В статье мы расскажем:
- Межличностные отношения во взаимодействии людей
- Особенности и примеры межличностных отношений
- 5 принципов взаимодействия людей
- 4 типа взаимодействия людей
- 13 советов по выстраиванию позитивных взаимоотношений
Взаимодействие людей – это отношения, завязанные на чувствах, общении, предполагающие совместную деятельность. Основываются они на социальных связях, уже существующих или вновь возникающих между членами общества. Вербальные и невербальные, спонтанные или постепенные – существует множество вариантов.
Как правило, межличностные отношения устанавливаются с определённой целью: получить какую-либо выгоду, поделиться эмоциями, ощутить поддержку, узнать или сообщить что-то. Важными составляющими таких отношений являются взаимное доверие и понимание.
Определение
Взаимодействие в психологии – это процесс непосредственного или косвенного влияния людей друг на друга в результате общения, который порождает их взаимосвязь или обособленность. Такое определение понятия является самым распространенным в современной психологии, но не единственным.
Революция в способах изучения человеческой психики позволила науке об отношениях выйти на новый уровень и разграничить понятия души и тела, как отдельные области изучения. Проблема их соотношений приобрела особую остроту. Определение взаимодействия менялось в зависимости от влияния времени и трактовки различных психологических школ.
- Рене Декарт, французский философ, описывал взаимодействие, как полную зависимость живого тела от влияния внешних сил.
- Научный деятель и мыслитель из Нидерландов, Бенедикт Спиноза, определял психическое начало в человеке, как результат взаимодействия организма и природы, которое также является влиятельным фактором на это взаимодействие.
- Согласно теории Парсона, американского социолога, взаимодействие между личностями лежит в основе построения индивидуальной человеческой деятельности. При таком подходе все многообразие социальной деятельности строится из психологии индивида.
- Социальные психологи, американцы Тибо и Келли предъявили теорию взаимодействия в диаде. Такой подход подразумевает, что взаимодействием следует считать любые межличностные отношения, которые характеризуются реальным обменом поведенческими рефлексами в рамках конкретной ситуации. Взаимодействие будет продолжаться до той поры, пока оба участника получают взаимную выгоду от взаимодействия.
- Польский социолог Я. Щепанский предложил иную модель определению взаимодействия, согласно которой взаимодействие характеризуется не отдельными актами, а делится на последовательные этапы.
- Согласно концепции Г. Мида взаимодействие – исходный пункт каждого социально психологического исследования. В ситуации взаимодействия происходит становление личности. Индивидуум осознает себя, как личность в совместной деятельности с другими.
- Отечественная психология также рассматривает различные схемы ситуаций взаимодействия. По определению Галины Андреевой, взаимодействие определяется, как форма организации конкретной человеческой деятельности.
Взаимодействие участников образовательного процесса в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ
Гладкова
Взаимодействие участников образовательного процесса в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ
Взаимодействие участников образовательного процесса в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ.
Автор: Гладкова Елена Викторовна
Введение
Инклюзи вное образова ние (англ. inclusion — включение, включающее образование, совместное обучение) — форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях. При этом для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
создаются специальные
условия: перепланировка учебных помещений, новые методики обучения, адаптированный учебный план, изменённые методы оценки и другие.
Первые попытки интегрировать людей с инвалидностью в общество проводились параллельно в Скандинавских странах, США и Японии. В 1970-х годах началась разработка и внедрение нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей людей с инвалидностью. Наиболее совершенную законодательную базу в области инклюзивного образования имеют Канада, Кипр, Дания, Бельгия, ЮАР, Испания, Швеция, США и Великобритания.
Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в России на рубеже 1980—1990 годов. В 1991 году в Москве по инициативе Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации открылась первая школа инклюзивного образования «Ковчег»
. Осенью 1992 года был создан проект
«Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья»
, в результате которого в одиннадцати регионах страны создали экспериментальные площадки по интегрированному обучению
детей с инвалидностью. В 2008 году Россия подписала конвенцию о правах инвалидов, а в 2012 — утвердила на законодательном уровне возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья в Законе «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года.
Согласно закону, инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении. При этом они по-прежнему могут получить образование и в специальных учреждениях.
Участниками инклюзивного образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения являются дети, их родители (законные представители, педагогические работники. Взаимоотношения между ними регулируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе воспитания, обучения, развития, присмотра, ухода и оздоровления детей, длительность пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении, а также расчет размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей)
за содержание ребенка в дошкольном
образовательном учреждении.
Отношения ребенка и персонала дошкольного образовательного учреждения строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребенка и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями.
Дети – участники образовательного процесса в условиях инклюзивного образования
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или)
психическом развитии
обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
В настоящее время в основе педагогической классификации выделяются следующие категории детейс нарушениями развития:
• Дети с нарушениями слуха (глухие и слабослышащие, первичное нарушение носит сенсорный характер, нарушено слуховое восприятие, вследствие поражения слухового анализатора. К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с окружающими посредством устной речи затруднено или невозможно.
• Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие, первичное нарушение носит сенсорный характер, страдает зрительное восприятие, вследствие органического поражения зрительного анализатора. Дети с нарушением зрения практически не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности.
• Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, первичным нарушением являются двигательные расстройства, вследствие органического поражения двигательных центров коры головного мозга. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений, ограничение их объема и силы. Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве.
• Дети с тяжелыми нарушениями речи, первичным дефектом является недоразвитие речи. К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной)
функции речи.
• Дети с задержкой психического развития, их характеризует замедленный темп формирования высших психических функций и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости, вследствие слабовыраженных органических поражений центральной нервной системы (ЦНС)
.
• Дети с нарушениями интеллектуального развития, первичное нарушение — органическое поражение головного мозга, обуславливающее нарушения высших познавательных процессов. Умственно отсталые дети — дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего, интеллектуального, возникающее на ранних этапах онтогенеза.
• Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом)
представляют собой разнородную группу, характеризующуюся различными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями. У всех
детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков.
• Дети с комплексными (сложными)
нарушениями развития, у которых сочетаются два и более первичных нарушения (например, слабослышащие с детским церебральным параличом, слабовидящие с задержкой психического развития и др.).
Статус «ребенок с ОВЗ»
устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией. Он может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.
Инклюзивного образования для детей с ОВЗ позволяет расширить круг общения с людьми без нарушений развития разных возрастов, что повышает уровень их социализации и коммуникативных навыков. Это важно, потому что дети с ОВЗ и инвалидностью зачастую ограничены общением с родными, специалистами, похожими на себя сверстниками. Кроме того, такое общение способствует преодолению социальной стигматизации. Появляется возможность посещать музеи, выставки, театры, кинотеатры, которые адаптированы для людей с ОВЗ и инвалидностью. У детей улучшаются академические достижения, если им созданы специальные условия в соответствии с их особыми образовательными потребностями. К таким условиям относятся архитектурная среда, методическое и кадровое обеспечение, повышение квалификации учителей, применение специальных приемов, методов и технологий обучения. Инклюзивное образование дает возможность детям с особенностями осваивать образовательную программу в том варианте, который им доступен, в удобном для них темпе. Процесс обучения может совмещаться с необходимыми коррекционно-развивающими занятиями и оздоровлением. Дети с ОВЗ, как правило, учатся в образовательных учреждениях в шаговой доступности от дома. Поэтому у них есть возможность общаться с одноклассниками и в свободное от уроков время.
Помощь сверстникам с ограниченными возможностями способствует воспитанию у здоровых детей внимательности, отзывчивости, толерантности готовности прийти на помощь. Обычные дети учатся уважать и ценить своих одногруппников, одноклассников, видеть то, что находится за внешними проявлениями особенности и инвалидности.
Содержание инклюзивного образования с детьми реализуется в разных формах образования: беседы и чтение художественной литературы, моделирование игровых ситуаций, через дидактические игры, индивидуальные занятия со специалистами, активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка,совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми, проведение режимных моментов воспитательно-образовательного процесса формирование навыков саморегуляции и самообслуживания.
Родители (законные представители)
–
участники образовательного процесса в условиях инклюзивного образования
На сегодняшний день одной из важнейших задач, стоящих перед детским садом является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». В связи с этим изменяются не только формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников, но и философия взаимодействия: от «работы с родителями»
до
«сотрудничества»
.
В соответствии с этим родители должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.
Взаимодействие детского сада и семьи — необходимое условие полноценного развития дошкольников в условиях инклюзивного образования детского сада. От их взаимодействия зависит успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению дефекта и процесс воспитания детей в целом, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги-специалисты и родители действуют согласованно.
Работа с семьей ведется по 2 направлениям:
• повышение уровня компетенции родителей по вопросам развития и воспитания детей с ОВЗ;
• вовлечение в непосредственно образовательную деятельность.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, необходимо хорошо узнать родителей своих воспитанников. Поэтому начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Дальнейшая работа с родителями реализуется через разнообразные формы взаимодействия:
• анкетирование (для анализа настроя и ожиданий родителей от пребывания ребенка в ДОУ)
;
• индивидуальные беседы и консультации анализ социального статуса семьи, установление партнерских отношений; активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.
• праздники (создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки).
Проведение анкетирования, личных бесед помогает правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать формы взаимодействия с семьей. А последующие формы взаимодействия помогут родителям активно влиться в процесс образования.
Многие родители здоровых детей переживают из-за того, что педагог или воспитатель будет уделять здоровым детям недостаточно внимания по причине того, что ему постоянно придётся тратить своё драгоценное время на особых детей. Однако в обыкновенную группу включают не более 2-3 детей с особыми потребностями, и педагог уделяет им столько же внимания, сколько и здоровым детям. Если речь идёт о детях-инвалидах с полной сохранностью интеллекта, то они, как правило, не имеют совершенно никаких дополнительных потребностей, которые бы вынуждали педагога задерживать всю остальную группу детей в процессе обучения. Для детей с ограниченными потребностями дошкольное образование, полученное на общих основаниях – это реальный шанс избавиться от многих трудностей социально-психологического характера, с которым вынуждено сталкиваться большинство детей-инвалидов.
Содержание инклюзивного образования с родителями реализуется в разных формах образования тематические родительские собрания и консультации доступная информация о работе по инклюзии, комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия, консультирование родителей специалистами по интересующим вопросам, обсуждение волнующих родителей проблемы, информационную и психологическую поддержка.
Организации, педагогический состав, специалисты – участники образовательного процесса в условиях инклюзивного образования
Для успешной реализации инклюзивного дошкольного образования необходима принятие идеологии инклюзии, создание особой безбарьерной среды, создание команды высококвалифицированных специалистов, способствовать ее обучению, умения строить взаимоотношения с родителями и другими общественными организациями. Предметно-развивающая среда должна быть доступной, развивающей, оснащенной современным оборудованием. Педагоги и специалисты должны реализовывать инклюзивный подход, иметь методическое обеспечение, нормативно-правовое обеспечение, открытую систему взаимодействия с социумом.
Инклюзивное дошкольное образование реализуется в двух основных формах.
При дошкольном учреждении могут быть организованны специальные группы для детей с особыми потребностями. Несмотря на то, что особенные дети обучаются отдельно, они остаются включёнными в социальную жизнь дошкольного учреждения, наравне со здоровыми детьми участвуют в общественных мероприятиях и т. д. Обыкновенно, в специальных группах обучаются дети, имеющие отклонения и задержки в психическом и интеллектуальном развитии.
В другой форме инклюзивное дошкольное образование реализуется путём непосредственного включения детей с особыми потребностями в состав группы, где они занимаются на общих основаниях со всеми детьми. Этот вариант чаще применяется при условии сохранности интеллекта у детей-инвалидов.
Для реализации целей инклюзии в дошкольном учреждении работают специалисты разного профиля – психологи, дефектологи, логопеды, воспитатели, педагоги дополнительного образования, медицинские работники. Для эффективной работы в инклюзивной группе необходимо выстроить различные схемы организации взаимодействия специалистов. Эти схемы будут зависеть от состава детей инклюзивной группы, и определяться сочетанием индивидуальных образовательных планов и Образовательной программой.
Правила инклюзивного образовательного учреждения
• Все воспитанники равны в детском сообществе.
• Все воспитанники имеют равные стартовые возможности и доступ к процессу обучения в течение дня.
• У всех воспитанников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей.
• Педагоги планируют и проводят эффективное воспитание и обучение дошкольников.
• Сотрудники, вовлеченные в процесс воспитания и образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т. е. социальную интеграцию воспитанников.
• Программа и процесс воспитания и развития учитывает потребности каждого дошкольника.
• Семьи, «включенных»
воспитанников являются
участниками образовательного процесса.
• Вовлеченные сотрудники настроены только позитивно и понимают свои обязанности
Цель и задачи инклюзивного образования:
Специфические задачи:
• квалифицированная коррекция отклонений в физическом или психическом развитии воспитанников;
• интеграция детей с отклонениями в состоянии здоровья в единое образовательное пространство обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития организация такого образовательного развивающего пространства для всех и безбарьерной среды, позволяющих детям с ОВЗ получить современное дошкольное качественное образование и воспитание, гармоничное всестороннее развитие личности;
• формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения;
• создание возможности всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива ДОУ
Цели и задачи — система задач трех уровней:
• коррекционный- исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития;
• профилактический — предупреждение отклонений и трудностей в развитии;
• развивающий — оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.
И только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность инклюзивного обучения и коррекционно-развивающих программ.
Основные принципы инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Общая стратегия деятельности участников образовательного процесса в инклюзивной группе
1.Запрос на обследование ребенка: администрация (мониторинг, педагоги, родители (проблема в развитии)
2.Обследование и согласование деятельности всех специалистов по коррекционно-развивающей работе: педагоги (дефектолог, логопед, психолог, специалисты, воспитатели
3. Реализация рекомендаций консилиума
4. Анализ эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми.
Заключение
Как показывают многолетние исследования, полноценное развитие ребенка с ОВЗ происходит при условии наличия двух составляющих его жизни — полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку интимно-личностные взаимоотношения, формирование чувства защищенности, доверия и открытости миру. Вместе с тем, семья и сама нуждается в поддержке, которую и призван оказывать ей детский сад в рамках инклюзивного образования — родители могут работать и учиться, профессионально и личностно совершенствоваться, не испытывая при этом чувства вины, что ребенок в это время заброшен, они могут быть уверены, что ребенок находится в комфортных условиях, нормально питается, с ним занимаются педагоги и специалисты-дефектологи. К тому же система дошкольного воспитания традиционно дифференцированно подходила к родительской плате, малообеспеченные семьи получали льготы, т. е. осуществлялась их адресная поддержка.
А что дает детский сад самому ребенку? Главное преимущество детского сада наличие детского сообщества, благодаря которому создается пространство социального опыта ребенка. Ребенок с ОВЗ адаптируется и социализируется в процессе взаимодействия со своими здоровыми одногруппниками. Только в условиях детского сообщества ребенок познает себя в сравнении с другими, присваивает способы общения и взаимодействия, адекватные различным ситуациям, преодолевает присущий ему эгоцентризм (направленность на самого себя, восприятия окружающего исключительно с собственной позиции). Этого не может восполнить ему ни один, даже очень умный, взрослый. Встраивание себя в детское сообщество — важное качественное изменение в развитии ребенка, без чего невозможно его дальнейшее беспроблемное продвижение на пути обучения и социальных контактов.
Для обычных или одарённых детей нахождение в группе детей с особенностями развития не является фактом, несущим угрозу или представляющим опасность для их успешного обучения.
Представления о том, что дети с ОВЗ нарушают процесс усвоения программы — несостоятельны. Время, которое уделяется детям с особенностями, абсолютно сопоставимо со временем, которое воспитатель затратит.
Обычные ученики и одарённые дети могут получить преимущества при инклюзивном подходе к образованию за счёт улучшения качества и совершенствования педагогических технологий работы в дошкольном учреждении. Некоторым детям с инвалидностью при обучении необходимы новые технологии образования; например, использование информационных технологий очень часто бывает необходимо при обучении детей с инвалидностью. Другие дети получают преимущества от использования этих технологий, и, кроме того, все остальные воспитанники могут пользоваться этими программами и технологиями в то время, когда они не являются необходимыми для обучения детей с инвалидностью. Обычные дети или одарённые ученики получают преимущества в инклюзивных пространствах за счёт увеличения финансовых ресурсов при таком обучении. Деньги, полученные из «специальных программ»
, могут быть использованы как для поддержки обучения не только
детей с инвалидностью, но и их здоровых сверстников. Эти средства могут быть использованы различными способами, например, для организации активности, приглашения гостей для выступления, обеспечения группы дополнительными техническими средствами обучения, которые могут использоваться всеми детьми, а не только детьми с ОВЗ.
В инклюзивном образовательном процесс обычные или одарённые дети учатся уважать и ценить своих одноклассников с инвалидностью, видеть то, что лежит за чертой инвалидности или одарённости, различать социальные стигмы.
Процесс взаимодействия детей с ОВЗ и детей здоровых формирует положительный опыт, заключающийся в росте социальной сознательности, в осознании отсутствия различий между людьми, в развитии самосознания и самооценки, в становлении собственных принципов, и последнее, но не менее важное — способствует искренней заботе и дружбе. Таким образом, можно сделать вывод, что современная общеобразовательная программа должна включать изменения и условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного образования, а именно — принятие индивидуальности каждого отдельного учащегося и удовлетворение особых потребностей каждого ребенка.
Примите этих детей, «других»
детей такими, какие они есть, уделите им свое внимание, а жалость и презрение спрячьте подальше. Ведь всем от этого станет только легче и лучше жить. Растопив холод своих сердец, мы получим хорошего друга и собеседника.
В заключении хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого.
Виды, типы, стили
Взаимодействие в психологии – это интерактивное действие индивидуумов в социальной среде, которое определяется множеством форм, видов и стилей. Социальное взаимодействие получило название — интеракция.
Под этим понятием подразумевается такие действия отдельных личностей, которые тесно влияют на действия и поступки других. Интерактивное взаимодействие проявляется в различных формах.
В современной психологии чаще всего для классификации видов, типов и стилей социального сотрудничества используется классификация П.А. Сорокина, американского социального психолога русского происхождения.
Он рассматривал интеракцию, как обмен и классифицировал ее по следующим типам:
Тип взаимодействия | Форма | Сферы использования |
Императивное | Авторитарная. Устанавливает контроль над действиями партнера. Предусматривает принуждение к определенным действиям. Отношения: Начальник-подчиненный. | Уставные военные отношения, работа в экстремальных условиях. |
Манипулятивное | Скрытное использование партнера в достижении индивидуальных целей. Стремление достичь контроля над действиями другого человека. | Бизнес, политика, реклама, пропаганда. |
Диалогическое | Равноправное воздействие с целью взаимопознания и самосовершенствования. | Широкая сфера |
Отечественный психолог С. Братченко добавил эту классификацию еще тремя стилями:
- Альтруистический – действия для других в ущерб себе, развитие партнера за свой счет. Такое взаимодействие подразумевает игнорирование своих проблем одним из участников.
- Комфортный – индивидуум полностью присоединяется к мнению других участников, соглашаясь со всеми действиями. При таком положении отсутствуют возможности для саморазвития.
- Индефферентный – позиция прагматика, при которой игнорируются психологические проблемы общения. Отсутствует возможность развития партнера.
Выделяют следующие виды взаимодействия, в зависимости от образа осуществления контакта внешнего свойства:
- декларативный (словесный);
- физический;
- сенсомоторный (жестовый).
Взаимодействие внутреннего свойства – мысленное.
Все виды обладают общими свойствами – осмысленной ориентированностью на другого человека и мотивацией.
Распространенным в психологии является деление на два основных противоположных типа: кооперацию и конкуренцию.
- Кооперация – взаимосотрудничество, основанное на достижении взаимного соглашения о средствах достижения цели, которое не нарушается до получения необходимого результата.
- Конкуренция – взаимодействие личных или коллективных интересов в условиях противоборства между сторонами.
Характеристики и принципы
Осознание законов взаимоотношений помогает саморазвитию и успешному достижению целей.
Любое социальное действие обладает такими основным характеристиками:
- Всегда имеет внешнюю причину или цель.
- Выражено и доступно для наблюдения со стороны.
- Привязано к определенной ситуации.
- Выражает непосредственные намерения всех участников.
Взаимодействие в обществе, успех коллективного или индивидуального предприятия – эти темы во все времена являются актуальными для социологов. Над принципами продуктивного сотрудничества работают многие специалисты в области психологии и социологии. Психосоциальный теоретик Милтон Эриксон настаивал на тесной взаимосвязи физиологических, психических и социальных действий индивидуума.
Его основные принципы сводятся к следующему:
- Все люди уникальны и имеют право быть самим собой. Для создания атмосферы доверия необходимо принимать человека со всеми его взглядами и убеждениями. Осознание того, что каждый в своей природе индивидуален, приводит к осознанию своей индивидуальности и внутреннему комфорту.
- Каждый имеет свои внутренние ресурсы для достижения личной цели. Их реализация зависит от силы желания. Начиная сотрудничество с человеком с подобными целями не нужно судить первоначально о его возможностях, главное найти правильную общую стратегию.
- Каждый выбор человека в данной ситуации является единственно правильным и необходимым под влиянием внешних обстоятельств. Поэтому не стоит переживать за прошлые неудачи, лучше сконцентрироваться на текущем моменте.
- На любое негативное действие следует посмотреть со стороны человека, совершившего его. За всеми совершаемыми поступками, даже плохими, стоит первоначальное намерение позитивного действия по отношению к себе лично или другому лицу. Это говорит о том, что нет полностью негативных людей. Есть те, кто свои позитивные намерения пытается достичь способом, негативно влияющим на окружающих. Если посмотреть на ситуацию с его стороны, возможно, удастся направить партнера или конкурента в нужное русло.
- Ничто не остается неизменным. Новые опыт, новые технологии, новое окружение приводят к постоянным изменениям. Меняется и система ценностей внутри самого человека с возрастом и под действием новых знаний. Смена целей и путей их достижения не является трагедией, а только новой ступеней на пути.
Ролевые игры
Почти невозможно найти человека, который бы во взаимоотношениях с окружающими не играл в какие-то игры. Для этого нужно быть кристально чистым, искренним, не иметь скрытых интересов, игнорировать личные мотивы и цели. Поэтому практически каждый, взаимодействуя с другими людьми, выбирает для себя какую-то роль.
С этой точки зрения интересна знаменитая теория Эрика Берна, человека, который основную часть жизни посвятил анализу взаимодействия (транзакций).
Image by Gerd Altmann from Pixabay
Берн выделил 3 основные роли, которые принимает человек в разных жизненных ситуациях.
Ребенок
Основная характеристика этой роли – не брать на себя ответственность. Лучше показаться слабым, вызвать жалость, рассказать, почему у тебя все плохо, чем признаться, что ты боишься или тебе лень что-то делать.
Часто эту роль на себя принимают люди, привыкшие быть жертвой. Вспомни, как часто какая-нибудь твоя знакомая плакала, что все ее приятели – алкоголики, ловеласы или абсолютно никчемные люди. Во всех разрушенных отношениях всегда был виноват кто-то другой. Мало того, идеалом ей кажется человек, который будет сильным, умным, богатым, т.е. способным обеспечить все ее нужды, защитить от любых невзгод.
Родитель
Идеалом ребенка чаще всего выступает родитель. Все его действия направлены на защиту «бедного, маленького птенчика», страдающего от несправедливости мира. Делая это, он берет на себя слишком большую ответственность, с которой не может справиться, ломается под ее гнетом или становится деспотом.
В первом случае сломавшийся родитель начинает обвинять мир и тех, кого взял под свою защиту, в несправедливостях и неблагодарности.
Во второй ситуации начинает относиться к окружающим, как к неспособным ни на что юнцам, полностью игнорируя их реальные потребности и возможности. Такой тип взаимодействия возникает между начальником и подчиненными. Нередко она появляется и между супругами, и тогда ситуация может доходить до абсурда, когда контролируется все:
- Деньги (даже если заработала их «защищаемая сторона»);
- Выбор одежды;
Image by Gerd Altmann from Pixabay
- Время и погода для прогулок;
- Место отдыха;
- Покупка и выбор продуктов.
Еще одна интересная черта родителей – стремление быть во всем лучшим. Конечно, этого хочет и ребенок, но последний мечтает об идеалах, быстро сдается, признавая величие мира и невозможность его покорить. Родитель же уверен, что он все всегда знает лучше всех и находится вне конкуренции.
Взрослый
Эта позиция характеризует уравновешенного человека, который имеет силы принять ответственность, но в то же время дает возможность окружающим проявить себя, отвечать за свои действия, слова. Взрослый ценит права и обязанности, открыт к равноправному взаимодействию.
Роль предполагает умение адекватно оценивать ситуацию, при необходимости оказывать помощь, содействие. Такой человек неплохо справляется в конкурентной среде и, если проигрывает, ищет не виноватых, а причины и будущие возможности.
Image by Gerd Altmann from Pixabay
Функции и роль
Взаимодействие в психологии – это многофункциональный процесс, который определяют различные критерии. Чаще всего роль взаимодействия рассматривают в модели: индивидуум – деятельность – социум.
Наиболее важными является такие функции межличностного общения:
- Прагматическая – проявляется, как самое важное условие в объединении личностей для совместного выполнения общей работы.
- Формирующая – реализуется в процессе формирования личности человека.
- Функция подтверждения осуществляется в процессе познания и утверждения личностных установок во время взаимодействия с другими людьми.
- Межличностная – имеет различные уровни, от сферы дружбы и любви до деловых отношений.
- Внутриличностная – проявляется в общении индивидуума со своим внутренним «я», в построении диалогов внутренней и внешней речи.
Формы проявлений и физиология
Каждый человек является существом социальным, то есть направленным на какой-либо вид взаимодействия. Люди имеют сильную потребность в присоединении, в формировании устойчивых отношений с другими индивидуумами. Потребность в позитивном взаимодействии обусловлена рядом социально-биологических аспектов и способствует приспособленности и выживанию человека.
Взаимодействие – процесс, который проявляется в самых различных сферах человеческого общения:
- В экономической сфере каждый человек выступает в роли наемного работника, собственника или руководителя.
- Политическая — порождает сотрудничество или противостояние индивидуумов, как представителей различных течений, политических партий.
- Профессиональная — создает взаимодействие представителей различных профессий.
- Демографическая — включает общение между различными возрастными, расовыми, половыми группами.
- Семейная – взаимодействие в кругу родственных связей.
- Религиозная – взаимодействие или конфликты на почве религиозных убеждений и верований.
- На почве территориально-поселенческой сферы происходит взаимодействие пришлых и постоянных жителей.
Социальное взаимодействие проявляется, как связь индивидуума с другим единичным, так и связанность каждого с общим миром.
Существуют различные формы взаимодействия.
По структуре П. Сорокина они разграничиваются следующим образом:
- По длительности: долговременные и краткосрочные.
- По количеству участников: единичные, между двумя сторонами и многосторонние.
- Организованные и стихийные.
- Сознательные и неосознанные.
- Интеллектуальные, эмоциональные и волевые.
- Действительные и возможные.
В каждой сфере возможно проявление всех основных типов и видов взаимодействия. Становление человеческой личности проявляется в гармоничном соотношении психических и физиологических возможностей организма.
Реализация индивидуума в социуме возможна при достаточном уровне психологической энергии, которая определяет его работоспособность. В это же время гибкость и устойчивость психики позволяет адекватно оценивать окружение и находить пути к взаимовыгодному сотрудничеству.
Особенности и примеры межличностных отношений
Социальному взаимодействию людей присущ ряд особенностей:
- На межличностные отношения оказывают сильное влияние оценочные эмоции, в том числе и бессознательные. Это касается не только близких связей, но и формальных, деловых.
- Каждая из сторон, входящих во взаимодействие, выступает в них в качестве уникального индивида, которому присущи свои черты характера и социальный статус.
- Отношениям свойственно постепенное развитие при разного рода общении – они не являются спонтанными.
- Характер межличностной коммуникации изменчив. Она не находится в статике и может трансформироваться в прямо противоположную сторону, улучшиться или ухудшиться.
Психологические теории и школы
Различные психологические школы представляют свои теории развития взаимоотношений.
Основными, принятыми в распространенной практике, являются:
Теория | Основатели | Основные принципы |
Теория действия | М.Вебер, П.Сорокин, Т.Парсонс. | Социальное действие определено по структуре: Деятель – объект направленного действия-нормы взаимодействия – цели – ситуация. Схема пригодна лишь для экспериментального анализа. |
Социального обмена | Дж. Хоманс | Социальное взаимодействие сформулировано, как система обменов, основанная на уравновешивании трат и вознаграждений. Сформулированы 4 принципа взаимоотношений. |
Социальной связи | Я.Щепанский | Основным является понятие социальной связи, которая представляется путем поэтапного осуществления:
|
Психоаналитическая | З.Фрейд, К.Хорни, Г. Салливан | Теория доказывает, что взаимодействие сторон основывается на впечатлениях, полученных в детстве. Отношения в семье являются подсознательными прототипами взаимоотношений с внешним миром в зрелом возрасте. Соответственно определяется три стратегии отношений:
|
Трансактного анализа | Э. Берн | Трансакция – взаимодействие актуальных состояний субъекта. Выделено три состояния: родитель-взрослый-ребенок. В зависимости от состояний отдельного субъекта устанавливаются взаимоотношения. «Родитель» в отношениях требует соответствия нормам, законам, установленным правилам. «Взрослый» стремится реально оценивать ситуацию и находить решение вопроса. «Ребенок» — на первом плане эмоциональные переживания. |
Широкое распространение имеют также теории:
- символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер);
- теория мотивации (А.Маслоу);
- теория управления впечатлением (Э. Гофман);
- схема регистрации взаимодействий (Р. Бейлз).
Цели общения
Взаимодействие между людьми не бывает бесцельным. Оно в любом случае основывается на мотивах, которые каждый из собеседников преследует лично для себя.
Углубляясь в разговор, один человек может вести беседу с оппонентом, руководствуясь своим мотивом. У другого одновременно будет собственный интерес, ради которого, он посвятил время этому разговору.
В качестве целей общения выделяют:
- желание познакомиться или наладить отношения;
- оказать помощь или попросить ее от собеседника;
- найти партнера для дальнейшего взаимодействия или ведения деятельности, а также получить сочувствие, эмоциональный отклик;
- возможность самореализоваться или утвердиться, выразить свои чувства, показать умения и навыки;
- приобщить другого человека к убеждениям, мнению, воспитать, обучить;
- изменить личные намерения, взгляды на привычные события.
Индивид выбирает себе партнера для общения, опираясь на схожесть интересов к хобби и занятиям, близость к определенным моральным качествам, физическим данным, внешности, уровня интеллекта.
Какие мотивы преследует личность, зависит от характера, темперамента, воспитания в семье, возраста, жизненного опыта.
Диагностика
Взаимодействие в психологии – это широкая область исследований в области межличностных отношений в различных сферах человеческой деятельности. С помощью тестовой диагностики психологи помогают определить личностные характеристики индивида, его наиболее сильные стороны и сформировать пути достижения целей.
Исследования в области межличностных отношений и коммуникаций позволяют оптимально построить выгодное взаимодействие в любой из сфер деятельности.
- Опросник Тимоти Лири — диагностика межличностных отношений, позволяющая определить представление человека о самом себе, так и для оценки его со стороны окружающих. Тест состоит их 128 суждений. Из них нужно в первом круге выбрать те, которые соответствуют представлению человека о самом себе, во втором – его представлениям об идеальном образе. Результат предоставляется в графическом виде.
- Тест поведения в конфликтных ситуациях Томаса – Килмана предназначен для стиля взаимодействия личности и также выявления предрасположенности к созданию или разрешению конфликтов. В тесте 30 пар ситуаций, из которых нужно выбрать наиболее свойственную для индивидуума.
- Тесты Виктора Бойко определяют наличие и степень негативных коммуникативных установок, которые формируются в результате негативного опыта взаимодействий или ярко выраженной негативной эмоциональности. 25 вопросов теста предполагают искренние ответы «да» или «нет».
- Тест Р. Гиршфильда диагностирует зависимость в межличностном взаимодействии в различных сферах: партнерской, любовной, семейной. Тест состоит из 48 вопросов, на которые даны 4 варианта возможных ответов.
- Шкала Берри и Дженей Уайнхолд разработана для оценки взаимозависимости в отношениях. Тест состоит из 20 вопросов.
- Шкала манипулятивного отношения Т. Банта позволяет выявить отношение к партнеру по взаимодействию, как к средству достижения личных целей, без учета его воли и желания. Тест состоит из 20 вопросов на суждения об окружающих людях.
Эти и другие тесты используются практикующими психологами. Многие предоставлены на сайтах, пройти их можно индивидуально бесплатно. В этом случае предоставляется упрощенная трактовка результата. При серьезном подходе к ситуации стоит получить консультации и более подробные разъяснения у практикующих специалистов.
Пройти психологическую диагностику можно в центрах психологической помощи. Услуги оказываются как по индивидуальному запросу, так и для коллективных исследований в рамках компании. Цены на услуги разные, в зависимости от запросов. Приблизительно минимальная стоимость консультации – в пределах 1200-1500 р.
Межличностное общение среди молодежи
В подростковом и юношеском возрасте у индивида начинают формироваться межличностные отношения к родителям, одноклассникам, преподавателям, друзьям, представителям всех слоев и групп общества. В этот период подростки становятся раздражительными и нетерпимыми. У некоторых из них отмечается склонность к агрессии. Они громко разговаривают, становятся эмоциональными.
К 16-летнему возрасту у большинства молодых людей наступает период самоутверждения и самопознания. Все происходящие события они воспринимают критично. К проблемам межличностного общения в молодежном сообществе чаще всего приводят отсутствие сострадания и нежелание соответствовать принятым нормам поведения.
Методы управления
Управление взаимодействием возможно с помощью разнообразных тренингов и психологических упражнений. Их цель – снять внутренние барьеры и развить навыки коммуникативного общения.
Над созданием специальных упражнений работают многие команды тренеров. Упражнения учат управлять ходом беседы, уметь представлять себя. Далее приведены несколько примеров упражнений, которые используют на тренингах управления взаимодействием.
Упражнения от тренингового :
«Расскажи о…»
Это упражнение используют для более глубоко личностного раскрытия и для знакомства.
Проводится в группе. Каждый из участников тренинга выбирает любой личный предмет и характеризует себя от лица этого предмета. Другие предметы могут задавать ему вопросы о его обладателе.
«Другими словами»
Во время этого занятия тренируется речевая гибкость, умение передавать своими словами одну и ту же мысль.
Все участники игры разделяются на команды по 4 человека. Цель игры: передать по цепочки несложную фразу выданную ведущим, не меняя ее смысла, но не употребляя ни одного слова в точном виде. В конечном итоге должны образоваться 4 новые фразы, точные по смыслу, но из разных слов. Побеждает та команда, которая выполнила это задание быстрее.
Упражнения от Клауса Фопеля:
«Кто кого напоминает»
Часто бывает так, что общение новой группе затруднено с кем-либо по причине того, что личность по каким-то признакам напоминает уже знакомого человека из близкого окружения. Подсознательно отношение к нему складывается по вызванной ассоциации. Упражнение проводят в начале знакомства членом группы.
Каждому участнику дается 3 минуты для выявления человека, похожего на кого-то из значимых для него людей. Этому человеку нужно передать карточку, на которой указать, кого он напоминает и основные черты значимой личности. Во время обсуждения происходит более тесное знакомство, выявляются совпадения и несовпадения реального с представляемым.
«Самораскрытие»
Взаимодействие в группе зависит еще и от того, как отдельный из ее членов способен раскрыть себя в коллективе. Во время тренинга каждый самостоятельно оценивает свою способность к раскрытию. Проводится обсуждение полученных результатов, их сравнение с мнением других членов группы о данной личности.
В психологии и социологии науке взаимодействия уделена большая роль. Эффективное общение – это основа различных сфер человеческой жизни, от личных отношений до взаимодействия в целях карьерного роста.
Факторы взаимодействия
Ролевые игры занимают важное место во взаимоотношениях между людьми. Но на взаимодействие влияют множество других факторов.
Среди них:
- Интересы и цели сторон. Если они сходные, люди могут двигаться в одном направлении, стремиться к достижению одной цели. При диаметрально противоположных интересах возникают конфликты, ссоры, скандалы. Частый пример в работе коммерческих представителей – руководство дало цель двум продавцам повысить продажи, но не делит между ними рынок. В итоге оба звонят одним и тем же клиентам, ругаются между собой, портят отношения с заказчиком. Итогом может быть провал плана.
- Отношение к окружающим. С кем-то тебе приятно общаться, и ты будешь желать проводить с этим человеком время, взаимодействовать с ним, ходить на концерты, встречаться. Но есть люди, которые вызывают у тебя негативное отношение, и думать о дружбе, любви, успешном сотрудничестве до нормализации отношений бессмысленно. Кстати, доказано, что общаться приятнее с симпатичными, опрятными людьми. Они воспринимаются, как умные, дружелюбные, даже неспособные обмануть.
- Близость. Имеется в виду проживание в одном районе, посещение одного фитнес-клуба, учеба в одном университете, одно место работы. Постоянно сталкиваясь с одним и тем же человеком, ты начинаешь воспринимать его частью своего окружения и готова с ним взаимодействовать, даже если условия ваших привычных контактов изменились.
Image by Gerd Altmann from Pixabay
Пример – в соседнем доме живет молодая девушка. Вы незнакомы, не здороваетесь, но часто пересекаетесь по дороге на работу, в магазине. Если вы встретитесь на отдыхе в другом городе или семья, то, вероятно, поприветствуете друг друга и даже остановитесь поговорить.
Психология взаимодействия людей связана с изучением поведения, контактов, выстраиваемых человеком в обществе. Она рассматривает типичные роли, игры, факторы и формы взаимодействия, прогнозирует успешность человека, как социального существа.