Ощущения, восприятие, чувства… – в научной психологии очень много похожих друг на друга понятий, разницу между которыми человеку, далекому от этой науки, увидеть очень сложно. Тем не менее каждое из этих понятий имеет свой уникальный смысл, знание которого позволяет лучше понять самого себя и познать свою природу.
В данной статье мы детально рассмотрим понятие ощущений, их основные виды, физиологические механизмы, свойства, функции и закономерности. А в заключение расскажем, как развивать свои ощущения, чтобы достичь успехов в профессиональной деятельности или же просто научиться воспринимать окружающий мир более тонко, наслаждаясь простыми вещами.
Если вы хотите узнать не только об ощущениях, но и о других областях психологического знания, обязательно записывайтесь на нашу онлайн-программу «Самопознание», с помощью которой вы научитесь лучше понимать самого себя и обязательно найдете жизненный путь, который сделает вас поистине счастливым.
Содержание
- Физиологический механизм ощущений
- Виды ощущений по Шеррингтону
- Свойства ощущений
- Пороги чувствительности
- Нарушения ощущений
- Адаптация, синестезия, сенсибилизация
Органы чувств — это такие органы, которые воспринимают и частично обрабатывают информацию, которая может поступать как снаружи, так и изнутри. Выделяют 5 основных органов чувств: глаза, нос , кожа, уши, язык.
Зрительные ощущения
С помощью глаз человек получает 80-90% информации об окружающем мире. Зрительные ощущения возникают при воздействии световых лучей на нервные клетки сетчатки глаза. Палочки (130 млн) находятся на периферии сетчатки, они отвечают за различение черного, белого, серого в любое время суток. Колбочки (7 млн) находятся в центре, отвечают за различение цвета. Механизм создания зрительных ощущений: раздражитель воздействует на нервные клетки сетчатки глаза, возникает возбуждение, которое передается по проводящим путям в соответствующий отдел головного мозга.
Обонятельные ощущения
Обоняние одно из самых древних и важных чувств с точки зрения эволюции. Многие животные с помощью данных ощущений ориентируются в пространстве, защищаются от нападений, общаются, выбирают себе партнеров и др. Обонятельные ощущения вызываются частичками вещества, попадающего на слизистую носа.
Осязательные ощущения
Нервные волокна, расположенные на каждом участке кожи, посылают сигналы в головной мозг о колебаниях температуры, прикосновениях, а также болевых ощущениях. Кожа воспринимает вибрационные, температурные, электрические, химические, механические раздражения.
Слуховые ощущения
Слуховые ощущения вызываются слуховыми волнами, т.е. колебаниями воздуха от источника звука. Слуховой диапазон человека составляет 16-20000 колебаний в секунду (16 Гц-20 кГц), более высокие частоты — ультразвук, более низкие — инфразвук. 1000 колебаний в секунду — норма.
Вкусовые ощущения
При вкусовых ощущениях частицы предметов воздействуют на слизистую языка. Существует 4 основных вкуса: кислое, горькое, сладкое, соленое. Язык условно разделен на несколько зон, каждая из которых воспринимает свой вид вкуса.
Иногда к этому списку добавляют вестибулярный аппарат во внутреннем ухе (чувство равновесия и ощущение в пространстве), а также мышцы, сухожилия, связки (изменение положения отдельных частей и всего тела в пространстве, определение массы и объема предметов, анализ движений и их координация).
Развитие ощущений: зачем и как это делать?
Чувствительность является врожденной и безусловно-рефлекторной, однако она также является потенциальным свойством личности. Если вы не будете развивать свою сенсорную организацию, вы, безусловно, не потеряете способность видеть, чувствовать, слышать и т.д. Однако эти способности будут ограничены и не раскроют весь потенциал, заложенный в вас природой.
Но если вы научитесь тренировать свои ощущения, вы сможете открыть для себя совершенно новый мир, полный красок и многообразия, и наслаждаться поистине прекрасными вещами, которые являются довольно простыми, но вместе с тем недоступными тому, кто обладает недостаточно развитой чувствительностью: например, получать удовольствие от классической музыки или тончайших ноток вина.
Кроме того, чувствительность к внешним раздражителям играет огромную роль в некоторых профессиональных сферах. Например, она просто необходима музыкантам, художникам, парфюмерам, поварам и т.д. Только те люди, которые обладают развитой чувствительностью, способны достичь нетривиальных успехов в этих областях. Поэтому, если вы хотите обладать идеальным музыкальным слухом или непревзойденным художественным вкусом, вам потребуется развивать свою чувствительность.
Есть два основных способа усовершенствования своих ощущений – это развитие чувствительности анализаторов и улучшение своей способности различения, т.е. умения четко дифференцировать различные свойства предметов окружающего мира.
В основе развития ощущений лежит ограничение первоначальной генерализации возбуждений в корковых отделах анализаторов путем выработки специальных дифференцировок. Поэтому чтобы усовершенствовать свои ощущения, при выполнении какой-либо деятельности вам необходимо выделять в ней отдельные элементы и сосредотачивать свое внимание именно на них, а не на всем процессе в целом.
Например, если говорить о музыкальном слухе, то для его развития вы можете либо повысить порог своей слуховой чувствительности, либо научится различать в сложных звуковых раздражителях их составные части – музыкальные тоны. Оптимальным путем будет совершенствование двух этих составных частей одновременно – именно так вы сможете развить свои ощущения в максимальной степени.
С помощью регулярных упражнений вы сможете значительно улучшить свою чувствительность и научиться воспринимать мир на более высоком уровне. В психологическом методе, известном как «Инегративный лингво-психологический тренинг (ИЛПТ)» такие упражнения называются психотехниками. Вот некоторые из них:
- Придумывайте рассказы, прослушав шумы (это могут быть шепот, свист, шипение змей, шелест листвы и т.д.)
- Угадывайте различные многокомпонентные ароматы с завязанными глазами, связывайте их со своими воспоминаниями или фантазиями, а затем делайте зарисовки получившихся ассоциаций.
- «Оживляйте» картины. Описывайте их (лучше всего – на иностранном языке) и выражайте эмоции, которые от них испытываете. Старайтесь прочувствовать все ощущения, которые у вас возникают: возможно, вы чувствуете холод или сухость, слышите пение птиц, чувствуете запах моря…
- Прослушивайте музыкальные произведения и представляйте их в цвете (например, фрагмент «Испанского танца» Э. Грандоса, «Лебедя» К. Сен-Санса или музыки Р. Вагнера к опере «Гибель богов»).
Несмотря на то, что все предложенные упражнения имеют определенную направленность на развитие одного канала восприятия, они являются полифункциональными и позволяют усовершенствовать все виды чувств одновременно.
Кроме того, вы можете использовать следующие методы повышения чувствительности анализаторов:
- Остроте зрения способствует прием витаминов А, Е и С (вы можете принимать их в форме биологических добавок или добавить в свой рацион продукты, богатые ими), а также гимнастика для глаз.
- Для совершенствования слуха принимайте магний, слушайте музыку разных жанров, научитесь петь или играть на музыкальных инструментах. Старайтесь больше времени проводить в тишине и избегайте шумных мест.
- Обоняние проще всего улучшить путем применения практики ароматерапии: вдыхайте несколько приятных запахов ежедневно, а когда вы научитесь их различать, увеличьте их количество.
- Чтобы научиться лучше различать вкусы, сократите потребление соли и сахара, избегайте полуфабрикатов, усилителей вкуса и т.д., т.к. эти компоненты негативно влияют на вкусовую чувствительность. А вот морепродукты и натуральные специи способствуют ее развитию.
- Повысить чувствительность кожи можно с помощью практики взаимодействия с различными фактурами. Постарайтесь как можно больше дотрагиваться до разных поверхностей и рельефов и научитесь различать их с закрытыми глазами.
Выполнение этих несложных упражнений и использование вышеупомянутых методов повышения чувствительности обязательно поможет вам сделать свои ощущения более ясными и отчетливыми. Однако перед применением витаминов и минералов обязательно проконсультируйте с врачом, ведь иногда даже самые полезные вещества могут не подходить конкретно вашему организму.
Желаем вам успехов в самопознании и саморазвитии и надеемся, что наша статья окажется для вас полезной!
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Два важных закона памяти
- Махизм: вклад Эрнста Маха в развитие философии позитивизма
- Чувства, эмоции и ощущения: первый шаг к профайлингу
- Психические процессы: виды и краткая характеристика
- Сферы личности
- Метод изучения психологии Вундта
- Когнитивная сфера личности
- Ощущение и восприятие
- Психическое отражение
- Философские основы лингвистической концепции Вильгельма фон Гумбольдта
Ключевые слова:1Психорегуляция, 1Самопознание
Физиологический механизм ощущений
Процесс появления ощущений можно представить следующим образом. Раздражитель (музыка), обладающий определенными характеристиками, воздействует на определенный орган чувств (уши), который воспринимает информацию и по проводящим путям передает ее в головной мозг, где данная информация обрабатывается, и мы начинаем слышать музыку. Так происходит отражение окружающего мира.
Чарлз Шеррингтон, английский физиолог, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине, предложил классификацию ощущений по характеру отражения и месту расположения рецепторов.
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Ощущения — начальный источник всех наших знаний о мире. При.помощи ощущений мы познаем величину, форму, цвет, плотность, температуру, запах, вкус окружающих нас предметов и явлений, улавливаем различные звуки, постигаем движение и пространство и пр. Именно ощущения дают материал для сложных психических процессов — восприятия, мышления, воображения.
Если бы человек был лишен всех ощущений, он никакими способами не мог бы познавать окружающий мир и понимать, что происходит вокруг. Так, людям, слепым от рождения, не дано представить, что такое красный, зеленый или любой другой цвет, глухим от рождения — что такое звук человеческого голоса, пение птиц, музыкальные мелодии, звуки проезжающих машин и пролетающих самолетов и пр.
Обязательным условием возникновения ощущения является непосредственное воздействие предмета или явления на наши органы чувств. Предметы и явления действительности, которые воздействуют на органы чувств, называются раздражителями. Процесс воздействия их на органы чувств называется раздражением.
Уже древние греки различали пять органов чувств и соответствующие им ощущения: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые. Современная наука значительно расширила представления о видах ощущений человека.
Орган чувств — анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах; специализирован для приема воздействия определенных раздражителей из внешней и внутренней среды. Каждый такой аппарат связывает мозг с внешним миром, обеспечивает поступление в мозг разнообразной информации. И.П. Павлов предложил назвать их анализаторами.
Любой анализатор состоит из трех отделов: орган чувств — рецептор (от латинского слова «receptor» -принимающий), который воспринимает действующий на него раздражитель; проводниковая часть и нервные центры коры головного мозга, где происходит переработка нервных импульсов.Все отделы анализатора работают как единое целое. Ощущение не возникнет, если повреждена любая часть анализатора. Так, зрительные ощущения прекращаются и при повреждении глаз, и при поражении зрительных нервов, и при разрушении соответствующих участков коры головного мозга.
Окружающая действительность, воздействуя на наши органы чувств (глаз, ухо, окончания чувствительных нервов в коже и т.д.), вызывает ощущения. Ощущения появляются тогда, когда вызванное каким-либо раздражителем возбуждение в органе чувств распространяется по центростремительным путям на соответствующие участки коры головного мозга и подвергается там тончайшему анализу.
Мозг получает информацию и от внешнего мира и от самого организма. Поэтому анализаторы бывают внешними и внутренними. У внешних анализаторов рецепторы вынесены на поверхность тела — глаз, ухо и пр. Внутренние анализаторы имеют рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях. Своеобразное положение занимает двигательный анализатор.
Анализатор — сложный нервный механизм, который производит тонкий анализ окружающего мира, то есть выделяет отдельные его элементы и свойства. Каждый анализатор приспособлен для выделения определенных свойств предметов и явлений: глаз реагирует на световые раздражения, ухо — на слуховые и пр.
Главная часть каждого органа чувств — рецепторы, окончания чувствующего нерва. Это органы чувств, реагирующие на определенные раздражители: глаз, ухо, язык, нос, кожа, и специальные рецепторные нервные окончания, заложенные в мышцах, тканях и внутренних органах тела. Такие органы чувств, как глаз, ухо объединяют десятки тысяч рецепторных окончаний. Воздействие раздражителя на рецептор приводит к возникновению нервного импульса, который по чувствующему нерву передается в определенные участки коры больших полушарий головного мозга.
Ощущение — отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
В настоящее время насчитывают около двух десятков различных анализаторных систем, отражающих воздействия внешней и внутренней среды на организм. Различные виды ощущений возникают в результате воздействия различных раздражителей на различные анализаторы.Ощущения мы получаем при помощи органов чувств. Каждый из них дает нам свои особые ощущения — зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и пр.
Виды ощущений.
Все ощущения можно разделить на две группы: 1) Ощущения, отражающие свойства вещей или явлений, находящихся вне нас. Органы этих ощущений расположены на поверхности тела или близко к ней. 2) Ощущения, отражающие движения отдельных частей нашего тела и состояние наших внутренних органов. Органы этих ощущений расположены в глубине тканей (например, мышц) или на поверхности внутренних органов (например, в стенках желудка, дыхательных путей).
К первой группе относятся ощущения зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные.
1.Зрительные ощущения — это ощущения света и цвета. Все, что мы видим, имеет какой-нибудь цвет. Бесцветным может быть только совершенно прозрачный предмет, который мы не видим. Цвета бывают ахроматические (белый и черный и промежуточные между ними оттенки серого) и хроматические (различные оттенки красного, желтого, зеленого, синего).
Зрительные ощущения возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза. Светочувствительным органом глаза является сетчатка, в которой находятся клетки двух типов — палочки и колбочки, названные так за их внешнюю форму. Таких клеток в сетчатке очень много -около 130 палочек и 7 млн. колбочек.
При дневном освещении активны только колбочки (для палочек такой свет слишком ярок). В результате мы видим цвета, т.е. возникает ощущение хроматических цветов -всех цветов спектра. При слабом освещении (в сумерках) колбочки прекращают работу (света для них недостаточно), и зрение осуществляется только аппаратом палочек -человек видит в основном серые цвета (все переходы от белого до черного, т.е. ахроматические цвета).
Есть заболевание, при котором нарушается работа палочек и человек видит очень плохо или ничего не видит в сумерках и ночью, а днем его зрение остается относительно нормальным. Это заболевание называется «куриная слепота», так как куры, голуби не имеют палочек и в сумерках почти ничего не видят. Совы, летучие мыши, наоборот, имеют в сетчатке только палочки — днем эти животные почти слепы.
Цвет различно влияет на самочувствие и работоспособность человека, на успешность учебной деятельности. Психологи отмечают, что наиболее приемлемый цвет для окраски стен учебных помещений оранжево-желтый, создающий бодрое, приподнятое настроение, и зеленый, создающий ровное, спокойное настроение. Красный цвет возбуждает, темно-синий угнетает, и тот и другой утомляют глаза.В некоторых случаях у людей наблюдаются нарушения нормального цветоощущения. Причинами этого могут быть наследственность, заболевания и травма глаз. Чаще всего встречается красно-зеленая слепота, называемая дальтонизмом (по имени английского ученого Д. Дальтона, впервые описавшего это явление). Дальтоники не различают красный и зеленый цвет, не понимают, почему люди обозначают цвет двумя словами. Такую особенность зрения, как дальтонизм, следует учитывать при выборе профессии. Дальтоники не могут быть шоферами, летчиками, не могут быть художниками-живописцами и модельерами и пр. Полное отсутствие чувствительности к хроматическим цветам встречается очень редко.
Чем меньше света, тем хуже видит человек. Поэтому нельзя читать при плохом освещении, в сумерках, чтобы не вызвать излишнее напряжение в работе глаз, что может быть вредно для зрения, способствовать развитию близорукости, особенно у детей и школьников.
Слуховые ощущения возникают при помощи органа слуха. Различают три вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные и шумы. В этих видах ощущений звуковой анализатор выделяет четыре качества: силу звука (громкий-слабый), высоту (высокий-низкий), тембр (своеобразие голоса или музыкального инструмента), длительность звука (время звучания), а также темпо-ритмические особенности последовательно воспринимаемых звуков.
2. Слуховые ощущения.Они возникают при помощи органа слуха. Различают три вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные и шумы. В этих видах ощущений звуковой анализатор выделяет четыре качества: силу звука (громкий-слабый), высоту (высокий-низкий), тембр (своеобразие голоса или музыкального инструмента), длительность звука (время звучания), а также темпо-ритмические особенности последовательно воспринимаемых звуков.
Слух к звукам речи называется фонематическим. Он формируется в зависимости от речевой среды, в которой воспитывается ребенок. Овладение иностранным языком предполагает выработку новой системы фонематического слуха. Развитый фонематический слух ребенка заметно влияет на безошибочность письменной речи, особенно в начальной школе. Музыкальный слух ребенка воспитывается и формируется, как и речевой слух. Здесь большое значение имеет раннее приобщение ребенка к музыкальной культуре человечества.
Шумы могут вызывать у человека определенный эмоциональный настрой (шум дождя, шелест листьев, вой ветра), иногда служат сигналом приближающейся опасности (шипение змеи, грозный лай собаки, грохот идущего поезда) или радости (топот ножек ребенка, шаги приближающегося любимого человека, гром салюта). В школьной практике чаще приходится сталкиваться с отрицательным влиянием шума: он утомляет нервную систему человека.Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Такие ощущения человек получает, например, при прикосновении рукой к крышке звучащего рояля. Вибрационные ощущения обычно не играют важной роли для человека и развиты очень слабо. Однако они достигают весьма высокого уровня развития у многих глухих, которым они частично заменяют отсутствующий слух.
3. Обонятельные ощущения. Способность чувствовать запахи называется обонянием. Органами обоняния являются специальные чувствительные клетки, которые находятся в глубине носовой полости. Отдельные частички разнообразных веществ проникают в нос вместе с воздухом, который мы вдыхаем. Так мы получаем обонятельные ощущения. У современного человека обонятельные ощущения играют сравнительно незначительную роль. Но люди слепо-глухие пользуются обонянием, как зрячие — зрением со слухом: определяют по запахам знакомые места, узнают знакомых людей, получают сигналы об опасности и пр.
Обонятельная чувствительность человека тесно связана с вкусовой, помогает распознать качество пищи. Обонятельные ощущения предупреждают человека об опасной для организма воздушной среде (запах газа, гари). Благовоние предметов оказывает большое влияние на эмоциональное состояние человека. Существование парфюмерной промышленности всецело обязано эстетической потребности людей в приятных запахах.
Обонятельные ощущения весьма значимы для человека в тех случаях, когда они связаны со знаниями. Только зная особенности запахов тех или иных веществ, человек может ориентироваться в них.
4. Вкусовые ощущения. Возникают при помощи органов вкуса — вкусовых почек, расположенных на поверхности языка, глотки и неба. Существует четыре вида основных вкусовых ощущений: сладкое, горькое, кислое, соленое. Раз-нообразие вкуса зависит от характера сочетаний этих ощущений: горько-соленое, кисло-сладкое и т.д. Малое число качеств вкусовых ощущений не означает однако ограниченности вкусовых ощущений. В пределах соленого, кислого, сладкого, горького возникает целый ряд оттенков, каждый из которых придает вкусовым ощущениям новое своеобразие.
Вкусовые ощущения человека находятся в большой зависимости от чувства голода, невкусная пища кажется вкуснее в состоянии голода. Вкусовые ощущения очень зависят от обонятельных. При сильном насморке любое, даже самое любимое, блюдо кажется безвкусным.
Кончик языка лучше всего чувствует сладкое. Края языка чувствительны к кислому, а его основание — к горькому.
5. Кожные-ощущения — тактильные (ощущения прикосновения) и температурные (ощущения тепла или холода). На поверхности кожи имеются разные виды нервных окончаний, каждый из которых дает ощущение или прикосновения, или ходода, или тепла. Чувствительность разных участков кожи к каждому виду раздражений различна. Прикосновение больше всего ощущается на кончике языка и на кончиках пальцев, спина менее чувствительна к прикосновению. К воздействию тепла и холода наиболее чувствительна кожа тех частей тела, которые обычно прикрыты одеждой, поясницы, живота, груди. Температурные ощущения имеют весьма выраженный эмоциональный тон. Так, средние температуры сопровождаются положительным чувством, характер эмоциональной окраски для тепла и холода различен: холод переживается как бодрящее чувство, теплота — как расслабляющее. Температура же высоких показателей, как в сторону холода, так и тепла, вызывает отрицательные эмоциональные переживания.
Ко второй группе относятся двигательные ощущения,ощущения равновесия и органические ощущения.
1. Двигательные ощущения. Рецепторы их находятся в мышцах, сухожилиях и на суставных поверхностях. Двигательные ощущения доставляют сигналы о степени сокращения мышц и о положении наших членов, о том, например, насколько согнута рука в плечевом, локтевом или луче-запястном суставе. Сочетание кожных и двигательных ощущений, получающихся при ощупывании предметов, т. е. при прикосновении к ним движущейся руки, называется осязанием. Органом осязания является рука со всеми её кожными, мышечными и суставными рецепторами. Рука как орган осязания впервые появляется у обезьян, но полного развития достигает лишь у человека, став у него орудием труда. Кожные ощущения сами по себе сигнализируют только о факте прикосновения предмета к телу и о месте этого прикосновения. Когда муха садится нам на лоб, мы легко замечаем это, но так же легко можем быть введены в заблуждение и принять за муху прикосновение соломинкой, кисточкой, травинкой или бумажкой. Чтобы точнее определить свойства прикасающегося к коже предмета, его твёрдость, мягкость, шероховатость, гладкость, форму, очертания и т. д., нужно его ощупать. Например, ощущения твёрдости и мягкости зависят главным образом от того, какое сопротивление оказывает тело при давлении на него; поэтому нельзя определить степень твёрдости или мягкости предметов без участия двигательных ощущений.
2. Ощущения равновесия. Отражают положение, занимаемое нашим телом в пространстве. Когда мы впервые садимся на двухколесный велосипед, становимся на коньки, ролики, водные лыжи, то самое трудное — удержать равновесие и не упасть. Ощущение равновесия дает нам орган, расположенный во внутреннем ухе. Он похож на раковину улитки и называется лабиринтом.
При изменении положения тела происходит колебание особой жидкости (лимфы) в лабиринте внутреннего уха, называемого вестибулярным аппаратом. Органы равновесия тесно связаны с другими внутренними органами.При сильном перевозбуждении органов равновесия наблюдаются тошнота, рвота (так называемая морская или воздушная болезнь). При регулярной тренировке устойчивость органов равновесия значительно возрастает.
Вестибулярный аппарат дает сигналы о движении и положении головы. При повреждении лабиринта человек не может ни стоять, ни сидеть, ни ходить, он будет все время падать.
3. Органические ощущения. Рецепторы их находятся в стенках большинства внутренних органов: пищевода, желудка, кишечника, кровеносных сосудов, лёгких и т. д. К числу органических относятся ощущения, которые мы имеем при голоде, жажде, насыщении, тошноте, внутренних болях и т. п. Пока мы вполне здоровы, сыты, вообще когда работа внутренних органов происходит нормально, мы не замечаем почти никаких органических ощущений; они главным образом дают сигналы о нарушениях в работе внутренних органов. Импульсы, направленные в кору от внутренних органов, не осознаваясь отчётливо, лежат в основе общего «самочувствия» человека. Внутренние анализаторы контролируют, проверяют химический состав и давление крови, состояние органов и их работу; при этом они могут вступать во временную связь с анализаторами, приносящими сведения о внешних предметах.
Свойства ощущений.
К основным свойствам ощущений относят: качество, интенсивность,длительность, пространственную локализацию, порог ощущений.
Качество — это свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений. Например, вкусовые ощущения предоставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета: сладкий или кислый, горький или соленый. Обоняние тоже предоставляет нам информацию о химических характеристиках объекта, но другого рода: цветочный запах, запах миндаля, запах сероводорода и др.
Следует иметь в виду, что весьма часто, когда говорят о качестве ощущений, имеют в виду модальность ощущений, поскольку именно модальность отражает основное качество соответствующего ощущения. Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции. Например, если у вас насморк, то интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена.
Длительность ощущения — это временная характеристика возникшего ощущения. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом — временем действия раздражителя и его интенсивностью. Следует отметить, что у ощущений существует так называемый .патентный (скрытый) период. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. Латентный период различных видов ощущений неодинаков. Например, для тактильных ощущений он составляет 130 мс, для болевых — 370 мс, а для вкусовых — всего 50 мс.
Пространственная локализация раздражителя – пространственный анализ осуществляется дистантными рецепторами, он дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве.
Порог ощущений. Минимальная величина раздражителя вызывающая едва заметные ощущения – нижний порог. Максимальная величина раздражителя еще вызывающая ощущения – верхний порог. (Для слуха min порог – тиканье часов с расстояния 6 метров. Для осязания – ощущение движения крыла мухи при падении с высоты 1 см).
Развитие ощущений.
Чувствительность, т.е. способность иметь ощущения, в элементарном проявлении врожденна и является безусловно рефлекторной. Ребенок, только что появившийся на свет, уже реагирует на зрительные, звуковые и некоторые другие раздражители. Человеческий слух формируется под влиянием музыки и звуковой речи. Все богатство человеческих ощущений есть результат развития и воспитания.
Нередко развитию ощущений уделяют недостаточное внимание, особенно по сравнению с более сложными познавательными процессами — памятью, мышлением,воображением. Но ведь именно ощущения лежат в основе всех познавательных способностей, составляют мощный потенциал развития ребенка, который чаще всего в полной мере не реализуется.
Устройство наших органов чувств позволяет нам ощущать гораздо больше того, что мы на самом деле ощущаем. Как будто сложный прибор работает не в полную силу. Можно ли как-то изменить или усилить наши ощущения? Конечно, можно.
Развитие ощущений происходит в связи с практической, прежде всего трудовой деятельностью человека и зависит от требований, которые предъявляются жизнью, трудом к работе органов чувств. Высокой степени совершенства достигают, например, обонятельные и вкусовые ощущения у дегустаторов, определяющих качество чая, вина, духов и пр.
Живопись предъявляет особые требования к ощущению пропорций и цветовых оттенков при изображении предметов. Это ощущение у художников развито выше, чем у людей, не занимающихся живописью. То же — у музыкантов. На точность определения звуков по высоте влияет, например, инструмент, на котором человек играет. Исполнение музыкальных произведений на скрипке предъявляет особые требования к слуху скрипача. Поэтому различение высоты звуков у скрипачей обычно более развито, чем, например, у пианистов (данные Кауфмана).
Известно, что одни люди хорошо различают мелодии и легко их повторяют, другим кажется, что все мелодии имеют один и тот же мотив. Бытует мнение, что музыкальный слух дан человеку от природы и если у кого-то его нет, то уж никогда не будет. Такое представление ошибочно. Во время занятий музыкой у любого человека развивается музыкальный слух. Особенно острым слухом отличаются слепые люди. Они хорошо узнают людей не только по голосу, но и по звуку шагов. Некоторые слепые могут по шуму листьев различать деревья, например, отличить березу от клена. А если бы они видели, то у них не было бы особой необходимости обращать внимание на такие небольшие различия в звуках.
Методы измерения ощущений.
Методы измерения ощущений: 1)прямой 2)косвенный
В психологии конца 19 – начала 20 вв. сложилось представление, согласно которому органы чувств(рецепторы) пассивно отвечают на воздействующие раздражители и соответственно ощущения, с этой точки зрения являются пассивным процессом.
Рефлекторная теория считает, что ощущение это активный процесс – основное положение этой теории заключается в следующем – в состав каждого ощущения входит движение. Сложные ощущения не возможны без активного движения, примером сложного ощущения может быть ощупывание предмета с закрытыми глазами.
Список использованной литературы.
1.Б. М. Теплов. «Психология» Учпедгиз, Москва, 1953 г.
2. «Психология» Дубровина И.
3. Аткинсон Р. Л., Агкинсон Р. С., Смит Э. Е. и др. «Введение в психологию: Учебник для университетов» /Пер. с англ. под. ред. В. П. Зинченко. — Москва: Тривола, 1999.
4.Дмитриева «Общая психология.» (Конспект лекций)
Контрольная работа Галиуллиной Е.А.
Ментальная карта — ощущения
Виды ощущений по Шеррингтону
1. Интероцептивные ощущения. Наиболее древняя и элементарная группа ощущений. Интероцептивные ощущения объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма. Они сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма, возникают благодаря рецепторам, находящихся на стенках желудка, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Данный тип ощущений относится к числу наименее осознаваемых. Они связаны с эмоциональным состоянием.
2. Экстероцептивные ощущения. Самая большая группа ощущений. Они обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения. Экстероцептивные ощущения условно можно разделить на 2 группы: а) контактные ощущения (вызываются непосредственным воздействием объекта на органы чувств, например, вкус, осязание); б) дистантные ощущения ( отражают качества объекта, находящегося на некотором расстоянии от органов чувств, например, слух, зрение).
3. Пропреоцитивные ощущения. Передают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию движений. Включает ощущение равновесия (статическое ощущение) и двигательное (кинестетическое) ощущение. Рецепторы расположены в мышцах, суставах, связках.
Функции и роль
«Наш мозг эволюционировал не для того, чтобы реагировать на окружающий мир, а для того, чтобы предсказывать, что с нами будет дальше».
Лиза Фельдман Барретт
Ученые и исследователи в области психологии последнего столетия относятся с должным вниманием к роли и функциям ощущений, так как через них мы познаем мир внутри и вокруг нас:
- Обнаружение: элемент обнаружения в каждом смысле известен как рецептор, который представляет собой клетку или группу клеток, которые, в частности, чувствительны к определенному типу энергии или более чем к одной форме энергии.
- Преобразование и передача: рецепторы преобразуют или преобразуют энергию из одной формы в другую. Чувственные рецепторы преобразуют поступающую энергию в электрохимические сигналы, которые нервная система использует для общения.
- Передача: если эта энергия достаточно сильна, она запускает нервные импульсы, которые передают закодированную информацию о различных характеристиках стимула. Импульсы проходят по определенным нервным волокнам в определенные области мозга.
- Стимулирование и регулировка обработки информации: как мозг, так и рецепторы обрабатывают сенсорную информацию: у организмов относительной простоты, таких как лягушки, рецепторы делают большую часть работы. У более сложных животных, таких как люди, мозг имеет гораздо большую нагрузку.
Свойства ощущений
1. Модальность — это качественная характеристика ощущений. Это основная особенность каждого конкретного ощущения, которая может отличить его от другого ощущения. Например, для слуховых ощущений — это высота тона, тембр, громкость.
2. Интенсивность — это количественная характеристика ощущений. Определяется тем, с какой силой раздражитель действует на объект.
3. Локализация — это пространственная характеристика ощущений. Свойство, которое указывает на локализацию раздражителя в пространстве.
4. Длительность — это временная характеристика ощущений. Указывает на время, в течение которого действовал раздражитель.
Пороги чувствительности
Итак, чтобы человек ощутил действие какого-либо раздражителя, интенсивность этого раздражителя должна иметь определенную величину (если стоишь на расстоянии километра от собеседника, шепот явно тебе не помощник). Можно взять данную ситуацию в качестве примера.
Вы спрашиваете у своего друга, который находится на расстоянии от вас, как у него дела. Но он вас не услышал, так как ваш голос в качестве раздражителя на обладает нужной интенсивностью. Вы спрашиваете немного громче в надежде, что он вас услышит. Но собеседник слышит нечто отдаленно напоминающее ваш вопрос. Органы чувств (уши) вашего друга восприняли эту информацию, но если вы повторите этот вопрос чуть-чуть тише, то он уже не услышит. Это называется нижний абсолютный порог чувствительности, т.е. минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. В один прекрасный момент, вам надоедает подбирать нужный уровень звука, ведь ваш друг вас все равно плохо слышит. Вместо того, чтобы просто подойти к нему, вы решаетесь закричать во всю силу, чтоб он вас точно услышал. И вы начали кричать, не заметив вашего другого друга, который подошел к вам с другой стороны. Для него этот уровень громкости был слишком велик, он вызвал болевые ощущения. Это называется верхний абсолютный порог чувствительности, т.е. максимальная величина раздражителя, при которой ощущения исчезают, либо меняются (например, превращаются в болевые).
Пороги ощущений — это способность анализаторов отражать отдельные свойства раздражителей или тонкие различия между ними. Изучением и измерением порогов ощущений занимается психофизика, основателем которой считают Густава Теодора Фехнера.
Абсолютный порог ощущений — это минимальная величина раздражителя, при которой впервые возникает ощущение. Раздражители, которые его не достигают лежат под порогом ощущений, т.е. мы не ощущаем их (например, пылинки, которые постоянно опускаются на кожу). Чем слабее раздражители, вызывающие ощущения (т.е. чем меньше величина абсолютного порога), тем выше способность органов чувств реагировать на эти воздействия.
Разностный (дифференциальный) порог — это минимальное изменение интенсивности раздражителя, вызывающее едва заметное изменение ощущений.
Разностная чувствительность — это относительная величина. Эрнст Вебер пришел к выводу, что мы воспринимаем не различия между объектами, а отношение различия к величине сравниваемых объектов.
Основы понятия
Ощущения отражают важные для человеческого организма свойства окружающего мира. Анализаторы, которые обычно называют органами чувств, с самого рождения приспособлены для приема и переработки разной энергии. Она проявляется в форме раздражителя — химического, физического или механического. Разные виды ощущений отражают действия тех стимулов, что их затрагивают.
Ощущения разделяют по качествам на обонятельные, осязательные, вкусовые, зрительные и слуховые. Мышцы дают о себе знать с помощью проприоцептивных ощущений, они сообщают о сокращении и расслаблении тканей.
Чувство равновесия помогает определить положение тела относительно гравитационных сил.
Ощущения формируются под воздействием раздражителей на конкретные рецепторы. Под этим понятием подразумевается реакция нервной системы на внешние явления материального мира. Рефлексы возникают только при физическом или психологическом воздействии на определенный анализатор. В его комплекс входит три отдела:
- периферический;
- аффективных и эфферентных нервов;
- подкорковый и корковый.
Рецепторы периферического отдела являются трансформаторами энергии, поступающей из окружающего мира, в нервные процессы. Центростремительные и центробежные нервы соединяют первый комплекс с центральной системой. Мозговой конец анализатора перерабатывает поступающие нервные импульсы.
В последнем отделе находится ядро, в котором сосредоточена основная масса рецепторов. Она состоит из рассеянных клеток, расположенных в разных частях коры. Главная функция ядра — тонкий синтез и анализ, а его элементы отвечают за грубый процесс. Но для возникновения едва заметного движения тела необходима работа всего анализатора как единого целого.
Нарушения ощущений
1. Сенсорная гипопатия — это нарушение чувствительности таким образом, что и слабые, и сильные раздражители ощущаются слабо.
2. Сенсорная гиперпатия — это резкое усиление интенсивности ощущений при воздействии слабых раздражителей.
3. Парестезия — это ощущения без раздражителя (онемение, покалывание).
Гипестезия и парестезия
Противоположностью гиперестезии является гипестезия. Она характеризуется пониженной чувствительностью организма к раздражителям. Для примеров используем некоторые виды ощущений в психологии. Допустим, на улице сильные морозы. Человек с гипестезией не почувствует холод. Это может привести его к обморожению. То есть у него нарушены экстерорецептивные ощущения. Если человек не способен чувствовать боль, например, от укола, то тут уже нарушены интерорецептивные ощущения. Причин для гипестезии множество. Например, анестезия или кожные заболевания типа проказы.
Следующий вид расстройства ощущений называется парестезией. Он характеризуется неврологическими и сосудистыми поражениями. Такое нарушение возникает, например, во время сна, когда все тело сдавливает одну руку. Или в сидячем положении можно почувствовать онемение некоторых частей тела. В таких случаях люди говорят, что отлежали руку или пятую точку. Но этот вид расстройства может нести и более серьезный характер, что требует лечения.
Адаптация, синестезия, сенсибилизация
Адаптация означает, что под влиянием приспособления анализаторов к действующим раздражителям меняется их чувствительность. Может происходить в двух направлениях: повышении и снижении чувствительности.
Адаптация проявляется во всех видах ощущений. Особенно заметна она в области зрения, обоняния, кожных ощущений и вкуса; менее выражена в области слуха. Например, нам нужно время, чтобы после темной комнаты привыкнуть к яркому солнечному свету. Или замечали, что если провести какое-то время в комнате с неприятным запахом, он в дальнейшем ощущаться уже не будет.
Сенсибилизация — этоповышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов. Вызывается взаимодействием разных анализаторов. При определенных условиях оно влечет за собой повышение чувствительности одного из органов чувств под влиянием одновременного функционирования другого. Например, ощущение холода повышает слуховую и зрительную чувствительность, а высокая температура и душная атмосфера приводят к их снижению.
Часто встречается такое явление как компенсация (возмещение). Люди, страдающие определенным недугом (например, ослепли), могут компенсировать это увеличением способностей другого органа чувств (слух становится чувствительнее).
Синестезия — это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. Это явление встретишь не часто. Примером могут служить многие композиторы, которые обладали «цветным» слухом (высокие звуки чаще всего распознаются как «светлые», а низкие – как «темные».)
Краткая характеристика
Рассмотрим различные виды ощущений.
- Зрение — различение света и цвета, является результатом воздействия на сетчатку глаза.
- Слух — раздражителями являются звуковые волны. Человек различает громкость, длительность, высоту и тембр звука, он слышит шум, речь и музыку.
- Вибрационная чувствительность близка к слуховому восприятию, ее часто называют контактным слухом. Этот вид чувственного опыта особенно важен для слепых людей.
- Органами обоняния являются клетки в верхней части носовой полости.
- Вкус. Эти рецепторы (на языке, небе, в глотке) различают 4 основных вкуса и их вариации.
- Кожа отвечает за несколько параметров: прикосновения, холод-тепло, боль. Эти рецепторы очень неравномерно распределены на теле, наибольшее их скопление на ладошках, губах и пальцах.
Нарушение ощущений связано с изменением их порогов, оно может быть как в большую, так и в меньшую сторону. Бывают сбои, последствия которых проявляются в онемении, покалывании. Понятие ощущения подразумевает чувственное отражение реальности.
Восприятие организмом воздействий окружающей среды необходимо для поддержания жизни и сохранения здоровья человека.
Этот опыт помогает нам познавать мир, выполнять ежедневные процедуры. Различные звуки, световые сигналы предупреждают нас об опасности.