Законы восприятия в психологии. Основные виды и свойства восприятия


Особенности развития человека

Установлены некоторые законы восприятия окружающего мира за счет простых опытов и наблюдений. Так, исследователи сравнивали пассивных детей и подвижных в определенных условиях. Одним из таких опытов являлось наблюдение за людьми, оказавшимися в перевернутом пространстве.

Законы восприятия действуют на всех без исключения. Доказательством тому служит опыт с очками, отображающими окружающий мир перевернутым. Человек, носящий такую оптику, будет приспосабливаться к изменившимся условиям.

Мозг начинает выделять объекты и приводить аналогии, взятые из накопленного опыта. Буквально через месяц человек ощущает себя комфортно в новых условиях и живет обычной жизнью. Но стоит ему снять оптику, как он снова теряется в пространстве на некоторое время.

Заметить законы восприятия легко, когда с трассы съезжаешь на улочки города после длительной поездки на высокой скорости. Все кажется настолько медленным, что создается впечатление, будто идешь пешком. Для восстановления ощущения скорости достаточно остановиться совсем на час-другой. Пример с оптикой требует большего времени на адаптацию к меняющимся условиям.

Почему так происходит?

Правильное восприятие пространства напрямую зависит от движений частей тела человека. Важную роль играет не само перемещение из пункта А в Б, а процесс, в котором участвует работа мышц. Адаптация к меняющимся условиям происходит только через моторику, выполнение повторяющихся манипуляций.

Дети познают окружающий мир через постоянную игру. Взрослые более приспособлены к обучению, познанию чего-то нового при движении. В этом заключаются особенности восприятия, что доказывает простейший опыт:

  • Одному из взрослых надели оптику, переворачивающую картинку окружающего пространства, и заставили его сразу двигаться, пытаться выполнять ежедневные функции. Поначалу он был в замешательстве, но довольно быстро перестроился и стал воспринимать мир как обычно.
  • Другого взрослого заставили быть пассивным и сидеть в кресле, не совершая вообще никаких движений. Ему также одели аналогичную оптику. Даже спустя длительное время он так и не смог подстроиться к изменившимся условиям.

Выводы из опыта

Правильное восприятие пространства напрямую зависит от физической активности индивида. Существует так называемая мышечная память, хотя ее участие не может быть доказано осязаемыми фактами. При движении более активно работают органы слуха, зрения, осязания.

Так более насыщено проходят внутренние процессы формирования способностей восприятия и понимания прекрасного. Для правильного развития человека необходимо движение. По мнению большинства ученых, адекватные образы складываются только при таких условиях.

Движения могут быть и внутренними, имеет значение, чтобы они были мышечными. Даже зрительное восприятие происходит благодаря хаотичному перемещению зрачка глаза. При статичном его положении объект замыливается. Это может быть связано с адаптацией колбочек, палочек.

Доказано, что такое восприятие противоестественное, оно осуществляется, когда наблюдают торможение всех систем организма. Образ предмета будто исчезает из поля зрения человека.

Виды и свойства восприятия

В психологии существуют несколько классификаций видов восприятия.

По модальности:

  • зрительное,
  • слуховое,
  • тактильное,
  • вкусовое,
  • обонятельное.

По объекту восприятия:

  • восприятие пространства (в том числе величин, форм, расположения, рельефа, удаленности, направления);
  • восприятие времени (в том числе длительности и последовательности событий);
  • восприятие движения (в том числе направление и скорость, положение в пространстве).

По цели:

  • произвольное (восприятие подчиняется целям и задачам, которые установил сам человек);
  • непроизвольное (что-то невольно притягивает внимание человека и воспринимается им).

По сочетаемости с другими психологическими структурами:

  • эмоциональное (сочетается с эмоциями и чувствами);
  • рациональное (сочетается с мышлением).

Часто разные виды восприятия сочетаются между собой и включаются в работу одновременно.

Свойства восприятия:

  • предметность (способность отражать предметы отдельно, а не общей «кашей»);
  • целостность (способность выстраивать обобщенный образ предмета с учетом всех его свойств и качеств);
  • структурность (обобщенное восприятие структуры образов, а не проекция мгновенных ощущений, элементов);
  • константность (способность сохранять постоянство в восприятии свойств предметов, независимо от их положения, например, грузовик даже на большом расстоянии будет восприниматься как большой автомобиль);
  • осмысленность (восприятие перцептивных образов всегда связано с интеллектуальным процессом);
  • активность (за один раз мы можем воспринимать только один предмет или одну группу предметов – другие становятся фоном).

Психофизиологические особенности человека

Известным отечественным ученым Сеченовым доказана прямая зависимость между движением физическим и психологическим развитием. Он показал, что такое восприятие окружающего мира является оптимальным. При движении адекватно воспринимаются параметры объектов:

  • Размеры: длина, высота, глубина.
  • Пропорции относительно других предметов.
  • Расстояние до объекта.
  • Скорость его движения и своего перемещения.

Невозможно представить статичного человека, реально воспринимающего состояние окружающего мира. Мы часто можем услышать выражение: пока я двигаюсь, я живу. Оно появилось задолго до создания учений о психологии.

В этом заключаются особенности восприятия человеком окружающих объектов. Однако движение влияет и на понимание сути понятия «время». Способностей адекватно оценивать параметры объектов недостаточно. Для существования в этом мире важно ориентироваться во времени.

Мышление и восприятие может быть дробным — периодическая активность организма порождает понятие времени. Интервалы движений помогают человеку ускоряться или замедляться, что дополнительно помогает осознать суть истинных вещей мироздания.

От динамики окружающего пространства и самого человека зависит его мировоззрение. Каждый объект своего рода ощупывается взглядом. При появлении нового предмета зрачок начинает менять свое положение благодаря мышцам. Сравнивается увиденное с базой в памяти, оценивается расстояние, принимаются попытки оценить скорость движения самого предмета.

Органы восприятия получают информацию от мышц в процессе обследования окружающего пространства. Вовлеченными в это оказываются зрачок, ушные раковины, рецепторы носа, нервные окончания кожи рук при непосредственном контакте с предметами. Движение относится к первому условию восприятия.

Восприятие цвета

На сегодняшний день психологи выделяют два основных уровня: ощущение цвета и его восприятие. Но есть ещё один уровень – «чувство цвета» – и он важен и специфичен в художественном творчестве. Если ощущение цвета обусловлено физиологией зрения и считается простейшим психическим актом, то восприятие – процесс более сложный, связанный с определёнными психологическими закономерностями. А вот чувство цвета связано скорее с эстетической и эмоциональной сферами.

Существуют некоторые законы восприятия цвета человеком. Они обусловлены особенностями восприятия нашим органом зрения цвета при разных условиях. При восприятии цвета играет роль освещение и адаптация, яркость и индукция. Тонкости природы цвета, сочетания и характеристики цветов, законы восприятия цвета человеком – предмет изучения колористики. Но на некоторых моментах мы остановимся подробнее.

Интересно, что цвета, расположенные рядом, оказывают влияние друг на друга. Более того, цвета всегда воспринимаются в зависимости от окружения. Так, одинаковые по размеру, но разные по цвету квадраты воспринимаются по-разному: белый на чёрном фоне кажется большим, чем чёрный на белом фоне. Оранжевый квадрат в красном обрамлении приобретает желтизну, а на желтом фоне – краснеет. Серый квадрат на оранжевом фоне синеет, а на синем приобретает оранжевый оттенок.

Цвет всегда оказывал сильное влияние на человека, воздействуя на его психологическое состояние и физиологические процессы. На нас влияет насыщенность или бледность цвета, его оттенки, его сочетание с другими цветами. Яркие цвета обладают властью привлечь к себе внимание гораздо быстрее, чем бледные. Светлые цвета больше «радуют глаз», чем тёмные. Зная особенности, законы восприятия цвета человеком, можно использовать эти знания в повседневной жизни, в рекламных целях, можно вызывать те или иные эмоции, создавать определённый настрой, формировать ассоциации и образы.

Психологи на основании цветовых предпочтений человека могут проанализировать его психофизиологическое состояние (тест Люшера).

Каждый цвет по-своему воздействует на психику человека, вызывает разные ассоциации. Рассмотрим некоторые закономерности – общие, важные как в дизайне, так и в жизни, законы восприятия цвета, выявленные психологами.

Красный – это цвет страсти, энергии, напора, интенсивности, огня, силы. Он возбуждает нервную систему, улучшает настроение, стимулирует работу мозга. При длительном воздействии может раздражать, даже повышать давление, усиливать стресс.

Оранжевый – солнечный, радостный цвет, весёлый и динамичный, он ассоциируется с дружбой, открытостью, стимулирует, бодрит, обостряет восприятие, благоприятствует решению проблем. Он даёт ощущение счастья и благополучия, ускоряет серцебиение, не повышая давление. Этот цвет жизнерадостности и импровизации. Но от него нужно отдыхать: он может утомить. Это цвет энергии, баланса, энтузиазма. Но иногда он может восприниматься как цвет невежества и лжи.

Жёлтый – это цвет радости, веселья, он притягивает внимание, улучшает умственную деятельность. Жёлтый цвет помогает решить проблемы и задачи, стимулирует мозг, благоприятствует обучению, способствует ясности и точности мысли. Тех, кто предпочитает этот цвет, отличает стремление к независимости, расширение горизонтов восприятия. Но может вызывать лень и даже зависть. Этот цвет лета, золота, солнечного света, идеализма, радости, но и риска, обмана, жадности, болезни.

Зелёный – цвет спокойствия, свежести, расслабляет и успокаивает нервную систему. Это цвет уравновешенности. Считается, что зелёный цвет успокаивает боль, снижает усталость. Это «тихий» цвет. Он, как правило, нравится уравновешенным и спокойным людям, склонным к самоутверждению. Это цвет весны, природы, бодрости, молодости, восстановления, а также неопытности, зависти, неудачи. У некоторых людей он вызывает ассоциацию с деньгами (доллары), даже с жадностью.

Голубой и синий – эти цвета отражают мир, покой, доверие, консерватизм, создают «прохладный» фон. Считается, что эти цвета помогают снять неврологические боли, снижают уровень тревожности, понижают давление. Но при длительном воздействии они вызывают усталость и утомление. Синий считается цветом доверия, уверенности в себе, спокойствия, надёжности, но может восприниматься как холодный.

Фиолетовый – цвет тайны, он мистичен, в нём есть некая магия. Это цвет знаний и богатства, но может вызывать грусть. Этот цвет предпочитают люди с неустойчивым характером, его называют «цветом женского одиночества». Фиолетовый цвет влияет на сердце, кровеносные сосуды, психику.

Чёрный – цвет тайны и глубины, власти и достоинства. Ну в то же время он может провоцировать страх и тревожность.

Белый – цвет света и совершенства, чистоты, простоты, но в тоже время – это цвет холода, а иногда – и пустоты.

Коротко можно так охарактеризовать основные цвета: к возбуждающим относятся красный, оранжевый и жёлтый, к угнетающим– фиолетовый цвет, тёмно-серый фон и чёрный фон, а к успокаивающим – зелёный и голубой цвета.

Исследователь цвета, швейцарский художник И. Иттен, создал модель 12-частотного круга, и на его основе описал семь типов цветовых контрастов, иллюстрируя, как с помощью других контрастных цветов можно усилить или ослабить впечатление от того или иного цвета.

На основании социологических исследований можно расположить цвета, следуя от наиболее к наименее предпочтительным, таким образом: голубой – фиолетовый – белый – розовый – пурпурный – красный – зелёный – жёлтый – оранжевый – коричневый – чёрный.

Восприятие человека развивается постоянно, под влиянием условий его жизни.

Внимание, память, мышление и восприятие можно развивать ежедневно, в увлекательной игровой форме, с помощью упражнений для тренировки мозга и памяти онлайн .

Желаем Вам успехов в саморазвитии!

Память

Восприятие объектов сопровождается записью устойчивых образов в память, которые сохраняются долго при внезапно изменившихся условиях в пространстве. Так, в приведенном примере, когда человеку надевают очки, перевернувшие картинку, происходит нарушение восприятия. Реальная обстановка не соответствует уже привычной и требуется перезаписать имеющуюся базу.

Второй закон восприятия можно отнести к памяти: длительно сохраняются образы окружающей действительности, мышление их подкрепляет. Опыт с очками является доказательством: стоит их надеть обычному человеку, и он может потеряться. Аналогично происходит, если снять их после длительного ношения: память уже перезаписала привычные образы и снова дискомфорт и дезориентация.

В результате можно сделать выводы: восприятие и понимание напрямую зависит от накопленного опыта человека в процессе познания окружающего мира. Память образов даже после перезаписи в новой обстановке искажает реальные параметры объектов. Мозг всегда ищет соответствия между внешним видом нового предмета и видом ранее встречавшихся образов.

Когда обстановка будет знакомой, мышление в отношении данного вопроса частично отключается, и у человека уже интуитивно происходит восприятие окружающей действительности. Этим объясняется исчезновение дискомфорта в новых условиях. Скорость же адаптации у всех различна, значительно сокращается этот период благодаря «мышечной памяти».

Под изменяющиеся условия потому быстрее приспосабливается молодое поколение, что его представители находятся постоянно в движении. Стоит отметить: если бы пожилые люди занимались ежедневно спортом или хотя бы избегали статичных состояний, то они с легкостью бы переписывали свою область памяти. Имеется в виду та, которая отвечает за восприятие окружающего пространства.

Достаточно просто ходить по помещению, и процесс привыкания к очкам будет намного эффективнее, чем у тех, кто будет сидеть в кресле и обозревать мир только лишь поворачивая голову. Скорость адаптации повышается при задействовании органов слуха, осязания. При ощупывании окружающих предметов объекты познаются быстрее.

Всё по специальности Менеджмент

Законы восприятия: 1. Закон “Фигуры и фона”: один объект ярко выделен на фоне других. Человек всегда выделяет, “выхватывает” из окружения один объект, при этом другие окружающие объекты на какое-то время становятся фоном. Этот закон мы должны использовать, если мы хотим привлечь внимание к конкретному товару для его продвижения. Выделение может быть за счет яркой и нестандартной упаковки, дополнительной подсветки, вобблеров, стикеров, но рекламные материалы не должны отвлекать внимание. “Выделение фигуры” может быть достигнуто за счет: А) количества. Например: линейка бренда “длиннее” или общее количество выставленного товара больше, чем у конкурентов; палетная выкладка. Б) ярких цветов. Некоторые цвета распознаются человеком быстрее, например: красный, желтый, оранжевый, блестящие или люминесцентные краски. Товар с упаковкой яркого цвета, соответственно, имеет больше шансов стать “фигурой”. В) нестандартной упаковки. В данном случае срабатывает “эффект новизны”: человек всегда склонен быстро находить все новое и необычное в своем окружении, поэтому нестандартная, оригинальная по форме упаковка будет быстро замечена покупателем. Г) подсветки. Очень просто: то, что хорошо освещено, лучше видно. Используется часто при торговле товарами, которые покупатель должен внимательно рассмотреть, прежде чем купит, например, часы, ювелирные изделия, одежда. Д) POS-материалов. Грамотно размещенные POS-материалы призваны, во-первых, привлечь внимание покупателя к определенному товару, во-вторых, отделить его от других похожих товаров. Е) создания эмоционального образа. Это соединение мерчендайзинга и дизайна. Примером является принцип “total look” в представлении одежды — создание законченного образа из сочетающихся элементов. Особенно актуально для товаров, при выборе которых важную роль играет эмоциональный фактор. Также, например, размещенная рядом с сыром бутылка вина, подходящая к данному сорту сыра, усилит его эмоциональное восприятие и скорее привлечет к нему внимание. 2. Закон “Мертвой зоны”. Все, что видит вокруг себя неподвижно стоящий человек, называется зрительным полем. Замечено, что предметы, попавшие в нижнюю часть зрительного поля человека, рассматриваются им хуже, чем в верхней части. Соответственно, нижние полки, как наименее осматриваемые, должны занимать: редко покупаемые позиции, крупные упаковки (например, стирального порошка), товар целенаправленного спроса (бочонки пива), товарный запас. Левый нижний угол при этом является самым неудачным — там взгляд человека останавливается реже всего. При этом следует помнить, что нижние полки секций в магазинах без самообслуживания вообще не видны, а в супермаркетах на них приходится лишь 5% от продаж всей точки продажи. 3. “Закон переключения внимания”. Кроме того, что человек склонен выделять в зрительном поле “фигуру”, он еще нуждается в переключении внимания, то есть в поиске следующей “фигуры”. На практике это означает, что нельзя располагать однотипный товар в длинную строгую линеечку безо всяких зрительных акцентов, так как покупатель, который не планировал покупку такого товара, просто пройдет мимо в поисках чего-нибудь яркого. Часто эта ситуация случается с консервированными огурцами и помидорами: размер банки одинаковый, цветность этикетки разных марок настолько близка, что взгляд перемещается не от одной марки помидоров к другой, а от помидоров к огурцам, не оставляя шансов для незапланированных покупок. В таких случаях “переключение внимания” может быть обеспечено POS-материалами: вертикальные разграничители, шины с названием торговой марки т.п. 4. “Закон группировки”. Этот закон отражает и особенности восприятия человека, и особенности его мышления: человеку легче воспринимать информацию и предметы, если они сгруппированы, то есть разложены “по полочкам”, причем группировка должна быть понятной и логичной. Вывод для мерчендайзинга прост — товар должен располагаться на витрине/прилавке группами, не в разнобой. В идеале товар должен объединяться в группы по нескольким основаниям одновременно, например, по торговой марке, по виду товара, по весу/размеру упаковки, по цене. Зачастую продавец раздражается на покупателя, который “не видит” товар, забывая, что продавец-то отлично знает свой товар, и все виды его группировки в отличие от покупателя. Главной задачей становится выложить товар таким образом, чтобы не знающий товара покупатель мог легко в нем сориентироваться. Логика расположения по группам должна быть четкой, ясной, просто “железной” — чтобы человек с первого взгляда “схватывал” ее, понимал, где искать нужный товар. Мелкий товар должен лежать ближе к покупателю, крупный можно расположить подальше. 5. “Закон 7 ± 2″. Объем восприятия человека ограничен — он может в один момент времени “ухватить” и запомнить лишь 7 ± 2 предметов. В реальной же ситуации в магазине это число уменьшается до 3-5, поскольку покупатель выполняет несколько действий одновременно. Это важно при размещении некоторых видов POS-материалов — таблички с указанием названия товара, спец. ценники с указанием скидки, вобблеры. Их количество в одном ряду, на одной витрине в идеале не должно превышать 7, иначе покупатель перестает обращать на них внимание и они превращаются в “фон”.

Правильная запись памяти

Информация об окружающих объектах поступает в центральную нервную систему. Для правильного формирования параметров и свойств предметов требуется постоянный и максимальный приток новых сведений. Это возможно только во время движения тела или хотя бы его частей.

Подходящие условия создают упражнениями, которые выполняют по отработанным схемам. Именно так мы учимся ходить, плавать. В результате многократно повторяющихся действий происходит запись новой информации и ее корректировка при обнаружении несоответствия.

Примером тренировок может служить эксперимент, когда любого человека помещают в бассейн с водой на длительное время. Температура нового пространства комфортная, но подопытный не может ощущать ее благодаря спецсредствам. Накладки полностью покрывают кожу и исключают возможности осязания. Так человек не может ничего слышать, глаза закрыты.

Через некоторое время его извлекают из воды и проверяют состояние. Итогом эксперимента становится:

  • нарушение ориентации в пространстве;
  • пропадает возможность восприятия хода реального времени;
  • снижается способность нормально улавливать параметры окружающих предметов;
  • оказываются нарушены способности правильно воспринимать вкусы, звуки, цвета;
  • у некоторых людей в результате нарушений появлялись галлюцинации.

Результаты эксперимента позволили сделать вывод: человеку нужна постоянная подпитка информации об окружающем пространстве для правильного его восприятия. Стоит ненадолго переместиться в новые условия, и происходит так называемое разрушение имеющихся надстроек. Часто в простонародье их называют привычками.

Меняются привычки благодаря новому потоку информации об окружающем мире. Чем мощнее будет поток, тем быстрее человек переучивается. В этом случае мышцы становятся чем-то вроде проводников, имеющих малое сопротивление для информации. Они как бы усиливают каналы для ее перемещения прямиком в центральную нервную систему.

Законы организации восприятия

1. Принцип фигуры и фона распространяется на все модальности восприятия. Примером соотношения фигуры и фона может служить ваза Рубина. Фигурой может восприниматься или ваза, или два профиля. И, соответственно, фоном черный или белый цвет изображения. Другими словами, фигура и фон взаимозаменяемы: фигура может превратиться в фон, а фон – в фигуру.

2.Закон близости: те части зрительного образа, которые находятся вблизи друг от друга, имеют тенденцию восприниматься как целое. Так, чем ближе друг к другу расположены две фигуры, тем больше тенденция к их перцептивной группировке.

3.Закон сходства.Согласно М. Вертгеймеру, при прочих равных условиях, если несколько одинаковых раздражителей предъявлены совместно, существует тенденция видеть данную форму так, что сходные элементы объединяются в группы. Мы группируем фигуры, похожие между собой.

4. Закон замкнутости. Под замкнутостью понимается то, что, при прочих равных условиях, элементы, образующие замкнутую фигуру или целое, будут организовываться вместе или группироваться, а недостающие детали некоторой фигуры дополняться.

5. Закон хорошего продолжения.Когда прямая или кривая линия продолжается от любой точки, не меняя значительно своей кривизны, можно сказать, что она имеет плавное продолжение (переход). Гештальтпсихологи вместо термина «плавный переход» использовали введенный М. Вертгеймером и отражающий субъективность восприятия термин «хорошее продолжение». Согласно закону хорошего продолжения части зрительного образа группируются так, чтобы нарушения плавных линий были минимальными.

6.Закон прегнатности (хорошей формы). Последователи гештальтпсихологии были убеждены, что все принципы группировки являются проявлением тенденции перцептивной организации быть «хорошей», «простой», «стабильной», «внутренне непротиворечивой», «симметричной», или используя немецкое слово, введенное гештальтпсихологами и включающее все эти понятия, «прегнантной». Прегнантность означает значимость, содержательность; передающее суть чего-то. Наиболее ясно этот закон изложил К. Коффка: из ряда возможных геометрических организаций на практике реализуется та, которая обладает лучшей, простейшей и устойчивой формой. Фактор хорошей формы

превалирует даже при столкновении с прошлым опытом. Например, камуфляж может служить хорошим средством, чтобы скрыть объект из вида.

Теории восприятия.

Структурализм.

В. Вундт, разрабатывая основы экспериментальной психологии, опирался на методологию естественных наук, известную как структурализм. Особое внимание это направление уделяло изучению базовых элементов материи, например, атомов и молекул.Программу исследования восприятия в рамках этого направления предложил американский психолог Э. Титченер. Наблюдатель-испытуемый описывал свои переживания при выполнении задачи разложения образа предъявленного объекта на максимально простые составляющие. Близкие идеи развивал В. Вундт, хотя он ограничивался выделением только двух атрибутов ощущений: качества и интенсивности.Исследовательскую программу структурализма хорошо демонстрирует так называемый «структуралистский треугольник». Каждый элемент в образованной точками линии, вызывает одиночное элементарное ощущение, а восприятие треугольника обусловлено их суммацией.

Функционализм. Этот подход рассматривает восприятие не с точки зрения результирующего образа и составляющих его компонентов, а со стороны самого перцептивного процесса. Идеи функционализма были развиты в теории бессознательных умозаключений Г. Гельмгольца (1866). Он исходил из положения, что первичных сенсорных данных в принципе недостаточно, чтобы воспринимать объекты. В качестве определяющего принципа функционирования перцептивной системы он принимал жизненный опыт, накапливающийся в процессе практической, главным образом двигательной активности и фиксирующийся в форме представлений. Согласно И.М. Сеченову, операции обнаружения, сравнения и т.п. есть не что иное, как проявление скрытых, свернутых форм двигательной активности.

Гештальттеория восприятия.

Гештальтпсихология как направление возникло из признания первичности сознательных или феноменальных объектов (Брентано, Гуссерль) и резкого неприятия положений элементаризма. Научная школа сложилась в Германии в 1920-40 гг. Важным вкладом гештальтпсихологов явилась разработка проблемы среды, или поля восприятия, в котором на объекты действуют определенные силы притяжения и отталкивания. Гештальтпсихология базируется на философии холизма, центральным положением которого является известное утверждение, что целое больше его частей. Такой подход можно проиллюстрировать так называемым «гештальтистским треугольником». Восприятие треугольника является скорее результата взаимного расположения трех точек, нежели суммой их сенсорных эффектов.

Сенсорно-тоническая теория поля была предложена американскими исследователями Уопнером и Вернером (1952) для интерпретации большого количества фактов и феноменов пространственного восприятия как результата интеграции всей совокупной сенсорной информации, исходящей, как от объекта, так и от самого субъекта.

Теория фиксированной установки грузинского психолога Д.Н. Узнадзе объясняет организующую роль предшествующего опыта в форме потребностных или предметных ожиданий, преднастроек, большей частью неосознанных по отношению к актуальным (ситуационным) сенсорным данным.

Теория перцептивной готовности американского психолога Дж. Брунера (1957) рассматривает восприятие как процесс категоризации.

Моторная теория восприятия. Роль моторной активности в восприятии, особенно в зрении и гаптике (активном осязании), признавалась многими исследователями.

Праксеологический подход. Швейцарский психолог Ж. Пиаже (1961) предложил рассматривать развитие восприятия как определенного рода деятельность, организующую и обогащающую взаимосвязи между элементами в сенсорном поле.

Информационный подход. Одна из наиболее влиятельных теорий зрительного восприятия и распознания предметов в частности была предложена Д. Марром в 1982 г.

Восприятие как действие.

Образ восприятия является результатом перцептивной деятельности. Ни один сенсорный импульс не может определить возникновение адекватного образа восприятия. Здесь необходима коррекция, направленная на неизбежные ошибки и приводящая образ в соответствие с объектом, нужна экстериоризация отражательного процесса, которая происходит в виде перцептивных действий. Эти действий уподобляются своей внешней формой воспринимаемому объекту (А.Н.Леонтьев). Например, когда вы рассматриваете какой-либо предмет, то ваш взор как бы повторяет формы этого предмета.

Наиболее хорошо изучены движения руки и глаза, с помощью которых происходит построение образа. Они делятся на два больших класса:

1. Поисковые, установочные и корректирующие, с помощью которых осуществляется поиск заданного объекта восприятия, установка глаза или руки в исходную позицию, корректировка этой позиции.

2. Движения, участвующие в построении образа, в опознании знакомого объекта и пр. Среди них выделяют:

собственно перцептивные действияопознавательные действия
действие обнаружения действие различениядействие идентификации действие опознания

Функция собственно перцептивных действий — это построение образа предмета. Данные действия легче всего исследовать на примере ощупывающего движения руки. Движения глаза, как и движения руки, так же определяются предметом: они обегают контур предмета, и посредством этих движений осуществляется более или менее последовательный осмотр всего предмета различие между операциями обнаружениями различения, которые входят в состав собственно перцептивных действий, состоит, по всей видимости, в том, что наблюдатель, обнаруживая свойства предмета (цвет, величину, форму и т.д.), начинает выделять од по или несколько свойств в качестве наиболее информативных. Функция опознавательных действии состоит в опознании предмета. В процессе идентификации происходит сличение актуального образа с образами-эталонами, которые хранятся в памяти. В процессе опознания мы называем предмет, то есть, относим его к какому-то классу объектов. По своей структуре перцептивные и опознавательные действия различны. Перцептивные действия развернуты и последовательны—это не случайно, ведь их функция исследование предмета и построение его образа. Напротив. Опознавательные действия свернуты и совершаются мгновенно.

Восприятие пространства.

Восприятие пространства– это отражение формы, величины (протяженности), глубины и удаленности предметов.

Восприятие формы и очертаний – это отражение фигуры и общей конфигурации посредством анализа признаков воспринимаемого стимула. Восприятие глубины, или дифференциальное восприятие расстояния, является результатом работы зрительных и слуховых анализаторов. Что касается зрения, то восприятие глубины основано на монокулярных и бинокулярных признаках. Монокулярными являются признаки, которые могут восприниматься не только двумя, но и одним глазом. Бинокулярные признаки опираются на совместную деятельность обоих глаз.Большинство монокулярных пространственных признаков статичны, то есть они воспринимаются, когда и наблюдатель, и наблюдаемый объекты неподвижны.К монокулярным признакам относят: окклюзию, знакомость размера, параллакс движения, линейную перспективу, текстуру и затенения.

Окклюзия, или интерпозиция, это признак, который обеспечивает возникновение эффекта глубины, когда один наблюдаемый предмет частично закрывает другой.

Знакомость размера, то есть присутствие в перцептивном опыте человека представлений о размере объекта позволяет использовать информацию о его ретинальном размере для того, что бы понять насколько он удален о наблюдателя.

Параллакс движения (от греч. – перемена, изменения) – это монокулярный источник информации о глубине и взаимном расположении объектов, возникающий в результате перемещения наблюдателя или наблюдаемых объектов.

Линейная перспектива– планомерное уменьшение величины удаленных предметов и расстояний между ними, создающее впечатление глубины при восприятии плоскостных изображений.

Градиент текстуры – монокулярный признак восприятия глубины, при наличии которого по мере удаления от нас фрагментов текстурированной поверхности, образующей ее элементы начинают казаться более мелкими и уплотненными.

Затенения – монокулярный признак глубины, возникающий за счет уменьшения освещенности предметов по мере их удаленности от наблюдателя или источника света и чередование света и тени.

Конвергенция – это тенденция глаз к сближению при восприятии объектов, расположенных вблизи от наблюдателя.

Бинокулярная диспаратность – это разница между двумя ретинальными изображениями.

Реверберация (с лат. – отражать) – это процесс постепенного затухания звука в помещении после прекращения действия источника звука, обусловленное повторным отражениями звуковых волн от различных поверхностей.

Процесс развития

Формирование восприятия происходит всю жизнь человека. Этот процесс никогда не останавливается, покуда происходит движение. Еще будучи ребенком, каждый индивид формирует система восприятия реального времени. Она впоследствии оказывает влияние на то, как принимается мозгом каждый новый объект.

Создание потока информации происходит через следующие процессы:

  • игры и коммуникации со сверстниками;
  • физический контакт с предметами, живыми организмами вносит существенный вклад в познание мира;
  • необходима и трудовая деятельность, и отдых, даже драки нужны для процесса развития;
  • бесконечные опыты помогают формировать правильное восприятие: «путь ошибок трудных» нужен для исправления памяти, записанной неверно под влиянием множества жизненных факторов;
  • поиск стимула к движению вырабатывается в младенчестве и остается главным фактором к побуждению той или иной деятельности.

Во взрослой жизни человек испытывает интерес при возникновении чего-то нового в окружающем пространстве. Это особенно привлекает внимание, если объект выделяется из привычной картины. Внутреннее возбуждение объясняется рефлексом приспособления, который заложен самой природой.

Восприятие мира намного эффективнее при выходе из «зоны комфорта». Этим правилом руководствуются многие компании по развитию персонала. Искусственно создаются такие условия, когда человек как бы выводится из обычного привычного пространства. Этим достигается возникновение внутреннего стимула к обучению в новой реальности.

В школах креативно мыслящие учителя выносят проведение занятий на улицу или в другое выбранное место, чтобы организм получил встряску и включил интуитивные приспособленческие рефлексы. С этим связана рекомендация: почаще менять место работы не реже одного раза в 3 года. Для развития требуется смена обстановки, привычного пространства. Необходима полная перезапись имеющейся информации о мире.

Если проводить очень долгие годы в замкнутом помещении (офисе, на одном служебном месте), организм постепенно переходит в полуспящее состояние. Особенно это касается клерков, которые выполняют рутинную работу в сидячем положении и не занимаются спортом. Смена обстановки становится похожа на эффект бомбардировки памяти новым потоком информации. Человек, сам того не замечая, становится способен усваивать материал, который ранее было не под силу даже просто прочитать.

Как работают 4 базовых закона восприятия в дизайне?

Теории Гештальта более сотни лет, но она не теряет актуальности и применяется в новых и новых сферах. Она основана на теории того, что взгляд (и разум) воспринимает объект как целостную структуру до того, как начинает различать отдельные компоненты. То есть, целостный образ — это не просто сумма отдельных частей, а самостоятельный объект. Теория работает, благодаря устройству нашего мозга, который по природе склонен создавать порядок из хаоса. Законы работают в 99,9% случаев, потому что являются врожденными для каждого человека. Их знание полезно дизайнеру, т.к. помогает организовать визуальные объекты эффективно для восприятия.

Сходство

Создать сходство (или контраст) в инфографике можно с помощью цвета, размера или формы

В процессе познания люди склонны к группировке объектов, имеющих сходные черты. Причем, эта привычка лежит глубоко на подсознательном уровне, т.к. является одной из базовых функций мозга. Психолог Пол Блум говорит: «Чтобы выжить, любому существу необходимо умение учиться. А часть успешного обучения — это умение делать статистические обобщения на основе ограниченного опыта. Вы съели яблоко, второе, третье, — они были хорошими на вкус, — и вы делаете вывод, что можете есть яблоки, что все яблоки вкусные. И когда вы голодны, вы ищете яблоки, это адаптация, это рационально, это целесообразно». Самый маленький ребенок умеет обобщать все, что видит вокруг — съедобные и несъедобные предметы, своих и чужих людей, со временем обобщение усложняется до категоризации людей по признаку пола, возраста, расе, профессии и т.д. [1]. Причем предметам, которые внешне похожи, подсознательно приписываются и сходные функции (внутреннее сходство). Так, подобные элементы образуют группы, то есть два чем-то похожих друг на друга предмета (человека) даже вне нашего желания будут восприниматься как группа, как общее целое.

Создать сходство (или контраст) в инфографике можно с помощью цвета, размера или формы. Дизайнеры также используют одинаковый фон для того, что хотят объединить, контрасты для выделения главных элементов из группы. Но хорошие дизайнеры при этом помнят, что на одном экране не должно быть слишком много контрастов, т.к. это будет отвлекать и усложнять восприятие.


3. Близость

группировать только то, что поддерживает общую логику инфографики

Подсознание группирует элементы, находящиеся близко друг к другу. Согласно этому принципу, объекты, расположенные ближе в пространстве, связаны. И наоборот — «разбросанные» в пространстве объекты воспринимаются разными. Это объясняется природной «ленью» мозга, а точнее нежеланием тратить лишнюю энергию. Серому веществу легче обработать одну порцию информации — один визуальный стимул, чем несколько (пусть и малых) стимулов, поэтому он избегает когнитивных перегрузок и объединяет близкие элементы друг с другом.

Пример из области манипуляций сознанием — фото политика размещают в журнале или на новостном сайте в окружении положительных фото (природа, дети, счастливые люди) и его рейтинг растет, т.к. зрители приписывают ему положительные качества, сами того не осознавая [2].

Это правило реализуется и в композиции — изображения должны гармонично вписываться в фон, оставляя свободное место вокруг. Связанные элементы нужно держать вместе и наоборот. Это не только уменьшает риск того, что зритель не поймет связи между общими компонентами, но и заставляет мозг сравнивать, искать сходства и связи между нужными автору предметами. Главное для дизайнера соотносить действие этой закономерности с приоритетами информации на каждом отдельном экране инфографики, то есть группировать только то, что поддерживает общую логику инфографики.


3. Простота

И отсечь все, что усложняет композицию и отвлекает от созерцания гармонии

Мозг воспринимает и анализирует необычные или сложные изображения с помощью максимально простых и ровных фигур. Психологи утверждают, что большинство людей считает наиболее привлекательным среднестатистическое лицо. Именно так — мы от природы любим лица, не содержащие в себе необычных черт [1].

Закон простоты также называют законом «хорошей» формы — подсознательное предпочтение человек отдает наиболее простым и устойчивым фигурам. Они архетипически ассоциируются со стабильным положением в пространстве. От простых, понятных, симметричных фигур подсознание не ожидает никаких опасностей или неожиданностей, поэтому может спокойно сосредоточиться на содержании этих фигур. Кстати, времени на простые фигуры у мозга уходит меньше, значит и нужная информация доходит до сознания быстрее.

В инфографике это означает, что экран воспринимается полностью и вся композиция должна вписываться в простые формы — квадрат, круг или треугольник. Эффект достигается и следующим образом: максимально упростить графическую форму при первом восприятии. И только потом усложнять ее, постепенно добавляя новые и новые элементы, если это действительно необходимо. Создав инфографику, нужно проанализировать ее с позиции данного принципа. И отсечь все, что усложняет композицию и отвлекает от созерцания гармонии.


4. Завершенность

особенности восприятия «автоматически» дополнят картину

Как и все перечисленные законы восприятия, этот связан с тем, что наш внутренний процессор быстрее и охотнее «считывает» все простое. Только в данном случае быстрее срабатывает опыт. Ведь в первую очередь, при восприятии сигнал посылается в тот отдел мозга, где хранится информация о прошлом опыте взаимодействия человека с тем или иным объектом. То есть происходит узнавание (если возможно). И стоит отдельным частям «зацепить» в подсознании знакомый предмет, как недостающая информация дополняет образ. Так, например, в бесформенном пятне ребенок видит медведя или утку. Или вспомним детское упражнение, где дано множество точек и нужно их соединить, чтобы увидеть целый образ.

И в инфографике зритель подсознательно ищет знакомые образы, дополняя или исключая элементы, которые этому мешают. Закон можно использовать так — обозначить границы или «намекнуть» отдельными частями на хорошо знакомый людям объект — а особенности восприятия «автоматически» дополнят картину. Ключевым моментом здесь будет опора на тот образ, который обязательно знаком зрителю, ведь то, что ранее не воспринималось, не будет узнано и дополнено.

Автор: Алексей Обжорин

Учредитель научно-популярного журнала Метеор-Сити Кандидат филологических наук, специалист в области иностранных языков, ораторского искусства и визуальной коммуникации

По материалам:

Gutierrez K. Understanding and Using the Laws of Perception in eLearning Design. https://elearninginfographics.com/visual-perception-laws-in-elearning-design-infographic/

Другие источники:

  1. Блум П. Психология всего: что сострадание, отношения полов и расизм говорят о природе человека? https://www.meteor-city.top/bloom-psychology
  2. Кузнецов М.В. Социальная инженерия и социальные хакеры. https://psy.wikireading.ru/8630

Фев 16, 2017Мария Голованова

Внутренние конфликты

Процесс восприятия является сложным с точки зрения классификации событий. Его можно описать набором случайностей в жизни каждого индивида. На область памяти, отвечающей за хранение накопленной базы сравнения с окружающим миром, действуют все чувства: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус.

При определенных условиях внутреннее мышление человека вступает в конфликт с врожденным рефлексом — познавать мир таким, какой он есть. Так, при виде летающего человека возникает первая отрицательная реакция: «такого не может быть». Но если он сам будет летать спустя время, то наступит внутреннее спокойствие — адаптация памяти под изменяющиеся условия прошла успешно.

При невозможности адаптироваться, когда у человека возникают внутренние противоречия, наблюдаются сложности с оценкой окружающего пространства. Дезориентация сохраняется, человек не может вести нормальный образ жизни в новых условиях. В этом случае ему потребуется психологическая помощь, тренинги. Вся информация содержится во внутренних структурах мозга. Это доказывают исследование ощущений людей, переживших ампутацию конечности.

Человеку длительное время кажется, что он ею может шевелить, ощущает ее. Это ощущение у многих сохраняется на всю оставшуюся жизнь. Фантомные боли возникают периодически, не давая возможности приспособиться к новой реальности.

Интуитивно человек пытается подхватить отсутствующей рукой падающий предмет или взяться ею за ручку, поручень. Память намертво закреплена в глубинах нервной системы, мозга. Фантомы являются выработанными в течение жизни. Если конечность отсутствует с рождения, то этого эффекта не наблюдается.

Возраст

Законы восприятия в психологии обусловлены процессом развития человека. Сформировавшееся мироощущение труднее нарушить с возрастом. До 9 лет происходит накопление внутренней памяти. По завершении этого временного порога накапливается полная база восприятия окружающего пространства.

Именно к этому периоду жизни человек является приспособленным к жизни. База восприятия уже подготовлена. С этого возраста наблюдаются фантомы после ампутации конечностей.

Явных доказательств, свидетельствующих о психологической составляющей в работе органов чувств, не привел еще никто. Приведенные примеры являются лишь результатами проведенных исследований, объяснить же глубинный смысл восприятия окружающего мира не получается с научной точки зрения. Ученые не могут дать окончательный ответ, как человек может перенимать через органы чувств следующие способности:

  • мышление, возможность делать логические выводы;
  • интуитивные способности;
  • гештальструктуры восприятия.

Не получается дать ответ на вопрос, как эти способности человек перенимает через органы чувств. Изучением этого занимаются в основном философы. Научная точка зрения не объясняет механизмы передачи скрытой информации.

Из опытов видно, что для правильного восприятия мира недостаточно познавать мир известными нам органами чувств. Часть информации об окружающем мире должна поступать по другим каналам, неведомым пока науке.

Известные труды философов

Основным предположением ученых о приобретении способностей познавать мир было нативистское, или природное. Оно рассматривало вопрос в ключе: вся информация в человека заложена с рождения через гены. Области ума, ответственные за это, формируются по непонятным пока науке законам. Много размышлений на эту тему имеют труды английского психолога и философа Дж. Локка.

В его работах и многих его последователей сравниваются возможные варианты приобретения способностей через труды и опыты. Также приводятся опровержения теории о накоплении памяти в течение жизни. Так, И. М. Сеченов, отечественный психолог, рассматривал роль мышечной памяти в жизни человека.

Д. Бом рассматривал теорию приобретения способностей через движение человека. В его трудах были приведены опыты сравнения адаптации индивида подвижного и пассивного. Но в их трудах не было каких-либо научных доказательств процесса накопления информации. Гипотезы пока остаются неподтвержденными и вызывают сомнения у многих сообществ, занимающихся поиском ответов на этот вопрос.

На данный момент все философы и психологи сходятся лишь в одном: человек впитывает информацию об окружающем мире через органы чувств, но часть поступает через невидимые пути: разум или формируется при рождении. Окружающий мир влияет на сознание и искажает представление об окружающих объектах. Подтверждением этому служит простой эксперимент, приведенный ниже.

Часто человек не сразу может определить явную суть видимого объекта. Подопытному показывают размытый рисунок, ему непонятно, что изображено. Но когда исследователи называют предметы и показывают их очертания, то в мозгу испытуемого сразу вырисовывается полноценная картина с отдельными объектами.

Осмысленность увиденному человек придал при помощи собственного мышления. В этом процессе важна роль проб и ошибок. Каждый раз опровергая свои выводы, мозг корректирует память и в следующий раз определяет предметы безошибочно.

Законы восприятия

Основные свойства и виды восприятия

6. Законы восприятия

Восприятие человека, в задачу которого входит формирование правильных образов окружающей действительности, подчиняется определенным законам. Многие факты указывают на большую роль, которую в восприятии играют движения, причем это относится в основном к главным видам восприятия: зрительному, слуховому, осязательному. Без движения внешних органов чувств или заменяющего его внутреннего движения формирование адекватного образа, по-видимому, не происходит, причем характер движений, совершаемых в перцептивной системе, играет важную роль в точном определении реальной картины воспринимаемого нами мира. Много полезного в понимание связанных с движениями психофизиологических механизмов восприятия внес русский физиолог И.М. Сеченов. Он напрямую связал их с работой мышечной системы. Расстояние до предметов, их глубина и высота, пути и скорости движения, писал И.М. Сеченов, все это продукты «мышечного чувства», т.е. ощущений, поставляемых в мозг работающей мышцей. То же мышечное чувство, являясь дробным в прерывистых периодических движениях, становится измерителем времени Скорость сокращения мышц, связанных с органами слежения за предметом, вид сокращаемых мышц могут передавать информацию о характере движений самого объекта. Следовательно, первый и основной закон восприятия состоит в его непосредственной связанности с работой мышц, с разного рода движениями, несущими в себе многостороннюю информацию о воспринимаемых объектах.

Другой важный закон восприятия состоит в относительной устойчивости уже сформировавшихся образов, в особенности тогда, когда их функционирование связано с мышлением.

Для того чтобы восприятие было правильным, необходимы постоянные упражнения и непрерывный приток в центральную нервную систему информации, корректирующей неверно складывающийся образ. Д. Бом делает следующий вывод: «Общие структурные элементы «настройки», установившиеся в мозгу с раннего детства, имеют тенденцию распадаться, когда им не приходится сталкиваться с окружением, обладающим соответствующей структурой». Подобного рода настройка на внешний мир, которая у взрослого человека поддерживается благодаря постоянно воздействующей на его органы чувств стимуляции, создается и развивается с детства.

Вопрос о том, какое влияние на наше восприятие оказывает внешний мир и внутренний опыт, давно обсуждается учеными, но окончательного ответа на него пока не получено. Со времени английского философа и психолога ДжЛокка, который одним из первых заинтересовался данной проблемой, было предложено много концепций восприятия. Одна из них получила название нативистской (от слова «натура» – природа). Согласно ей восприятие выводится из якобы существующих у человека от природы «способностей ума». Другая теория утверждает, что формирование образов является результатом научения, мышления и опыта. Наш мозг постепенно накапливает информацию о мире в виде следов памяти, в форме умственных установок, общих идей, понятий. Они непосредственно влияют на восприятие, определяя содержание, смысл и характер складывающихся образов.

Восприятие надо рассматривать как интеллектуальный процесс, связанный с активным поиском признаков, необходимых и достаточных для формирования образа и принятия решений. Последовательность актов, включенных в этот процесс, можно представить себе следующим образом:

1. Первичное выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту.

2. Поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, сравнение с которым воспринятого позволяет судить о том, что это за объект.

3. Отнесение воспринятого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого гипотетического решения.

4. Окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ними класса.

Из всего того, что уже было сказано о восприятии, следует, что оно изменяется под влиянием условий жизни человека, т.е. развивается.

Заключение

Восприятие – процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличии от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств.

Образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений, возможность которого возникла в филогенезе в связи с переходом живых существ от гомогенной, предметно неоформленной среды к среде, предметно оформленной. В зависимости от биологической значимости в воспринимаемом предмете ведущим может оказаться либо одно, либо другое качество, от чего зависит, информация от какого анализатора будет признана приоритетной.

В соответствии с этим различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. При этом особенно важную роль во всех видах восприятия, играют двигательные, или кинестезические ощущения, которые регулируют по принципу обратной связи реальные взаимоотношения субъекта с предметом. В частности, в зрительном восприятии вместе с собственно зрительными ощущениями (цвета, света) интегрируются также и кинестезические ощущения, сопровождающие движения глаза (аккомодация, конвергенция и дивергенция, слежение).

Также в процессе слухового восприятия активную роль играют слабые движения артикуляционного аппарата. Для человека характерно, что образы его восприятия интегрируют в себе использование речи. За счет словесного обозначения возникает возможность абстрагирования и обобщения свойств предметов.

Библиографический список

1. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2000. – 592 с.

2. Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – Кн. 1. – 576 с.

3. Реан, А.А. Психология и педагогика [Текст] / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб.: Питер, 2000. – 432 с.

Основные свойства и виды восприятия

Информация о работе «Основные свойства и виды восприятия»

Раздел: Психология Количество знаков с пробелами: 30038 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0

Похожие работы

Изучение зрительных иллюзий

13229

3

2

… , что предметы одинаковы по размеру. В опыте N7 каждый испытуемый дал определение смысла, сущности и назначения предложенного предмета. 5. Анализ результатов. Эта экспериментальная работа направлена на изучение зрительных иллюзий человека. Проведенные опыты показывают, что установка, как свойство восприятия, оказывает большое влияние на иллюзорное восприятие предмета ( 80% от общего числа …

Свойства и виды эмоций и чувств

27781

0

0

… у одного сотрудника юридического труда является стимулом к дальнейшей добросовестной работе, а на друго­го действует демобилизующе, мешает сосредоточиться на расследовании конкретного уголовного дела. Влияние эмоций и чувств на жизнедеятель­ность человека нельзя не учитывать в воспитательной работе с сотрудника­ми правоприменительных и правоохранительных органов. В процессе развития человека, на …

Ощущение и восприятие

26894

0

0

… психологического процесса – восприятия. Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Ощущения и восприятия неразрывно связаны друг с другом. Восприятия – результат деятельности системы анализаторов. Виды восприятий. В соответствии с тем, какой анализатор доминирует, различают зрительные, …

Основные свойства практического мышления в деятельности руководителя

24234

0

0

… его оригинальность, нестереотипность. Свойства практического мышления Наряду с рассмотренными — наиболее значимыми и общими чертами мышления в деятельности руководителя — необходимо рассмотреть еще одну их категорию. Они обозначаются понятием основных свойств практического мышления. Главными среди них являются следующие свойства. Направленность на реализацию. Конечной целью мыслительного процесса …

Последовательность адаптации

Работу организма по внесению информации в память условно подразделяют на несколько последовательных этапов. Начало опознавания объектов обусловлено активной работой всех органов чувств. Мозг пытается обработать полученную информацию и сравнить с накопленными знаниями. Интелектуальный процесс не заканчивается, пока не будут выделены все признаки, относящиеся к этому объекту.

Лишняя информация отсеивается, остается лишь та, которая свойственна рассматриваемому предмету. Если в памяти она уже имеется, то на сравнении заканчивается весь процесс. При отсутствии соответствий мозг пытается индентифицировать принадлежность объекта к какой-либо категории. Впоследствии происходит поиск общих признаков.

Даже если свойства объекта еще не определены, записывается в память информация о его принадлежности к конкретной категории. Этот процесс опознания зависит от накопленного опыта. Тут задействованы все механизмы: мышление, внутренняя информация об объекте, органы чувств. Можно сделать выводы о том, что отсутствие хотя бы одного из них не даст возможности получить достоверную и полную картину.

Timepsyhology

Восприятие человека, в задачу которого входит формирование правильных образов окружающей действительности, подчиняется определенным законам. Многие факты указывают на большую роль, которую в восприятии играют движения, причем это относится в основном к главным видам восприятия: зрительному, слуховому, осязательному. Без движения внешних органов чувств или заменяющего его внутреннего движения формирование адекватного образа, по-видимому, не происходит, причем характер движений, совершаемых в перцептивной системе, играет важную роль в точном определении реальной картины воспринимаемого нами мира. Много полезного в понимание связанных с движениями психофизиологических механизмов восприятия внес русский физиолог И.М. Сеченов. Он напрямую связал их с работой мышечной системы. Расстояние до предметов, их глубина и высота, пути и скорости движения, писал И.М. Сеченов, все это продукты «мышечного чувства», т.е. ощущений, поставляемых в мозг работающей мышцей. То же мышечное чувство, являясь дробным в прерывистых периодических движениях, становится измерителем времени Скорость сокращения мышц, связанных с органами слежения за предметом, вид сокращаемых мышц могут передавать информацию о характере движений самого объекта. Следовательно, первый и основной закон восприятия состоит в его непосредственной связанности с работой мышц, с разного рода движениями, несущими в себе многостороннюю информацию о воспринимаемых объектах. https://spring.togliatti.su/ чашки под пружины в Тольятти.

Другой важный закон восприятия состоит в относительной устойчивости уже сформировавшихся образов, в особенности тогда, когда их функционирование связано с мышлением.

Для того чтобы восприятие было правильным, необходимы постоянные упражнения и непрерывный приток в центральную нервную систему информации, корректирующей неверно складывающийся образ. Д. Бом делает следующий вывод: «Общие структурные элементы «настройки», установившиеся в мозгу с раннего детства, имеют тенденцию распадаться, когда им не приходится сталкиваться с окружением, обладающим соответствующей структурой». Подобного рода настройка на внешний мир, которая у взрослого человека поддерживается благодаря постоянно воздействующей на его органы чувств стимуляции, создается и развивается с детства.

Вопрос о том, какое влияние на наше восприятие оказывает внешний мир и внутренний опыт, давно обсуждается учеными, но окончательного ответа на него пока не получено. Со времени английского философа и психолога ДжЛокка, который одним из первых заинтересовался данной проблемой, было предложено много концепций восприятия. Одна из них получила название нативистской (от слова «натура» – природа). Согласно ей восприятие выводится из якобы существующих у человека от природы «способностей ума». Другая теория утверждает, что формирование образов является результатом научения, мышления и опыта. Наш мозг постепенно накапливает информацию о мире в виде следов памяти, в форме умственных установок, общих идей, понятий. Они непосредственно влияют на восприятие, определяя содержание, смысл и характер складывающихся образов.

Восприятие надо рассматривать как интеллектуальный процесс, связанный с активным поиском признаков, необходимых и достаточных для формирования образа и принятия решений. Последовательность актов, включенных в этот процесс, можно представить себе следующим образом:

1. Первичное выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту.

2. Поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, сравнение с которым воспринятого позволяет судить о том, что это за объект.

3. Отнесение воспринятого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого гипотетического решения.

4. Окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ними класса.

Из всего того, что уже было сказано о восприятии, следует, что оно изменяется под влиянием условий жизни человека, т.е. развивается.

Защитные психические механизмы Что такое «защитные механизмы»? В связи с тем, что как уже описывалось, согласно 3.Фрейду, в человеческой психике происходит постоянный конфликт между уровнями личности, для смягчения вызываемой этим конфликтом чувства напряженности и вины человеческая психика выработала ряд защитных механизмов, призванных бессознательно подав …

Результаты методики «Задания с соотнесением предметов» По предлагаемой методике выяснялась возможность выполнения заданий детьми на основе зрительного сравнения и дифференциации размеров объектов. Таблица 4 Данные диагностики по заданиям с соотнесением предметов Код 2 балла – отказ выполнять задания 3 балла – ниже нормы 4 балла – возрастная норма 5 баллов – выше нормы …

Врожденные, генетически приобретенные и культурно обусловленные сигналы. Несмотря на то, что проделано много исследований, ведутся горячие дискуссии по поводу того, являются ли невербальные сигналы врожденными или приобретенными, передаются ли они генетически или обусловлены культурной средой. Разрешить эту проблему помогли наблюдения за слепыми, глухими и глухонемыми людьми, которые не могли научиться невер …

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]