Развитие психики ребенка в младенческом возрасте (0 — 1 год)


Кризис новорожденности

Процесс рождения — тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи называют этот период — кризис новорожденности.

Причины кризиса новорожденности: — Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания). — Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни). Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный? Это, прежде всего дыхательный и сосательный рефлексы, защитные и ориентировочные рефлексы. Некоторые рефлексы являются атавистическими («цеплятельный») — они получены от предков-животных, бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Основную часть времени ребенок спит.

Психологическая характеристика периода новорожденности

Ребенок обладает чувствительностью: различает соленый, горький, сладкий вкус; реагирует на звуковые раздражители. Важные события в психической жизни ребенка — возникновение слухового и зрительного сосредоточения

. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук, например, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете. Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа
«комплексом оживления»
Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность — улыбку, — знаменует собой появление первой социальной потребности — потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит от новорожденности в собственно младенчество.

Вопрос 2: Рефлексы новорожденного

Новорожденность – единственный период в жизни человека, когда еще можно наблюдать в чистом виде природные, инстинктивные формы поведения. Поэтому понять, что дает ребенку природа, можно при исследовании именно этого возраста.

Младенец появляется на свет, имея определенный запас врожденных безусловных рефлексов, т.е. автоматических, непроизвольных ответов на определенные внешние раздражители. И хотя его нервная система еще далеко не сформирована, она готова приспосабливать организм к внешним условиям.

Среди врожденных рефлексов новорожденного есть функциональные

, которые совершенно необходимы для его выживания во внешнем мире, помогая ребенку приспособиться к новым условиям жизни. Так, сразу после рождения включаются рефлексы, обеспечивающие дыхание и кровообращение. К этой же группе относятся так называемые защитные рефлексы, предохраняющие организм от опасных и слишком сильных воздействий. Так, сильное раздражение кожи (например, укол) вызывает отдергивание ручки или ножки ребенка; резкое увеличение яркости света вызывает сужение зрачка (зрачковый рефлекс); в ответ на мелькание света или дуновение воздуха малыш прищуривается или закрывает глаза (мигательный рефлекс).

Эти рефлексы необходимы для физического выживания и сохраняются на протяжении всей жизни человека.

Важнейшим из функциональных рефлексов для новорожденного является сосательный рефлекс. Если коснуться каким-либо предметом (например, пальцем) рта младенца, он сразу начинает сосать его. А если коснуться его щеки, он повернет голову в сторону раздражителя и с открытым ротиком будет искать материнскую грудь. Это включается поисковый рефлекс. Данные рефлексы обеспечивают ребенку готовность к новому типу питания.

12 стр., 5894 слов

Психологический климат в семье, воспитывающей ребенка с особенностями …

… ребенка с особенностями психофизического развития. Задачи исследования: ) осуществить теоретический анализ литературы по проблеме исследования; ) рассмотреть особенности эмоционального состояния родителей, воспитывающих детей с особенностями психофизического развития; … благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения …

Однако далеко не все рефлексы новорожденного имеют жизненно важное приспособительное значение. Среди них есть и такие, которые никакой роли в жизни ребенка не играют. Наиболее ярким примером этого может служить так называемый рефлекс Робинзона (или хватательный рефлекс).

Прикосновение к ладони младенца вызывает удивительно сильную для новорожденного реакцию схватывания. Например, если прикоснуться пальцами к его ладошкам, он схватит их так крепко, что может повиснуть, держась за них, как обезьянка. Туда же относится переступательный рефлекс – если нога младенца прикасается к какой-либо поверхности, он начинает совершать обеими ногами переступательные движения, как будто ходит. К столь же бесполезным для жизни новорожденного рефлексам относится рефлекс ползания (прикосновение к подошвам ног вызывает рефлекторное отталкивание); рефлекс вскидывания ручек (или рефлекс Моро – если младенцу угрожает падение или в ответ на сильный звук он резко поднимает вверх руки и быстро опускает их, при этом ладошки как бы готовы схватить что-то); шейно-тонический рефлекс – когда голову лежащего на спине ребенка поворачивают в сторону, он вытягивает руку и ногу с той стороны тела, куда повернута голова, и сгибает противоположные руку и ногу, что напоминает позу фехтовальщика. В последнее время обнаружен плавательный рефлекс новорожденного: если его опустить в воду, он не утонет, а будет барахтаться и удержится на воде.

Все это так называемые атавистические рефлексы. Они представляют собой наследство, полученное ребенком от животных предков. Характерно, что большинство из них угасают уже в первом полугодии жизни. Так, например, рефлекс Робинзона значительно ослабевает к четвертому месяцу жизни, до того как возникает целенаправленный акт хватания. Переступательный рефлекс исчезает в 3–4 мес., задолго до того, как ребенок начинает ходить. Рефлекс ползания при упоре на подошвы также не является основой для самостоятельного передвижения в пространстве. Как показали наблюдения, младенческое ползание начинается не с отталкивания ножками, а с движений рук. Безусловные рефлексы новорожденных сами по себе не обеспечивают появление человеческих форм поведения. В отличие от этого набор безусловных рефлексов детенышей животных является необходимой природной основой для поведения взрослой особи с активными защитными, охотничьими, материнскими и другими формами поведения, необходимыми для ее нормального существования.

В то же время эти безусловные рефлексы новорожденного могут быть включены в другие, более сложные и целенаправленные формы поведения ребенка. Так, например, сосательный рефлекс, поскольку он постоянно упражняется в ситуации взаимодействия с матерью, в 2–3 мес. превращается в целенаправленное и регулируемое действие младенца. Ребенок перестает сосать все подряд, он начинает регулировать ритм и интенсивность сосания. Может остановить его при насыщении или начать при виде соски или бутылочки. То же самое с хватательным, переступательным или плавательным рефлексом. Если их постоянно тренировать и включать в ситуацию взаимодействия со взрослым, эти движения могут сохраниться и войти в состав более сложных действий (ходьбы, схватывания и удержания предмета и т.д.).

9 стр., 4066 слов

Классификация опухолей головного мозга у детей

… классификации имеют в своей основе этот принцип. Опухоли головного мозга, диагностируемые у детей первых лет жизни, имеют центральное расположение, т.е. поражают чаще третий желудочек, гипоталамус, … хиазму зрительных нервов, средний мозг, мост, мозжечок и четвертый желудочек. Несмотря …

Однако сами по себе эти рефлексы никогда не перерастут в человеческие формы поведения, которые формируются на совершенно другой, не рефлекторной основе.

У новорожденного есть еще одна группа рефлексов, которые, хотя и не имеют жизненного значения, с возрастом не угасают, а, напротив, укрепляются. Это ориентировочные рефлексы

, направленные на контакт с внешними воздействиями. Установлено, что уже в первый день жизни сильный источник света вызывает поворот головки ребенка: в детской комнате родильного дома в солнечный день головки большинства новорожденных повернуты в сторону света, как подсолнухи. Новорожденный также реагирует на сильный звук, поворачивая голову в сторону его источника. Безусловные ориентировочные рефлексы являются основой потребности во впечатлениях, которая проявляется уже в первые дни жизни.

К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы

. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях у матери, у него возникают сосательные движения.

Эмоциональное общение со взрослым как ведущая деятельность младенца

Ведущая деятельность младенческого возраста — эмоциональное общение со взрослым. Ребенок в этом возрасте является слабым и совершенно беспомощным. Хотя, родившись, он отделился от матери физически, но биологически еще связан с ней. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве, следят за его здоровьем. И, наконец, с ним общаются. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца. Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденности (по некоторым данным, в 2 месяца). Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого человека, ухаживающего за ребенком) показывает возникновение потребности в общении, которая должна как можно более полно удовлетворяться. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи. Что же происходит, если потребность в общении не удовлетворяется или удовлетворяется недостаточно? Дети, оказавшиеся в больнице или детском доме, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в своем физическом развитии. Эти тяжелые последствия недостатка общения в младенчестве получили название госпитализма.

Основные линии психического развития ребенка

Развитие сенсорики: зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности, совершенствуется. После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В этом возрасте ребенок определяет форму предметов, реагирует на цвет. Ребенок может прослеживать движущиеся предметы. В 4 месяца он не просто видит, а активно смотрит: реагирует на увиденное, двигается и повизгивает. Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Взрослые, ухаживающие за ребенком, должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях

, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной. Познавательное развитие (в первую очередь, развитие восприятия) младенцев, живущих в однообразной среде, оказывается несколько замедленным по сравнению с развитием тех, кто получает много новых впечатлений.

Развитие движений и действий:

Время появления движений

Развитие моторики
1 месяц Поднимает подбородок
2 месяца Поднимает грудь
3 месяца Тянется за предметом, но, как правило, промахивается
4 месяца Сидит с поддержкой
5 — 6 месяц Хватает рукой предметы
7 месяцев Сидит без поддержки
8 месяцев Садится без посторонней помощи
9 месяцев Стоит с поддержкой: ползает на животе
10 месяцев Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками
11 месяцев Стоит без поддержки
Год Ходит, держась одной рукой

1 месяц — хаотичное движение рук, пальцы сжаты в кулак; 2 месяца — сжимание и разжимание пальцев рук. Вложенный в руку предмет удерживается всей ладонью 2-3 секунды. 3 месяца — удерживает вложенный в руку предмет до 10 секунд, тянет его в рот. 4 месяца — ладони часто раскрыты, протягивает руки к предмету, движение пальцев не дифференцированы. 5 месяцев — противопоставляет большой палец другим, при схватывании предметов доминируют части пальцев. 6-7 месяцев — ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т.д., движение пальцев дифференцируются. 8-9 месяцев — берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие — всей ладонью, показывает нос, глаза, машет рукой при прощании, крепко сжимает игрушку, которую отбирают. 10-11 месяцев — манипулирует с предметами, появляются первые функциональные действия

, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых (ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком). Развитие речи: Уже в комплексе оживления проявляется особый интерес ребенка на обращенную к нему речь взрослого. В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно
гулением
. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок
понимает
10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам
произносит
одно или несколько своих первых слов сходных по звучанию со словами взрослой речи.

Вопрос 3: Особенности сенсорного развития

Как можно описать психическую жизнь новорожденного? Новорожденный малыш, наверное, кажется вам совсем беспомощным. Как он может познавать мир, если даже не в состоянии поднять головку? Но именно в первые недели жизни ребенок обладает уникальными сенсорными способностями, которые через несколько месяцев начнут угасать, а к году практически сойдут на нет.

Исследование Бронштейна и Петрова: наблюдали за детьми в возрасте от нескольких часов до 8 дней. Методика заключалась в том, что новорожденному предъявлялись различные стимулы, а показателем различительной способности являлось торможение сосательного рефлекса.

В результате выяснилось, что новорожденные не только реагируют на стимулы, но и способны различать их интенсивность.

Звуки, которые различаются между собой больше чем на 1 октаву, различают 89% испытуемых. Разницу в одну 1 октаву – 70%, меньше чем в 1 октаву – 40%.

Расположение звука справа или слева также различают.

Цветовая чувствительность: только 37% детей реагируют на изменение цвета, причем только крайних цветов (зеленый-красный).

Вкусовая и обонятельная чувствительность обнаруживаются через 1,5 часа с момента рождения.

Тактильная чувствительность распределяется неравномерно: наиболее чувствительные участки – губы, ладони, лоб.

Ребенок различает температуру (на 10 отличный от привычной температуры может привести к отказу от пищи).

Ψ: Считается, что кожа – главный канал связи с внешним миром в этот период. Советуют: если вы хотите, чтобы с самых первых дней у вашего крохи развивался интеллект, постарайтесь, чтобы как можно больше времени он проводил голеньким. Особенно важно, чтобы открытыми были ручки до локтя и ножки от стопы до колена – именно здесь находятся наиболее восприимчивые участки кожи.

13 стр., 6323 слов

Различие в популяризации развитии здорового образа жизни среди …

… городской среды .2 Основные проблемы развития спорта на селе и способы борьбы с ними . Исследование здорового образа жизни среди детей и подростов в городской и сельской … местности Заключение Список использованной литературы Введение Актуальность. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской …

Важные события в психической жизни ребенка – возникновение слухового и зрительного сосредоточения

. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Звуки вызывают прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только замирает, но и поворачивает голову в сторону источника звука. Зрительное сосредоточение появляется на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд на ярком предмете.

В целом психическая жизнь связана, главным образом, с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ψ: к моменту рождения вес головного мозга – 389г, к 1 году он увеличивается до 890г (прирост +501г).

Для развития головного мозга ребенку необходимо как можно больше стимулов. Это объясняется особенностями морфологического строения НС. Ощущения новорожденного определяют архитектуру его мозга. Всякий новый опыт закрепляется через мозговые связи, способствуя построению новых связей между клетками мозга. Под воздействием потока чувственных ощущений, доставляемых ранним жизненным опытом, возникает нервная сеть, сложнее которой едва ли сыщешь во всей вселенной. Но если мозг получает слишком мало внешних впечатлений, отсеиваются «избыточные» связи, а вместе с ними и будущие возможности. Ψ: проявление этой закономерности у животных: у животных, растущих в условиях обедненного зрительного опыта, отстают в развитии зрительные центры мозга, уменьшаются тела нейронов, укорачиваются их отростки и замедляется развитие проводящих путей. У детей, имеющих нарушения в работе органов чувств – отклонения в характеристиках биоэлектрической активности мозга.

В настоящее время авторитетные исследователи мозга разделяют представления о том, что эмоциональное и чувственное развитие новорожденного ребенка имеет решающее значение для его отмечаемой позже способности к научению [4].

Процесс развития НС и головного мозга как ее части определяется наследственной программой, а также впечатлениями, опытом и обучением, полученными в раннем детстве. Генетически определяются самые основные функции мозга, в стволе которого образуются синапсы, позволяющие функционировать всем внутренним органам – сердцу, легким, печени и т.д. Сегодня подсчитано, что из 80 000 различных генов примерно половина определяет развитие, формирование и управление центральной нервной системы. Этим числом и ограничивается действие наследственности – дальнейшее развитие головного мозга происходит под влиянием внешних стимулов и обучения. Наследственной программой жестко определена только очередность развития зон головного мозга, а степень их развития определяется действием внешних стимулов.

Таким образом, становится все более очевидно, что наследственные задатки и опыт находятся в постоянном взаимодействии. Мощные стимулы окружающего мира через вещества – переносчики могут воздействовать даже на ядра клеток и тем влиять на активность генов.

Что означают абстрактные понятия, младенец узнает через чувства. «Позже» – это напряженное, а то и тревожное время ожидания. «Больше» может означать сверхудовольствие, но также и неприятное чувство. «Близко» значит тесно прижиматься к матери. Прежде чем ребенок научится считать, он нуждается в «чувственном понимании», чтобы получить представление о расширении, длительности и величине. Это станет предпосылкой логического мышления [12].

7 стр., 3272 слов

Развитие психики в филогенезе. Возникновение и развитие сознания …

… у позвоночных развивается спинной и головной мозг — центральная нервная система. Одновременно с развитием нервной системы и рецепторов совершенствуются … более сложное восприятие и прочная память. Возникновение и развитие сознания Развитие психики в филогенезе привело к появлению ее высшей … формируется при условии жизни человека в обществе (у детей — маугли сознание отсутствует) и к тому же оно …

Позднее ребенку удастся связать различные чувственные опыты в единый комплексный образ. Но новорожденный ребенок еще никак не может интерпретировать поток поступающей информации. Для этого он нуждается в некой организующей силе, которая придала бы значение его ощущениям. Эта сила не что иное, как чувство.

Эмоциональная оценка новых чувственных ощущений происходит в лимбической системе мозга. Они сравниваются с теми впечатлениями, которые уже накоплены в коре мозга и, если они оказываются новыми и важными, откладываются там. На основе этих ощущений становится возможным формирование в дальнейшем целесообразных действий. Чтобы этот цикл осуществился, отдельные участники мозга должны быть надежно связаны между собой.

Новообразования младенческого возраста

Новообразования: элементарные формы восприятия и мышления. Первые самостоятельные шаги, слова. Активная потребность в познании окружающего мира. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка. Между младенческим возрастом (0-1) и ранним детством (1-3) существует переходный период, который называется «кризис 1 года»

Внешние проявления кризиса: у ребенка появляются аффективные реакции, когда взрослый его не понимает или что-то запрещает делать. Ребенок становиться беспокойным, появляются проявления самостоятельности. Внутренние причины кризиса: нарастание противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает. Возможности являются еще недостаточными для удовлетворения потребностей. Главное приобретение переходного периода — своеобразная детская речь, которую Л.С. Выготский назвал автономной. Она значительно отличается от взрослой речи, по своему звучанию иногда напоминает «взрослые» слова, а иногда резко отличается от них (ав-ав — собака, тити — часы).

Паршукова Инга Алексеевна.

г. Москва, Сибирский государственный университет путей сообщения, студент,

Младенчество представляет собой период, в котором развитие ребенка в физическом, психическом и социальном плане происходит чрезвычайно быстро, преодолевая за небольшой промежуток времени огромный путь от беспомощного новорожденного с малым набором врожденных реакций до активного младенца, который способен смотреть, слушать, действовать, взывать о помощи, радоваться [1, с. 24].

Известно, что период младенчества состоит из двух фаз (первая –длительностью до 5-6 месяцев, вторая – до 12 месяцев) и завершается кризисом одного года.

Психическое развитие ребёнка в период младенчества определяется тем, что он беспомощен биологически и социально и обладает минимальными возможностями общения и взаимодействия с окружающими. Поэтому главное направление развития ребенка на этом этапе – освоение основных способов взаимодействия с миром.

Для первой фазы младенчества характерно активное развитие сенсорных систем, т.е. элементарных форм будущих ориентировочных реакций, таких как сосредоточение, слежение, круговые движения. В 4 месяца появляется реакция на новизну, она состоит в частности в длительности удержания взгляда на новом предмете. Также происходит развитие слухового восприятия (реакция на голос матери) и тактильной чувствительности, имеющей большое значение для формирования акта хватания и обследования предмета.

Развитие голосовых реакций ребенка проявляется в виде попыток привлечь взрослого посредством голоса, что говорит о процессе перестройки голосовых реакций в поведенческие акты. В это время у ребенка наблюдаются различные типы реакций голоса, к которым относится гуканье, гуление, лепет.

С началом второй фазы младенческого возраста (приблизительно в 5 месяцев) происходит «перелом» в развитии ребенка. Его начало характеризуется появлением первого направленного действия – акта хватания. Для психического развития ребенка этот акт является чрезвычайно важным, так как в связи с ним возникает предметное восприятие.

Благодаря акту хватания происходит углубление восприятия пространства (пространство вытянутой руки). Хотя расстояние его невелико, вместе с тем, предмет вырывается из прежней схемы (восприятие пространственных характеристик до этого происходило через рот).

На основе активного развития руки, которое заключается в противопоставлении большого пальца, у ребенка расширяются возможности манипуляций с предметом. Поэтому, в возрасте от 4 до 7 месяцев у ребенка появляются результативные действия, что проявляется в простом перемещении предмета, извлечении из него звуков.

К 7–10 месяцам осуществляется формирование соотносимых действий, т.е. ребенок научается взаимодействовать с двумя объектами одновременно, отдаляя от себя или соотнося их между собой.

К моменту окончания младенческого периода (от 10-11 до 14 месяцев) происходит возникновение функциональных действий. Эти действия характеризуются более совершенными движениями: открыванием, вкладыванием, нанизыванием. При этом если ранее ребенок осуществлял действие одним способом, который был ему показан взрослым и производил это действие на одних и тех же предметах, то теперь он осуществляет попытки воспроизвести действие на всевозможных объектах [4].

Акт хватания стимулирует у ребенка возникновение сидения. Перед ним открывается множество других предметов, при этом появляются и предметы, до которых он не может дотянуться. Здесь вступает в силу закон опережающего знакомства ребенка с миром. Благодаря тому, что ребенок тянется к предмету, но достать его может только с помощью взрослого общение приобретает другой характер, оно становится общением по поводу предметов.

Со второго полугодия жизни важна помощь взрослых (организация действий, одобрение). Это приводит к тому, что необходимы новые средства и способы воздействия на взрослого. Так возникает указательный жест, который уже предметно отнесен и имеет в себе зачатки слова.

Л.С. Выготский, определил, что изначально указательный жест является неудачным актом хватательного движения: ребенок хочет взять предмет, который слишком далеко от него находится и его руки, протянутые к предмету, остаются висеть в воздухе, а пальцы делают указательные движения. Осмысление движения ребенка, как указательного жеста, происходит, когда мать приходит на ему на помощь. После этого ситуация значительно меняется и данный жест уже становится жестом для других. То есть, неудачное хватательное действие ребенка вызывает реакцию не со стороны предмета, а со стороны других людей. И только впоследствии, ребенок начинает сам относиться к этому движению как к указанию. К осознанию своего жеста ребенок приходит последним [2, с. 101–104].

Данный процесс иллюстрирует то, что совместное действие ребенка и взрослого лежит у истоков возникновения слова.

Первое понимание слов возникает у ребенка к концу младенческого возраста, а у взрослого появляется возможность управлять ориентировкой ребенка на основе понимания им речи.

Между младенческим возрастом и ранним детством существует переходный период – «кризис одного года». Начало кризиса приходится к 9 месяцам, в это время ребенок начинает ходить. По мнению Д.Б. Эльконина, главным в акте ходьбы является не только расширение пространства ребенка, но и его отделение от взрослого. Теперь происходит разделение «мы» и впервые не мама ведет ребенка, а он ведет маму куда хочет. Ходьба является первым основным новообразованием младенческого возраста, которое знаменует собой разрыв старой ситуации развития [5, с. 159].

Появление первого слова представляет собой второе основное новообразование, характерное для этого возраста. Первые слова отличаются тем, что они являются продолжением указательных жестов. Начало ходьбы и постепенное обогащение предметных действий вызывают необходимость в речи, которая могла бы удовлетворять общение по поводу предметов. На этом этапе речь представляет собой специфическую структуру, которая состоит из обрывков слов, является эмоционально окрашенной и понятной только близкому окружению. Тем не менее, она служит критерием возникновения новой ситуации развития: там, где наблюдалось единство, появилось двое – взрослый и ребенок. Между ними возникло новое содержание деятельности – мир человеческих предметов.

Третьим, основным новообразованием в период младенчества является появление манипулятивных действий с предметами. Ребенку еще предстоит научиться взаимодействовать, освоить способы действия с человеческими предметами, которые его повсюду окружают. Пока ребенку приходится ориентироваться на физические свойства этих предметов. Выход из старой ситуации развития сопровождается проявлением негативных эмоций ребенка, которые возникают в виде ответной реакции на определенное ограничение его физической самостоятельности. Л.С. Выготский подобному поведению дал название «гипобулических реакций», то есть реакции протеста, в которых еще не произошла дифференцировка воли и аффекта.

Описывая кризис первого года жизни, Л.С. Выготский объясняет его появлением автономной детской речи. Она приводит к изменению отношения ребенка к среде, тем самым вызывая к жизни новую ситуацию развития. «Речь в отношении социального пространства ребенка играет такую же роль, как и ходьба в отношении физического» [3, с.150].

Данный период характеризуется стремлением ребенка к самостоятельности и в то же время полной зависимостью от взрослого, что составляет главное противоречие кризиса первого года.

Таким образом, данная стадия развития ребенка характеризуется тем, что с самого начала существуют две взаимосвязанные линии психического развития: формирование ориентации в смыслах человеческой деятельности и формирование ориентации в способах человеческой деятельности. Освоение одной лини открывает возможность для развития другой.

Таким образом, основной задачей воспитания ребенка в период младенчества является максимальное расширение и развитие широкой ориентации ребенка в окружающей действительности.

В виду того, что эмоциональное общение является основным типом деятельности ребенка в период младенчества, крайне важно удовлетворение первой потребности, формирующейся у ребенка – потребности в другом человеке.

Для формирования у ребенка чувства доверия к миру, взрослым необходимо общаться с ним, так как, при правильном и достаточном общении ребенка с взрослым фонематический состав лепета формирует фонематический состав родной речи. При этом общение должно носить эмоционально-положительный характер.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что период младенчества является важным периодом, в течение которого происходит бурное формирование всех психических процессов за кратчайшие сроки.

Библиографический список:

  1. Валлон А. Психологическое развитие ребенка. — М.: Просвещение, 1997. – 195 с.
  2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. — СПб.: Союз, 2006. – 224 с.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М.: Просвещение, 2008. — 300 с.
  4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. – М.: Высшее образование; МГППУ, 2009. – 460 с.
  5. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. — М.: Наука, 2009. – 168 с.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]