Основные расстройства речевой функции и свойства речи


Понятие языка

Язык открывает мысли других людей своеобразным образом, делая их доступными для множества и тонко нюансированных влияний. Включенная в процесс реальных практических отношений, совместная деятельность людей, речь через послание включает в себя человеческое сознание. Благодаря речи, сознание одного человека становится самоочевидным для другого.

Главной функцией сознания является восприятие существования, его отражение. Язык и речь выполняют эту функцию определенным образом: Они отражают существование, указывая на него. Речь, как и сам язык, в первую очередь является знаковым отражением существования. Но речь и язык — это и то, и другое. Они обозначают два разных аспекта одного целого.

Говорение — это деятельность по общению — самовыражению, влиянию, обмену — через язык; речь — это язык в действии. Язык, будь то вместе с речью или отдельно от нее, представляет собой единство данной деятельности — коммуникации — и заданного содержания, означающего и, обозначающего, отражающего существование. Точнее, язык для другого — это форма существования сознания, которая служит средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мысли.

Говорение — это функционирование языка в контексте индивидуального сознания. Соответственно, психология речи отличается от лингвистики, изучающей язык; при этом определяется конкретный объект психологии речи, в отличие от психологии мышления, чувства и т.д., которая выражается в виде языка. Обобщенные значения, зафиксированные в языке, отражающие социальный опыт, приобретаются в контексте индивидуального сознания, в сочетании с мотивами и целями, которые определяют речь как акт индивидуальной деятельности, индивидуальный смысл или значение, отражающие личное отношение говорящего, — не только его знания, но и его опыт в неразрывном единстве и взаимопроникновении, в котором они даются в сознании индивида. Так же, как индивидуальное сознание отличается от общественного сознания, психология от идеологии, так и речь отличается от языка. В то же время они взаимосвязаны: Подобно тому, как индивидуальное сознание опосредуется общественным сознанием, человеческая психология — идеологией, так и язык, а значит, и лингвистическая мысль индивида, обусловлены языком: Только через формы социальной мысли, осажденной на языке, человек может сформулировать свою собственную мысль на своем языке.

Язык, слова — это специфическое единство чувственного и семантического содержания. Каждое слово имеет смысловое содержание, смысловое содержание которого является его значением. Слово означает объект, который оно представляет в обобщенном виде. Смысл слова — обобщенное отражение его объекта.

Но смысл не является пассивным отражением самого объекта, как вещи самой по себе, вне практических действенных отношений между людьми. Значение слова, которое является обобщенным отражением объекта, вовлеченного в реальные, эффективные социальные взаимодействия между людьми, определяется функцией этого объекта в системе человеческой деятельности. Так как она формируется в общественной деятельности, она вовлечена в процесс коммуникации между людьми. Слово — это познавательное отношение человеческого сознания к объекту, опосредованное социальными отношениями между людьми.

Язык — это особая, более совершенная форма общения, уникальная для человека. В этом процессе участвуют две стороны — спикер и слушатель. Говорящий выбирает слова, необходимые для выражения своих мыслей, комбинирует их по правилам грамматики и говорит через органы речи. Слушатель — воспринимает. У обоих должны быть одинаковые правила и средства передачи мыслей.

Методики исследования

Речь в психологии – это форма проявления мысли, а также процесс, затрагивающий и интегрирующий любую психическую деятельность. Наиболее распространенным методом её исследований являются ассоциативные тесты. Они определяют связи между смыслом и значением слов, подвергая оценке время и содержание реакции. Первое служит показателем быстроты первичной нервной деятельности, а второе критерием интенсивности процессов ассоциации и эмоционального состояния испытуемого.

Эти эксперименты позволяют оценить особенности ассоциаций и динамику мыслительно-речевой функции, они включают следующие методы:

  • Парное исследование позволяет выявить из двух субъектов превалирующего по скорости и главенству ассоциаций. Для этого обоим испытуемым одновременно задают стимул, на который они отвечают вне очереди любыми пришедшими в голову словами.
  • Свободное исследование, которое впервые было проведено швейцарским психиатром Карлом Густавом Юнгом, схоже с парной методикой. В процессе него испытуемый должен с как можно большей скоростью отвечать на стимул любым пришедшим в голову словом. Это позволяет оценить его динамику чувств, мотивацию и установки.
  • Исследование навыка письменной коммуникации. Грамотность, ясность изложения, понятность почерка и прочие критерии эксперимента выявляют нюансы психического и умственного развития.
  • Цепное исследование измеряет количество появляющихся ассоциаций в определённый период времени без учёта их латентного образования. Для этого испытуемый говорит любые слова, не принимая во внимание их окружение. Критериями оценки служат отдельные и среднестатистические размеры семантических гнёзд, их количество и протяжённость ассоциативного ряда. Нормой являются 3-4 гнезда в минуту с 5-6 словами в каждом.
  • Методика незаконченных предложений авторства Сиднея Леви и Джозефа Сакса определяет отношение человека к себе, окружающему миру, особенности его поведения, а также характер его рабочих, партнёрских и семейных связей.
  • Направленное исследование подразумевает ответ на стимул ассоциацией в соответствии с заданными условиями. Для этого процессу дают конкретное смысловое направление, подбираемое слово обычно представляет собой синоним или относящееся к содержанию инструкции определение. Этот эксперимент показывает уровень развития речи, нормой является отсутствие исключений в удовлетворяющих условиям реакциях.
  • Исследование семантического дифференциала позволяет оценить эмоциональное состояние человека по его голосу. Его автором является психоакустик США Л. Соломон. В ходе эксперимента индивид прослушивает одни и те же высказывания с нейтральным смыслом, произнесённые с разными эмоциями. Испытуемый должен указать наличие в них определённых качеств по шкале от -3 до +3. Среди них общее восприятие голоса, возбуждение, тревожность и гнев.

Речь является объектом широкого спектра назначений, помимо передачи информации позволяющим осуществлять диагностику, лечение, воздействие, обучение и прочие требующие взаимодействия процессы. Первооткрывателем взаимосвязи афазий с участками и полушариями мозга ещё до исследований в психологии является опередивший Поля Брока Марк Дакс, однако работы этого французского учёного не привлекли внимания общественности.

Несмотря на мнение о том, что речь является отличием человека от животных, некоторых из них тоже можно обучить вербальным способам коммуникации. Отдельные виды даже способны осмысленно общаться, а не имитировать человека. Основными средствами такой коммуникации являются жестикуляция и знаки, так как произнесению слов часто мешают особенности физиологии животных.

Автор: Cash Diver

Виды языков

В зависимости от разнообразия своих функций язык является полиморфной деятельностью, то есть проявляет себя в различных функциональных целях в различных формах и типах. В психологии выделяются две основные формы языка:

Внешняя речь — это система звуковых сигналов, письменных знаков и символов, используемых человеком для передачи информации, процесса материализации мысли. Внешняя речь может быть охарактеризована:

  1. Жаргон;
  2. Интонация.

Жаргон — стилистическая особенность речи узкой социальной или профессиональной группы людей. Интонация — это совокупность речевых элементов, которые фонетически организуют речь и являются средством выражения различных значений, их эмоциональной окраски.

Внешняя речь используется для общения, поэтому ее основным свойством является доступность для восприятия других людей. В зависимости от того, используются ли для этой цели звуки или письменные символы, различают устный и письменный язык. Устный и письменный языки имеют свои психологические особенности. Когда человек говорит, он воспринимает слушателя, его реакцию на его слова. Письменный язык адресован отсутствующему читателю, который не видит и не слышит писателя, который прочтет написанное только через некоторое время. Часто писатель вообще не знает своего читателя, не поддерживает с ним связь. Отсутствие прямого контакта между писателем и читателем приводит к определённым трудностям в построении письма. Писатель лишен возможности использовать выразительные средства для лучшего выражения своих мыслей, как это происходит в устной речи. Таким образом, письменная речь обычно менее выразительна, чем устная. Кроме того, письменная речь должна быть особенно объемной, связной, понятной и полной, то есть обработанной.

Но у письменной речи есть еще одно преимущество: в отличие от устной речи, она позволяет долго и аккуратно работать над устным выражением мыслей, в то время как в устной речи задержки недопустимы, нет времени на шлифовку и окончательную доработку предложений. Например, если мы посмотрим на черновики рукописей Льва Николаевича Толстого или Александра Сергеевича Пушкина, то заметим их необычайно кропотливую и требовательную работу по вербальному выражению мыслей. Письменный язык приходит позже в историю общества, а также в жизнь человека, чем устный язык и формируется на его основе. Важность письменного языка чрезвычайно высока. В нем закреплен весь исторический опыт человеческого общества. Благодаря письменности достижения культуры, науки и искусства передаются из поколения в поколение.

Таким образом, внешний адрес включает в себя следующие типы:

  • Орально:
  • диалогический;
  • Монологический;
  • написанное.

Типы внешней речи.

Устная речь — это общение между людьми путем произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятие через слух — с другой.

В зависимости от различных условий общения, устная речь принимает форму диалогической или монологической речи.

Диалог — это вид речи, состоящий из чередования знаковой информации двух и более субъектов. Диалоговая речь — это разговор, в котором участвуют как минимум два собеседника. Диалогическая речь, психологически самая простая и естественная форма общения, происходит в прямом общении между двумя или более собеседниками и состоит в основном из обмена репликами. Реплика — это ответ, возражение, комментарий к словам собеседника — характеризуется лаконичностью, наличием вопросительных и раздражающих предложений, синтаксически не расширяющихся конструкций. Характерной чертой диалога является эмоциональный контакт говорящих, их взаимовлияние через мимику, жесты, интонацию и тембр голоса. В повседневном диалоге партнеры не заботятся о форме и стиле высказывания и открыты. Участники общественного диалога учитывают присутствие аудитории и строят свою речь литературно. В повседневном и обычном разговоре диалогическая речь не планируется. Это подтверждается речью. Направление такого разговора и его результаты во многом определяются тем, что говорят его участники, их замечания, комментарии, согласие или несогласие. Но иногда беседа организована целенаправленно, чтобы выяснить конкретный вопрос, тогда она носит целенаправленный характер.

Диалогическая речь обычно предъявляет меньше требований к построению целостной и развитой речи, чем монологическая или письменная; специальной подготовки здесь не требуется. Это объясняется тем, что собеседники находятся в одной и той же ситуации, воспринимают одни и те же факты и явления, а значит, относительно легко понимают друг друга, иногда с полуслова. Они не нуждаются в словесном выражении. Важным условием для собеседника в диалоговом выступлении является умение до конца выслушать высказывания партнера, понять и ответить на его возражения, а не на собственные мысли.

Монолог — это разновидность речи, имеющей сюжет и представляющей собой сложное синтаксическое целое, которое структурно вовсе не связано с речью собеседника. Монологическая речь — это речь одного человека, представляющего свои мысли в течение относительно длительного периода времени, или последовательное последовательное последовательное представление системы знаний одним человеком.

Монологическая речь характеризуется:

  • Последовательность и доказательства, обеспечивающие согласованность мышления;
  • грамматически правильная фраза;
  • Выразительность голосовых средств.

Монологическая речь является более сложной с точки зрения содержания и усвоения языка, чем диалог, и всегда предполагает достаточно высокий уровень развития языка говорящего. Существуют три основных типа монологической речи: повествовательная, описательная и аргументационная, которые, в свою очередь, подразделяются на подтипы со своими лингвистическими, композиционными и интонационно-выразительными особенностями. При речевых расстройствах монологическая речь нарушается в большей степени, чем диалогическая.

Монолог — это расширенное высказывание человека, которое завершается в семантических отношениях. Психолого-педагогическая особенность монологовой речи состоит в том, что угадываются реакции слушателей, жесты и мимика играют меньшую роль, чем в диалоге. Монолог — это, как правило, публичная речь, адресованная большому количеству людей. Орфографический монолог — диалогический.

Спикер, кажется, общается с аудиторией, т.е. происходит латентный диалог. Но открытый диалог также возможен, например, путем ответов на вопросы аудитории.

Монологическая речь предполагает, что один человек говорит, другие просто слушают и не участвуют в разговоре. Монологическая речь занимает большое место в практике общения между людьми и проявляется в разнообразной устной и письменной речи. Монологические формы речи включают лекции, доклады, выступления на собраниях. Общей и характерной особенностью всех форм монологической речи является ярко выраженная ориентация на слушателя. Цель этой ориентации — добиться необходимого влияния на слушателей, дать им знания, убедить их в чем-то. Соответственно, монологовая речь носит расширенный характер, требует согласованного изложения идей и поэтому требует предварительной подготовки и планирования.

Как правило, монологическая речь протекает с определенным напряжением. Это требует от выступающего умения логически и последовательно излагать свои мысли, выражать их четко и отчётливо, а также умения устанавливать контакт с аудиторией. Для этого оратор должен следить не только за содержанием своей речи и ее внешней структурой, но и за реакцией аудитории.

Потеря информации в монологовом сообщении может составлять до 50%, в некоторых случаях даже до 80% от первоначального объема информации.

Письменный язык — это графически оформленный язык, организованный на основе алфавитных рисунков. Она ориентирована на широкий круг читателей, не является ситуационной и требует от них продвинутых навыков анализа звука и букв, умения логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное, совершенствовать форму выражения.

Письменная и устная речь обычно выполняют различные функции. Устная речь обычно функционирует как разговорная речь в разговорной ситуации, в то время как письменная речь функционирует как более обезличенная деловая речь, которая не направлена непосредственно на присутствующего человека. Письменная речь обычно имеет целью передать более абстрактное содержание, в то время как устная речь обычно возникает из непосредственного опыта. Таким образом, существует ряд различий в построении письменной и устной речи, а также в используемых средствах в каждом конкретном случае.

В устной, разговорной речи наличие общей ситуации, объединяющей собеседников, создает общность совокупности сразу же очевидных предположений. Если оратор воспроизводит их в речи, то речь будет казаться чрезмерно длинной, утомительной и педантичной: многое проистекает непосредственно из ситуации и может быть опущено в устной речи. Существует определенная общность между двумя собеседниками, у которых общая ситуация и, в некоторой степени, общий опыт. Иногда между двумя людьми, которые очень близки, достаточно небольшого намёка, чтобы вы поняли. Таким образом, то, что мы говорим, можно понять не только, а иногда и не столько из содержания самой речи, сколько из положения людей, которые разговаривают друг с другом. Так что в разговорной речи люди во многом расходятся во мнениях. Говорящий язык — это ситуационная речь. Более того, в разговорной речи, которая касается содержания речи, мы имеем целый ряд выразительных средств, с помощью которых мы передаем то, что не полностью сформулировано в содержании речи.

В письменной речи, адресованной отсутствующему или полностью обезличенному, неизвестному читателю, нельзя ожидать, что содержание речи будет дополнено общими переживаниями от прямого контакта, возникшего в результате ситуации, в которой оказался писатель. Письмо, таким образом, требует иной структуры, чем устная речь — расширенной языковой структуры, иного раскрытия содержания мысли. В письменной форме необходимо раскрыть и обдумать все существенные контексты мышления. Письменность требует более систематического и последовательного изложения. Все написанное должно пониматься исключительно из его собственного семантического содержания, из его контекста; письменный язык является контекстуальным языком.

Письменность — это устное общение в письменных текстах. Он может быть задержан или прямым. Письменный язык отличается от устного не только использованием письменности, но и грамматически и стилистически — типичными синтаксическими конструкциями и специфическими функциональными стилями. Она имеет очень сложную композиционно-структурную организацию, которая нуждается в особом освоении, и это порождает особую задачу преподавания письменности в школе. Поскольку письменный текст можно пережить одновременно или, по крайней мере, большими «кусочками», то восприятие письменного языка сильно отличается от восприятия разговорного.

Функции звукового общения

Любой ребенок, постепенно развиваясь, начинает осваивать сначала жесты и движения, а затем переходит к восприятию и применению звуков, которые в дальнейшем становятся связанной речью с учетом всех правил и традиций, принятых в данной этнической группе.

Общение посредством звуков имеет свои функции, которые выделились постепенно и не отражают функции речи:

  1. Вложение в произносимое эмоциональной окраски, что позволяет влиять на восприятие оппонента и в некоторых случаях повышает возможность получения выгоды от контакта.
  2. Имитация звуков — благодаря звукоимитации некоторые предметы, существа и явления получили свои названия, поскольку это явление призвано отображать издаваемый ими звук.
  3. Выражение мыслей ассоциативно. Некоторые предметы получили свои названия за счет подобия другим предметам. Так, например, лист дерева называется так благодаря издаваемому звуку, от него свое название перенял бумажный лист — звуки сворачивания были аналогичными шелесту деревьев. А вот лист проката внешне ассоциируется с бумагой и назван так же. Таким образом ряд ассоциаций и дал трем совершенно разным предметам одинаковое название.

Внутренняя речь

Внутренняя речь — это речь без звукового оформления и происходит с использованием лингвистических значений, но вне коммуникативной функции; внутреннее высказывание. Внутренняя речь — это речь, которая не выполняет функцию коммуникации, а лишь служит процессу мышления конкретного человека. Она отличается по своей структуре свертываемостью, отсутствием вторичных членов предложения. Внутренний язык можно охарактеризовать как предиктивный.

Предиктивность — особенность внутренней речи, которая выражается в отсутствии слов, представляющих субъекта, и наличии только слов, относящихся к предикату.

Внутренняя речь отличается от внешней не только тем, что не сопровождается громкими звуками, но и тем, что это «речь минус звук». Внутренняя речь также отличается от внешней по своей функции. В некоторых отношениях она отличается от внешней речи своей структурой; ибо, как правило, она подвержена своего рода изменениям по мере того, как движется в разных средах. Не предназначенная для другого, внутренняя речь допускает «короткие пути»; она часто эллиптическая, опуская то, что кажется очевидным ее пользователю. Иногда она является предиктивной: она описывает то, что утверждается, но опускает как само собой разумеющееся, как знание того, что сказано; она часто строится как контур или даже оглавление, очерчивая как объект мысли, то, что сказано, и опускаясь как знание того, что должно быть сказано.

Выступая в качестве внутренней речи, язык отказывается от основной функции, которая его создавала: он перестает непосредственно служить средством коммуникации, чтобы стать, прежде всего, формой внутренней мыследеятельности. Однако внутренняя речь, как и всякая речь, далеко не служит цели коммуникации, она носит социальный характер. Во-первых, она социальна по своему генетическому происхождению: «внутренняя» речь — это, несомненно, форма, производная от «внешней» речи. Она имеет измененную структуру по мере того, как развивается в различных условиях; но даже эта измененная структура несет в себе отчетливые следы своего социального происхождения. Внутренняя речь и вербальная дискурсивная мысль, принимающая форму внутренней речи, отражают структуру языка, сложившуюся в процессе общения.

Внутренняя речь также является социальной по содержанию. Утверждение, что внутренняя речь — это речь к себе, не совсем верно. Внутренняя речь обычно адресуется собеседнику. Иногда это конкретный, индивидуальный собеседник. Я нахожу себя», — прочитал в письме, — «продолжая бесконечные часы внутренней беседы с тобой; и внутренняя речь может быть внутренней беседой». Может случиться, особенно в напряженном состоянии чувств, что человек разговаривает внутри с другим человеком и рассказывает ему в этом воображаемом разговоре все то, что он не мог сказать ему в реальном разговоре по той или иной причине. Но даже в тех случаях, когда внутренняя речь не принимает характер воображаемого разговора с конкретным собеседником, тогда она посвящена размышлению, аргументации, рассуждению, а затем обращается к некой аудитории. Мысль каждого человека, выраженная словом, имеет свою собственную аудиторию, в атмосфере которой проходит его рассуждение; его внутреннее рассуждение обычно предназначено и настроено на эту аудиторию; внутренняя речь, как правило, обращена внутренне к другим мужчинам, если не к реальной, то, по крайней мере, к возможной аудитории.

Внутренняя речь — это внутренний, тихий процесс речи. Он незаметен для других и поэтому не может быть средством коммуникации. Внутренняя речь — словесная оболочка мысли. Внутренняя речь очень своеобразна. Он очень краткий, сжатый, почти никогда в виде полных, расширенных предложений. Часто целые предложения сокращаются до одного слова. Это объясняется тем, что субъект его собственной мысли вполне понятен, а значит, ему не нужно расширять словесную формулировку. К помощи расширенной внутренней речи обычно прибегают в тех случаях, когда возникают трудности в процессе мышления. Иногда трудности, возникающие при попытке объяснить другому человеку понятную для себя идею, объясняются сложностью перехода от сокращенной внутренней речи, которая понятна самому себе, к развитой внешней речи, которая понятна другим.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]