Ощущение, восприятие, представление, внимание, память, воображение, мышление, речь.

Психические процессы — это группа психических явлений, которые объединяется по своим функциям в структуре психики личности. Выделение психических процессов является условным. На самом деле все психические процессы взаимосвязаны и не могут существовать и функционировать друг без друга. Все психические процессы принимают участие в одном большом самом главном процессе, который называется человеческая психика. Ученые все еще делят психику на психические процессы чисто в педагогических целях, для удобства восприятия, хотя в науке уже давно господствуют интегральные подходы к изучению психики.

Все психические процессы подразделяются на:

  • познавательные (ощущение, восприятие, мышление, представления, речь, внимание, память, воображение)
  • эмоциональные (эмоции, чувства, аффекты, стресс)
  • волевые (борьба мотивов, принятие решения, постановка цели)

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Взаимодействие восприятия и памяти

Процесс восприятия человеком окружающего мира не является бесследным. Образы закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в дальнейшем. Если человек осознанного воспринимает какие-то предметы, которые он видел ранее, то этот процесс построен на узнавании. В этом процессе большая роль принадлежит памяти.

Если по каким-то причинам человек перестает запоминать или забывает полученную в течении жизни необходимую информацию, то происходит и нарушение в восприятии мира, нарушается сознательная жизнедеятельность человека, по сути жизнь рушится.

Замечание 1

Восприятие неразрывно связано с опытом человека. Опыт возникает в нашем сознании из воспоминаний.

Реферат по учебной дисциплине «Психология»

на тему: «Ощущение, восприятие, представление»

План

1. Введение.

2. Понятие ощущения, виды, физиологическая основа ощущений.

3. Понятие восприятия, типы, физиологическая основа восприятия.

4. Понятие представления, виды, физиологическая основа представления.

5. Заключение.

6. Список литературы.

1. Введение.

Воссоздание действительности в сознании человека начинается с ощущений, которые проявляются при воздействии соответствующих раздражителей на рецепторы анализаторов.

Личность реализует себя в деятельности, возможной в следствии познания ею окружающей среды. Ведущей ролью во взаимодействии человека с окружающим его миром являются свойства личности, ее установки, мотивы. Также, все психические явления есть отражение действительности, составляющая регуляции деятельности. Начинается регуляция деятельности на уровне восприятия и ощущения — с психических познавательных процессов.

Ощущения, представления, восприятия принадлежат к чувственным формам познания. Чувственное отражение у человека неизменно связано с мышлением, логическим познанием. Единичное в чувственном познании человека имеет отражение в выражении общего. В чувственном познании особо важную роль играют слово, язык, изначально выполняющие функцию обобщения. Также, логическое познание, осуществляется на показателях чувственного опыта, на восприятии, ощущениях, представлениях, памяти.

В общем процессе познания происходит непрекращающееся взаимодействие всех познавательных процессов. Ощущения являются основой для наиболее сложных познавательных процессов — представление, восприятие, воображение, мышление, память.

Следовательно, только через ощущения мы можем узнать о каких-либо формах движения. Ощущение — это простейший психический процесс, который далее уже не разделяется. Ощущениями передается сила влияющих на человека раздражителей и объективные качества предмета.

2. Понятие ощущения, виды, физиологическая основа ощущений.

Ощущение — это выстраивание образов сепаратных свойств предметов окружающей среды в процессе естественного взаимодействия с ними.

Сенсорная организация личности является ординаром развития обособленных систем сенситивности и потенциальность их объединения. Сенсорные системы — это органы чувств человека, принимающие его ощущения, в которых на смену ощущениям приходит восприятие. Важной особенностью сенсорной организации личности является ее формирование в течении всего жизненного пути. Сенситивность дается человеку с рождения, но ее развитие зависит от желания, обстоятельств и усилий самой личности.

Ощущение является общебиологической особенностью живой материи — сенситивности. Ощущение также является проводником психической связи с внутренним и внешним миром. Информация обо всех проявлениях внешнего мира поставляется в мозг именно через ощущения. Подобным образом посредством ощущений смыкается петля получающая обратную связь о протекающем состоянии организма, как физическом, так, отчасти, и психическом. При помощи ощущений человек узнает о движении, вкусе, цвете, запахе, звуке, о состоянии своих внутренних органов. Из данных ощущений формируется всецелое восприятие предметов, мира. В сенсорных системах личности протекает первичный когнитивный процесс, а на его основе создаются наиболее сложные по своему строению когнитивные процессы: представления, мышление, восприятия, память. Первичный когнитивный процесс является простым, и в тоже время, он собственно и есть основа психической деятельности, только через «входы» сенсорных систем направляется в сознание человека суть окружающего мира.

После того, как мозгом получена информация, итогом ее обработки оказывается выработка ответной стратегии, которая направлена, к примеру, на повышение физического тонуса, усиление сосредоточения внимания на данной деятельности, установление настройки на скорейшее вступление в умственную деятельность. В целом, встречное действие или разработанная стратегия в каждом из моментов времени есть лучший выбор из различных вариантов, которые доступны личности на тот момент, когда она принимает решение. Но также ясно, что число доступных вариантов и качество выбора различаются для разных личностей и зависят, к примеру, от: — психических свойств личности; — отчасти физического состояния; — стратегий взаимоотношений с окружающей средой; — уровня сформированности и организации высших нервных процессов; — опыта, существовании требуемых сведений в памяти, вероятности их извлечения.

Физиологический механизм ощущений — это деятельность нервных аппаратов — анализаторов. Анализаторы разделяют на три части: рецептор — часть анализатора, которая воспринимает, преобразовывает; центральная часть анализатора (проводимые или сенситивные нервы); корковые части анализатора, перерабатывающие нервные импульсы. Каждому рецептору соответствует свой участок корковых клеток. Специализация любых органов чувств построена не только на индивидуальности построения анализаторов-рецепторов, но и на специализации нейронов, входящих в группу центральных нервных аппаратов к которым поступают сигналы, принимаемые периферийными органами чувств. Анализатор является активным приемником энергии, он инстинктивно изменяется под воздействованием раздражителей.

Ощущение можно описать при помощи нескольких характерных ему особенностей. Основные особенности ощущений — качество, длительность, интенсивность, пространственная локализация.

Качество является своеобразной особенностью этого ощущения, которая делает отличие его от других форм ощущений и видоизменяется в рамках определенного вида.

Качества зрительной модальности — насыщенность, цветовой тон, яркость.

К качествам слуховых ощущений относят высоту, тембр, громкость.

К качествам тактильных ощущений — шероховатость, твердость и пр.

Особо распространённой считается классификация ощущений по виду (модальности) раздражителя. Модальность значится квалитативной характеристикой, в которой проявляется своеобразность ощущения как простейшего психического сигнала, что отличает его от нервного сигнала.

Обусловлено от констелляции рецепторов ощущения разделяют на три группы. Первая группа — это ощущения, связанные с рецепторами, которые находятся на поверхности тела: вкусовые, зрительные, обонятельные, слуховые, кожные — экстероцептивные ощущения. Вторая группа — это интероцептивные ощущения, они связанны с рецепторами, которые находятся во внутренних органах. Третья группа — статические и кинестетические ощущения, их рецепторы расположены в связках, сухожилия, мышцах — проприоцептивные ощущения.

Ощущения различают соответственно модальности анализатора. Дистантные — зрительные, слуховые, и контактные — это ощущения вкусовые и осязательные.

Всякий рецептор отвечает на конкретный тип раздражителей. Выделяются такие виды ощущений: — зрительные, которые возникают под воздействием на сетчатку глаза световых лучей; — слуховые, которые возникают в следствии создания звуковых волн музыки, шума, речи; — вибрационные — это способность улавливать колебания упругой среды — воздух, вода, земля, предметы, это одна из разновидностей слуховой сенситивности, у человека она слабо развита, но используется летучими мышами, дельфинами — ультразвук, эхолокация; — обонятельные — ощущения, которые передают запахи окружающих предметов; — вкусовые; — кожные — это ощущение прикосновения, болевые, температурные.

Ладони, кончики пальцев и губы весьма сенситивны к прикосновению, ими человек осязает. Хорошо видны и слышны другому человеку болевые ощущения, которые отличаются сильной эмоциональной окраской. Чувствительность к температуре отличается, на каждом участке тела ощущения различны: к холоду спина более чувствительна, чем грудь. В зависимости от состояния организма и психики человека возникают псевдо- ложные ощущения, т.е. галлюцинации — раздражителя нет, а ощущение присутствует — мираж, видения, бред, голоса, и т. п.

Проприоцептивная чувствительность. Кинестетические ощущения — это ощущение движения и положения отдельных частей тела. Рецепторы кинестетических ощущений находятся в сухожилиях и мышцах. Ирритация в этих рецепторах происходит в следствии влияния сокращения и растяжения мышц.

Большая часть двигательных рецепторов располагается в пальцах рук, губах и языке, потому как данные органы необходимы для осуществления точных и тонких рабочих и речевых движений. Работа кинестетического анализатора способствует координированию и контролированию своих движений.

Речевые ощущения сформировываются с младенчества и до школьного возраста человека. При изучении иностранного языка нужна выработка речевых ощущений, несвойственных родному языку.

Вестибулярное чувство. Гравитационная, или статическая, сенситивность передает положение тела человека в пространстве. Ее рецепторы находятся в вестибулярном аппарате внутреннего уха: вестибулярные мешочки и полукруговые, преобразовывают сигналы о силе тяжести и релятивном движении, и посылают их в участок коры височной области и мозжечок. Частая и резкая изменчивость положения тела релятивно плоскости земли — морская качка, качание на качелях — возникает головокружение — морская болезнь.

3. Понятие восприятия, типы, физиологическая основа восприятия.

Восприятие — процесс сформирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, напрямую влияющего на анализаторы.

Как показывают исследования психофизиологов, восприятие есть сложный процесс, который требует обширной аналитико-синтетической работы. Потому восприятие вернее будет обозначить как воспринимающую деятельность человека. Результат данной деятельности — это целостное представление о предмете, с которым человек сталкивается в повседневной жизни.

Значимым в восприятии является желание воспринимать предмет, осознание обязанности или необходимости воспринять его, волевые усилия, которые направленны на улучшение восприятия, настойчивость, которую человек в данных случаях проявляет. Следовательно, в восприятии предмета реального мира участвуют направленность, в данном случае желание, и внимание.

Физиологическую основу восприятия составляют процессы, которые проходят в нервных волокнах, центральной нервной системе, органах чувств. Под воздействием раздражителей в окончаниях нервов, которые имеются в органах чувств, происходит нервное возбуждение, по проводящим путям направляется к нервным центрам и, в результате, к коре головного мозга. В коре головного мозга возбуждение попадает в проекционные, или сенсорные, зоны коры, представляющие собой центральную проекцию нервных окончаний, которые имеются в органах чувств. Далее происходит формирование определенной сенсорной информации, что зависит от связи проекционной зоны с каким-либо органом.

Механизмом возникновения ощущений и является рассмотренный выше механизм. Формирование ощущений в действительности происходит на уровне рассмотренной схемы. Таким образом, ощущения можно рассматривать как структурный элемент процесса восприятия. Физиологические механизмы восприятия вступают в процесс создания целостного образа на этапах, когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга, где завершается создание образов явлений реального мира. Потому интегративные зоны коры головного мозга, которые завершают процесс восприятия, нередко называются перцептивными зонами. Функция перцептивных зон имеет значительные отличия от функций проекционных зон.

Тесная связь восприятия с эмоциональными переживаниями, различными мыслительными процессами, двигательной деятельностью еще более усложняет его физиологическую основу. В виду этого, нервные возбуждения, которые вызваны внешними раздражителями, начинаются в органах чувств, перенаправляется в нервные центры и охватывая различные зоны коры, и взаимодействуют с иными нервными возбуждениями. Все эти линии возбуждения, которые взаимодействуют меж собой, широко охватывают разные зоны коры, и являют собой физиологическую основу восприятия.

Временные нервные связи, которые обеспечивают процесс восприятия, представлены в двух видах: межанализаторные и образуемые в пределах одного анализатора. Первый вид возникает при влиянии на организм комплексного раздражителя единой модальности. Нервные связи основываются в ответ на раздражители и на их отношение – временное, пространственное. В следствии чего, в коре больших полушарий протекает процесс объединения — сложного синтеза.

Второй вид нервных связей, которые образуются при влиянии комплексного раздражителя, – это связи в пределах различных анализаторов. Сеченов И.М. объяснил их возникновение наличием ассоциаций — зрительные, двигательные, осязательные и пр. Ассоциациям обязательно сопутствуют слуховые образы слова, при помощи которого восприятие обретает целостный характер. Следовательно, фундаментом непростого процесса выстраивания образа восприятия являются системы внутрианализаторных и межанализаторных связей, которые способствуют улучшению условий видения раздражителей и учету взаимодействия свойств предмета как сложного целого.

Основные свойства восприятия — это целостность, апперцепция, предметность, структурность, активность, константность, осмысленность.

Предметность восприятия – это умение отображать явления и объекты реального мира в виде отдельных предметов. К тому же, предметность не врожденное свойство восприятия, становление и усовершенствование данного свойства протекает в процессе онтогенеза — с первого года жизни ребенка.

Целостность. Ощущением отражаются отдельные свойства предмета, восприятие же, наоборот, способствует созданию целостного образа предмета. Он базируется на обобщении принимаемой в виде разных ощущений информации о парциальных свойствах и качествах предмета. Составные части ощущения столь прочны меж собой, что единый сложный образ предмета создается даже при непосредственном действии только отдельных свойств или отдельных частей объекта. Возникновение этого объекта происходит условнорефлекторно через связи между различными ощущениями.

С целостностью восприятия связывают и его структурность. Эта особенность заключается в том, что восприятие в большей мере не есть проекция мгновенных ощущений человека и не есть простая их сумма. Человек воспринимает практически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, формирование которой занимает некоторое время.

Следующее свойство восприятия — константность. Константностью является релятивное постоянство некоторых свойств предметов при смене условий их восприятия. С помощью свойства константности, которое проявляется в праксисе перцептивной системы компенсирующего изменения условий восприятия, человек воспринимает окружающие его предметы как релятивно постоянные. В значительной степени константность заметна при зрительном восприятии формы, величины предметов, цвета. Так, константность восприятия цвета содержится в относительной неизменности видимого цвета при смене освещения.

Также, восприятие обусловлено самим субъектом. Воспринимается не ухо и глаз, а определенный живой человек. Потому в восприятии всегда отражаются особенности личности человека. Обусловленностью восприятия от общего содержания психической жизни человека называют апперцепцией.

Проявление искаженного или ошибочного (ложного) восприятия — это иллюзия восприятия. Иллюзии наблюдают в различных видах восприятия — зрительное, слуховое и др. Характерность иллюзий распознается субъективными причинами — направленность, установка, эмоциональное отношение, а также физическими явлениями и факторами — положение в пространстве, освещенность и пр.

Еще одно свойство восприятия — его осмысленность. Восприятие создается при прямом действии раздражителя на органы чувств и перцептивные образы всегда несут определенное смысловое значение. Восприятие человека находится в тесной связи с мышлением. Связь восприятия и мышления проявляется в сознанном восприятии предмета, т.е. мысленно назвать его — причислить к определенному классу, группе, связать с определенным словом. Даже при рассмотрении незнакомого предмета человек пытается определить в нем схожесть с иными предметами.

В основании одной из классификаций восприятия расположены различия в анализаторах, которые принимают участие в восприятии. В зависимости от того, какой анализатор исполняет в восприятии важнейшую роль, различают слуховое, зрительное, кинестетическое, осязательное, обонятельное, вкусовое восприятие.

Как правило, восприятие является итогом взаимодействия ряда анализаторов. Кинестетические ощущения в разной степени участвуют во всевозможных видах восприятия, например, осязательное — наблюдается участие тактильного и кинестетического анализаторов. Также и в зрительном, слуховом восприятии — наблюдается участие кинестетического анализатора. Различные виды восприятия довольно редкостно встречаются в чистом виде. Как правило, они соединяются, и в итоге создаются сложные виды восприятия.

В основании другой классификации типов восприятия пролегают формы наличия материи: движение, пространство и время. В связи с данной классификацией выделяют восприятие движения, восприятие пространства и восприятие времени.

4. Понятие представления, виды, физиологическая основа представления.

Представление является наглядным образом предмета, который воспроизводится в воображении по памяти. Образы представлений не столь яркие и детальные, в сравнении с образами восприятия, но в них отражается репрезентативность данного предмета.

Представления — это конкретные образы явлений внешнего мира, предметов, их свойств, ранее воспринимаемые человеком и затем возникающие в его памяти. Основу представлений составляет предыдущий опыт человека — всякое представление является в различной своей части восприятием.

Образы восприятия неизменно имеют наглядный характер: в них отражаются внешние свойства явлений и предметов при их воздействии на органы чувств человека. Как и восприятия, представления имеют наглядный характер, отражая внешние свойства предметов, которые человек познавал в предыдущем опыте.

Но между восприятием и представлением есть некоторые различия.

Представления есть образы явлений и предметов, которые хранятся в памяти человека, при их отсутствии — явления и предметы не влияют непосредственно на органы чувств;

Представления не такие яркие и четкие, как восприятия, к примеру, представление увиденного когда-либо дерева бледнее, чем его восприятие — оно менее отчетливо в своих размерах, формах, деталях, красках.

Представления отличает изменчивость — свободно меняется форма, цвет, размер представляемого предмета. Только что увиденный красный карандаш с круглым черенком человек может представить синим шестигранным

Представления, в сравнении с восприятиями, являются в большей степени обобщенными образами предметов, в них первичную роль играют схожие особенности предметов этого класса. К примеру, когда человеку нужно представить тополь, а не кедр, в его представлении отражаются соответствующие тополю особенности коры, ствола, формы листьев. Это обобщенный и одновременно наглядный образ тополя, образ не какого-либо дерева, а именно тополя. Иногда, при необходимости, в представлении отображается и единичный предмет, но большее количество представлений, которыми владеет человек в своем сознании, как правило, есть обобщенные наглядные образы действительности.

Физиологической основой представлений являются процессы, которые происходят только в корковых частях анализаторов; рецепторы при представлениях не функционируют.

В основании представления пролегает восприятие объектов, которое имелось в прошлом. Выделяют несколько типов:

— представления памяти — возникшие на основании восприятия в прошлом какого-то явления, предмета;

— представления воображения.

Представления характеризуют:

— наглядность — чувственные наглядные образы действительности, в этом проявляется содержание их сходства с образами восприятия;

— фрагментарность — представления имеют пробелы, некоторые признаки и части представлены очень смутно, иные — ярко, а в третьем случае наблюдается их отсутствие;

— непостоянство и неустойчивость — какой-либо вызванный образ, предмет или чей-то образ, сотрется из сознания, даже, если человек постарается его сберечь.

Представления — это не только наглядные образы действительности, а чаще обобщенные образы, в этом и есть их схожесть в понятиях.

Представление, как и любые иные познавательные процессы, исполняет некоторые функции в регуляции психического поведения человека. Исследователи выделяют три важные функции: регулирующая, настроечная и сигнальная.

Сутью сигнальной функции представлений является отражение образа предмета, который до этого момента влиял на органы чувств человека, а также разнообразной информации о данном предмете, преобразующуюся при влиянии конкретных воздействий в систему сигналов, которые ответственны за поведение.

Регулирующая функция представлений плотно связана с их сигнальной функцией и находится в отборе нужной информации о явлении или предмете, который раньше воздействовал на органы чувств человека. При этом выбор делается не абстрактно, учитываются реальные условия намеченной деятельности. С помощью регулирующей функции актуализуются как раз те стороны, к примеру, двигательных представлений, на основании которых с большим успехом разрешается установленная задача.

Настроечная функция — проявляется в ориентировании деятельности человека обусловленной характером влияния окружающей среды. Настроечная функция представлений занимается обеспечением определенным тренирующим эффектом двигательных представлений, что содействует сформированности алгоритма нашей деятельности.

Обычно выделяются слуховые, зрительные, кинестетические, обонятельные, осязательные, вкусовые, органические и температурные виды представлений.

Также, все представления различны по ряду проявления волевых усилий.

Непроизвольные представления — создаются самопроизвольно, без активирования памяти человека.

Произвольные представления — создаются у человека при волевом усилии, в ориентации на поставленную цель.

Представления — это важнейшая форма субъективного отражения объективного мира. Они представляют собой наиважнейшую ценность в деятельности человека и его жизни. Если нет представлений, то содержимое его сознания имело бы ограничение лишь наличествующими восприятиями, было бы отражение образов предметов, непосредственно действующих на него в каждом текущем моменте.

С помощью содержащихся в них звеньях обобщения представления служат промежуточной ступенью от ощущений к мышлению, от конкретных образов к абстрактным понятиям.

Также, с помощью свойственной им широкой изменчивостью, которая допускает выстраивание новых образов, представления являются необходимой и значимой ролью в творческой деятельности человека.

5. Заключение.

Важнейшая роль ощущений состоит в быстром и своевременном доведении до центральной нервной системы, как главного органа управления деятельностью, информацию о состоянии внутренней и внешней среды, присутствии в ней биологически важных факторов.

Жизнь человека многогранна и сложна. Ее проявление видно через значительную цепь важных процессов. Условно их разделяют на деловую и социальную активность, медицину, культуру, спорт, межличностные отношения, общение, исследовательскую и научную деятельность, отдых и развлечения.

Таким образом:

— ощущение есть отражение индивидуальных свойств предметов, которые влияют на органы чувств;

— восприятие – очень сложный, и одновременно единый процесс, который направлен на познание того, что в данный момент имеет воздействие на человека;

— представление — это психический процесс отражения предметов, явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основании прежнего опыта человека.

Полноценное протекание вышеперечисленных процессов проблемно, а порой даже нереально вообразить без участия всех органов чувств человека. Потому нужно произвести оценку роли ощущений в жизни человека, поскольку иногда эти сведения помогают в организации успешного существования личности в обществе, достижения успехов в деловой среде.

6. Список литературы.

1. Л.С. Выготский, Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.

2. С.Л. Рубинштейн, Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. — СПб.; Питер, 2007. – 713 с. – (Серия «Мастера психологии»).

3. А.Н. Леонтьев, Лекции по общей психологии. – М.: Смысл; Изд. , 2007. – 511 с.

4. Н.Ю. Дмитриева, Общая психология. Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2007. – 128 с.

5. М.А. Лукацкий, М.Е. Остренкова, Психология. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.

Взаимодействие восприятия, речи и мышления

Процесс декодирования речевого кода возможен при соблюдении трех условий:

  • человек воспринимает и понимает отдельные слова
  • человек понимает структуру предложения
  • человек понимает всё сообщение

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Интеграция психических процессов 400 ₽ Реферат Интеграция психических процессов 220 ₽ Контрольная работа Интеграция психических процессов 220 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

На основе понимания каждой смысловой единицы человек делает умозаключение о смысле, затем о связях между единицами смысла, затем происходит формулирование смысла, то есть обобщение результата проделанной мыслительной работы. В конце слушающий имеет общий смысл услышанного им сообщения.

Эти процессы можно иначе описать системой уровней. Всего выделяют шесть основных уровней.

  • первичный синтез — анализ – вторичный синтез;
  • восприятие — узнавание — понимание;
  • фонемный — морфемный — словесный — фразовый;
  • распознавание — разборчивость — смысловое восприятие;
  • фонетический — фонематический — грамматический — семантико-смысловой;
  • слуховое ощущение — восприятие — понятийный

Мыслительные операции

Выделяют основные мыслительные операции:

  • анализ,
  • сравнение,
  • синтез,
  • обобщение,
  • абстрагирование и др.

► Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики.

► Сравнение — мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.

► Синтез — мыслительная операция, позволяющая в едином процессе мысленно переходить от частей к целому.

► Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

► Абстрагирование (отвлечение) — мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Взаимодействие мышления и воображения

Воображение имеет ряд характеристик:

  • появляется в момент некой задачи
  • важную роль играют мотивы и потребности
  • обусловлено уровнем социального сознания

В воображении очень часто появляются некие теоретические представления, мысли. Например, писатель, который пишет сове произведение или художник, который рисует картину с помощью образов хочет передать свою мысль.

Ученые неоднократно упоминали о том, что развитие воображение имеет место только при хорошо развитом интеллекте.

Замечание 2

Мышление и воображение стоят на одной ступени и являются высшими мыслительными процессами.

Воображение и мышление взаимодействую, в результате чего воображение может брать на себя функцию мышления, тем самым человек может совершать процесс понимания и познания.

Существует три основные связи между мышлением и воображением:

  • воображение «уносит» мышление за рамки воспринимаемого
  • при взаимодействии воображения и мышления происходит предвосхищение будущего
  • эта взаимосвязь помогает вспомнить предыдущий опыт.

Фантазия как творческий процесс

Фантазия — (греч. цбнфбуЯб — воображение) — ситуация, представляемая индивидуалом или группой, не соответствующая реальности, но выражающая их желания; нереальное сочетание реальных элементов; мечта, продукт воображения. Фантазии могут носить любой характер.

Различают активные и пассивные фантазии; первые вызываются интуицией, то есть установкой, направленной на восприятие бессознательных содержаний, причем либидо тотчас оккупирует все всплывающие из бессознательного элементы и доводит их, через ассоциацию параллельных материалов, до полной ясности и наглядности; пассивные фантазии появляются сразу в наглядной форме, без предшествующей и сопровождающей интуитивной установки, при совершенно пассивной установке познающего субъекта. Такие фантазии принадлежат к психическим «автоматизмам». Пассивная фантазия всегда возникает из какого-нибудь процесса в бессознательном, активная фантазия обязана своим существованием участию сознания.

С помощью фантазии человек может вживаться не только в образы других людей, но и в любые образы предметов и явлений, преобразуя их природу. Это могут быть образы живых существ, тогда человек наделяет их человеческими чертами, персонифицирует их. Так поступает, например, баснописец. Если объекты — это образы неодушевленных предметов, то фантазия может придать им облик одушевленных существ.

Сама природа творческой деятельности, открывающей новое, неизведанное, предполагает стремление заглянуть в будущее, предвосхитить результат деятельности. Это и делает фантазия, выполняя прогностическую функцию. Мотивы фантазии в принципе совпадают с мотивами творческой деятельности. Прежде всего, это потребность в поисковой деятельности, стремление к новизне, необычному, непредсказуемому. Другим мотивом фантазии оказываются часто неудовлетворенные желания различного характера. Существенным также является мотив самовыражения, желание утвердить свою личность.

Творческая фантазия — оригинальная, самостоятельная, активная и целенаправленная. Другие виды фантазии — мечта, грезы, воссоздающая фантазия (по описанию) характеризует пассивность, прихотливость. Такова например, фантазия зрителей и слушателей художественного произведения.

При фантазировании ребенок сам создает какой угодно сюжет, в том числе и сказочный, какую ему угодно ситуацию, какую угодно задачу и сам решает ее как угодно. Приемлемо любое решение. А при решении реальных задач ребенок ищет не любое, а реальное, «взрослое», серьезное, выполнимое решение. В обоих случаях он творит, но при фантазировании больше свободы, так как нет запретов со стороны физических законов и не требуется больших знаний. Но главное — не «переборщить» с фантазированием, чтобы фантазия не стала глупостью. Глупость — это ненужный, неразумный, неверный, вредный, нецелесообразный поступок или утверждение, не делающий чести тому, кто его совершил. Разумеется, надо учитывать возраст человека, условия и цели поступка.

Классическим носителем фантазии является сказка. Чем отличается сказка от научной фантастики? В научной фантастике рассматриваются технически осуществимые ситуации, элементы или процессы, а в сказке любые. Надо отметить, что резкой границы между фантастическими и реальными решениями тоже нет. Например, то, что считалось во времена Жюля Верна фантазией, нынче обыденная реальность. Г.А. Альтшуллер подсчитал, что из 108(!) идей-прогнозов Ж. Верна реализовано 99 (90 %). У Герберта Уэллса из 86 — 77, у Александра Беляева из 50 — 47 [Альтшуллер Г.С. Жизнь человека 1-4-502 //Журнал ТРИЗ. -1996. — №2. — с.44-52; 1997. — N1. — с.4-15].

Когда ребенок самозабвенно рассказывает небылицы со своим участием, он не врет, в нашем обычном понимании, он сочиняет. Ему неважно, реальное это или не реальное. И нам это не должно быть важно, важно другое, что мозг ребенка работает, генерирует идеи. Однако все же следует обратить внимание на то, о чем мечтает ребенок. Если он все время рассказывает о своих несуществующих друзьях, о нежных родителях или об игрушках, то, может быть, он страдает, мечтает об этом и таким образом изливает душу.

Взаимодействие внимания и памяти

Без таких важных психологических процессов как память и внимание практически не возможна нормальная человеческая жизнь. Эти процессы помогают получать информацию из окружающего мира и сохранять ее в течении длительного времени.

На память опирается вся психическая деятельность человека. Память помогает нам оживить в сознании прошлый опыт, знания, явления, образы. Самое динамичное развитие памяти происходит в школьном возрасте.

Проблема взаимодействия памяти и внимания одна из самых актуальных в современной психологии. Насколько хорошо человек запоминает информацию, зависит от того насколько он внимателен. Внимание позволяет человеку успешно выполнять свою работу, контролировать внешние условия.

Замечание 3

Следует отметить что при снижении одной из этих функций вторая также начинает страдать.

Взаимодействие памяти и речи

Речь и память тесно связаны между собой. Если память и речь функционируют должным образом, человек может делится опытом и воспроизводить накопленные знания и навыки. Речь является мыслительным процессом, высшая мыслительная функция, которая обеспечивает общение людей между собой. Память в свою очередь накапливает, хранит, а затем воспроизводит полученную ранее информацию. Следует отметить тот факт, что именно речь и наряду с ней память активно развиваются в дошкольном возрасте.

Следует отметить что в большей степени речь связана с логической памятью. Запомнить легче то что было выражено в языковой форме.

Речь помогает сенсорной памяти, которая чаще всего не долговременна.

Когда человек воспринимает или порождает речь он обращается к своей памяти. Не имея памяти человек бы не мог общаться, так как не помнил бы значения слов.

Взаимодействие воображения и восприятия

Так как и процесс восприятия и процесс воображения начинают свою работу в мозге, то может произойти ситуация когда одно перейдет в другое. Восприятие дает целостность объекта, разрываются смысловые характеристики объекта. В процессе восприятия образы могут усложняться. Воображение проявляет себя тогда, когда сознание начинает достраивать образы самостоятельно не зависимо от внешних факторов. Человек, не видя полной картины может достраивать отсутствующие ее части. Эта способность свидетельствует о развитии предметно-деятельностных характеристик чувственных образов. Человек сознательно продуцирует недостающие образы. Воображение развивается в сознании человека. А это значит, что человек переносит свои установки, мотивы и желания на недостающие элементы.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Способы построения новых образов

Преобразование действительности в воображении проводится методами; называемых «техниками» воображения. К ним относятся:

Комбинирование, Сочетание данных в опыте элементов в новых, более или менее необычные комбинации. Это наиболее простая техника воображения, именно ее имели в виду исследователи прошлого дня, когда считали механизмом воображения ассоциации.

Агглютинация, Вариант комбинирования, в котором сочетанию подлежит не случайный набор черт, проходит цилепрямований их подбор согласно определенного замысла, концепции.

Акцентирование, подчеркивание определенных черт явления, которое превращает его общий вид. Оно должно выделять характерное, существенное, важное.

Гипербола и литота — Изменения величин, количественный рост и уменьшение — являются особенными вариантами акцентирование (акцентируется очень большое или очень малое по отношению к действительности. Когда в воображении сразу происходит увеличение одних сторон и уменьшение других, идет речь о поляризацию.

Идеализация, Построение свободных от всего мелочного идеализированных образов, которые иногда вызывают иллюзию исключительности и совершенства определенного явления. В стремлении к идеалу заключается главная суть мечты.

Типизация, Специфическое обобщение. Через конкретное в образе, который выступает типу, выделяется общезначимое.

Алегоризация, Создание аллегории — использование образа в переносном смысле. Образ выступает лишь условно выбранным знаком какого-либо явления действительности.

Метафоризация, Построение метафор. Метафора является более глубоким мысленным отображением явления, чем аллегория, поскольку между метафорическим образом и его значением существует определенное сходство, аналогия.

Символизация, использование символов, является наиболее глубоким по смыслу, сущностным наполнением техникой воображения. Понимание языка символов помогает человеку сознательно получать послания от собственного бессознательного (сновидения и др.). Символ отличается от знака тем, что он является не условно выбранным для обозначения, а глубинно, сущностно единым с тем, что он обозначает. В отличие от понятия символ имеет неограниченный объем значения. Выражению через символы подлежит только общечеловеческое, должное к самому способу существования человека.

В технике воображения всегда создается сложная динамическая единство сознательного и бессознательного.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]