Приветствую вас, дорогие читатели, на страницах сайта о ментальной арифметике.
Детский инфантилизм — это незрелость личности, которая может закончиться полной неприспособленностью к взрослой жизни. Сегодня мы познакомимся с этим понятием поближе, узнаем о его симптомах и методах профилактики.
Ребенок — это гость в родительском доме, которого нужно накормить, выучить и отпустить во взрослую жизнь. Воспитание, отношение родителей, среда — все эти факторы влияют на формирование личности и во многом предопределяют дальнейшую судьбу маленького человека.
Желание мамы и папы оберегать своего ребенка и ограждать его от всех невзгод нельзя назвать противоестественным, но и у родительской любви должны быть свои границы.
Понятие инфантилизма
В современном обществе явление инфантилизма достаточно распространено и практически каждый хоть раз в жизни сталкивался с инфантильными людьми. Но так как это явление по своей сути не является социально-опасным, ему, как правило, не уделяется необходимое количество внимания. А это является достаточно большой ошибкой, ведь несмотря на то, что инфантильное поведение не является социально-опасным и не несёт в себе угрозы, оно значительно ухудшает качество жизни как самого человека с инфантилизмом, так и жизнь его близких. А кроме того, явление инфантилизма зачастую выходит из семьи, и понимание ошибок воспитания поможет вырастить ребёнка в соответствии с нормами развития.
Именно поэтому очень важно знать, что же он собой представляет, из-за чего возникает и как с этим можно бороться, если всё же вы столкнулись с явлением инфантилизма.
Сам термин «инфантилизм» ( infantilismus ) произошел от латинского слова “infantilis”, что в переводе означает «младенческий, детский» или от “infans” – неговорящий.
Ещё инфантилизм можно определить как незрелость в развитии, то есть инфантильный человек является по своей сути незрелой личностью.
В отличие от умственной отсталости, у таких людей страдает эмоционально-волевая сфера. То есть дети вовремя начинают говорить, рисуют, лепят, задают вопросы и совершают другие интеллектуальные действия, соответствующие их возрасту. Не страдает и развитие моторики: они такие же активные, как и их ровесники. Но при этом у них происходят частые смены настроения, их поведение более ситуативное, чем у сверстников. Их эмоции поверхностны, не возникает глубоких чувств. Такие дети непосредственны и несамостоятельны.
Психическая незрелость проявляется отсутствием устойчивости внимания, поспешными необоснованными суждениями, неспособностью анализировать, выстраивать план, контролировать свою деятельность. Инфантильные дети не умеют регулировать своё поведение, объективно и адекватно оценивать ситуацию и изменять поведение, согласно внешним условиям. Всё это в конечном итоге приводит к нарушениям социальной адаптации инфантильных людей.
Отставание в эмоциональном развитии влечёт за собой вторичную задержку интеллектуального развития, являющуюся результатом социальной дезадаптации. Как правило, это начинает проявляться в процессе обучения в школе:
- Во-первых, таким детям сложнее найти общий язык со сверстниками и завести друзей, а это может приводить к снижению интереса к школьной жизни и учебной деятельности.
- Во-вторых, у инфантильных детей возникают сложности с решением заданий, требующих внимательности и умения анализировать, это тоже снижает успешность их учебной деятельности. В результате чего пропадает интерес и мотивация к учёбе, такие дети часто остаются на второй год в одном классе, их интеллектуальное развитие тоже начинает отставать от сверстников.
Органический
Синдром неосложненного органического психического инфантилизма наблюдается при поражениях мозга. У многих больных повреждение происходит внутриутробно, признаки патологии сочетаются со стигмами эмбриогенеза: неправильным ростом волос, нарушениями прикуса, высоким небом, низкорослостью и пр. Проявления чрезвычайно разнообразны, зависят от объема и локализации поражения церебральных структур.
Как и у детей из предыдущей группы, отмечаются наивность, внушаемость, склонность к играм. Мышление отличается инертностью, затруднениями при переключении. Эмоции нередко сглаженные, недостаточно живые и яркие, воображение бедное, привязанности поверхностные. Дети не ощущают потребности в одобрении и оценке результатов игр и обучения, что указывает на низкий уровень притязаний. Возможны расторможенность и элементы патологического поведения.
В рамках осложненного органического варианта рассматривают дипропорциональный, невропатический и церебрастенический типы. В первом случае отмечается существенное несовпадение уровней различных сторон личности. Для второго вида характерны робость, пугливость, неуверенность, проблемы при адаптации в коллективе. В третьем случае наблюдаются раздражительная слабость и небольшое интеллектуальное снижение.
Отличительные особенности инфантилизма
Существует множество различных видов задержки развития, и люди зачастую их путают между собой. Для того чтобы лучше понять, что представляет собой инфантилизм, и разобраться в причинах его возникновения, стоит для начала выяснить, чем он отличается от других видов задержки развития.
Для начала стоит уточнить, что инфантилизм связан в первую очередь с задержкой развития эмоционально-волевой сферы. И в отличие от умственной отсталости в данном случае интеллект остаётся сохранным. Если и происходит задержка в интеллектуальном развитии, то это уже вторичное явление, возникающее в результате социальной дезадаптации. Такие люди могут успешно заниматься творчеством, петь, рисовать, писать рассказы, стихи. Они способны к абстрактно-логическому мышлению, поэтому для них доступны очень многие умственные операции. Трудности, которые у них возникают при решении тех или иных задач, по большей части связаны с нарушением концентрации внимания, неумении планировать и анализировать свою деятельность и её последствия, а также с избеганием принятия ответственности за свои действия.
Ещё одно нарушение психического развития, с которым путают инфантилизм – это аутизм. И в том, и в другом случае у человека наблюдается снижение социальной активности, нарушение социальной адаптации. Однако больные аутизмом, как правило, вообще не нуждаются в социальных контактах и даже избегают их. Всё внимание у них направлено вовнутрь, другие дети их просто не интересуют. Ребёнок-аутист всегда находится в стороне от других детей и предпочитает играть самостоятельно.
У тех, кто страдает инфантилизмом, социальные контакты изначально не нарушены. Наоборот, такие дети стремятся общаться с окружающими, любят быть в центре внимания. Социальная адаптация снижается в результате того, что такие люди не могут контролировать своё поведение и проявление своих эмоций, им становится сложно существовать с теми, кто их обгоняет в развитии. Это и приводит к нарушениям социальных контактов.
Кроме того, у детей-аутистов, в отличие от инфантильных детей, наблюдается задержка речевого развития или же вообще его отсутствие.
Также не всегда задержки физиологического развития будут свидетельствовать о том, что такой человек инфантилен. Зачастую, причиной задержки именно физиологического развития становится гормональный сбой. Например, карликовость, вызванная недостатком соматотропного гормона (гормона роста), гормонов щитовидной железы. Такие люди выглядят значительно меньше своих сверстников, однако их психическое развитие в большинстве случаев полностью соответствует возрастной норме.
Возможности медицины
Лечение и коррекция включает:
- улучшение условий проживания;
- сбалансированное питание;
- прием витаминов;
- физиотерапию;
- психотерапию (индивидуальную или групповую);
- фармакотерапию.
Мероприятия должны быть направлены на причину возникновения заболевания и включать комплекс необходимых мер.
Причины возникновения инфантилизма
Причины возникновения инфантилизма зависят от его вида. Выделяют два основных:
- Физиологический инфантилизм.
- Психологический (психический) инфантилизм.
Причиной физиологического инфантилизма, как правило, служит поражение центральной нервной системы, возникающее в результате асфиксии, разного рода травм головы и инфекционных заболеваний, поражающих нервную систему, в частности головной мозг. Ещё одной причиной развития физиологического инфантилизма могут служить заболевания органов эндокринной системы, которые приводят к гормональным нарушениям во всём организме.
Физиологический инфантилизм
Физиологический инфантилизм может быть как врождённым, так и приобретённым. Врождённый, как правило, связан с нарушениями функционирования нервной системы во внутриутробном периоде. К ним могут относиться различные заболевания и травмы во время беременности. Приобретённый инфантилизм связан уже с непосредственным воздействием на нервную систему человека различных факторов риска, которыми являются черепно-мозговые травмы, инфекции, поражающие нервную систему, разного рода воздействия, ограничивающие поступление кислорода к головному мозгу.
Физиологический инфантилизм также можно рассматривать с медицинской точки зрения. В медицине термином «инфантилизм» характеризуют такое состояние организма, при котором органы половой системы у человека недоразвиты, а также практически отсутствует сексуальное влечение к партнёру. Из-за нарушения репродуктивной функции такие люди чаще всего не способны к деторождению.
Что касается психологического инфантилизма, основная причина его возникновения кроется, в первую очередь, в задержке развития лобных долей головного мозга в результате неправильного воспитания. Психический инфантилизм зачастую является следствием гиперопеки или же наоборот, недостаточного внимания и попустительского отношения к ребёнку со стороны родителей.
Психический инфантилизм
Психический инфантилизм бывает только приобретённый и в свою очередь подразделяется на тотальный и частичный.
Тотальный инфантилизм подразумевает отставание как физического развития (вес, рост) человека, так и его психологического развития. И внешний вид ребёнка, и его поведение будут соответствовать в таком случае более раннему этапу развития.
Частичный инфантилизм включает в себя отставание только психического развития, физическое развитие ребёнка полностью соответствует его возрасту.
На причинах психологического инфантилизма стоит остановиться поподробнее, так как это более распространённый вид инфантилизма и столкнуться с ним может абсолютно каждый. Как уже говорилось раньше, основная причина его возникновения кроется в ошибках воспитания, которые многие родители зачастую даже не осознают. Так что же это за ошибки?
Причины психологического инфантилизма
В первую очередь это гиперопека. Ребёнок, за которого родители принимают решения, ограждают от различных трудностей, потакают всем его капризам не учится брать на себя ответственность, решать свои проблемы самостоятельно. От окружающих его людей он тоже требует такого же внимания и заботы, исполнения всех его просьб. Его поведение становится эгоцентричным.
Обратная сторона гиперопеки – это попустительское отношение к детям. Родители, которые не обращают достаточно внимания на своего ребёнка, точно также могут спровоцировать появление у него инфантилизма. Ребёнок, предоставленный сам себе, пытается восполнить недостаток общения со своими родителями с помощью просмотра фильмов, сериалов, компьютерных игр, общения в социальных сетях. Реальный мир заменяется вымышленным. Ребёнок не знает, как вести себя в реальности, не умеет выстраивать адекватное общение с живыми людьми, он не приспособлен к условиям окружающего его реального мира, а всё это и является признаками инфантильности.
Ещё одна частая ошибка, которую допускают родители – это запрет на самостоятельную деятельность. В период раннего детства ведущей деятельностью ребёнка становится предметная деятельность. Через окружающие его предметы ребёнок знакомится с миром, познаёт его. К двум-трём годам он уже начинает пытаться повторять действия взрослого, учиться делать всё самостоятельно. Но многие родители не позволяют ребёнку самому выполнять даже простые действия. Чаще всего это делается из соображений безопасности ребёнка и экономии времени, однако впоследствии такая позиция будет приводить к тому, что ребёнок вырастет инфантильным. Он не научится самостоятельной деятельности, и уже во взрослом возрасте будет ждать, что за него примут решение и всё сделают.
Авторитарное воспитание. Родители не дают ребёнку возможности проявлять самостоятельность и принимать решения. За него это делают взрослые. Ребёнок в такой семье оказывается во всём зависимым от его родителей. Он не учится решать свои проблемы сам, принимать решения и быть независимым.
Воспитание ребёнка – это очень ответственный процесс. И родители всегда должны понимать, к каким последствиям в будущем могут привести их действия, чего будут стоить их ошибки воспитания для ребёнка. И если все родители будут подходить к вопросам воспитания осознанно и ответственно, многих проблем удастся избежать.
Психогенный
Этот вариант возникает на фоне неправильного воспитания, изучен меньше других. Формируется вследствие депривации важных эмоциональных и интеллектуальных потребностей из-за невнимания, заброшенности, слишком жестких требований или, напротив, попустительства и полного отсутствия дисциплины.
В зависимости от стиля воспитания возможны эгоцентризм, пассивность, снижение инициативы, нерешительность, неспособность выдерживать напряжение, отсутствие идеалов и этических установок, необходимых для нормального функционирования зрелой личности. Лечение предполагает длительную психотерапию.
Для постановки диагноза и качественной терапии позвоните по номеру 8(969)060-93-93 и запишитесь на прием.
Проявления инфантилизма в жизни
До этого уже много говорилось о поведении инфантильных детей и взрослых, сейчас эти темы нужно обобщить.
Инфантильность детей более ярко и заметно начинает проявляться всё же в школьном возрасте. Дети хуже учатся, у них возникают проблемы с концентрацией внимания. Они могут встать и выйти посреди урока или перебивать учителя. Их игровая деятельность преобладает над учебной. В общении со сверстниками инфантилизм проявляется в неумении контролировать своё поведении, в непосредственной реакции на происходящее вокруг. Такие дети доверчивы и наивны. Зачастую круг их общения состоит из детей младшего возраста, так как они находятся ближе к ним по уровню развития.
Наивность и непосредственность сохраняются также и у взрослых людей. Их эмоциональные реакции не всегда адекватны ситуации. Кроме того, у взрослых людей инфантильность проявляется в нежелании брать на себя ответственность за свои поступки. Такие люди редко вступают в брак или заводят семью по собственной инициативе. В отношениях такие люди на бессознательном уровне будут искать того, кто сможет исполнять роль родителя, то есть заботиться и покровительствовать. В профессиональной деятельности незрелые личности будут всячески избегать ответственности. Данная категория людей не любит решать проблемы. Сталкиваясь с трудностями, они либо от них бегут, либо стараются забыть, либо перекладывают их на плечи других людей. Они зависимы от мнения окружающих, поэтому боятся критики и очень остро реагируют на неё.
Многие психологически не зрелые люди впоследствии становятся иждивенцами. Женщины находят состоятельных мужчин, которые полностью обеспечивают их. Мужской инфантилизм чаще проявляется в нежелании и неумении вести домашнее хозяйство. Такие мужчины будут искать женщин, на которых можно переложить все заботы о домашнем хозяйстве.
Конечно, по большей своей части проявления инфантилизма не несут в себе угроз жизни и здоровью самого человека и его близким и друзьям. Но всё же это явление нельзя оставлять без внимания.
См.также
- Регрессия (психология)
- Puer aeternus
- Кидалт
Напиши свое отношение про инфантилизм. Это меня вдохновит писать для тебя всё больше и больше интересного. Спасибо Надеюсь, что теперь ты понял что такое инфантилизм, коррекция поведения подростков-инфантилов и для чего все это нужно, а если не понял, или есть замечания, то нестесняся пиши или спрашивай в комментариях, с удовольствием отвечу. Для того чтобы глубже понять настоятельно рекомендую изучить всю информацию из категории Криминальная психология
Ответы на вопросы для самопроверки пишите в комментариях, мы проверим, или же задавайте свой вопрос по данной теме.
Опасность инфантилизма
Основную опасность для человека, страдающего инфантильностью, представляет, конечно же, социальная дезадаптация. В результате того, что таким людям сложно приспосабливаться к окружающему миру и людям, они часто оказываются в одиночестве, у них может возникать чувство собственной неполноценности, ненужности. Это в итоге может приводить к разного рода неврозам и депрессиям, которые в некоторых случаях заканчиваются самоубийствами.
Для ребёнка, которому в детстве во всём потакали и всячески ограждали от трудностей и неприятностей, фрустрирующим обстоятельством станет то, что во взрослой жизни ему придётся решать всё самому, и никто не будет исполнять его желания по первому требованию. А это опять-таки приведёт к тому, что такой человек будет отвергаться обществом. В результате чего повышается риск развития неврозов и депрессивных состояний со всеми вытекающими последствиями.
В профессиональной деятельности такие люди тоже, как правило, не добиваются значимых успехов. Они не умеют ориентироваться во внештатных, экстремальных ситуациях, зачастую перекладывают решение возникших проблем на плечи коллег. В связи с этим люди-инфантилы редко занимают хорошие должности и их достаточно часто увольняют. Потеря работы для людей с расстройством такого типа тоже является подобием катастрофы. Им очень сложно сориентироваться в произошедшем, адекватно оценить причину увольнения и начать искать новую работу. Они, как правило, винят в своём увольнении работодателя, уходят в свои переживания несправедливости произошедшего. Многие так и не начинают искать работу, погружаются в депрессивные состояния, начинают играть в компьютерные игры, пытаясь таким способом уйти от гнетущей их реальности. Ухудшается финансовое положение, что приводит к тому, что такие люди пытаются найти человека, у которого они могут быть на иждивении.
Для окружающих инфантильные люди опасности как таковой не представляют. Как правило, основные трудности возникают в результате их незрелости и нарушения социальной адаптации. По своей сути они являются большими детьми, и в профессиональной деятельности такие работники неэффективны во многих сферах. Любая трудная ситуация может выбить их из колеи и ухудшить качество работы, что для работодателя является нежелательным. С другой стороны, нарушения социальной адаптации будут приводить к тому, что такому человеку будет сложно влиться в рабочий коллектив и выстроить адекватные взаимоотношения с коллегами. А это приведёт к возникновению производственных конфликтов, что в свою очередь будет весьма нежелательным для работодателя.
Что касается семейной жизни, то, как правило, инфантильные люди боятся брать на себя ответственность и вступать в брак, заводить детей. Но если это всё-таки произошло, то в семейной жизни на таких людей нельзя положиться. Они вряд ли смогут быть главой семьи, вряд ли смогут полностью обеспечивать себя и своих близких, справляться с возникшими трудностями. А кроме того, ребёнок, воспитывающийся в семье, где есть инфантильный родитель, тоже с высокой долей вероятности станет инфантильным. Или же у него сформируется неправильное представление о роли матери или отца в семейной жизни. Девочки, выросшие в семье с инфантильной матерью, с высокой долей вероятности при построении своей семейной жизни будут копировать её инфантильное поведение. Если же инфантильным был отец, то высока вероятность, что такие девочки в будущем будут выбирать инфантильных мужчин, так как такой образец поведения будет для них единственно возможным. То же самое происходит и с мальчиками.
Кроме того, если так сложилось, что оба родителя являются незрелыми личностями, то личностное развитие их ребёнка тоже будет страдать. Практически в ста процентах случаев ребёнок будет в лучшем случае инфантильным. В худшем же, к этому может прибавиться ещё и умственная отсталость или же начнёт проявляться девиантное поведение.
Как бороться с инфантилизмом?
Бороться с инфантилизмом можно и даже нужно. Это не всегда лёгкий и быстрый процесс, однако, его результаты могут помочь значительно улучшить качество жизни как самого человека, так и его близких.
Существуют разные подходы к решению проблем инфантилизма и связаны они в первую очередь с его этиологией.
Если проявления инфантилизма связаны с физиологическими причинами, то тут, в первую очередь, необходима консультация врача, который назначит грамотное медикаментозное лечение. После чего можно обращаться к психологу.
Если же причины проявления личностной незрелости связаны с психологическими факторами, то в таком случае необходима консультация психолога. Рассмотрим это с двух сторон.
В том случае, когда инфантилизм проявляется у ребёнка, консультация психолога необходима как ребёнку, так и его родителям. Психолог проведёт диагностику и выяснит, в чём заключается основная проблема. А разговор с родителями поможет понять, где были допущены ошибки, совместно выработать систему воспитания, которая поможет ребёнку развиваться дальше без задержек. Вполне возможно, что своевременная совместная психологическая консультация поможет решить проблему инфантильности, и развитие ребёнка после этого постепенно догонит сверстников. Психолог поможет ребёнку научиться новым адаптивным способам социального функционирования.
Со взрослым человеком ситуация немного сложнее, но однако всё решаемо. Если человек осознает, что у него есть проблема, которую надо как-то решать, то совместная работа с психологом может дать значимые результаты. Самое главное – это не стесняться обращаться за помощью к квалифицированному специалисту и не бояться работать над собой, ведь это может помочь значительно улучшить качество жизни.
Но стоит запомнить, что нельзя самостоятельно, если у вас нет психологического образования, пытаться избавить человека от инфантилизма. Можно подсказать ему, к какому специалисту обратиться, поддержать, когда он будет работать с психологом. Но самостоятельно решать эту проблему не стоит. Грамотный психолог проведёт необходимую диагностику, выяснит причину возникшего расстройства и продумает, каким образом человеку можно помочь. Только в таком случае помощь будет эффективной.