Обновлено 23 июля 2021 549 Автор: Дмитрий Петров
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Каждый из нас имеет общее представление о том, что такое речь. Однако в понимании этого слова разными людьми бывают существенные различия.
Даже в трактовках словарей под это явление называют то деятельностью говорящего, то формой общения, то вообще психологической способностью человека к выражению мыслей.
Сегодня поговорим о том, как понимают речь лингвисты, какие ее виды и функции они выделяют. Наконец, разберемся в том, какая граница проходит между языком и речью.
Речь — это…
В научном мире редко есть унифицированное значение столь объемных понятий, как речь. Однако трактование Нины Давидовны Арутюновой – одного из наиболее известных языковедов нашего времени – признано большинством лингвистов. Звучит оно так:
Речь – это конкретное говорение, происходящее в звуковой (включая внутреннее проговаривание) или письменной форме.
В Толковом словаре Ушакова же первым значением подается такое:
Речь – это способность пользоваться языком слов. Речь – один из признаков, отличающий человека от животных.
То и другое справедливо. Но с точки зрения науки о языке (и логики нейминга), первичным будет определение Н.Д.Арутюновой. В словарной статье она указывает, что под речью нужно понимать:
- речевую деятельность как процесс говорения;
- речевые произведения (запомненные или записанные) как результат этого процесса.
Другие значения термина производны. К примеру, существует понимание речи как стиля языка (художественная, деловая), как публичного выступления (приветственная), как характера произношения (невнятная).
Теории
За все время формирования, развития способности были выдвинуты различные теории, относительно этого коммуникативного инструмента. Современными учеными поддерживалась конструктивистская, релятивистская, преформистская теория.
Преформистская
Преформистскую теорию предложил Н. Хомский в 1968 году. Ученый утверждал, что у различных языков мира сходная структура. Мнение преформистов сходятся в том, что в мозгу человека заложена начальная структура, которая обуславливается наследственной.
Поэтому человек может изменять значение фраз, понимать их смысл, выстраивать осмысленные высказывания, число которых не ограничено.
Одновременно с этим преформисты не отрицают, что развитие потенциал ребенка зависит от его окружения, взаимодействий с близкими, применения методик воспитания, обучения (родители, садик, школа, различные учреждения образования).
Конструктивистская
Среди исследователей популярна конструктивистская теория. Согласно ей, формирование, развитие способности зависит от присущих с рождения ребенку способностей перерабатывать, воспринимать информацию. Как подтверждающий пример этой теории — спонтанное словотворчество у детей в раннем возрасте. Считается, что первые слова детей связаны с фактами, которые они уже понимают. Помимо этого, они могут высказываться о том, что им интересно. Огромное влияние на формирование способности оказывает мотивация.
Релятивистская
Еще одна популярная теория — релятивистская. Согласно ей, различные языки можно рассматривать со стороны культуры народа, нации. Для каждой культуры свойственны разные способы языкового построения. Многие ученые уверены, что общая картина мировосприятия зависит от языка, которым человек владеет, но при изучении языковых особенностей разных народностей мира, это утверждение было опровергнуто.
Виды речи
Ещё в младшей школе мы узнаем, что речь бывает устной и письменной. Но для языкознания этого распределения недостаточно.
Выделять виды речи принято по трем основным признакам. В зависимости от этих оснований сформированы базовые классификации, представленные ниже.
По типу используемых средств общения
В зависимости от того, с помощью чего человек излагает мысли, речь делится на такие виды:
- Вербальная. Основное средство общения – слово (лат. Verbum).
- Невербальная речь. Применяется язык тела (мимика, жестикуляция) и экстралингвистические приемы (интонирование, использование пауз, изменение громкости).
- Устная. Подразумевает высказывание в звуковой форме и понимание произнесенного на слух. Требует непосредственного контакта или опосредования через техническое средства (телефон, аудиозапись…).
- Письменная. Общение с использованием системы символов, которые изображают на материальном носителе.
- Кинетическая. Передача мыслей с помощью системы знаков, которые связаны с различными конфигурациями пальцев. Это основной путь для общения людей, лишенных возможности слышать и говорить.
- Знаковая. Основана на применение других семиотических систем – более частных. Пример – смайлы, азбука Морзе, свод сигналов на флоте.
Очевидно, что в каждом конкретном говорении пересекаются разные виды речи, так как они не находятся в оппозиции друг к другу.
Самое стабильное «комбо» – устная + вербальная + невербальная речь, так как в разговоре мы используем слова, мимику, жестикуляцию.
Письменная речь тоже вербальна, а невербальная составляющая в ней часто сводится к нулю.
Познавательные психические процессы
4.1. Память. Мнемические процессы
Память
(англ. memory) – это
- «способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении» [, С. 79];
- совокупность психических процессов, посредством которых информация кодируется / регистрируется (прием, обработка, объединение полученной информации), хранится (создание постоянной записи закодированной информации) и извлекается / вспоминается (обратный вызов сохраненной информации в ответ на внешний или внутренний стимул).
Рис. 4.1.
Память и мнемические процессы
Все протекающие в памяти процессы называют мнемическими
(от греч. память).
Мнемическая деятельность
– деятельность по запоминанию и воспроизведению информации.
Основные функции памяти:
- отражательная
– память отражает объекты, которые ранее ощущались и воспринимались субъектом, посредством создания мнемических образов; - регулятивная
– память задействована во всех протекающих психических процессах и выступает основой деятельности и поведения.
Физиологическая основа
памяти – образование, сохранение и актуализация ассоциаций, т.е. временных связей и их систем, в головном мозге. Образование ассоциаций происходит при воздействии раздражителей на органы чувств и наличии внимания к ним. В рецепторных системах анализаторов возникают сенсорные следы информации, лишняя (повторяющаяся) информация отфильтровывается таламусом. Поступающая информация структурируется в сенсорной коре (начало этапа формирования кратковременной памяти). В ассоциативной коре определяется, какая часть поступившей информации будет переведена в долговременную память. Гиппокамп (часть лимбической системы головного мозга) участвует в механизмах консолидации памяти – перевода информации из кратковременной памяти в долговременную, избирательно усиливая запоминание объектов.
Основные мнемические процессы:
- Запоминание (кодирование)
– процесс запечатления сенсорных следов информации в системе ассоциаций; «преобразование информации в определенный код или репрезентацию, приемлемую для памяти» [, С. 293]. Запоминание избирательно. Процесс запоминания может протекать как мгновенное запечатление —
импринтинг
. - Хранение
– процесс удержания и переработки закодированной информации. - Воспроизведение
– процесс извлечения информации, хранящейся в памяти. Воспроизведение может осуществляться на уровне узнавания, на уровне воспроизведения и на уровне припоминания. - Забывание
– активный процесс, заключающийся в потере доступа к запомненной информации, в невозможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено.
Р. Аткинсон и Р. Шифрин [] предложили следующую модель памяти ( рис. 4.2).
Рис. 4.2.
Модель памяти Аткинсона-Шифрина
Данные, подлежащие сохранению, называются памятью
, а структурный элемент, в котором они хранятся –
хранилищем памяти
. Входящий стимул регистрируется в сенсорной памяти. Информация, удерживаемая в сенсорном регистре 1-3 секунды, сканируется, и отфильтрованная ее часть вводится в кратковременное хранилище. В долговременное хранилище информация поступает из кратковременного хранилища, а также непосредственно из сенсорной памяти. Информация, находящаяся в долговременном хранилище, является относительно постоянной, хотя доступ к ней может теряться из-за интерференции с входной информацией.
Характеристики памяти:
- Длительность
– время, в течение которого необходимая информация удерживается в памяти. - Объем
– количество элементов, одновременно удерживаемых в памяти (объем кратковременной памяти ограничен 7 ± 2 элементами; объем и длительность хранения в долговременной памяти практически неограниченны). - Точность воспроизведения
– степень соответствия между принятой информацией и воспроизведенной по памяти (в процентах). - Быстрота воспроизведения
– скорость извлечения из памяти необходимой информации. - Скорость запоминания
– быстрота запечатления информации в единицу времени, зависящая от количества повторений. - Скорость забывания
– быстрота исчезновения информации (элементов объема памяти) из памяти в единицу времени.
На рис. 4.3 показаны основные характеристики компонентов памяти, приведенные в работе Р. Л. Солсо [, С. 272].
Рис. 4.3.
Характеристики компонентов когнитивных систем хранения
Подходы к классификации видов памяти
1. По характеру психической активности различают следующие виды памяти:
- образная
– информация запоминается в виде сенсорно-перцептивных образов определенной модальности (зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных, вкусовых) и используется для удовлетворения биологических потребностей и потребностей, связанных с безопасностью / самосохранением организма. - эмоциональная
– память на пережитые аффекты, эмоции, чувства и настроения; - двигательная (моторная)
– память различных характеристик движения (амплитуды, быстроты, темпа, ритма, последовательности и др.); является в значительной мере автоматизированной; служит основой для формирования навыков ходьбы, письма, трудовых и др. навыков, также лежит в основе речи. - словесно-логическая
– память на числа, слова, понятия, правила, абстрактные идеи.
2. По продолжительности сохранения информации
выделяют мгновенную (синонимы – иконическая, сенсорная, следовая), кратковременную, долговременную и оперативную память.
Оперативная память
включает элементы кратковременной и долговременной памяти, актуализирующиеся для выполнения конкретной операции (действия, деятельности) в течение определенного промежутка времени (от нескольких десятков секунд до нескольких дней).
3. По степени волевого контроля
выделяют виды памяти:
- произвольная память
– волевая регуляция мнемической деятельности, направленная на достижение сознательной мнемической цели (задачи); - непроизвольная память
– отсутствует специальная мнемоническая задача (цель) и запоминание происходит автоматически и без волевого усилия.
4. По способу заучивания
выделяют два вида памяти:
- механическая память
– запоминание воспринимаемой информации без ее анализа и преобразования путем многократных повторений; - логическая память
– запоминание информации путем выявления и структурирования логических связей и отношений между отдельными элементами.
Логическая память во много раз продуктивнее механической.
5. По использованию вспомогательных средств
выделяют два вида памяти:
непосредственную (натуральную)
– память без использования вспомогательных средств, и
опосредованную
– с использованием различных средств и приемов.
6. По происхождению
выделяют виды памяти:
генетическую (биологическую
), обусловленную генотипом и передаваемую из поколения в поколение, и
приобретенную
, хранящую информацию, которую человек усваивает в процессе жизни.
7. По степени осознаваемости
различают
имплицитную
(бессознательную) и
эксплицитную
(осознаваемую) память.
Мнемотехники
– система приемов, позволяющих повысить эффективность запоминания информации: увеличить объем информации, запоминаемой после однократного предъявления, а также скорость, точность и быстроту запоминания.
Приемы улучшения процесса запоминания информации:
- управление произвольным и послепроизвольным вниманием;
- структурирование информации различными методами (ранжирование, сортировка, классификация и др.)
- рациональное повторение;
- использование семантических приемов;
- целенаправленное воображение.
Нарушения (аномалии) памяти:
- гипомнезия
– ослабление памяти; - парамнезия
– ложные узнавания незнакомых объектов («дежа вю»); - амнезия
– отсутствие или значительное снижение памяти; - гипермнезия
– резкое усиление мнемических процессов запоминания, хранения и воспроизведения.
Виды речи по признаку прерывности-непрерывности
- Диалогическая речь реализуется в ходе общения нескольких собеседников (двух и более). Она прерывна, так как подразумевает непосредственную реакцию, включение замечаний, оценки, дополнений.
- Монологическая же реализуется одним говорящим, она не имеет пауз для включения реплик собеседников.
Эти виды могут быть актуализированы как в устном, так и в письменном общении.
По типу социальных процессов
В определении был акцент на том, что внутреннее проговаривание является формой речи наряду с озвучиванием. Поэтому актуальна такая классификация:
- Внешняя. Направлена на общение между людьми.
- Внутренняя. Актуализируется в сознании человека либо бессознательно.
Речь и мышление непосредственно связаны. Процесс трансформации мыслей в слова и слов в мысли основан на феномене внутренней речи.
Описывать конкретное говорение нужно с учетом всех классификаций. К примеру, переписка двух друзей ВК – это внешняя, диалогическая, вербальная, невербальная знаковая (если использованы смайлы) речь.
Монолог и диалог. Примеры и суть понятий
Классификация речи по количеству участников была предпринята еще в древние времена. Деление на диалоги и монологи применялось в таких сферах, как логика, риторика, философия. Термин «полилог» возник в конце 20 века и обозначает разговор с участием числа лиц больше двух.
Такой форме, как диалог, свойственно попеременное высказывание обоих собеседников в непосредственной связи с конкретной ситуацией. Сами высказывания при этом называются репликами. По смысловой нагрузке диалог представляет собой обмен мнениями, зависящими от друг от друга.
Диалог целиком и любая из его частей может восприниматься как отдельный текстовый акт. Структура диалога включает в себя части, именуемые зачином, основой и концовкой. В качестве первого из них используются общепринятые формы речевого этикета, приветствие или вводная реплика в виде вопроса или суждения.
Функции речи
Выделяют 4 основные функции речи:
- Коммуникативная. Связана с общением между людьми, передачей информации. Имеет внутреннее деление, представленное ниже.
- Познавательная. Является основным механизмом накопления человеческих знаний и передачи их новым поколениям.
- Психодиагностическая. Наблюдая за процессом говорения, собеседник понимает состояние говорящего, может составить портрет его личности.
- Психотерапевтическая. Подразумевает возможность словесно поддержать другого человека.
Коммуникативная функция имеет 4 аспекта (что это?):
- Организационный. Разговор используется для согласования общих действий.
- Экспрессивный. Выражается асоциальное состояние, реакция, ставятся акценты.
- Побудительный. Подразумевает просьбу, приказ, убеждение.
- Маркировочный. Характеризация человеком всего, что его окружает, для ориентации в пространстве, для передачи опыта или своей оценки другим.
Этапы построения и воспроизведения
Существует несколько этапов построения речи:
- Формирование мысли высказывания.
- Построение внутренней речи. На этом этапе индивид думает, как ему довести до собеседника мысль.
- Выбор отдельных или связанных фраз, предположений, формирование убеждений.
- Подбор отдельных слов, морфем, составление полноценных предложений.
Последний этап — воспроизведение сформированного текста. Для этого используются разные звуковые сигналы. Речь дополняется мимикой, жестами, изменением темпа, тембра и тона голоса, выделением отдельных слов.
Методы изучения
Для изучения способности психологи, лингвисты используются разные методики:
- Наблюдение. Во внимание берется общее время, затрачиваемое на разговоры с окружающими и монологи, жестикуляция, мимика, изменения тона, темпа, выразительности. При наблюдении сохраняется естественность мышления, что является огромным преимуществом.
- Беседа. Эффективная методика изучения способности. С ее помощью можно узнать отношение собеседника назначенной задаче, оценить мыслительные возможности, узнать языковые навыки. При проведении беседы могут задаваться прямые или косвенные вопросы.
- Эксперимент. Исследователи создают условия для испытуемого, изменяют их, чтобы получить информацию. Дополнительно могут считываться данные о работе мозга с помощью специализированного оборудования.
- Анкетирование. Применяется для исследования мышления. Анкеты составляются заранее, вопросы подбираются на одну или несколько интересующих тематик. Развернутый результат дают открытые анкеты, которые заставляют испытуемого активизировать мышление.
- Тестирование. Позволяет измерить уровень интеллектуального развития, узнать особенности мышления.
Исследователи анализируют полученные данные, делают выводы.