Основные виды деятельности человека
Деятельность — процесс преобразования окружающей действительности. Человек может пытаться изменить материальные вещи, природу, общество, самого себя ради удовлетворения своих потребностей.
Она состоит из нескольких элементов:
- Субъект (совершает действия).
- Объект (то, на что действия направлены).
- Мотив (побуждает совершать действия).
- Цель (ожидаемый результат).
- Средства (чем пользуются).
- Процесс (порядок действий).
- Итог (результат).
Существуют разные виды деятельности человека в зависимости от целей, предмета, на который направлено действие, и результата. Но это разделение условно. Одно и то же конкретное действие может быть материальным и духовным.
Например, при печати книг не только создаются физические бумажные экземпляры. Произведения пишутся, редактируются и читаются, то есть происходит умственная работа.
Цель
Когда имеет место внутреннее побуждение, мы начинаем выстраивать в голове образ того, чего хотим достичь в итоге. Девушка, которая хочет замуж, начинает думать над тем, каким должен быть ее будущий супруг: возраст, цвет глаз, социальный статус, национальность, внешность и т.д. Таким образом, она вырисовывает для себя четкую картинку того, к чему собственно нужно стремиться.
Целеполагание является неотъемлемой частью деятельности людей.
Сначала мы создаем нечто в уме, затем пытаемся воплотить это в жизнь. Животные, в отличие от нас руководствуются только лишь инстинктами: не задумываются, что, как и зачем они что-то делают. Выбирая самку, волк не ходит 3 года по лесу в поисках волчицы с самой красивой шерстью, а человек – вполне на это способен.
Может, в этом и есть наше счастье – мы можем выбирать и корректировать свои цели.
Практическая деятельность
Эта разновидность направлена на создание или изменение материальных вещей, окружающей среды. Человек производит определенные предметы, меняет их вид или свойства, воздействует на природу.
Сюда относится:
- шитье одежды;
- создание техники на заводе;
- вырубка лесов;
- строительство домов.
То есть, все материальные блага и все, что существует на планете благодаря обществу.
Обучение
Это еще один важный вид активности человека. Тема по обществознанию, посвященная деятельности, тем и интересна, что рассматривает различные ее виды, позволяет рассмотреть все многообразие видов активности человека. Несмотря на то что процесс обучения человека берет свое начало еще в утробе матери, в определенный период времени этот тип деятельности становится целенаправленным.
Например, в 50-х годах прошлого столетия детей начинали учить в возрасте 7-8 лет, в 90-х в школах было введено массовое обучение с шестилетнего возраста. Однако даже до начала целенаправленного обучения ребенок впитывает огромное количество информации из окружающего мира. Великий русский писатель Л. Н. Толстой подчеркивал, что в возрасте до 5 лет маленький человек усваивает гораздо больше, чем за всю оставшуюся жизнь. Конечно, с этим утверждением можно поспорить, однако изрядная доля истины в нем есть.
Духовная деятельность
Она стремится изменить внутренний мир, мышление, сознание как одного человека, так и общества. Формируются взгляды на мир, понимание добра и зла, осознание своих целей.
Сюда входит научная, творческая, религиозная сферы жизни, то есть все, что направлено внутрь человека, а не на внешний мир. Это может быть изучение нового, написание картины, чтение молитвы.
Ведущие виды деятельности – игра, общение и труд
Также среди видов деятельности выделяются игру, общение, труд. Во время игры действия выполняются с помощью выдуманных средств. В ней важен процесс, а не результат. Игра может быть как развлечением, так и способом изучения мира.
Передача информации через взаимодействие называется общением. Оно нужно для обмена новостями или важными сведениями, а также для улучшения эмоционального состояния.
Труд направлен на создание материальных или духовных благ, которые будут полезны людям. Он может быть физическим, умственным или смешанным, например, шитье одежды.
Способы повышения эффективности работы
Итог деятельности предприятия зависит не только от увеличения штата сотрудников и улучшения материально-технической базы, но и от повышения квалификации уже имеющихся работников. Это достигается благодаря проведению обучения на предприятии. Такое обучение, по сути, является приспособлением организма к новым психофизиологическим функциям, которые должен в дальнейшем выполнять работник.
Чтобы достичь цели трудовой деятельности, работник нуждается в отдыхе. Один из самых эффективных способов повысить качество результата деятельности персонала – оптимизация режима работы и отдыха. Как правило, смена работы и отдыха должна быть соблюдена в определенные отрезки времени, а именно на протяжении:
- рабочей смены (перерыв)}
- суток (нормированный рабочий день)}
- недели (выходные)}
- года (отпуск).
Конкретное время, выделяемое на отдых, зависит от условий, в которых работает сотрудник, а также от условий трудового договора. Это относится как к кратковременным перерывам (в течение рабочего дня), так и к продолжительным (в течение года). Так, для большинства профессий установлена норма кратковременного отдыха 5-10 мин. в течение часа. Благодаря этому перерыву можно восстановить психофизиологические функции организма, а также снять напряжение.
Виды профессиональной деятельности человека
Когда человек выполняет свои обязанности на работе, это считается профессиональной деятельностью. Она имеет стандарты, цели, предсказуемый результат. Сотрудник получает конкретные знания и навыки, чтобы стать представителем профессии.
Вид | Описание | Пример |
Человек-техника | Работа с механизмами | Автослесарь, сварщик, сантехник |
Человек-человек | Взаимодействие с другими, общение | Учитель, журналист, официант |
Человек-природа | Работа с растениями или животными | Ветеринар, биолог, садовник |
Человек-знак | Обработка цифр или символов | Бухгалтер, переводчик, инженер |
Человек-художественный образ | Создание предметов искусства | Художник, актер, музыкант |
Сфера услуг
Все три названные ниже области деятельности объединяются в одну группу, которая носит название сферы услуг. Сами по себе они не являются как таковой хозяйственной деятельностью человека, но способствуют ее активному развитию.
Наука
Наука в государстве — это основополагающая часть, которая позволяет регулировать не только процессы внутри страны, но и обеспечивать страну инновационными технологиями, предоставлять самые совершенные разработки, открытия, факты. Наука включает в себя все возможные области деятельности человека.
По своей сущности наука — это определенный набор знаний в конкретной среде, которые характеризуются широким спектром понятий, терминов, закономерностей. Благодаря научным открытиям, любая страна может занять лидирующее положение в мировом рейтинге. Наука помогает государству развиваться.
Образование
Образование — это залог государства на светлое будущее. Время безжалостно течет вперед, а вместе с ними и годы жизни. На смену старому поколению приходит новое. Но для того, чтобы оно могло обеспечить себе, своей семье и Родине достойное существование и развитие, необходимо научить молодых людей тому, как это правильно делать, как правильно оценивать обстановку. Образование в Российской Федерации состоит из трех основных ступеней:
Каждая из ступеней делится на несколько этапов, а они в свою очередь характеризуются определенным набором знаний и умений. Лишь получив достаточный уровень знаний, человек сможет применить их в своей жизни и заниматься конкретным видом хозяйственной деятельности.
Рис. 4. Работники сферы услуг
Искусство и культура
Все время значительную роль в развитии страны играло искусство. Именно оно помогало не только здраво оценивать ситуацию, но и сопоставлять реальность с фантазией. Искусство — это довольно широкое понятие, которое включает в себя такие направления, как живопись и литература. Обеспечение духовного блага — вот истинная цель, которую преследует культура. Культурное богатство, наследие — это то, что никогда не забудется. Оно сохранилось в течение многих тысяч лет, передавалось из рода в род. Традиции — это то, чем дорожит нация, что показывает не только обычаи, но и моральное состояние каждого человека. Для каждого гражданина культура — это часть души. Не принять участие в промышленной деятельности — возможно, не принять участие в культурном развитии — невозможно.
Реакционная деятельность
Такие действия имеют отрицательный результат, который привел к упадку. Этот эффект оценивается в масштабах истории. Поэтому иногда одно и то же действие может относиться к разным типам в разное время.
В качестве примеров выделяют начало Второй мировой войны или введение опричнины. Эти события привели к масштабным негативным последствиям.
Транспортное хозяйство
Транспортное хозяйство или транспортная система — это средство связи между промышленностью и сельским хозяйством, а также между другими направлениями деятельности. Для того чтобы обеспечить обмен продукцией между различными направлениями, необходим транспорт, который эту проблему решит. Кроме этого, транспортная деятельность позволяет людям перемещаться в различные уголки страны или мира. На сегодняшний день существуют несколько типов транспорта:
- Железнодорожный
. Включает в себя все поезда, локомотивы, составы, метро. Является самым безопасным средством передвижения, обладает высоким коэффициентом полезного действия (КПД). - Автомобильный
— это автомобили различного класса — грузовые, легковые, специальные. - Воздушный
— это самолеты, вертолеты. - Водный
— его составляют корабли, баржи, катера, лодки.
Рис. 3. Можайская развязка МКАД
Материальная деятельность
Связана с изменением реальных предметов окружающего мира, которые можно увидеть или ощутить. Результаты имеют значение для одного человека или большой группы людей.
Сюда относится:
- земледелие;
- производство деталей на заводах;
- кулинария.
Материальную сторону имеет и творчество, так как художники могут создавать картины или скульптуры.