В возрасте от 1 до 2 лет ребенок знакомится с миром, делает в нем первые шаги, учится говорить, приобретает первые навыки.
Период от 1 до 2 лет делится на два этапа:
— от года до полутора. На этом этапе ребенок, начиная ходить, становится самостоятельней, чем раньше. Он начинает все исследовать и всюду лезть, он зарабатывает шишки и царапины с огромной скоростью. В это время ребенок начинает говорить.
— от полутора до двух лет. У ребенка совершенствуются навыки, которые он приобрел ранее. В окружающей среде он определяет свое место. Проявления его характера вы уже четко прослеживаете.
Вам необходимо обратить особое внимание на эти разделения. Опираясь на них, вы сможете подобрать правильную схему по уходу и воспитанию за своим чадом.
Учеными было установлено за первые три года жизни, ребенок получает 90% всей информации об окружающем мире, остальные 10% он приобретает в течение всей последующей жизни. Поэтому нужно как можно лучше и правильней поднести знания малышу об этом мире.
Познание окружающего мира
Ребенок в этот период очень подвижен, его все интересует. Он не теряет и минуты для познания мира, едва открыв глаза, он начинает новое исследование. И не нужно вам мешать ему в этом. Не кричите на ребенка, если он что-то делает не так или лезет, куда не надо. Ему можно спокойно все объяснить, что делать можно, а что нельзя. Помогите вашему ребенку в исследовании окружающего его мира. Если он вытягивает из стола ящики, делайте то же самое, по вытаскивайте с ним их, изучив их содержимое, объясняя, что и для чего предназначено. Если ребенок лезет в шкаф, залезьте в него с ним вместе. Все это делайте в режиме игры, именно в играх ребенок лучше развивается. Если ребенок берет вещи, которые не очень подходят для игр: тарелки, молоток, кошелёк , не спешите отнимать это у него, дав лучше понять приспособление каждой вещи. Чем больше предметов попадает в руки малышу, тем быстрее он приобретает навыки. Научите ребенка аккуратно обращаться с вашей книгой, показывая как перелистывать страницы. Дайте ему любую игрушку и покажите, как правильно ее улаживать в коробку, а затем попросите повторить за вами. И непременно малыш порадует вас своим новым умением. Подумайте, какие навыки у вашего ребенка вы бы могли воспитать.
Методика раннего развития Макото Шичида
Макото Шичида – японский профессор, ученый, исследователь и практик в области деятельности головного мозга. Шичида считал детей гениальными от природы и не советовал родителям увлекаться академическим обучением. По его мнению, задача взрослых – создать для развития мозга ребенка благоприятную среду.
Основные принципы методики:
- Приоритетным в методике Шичиды является развитие правого полушария мозга ребенка, отвечающего за интуицию и подсознание. Именно в этом основное отличие данного метода от традиционного, «левополушарного», применяющегося в большинстве современных детских садов и школ. Возраст с полугода до 6 лет Шичида считал идеальным для развития правого полушария.
- Благожелательность родителей и позитивный настрой определяют успешность занятий.
- Занятия с ребенком должны быть разнообразны и направлены на развитие всех способностей ребенка: фотографической памяти, визуализации, математических способностей, музыкальности, интуиции и даже экстрасенсорики. Шичида рекомендует использовать в занятиях большое количество карточек с разнообразными изображениями, танграмы, пазлы, книги, слушать с ребенком музыку, делать творческие задания и многое другое. Источник — lovingmama.ru
Накопление словарного запаса
После одного года ребенок с каждым разом начинает произносить новые слова. Фразы он говорит не полностью, но вы уже знаете, о чем он хочет сказать. В этот период ребенок очень хорошо и быстро запоминает слова. Занимайтесь как можно больше с ребенком. Объясняйте предназначение каждого предмета и вещи, сопровождайте своими комментариями его и свои действия. Просите ребенка повторить за вами, если вы объясняете что-то новое для него. Закладывая с раннего детства в ребенка знания, вы облегчаете его жизнь в дальнейшем. Старайтесь как можно больше говорить с ребенком, приучая его построению фраз и предложений.
Методика Масару Ибука
Масару Ибука – японский инженер и успешный бизнесмен, один из основателей . Однако он приобрел известность в большей степени как автор уникальной методики раннего развития, сочетающей в себе рекомендации касательно всех сторон жизни ребенка. Единственный сын Масару Ибука, страдавший аутизмом, вдохновил его на подробное изучение разнообразных педагогических методик и постоянные наблюдения за детьми и подростками. Результатом исследований стал провокационный вывод, ставший названием известной книги – «После трех уже поздно»
Масару Ибука был убежден, что в первые три года жизни формируются умственные способности ребенка, а значит, родителям важно не упустить это «золотое время» для обучения малыша
Основные принципы методики:
Первые три года жизни ребенка – это основа для всего его будущего
Поэтому важно обеспечить малышу благоприятную среду, постоянно общаться с ним, проявлять ласку и заботу, развивать его интеллектуально и физически, эстетически и музыкально Окружение важнее в плане развития ребенка, чем гены. Ребенка невозможно «перекормить» новыми знаниями, его нервная система блокирует информацию, когда мозг переполнен ей. Необходимо знакомить ребенка с настоящим искусством, показывая ему репродукции картин великих художников и давая слушать музыку классических композиторов. У ребенка не должно быть много игрушек, это рассеивает внимание и подавляет развитие. Строгость к ребенку нужно проявлять в первые годы его жизни, а не наоборот. После 2-3 лет у малыша развивается самоуважение, а излишнее давление вызывает лишь протест и неповиновение. Маленьких детей можно и нужно обучать иностранным языкам. Родителям стоит поощрять творческие проявления ребенка. Детям необходимо постоянно двигаться Тренировать двигательные навыки нужно с младенчества
Очень полезна ходьба, которая задействует большую часть мышц тела.
Падения ребенка
Кроме познания мира, ребенок после одного года быстро познает премудрости ходьбы. И падает он, конечно же, часто. Вы не должны каждый раз бросаться ему на помощь. Ребенок должен сам учиться преодолевать трудности. В противном случае в будущем он всегда будет оглядываться, ожидая вашей помощи. Не беспокойтесь о том, что ребенок слишком много падает. Это в порядке вещей. Никакие переломы ему не грозят, ведь его вес слишком мал, а кости его содержат много органики и очень гибкие. Единственное, что вы должны делать – это поддерживать ребенка словом. Упокойте малыша, если он разнервничался, ободрите его. Не сюсюкайтесь с ребенком — это может плохо отразится в будущем. Разговаривайте с ним как с взрослым.
Рекомендации родителям
Будьте терпеливы и позвольте ребенку проявлять самостоятельность, если это безопасно. Придерживайтесь демократического стиля воспитания – поощряйте инициативу, учитывайте потребности, помогайте. Не стоит повторять за ребенком изобретенные им слова, иначе он дольше будет учиться разговаривать нормально.
Сила и выраженность негативных реакций ребенка во время возрастного кризиса зависят от обстановки в семье. Непоследовательный стиль воспитания увеличивает аффективные проявления.
Суть кризиса первого года – противоречие между стремлением к самостоятельности и зависимостью от взрослых. Главная качественная трансформация этого периода – ориентация ребенка на оценку взрослого.
Ребенок учиться есть самостоятельно
После года ребенок должен самостоятельно управляться с ложкой. Если это не так потрудитесь над этим. Некоторые детки, способны есть ложкой еще до одного года. Ничего особенного делать не нужно для того, чтобы ребенок научился, есть самостоятельно. Если ребенок схватил ложку и начал с ней играть, не запрещайте ему этого, пусть он к ней привыкает и изучает. Если ребенок сильно замарается в каше, не браните его за это. Вскоре он все научиться делать как надо. Если ребенок часто балуется за столом и отвлекается от еды, его можно легко от этого отучить. Каждый раз как он начинает снова плохо себя вести, просто заберите тарелку с едой и запрячьте ее куда-нибудь. Со временем ребенок поймет, что баловство за столом ни к чему хорошему не приведет.
Язык эмоций
Вообще маленькие дети, даже умеющие говорить, говорят не словами, а языком поведения и языком своих эмоциональных состояний. Т.е. к поведению ребенка, даже самому нехорошему и неприятному для вас поведению, даже к ужасному поведению на людях, в том числе крику, прежде всего нужно относиться как к языку. Это язык без слов, и родителям стоит научиться понимать: что же ребенок хочет им сказать этим криком?
Но родители — тоже живые люди, и крик ребенка, особенно собственного, особенно на людях, включает очень сильную первичную реакцию у родителей. Реакция эта заключается в желании убрать источник звука любыми способами. Тут все забывают про руководства по воспитанию, про то, что читали в книжках, слушали на лекциях, что себе обещали раньше. Реакция на крик — она первичная, из глубин идущая. Заткнуть — и все.
Можно сказать, что эта реакция незрелая. Если не научиться ее каким-то образом гасить у себя, оттормаживать, то крик не удастся победить. Вот ребенок орет или капризничает — плохо себя ведет. Мама злится и тоже орет — и это замкнутый круг, разорвать который должен взрослый.
Игры в воде
От года до полутора лет малыши начинают любить воду. Они с удовольствием плескаются в воде, смеются, что доставляет им это огромное удовольствие. Теперь ребенка так и тянет к воде. Радуйте чаще вашего ребенка игрой в теплой воде. Дайте ему игрушек и пару пластмассовых чашечек. В тазик много воды не наливайте, и пусть малыш плескается и переливает воду с одной посудины в другую. Лучше купить для ребенка надувной бассейн с рыбками. Его он не сможет перевернуть, садясь на край, в отличие от тазика.
Какое чувство малыша при родах
В утробе матери, ребенку было очень комфортно и привычно, он слышал доносящиеся звуки разговоров своих близких, находился в теплом месте и наблюдал равномерные удары маминого сердца. Долгих 9 месяцев жизнь была однообразной и комфортной.
Резко начинаются схватки, ребенка сдавливает, а уровень кислорода падает. Затем его голову тянут через таз матери, где она немного деформируется.
Как только он появляется на свет, температура резко падает с 37 градусов до 20.
Все время малыш плавал в жидкости, которая не давала возможности почувствовать его вес, но теперь все иначе – он чувствует то, что космонавт, когда сходит на землю – свой настоящий вес, чему очень пугается. Переживания и испуг проходит, когда мать опять прижимает его к сердцу!
Игры в песочнице
В возрасте от 1 до 1,5 лет ребенок так же любит играть в песке. Но не всегда песочницы в городе бывают чистыми. В основном они наполнены мусором, пылью и другими предметами. Если есть у вас возможность, сделайте у себя во дворе или на дачном участке песочницу для ребенка и заполните его чистым желтым песком. Ведь пристрастие ребенка к песку будет еще долго. Дайте ребенку пластмассовое ведерко, лопатку, фигурки животных, пускай лепит из песка фигурки, строит домики, а вы в этом можете ему помочь.
Особенности воспитания
Особенности развития и воспитания детей 1 года жизни по гендерному признаку практически не различаются. Но вот у двухлетних различия должны быть. Воспитывать мальчика двух лет важно сильным, мужественным, но не за счет отчуждения чувств.
Вы должны показывать свое любящее и заботливое отношение: разговаривать, целовать, гладить. К двум годам мальчики очень активны, часто набивают синяки и шишки, но это не повод ограничивать физическую подготовку.
Воспитание девочки двух лет ориентированно на развитие творческих способностей. Им более важна эстетическая сторона.
Делайте ей комплементы, только искренне, без фальши.
Приобретаем игрушки соответственно возрасту
Ваш ребенок играет в такие игры и с такими игрушками, до которых он дорос, созрел внутренне. И об этом нужно помнить, покупая в очередной раз ему игрушки. Купив ребенку в возрасте 1,5-2 года набор фломастеров и альбом для рисования, вы не извлечете из этого пользы для него. Ведь, скорее всего он изрисует весь альбом и стены. Повырывает из альбома листы, раскидает фломастеры по всему дому и будет бегать. И вы будете только огорчены, лучше все это спрятать и дождаться нужного момента, когда ребенок для этого достаточно подрастет.
Ваш ребенок разговаривает
В возрасте полтора года можно ждать от ребенка первых фраз. Чем яснее и больше вы разговариваете с ним, тем быстрее ваш ребенок научится самостоятельно говорить и строить фразы. При разговоре с ребенком избегайте жестикуляции, не коверкайте слова. Не стоит копировать языковые неумелости ребенка. Не передразнивайте и не насмехайтесь над ним. Если ваш ребенок будет немного отставать от сверстников в речи, не волнуйтесь, вскоре он нагонит и их. Главное больше занимайтесь с малышом, больше общения и все будет в порядке.
Физиологические изменения
Начиная с годовалого возраста темпы роста немного замедлятся. Это совершенно нормально: только в первые 12 месяцев жизни малыш растет настолько стремительно, дальше процесс станет чуть менее быстрым.
Снижение веса.
Строго говоря, сам по себе вес не снижается – только темпы его прироста. Младенческая пухлость постепенно начинает уходить, но частично до сих пор остается. Со временем набирать килограммы малыш станет медленнее, и это свидетельствует о нормальном его развитии.
Зубы.
У малыша в годик уже прорезывается несколько зубов – в среднем до 8. Показать ребенка врачу стоит, если в год у него так и не появилось ни одного молочного зубика. Когда они режутся, малыш становится беспокойным, часто плохо спит по ночам: ему дискомфортно, и это мешает уснуть. Врачи дают рекомендации, как снизить дискомфорт для ребенка при прорезывании зубов.
Стопы.
Они у малыша еще плоские, на них не появился изгиб. Это пройдет со временем, когда ребенок привыкнет самостоятельно ходить, тогда же исчезнут жировые подушечки на стопах. Если же малыш уже начал активно ходить, подушечки могут исчезнуть раньше, а на ножках начнет появляться здоровый изгиб. Ноги малыша осмотрит врач на плановой проверке, он же скажет, все ли с ними хорошо.