Не каждая проблема может быть связана с матерью. В конце концов, есть другой человек, вовлеченный в воспитание ребенка.
Кроме того, в жизни ребенка есть много других важных людей, которые влияют на него. Есть братья и сестры, бабушки и дедушки, тети и дяди, крестные родители, близкие друзья семьи, няни, работники детских садов, учителя, сверстники и другие
, которые регулярно общаются с ребенком.
Вопрос, поставленный выше, является насмешливым, но затрагивает важную дискуссию в психологии: что влияет на то, как дети оказываются такими, как они есть? Что влияет на их способность формировать значимые, удовлетворяющие отношения с окружающими?
Какие факторы способствуют их переживаниям, избегания и удовлетворения, когда дело доходит до отношений?
Важно!
Психологи могут довольно убедительно сказать, что это не полностью вина матери или даже вина обоих родителей. Тем не менее, мы можем быть уверены, что ранний опыт ребенка с его или ее родителями оказывает глубокое влияние на его или ее навыки взаимоотношений как взрослого.
Большая часть знаний, которые мы имеем по этому вопросу сегодня, основана на концепции, разработанной в 1950-х годах, называемой теорией привязанности. Эта теория будет в центре внимания этой статьи: мы рассмотрим, что это такое, как оно описывает и объясняет поведение, и каково его положение в реальном мире.
Определение
Психологическая теория привязанности была впервые описана Джоном Боулби, психоаналитиком, который исследовал эффекты разделения между младенцами и их родителями.
Боулби выдвинул гипотезу о том, что экстремальное поведение, в котором участвуют дети, чтобы избежать разлучения с родителем или при повторном соединении с физически разлученным родителем — как плач и крик — были эволюционными механизмами.
Боулби считал, что такое поведение, возможно, было подкреплено естественным отбором и увеличило шансы ребенка на выживание.
Такое поведение привязанности является инстинктивным ответом на предполагаемую угрозу потери преимуществ выживания, которые сопровождаются тем, что за ним ухаживают и за которым ухаживает основной опекун (ы). Поскольку дети, которые занимались таким поведением, были более склонны к выживанию, инстинкты естественным образом отбирались и укреплялись на протяжении поколений.
Важно!
Такое поведение составляет то, что Боулби назвал «поведенческой системой привязанности», системой, которая направляет нас в наших моделях и привычках формирования и поддержания отношений.
Исследование теории привязанности Боулби показало, что дети, оказавшиеся в незнакомой ситуации и разлученные со своими родителями, обычно воссоединяются с родителями одним из трех способов:
- Надежная привязанность.
Эти дети испытывали страдания от разлуки, но искали утешения и легко утешались, когда родители возвращались. - Устойчивая к тревоге привязанность.
Меньшая часть младенцев испытывала больший уровень стресса и, воссоединившись с родителями, как будто искали утешения и пытались «наказать» родителей за уход. - Избегание привязанности.
У младенцев третьей категории не было никакого стресса или минимального стресса при разлучении с родителями, и они либо игнорировали родителей после воссоединения, либо активно избегали родителей.
В последующие годы исследователи добавили четвертый стиль привязанности к этому списку: дезорганизованно-дезориентированный стиль привязанности
, который относится к детям, у которых нет предсказуемой модели поведения привязанности.
Интуитивно понятно, что стиль привязанности ребенка во многом является функцией ухода, который ребенок получает в раннем возрасте. Те, кто получил поддержку и любовь от своих опекунов, вероятно, будут в безопасности, в то время как те, кто испытал непоследовательность или небрежность со стороны своих опекунов, вероятно, будут испытывать больше беспокойства в связи с их отношениями с родителями.
Тем не менее, теория привязанности делает еще один шаг вперед, применяя то, что мы знаем о привязанности у детей, к отношениям, в которые мы вступаем, будучи взрослыми. Эти отношения (особенно интимные или романтические отношения) также напрямую связаны с нашими стилями привязанности в детстве и уходом
, который мы получали от наших основных опекунов.
Развитие этой теории дает нам интересный взгляд на изучение развития ребенка.
На фото
ДжонБоулби
Боулби и Эйнсворт: история и психология теории привязанности
Интерес Боулби к развитию ребенка восходит к его первому опыту вне колледжа, в котором он добровольно вызвался в школу для детей с плохой адаптацией. По словам Боулби, двое детей вызвали его любопытство, которые заложили основы теории привязанности.
Важно!
Благодаря своей работе с детьми Боулби развил твердую веру в влияние семейного опыта на эмоциональное и поведенческое благополучие детей.
В начале своей карьеры Боулби предложил психоаналитикам, работающим с детьми, придерживаться целостного подхода
, учитывая жизненную среду детей, семьи и другой опыт в дополнение к любому поведению, которое демонстрируют сами дети.
Эта идея превратилась в стратегию помощи детям, помогая их родителям, учитывая важность отношений ребенка с родителями (или другими лицами, обеспечивающими уход).
Важно!
Примерно в то же время, когда Боулби создавал основы для своей теории привязанности, Мэри Эйнсворт заканчивала обучение в аспирантуре и изучала теорию безопасности, в которой предлагалось, чтобы дети развивали безопасную зависимость от своих родителей, прежде чем выходить в незнакомые ситуации.
В 1950 году эти два пути пересеклись, когда Эйнсворт занял должность в исследовательском отделении Боулби
в клинике Тависток в Лондоне. В ее начальные обязанности входил анализ записей поведения детей, что вдохновило ее на проведение собственных исследований детей в их естественной обстановке.
Благодаря нескольким работам, многочисленным исследованиям и теориям, которые были отброшены, изменены или объединены, Боулби и Эйнсворт разработали и представили доказательства теории привязанности. Они были более строгим объяснением и описанием поведения привязанности, чем любые другие по этой теме в то время, включая те, которые выросли из работы Фрейда, и те, которые были разработаны в прямой оппозиции идеям Фрейда.
На фото
ДжонБоулби
Выводы
Развитие привязанности происходит в раннем возрасте, но оказывает влияние в течение всей жизни человека. Для того чтобы в будущем ребенок мог гармонично развиваться, любить себя и быть счастливым во взаимоотношениях с другими людьми, важно сформировать у него базовое доверие к миру. Забота о малыше, отзывчивость и эмоциональное участие в жизни крохи, формирует у него надежную привязанность к близкому человеку. Это и есть основа для крепких и доверительных отношений в будущем.
Исследования
Было проведено несколько новаторских исследований, которые внесли вклад в развитие теории привязанности и предоставили доказательства ее обоснованности, в том числе исследование, описанное ранее, в котором младенцы были отделены от своих основных опекунов, и было отмечено, что их поведение попадает в «стиль» привязанности.
На фото
Гарри Харлоу
Эксперименты Харлоу
В 1950-х годах Гарри Харлоу проводил эксперименты на тему любви и взаимоотношений между родителями и детьми. Его работа показала, что материнская любовь была скорее эмоциональной, чем физиологической, что способность к привязанности сильно зависит от переживаний в раннем детстве
, и что эта способность вряд ли сильно изменится после того, как она будет «установлена».
Харлоу обнаружил эти интересные результаты, проведя два новаторских эксперимента.
В первом эксперименте Харлоу отделил маленьких обезьян от своих матерей через несколько часов после рождения. Вместо этого каждую обезьяну выращивали две суррогатные «матери». Обе обеспечивали обезьян молоком, в котором они нуждались, чтобы выжить, но одна была сделана из проволочной сетки, а другая — из проволочной сетки, покрытой мягкой махровой тканью
.
Обезьяны, которым была предоставлена свобода выбора, с какой матерью общаться, почти всегда предпочитали брать молоко у махровой ткани.
Для второго эксперимента Харлоу изменил свою первоначальную настройку. Обезьянам давали либо суррогатную мать с голой проволочной сеткой, либо мать с махровой тканью, обе из которых давали молоко, необходимое для выращивания обезьян
.
Обе группы обезьян выжили и процветали физически, но у них были совершенно разные поведенческие тенденции. Те, у кого мать из махровой ткани, возвращались к суррогату, когда им давали странные, громкие предметы, в то время как те, у кого мать из проволочной сетки, бросались на пол, хватались, качались взад-вперед или даже «кричали от ужаса».
Это дало четкое указание на то, что эмоциональная привязанность в младенчестве, полученная в результате объятий, повлияла на последующие реакции обезьяны на стресс и регуляцию эмоций.
Важно!
Эти два эксперимента заложили основу для дальнейшей работы над привязанностью у детей и влиянием переживаний привязанности в дальнейшей жизни.
На фото Эрика Эриксон
LiveInternetLiveInternet
Введенный Дж. Боулби термин «привязанность» для установления качества этого союза, связи ребенка и взрослого — многогранен. Как формируется привязанность и как она функционирует — все еще является не до конца понятой проблемой. Привязанность существует и в мире животных, где она дает возможность для физического выживания и обеспечения безопасности особей. В мире людей она обеспечивает не только удовлетворение базовых потребностей развития. Межличностные отношения являются основой социализации и интеллектуального развития, они связывают человека (ребенка) с другими людьми и тем самым позволяют выделить себя и развить личность и сформировать идентичность.
Привязанность делает нас людьми — сыновьями и дочерями, отцами и матерями, братьями и сестрами, женами и мужьями.
Привязанность в общей форме можно определить как «близкую связь между двумя людьми, не зависящую от их местонахождения, длящуюся во времени и служащую источником их эмоциональной близости» (Вера Фалберг).
Привязанность — это стремление к близости с другим человеком и старание эту близость сохранить. Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для каждого человека. Для детей же они — жизненная необходимость: младенцы, оставленные без эмоционального тепла, могут умереть, несмотря на нормальный уход, а у детей старшего возраста нарушается процесс развития. Сильная привязанность к родителям дает ребенку возможность р
азвить базовое доверие к миру и положительную самооценку.
Концепция привязанностей имеет корни в психоанализе З.Фрейда и теории эпигенетического развития Э. Эриксона, теории вторичного подкрепления и социального научения Долларда и Миллера. Однако самое сильное влияние имеет этологический подход К. Лоренца и Деркина, распространившего идеи К. Лоренца об импринтинге на человека.
Дж. Боулби развил эти идеи и выявил повышенную значимость для психического развития ребенка установления продолжительных теплых эмоциональных взаимоотношений с матерью. Результаты наблюдений и клинические данные показали, что отсутствие или разрыв подобных взаимоотношений приводят к серьезному дистрессу, возникновению проблем, связанных с психическим развитием и поведением ребенка. Дж. Боулби был первым исследователем, который связал развитие привязанности с адаптацией и выживанием ребенка.
В рамках этологии в качестве механизмов привязанности рассматриваются гормональные изменения в послеродовом периоде у матери (Durkin, Klaus, Kennel), что обуславливает наличие сензитивного периода ранней привязанности между ребенком и матерью, влияющего на дальнейшие отношения в диаде. Для описания этих отношений был введен термин бондинг (bonding). Эти исследования подтвердились де Шато. Последующие работы рассматривали влияние на формирование привязанностей не только удовлетворения матерью базовых потребностей ребенка, но и высших потребностей, таких, как формирование определенных взаимоотношений, результатом которых и становится привязанность (Bowlby, Crittenden — Ainsworth, Мещерякова). Было показано, что наиболее важным для формирования привязанности ребенка и взрослого является способность взрослого воспринимать любые сигналы ребенка и отзываться на них (Синхронизация).
Ребенок привязывается к тем, кто быстро и позитивно реагирует на его активность и инициативу, а также вступает в общение, отвечающее когнитивным способностям и настроению ребенка. Необходимыми качествами, способствующими развитию привязанности, являются нежное, бережное обращение взрослого, эмпатия, поддержка, подбадривание. Родители, к которым ребенок привязан, дают указания мягко, доброжелательно, подчеркивают успехи, достижения ребенка (Мещерякова, Ainsworth ).
Первичная привязанность является устойчивой (Main, Jaconbsen) и проявляется у взрослых в их последующей жизни как преемственность эмоциональных и поведенческих паттернов в выборе партнера, в самовосприятии и последующей самооценке, в отношении к работе, в развитии депрессии или в трудностях их межличностных отношений и т.д. Однако было выявлено, что качество привязанностей может меняться при изменении качества взаимоотношений с близкими людьми и что один и тот же человек может иметь множественные паттерны привязанности (Durkin , Rutter ).
Межличностные отношения, если они основаны на защищающей (безопасной) привязанности позволяют развивающейся психике конструировать, «внутренние модели» себя и других, которые формируются вокруг «внутренних моделей привязанности»
и которые в свою очередь обеспечивают построение внутренних структур, основанных на взаимодействии между этой личностью и объектом привязанности. На основе этой внутренней модели привязанности развиваются системы доверия и когнитивные системы переработки восприятий, с помощью которых ребенок оформляет свой образ окружающего мира. Развитие привязанности происходит на основе реального опыта со значимыми, а не фантазийными фигурами, хотя у ребенка все же существуют представления об идеальном уходе.
В соответствии с теорией Дж.Боулби можно сделать вывод о том, что привязанность функционирует как разновидность гомеостатического механизма модулирования тревоги
. Это предположение возникло из рассмотрения раннего взаимодействия матери и ребенка, когда мать покидает ребенка. На тот момент времени у ребенка еще не сформирован образ матери, и ребенок не может удержать объект ни физически, ни мысленно, вследствие этого у него возникает сигнальное чувство тревоги. Нарастание тревоги и возбуждения усиливает привязанность, поэтому целью привязанности можно считать оказание помощи индивиду в модулировании своей тревоги и возбуждения. Выбранный человеком объект привязанности как нельзя лучше подходит для этих целей, но при отсутствии такового подойдет любой. Даже самый холодный человек лучше, чем ничего. Любой объект привязанности может модулировать тревогу самыми различными способами и методами, например, сдерживать эмоциональные реакции, обеспечивать информацией, действуя при этом последовательно и согласованно с нуждами тревожащегося. Это аффективное сдерживание можно рассматривать как описанную А. Бийоном функцию материнского
контейнирования
. Заботящийся о ребенке человек помогает ему развивать способности мыслить и переносить тревогу за счет своих собственных интеллектуальных возможностей. Он также помогает сохранять собственный контроль и систематизировать внутренние проекции. Таким образом, у ребенка происходит процесс осознания происходящего и сдерживания аффективных реакций. Тревога и дистесс могут еще проявится в форме гнева, который наряду с тревогой является распространенным проявлением недостаточной или незащищающей привязанности. Гнев в этом случае, может бессознательно использоваться с целью удержать человека, оказывающего помощь, а также в качестве защиты отношений, которые значимы для разгневанного человека. Гнев, направленный на лица, оказывающие помощь человеку, говорит об ошибках, допущенных при этой оказании помощи.
Главные функции любого объекта привязанности — обеспечивать защищающую базу
и
модулировать тревогу
.
В детстве защищающая база используется в качестве основы для того, что Дж. Боулби назвал «серией экскурсий
«, которые продолжаются на протяжении всей взрослой жизни. По мере того, как зависимость уменьшается, экскурсии становятся все более длительными, и в итоге личность может существовать без тревоги вдали от объекта привязанности. Такие экскурсии обеспечивают безопасность для творческого поиска и проверки гипотез.
Младенец социален с рождения и нуждается в контакте и эмоциональном взаимодействии. Поведение привязанности — это любые формы поведения, направленные на удержание и взаимодействие с объектом привязанности. Формы выражения привязанности делятся на два основных типа: эндогенные и экзогенные
(гримасы, мимика, улыбки). Эндогенные формы инстинктивны, не требуют подтвеждения внешнего окружения, экзогенные формы появляются, когда у ребенка установлены внутренние объекты. Положительная реакция других людей при экзогенных формах поведения привязанности ведет к укреплению привязанности. В случае если привязанность сформирована, ребенок нормально развивается, учится различать свои чувства и чувства других, мыслит логически, развивает социальные связи, развивает сознание, доверяет окружающим, становится уверенным в себе, лучше справляется со стрессом и переживаниями; меньше завидует, не подвержен страхам; развивает чувство собственной значимости и проявляет любовь и нежность к другим (V. Fahlberg).
Семья является средой, в которой формируется привязанность, вне семьи установление привязанностей затруднено. Базовый уход, предоставляемый теми взрослыми, к которым ребенок привязан, ежедневный и постоянный контакт с этими взрослыми. Отношения с этими людьми могут меняться в течение жизни, но они остаются на всю жизнь. Не смотря на то, что их число не велико, именно они обеспечивают ощущение защищенности и безопасности, являются источником для развития, дают опыт переживания чувств, поддержку в трудную минуту и радость разделенного успеха. Привязанность предполагает взаимность, однако, это не всегда так. Первичные привязанности, формируемые в первый год жизни, закладывают основу для дальнейшего развития ребенка и самой привязанности.
Формирование привязанностей у детей, разлученных с семьей.
Нарушения привязанности могут возникнуть при нарушении семейного функционирования, дисфункции члена семьи, при различных травмирующих ситуациях.
Ранние исследования привязанности в основном изучали последствия недостаточной привязанности, связанных с ранней разлукой (эксперименты Харлоу). Сформированная у приматов
недостаточная привязанность приводила к нарушениям социального поведения. У людей характер и качество привязанности изучали, наблюдая за поведением младенцев в незнакомой ситуации.
В 1940 — 1950 годах Дж.Боулби изучая поведение привязанности в группах детей сирот, приходит к выводу, что среди них нет детей, у которых бы была нормально перенесена сепарация (отделение от матери), у всех этих детей есть какие — либо нарушения. На основе этих наблюдений было выделено 3 стадии сепарации. При разлуке с матерью мы можем наблюдать следующие выделенные ниже типы поведения (они же стадии переживания сепарации):
1. Протест, плач.
2.Отчаяние, чувство безнадежности, безучастности, апатии
3. Ребенок начинает себя вести так, как будто он не узнает свою мать.
В США Эйнсворт М. был поставлен эксперимент с 741 различными семьями в том числе и цветными, каждая семья исследовалась 18 раз по 4 часа. В процессе изучений наблюдались различные стили поведения ребенка и матери в диаде. Эксперимент заключался в наблюдении за поведением ребенка, когда мать кратковременно отсутствовала в лаборатории и при ее возвращении. Все дети вели себя по — разному. При возвращении матери наблюдаемое поведение детей можно было бы отнести к четырем группам. Таким образом, М. Эйнсворт удалось лабораторно установить и выделить 4 типа нормальной и нарушенной привязанности у младенцев.
1. Надежная, безопасная привязанность.
Младенцы искали близости и утешения. Их матери были очень отзывчивы. У них формировалось чувство
безопасности и защищенности
.
В следующих трех случаях у детей описаны три вида небезопасной (незащищающей)
привязанности.
2.Избегающая, безразличная
. Дети отворачивались от матери, когда она возвращалась. Сформировавший такую привязанность ребенок угрюм, замкнут, не допускает доверительных отношений со взрослыми и детьми, хотя может любить животных. Основной мотив — «никому нельзя доверять». Подобное может быть, если ребенок очень болезненно пережил разрыв отношений с близким взрослым и горе не прошло, ребенок «застрял» в нем; либо если разрыв воспринимается как «предательство», а взрослые — как «злоупотребляющие» детским доверием и своей силой.
3. Амбивалентная
, эмоционально насыщенная. Ребенок стремится к матери, но потом уходит от нее. Постоянно демонстрирует двойственноее отношение к близкому взрослому: «привязанность-отвержение», то ластится, тоо грубит и избегает. При этом перепады в обращении являются частыми, полутонаа и компромиссы отсутствуют, а сам ребенок не может объяснить своего поведения и явно страдает от него. Характерно для детей, чьи родители были непоследовательны и истеричны: то ласкали, то взрывались и били ребенка — делая и то, и другое бурно и без объективных причин, лишая тем самым ребенкаа возможности понять их поведение и приспособиться к нему.
4. Дезорганизованная
— эти дети научились выживать, нарушая всее правила и границы человеческих отношений, отказываясь от привязанности в пользу силы: им не надо, чтобы их любили, они предпочитают, чтобы их боялись. Характерно для детей, подвергавшихся систематическому жестокому обращению и насилию, и никогда не имевших опыта привязанности. Часто у детей, с дезорганизованной привязанностью мать страдала от депрессии, жестоко обращалась с ними. Такое случается также в шизофреногенных семьях. Этот вид привязанности свойственен детям с диагнозом аутизм.
Изучая поведение в диаде, М. Эйнсворт и другие авторы отмечали, что на поведение ребенка влияют следующие факторы: настроение в данный момент и то, как прошла предыдущая сепарация с матерью. Но в основном сформированная ранее привязанность отражает стиль взаимоотношений ребенка с матерью.
Стили детско — родительского взаимодействия и тип привязанности
.
В случае защищающей
привязанности, ребенок ощущает, что мать где — то рядом, она обязательно придет и ничего с ним не случится. В случае
избегающей
привязанности, дети ждали, но им было безразлично придет мать или нет. В случае
амбивалентной
привязанности дети давали смешанные реакции. Все эти рассмотренные выше случаи представляют различные типы детско — родительского взаимодействия, которые закрепляются и становятся частью личности.
Расстройства привязанности.
В процессе изучения нарушения взаимодействия, как следствия нарушения привязанности, были выделены следующие расстройства привязанности
. Особым образом сложившиеся объектные отношения изучаемых личностей послужили диагностическими критериями для выделения этих трех групп расстройств привязанности.
Диффузная или реактивная привязанность.
В этом случае обследуемым трудно выделить объект, изучаемый ребенок не может выделить конкретное лицо для привязанности. Это расстройство характеризуется отсутствием привязанности, например, у детей в детских домах или других сиротских учреждениях. Это можно рассмотреть как защитную реакцию адаптации. Аналогичная ситуация складывается у детей в семьях алкоголиков.
Неразборчивая привязанность.
Тоже наблюдается в сиротских учреждениях. Дети льнут ко всем людям. Слово мама для них не имеет значения.
Неуверенно – привязанные.
Специфичностью этой привязанности становится отсутствие чувства застенчивости.
Агрессивно привязанные.
У лиц с данным расстройством привязанности наблюдаются защитные механизмы идентификации с агрессором. Идентификация с агрессором дает средство успокоения и управления агрессивными импульсами. Вероятно, что проективную идентификацию используют те индивиды, у которых нарушен объект привязанности, который мог бы успокаивать и сдерживать их возбуждения. Такие личности редко испытывают реакцию на физическую боль.
У взрослых привязанность оценивается с помощью лингвистического анализа воспоминаний о родителях, полученных в процессе интервью для взрослых о привязанностях М. Мейн.
Для взрослых описано три стиля незащищающей привязанности: отвергающий
,
застревающий
и
неразрешенный
. Последняя разновидность привязанности возникает в результате утраты или психотравмы.
Авторы теории привязанности утверждают, что на психическое развитие
и функционирование влияют привязанности к лицам, опекавшим человека в раннем возрасте. Недостаточная или патологическая привязанность в детстве обуславливает развитие форм дезадаптивной привязанности во взрослой жизни.
Незащищающая привязанность в раннем возрасте может служить в дальнейшем фактором риска
, предрасполагающим или являющимся причиной развития психического расстройства. Руттер (Gwen Adshead, 1988) утверждает, что недостаточная привязанность в раннем возрасте может быть фактором риска развития
психического расстройства
у взрослого в дальнейшем, путем взаимодействия с другими факторами, уменьшающими или увеличивающими психическую сопротивляемость человека, повышающими или снижающими риск развития психического расстройства в зрелом возрасте. К этому выводу приводит понимание психического расстройства как проблем, возникших в регулировании психического гомеостаза. На основании этого можно предположить, что достаточно большое количество лиц с психическими расстройствами будет иметь в анамнезе недостаточную или патологическую привязанность. Однако заболевание разовьется не у всех этих людей. Хотя по свидетельству G. Adshead (1988) высокая частота встречаемости исследуемых с недостаточной или незащищающей привязанностью наблюдается в психиатрических отделениях. Их можно отнести к индивидам, чьи «внутренние модели» не способны справляться со стрессогенными факторами и у которых выработались дезадаптивные формы поведения в ответ на внешние или внутренние конфликты.
Установлена связь депрессии в зрелом возрасте с утратой объекта привязанности в раннем периоде жизни и враждебностью со стороны родителей
(исследования Брауна, Харриса 1978, и Паркера 1983г). Нарушения привязанности обнаружены у больных с
большими психозами
(Дозиер, 1990) и р
асстройствами патологических реакций на тяжелую утрату.
Некоторые из дезадаптивных форм поведения можно рассматривать как повторное проигрывание психотравмирующих ситуаций.
Восприятие угрозы взрослыми и риск развития посттравматического стрессового расстройства
могут также зависеть от форм привязанности и реакций на психотравму в раннем периоде жизни. Нарушенное поведение может также быть реакцией на конкретного объекта привязанности. Вероятно также, что психические заболевания являются мощным стимулятором поведения, направленного на создание отношений привязанности, так как сильна угроза потери как внешней так и внутренней безопасности.
Наиболее вероятно, что копирование детских форм незащищающих привязанностей в зрелом возрасте происходит в контексте зависимых отношений, в том числе и по отношению к своему ребенку, что имеет отношение к возникновению жестокого обращения с ребенком.
Взрослые, лишенные заботы в детстве, стремятся заботиться о других в своей профессиональной жизни.
Одним из проявлений незащищающей привязанности в детстве, описанным Дж. Боулби, является стиль установления связи, называемым компульсивным оказанием помощи, когда человек внимателен к нуждам других, а собственные игнорирует. Дж. Боулби утверждал, что у таких детей, которые развивают такую привязанность складывается ложная взрослая жизнь – понятие сходное с понятием ложного Я Винникотта.
В рамках клинической психиатрии раннего возраста в настоящее время выделяются критерии расстройства привязанностей (МКБ-10). Возникновение расстройства привязанности возможно с 8-ми месячного возраста. К патологии относят двойственный тип привязанности – небезопасную привязанность тревожно – сопротивляющегося типа. Небезопасная привязанность избегающего типа рассматривается как условно – патологическая. Выделяют 2 вида расстройств привязанностей – реактивное (избегающий тип) и расторможенное (негативный, невротический тип).
Эти искажения привязанностей приводят к социально – личностным расстройствам, затрудняют школьную адаптацию, межличностные отношения, установление эмоциональных связей в своей семье. Различные исследователи показывали негативное влияние как краткосрочной, так и долгосрочной разлуки с матерью на дальнейшее развитие ребенка (Анна Фрейд, Rutter , Fahlberg , Bowlby и другие). При адекватной быстрой замене матери другим близким человеком (другой фигурой привязанности) последствия могут быть сглажены, в то время, как помещение в приют и последующая депривация могут усилить негативные последствия для ребенка и повлиять на дальнейшее психическое развитие (Goldfarb , Dunn , Spitz ). Раттер показал, что разлука с матерью хоть и является фактором риска, но не определяет полностью перспективы социально–личностного развития. Преодоление нарушений привязанности, в особенности, у детей, никогда не имевших опыта привязанностей, не происходит просто само по себе путем помещения ребенка в новую семью (Durkin , Frieberg ). Эти данные легли в основу идеи замещающего родительстваи обязательного дальнейшего сопровождения семьи как основы для адаптации.
Вера Фалберг выделяет 3 способа «пробуждения» и формирования привязанности у детей, утративших или не имевших привязанность: цикл «возбуждение — релаксация» (потребность — выражение протеста — удовлетворение потребности — успокоение — новая потребность — и т.д.), «цикл позитивного взаимодействия» (родитель инициирует стимулирующее взаимодействие с ребенком — ребенок откликается положительно — и т.д.) и «цикл активного поиска помощи извне» (родитель обращается в различные организации, где он может получить помощь в лечении, обучении, в совместной игре, досуге и т.п.).
Первый цикл инициируется самим ребенком, который заявляет о своих потребностях, второй требует инициативы как ребенка, так и взрослого. Последний способ объединяет ребенка и взрослых в процессе их общего взаимодействия с окружением. В любом случае от замещающего родителя требуется постоянно проявляемая и безусловная «настойчивость» в попытках установить эмоциональный контакт с ребенком и его сохранять, не только «ухаживать» за ребенком, но и поддерживать его, проявлять эмпатию при проявлении ребенком своих чувств, физически успокаивать.
Готовность замещающего родителя давать эмоциональное тепло и принимать ребенка таким, какой он есть — являются определяющими для достижения успеха в формировании привязанности ребенка к новой семье. Включение ребенка в новую семью означает вовлечение его в ее ритуалы и обычаи, которые могут отличаться от его собственных. Качество отношений с другими членами семьи и их готовность принять ребенка и эмоциональная открытость также являются необходимым фактором формирования привязанности. Но самым важным фактором является интеграция привязанностей — прежних и вновь возникающих, построение отношения ребенка к своему прошлому и родителям. Семья с такой проблемой может не справиться и требуется организованная помощь специалистов службы.
Таким образом, условием адаптации и социализации будет являться помещение ребенка в новую семью и организация воспитательного пространства, позволяющего в процессе взаимодействия и взаимопринятия ребенка и семьи компенсировать негативные последствия травм, сформировать новую привязанность и создать условия для успешного развития ребенка.
Для понимания сущности адаптации и для правильной организации работы педагогов и патронатных воспитателей необходимо понимание динамики состояний ребенка, пережившего разрыв с семьей.
Этапы переживания горя и потери:
См. статью Нагер У. «Рекации детей на смерть значимых объектов» (Приложение 2).
1.Шок и отрицание (главная особенность поведения ребенка на этой стадии состоит в том, что он бессознательно не воспринимает потерю).
2. Стадия гнева.
3. Депрессия и вина (тревога, тоска, депрессия, вина).
3. Завершающая стадия — принятие.
В целом, в период адаптации к приемной семье и свыкания с потерей, поведение ребенка характеризуется противоречивостью и неуравновешенностью, присутствием сильных чувств (которые могут подавляться) и расстройством учебной деятельности. Обычно адаптация происходит в течение года. На протяжении этого периода воспитатели могут оказать существенную помощь ребенку, и это послужит «цементом», скрепляющим новые отношения. Однако если какие-либо из перечисленных выше проявлений сохраняются на более долгий срок, необходима помощь специалистов.
Вышеприведенное описание относится к сфере внутренних переживаний детей, столкнувшихся с проблемой разрыва близких отношений и необходимостью формирования новых привязанностей. При этом существует четкая динамика в процессе выстраивания внешних отношений с теми людьми, которые заботятся о ребенке, и становятся для него близкими, в той или иной степени заменяя родителей.
Для того, чтобы преодолеть негативные последствия разрыва с родителями, ребенку необходимы определенность и чувство безопасности, физическая забота, утешение. Базисное чувство безопасности, определяемое качеством привязанности, определяет степень адаптации ребенка и влияет на уровень общего психического развития. Потребность ребенка в безопасности является базовой. Удовлетворение или фрустрация этой потребности зависит от стратегии воспитания, которую выбирает новая мать. Тревожный, не чувствующий безопасности ребенок, пытается удовлетворить потребность в ней путем выбора определенной стратегии поведения, зачастую неадекватной действительности: враждебность с целью расплаты с отвергающим взрослым; сверхпослушание для возврата любви значимого близкого, жалость к себе как призыв к сочувствию, идеализация себя как компенсация чувства неполноценности. Результатом является невротизация ребенка. Особенности поведения замещающего взрослого во время общения с ребенком обусловливают качество формирующегося у него типа привязанностей, а сформированная привязанность способствует интенсивному и разностороннему психическому развитию. Новым родителям нужно инициировать положительное взаимодействие с ребенком, проявлять первыми внимание и заинтересованность его делами и чувствами, задавать вопросы и выражать тепло и участие, даже если ребенок кажется равнодушным или угрюмым. Им необходимо внимательно относиться к воспоминаниям ребенка, которому необходимо поговорить о том, что с ним было, о своей семье. Необходимо сохранять памятные вещи и помогать в налаживании жизни и учебы. Родители детей с ненадежной привязанностью демонстрируют чрезмерное вмешательство в действия ребенка (нарушение границ), не учитывают его собственных желаний и потребностей и не отвечают на его запросы.
Нарушенное материнское отношение, неадекватная организация общения с ребенком, проявление матерью авторитаризма, отвержение, гиперопека или инфантилизация ребенка способствуют фрустрации его потребностей. Чрезмерная опека порождает инфантилизм и неспособность ребенка к самостоятельности, излишняя требовательность – неуверенность ребенка в себе, эмоциональное отвержение – повышенный уровень тревожности, депрессии, агрессии. Материнское отношение должно соответствовать потребностям развития ребенка. Э.Фромм обозначил как «гетерономное воздействие» отношение матери, противоречащее естественному росту ребенка, при котором свободное, спонтанное выражение желаний и потребностей ребенка подвергается различным ограничениям, что вызывает различные психические патологии. Э.Фромм исследовал и различие влияний привязанности ребенка к матери и к отцу на разных стадиях развития ребенка. Им показано, что по мере взросления привязанность к матери теряет значимость и после 6-и лет актуализируется потребность ребенка в отцовской любви и руководстве. «Развитие от привязанностей, концентрирующихся вокруг матери, к привязанностям, концентрирующимся вокруг отца, и их постепенное соединение образуют основу духовного здоровья и позволяют достичь зрелости. Отклонения от нормального пути этого развития составляют причину различных нарушений».
Таким образом, сила и качество привязанностей во многом зависят от поведения родителей по отношению к ребенку и от качества их отношения к нему. Это в полной мере относится и к замещающим родителям. Замещающая семья должна обладать опытом воспитания такого ребенка, понимать закономерности развития ребенка и последствия утраты привязанности к кровным родителям, влияние их собственного отношения к ребенку на его развитие, т.е. быть достаточно подготовленной, в дальнейшем такой семье будет нужна помощь специалистов. Встает задача создания института профессиональных домашних воспитателей и системы последующего педагогического сопровождения.
Эрик Эриксон
Исследований Эрика Эриксона была параллельна траектории Боулби и Эйнсворта, но шла с другой точки зрения.
Работа Эриксона была основана на оригинальных теориях личности Фрейда и опиралась на его идею об эго. Тем не менее, Эриксон уделял больше внимания контексту культуры и общества, нежели внимание Фрейда к конфликту между ид и суперэго.
Кроме того, его этапы развития основаны на том, как дети общаются и как это влияет на их самосознание, а не на половое развитие.
Восемь стадий психосоциального развития по Эриксону:
- Младенчество — доверие против недоверия
. На этом этапе дети требуют от родителей большой заботы и утешения, что приводит к развитию у них первого чувства доверия (или, в некоторых случаях, недоверия). - Раннее детство — автономия против стыда и сомнения.
Малыши и очень маленькие дети начинают отстаивать свою независимость и развивают свою уникальную индивидуальность, делая вспышки гнева и неповиновения распространенными. - Дошкольные годы — Инициатива против вины.
На этом этапе дети начинают изучать социальные роли и нормы. Их воображение взлетает в этот момент, и неповиновение и истерики предыдущего этапа, скорее всего, продолжатся. То, как взрослые, которым доверяют, взаимодействует с ребенком, побуждает его или ее действовать независимо или развивает чувство вины за любые неуместные действия. - Школьный возраст — компетентность и неполноценность.
На этом этапе ребенок выстраивает важные отношения со сверстниками и, вероятно, начинает ощущать давление успеваемости. На этом этапе могут начаться проблемы с психическим здоровьем, включая депрессию, беспокойство, СДВГ и другие проблемы. - Подростковый возраст — личность против ролевого замешательства
. Подросток достигает новых высот независимости и начинает экспериментировать и собирать воедино свою индивидуальность. Проблемы со связью и внезапные эмоциональные и физические изменения являются общими на этом этапе. - Молодая взрослая жизнь — близость и изоляция.
На этом этапе (приблизительно в возрасте 18-40 лет) человек начинает больше делиться с другими, включая людей вне семьи. Если человек успешен на этой стадии развития, он или она будет строить удовлетворяющие отношения, которые будут иметь чувство приверженности, безопасности и заботы, в противном случае они могут бояться преданности и испытывать изоляцию, одиночество и депрессию. - Средняя зрелость — Генеративность против стагнации.
На предпоследней стадии (приблизительно 40-65 лет) индивидуум, вероятно, утвердился в своей карьере, отношениях и семье. Если человек не создан и не вносит свой вклад в развитие общества, он или она может чувствовать себя застойным и непродуктивным. - Поздняя взрослая жизнь — целостность эго против отчаяния.
Наконец, поздняя взрослая жизнь (в возрасте 65 лет и старше) обычно приводит к снижению производительности, что может быть либо воспринято как вознаграждение за свой вклад, либо встречаться с чувством вины или неудовлетворенности. Успешная навигация на этой стадии защитит человека от депрессии или безнадежности и поможет ему развить мудрость.
Важно!
Хотя это не полностью соответствует теории привязанности, выводы Эриксона явно связаны со стилями привязанности и поведением, определенными Боулби, Эйнсвортом и Харлоу.
Сохраняйте связь на расстоянии
Помогите ребенку сохранить чувство близости, пока вы в разлуке. Гордон Ньюфелд называет эту практику «bridging» – наведение моста, связывание. Это интуитивные действия, доступные и используемые большинством. Примером могут стать влюбленные, поддерживающие связь на расстоянии с помощью милых записок, памятного аксессуара или одинаковой одежды.
Дайте возможность вашему ребенку построить такой же мостик, дайте ему с собой вашу фотографию или значимый для вас обоих предмет, положите записку в портфель. Другой способ сохранения близости – держать ребенка в курсе того, где вы находитесь, когда вас нет рядом. Покажите ему ваше рабочее место, отметьте на карте маршрут передвижения, если уезжаете надолго.
Уходя из дома или оставляя ребенка в детском саду, скажите: «Не могу дождаться, когда я приду, и мы сможем поиграть вместе». Таким образом вы сфокусируете внимание не на расставании, а на следующей встрече.
Практика наведения мостов может пригодиться не только в случае разлуки, но и тогда, когда вы или ребенок не в духе, сердиты или ожесточенно обсуждаете его нежелательное поведение, например: «я недовольна твоими оценками, но я люблю тебя вне зависимости от них».
Позвольте ребенку не сомневаться в вашей любви, что бы ни происходило.
Теория привязанности у младенцев и детей раннего возраста
По словам Боулби и Эйнсворта, привязанность к первичному воспитателю развивается в течение первых 18 месяцев жизни ребенка
, начиная с инстинктивного поведения, такого как плач. Такое поведение быстро направлено на одного или нескольких опекунов, и к 7 или 8 месяцам дети обычно начинают протестовать против ухода опекуна (-ов) и скорбят по поводу их отсутствия.
Как только дети достигают стадии малыша, они начинают формировать внутреннюю рабочую модель своих отношений привязанности. Эта внутренняя рабочая модель обеспечивает основу для убеждений ребенка относительно собственной самооценки и того, насколько они могут зависеть от других для удовлетворения своих потребностей.
По мнению Боулби и Эйнсворта, стили привязанности, которые дети формируют на основе своего раннего взаимодействия с опекунами, образуют континуум регуляции эмоций с привязанностью к тревожно-избегающему с одной стороны и устойчивой к тревоге с другой. Безопасная привязанность находится в середине этого спектра между чрезмерно организованными стратегиями контроля и минимизации эмоций и неконтролируемыми, неорганизованными и неэффективно управляемыми эмоциями.
Важно!
Недавно добавленная классификация «дезорганизовано-дезориентировано» может отображать стратегии и поведение по всему спектру, но в целом они неэффективны в управлении своими эмоциями и могут вызывать вспышки гнева и агрессии.
Исследования показали, что помимо регуляции эмоций существует множество форм поведения, связанных со стилем привязанности ребенка. Среди других выводов имеются свидетельства следующих связей:
- Безопасная привязанность.
Дети, как правило, с большей вероятностью видят в других поддержку, а самих себя — как компетентных и достойных уважения. Они положительно относятся к другим и демонстрируют устойчивость, участвуют в сложной игре и более успешны в классе и во взаимодействии с другими детьми. Они лучше воспринимают взгляды других и больше доверяют другим. - Тревожно-избегающая привязанность.
Дети с тревожно-избегающей привязанностью обычно менее эффективны в управлении стрессовыми ситуациями. Они, скорее всего, откажутся и будут сопротивляться поиску помощи, что мешает им формировать удовлетворяющие
отношения с другими
. Они проявляют больше агрессии и антиобщественного поведения, например лжи и запугивания, и они склонны дистанцироваться от других, чтобы уменьшить эмоциональный стресс. - Тревожно-устойчивая привязанность.
Они испытывают недостаток уверенности в себе и держатся ближе к своим основным попечителям. Они могут демонстрировать преувеличенные эмоциональные реакции и держаться на расстоянии от сверстников, что ведет к социальной изоляции. - Дезорганизованная привязанность.
Дети с неорганизованным стилем привязанности обычно не в состоянии выработать организованную стратегию для преодоления стресса, связанного с разлукой, и склонны проявлять агрессию, разрушительное поведение и социальную изоляцию.
Они с большей вероятностью видят в других угрозу, а не источник поддержки, и поэтому могут переключаться между социальной изоляцией и агрессивно-оборонительным поведением
.
Важно!
Из этих описаний поведения и регуляции эмоций легко увидеть, как стиль привязанности в детстве может привести к проблемам в отношениях во взрослой жизни.
Привязанность как импринтинг
Импринтинг – это процесс, помогающий животным разобраться с социальными инстинктами. Для наглядности приведем в пример детеныша какого-либо животного. Поначалу он может следовать за любым объектом. Но их количество быстро уменьшается и вскоре, ближе к концу импринтинга, он идет только за матерью. Им руководит страх. Он же предотвращает образование новых привязанностей.
С людьми происходит то же самое. Только в их случае процесс развивается медленнее. Как сказано выше, в первые недели после рождения дети улыбаются, плачут, хватаются за человека, который находится рядом с ними. Так они демонстрируют свою привязанность, желание удержать. По мере взросления круг таких людей сужается. Появляется боязнь незнакомцев. В итоге остается один объект, которого ребенок постоянно хочет видеть рядом. Так развивается импринтинг на определенного человека. Именно он побуждает ребенка следовать за мамой.
Теория привязанности у взрослых: близкие отношения, воспитание детей, любовь и развод
Эти стили привязанности в детстве приводят к типам привязанности в зрелом возрасте. Ниже приведено объяснение четырех типов привязанности во взрослых отношениях.
Типы, стили и этапы (безопасный, избегающий, амбивалентный и дезорганизованный)
- Надежная привязанность.
Взрослые люди, скорее всего, будут довольны своими отношениями, чувствуют себя в безопасности и связаны со своими партнерами, не чувствуя необходимости быть вместе все время. Их отношения, вероятно, будут отличаться честностью, поддержкой, независимостью и глубокими эмоциональными связями. - Тревожно избегающая привязанность.
Люди с таким стилем привязанности обычно держатся на расстоянии от других. Они могут чувствовать, что им не нужна человеческая связь, чтобы выжить или процветать, и настаивают на сохранении своей независимости и изоляции от других. Эти
люди часто могут эмоционально «закрыться»
, когда возникает потенциально вредный сценарий, такой как серьезный спор с партнером или угроза продолжению их отношений. - Тревожно-устойчивая привязанность.
Те, кто образует менее надежные связи со своими партнерами, могут отчаянно нуждаться в любви или привязанности и чувствовать, что их партнер должен «завершить» их или решить свои проблемы. Хотя они стремятся к безопасности в своих романтических отношениях, они могут также действовать таким образом, что отталкивают своего партнера. Поведенческие проявления их страхов могут включать в себя быть придирчивыми, требовательными, ревнивыми или легко расстраиваться маленькими вопросы. - Избегающие страха.
Второй тип привязанности к избегающему взрослого проявляется скорее как амбивалентность, чем как изоляция. Люди с таким стилем привязанности, как правило, стараются избегать своих чувств. Они могут страдать от непредсказуемых или резких перепадов настроения и бояться получить травму от романтического партнера. Эти люди одновременно тянутся к партнеру и боятся сблизиться. Неудивительно, что этот стиль затрудняет формирование и поддержание значимых, здоровых отношений с другими.
Каждый из этих стилей следует рассматривать как континуум поведения привязанности, а не как определенный «тип» личности. Кто-то с обычно безопасным стилем привязанности может иногда демонстрировать поведение, более подходящее для других типов, или кто-то со стилем избегающего может образовать надежную связь с конкретным человеком.
Важно!
Эти «типы» должны рассматриваться как способ описания и понимания поведения человека, а не как точное описание личности человека.
В зависимости от стиля привязанности человека подход к близким отношениям, браку и воспитанию детей может сильно различаться.
Количество способов, которыми эта теория может быть применена или использована для объяснения поведения, усугубляется и расширяется тем фактом, что отношения требуют двух (или более) людей, любое поведение привязанности, которое демонстрирует индивидуум, будет влиять и зависеть от поведения привязанности других людей.
Учитывая огромное разнообразие людей, поведения и отношений, неудивительно, что существует так много конфликтов и путаницы.
Важно!
Также неудивительно, хотя и не менее печально, что многие отношения заканчиваются разводом или распадом, что может привести к нездоровому циклу привязанности у детей этих союзов.
На фото Джон Боулби
Предпосылки развития
У теории привязанности были родоначальники. Именно поэтому она основана на определенных выводах, которые были сделаны ранее. Например, Зигмунд Фрейд рассматривал неврозы взрослых людей таким образом: он сначала делал упор на проблему в зрелом возрасте, а уже потом выстраивал связь с детским. Боулби научил своих последователей выстраивать линию психологической проблемы снизу. Он определил, что все осложнения возникают еще в детстве, а уже потом они развиваются и становятся заметными.
Боулби опирался на такой фактор: привязанность родителей и детей играет огромную роль в правильном развитии человека. Мать и отец для ребенка – это не только удовлетворение его физиологических потребностей (еда, забота и т. д.), но и связь с миром. Боулби рассматривал адаптацию ребенка к внешней среде как основной аспект его развития. Без матери такая адаптация будет неполноценной. Даже в современном мире младенец, растущий без матери и без близких людей, может погибнуть. Если брать за основу теорию привязанности, то она довольно актуальна всегда и во все времена. Для ребенка очень важно, чтобы взрослые всегда присутствовали рядом с ним. Поэтому почти все дети придерживаются такой стратегии поведения, которая дает им возможность привлекать внимание взрослых. Вот почему дети часто плачут, капризничают, улыбаются или хватают за руку.
На основе таких наблюдений Боулби создал теорию привязанности, которая говорит о том, что ребенок может подать сигнал взрослому, а взрослый человек может удовлетворить потребности ребенка. Так выстраивается крепкая взаимосвязь между двумя субъектами.
При разрыве такой связи ребенок будет чувствовать постоянный страх за жизнь и одиночество. В результате его психика будет неправильно развиваться.
Теория привязанности при горе и травме
Теория привязанности также находит применение в понимании горя и травмы, связанной с потерей.
Хотя вы можете быть наиболее знакомы с пятью стадиями горя Кюблер-Росса, им предшествовали четыре стадии Боулби. Во время работы Боулби над привязанностью он и его коллега Колин Мюррей Паркс заметили четыре стадии горя:
- Шок и онемение.
На этой начальной стадии скорбящий может почувствовать, что потеря не реальна или что ее просто невозможно принять. Он или она может испытывать физические страдания и не сможет понять и передать свои эмоции. - Тоска и поиск.
На этой стадии скорбящий очень хорошо осознает пустоту в своей жизни и может попытаться заполнить эту пустоту чем-то или кем-то еще. Он или она все еще сильно идентифицирует себя и может быть озабочен покойным. - Отчаяние и дезорганизация.
Скорбящие теперь признают, что все изменилось и не могут вернуться к тому, что было раньше. Он или она также могут испытывать отчаяние, безнадежность и гнев, а также вопросы и интенсивное внимание к пониманию ситуации. Он или она может уйти от других на этом этапе. - Реорганизация и восстановление.
На заключительном этапе вера в жизнь может начать возвращаться. Он или она начнет восстанавливать и устанавливать новые цели, новые модели и новые привычки в жизни. Скорбящий снова начнет доверять, и горе отступит.
Конечно, стиль привязанности будет влиять и на то, как переживается горе. Например, кто-то, кто в безопасности, может пройти через этапы довольно быстро или вообще пропустить некоторые, в то время как кто-то, кто беспокоится или избегает, может застрять на одном из этапов.
Важно!
Мы все переживаем горе по-разному, но просмотр этого опыта через призму теории привязанности может принести новую перспективу и понимание наших уникальных процессов скорби и того,
почему некоторые из нас «застревают» после потери
.
История
Теория привязанности была первоначально разработана британским психоаналитиком Джоном Боулби. Он стремился понять, почему младенцы испытывают сильные переживания, когда их отделяют от родителей. И заметил, что разлученные младенцы, чтобы восстановить контакт с отсутствующим взрослым идут на различные действия, такие как плач, лихорадочный поиск, цепляние руками за различные предметы. В то время как остальные психоаналитики утверждали, что такое поведение было выражением незрелых механизмов защиты, действующих для подавления эмоциональной боли, Боулби отмечал, что подобные проявления – эволюционная функция.
Основываясь на эволюционной теории, Боулби предположил, что такие реакции являются адаптивным ответом на отделение от первичной фигуры привязанности – человека, оказывающего поддержку, защиту и заботу. Он утверждал, что в ходе эволюции младенцы, поддерживающие близкий контакт с родителем, с большей вероятностью доживали до репродуктивного возраста.
Критика теории привязанности
Как и в любой популярной теории в психологии, есть несколько критических замечаний, которые были высказаны против нее.
Главными среди них являются следующие критические замечания:
- Чрезмерное внимание к воспитанию.
Эта критика исходит от психолога Дж. Р. Харриса, который считает, что родители не оказывают такого большого влияния на личность или характер своего ребенка, как считает большинство людей. Она отмечает, что большая часть личности определяется генетикой, а не окружающей средой. - Ограничения модели:
- Критика стрессовой ситуации теории привязанности отмечает, что модель была основана на реакциях ребенка в кратковременных, стрессовых ситуациях (будучи отделенными от родителей), и не дает никакого представления о том, как дети и родители взаимодействуют в не стрессовых ситуациях.
- Кроме того, ранняя модель не учитывала тот факт, что дети могут иметь разные виды привязанности к разным людям, привязанность с матерью не может представлять привязанности, образованные другими.
- Наконец, мать рассматривалась как фигура автоматической первичной привязанности в ранней модели, когда отец, отчим, брат, дедушка, бабушка, тетя или дядя могут быть тем человеком, с которым ребенок наиболее сильно связан.
Важно!
Хотя некоторые из этих критических замечаний со временем исчезли, поскольку теория вводится с новыми доказательствами и обновленными концепциями, полезно взглянуть на любую теорию критическим взглядом.
Возможно ли изменить тип привязанности?
Ученые провели исследования и сделали такое предположение: в формировании привязанности важную роль играют генетические составляющие. Гены, которые могут кодировать дофаминовые и серотониновые точки, влияют на формирование типа привязанности. Например, они могут повлиять на формирование тревожного и тревожно-избегающего типа привязанности. Прежде чем того, может человек изменить тип привязанности или нет, нужно обратить внимание на следующую информацию. На протяжении долгого времени американские исследователи наблюдали за большим количеством людей. В результате они выяснили, что у 80% этих людей тип привязанности не способен претерпевать изменения.
Из этого можно сделать вывод о том, что в человеке тип привязанности закладывается еще в детстве. Именно поэтому большинство моделей отношений являются очень устойчивыми. Человек в детстве получает определенные привычки. А линия его поведения и черты его характера формируются вместе с его развитием. И если ребенок растет в нормальной среде, то и его черты характера, и линия поведения будут оставаться в пределах нормы.
И все же некоторые люди могут менять свои привычки на протяжении жизни. Это означает, что они способны изменить и свой подход к межличностным отношениям. В конечном итоге у такого человека вполне может поменяться и тип привязанности. Кроме того, некоторые методы психотерапии могут направить человека по другому пути развития. А это значит, что и тип привязанности он также может изменить. К таким методикам относятся гештальт-терапия, личностно-ориентированная терапия и т. д.
Рекомендуемые книги
На сегодняшний день, существует огромное количество книг, статей, эссе, которые вы можете читать и делать определенные выводы для себя. Несколько самых популярных книг по теории привязанности можно найти ниже:
- Приложение: «Новая наука о привязанности к взрослым и как она может помочь вам найти и сохранить любовь» Амира Левина и Рэйчел Хеллер.
- Привязанность в психотерапии Дэвида Дж. Уоллина.
- «Справочник по приложениям: теория, исследования и клинические применения» (3-е издание) Джуд Кэссиди и Филиппа Р. Шейвера.
- Теории привязанности: Введение в Боулби, Эйнсворт, Гербер, Бразелтон, Кеннелл и Клаус, автор Кэрол Гархарт Муни.
- Неуверенность в любви: как тревожная привязанность может заставить вас чувствовать себя ревнивой, нуждающейся и обеспокоенной, и что вы можете с этим поделать, Лесли Беккер-Фелпс.
Эта часть была посвящена теории привязанности, теории, разработанной Джоном Боулби в 1950-х годах и расширенной Мэри Эйнсворт
и бесчисленным количеством других исследователей в последующие годы. Теория помогает объяснить, как наши детские отношения с нашими опекунами могут оказать глубокое влияние на наши отношения с другими взрослыми людьми.
Важно!
Хотя теория привязанности не может объяснить каждую особенность личности, она закладывает основы для глубокого понимания себя и окружающих, когда речь заходит о связи и взаимодействии с другими.
Что вы думаете о теории привязанности? Как вы думаете, есть ли стили привязанности, не охватываемые четырьмя категориями? Есть ли какая-либо другая критика теории привязанности, которую вы считаете обоснованной и заслуживающей обсуждения? Мы хотели бы услышать ваши мысли в разделе комментариев.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Аналогия с импринтингом
Импринтингом считают усвоение животными стимулов, активизирующих их социальные инстинкты. К. Лоренц открыл, что утята следуют за движущимся объектом после своего рождения, и неважно, мама ли это утка или ноги человека. Другой стороной медали процесса импринтинга является избирательность – то есть, однажды выбрав объект, идентифицируемый с матерью, утята продолжают считать его таковым и уже не способны переучиться.
Аналогии можно провести и с человеческим поведением, только это связано не с движением, но с адресацией социально обусловленных реакций. С годами импринтинг у человека упрочивается, и четко очерченным становится круг лиц, позиционируемых ребенком как авторитетные фигуры.