Асоциальность: что это, примеры проявления, причины, виды


Кто такое асоциальный человек

Асоциальный человек – это тот, кто умышленно нарушает установленные в обществе моральные правила и нормы. Действия такого индивида ориентированы на удовлетворение своих потребностей. Синонимом асоциального поведения является социальное равнодушие гражданина, поэтому у личности асоциального типа мотивация к взаимодействию с окружающими снижена или отсутствует вовсе.

По мнению политиков, асоциальные люди отстают в социальном развитии, не могут добиться успеха в той или иной сфере. Однако при необходимости он ведет себя как социализированный гражданин (если в таком поведении для него есть какая-то выгода).

Асоциальность нельзя приравнивать к преступности, так как криминального звена в поведении асоциальных людей нет. Таких людей можно сравнить с дезадаптантами, так как им хочется изолироваться от общества, этим и объясняется их своеобразное ассоциативное поведение.

Что такое асоциальность?

Асоциальность – качество личности, подразумевающее поведение, которое не соответствует правилам общественного поведения, моральным установкам. Асоциальных людей нельзя назвать нарушителями закона. Для них обычно характерны равнодушие, изолированность от общественности, собственная система ценностей и приоритетов, идущая в разрез с установленными правилами. Асоциальный человек не хочет вступать во взаимодействие с другими людьми. Он редко устанавливает социальные контакты.

С учетом слабой чувствительности у подобной личности обычно возникает агрессия в случае попытки навязать ей социальные нормы. Асоциальный человек считает, что допустимо агрессивно реагировать на различные раздражители. Для достижения намеченных целей он готов прибегнуть к манипуляциям, соврать, сыграть любые роли. Асоциальное поведение человека подразумевает адаптацию лишь в определенных случаях, когда это ему выгодно.

Асоциальность нельзя однозначно назвать негативным понятием. Например, интроверты можно причислить к асоциальным, так как они избегают участия в общественной жизни, предпочитают одиночество. Но такие личности, как правило, не представляют общественной опасности, а лишь абстрагируются от общественной жизни.

Характеристики асоциальной личности

Асоциальный образ состоит из следующих характеристик:

  • низкий уровень ответственности;
  • низкий морально-нравственный уровень, антиобщественные поступки;
  • слабое развитие эмоционально-волевой сферы, эмоциональная черствость;
  • слабое развитие произвольного внимания;
  • трудности в вербализации своих чувств и переживаний;
  • отсутствие совестливости;
  • эгоистичность;
  • патологическая самооценка (заниженная или завышенная);
  • склонность применять манипуляцию в общении;
  • склонность ко лжи;
  • агрессивность, конфликтность;
  • импульсивность;
  • частые перемены настроения без видимых на то причин;
  • харизматичность;
  • лицемерие;
  • замкнутость;
  • социопатия;
  • нарушение пищевого поведения;
  • бессонница;
  • стремление заниматься каким-нибудь видом деятельности в одиночестве;
  • социальные контакты человека сведены к минимуму;
  • круг друзей человека, ведущего асоциальный образ жизни, очень узкий;
  • отсутствие желания произвести приятное впечатление на ту или иную группу людей;
  • склонность к общению с людьми, имеющими отклонения от нормы (наркоманами, алкоголиками).


Круг общения асоциала

Асоциального человека нельзя считать антисоциальным субъектом, ведь он не ставит цели причинить вред окружающим.

Что означает асоциальный образ жизни?

Привычный всем социальный образ жизни — это некий набор действий, которые человек совершает всю жизнь:

  • получает образование,
  • работает,
  • общается со знакомыми,
  • создает семью,
  • воспитывает детей.

Противоположный ему образ жизни – это поведение, которое противоречит социальным нормам. Те, кто ведет такой образ жизнь, сознательно или несознательно противопоставляют себя обществу, живут вопреки установленным нормам и канонам.

Часто такой быт – деструктивный по отношению к окружающим и из-за этого к асоциальным личностям в обществе сформировалось негативное отношение. Сформировалось мнение, что те:

  • кто не работает, обеспечивает себя незаконными способами;
  • кто не общается с окружающими, делает это из-за психических причин;
  • кто не создает семью и не воспитывает детей, делает это из-за проблем с насилием со своей стороны.

Это так, но не всегда. Такие проявления чаще характерны для мизантропов – тех, у кого развита ненависть к окружающим. Им также присущ асоциальный образ жизни, но развивается он на фоне иного мировоззрения.

Причины противоположного социальному образу жизни часто не зависят от воли человека. Его развитию могут способствовать:

  • отсутствие средств к существованию,
  • отсутствие дома,
  • проблемы в отношениях с родными,
  • развитие зависимостей от азартных игр, алкоголя или наркотиков.

В любом из этих случаев человек нуждается в поддержке. Но из-за негативного отношения со стороны общества он ее не получает, все больше погружаясь в проблемы без возможности преодолеть их.

Шансов вернуться к нормальной жизни у человека мало, формируется стойкий образ жизни, который все больше противоречит установленным нормам.

Проявления асоциальности

Признаки асоциальности могут обнаружиться в разное время. Чаще всего примеры такого поведения встречаются в подростковом возрасте, но иногда асоциальная личность заявляет о себе уже в детстве. Также асоциальные явления могут стать следствием тех или иных перемен в жизни взрослого человека.

В детском возрасте

Асоциальными проявлениями в детском возрасте считают:

  • агрессивность и раздражительность ребенка;
  • склонность ребенка закатывать истерики;
  • девиации в поведении, стремление противостоять требованиям взрослых и общества;
  • склонность ребенка обманывать сверстников и родителей;
  • снижение познавательного интереса и учебной мотивации;
  • отсутствие друзей и желания общаться;
  • конфликтность, грубость в общении, драчливость;
  • побеги из дома, бродяжничество, общение ребенка с преступными группировками;
  • склонность к воровству;
  • склонность к шантажу и манипулированию;
  • садистские наклонности;
  • жестокое обращение с животными.

Чтобы негативные признаки не перешли в антиобщественный образ жизни, уже в дошкольном и младшем школьном возрасте нужно начинать психолого-педагогическую коррекцию.


Асоциальная девочка

В подростковом возрасте

В психологии подростков признаки асоциального поведения представлены шире, чем в любом другом возрасте. Это:

  • низкий социально-психологический статус подростка в коллективе сверстников;
  • слабое развитие коммуникативных навыков;
  • принадлежность к тем или иным субкультурам;
  • музыкальная фанатичность;
  • любовь к риску, совершение необдуманных поступков;
  • отсутствие доверия и искренности в общении с родителями;
  • конфликтное общение с родственниками, отстаивание своих интересов в грубой форме;
  • пренебрежение авторитетом родителей;
  • отказ от выполнения минимального набора обязанностей по дому;
  • слабое развитие познавательного интереса и учебной мотивации, прогулы школьных занятий;
  • взаимодействие с криминальными авторитетами и антиобщественными ассоциациями;
  • совершение противозаконных действий (мелкое хулиганство, воровство, разбойные нападения, насильственные действия);
  • аутоагрессия, самоповреждающее поведение (через физическую боль подросток пытается справиться с душевными переживаниями);
  • суицидальные попытки;
  • ощущение безнаказанности;
  • бродяжничество, беспризорность;
  • беспорядочные сексуальные контакты, склонность к сексуальным извращениям;
  • конформизм.

У взрослых

У взрослых асоциальные элементы в поведении проявляются следующим образом:

  • эгоистичность;
  • стремление самореализоваться и самоутвердиться за счет других людей;
  • отсутствие способности переживать стыд и вину;
  • отсутствие порядка в жизни (частые переезды, отсутствие эмоциональных привязанностей к близким, смена мест работы и сферы труда);
  • отказ от брака и продолжения рода;
  • отказ от алиментных обязательств и своевременного погашения долгов по кредитам;
  • отсутствие мотивации к труду, отказ от трудоустройства или некачественное выполнение своих должностных обязанностей;
  • привычка опаздывать;
  • неуважительное отношение к окружающим, агрессивность, конфликтность;
  • игнорирование морально-нравственных устоев общества, аморальное поведение;


Отношение асоциала к успешным людям

  • совершение мелких противоправных действий;
  • ассоциативный характер переживания эмоций (радость и горе выражаются одинаково).

Асоциальные подростки

Чаще всего асоциалы — это подростки. Они гордятся своими действиями и безнаказанностью, ищут участия или создают собственные бунтарские группы. Поддержка сверстников провоцирует убежденность в собственной особенности.

Популярными выражениями являются: вызывающий формат общения со старшими людьми, отказ выполнять школьные и домашние обязанности, грубость. С ростом уровня агрессии меняются и формы проявления: кражи, драки и другая преступная деятельность, побеги из дома, сексуальные связи.

Антиобщественное поведение необязательно присуще только детям из неблагополучных семей. Факторов много:

  • семейные проблемы;
  • влияние товарищей;
  • романтическое восприятие образа бунтаря;
  • строгость родителей или опекунов;
  • физические проблемы из-за болезней;
  • личностная деградация, спровоцированная плохим воспитанием и примером, нищетой;
  • психологические зависимости;
  • религиозные культы;
  • желание самоутвердиться и отсутствие других способов;
  • фанатизм, подражание антиобщественному поведению кумира;
  • влияние субкультуры.

Нередко девиантное поведение – результат поступков другого человека: физических наказаний дома или насилия. Часто подростки сосредоточивают агрессию не только на других, но и на себе. Они наносят себе царапины, порезы и ожоги. С помощью физической боли такие люди пытаются сбалансировать душевные страдания. Суицид – крайнее проявление аутоагрессии. Необходимо вовремя помочь ребенку (своему или чужому) в таких случаях.

Виды асоциального поведения

Психологи предлагают классификацию асоциального поведения, основанную на степени выраженности отклонений от нормы:

  1. Интроверсия – легкая форма асоциальности, в основе которой лежит слабо выраженная потребность в общении. Такие люди тяготятся обществом людей, любят находиться наедине с собой. Однако эта черта индивидуальности не оказывает негативного влияния на их отношение к труду. Социальные нормы и правила они стараются не нарушать.
  2. Аморальное поведение, которое сводится к игнорированию морально-нравственных устоев общества. К этому виду относится тунеядство, проституция, сквернословие, попрошайничество, бродяжничество.
  3. Различные аддикции – зависимые формы поведения с целью избегания реальности. К ним относятся трудоголизм, игромания, наркомания, алкоголизм, токсикомания, анорексия, булимия, сексуальная зависимость, принадлежность человека к той или иной религиозной секте. Лечение аддикций длительный процесс. Даже если человеку удалось вылечиться от одной зависимости, велика вероятность развития у него другой зависимости.
  4. Противоправные действия. К этому виду асоциальной модели поведения относят мелкое хулиганство, разбойные нападения ради забавы без причинения тяжких телесных повреждений.
  5. Делинквентное (преступное поведение), основанное на совершении противоправных действий в отношении третьих лиц с целью собственного морального удовлетворения. За такие деяния предусмотрена уголовная ответственность.
  6. Шизофрения – крайняя форма асоциальности, характеризующаяся отсутствием конструктивного социального взаимодействия, эмоциональной холодностью.

Определение и формы


Преступные действия также относятся к асоциальному поведению
Асоциальный человек — это индивид, имеющий извращенное (отсутствующее или слабо развитое чувство ответственности), оперирующий низкими моральными ценностями, не проявляющий никакого интереса к другим членам общества.

Асоциальное поведение — это такое, которое противоречит общепринятой морали, социальным нормам.

Асоциальный — это далеко не всегда негативное понятие. Так, например, интровертов тоже можно называть асоциальными, потому как они не принимают активное участие в жизни общества. И если их можно рассматривать, как самое минимальное проявление подобного поведения, то максимальным является шизофреническое поведение, которому характерно отсутствие сопереживания, невозможность взаимодействия с другими людьми.

Различают четыре формы асоциального поведения: аморальная, аддиктивная, преступная и противоправная.

  1. Аддиктивное поведение — это такое, которое характеризуется потребностью ухода от жизненных проблем. Человек зацикливается на себе, избегает общения с окружающим миром, уходя с головой в какую-то зависимость. Зачастую это игровая, компьютерная, алкогольная или наркотическая, но также может иметь место религиозный фанатизм или трудоголизм. Зачастую аддиктивная асоциальность проявляется у подростков и людей до 25 лет.
  2. Аморальная форма — наличие поведения, которое неприемлемо в обществе с точки зрения нравственности. Сюда относят проституцию, попрошайничество, нежелание работать и учиться.
  3. Противоправная форма включает в себя регулярное совершение асоциальных действий, которые нарушают нормы современного социума. Сюда относят драки, хулиганство, вандализм, кражи.
  4. Преступное асоциальное поведение — это однократное или постоянное совершение действий, за которыми следует уголовная ответственность. Сюда относят мошенничество, кражи с взломом, бандитизм, изнасилование, убийство.

Причины асоциального поведения

Причины формирования асоциальности можно разделить на 4 группы:

ПсихологическиеСоциальныеПедагогическиеМедицинские
  • симпатия к бунтарской модели поведения;
  • деградация личности;
  • замкнутость;
  • неуверенность в себе;
  • фанатизм;
  • зависть к успешным людям;
  • инфантильность;
  • импульсивность;
  • внутриличностные комплексы.
  • употребление спиртных напитков, психоактивных веществ;
  • морально-нравственный уровень общества, в котором живет человек;
  • принадлежность к определенной субкультуре;
  • проблемы в семье;
  • негативное влияние социального окружения.
  • нищета, социальное неравенство;
  • психотравмы и акты насилия в детстве;
  • школьный буллинг;
  • отсутствие у индивида иных способов самовыражения и самоутверждения;
  • религиозность.
  • безнадзорность и беспризорность;
  • излишняя строгость родителей;
  • игнорирование потребностей ребенка;
  • несправедливые наказания;
  • стремление родителей удовлетворить все капризы малыша;
  • завышенные требования родителей;
  • авторитарный стиль воспитания;
  • гиперопека;
  • попустительский стиль воспитания;
  • копирование асоциального образа жизни родителей;
  • вседозволенность.
  • психические отклонения;
  • психосоматика;
  • психиатрические диагнозы (паранойя, шизофрения);
  • перенесение инфекционных заболеваний в перинатальный период;
  • СДВГ в анамнезе;
  • органические поражения мозга;
  • физические дефекты.

Большее влияние на формирование асоциальности имеют педагогические и социальные факторы. Медицинские и психологические факторы лишь создают предпосылки к развитию деструктивной модели поведения.

Возможные причины

Взросление в неблагополучной семье может приводить к развитию асоциального поведения

Асоциальное поведение не зарождаются на пустом месте, оно является последствием воздействия определенных факторов, которые могут иметь педагогические, медицинские или социальные корни.

К медицинским причинам относят:

Плюсы и минусы асоциальности

Ошибочно полагать, что асоциальность – это однозначно негативное явление. У этой черты индивидуальности могут быть и плюсы.

возможность человека быть не таким, как все;

многие гениальные поступки и открытия сделаны асоциалами;

возможность реализовать свой творческий потенциал;

отдаленность человека от шумных тусовок, тяга к одиночеству способствуют самопознанию, изучению философских вопросов.

неразвитая эмпатия;

осуждение такого образа жизни со стороны окружающих;

ведение нездорового образа жизни;

асоциалы часто выбирают себе незаконные способы заработка

Признаки у взрослых

Антиобщественное поведение у взрослых людей может быть продолжением детских привычек или порождаться ментальной болезнью, алкоголем или наркотиками. Такие люди раскрепощены, они не знают, что такое стыд, и не понимают, зачем соответствовать общественным нормам, а именно: подчиняться законам, хранить верность жене или мужу, придерживаться правил этики, работать, заботиться о детях. Частое развитие событий – они оказываются на улице.

Асоциальность – это универсальное явление. Встречаются группы состоятельных людей, выбравших нетипичные жизнь и способы получения дохода. Это творцы порноиндустрии, наркодилеры, вымогатели, элитные проститутки, владельцы притонов и подобные элементы.

Существует и положительная направленность девиации. Речь идет о гениях, чьи поступки и образ жизни значимо отличаются от поведения других людей. Как правило, окружающие озадачены происходящим: отказ от комфорта, придирчивость, времяпрепровождение в одиночестве, эпатаж и капризность. Например, Альберт Эйнштейн, Клод Моне, Иосиф Бродский.

Диагностика и лечение

Диагностикой патологии занимаются психиатры, психотерапевты и клинические психологи. Основными методами диагностической работы являются:

  • беседа с индивидом, сбор анамнеза;
  • беседа специалиста с членами семьи обратившегося человека;
  • осмотр пациента;
  • оценка речевых паттернов;
  • использование психодиагностических методик, направленных на изучение эмоционально-волевой сферы, тревожности, акцентуаций характера;
  • использование проективных методик для выявления вытесненных эмоций клиента.

На основании комплексной диагностики специалист выбирает наиболее подходящий вид психокоррекции и терапии.

Диагностика

Читайте также: Розовый цвет в психологии: значение

Определением асоциальности могут заниматься клинический психолог или психотерапевт. На пути постановки диагноза может применяться ряд способов.

  1. Первичная беседа и осмотр. Специалист оценивает, в каком состоянии находится пациент, его эмоциональность, поведенческие черты, манеру речи.
  2. Сбор информации о пациенте. Доктор изучает, как медицинскую историю, так и отношения с работодателями, с другими людьми.
  3. Опрос членов семьи. Психотерапевт общается с близким окружением больного, уточняет их мнение о психоэмоциональном состоянии пациента.
  4. Психологическое тестирование. Могут использоваться опросник Айзенка, шкала тревожности и другие тесты.
  5. Проективные методы, направленные на выявление скрытых или подавленных эмоций у пациента.

Если диагноз подтверждается и ситуация действительно серьезная, то может назначаться медикаментозная, психотерапевтическая или психокоррекционная терапия.

Как общаться с асоциалом

Психологи советуют ограничить общение с асоциалами, так как велика вероятность приобщения к такому образу жизни. Асоциалы могут провоцировать конфликты с помощью оскорблений и резких высказываний. В такие моменты важно дистанцироваться, прекратить общение.

Если человек чувствует в себе ресурс, он может попытаться вытащить асоциала из трясины, помочь ему жить полноценной жизнью. Но в ходе такой работы важно сохранять свои границы и не вступать в созависимые отношения. Лучше всего убедить асоциала в необходимости визита к психологу.

Ася Рахович

Психолог со стажем более 8 лет. Консультант по вопросам межличностных и супружеских отношений, поиску себя.

Задать вопрос

Как избавиться от асоциальности

Чтобы избавиться от деструктивной модели поведения, нужно:

  1. Учиться общаться. Можно записаться на тренинг развития коммуникативных навыков. Работа в группе поможет асоциалу отработать конструктивные техники сотрудничества. В результате психокоррекционных занятий человек научится получать удовольствие от общения.
  2. Для успешного исправления деструктивных установок индивида ему необходимо включаться в коллективную деятельность. Только в условиях коллективной работы человек научится чувствовать свою значимость для достижения общей цели.
  3. Полезно общение с незнакомыми людьми. Это развивает эмоциональный интеллект.
  4. Асоциалу нужно привести в норму свою самооценку. Людям с заниженной самооценкой нужно научиться хвалить себя за достигнутые цели. Если же самооценка завышена, важно научиться критически к себе относиться, замечать свои недостатки и работать над их устранением.
  5. Важно сформировать вокруг себя позитивное социальное окружение. Для этого полезно начать заниматься спортом или каким-нибудь творчеством, так как эти занятия предполагают групповую форму организации и общение.

Всегда ли это плохо?

Если говорить о классическом научном понимании этого термина, асоциальность не является пороком. Более того, в некоторых условиях это даже благо. Достаточно вспомнить о монахах и отшельниках, добровольно отказывающихся от активного взаимодействия с остальной частью общества. В некоторых религиях асоциальный образ жизни свидетельствует о духовном просветлении человека, уходе от мирского, в результате чего он приобретает совершенно иное мироощущение, а иногда и некий дар. Нечто подобное практикуется и сегодня в некоторых течениях христианства, буддизме и т. д. Но подобный пример — это, скорее, исключение и не имеет ничего общего с тем, что значит асоциальный образ жизни вне каких-либо религиозных практик.

Профилактика асоциальности

О профилактических мерах важно помнить всем родителям. Чтобы предупредить развитие асоциальности у ребенка, нужно:

  1. Транслировать образцы позитивного социального взаимодействия, создавать условия для успешной социализации малыша. Общение с ребенком должно быть спокойным, уважительным.
  2. Приучать ребенка жить по плану, соблюдать режим дня, выполнять все намеченные дела. У ребенка школьного возраста должны быть обязанности по дому, за выполнение которых он сам несет ответственность. Это является основой формирования моральных ценностей и установок личности.
  3. Уделять много внимания ребенку, его потребностям в общении с родителями. Способствует эмоциональному благополучию совместный досуг членов семьи, соблюдение семейных традиций. Это необходимое условие формирования доверительных отношений между детьми и родителями.
  4. Для гармоничного развития личности детям полезны занятия в кружках и секциях. Выбирая секцию, нужно учитывать пожелания ребенка и его интересы.
  5. В случае возникновения конфликтных ситуаций со сверстниками или учителями, родители должны помочь ребенку разобраться в них, защитить его интересы, сохранив объективность.
  6. Если какие-то индивидуальные особенности ребенка беспокоят родителей, нужно обратиться за помощью к психологу. Чем раньше будет начата коррекционная работа, тем выше вероятность ее эффективности.

Любую психологическую проблему легче предупредить, чем потом бороться с ней.

Последствия

Довольно сложно себе представить, чтобы сразу несколько тысяч добропорядочных граждан внезапно начали вести асоциальный образ жизни. Тем не менее можно предположить, какие это будет иметь последствия. Какие-то из них будут ощутимы только в далекой перспективе, а некоторые будут заметны почти сразу. Стоит перечислить хотя бы несколько.

  • Снижение общего уровня здоровья, усиление эпидемиологической опасности. Помимо того, что табак, алкоголь и наркотики влияют на человеческий организм разрушительным образом, некоторые люди, вероятно, перестанут тщательно относиться к личной гигиене, что отразится на размножении и распространении опасных бактерий. Беспорядочные половые связи способствуют заражению заболеваниями, передающимися половым путем, а также повышают опасность незапланированной беременности. Такая ситуация часто приводит либо к аборту, либо к отказу от ребенка сразу после рождения.
  • Появление на улице большего количества бездомных и безработных усилит криминогенность. Значительно повысится уровень преступлений, в том числе и крайне опасных, таких как убийства и изнасилования.
  • В результате снижения числа добропорядочных законопослушных граждан снизится поступление налогов, возрастет доля теневой экономики, что рано или поздно подорвет основы государства.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]