Цветотерапия в психологии и медицине: как происходит лечение цветом на практике

В последнее время стало модно использовать скрытые значения цветов в интерьере. Например, считается, что жёлтый улучшает мыслительную деятельность — значит, он уместен в рабочем кабинете, красный возбуждает — окрашиваем в него спальню, а зелёный умиротворяет и успокаивает, так что впечатлительным и нервным натурам лучше покупать салатовые или изумрудные обои.

Подобные маркеры используются повсеместно: чёрный — для похорон, белый — для свадьбы. В технических системах красный — тревога, жёлтый — внимание, зелёный — безопасность.

Всё это складывалось тысячелетиями и было интересно ещё древним мыслителям и врачам. Так родилась цветотерапия, которая сегодня широко используется в психологии, социологии, некоторых отраслях медицины и многих других сферах.

Что это такое

Цветотерапия — это метод нетрадиционной медицины, применяющий воздействие на человека разнообразно окрашенного света, который может вылечить и от физических заболеваний, и от психических расстройств, а также повлиять на настроение, внутреннее состояние и принятие жизненно важных решений.

Несмотря на попытки найти научные объяснения применяемым методам и постоянные исследования, данное направление не является официально признанным, так как все эксперименты дают слишком неоднозначные результаты.

Несмотря на статус псевдонаучной методики, лечение цветом активно применяется в разных сферах: в рефлексологии, офтальмологии, педагогике, геронтологии, фен-шуе, психологии и психотерапии. В некоторых странах даже есть такая специальность — цветотерапевты.

Второе название данного направления — хромотерапия.

Это интересно. Немецкие психологи после проведения ряда исследований высказали предположение, что оттенок спортивной формы влияет в соревнованиях на решения судей. В течение нескольких лет они анализировали результаты футбольных матчей и выяснили, что команда в красной форме всегда получает меньше штрафных карточек и чаще побеждает.

Из истории

Древний Египет

IV в. до н. э. Фруктовый сок у египтян — напиток Ра, бога солнца, который наполнял человека положительной энергией. Чтобы насытить его ещё больше, в него клали драгоценный камень того же оттенка и давали больным, веря в их скорейшее выздоровление.

Персия

I в. н. э. Средневековый персидский учёный, философ, придворный врач Авиценна советовал своим пациентам для исцеления души и тела выбирать конкретные цвета для одежды, драгоценных камней в украшениях, покраски стен в домах. Ещё одним интересным методом в его терапии было окрашивание воды для принятия ванны.

Рождение науки

XIX в. Американец Август Плисонтон проводил масштабные эксперименты о влиянии цветовых волн на растения, животных и людей. На их основе два других американца, С. Пэнкоуст и Э. Бэббитт, провели дополнительные изыскания и сделали вывод, что цвет в тандеме со светом может быть полезен в лечении различного рода заболеваний. С тех пор цветотерапия стала развиваться семимильными шагами и стала популярной в народе.

Гхадиали

1930-е гг. Индийский учёный Гхадиали описал терапевтический эффект, который оказывают на здоровье человека разные цветовые спектры. Согласно его теории, каждый орган тела чутко реагирует на какой-то определённый оттенок, начиная под его воздействием активнее функционировать. Получается, что практически любое заболевание можно вылечить без медикаментов, одной только цветотерапией.

Люшер

1950-е гг. По всему миру о цветотерапии заговорили только после того, как швейцарский психолог Макс Люшер опубликовал свой оригинальный цветовой тест, который сегодня включён практически во все диагностические методики. В течение нескольких лет он проводил многочисленные эксперименты. Согласно документам, он проработал 4 500 различных оттенков и выбрал лишь 8 из них, которые наиболее ярко влияют на здоровье и психологию человека.

В своих трудах он подробно описал, как люди реагируют на различные цветовые гаммы. Красный не просто возбуждающе действует на ЦНС, но и повышает давление и ЧСС, учащает дыхание. А синий оказывает обратный эффект. Люшер впервые высказал мысль о том, что данный «язык» универсален и не зависим от религии и национальности.

Отечественная цветотерапия

В России яркими представителями цветотерапии являются специалист в области психодиагностики Л. Н. Собчик, психолог И. И. Цыганок, арт-терапевт В. М. Элькин. Были совмещены тесты Люшера и Сонди, результаты объяснены с точки зрения учения Павлова о типах высшей нервной деятельности, связаны психологией Юнга. Разработаны методики лечения психических расстройств с помощью комплексного подхода, соединившего цветотерапию и арт-терапию.

Любопытный факт. Одна из крупнейших компаний в сфере инновационных и информационных технологий Hewlett-Packard провела исследование, согласно которому, текст, набранный в зелёной цветовой гамме, заставляет людей принимать быстрые и положительные решения, а в красной — сомневаться и выносить чаще всего отрицательные вердикты.

Что делать при внезапном приступе

Чувствуя наступление панической атаки, предотвратить ее можно с помощью следующих рекомендаций:

  • в первые секунды следует нормализовать газовый баланс, спровоцированный гипервентиляцией. Для этого необходимо подышать в сложенные чашечкой ладони или бумажный пакет;
  • нужно закрыть глаза, расслабиться, подумать о чем-то хорошем. Не мешает прилечь и хотя бы подремать;
  • переключиться на процесс, за которым застал кризис, продолжать выполнять его. На улице можно начать считать проходящих людей, решать в уме арифметические задачки и т.п.;
  • начать громко петь любимую песню – веселую, энергичную. Самый подходящий вариант – детская;
  • нахлынувший жар и замутнение сознание можно охладить и прояснить в душе либо умыв лицо и кожу за ушами холодной водой. Далее нужно посмотреть на себя зеркало и постараться уловить момент отступления приступа;
  • выпить чашку горячего чая с медом и мелиссой – этот успокаивающий напиток успокоит и склонит в сон;
  • сделать массаж ушей или ладоней– нажать находящуюся между большим и указательным пальцем перепонку и держать так, сосчитав до пяти. Такое проделывать до тех пор, пока страх не пройдет;
  • пожевать жевательную резинку, которую необходимо всегда иметь с собой. Мозг переключится, оцепенение и волнение уйдет. В этот момент следует начать делать какие-то отвлекающие, но приятные вещи;
  • обладая навыками аутотренинга, можно повторят про себя – ничего страшного не произошло, никакой опасности нет, все пройдет очень быстро.

Рекомендация для тех, кто находится рядом с человеком, на которого нахлынул криз: не нервничайте, а возьмите его за руки и очень спокойным голосом убеждайте, что все нормально и завершится благополучно.

Зачем нужна

Каждая сфера по-своему ответит на вопрос, зачем нужна цветотерапия. Например:

  • в психологии она используется для диагностических измерений субъективного состояния человека;
  • в психотерапии — для уточнения диагноза и лечения психических расстройств;
  • в медицине — для улучшения психосоматического состояния пациента;
  • в офтальмологии — для диагностики и лечения зрительных патологий;
  • в геронтологии — для улучшения качества жизни пожилых людей и в физиологическом и психологическом плане.

Многими образовательными учреждениями и обычными компаниями цветотерапия используется как здоровьесберегающая технология. Несмотря на её псевдонаучность, многим известно, что зелёный располагает к доверию и успокаивает, благоприятно воздействует на ЦНС, — поэтому офисы и классы часто окрашивают в один из его оттенков. А вот красный провоцирует ссоры, приступы гипертонии и тахикардии, слишком возбуждающе действует — поэтому вы вряд ли увидите его в школах и детских садах (если только его самые мягкие оттенки).

Основные задачи цветотерапии:

  • повышение уровня коммуникативности, эмоциональной отзывчивости;
  • обогащение сенсорного и эмоционального опыта;
  • формирование навыков самоконтроля;
  • улучшение психологического микроклимата в коллективе;
  • стимуляция интеллектуальной деятельности;
  • создание особого настроения;
  • психофизическая релаксация, снижение эмоционально-психического и телесного напряжения;
  • коррекция психоэмоционального состояния;
  • лечение психических расстройств и некоторых соматических состояний.

С миру — по нитке. В северных странах, где катастрофически не хватает света, людей спасают от депрессии с помощью цветотерапии. А именно: красят дома в яркие и разные оттенки.

Психотерапевтическое лечение

Панические атаки невозможно вылечить без психотерапии, использующей такие методики:

1.Когнитивно-поведенческая терапия считается самой эффективной в этой области – ее называют «золотым стандартом». Пациент с помощью специалиста проходит несколько ступеней:

  • изменяет свои мысли по поводу паники на более позитивные;
  • усваивает технику, снижающую степень тревоги;
  • учится преодолевать агорафобию и т.д.

Данная терапия моделирует мышление и поведение в момент приступа. Проигрывается, к примеру, такая ситуация: паническая атака произошла у вас в тот момент, когда вы ведете автомобиль. Если вы съедете на обочину и остановитесь, разве случится что-то страшное? Вы разобьете машину или умрете? Вряд ли! Именно такое убеждение вырабатывается у пациента, и он перестает бояться приступа.

2.Классический гипноз предполагает введение больного в состояние транса, в котором ему внушается избавление от панического расстройства. Это способ показывает хорошие результаты, но не все люди ему поддаются.

3.Эриксоновский гипноз позволяет решить внутренние конфликты. Он более мягок, так как человек сам входит в транс при помощи психотерапевта. Причем в этом случае считается, что негипнабильных людей нет. Кроме этого, пациент обучается самогипнозу, что помогает ему не допускать появления панических атак, снижая уровень тревоги.

4.Телесно-ориентированная терапия – это целый набор способов, имеющий в виду работу с телом (при воздействии на него и регулируя ощущения можно снизить уровень тревоги). Сюда входят:

  • техники дыхания;
  • релаксация по Джекобсону.

5.Системная семейная психотерапия усматривает причину возникновения панического расстройства в семье, в бытующих там взаимоотношениях, дисгармонии. То есть, состояние больного зависит от всех членов его семьи, потому и работа ведется с ними всеми.

6.Психоаналитика видит причины панических атак в бессознательных конфликтах – имеется в виду чувство вины, проблемы с родителями, внутренняя агрессия и т.п. Поэтому психоаналитик на протяжении нескольких лет будет выяснять эти самые конфликты. Именно такая пролонгация и является недостатком такого метода.

Показаны больному и такие физиотерапевтические процедуры как:

  • расслабляющая и тонизирующая лечебная физкультура;
  • курс массажа;
  • аромотерапия;
  • мезодиэнцефальная модуляция коры головного мозга (МДМ-терапия);
  • электросон;
  • цветотерапия.

В ходе лечения ПА пациент может начать сомневаться в том, что оно происходит правильно, что ему нужна психотерапия и она действительно успешна, а лекарства производят положительный эффект. Кроме того, обстоятельства могут сложиться так, что он нарушил рекомендации врача и предписанный режим. В то же время, у него может произойти приступ. Поэтому больной должен без стеснения просить помощи или консультироваться с ведущим его специалистом. Последний в любой момент будет готов ответить на все вопросы пациента и в телефонном режиме, и при очной встрече. Такая связь, особенно на ранних этапах, должна быть беспрерывной.

Помоги себе сам

Ранняя диагностика и вовремя начатое лечение позволяет полностью избавиться от панических атак, конечно, если они стали хроническими. Можно способствовать профессиональному лечению в домашних условиях или знать, как снять приступ и облегчить его, укрепить организм и устранить негативные факторы.

Уменьшить страх помогут такие народные средства:

  1. Чайную ложку сухой душицы залить 300 мл кипятка, настоять 10 минут, процедить. Пить по 150 гр. четыре раза в день.
  2. 100 гр. молодых листьев березы заливаем 500 мл кипяченой воды. После настаивания пять часов процеживаем. Употреблять каждый день по 100 мл.
  3. Настой из липы или ромашки. Чайную ложку сухих соцветий залить кипятком (стакан) и через полчаса можно пить как чай, предварительно процедив.

Также хороши сок пустырника; спиртовая настойка душицы; отвары мелиссы с мятой; настои валерианы, полыни, крапивы, хмеля.

Помочь расстроенной психике можно хождением по траве или голой земле босыми ногами (даже в холодный период года) – это успокаивает.

Отличный результат дает аромотерапия – свечи с эфирными маслами сосны, эвкалипта, можжевельника. Не помешает и массаж с этими веществами.

Специалисты советуют пить как можно меньше крепкого чая и кофе, меньше сидеть за компьютером и перед телевизором, больше гулять на свежем воздухе, заниматься спортом и быть физическим активным. День должен быть распределен правильно между временем для работы, отдыха и сна. Требуется следить за питанием – оно должно быть рациональным, не содержащим острые приправы. Избегать вредных привычек (табакокурение, алкоголь), употреблять витамины.

Подверженным приступам панике следует придерживаться и таких правил:

  1. Не оставаться в одиночестве, не замыкаться в себе. Общаться с родными и друзьями, рассказывать им о своем состоянии – они помогут с этим справиться. Заведите дневник, делитесь с ним своими мыслями, анализируйте их, настраивайтесь на приятное.
  2. Почаще релаксировать – читать, проводить время на природе, смотреть веселое кино, принимать ванну, слушать хорошую расслабляющую музыку, то есть, полноценно отдыхать. Можно научиться медитации и делать это дома, в тишине, в спокойной обстановке.
  3. Научиться правильно дышать, освоить методику дыхания, уменьшающую гипервентиляцию легких и таким образом облегчающую панические симптомы – через бумажный или полиэтиленовый пакет. Прекрасный вариант – пилатес, то есть, дыхательная гимнастика. Запишитесь в секцию и занимайтесь ею под руководством опытного инструктора.
  4. Постепенно, с помощью тренировок нервной системы, выработать невосприимчивость к стрессам, не заниматься самовнушением боязни чего-либо, не ругать себя.
  5. В случаях выхода ситуации из-под контроля незамедлительно обращаться к специалисту.
  6. Настраивать себя на позитив. При появлении тревожных мыслей стараться переключиться на что-то хорошее.

Показания

Цветотерапию применяют при лечении болезней психического и соматического происхождения. Показаниями служат:

  • мигрень;
  • бессонница, ночные кошмары;
  • астения;
  • аллергии, кожные заболевания;
  • ослабленный иммунитет;
  • реабилитация после затяжных болезней и операций;
  • нервные тики;
  • патологии зрительной системы;
  • энурез, запоры;
  • анорексия, булимия и прочие пищевые расстройства;
  • расстройства личности и поведения;
  • межличностные конфликты, социальная дезадаптация, девиантное поведение.

Цветотерапия предлагается пациентам оздоровительных центров, санаториев, спортивных учреждений, кабинетов психологической разгрузки. Чаще всего она используется психологами для снятия стресса. Достаточно посидеть в зелёной комнате и выпить чая из зелёной кружки, как тревожность и напряжение заметно слабеют.

А Вы знали, что… цветотерапия может излечить ребёнка от энуреза? Для этого рекомендуется рисовать только карандашами и фломастерами, убрав всё растекающееся (краски, гуашь, воду), и заменить жёлтый цвет влажности на коричневый — показатель сухости.

Показания к проведению цветоимпульсной терапии

Регулярное проведение оздоровительных сеансов цветоимпульсной терапии обеспечивает выраженный эффект при лечении близорукости, дальнозоркости, компьютерного синдрома, начальных стадий катаракты и глаукомы. То есть, прямыми показаниями для назначения данной процедуры, являются:

  • Компьютерный синдром;
  • Спазм аккомодации;
  • Дистрофические изменения волокон зрительного нерва;
  • Возрастная макулярная дегенерация;
  • Амблиопия, пресбиопия;
  • Близорукость и дальнозоркость различных степеней;
  • Астигматизм;
  • Глаукома и катаракта (начальные стадии).

Кроме того, при регулярном проведении визуальной цветостимуляции, обеспечивается психоэмоциональная коррекция и улучшение работы головного мозга. Снимается стрессовое напряжение, улучшается эмоциональное состояние, нормализуется сон. Цветоимпульсное воздействие приносит ощущение расслабленности и комфорта, поднимает настроение, улучшает концентрацию внимания, обучаемость и работоспособность.

Значение цветов

В психологии и психотерапии

Белый

Настраивает на позитивный лад. Выражает доброе отношение. Запасает энергией. Поднимает настроение.

Бирюзовый

Успокаивает, придаёт уверенность, освежает, снимает раздражение, усталость, стресс. Улучшает настроение. Помогает находить нужные слова, налаживать контакты. Его выбирают люди с богатым воображением, но сложным характером.

Голубой

Призывает к терпеливости и толерантности. Провоцирует пассивность. Способствует повышению интеллектуальных способностей. Противопоказан манипуляторам.

Жёлтый

Очищает от негативных эмоций. Способствует проявлению креативной составляющей. Активизирует мыслительную деятельность. Вселяет уверенность, настойчивость перед важными событиями и решениями. Противопоказан чрезмерно возбуждённым.

Зелёный

Умиротворяет, успокаивает, расслабляет, помогает достичь внутренней гармонии. Вселяет оптимизм. Противопоказан вялым и нерешительным.

Коричневый

Способствует телесной и психологической стабильности. Расслабляет. Воодушевляет на карьерный рост.

Красный

Возбуждает, бодрит, тонизирует нервную систему, согревает. Может вызвать эмоциональный взрыв. Вселяет самоуверенность. Структурирует эмоции и мысли. Противопоказан агрессорам.

Оранжевый

Придаёт силу и энергию. Его выбирают позитивные и целеустремленные люди. Противопоказан лентяям и нарциссам.

Розовый

Расслабляет, настраивает на романтический лад. Используется в лечении депрессивных состояний.

Синий

Избавляет от переживаний, нервного напряжения, навязчивых мыслей. Способствует развитию интуиции. Обезболивающий и в физиологическом, и психическом плане. Помогает бороться с зависимостями. Противопоказан при сезонной депрессии.

Сиреневый

Позволяет проникнуть в подсознание, разобраться в себе. Провоцирует чувственность.

Фиолетовый

Настраивает на философский лад, пробуждает желание порассуждать о бренности бытия, вселяет мудрые мысли. Его выбирают высокомерные люди. Противопоказан алкоголикам и при тяжёлых психических расстройствах.

Чёрный

Помогает сконцентрироваться. Улучшает мыслительные процессы. Усугубляет депрессивное состояние.

В медицине

  • Белый — выделительные системы организма, нервная система;
  • бирюзовый — кожа;
  • голубой — температура тела, давление, инфекции, мышечная система, аппетит, мочеполовая система;
  • жёлтый — пищеварение, солнечное сплетение, ЦНС, жизненный тонус, мозг;
  • зелёный — сердечно-сосудистая система, здоровый сон, зрение, лёгкие;
  • красный — кровообращение, метаболизм, иммунитет;
  • оранжевый — железы внутренней секреции, дыхание, репродуктивная система, гормональный фон;
  • розовый — сердце;
  • синий — эндокринная система, опорно-двигательный аппарат (лечит ревматизм), горло (помогает справиться с ангиной);
  • фиолетовый — кровь, костная ткань, щитовидная железа.

Голографическая цветотерапия

Популярное ответвление в общей цветотерапии. Согласно ей, здоровьем, телом, поведением, эмоциями и чувствами человека управляет энергоинформационное поле — аура. Чтобы изменить жизнь к лучшему, достаточно воздействовать на него языком цветов:

  • голубой (чакра Вишудха) — речь, откровенность, душевность, доверие;
  • жёлтый (чакра Манипура) — пищеварение, метаболизм, бодрость, хорошее настроение;
  • зелёный (чакра Анахата) — цвет души, освобождение от обид, всепрощение;
  • красный (чакра Муладхара) — желание жить, уверенность в себе;
  • оранжевый (чакра Свадхистана) — гармония в отношениях, омоложение, привлекательность для противоположного пола;
  • синий (чакра Аджна) — вера в себя, интуитивное мышление;
  • фиолетовый (чакра Сахасрара) — связь с Космосом, интуиция, постижение сути вещей, прозрение.

Основной научно-практический центр голографической цветотерапии находится в Израиле.

Виды и причины заболевания

Людей, подверженных паническим атакам, в мире достаточно много – до 5 % (большая часть из них – женщины от 20 до 30 лет).

Существует 3 вида панических атак:

  • спонтанная – внезапная, появляется без каких-либо явных причин;
  • ситуационная – возникает в ожидании определенной ситуации или непосредственно в ее ходе (перед экзаменом, в предчувствии конфликта или непосредственно в их ходе и т.д.);
  • условно-ситуационная – толчком служит биологический или химический активатор (изменение гормонального фона, попадание в организм алкогольных напитков, наркотических средств, алкоголя.

Способствуют появлению панических атак следующие факторы:

  1. Генетическая предрасположенность, то есть, расстройство передалось с генами. В этом случае справиться с ним будет очень тяжело и потребуется большой срок.
  2. Наличие фобий, то есть страха чего-либо.
  3. Плохое однообразное питание, в организме недостает витамина В.
  4. Значительное событие (свадьба, рождение ребенка, смерть близкого человека и т.п.)
  5. Определенные заболевания, воспалительные процессы, гипогликемия (низкий уровень сахара в крови), гипертиреоз (активизация функций щитовидной железы), посттравматический синдром.
  6. Неуверенность в себе, личностные проблемы, неудачи в жизни.
  7. Наличие вредных привычек.
  8. Неправильный образ жизни.
  9. Внутренний конфликт.
  10. Депрессия.
  11. Прием сильных антибиотиков с множественными побочными эффектами или вызывающих привыкание.
  12. Абстинентный синдром – отказ от алкоголя. Такая «ломка» часто приводит к нервным срывам и излишней тревожности.
  13. Синдром гипервентиляции от привычки дышать полной грудью – это нарушает баланс углерода и кислорода, что приводит к последствиям, о которых говорилось выше.
  14. Прием стимулирующих или наркотических средств, кофеина, антидепрессантов или лекарств, одновременное употребление которых нежелателен.
  15. Серьезные сердечно-сосудистые заболевания, при которых возможен летальный исход. Человек это осознает и при малейшем ухудшении состояния начинает паниковать.
  16. Последствия очень высоких физических или спортивных нагрузок.
  17. Гормональные изменения в женском организме – беременность, перед месячными, климакс.

Способы

Есть разные способы цветотерапии, которые используются как профессионалами в психологии, психотерапии, медицине, так и простыми людьми в домашних условиях:

  • цветовые диагностические тесты;
  • концентрация на одном цвете, который оказывает на пациента особое воздействие;
  • цвето-литотерапия — подбор камней соответствующего оттенка для устранения тревожных состояний и восстановления внутреннего равновесия;
  • фен-шуй: подбор оттенков для интерьера дома и рабочих кабинетов;
  • фэшн-индустрия: ношение одежды соответствующего колера;
  • диетология: сервировка стола в правильной цветовой гамме (которая возбуждает или подавляет аппетит);
  • заряженная вода: банка с водой заворачивается в бумагу определённого цвета и ставится на несколько часов на солнечный свет.

В детских садах цветовая терапия активно использует такой способ, как раскраска, которую любят все дети. Во-первых, это своеобразная диагностика, позволяющая отслеживать душевное состояние ребёнка. Во-вторых, корректируя инструменты для рисования (карандаши или фломастеры, гуашь или мелки, гелевые ручки или акварель) и предлагаемые оттенки, можно помочь малышу в преодолении многих трудностей.

Как применять цветотерапию?

Один из способов применения цветовой терапии на практике — выбрать тот цвет, который даст вам необходимую энергетику, и начать “поглощать” его различными путями. Например:

  • употребляя в пищу продукты нужного вам цвета;
  • носить одежду и украшения этого цвета;
  • пить напитки из цветных стеклянных бутылок;
  • принимать ванны с добавлением аромамасел и прочих средств определенного цвета;
  • визуализировать образы необходимого цвета.

Наиболее универсальное действие цветотерапии можно наблюдать принимая ванны с добавками нужного цвета. Таким образом вы сможете оптимально воздействовать и на физическое и на душевное состояние.

Приборы

Несмотря на непризнание официальной медициной, терапия цветом активно используется в оздоровительных учреждениях. Создаются и применяются всевозможные медицинские приборы, воздействующие на отдельные органы определённым оттеночным спектром.

Очки

Оснащены импульсными излучателями. Осуществляют трансформацию ритмически пульсирующего света в мозговые структуры, улучшая биоэлектрическую активность нейронов и функциональных систем организма. Имеют широкий спектр применения.

АЦЛ-01-Стрела, АЦТ-02-М, АЦТ-03-М

Приборы, применяемые в офтальмологии. Улучшают зрительные функции. Полезны для глаз.

Биоптрон

Аппарат, используемый в физиотерапии и рефлексотерапии. Представляет собой лампу, излучающую поляризованный свет определённого цветового спектра. Он направляется на больную часть тела, стимулируя её.

Геска-Полицвет-Маг

Физиотерапевтический аппарат с магнитной насадкой для цвето- и светотерапии. Воздействует на биологически активные точки и зоны светом различных цветовых спектров.

Суть методики

В основе теории цветоимпульсной терапии лежит воздействие импульсами искусственного видимого света на сетчатку, зрительный анализатор глаза и опосредовано на центральную нервную систему. Метод отличается физиологичностью, неинвазивностью, отсутствием аллергических реакций и высокой результативностью.

Цветоимпульсная коррекция (терапия), как метод восстановления зрения и предупреждения развития многих болезней глаз, а также нарушений зрения, получил широкое применение и признание специалистами-офтальмологами.

Это специфическая гимнастика, укрепляющая мышцы глазного яблока, а также активизирующая процессы метаболизма и микроциркуляции в тканях органа зрения.

Тесты

В психологии для определения внутреннего состояния пациента используются различные цветовые тесты:

  • цветовые пирамиды Пфистера;
  • тест Фрилинга;
  • цветовой тест отношений (ЦТО) Бажина и Эткинда.

Но самым популярным был и остаётся тест Люшера. Представлен в двух вариантах.

Краткий вариант

Работа с таблицей из 8 квадратов, окрашенных в конкретные цвета: серый, тёмно-синий, сине-зелёный, красно-жёлтый, жёлто-красный, красно-синий или фиолетовый, коричневый, чёрный. Применяется чаще всего в психологии и педагогике.


8 квадратов теста Люшера

Полный вариант

Работа с восьмью цветовыми таблицами. Носит название «Клинического цветового теста», используется в запущенных случаях в психологии и при диагностике и лечении психических отклонений и расстройств в психотерапии.

Задача, стоящая перед пациентом, — расположить цвета по степени их субъективной приятности в порядке убывания.

Обязательные условия для проведения теста:

  • естественное освещение, но прямые солнечные лучи не должны падать на раздаточный материал;
  • все таблицы распечатаны на листах бумаги, показывать их в виде презентации или на компьютере нельзя;
  • предварительно с пациентом проводится работа: он предупреждается о том, что нужно отвлечься от общественных стереотипов и исходить только из личностных ощущений.

Результаты:

  • понимание того, что происходит с человеком на самом деле;
  • уточнение психотерапевтического диагноза;
  • индивидуальная оценка личности, её быстрый и глубокий анализ;
  • рекомендации, как избежать психологического стресса и улучшить состояние здоровья (в том числе физического).

Основная критика люшеровской методики — её результаты не совпадают с Миннесотским многоаспектным личностным опросником (более известен как MMPI) С. Хатуэйя и Д. МакКинли. Данный тест на сегодняшний день является наиболее изученным, одним из самых популярных и широко применяемым в клинической практике.

Цветоимпульсная терапия в МГК

В Московской Глазной Клинике, специалисты разработали и успешно применяются специальные программы цветоимпульсной терапии зрения. Процедуры проводятся с применением самой современной аппаратуры (включая устройства «Визотроник М», «Спекл М», «Монобиноскоп») в сочетании с медикаментозной терапией, и могут назначаться, как взрослым, так и маленьким пациентам. По окончанию необходимых диагностических исследований, для каждого пациента подбирают индивидуальную схему аппаратного лечения, которая по необходимости корректируется в соответствии с текущими результатами. Сеансы цветоимпульсной терапии проводятся под контролем высококвалифицированных специалистов, не вызывают ощущения боли и дискомфорта, не требуют от пациента ограничений в привычном ему образе жизни.

В медицинском все желающие могут пройти обследование на самой современной диагностической аппаратуре, а по результатам – получить консультацию высококлассного специалиста. Клиника консультирует детей от 4 лет. Мы открыты семь дней в неделю и работаем ежедневно с 9 ч до 21 ч. Наши специалисты помогут выявить причину снижения зрения, и проведут грамотное лечение выявленных патологий.

Уточнить стоимость той или иной процедуры, записаться на прием в «Московскую Глазную Клинику» Вы можете по телефонам в Москве 8 и 8 (499) 322-36-36 (ежедневно с 9:00 до 21:00) или воспользовавшись формой онлайн-записи.

Применение на практике

Цветотерапия — универсальная методика, которая не имеет возрастных ограничений. В психологии её используют для детей, взрослых и пожилых.

Для детей

Цветотерапия активно применяется в детских садах и школах для того, чтобы выяснить проблемы ребёнка, касающиеся социальной адаптации и развития личности. На первом этапе ему предоставляется список основных жизненно важных приоритетов, которые подобраны индивидуально под возраст.

Список для детей дошкольного возраста:

  • мама;
  • папа;
  • отчим;
  • воспитательница;
  • брат;
  • сестра;
  • бабушка;
  • дедушка;
  • соседи;
  • игрушки и т. д.

Список для детей 7-11 лет:

  • родители;
  • друзья;
  • домашний питомец;
  • хобби;
  • учёба и т. д.

Список для подростков:

  • семья;
  • деньги;
  • учёба;
  • друзья;
  • признание в обществе;
  • поступление в институт;
  • работа и т. д.

Как проводится диагностика:

  1. Ребёнок расставляет концепты из списка по местам в зависимости от степени их важности лично для него.
  2. Перед ребёнком раскладываются 8 квадратов из краткого варианта цветового теста Люшера.
  3. Ребёнок для каждого слова из списка подбирает соответствующий цвет, исходя из своих личностных предпочтений. Оттенки могут повторяться, ограничений нет.
  4. Выбор ребёнка фиксируется в протоколе.
  5. Организуется получасовой отдых (обед, игры, отвлечённое общение).
  6. Опять раскладываются 8 квадратов Люшера. Ребёнок составляет из них список от самого приятного до самого нелюбимого.

При обработке результатов делаются выводы о том, совпадают ли два списка, составленных ребёнком, — концептуальный и цветовой. Считается, что первый выстраивается под влиянием и давлением общества (школьники могут написать на первом месте родителей, которых они боятся, или учёбу, которую могут ненавидеть из-за принудительной обязанности ходить в неё), а второй — исходя из истинного личностного отношения к данным понятиям.

Таким образом, цветотерапия помогает понять, что же на самом деле происходит с ребёнком. На основании этого психологи, работающие в садах и школах, выстраивают программы занятий с наиболее проблемными детьми.

Для детей с ОВЗ

Есть проекты по применению цветотерапии для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Они основаны на предположениях, что определённые цвета через мозг:

  • нормализуют мышечный тонус;
  • нейтрализует негативные эмоции;
  • улучшают интеллектуальные способности;
  • развивают коммуникативные навыки;
  • оздоравливают речь, слух и опорно-двигательную систему.

В рамках данных проектов в работе с детьми с ОВЗ используют групповые приёмы:

  • «Волшебные краски». Их смешение и получение нового оттенка.
  • «Волшебные покрывала». Ребёнок и педагог накрываются ярким оранжевым платком, повышающим настроение, сидят, прижавшись, держась за руки, глядя друг другу в глаза.
  • «Цветные сказки»: синяя, зелёная, белая, жёлтая и т. д.

Эффективность подобных программ научно не доказана.

Для пожилых людей

В дома престарелых и санатории активно внедряется программа «Все краски жизни», разработанная на основе цветотерапии для граждан пожилого возраста и инвалидов. Её задачи:

  • формирование мотивации на сохранение здоровья;
  • психологическая поддержка через обучение новым методикам оздоровления;
  • социокультурная реабилитация.

В ходе реализации программы применяются такие приёмы цветотерапии, как:

  • цветной душ;
  • цветные ванны;
  • цветобар (заряженные напитки);
  • кулинарная цветотерапия;
  • активная творческая деятельность.

Используются методики «Цветодиагностика эмоциональных состояний» и «Цветовая социометрия», тест Люшера.

Цветотерапия как средство коррекции психоэмоционального состояния детей

Екатерина Абалмасова

Цветотерапия как средство коррекции психоэмоционального состояния детей

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение приоритетной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. В последнее время увеличивается количество детей, посещающих дошкольное учреждение, с различными психоэмоциональными нарушениями: снижением работоспособности, раздражительности и плаксивости, а так же гиперактивные и наоборот пассивные дети. Таким образом, необходимым стало изучение современных методик по укреплению и сохранению детского здоровья.

Эмоциональное и физическое благополучие ребенка зависит от того, что его окружает. Это не только предметно-развивающая среда, но и мы – взрослые.

Именно мы должны создать все условия для развития разносторонней личности.

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, приобретает опыт.

Одним из основных требований к подбору материала является цвет, т. к. по своему воздействию на организм человека он имеет колоссальное значение. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей. Необходимо учитывать, что дошкольное детство является еще и периодом интенсивного сенсорного развития. Ребенок и цвет – вещи взаимосвязанные. Ведь дети по своей природе более восприимчивы к многоцветью нашего мира и особо остро в нем нуждаются. Все это побудило меня к использованию в своей работе одного из средств здоровьесбережения – цветотерапию.

Цветотерапия – коррекция психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Благодаря воздействию определенного цвета на ребенка можно добиться значительных результатов в преодолении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии, умении управлять своими эмоциями.

Еще в древние времена люди заметили, что цвет одежды, предметов быта, освещения и т. п. способен влиять на физическое и психологическое состояние человека. Цветом исцеляли в Древнем Египте, Китае, Индии, Персии. Современная наука подтвердила лечебные свойства цветов. На основе исследований их влияния сформировалась цветотерапия — методика улучшения здоровья человека с помощью цвета.

Первым положительное и отрицательное влияние цвета на психику человека обнаружил Гете, заложив таким образом основы современной цветотерапии.Он о.

В.Бехтерев утверждал: «Умело подобранная гамма цветов способна благотворно влиять на нервную систему лучше, чем некоторые микстуры».

Американский психолог Джекоб Либерман, тридцать лет изучал влияние света и цветных лучей на организм человека, пришел к выводу, что цвет и солнечный свет могут заменить почти все лекарства!

Сейчас сложилась целая научная теория влияния цветов на психофизиологическое состояние человека.

В психодиагностике существуют «цветные методы»

, позволяющие
составить портрет личности, определить ее актуальное психофизиологическое состояние и т. п. «Покажи мне свои любимые цвета — и я скажу тебе, кто ты», — примерно так говорил выдающийся швейцарский врач и психолог Макс Люшер, разрабатывая известный цветной личностный тест.
Наверняка, каждый из нас хотя бы раз видел радугу и может с легкостью назвать цвета радуги по порядку. Запоминать цвета радуги по порядку нас учили еще в детстве.Помните знаменитую фразу: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан? А ведь это не что иное как самая популярная мнемоническая фраза для того, чтобы запомнить цвета радуги по порядку. Первая буква каждого слова этой фразы соответствует первой букве в названии цвета. Остановимся более подробно на каждом цвете:

Красный цвет

В цветотерапии этот цвет используют тогда, когда жизненные силы человека нуждаются в поддержке или восстановлении, когда необходимо наполнить ослабленный организм новыми силами. Красный иногда помогает бороться с сильными стрессами. Однако для слишком эмоциональных людей красный в большом количестве может оказаться вредным.

Оранжевый цвет

Способствует общему укреплению организма, нормализует деятельность эндокринной системы. Этот цвет придает ощущение психологической свободы, уменьшает эмоциональную нестабильность. Оранжевый улучшает пищеварение, повышает аппетит.

Желтый цвет

Поможет при грустном настроении, постоянной пассивности. Он помогает научиться легче относиться к событиям, избавиться от бесполезных волнений. Этот цвет положительно действует прежде всего на меланхоличных, склонных к внутренним конфликтам и пассивности людей, имеющих проблемы в общении.

Зеленый цвет

Длительное воздействие этого цвета делает характер уравновешенным, одновременно освежает и успокаивает. Этот цвет и повышает жизненный тонус и способствует расслаблению, помогает бороться с расстройствами сна.

Зеленый способствует стабильному росту умственной работоспособности, концентрации внимания. Этот цвет помогает бороться с лишним весом, снижает аппетит.

Голубой цвет

Выражает легкость, свежесть и невесомость. На психику ребёнка он способен оказать расслабляющее и успокаивающее действие. В конце рабочего трудного дня голубой оттенок в помещении может снять напряжение, однако не стоит и забывать, что излишний голубой цвет в помещении может вызвать чувство отчуждения и холода.

Синий цвет

Психологи рекомендуют синий цвет людям, нуждающимся в чувстве безопасности. Он создает положительный психотерапевтический эффект при меланхолии, истерии, эпилепсии. Оттенки синего помогают при бессоннице.

Синий цвет снимает боль при заболеваниях костной и эндокринной систем, его рекомендуют при заболеваниях позвоночника, мозга, глаз, воспалениях носовых пазух. Полагают, что этот цвет связан с духовностью, способен воодушевлять.

Фиолетовый цвет

Следует применять, когда возникают беспричинные сомнения, недоверие, подозрительность. Благодаря сильному воздействию на подсознание фиолетовый помогает бороться с глубинными страхами, различными психическими и нервными расстройствами.

Чрезмерное влияние фиолетового угнетает нервную систему, может вызвать апатию.

Белый цвет

Символ чистоты и духовности, исцеления от болезней, это цвет равновесия, добра, успеха. Он поможет успокоиться, снять внутреннее напряжение. Белый цвет лечит центральную нервную систему, помогает восстанавливать структуру мозговых тканей, непосредственно связанных с сознанием.

Черный цвет

Этот цвет способствует собранности, дисциплине, выдержке и стойкости. Но склонным к депрессии не рекомендуют носить черное, ведь в избыточном количестве этот цвет может подавлять.

Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение их любимого цвета, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает.

Какие цвета обычно выбирают дети? Они выбирают яркие, насыщенные цвета — красный, желтый, зеленый. Это свидетельствует о том, что дети нормально развиваются, им интересно все новое, яркое, они динамичны и любознательны. А вот любимый белый или черный цвета могут сказать, что ребенок замкнут и предпочитает одиночество. Цветотерапия как раз и направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый яркий мирдетства и радости.

Для того, чтобы правильно воздействовать на ребенка, надо сначала научить его воспринимать и чувствовать цвет, т. е. воспитать культуру цвета.

Маленькие дети очень восприимчивы и впечатлительны, они требуют к себе особо бережного отношения. Поэтому старайтесь создать в группе максимально комфортную обстановку. В первую очередь это касается интерьера группы, где ребенок проводит достаточно много времени. Предпочтение отдаются теплой цветовой гамме помещения группы. Дети в детском саду постоянно ощущает на себе воздействие замкнутого пространства, поэтому нужно зонировать помещение еще и с помощью цвета.

Кроме этого, детей в группе окружает разнообразный яркий и красочный дидактический материал, к которому дети имеют свободный доступ и могут самостоятельно его использовать.

В своей практике цветотерапию я использую в различных формах работы.Остановимся более подробно на некоторых из них:

Дидактическая игра «Цветные палочки»

.

Детям предлагается выложить из цветных палочек предоставленный образец, либо рисунок по замыслу. В этой игре дети учатся взаимодействовать друг с другом, они общаются. Закрепляют полученные знания о геометрических фигурах, цветах, ориентируются на плоскости, развивается мелкая моторика рук, логическое мышление.

Дидактическая игра «Цветные стеклышки»

.

Через цветные стеклышки из прозрачного пластика насыщенных и пастельных цветов рассматриваем окружающее пространство. Это дает ощутимый терапевтический эффект и развивает цветовые ассоциации, успокаивает, настраивает на позитивный лад, развивает воображение и фантазию. Смена цветового пространства эффективно действует на эмоциональное состояние малыша. Прямой контакт «глаза в глаза»

, взявшись за руки, в замкнутом, но необычном пространстве, отрезанном от остального окружения, тихая беседа на любую тему, в зависимости от ситуации!

Так же мной было изготовлено оборудование «Радужный дождь»

.

Атласные ленты спускаются вниз, словно струи воды; их приятно трогать, перебирать, касаться лицом, проходить сквозь них. Дети после посещения «Радужного дождя»

становятся более спокойными и расслабленными. Снимается эмоциональное напряжение. За
«струями»
лент можно спрятаться от внешнего мира, что особенно подходит для замкнутых
детей. Такое оборудование можно изготовить в уголке уединения для зонирования, а можно сделать его мобильным.
Следующая форма работы: чтение и сочинение художественной литературы – «Цветные сказки»

.

-Хотите я расскажу вам семь сказок?

— А какие они будут?

-Одна желтая, другая зеленая, потом голубая, потом красная, еще синяя и лиловая, оранжевая, а самая последняя разноцветная про девочку, у которой был многоцветный плащ, и она вышла на улицу, во время ее прогулки ей встречались разноцветные предметы. Чтение таких сказок активизирует логику, уменьшает эмоциональную нестабильность, развивает воображение.

Сочинение цветных сказок, как в группе, так и дома с родителями. Понятно, что яркие сказки, например, желтая и красная, зеленая и оранжевая получаются веселые, красочные, а вот черная наоборот. Но ведь и черную краску можно преобразить, добавив в нее немного цвета и фантазии.

Еще одна форма работы – световой стол, которая помогает детям расслабиться, развивает воображение, фантазию. На таком столе проводится песочная терапия, рисование на цветном рисе, смешивание цветов при помощи «цветных стеклышек»

, рисование по трафаретам мы проводим на световом планшете.

Так же для коррекции психоэмоционального состояния детейв своей работе я использую методы нетрадиционного рисования: нитями, кляксография, мыльными пузырями, пальчиковое и многие др. в момент прорисовывания своих эмоций ребенок избавляется от страхов, заряжается положительными эмоциями, становится более раскрепощенным.

Еще один способ развития тактильных ощущений, развития мелкой моторики, координации рук и конечно же цветотерапии – камешки «Марблс»

.С их помощью так же можно осуществлять различные дидактические игры:
«Покажи свою эмоцию»
,
«Разноцветье камней»
,
«Выложи по контуру»
,
«Заплатки»
.

И в заключение хотелось поделится еще одной дидактической игрой «Волшебные мешочки»

. Мной были подготовлены
разноцветные мешочки, которые дети наполняли волшебными словами, делились положительными эмоциями и счастливыми моментами из их жизни. Для печальных историй и плохого настроения у нас есть определенного цвета мешочек, который нейтрализует эти эмоции. И есть мешочек исполняющий одно желание в день, дети должны коллективно решить, что это будет за желание. То которое может исполнить воспитатель или же это желание для родителей. Желание не связаны с приобретением чего-либо, а именно на проработку отношений. Это может быть игра, чтение книги, беседа, объятия.
Конечно, о результатах работы говорить еще рано, но уже сейчас можно отметить, что дети стали эмоционально раскованнее. Они стараются дать цветовую характеристику, сказочному герою и его поступкам, погоде которую наблюдаем на прогулке. Дети хорошо знают и начинают чувствовать цвета и оттенки. Это очень заметно по их рисункам.

Также мною были подобраны консультации для родителей, направленные на расширение их знаний о целесообразности развития цветового восприятия детей, о различных техниках рисования, психологии цвета и подборке цветных игр.

В нашей группе так же проводятся различные эксперименты с цветом. Лепят из цветного теста, играют с кинетическим цветным песком, изготавливают постройки из цветных кубиков и т. д.

Непосредственный контакт в играх и творческой деятельности с детьми помог установить доверительные отношения, удается корректировать поведение детей, их настроение, эмоциональное состояние, создавать благоприятный психологический климат в детском коллективе. Все это, в конечном итоге, благотворно влияет на психическое и физическое здоровье детей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]