Одним из условий формирования социально активной личности является овладение человеческой речью – способностью произносить отдельные звуки, слова, фразы. Ее практическое применение принято называть языком. Какая бывает речь? Должен ли человек совершенствовать свое умение говорить? Как можно устранить дефекты речи? Далеко не полный перечень вопросов, которые становятся интересны родителям сразу, как только их ребенок произносит первые слова.
Для чего нужна речь
Ученые выделяют несколько основных функций речи, о которых должен знать каждый.
- Речь является своеобразным инструментом, при помощи которого люди обмениваются друг с другом чувствами, мыслями. Язык выступает в качестве средства общения.
- Благодаря речи происходят усвоение и передача коллективного опыта, накопленного человечеством. Посредством языка люди познают мир, в котором живут.
- Для достижения результатов деятельности человек обязан ее организовать и спланировать. Этот процесс возможен только тогда, когда он владеет языковыми навыками.
- При помощи речи человек способен воздействовать на чувства и мысли других людей.
Перечисленные функции в полной мере раскрывают значение языка в жизни человечества.
Коммуникативные качества
Речь всегда соотносится с неречевыми структурами. Эти связи следует знать для понимания ее качеств. Речь в первую очередь соотносится с языком. Это не аналогичные понятия. Речь строится из языка и подчиняется его законам. Языковые единицы собираются в определенные структуры и формируют речь.
Коммуникативные качества хорошей речи находятся в ее соотношении с мышлением. Мысль формируется и выражается в речи. Это придает общению логичность, точность. Речь соотносится с сознанием. Это помогает видеть, что стоит за словами (образность, выразительность, уместность).
Речь также соотносится с действительностью. Ведь общение описывает предметы, явления и события. Также оно соотносится с адресатом. Автор речи обычно создает ее для кого-то. Он должен сделать общение понятным для слушателя.
Речь соотносится с условиями общения. Она будет уместна в одних условиях, а в других нет. Этот фактор также играет важную роль для понимания критериев и качеств хорошей речи.
Какая бывает речь
Если рассматривать язык в плане существования его форм, то можно выделить устную и письменную. Во время письма или чтения работает письменная речь. Какая устная форма используется человеком? Слушание и говорение – это разновидности устной речи.
Если брать во внимание количество участников разговора, то речь может быть диалогической или монологической. Перевод с греческого позволяет понять, что диалог – это разговор двух или нескольких лиц, а монолог – это высказывание одного человека.
С точки зрения дефектологов, речь бывает правильная или неправильная. Подобную же оценку языку дают лингвисты. По их мнению, правильная – это грамотная речь, но она может иметь как положительную, так и отрицательную окраску. Неправильная же (безграмотная) содержит большое количество языковых ошибок.
Как манипулировать людьми
Умение манипулировать людьми – не лучшее качество в человеке. Как правило, эта способность ассоциируется с такими попутными чертами характера, как эгоизм, хитрость, корысть, властолюбие, капризность. А инструменты манипуляции – давление на совесть или жалость, истерика, угрозы, способность говорить красиво и убедительно.
Психологам известны фразы-манипуляторы, хотя даже маленькие дети способны манипулировать взрослыми, если это удастся им хотя бы раз. Как правило, манипулируют теми, кто беззаветно любит или безгранично доверяет.
Важно ли умение говорить грамотно
Спор о том, какая должна быть речь человека, в научной педагогической среде возникает довольно часто. Эта проблема волнует и молодое поколение, и старшее. Большинство людей все-таки склоняются к тому, что язык должен быть грамотным, то есть красивым.
Умение говорить правильно не рождается вместе с человеком. Этому навыку нужно обучаться. Процесс освоения языка начинается в дошкольном детстве и продолжается в течение всей жизни. Для достижения результата недостаточно одного лишь желания. Потребуется приложить определенные усилия и затратить немало времени.
Человек, освоивший искусство говорить, всегда производит хорошее впечатление, он выгодно выделяется на фоне окружающих. Употребляемые обороты речи указывают на уровень его культуры. Считается, что человек, умеющий контролировать поток слов, фраз, звуков, способен управлять и разумом.
Итак, владение правильным красивым языком с положительной его окраской – это огромное достоинство человека.
Словарный запас
15 тысяч слов составляет активная лексика среднестатистического человека. Произведения Александра Сергеевича Пушкина содержат около 23 тыс. слов, словарь Владимира Ивановича Даля – 200 тысяч. Героиня романа «Двенадцать стульев» Эллочка-людоедка обходилась 30 словами. Узнать величину своего пассивного словарного запаса можно здесь.
Пассивный словарь – это знакомые человеку слова, но в речи им не востребованные. Активный словарь – слова, регулярно употребляемые человеком при коммуникации. Культура речи предполагает систематическое использование хотя бы 50% пассивного словарного запаса.
Предлагаем выполнять 4 упражнения, которые переведут ваш словарный запас из спящего режима в активный.
- «Распаковка».
Возьмите ручку, лист бумаги, таймер. В течение минуты произнесите вслух максимальное количество любых существительных, не повторяясь. При этом за каждое слово ставьте на листе бумаги палочку/точку/галочку. Посчитайте количество названных существительных. То же самое проделайте с прилагательными и глаголами.
Нормой является соотношение существительных / прилагательных / глаголов – 54/46/42 слова.
Количество глаголов указывает на авторитетность и способность речи побуждать к действиям. Прилагательные делают речи выпуклой, эмоциональной и запоминающейся. Существительные – дают определение предметам и явлениям.
Эта техника речевой креативности способствует распаковке ресурсов мозга, памяти и воображения. Практикуйте в течение 7 дней, и вы заметите, как увеличивается активный вокабуляр.
- «Как Цицерон».
Древнеримский философ, оратор и политический деятель Цицерон расширял словарный запас, пересказывая возвышенные стихи. Причем он передавал содержание прочитанного в самых лучших выражениях, какие только мог подобрать.
Последуйте его примеру. Помните, в русском языке существует как минимум 6 синонимов для каждого слова. Используйте их.
Данный метод не только расширит ваш активный словарный запас, но и научит импровизировать в любой ситуации.
- «Вспомнить всё».
Ваша задача вспомнить и описать человека, с которым общались час назад. Напрягите память и дайте характеристику его внешнему виду, манере речи, предмету разговора, вашим ощущениям в процессе коммуникации. Чем больше эпитетов назовете, тем лучше.
- «Используйте!».
Чтение и прослушивание аудиокниг – разумный метод обогащения лексики. Предлагаем его усовершенствовать. Найдя в книге выразительное, редко употребляемое слово, выпишете его. Составьте несколько предложений, где оно было бы уместно. На протяжении 5 дней используйте найденное слово при живом общении или в переписке.
Так новое слово не ляжет на пыльную полочку вашей памяти, а войдет в активный лексикон.
Упражняйтесь, друзья, и вам точно не придется лезть за словом в карман.
Какие бывают дефекты речи
Неполадки в работе артикуляционного аппарата являются показателями неправильной речи. Косноязычие доставляет массу неприятностей, которые могут касаться как личной жизни, так и продвижения по службе, отношения окружающих к человеку.
Ребенок, испытывающий сложности в работе речевых органов, обязательно будет иметь проблемы с обучением в школе. Они могут иметь отношение к общей успеваемости, формированию почерка, орфографической грамотности, овладению техникой чтения.
Какая может быть речь человека при неправильной работе соответствующих органов?
- Нечеткое проговаривание или искаженное произношение отдельных звуков – ребенок картавит, шепелявит.
- Непроговаривание окончаний в словах.
- Нарушение очередности звуков в слове – их взаимозамена.
- Бедный словарный запас.
- Неумение строить связные высказывания.
- Нарушение темпа произношения слов (замедленный или быстрый), заикание.
Лексические нормы
Емкий словарный запас – признак высокой культуры речи. Не менее важно при этом следить за соответствием лексического значения слова ситуации, где оно употребляется. Приведем примеры речевых ошибок, которые препятствуют культуре речи:
- Употребление слова в ошибочном значении.
Пример: «Рок-группа выпустила очередной дебютный альбом».
Пояснение: слово «дебют» употреблено ошибочно. Дебют – это первое выступление. Из контекста предложения ясно, что рок-группа выпустила далеко не первый альбом.
- Неверное использование паронима (слова, близкого по звучанию, но имеющего иной смысл).
Пример: «Катя ведет праздничную жизнь».
Пояснение: слова «праздничный» и «праздный» – паронимы. В данном предложении уместно использовать слово «праздный».
- Тавтология (повтор однокоренных слов в одном предложении).
Примеры: «Корреспондент дает подробные подробности произошедшего»; «В саду растут только многолетние растения»; «Проливной ливень помешал городским гуляниям».
- Плеоназм (употребление идентичных по значению слов).
Пример: «Лишь небольшая толика людей понимала, что происходит».
Пояснение: толика – и есть небольшая часть. Поэтому «Небольшая толика» – избыточное выражение.
- Нарушение лексической сочетаемости (не все слова в русском языке могут сочетаться между собой).
Примеры: «Войска одержали поражение в битве»; «Поднимем тост за молодоженов»; «Государство стремится улучшить уровень жизни населения».
Пояснение: поражение можно только терпеть, тост – произнести, уровень жизни – повысить.
- Неверное употребление фразеологизмов.
Примеры: «Всё вернулось на места своя»; «Не за горой тот день, когда мы разбогатеем».
Пояснение: нельзя искажать структуру фразеологизма (правильно говорить «вернулось на круги своя») и грамматическую форму слов, входящих в его состав (правильно говорить «не за горами»).
Как же минимизировать количество лексических ошибок в речи? Как развить грамотность? Вот несколько советов:
- Читайте. Здесь важно соблюдать два условия. Первое: чтение должно быть регулярным. Одна книга в год грамотнее вас не сделает. Мозг запоминает только то, что часто повторяется. Второе: читайте исключительно грамотные тексты (классику). Форумы, паблики, посты блоггеров изобилуют ошибками, которые мозг при регулярном чтении воспринимает за норму.
- Погрузитесь в правильную языковую среду. Вы будете имитировать речь культурных и грамотных людей, общаясь с ними.
- Не спешите. Люди оправдывают свою безграмотность требованием времени. Многие считают, что скорость передачи информации – это главное. Соблюдать правила русского языка некогда. В корне неверный подход. Исковерканные слова, которые постоянно используются в общении, мозг фиксирует как правильные, и вы перестаете замечать речевые ошибки.
- Учите правила русского языка. Без них никуда.
Культурного, хорошо владеющего речью человека отличает богатство активного словаря и соблюдение речевых норм.
Причины нарушений
Разобравшись с тем, какая бывает речь при неправильной работе артикуляционного аппарата, стоит обратить внимание на причины, которые могли повлиять на возникшие проблемы. А истоки нарушений бывают самые разнообразные.
Одна из причин, вызывающих сбой в работе речевых органов, — это разного рода травмы, которые могли быть получены ребенком во время родов или в первые годы жизни. Эту причину можно отнести к категории наиболее тяжелых. Не менее серьезна и та, которая относится к наследственной предрасположенности.
Кроме того, речевые нарушения могут возникнуть при недостаточном развитии фонематического слуха, что приводит к неспособности ребенка воспринимать в полном объеме произносимые фразы. Пребывание малыша в определенной речевой среде тоже существенно влияет на уровень развития языка.
Большое значение на формирование способности малыша говорить, слушать, читать или писать могут оказывать его родители и близкое окружение. Например, замена живого общения просмотром телепередач непременно приведет к задержке. Если взрослые не обращают внимания на видимые дефекты, считая, что проблема устранится сама собой, это может вызвать существенное отставание в речевом развитии.
Тембр голоса человека
Высокий тембр голоса
неодобрительно называют визгливым, а его обладателям приписывают всяческие недостатки. Если вспомнить подростков, у которых голос регулярно “дает петуха”, становится очевидным, что это признак плохого самообладания. Ситуативно голос, срывающийся на фальцет, свидетельствует о сильном волнении, возбуждении или страхе.
Низкий тембр голоса
воспринимается людьми как символ надежности, силы и достоинства. В действительности его обладатели отличаются уверенностью в себе. Они знают себе цену, основательны и несуетливы. Обычно низкий тембр голоса располагает к доверительному общению, однако искусственно заниженный кажется неискренним.
Каким бывает тембр голоса
Где устраняют дефекты речи
Прежде чем заниматься исправлением недостатков, специалист, к которому обратился пациент, обязан установить причины возникших затруднений. Именно от них зависят методы и приемы, которые будут использованы в работе.
Если на развитие речи влияют отклонения неврологического характера или они связаны с неправильным строением артикуляционных органов, то, кроме логопеда, потребуется хирург или невролог. Комплексный подход к работе с людьми, имеющими отклонения в развитии речи, дает наибольший эффект.
Логопедические занятия с ребенком могут проводиться специалистами в школах, детских садах. Подобные кабинеты открываются при детских поликлиниках или в центрах развития ребенка. Логопед ведет занятия, используя многочисленные методики, приемы и техники. Упражнения направлены на разработку артикуляционного аппарата, моторики, умения ребенка наблюдать, сравнивать, анализировать, выражать свои эмоции.
Огромную помощь в преодолении речевых трудностей малыша оказывают родители, занимаясь с ним дома. Врачи и педагоги, объяснив взрослым, какая может быть речь ребенка при регулярных занятиях, дают конкретные задания. Все рекомендации в обязательном порядке должны выполняться. Только при таком подходе можно получить устойчивый положительный результат.
Разговорный тип
Разговорный тип общения как отдельный подвид начал развиваться в 90-х годах прошлого столетия. Он разделяется на литературно-разговорный и фамильярно-разговорный тип.
Носитель такого стиля общения придерживается разговорной манеры общения в любой обстановке, даже официальной. Они характеризуется сниженностью речи в большей или меньшей степени.
В литературно-разговорном типе преобладает общение на «ты», а в фамильярно-разговорном добавляются грубые высказывания.
Носители такой манеры общения не имеют понятия, какими качествами должна обладать хорошая речь. Они привыкли разговаривать на том уровне, который наблюдается у всего их окружения. Попадая в новую для них среду, такие люди просто не могут поменять манеру выражать свои мысли. Ведь другой модели поведения у них просто нет.
Чаще всего такие стили распространяет телевидение, приглашая к себе на ток-шоу людей, предпочитающих разговорную манеру общения.
Где обучают правильной красивой речи
Если у человека появляется желание совершенствовать стиль языка, его выразительность, пополнять словарный запас, то для этого отлично подойдут специальные речевые курсы.
Многие люди считают, что подобные занятия нужны лишь для овладения иностранными языками, но это не так. Изучается на них также и речь родная. Какая она может стать после обучения? Это с удовольствием демонстрируют люди, прошедшие курс.
Для развития красивой грамотной речи у школьников ведутся специальные факультативные занятия, предусмотренные учебной программой.
На что направлены речевые упражнения
Задания, направленные на развитие языка, можно выполнять совместно с преподавателем, самостоятельно или группой. Упражнения, предложенные ниже, также дают понимание о правильной речи.
Итак, она должна быть какая? Хорошая речь отличается лаконичностью, богатым словарным запасом. Использование средств выразительности только украшает язык.
Относительность
Определить основные характеристики и качества хорошей речи не так просто. Понятие культуры речи и ее качества меняются даже для одного народа с течением времени. Поэтому она не может правильно восприниматься, будучи несовременной.
Эталон хорошей речи изменяется территориально и социально. Для каждого поколения существуют свои нормы, основные качества хорошей речи.
Также нельзя выделить одинаковые качества, какими должна обладать хорошая устная, письменная, монологическая и диалогическая стилистика.
Оценка качества хорошей речи даже в конкретно взятом русском языке производится с позиции формы, стиля и функциональности, условий ее осуществления.
Примеры речевых упражнений
- Вспомните название недавно просмотренного фильма или прочитанной книги. Изложите содержание в четырех предложениях, которые можно записать или удерживать в памяти. Подумайте, какое из этих предложений является не таким важным, исключите его. Аналогично поступите с остальными предложениями, оставив лишь одно. Произнесите его несколько раз, отредактируйте, если вам кажется, что оно звучит неправильно. Такое упражнение, выполняемое регулярно, научит вас лаконично излагать мысли.
- Скороговорки любят многие – это весело и полезно. А вот что такое медленноговорки, известно не всем. Упражнение помогает избавиться от сбивчивой невнятной речи. Задача состоит в том, чтобы фраза была произнесена медленно, внятно, с соблюдением пауз. Но неоправданные остановки и затягивание звуков должны исключаться. Постарайтесь наслаждаться звучащей речью. Фразы для упражнения можно подбирать самостоятельно или использовать рекомендованные.
Содержательность
Пустословие – первый враг культуры речи. Народная мудрость тому подтверждение: «Век мелет, а помолу нет», «Звону много, да толку мало», «Наговорила, что наварила, а глядь – и нет ничего».
Содержательная речь должна соответствовать критериям:
- достоверности;
- аргументированности;
- новизны;
- актуальности;
- пользы.
Иными словами, ваши высказывания должны иметь внутренний посыл, смысл. Чтобы понять, не играете ли вы в словестный пинг-понг, задайте себе вопрос: моя речь обогащает слушателей? Делюсь ли я полезными знаниями, вдохновляю, вселяю уверенность или побуждаю к активным действиям? Любой «спич» должен иметь цель, быть ориентированным на слушателя.
Одно из самых распространенных препятствий на пути к культурной, содержательной речи – это слова- и звуки-паразиты. Всем известные «ну», «короче», «так скажем», «вообще», «типа», «как бы», «вот», «собственно», «ээ» и т.д. Пока мозг подбирает нужное слово, в речи появляется пауза. Именно ее и стремится заполнить слово-паразит.
Предлагаем несколько советов для избавления от мусорных слов и звуков:
- Пересказ художественных текстов.
Прочтите выбранное произведение несколько раз и перескажите своими словами, четко контролируя отсутствие слов-паразитов в речи. Этот способ мощно активирует речевой интеллект.
- Упражнение «Начни сначала».
Вам потребуется напарник. Подготовьте небольшой рассказ о себе: самые простые и хорошо известные факты из биографии. Начните пересказывать подготовленный текст напарнику. В тот момент, когда вы произнесете любое слово-паразит, ваш помощник должен сказать: «Стоп. Начинай сначала». И вы начинаете воспроизводить текст заново. Повторяйте упражнение до тех пор, пока пересказ не будет полностью очищен от бесполезных слов.
Такой способ помогает сформировать речевой самоконтроль.
- Система наказаний.
За каждое произнесенное слово-паразит выписывайте себе штраф… в 5 приседаний, например. Либо найдите в своем окружении счастливчика, которому будете платить по 100 рублей за каждый «блин».
- Практика «Вставка».
Возьмите любой текст. Например, «Сказку о золотой рыбке». Припомните свое излюбленное слово-паразит. Начните читать текст сказки, вставляя после каждого нормального слова паразитное.
«Жил как бы старик как бы со своею как бы старухой как бы у самого как бы синего как бы моря как бы». Таким образом повторите сказку три раза. На четвертый раз вы почувствуете явное отторжение к слову-паразиту. Внутреннее сопротивление поможет вам в дальнейшем не употреблять мусорное слово в речи.
- Тесты без вариантов ответа.
Найдите любой тест в Интернете. Например, психологический. Прочитайте вопрос и самостоятельно сформулируйте ответ, не подглядывая в предлагаемые варианты и не используя бесполезные слова/звуки.
Слова-паразиты обедняют речь и являются костылями, на которые опирается человек. Смело отказывайтесь от них. Учитесь говорить ярко и лаконично.