенок талантлив, это не означает автоматически, что он будет некомпетентен в общении со сверстниками. Иногда такие дети проявляют высокомерие по отношению к окружающим детям («О чем с ними говорить?») или к своим учителям («Чему они меня могут научить?»). В этом случае проблемы в общении будут возникать. Но это, скорее, издержки семейного воспитания, а вовсе не атрибут творческой одаренности. Чаще всего дети с художественными, артистическими, поэтическими способностями пользуются заслуженным восхищением в своем родном классе, известностью в школе и всяческой поддержкой со стороны педагогов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]