В чем разница между формальным и неформальным лидером в группе?


Понятие лидерства

Лидерство , это система функционирования социальной группы, при которой в группе существует конкретный лидер.

Этот человек организовывает остальных, принимает ключевые решения, выступает в качестве авторитета, способен вести за собой.

Он возлагает на себя ответственность за принятие важных для всех членов группы решений. При этом остальные участники признают его авторитет и прислушиваются к его мнению.

Понятие лидерства активно используется в психологии, менеджменте, социологии, политологии и других дисциплинах. По этой причине существует множество подходов к изучению данного явления.

Также специалисты разработали несколько различных классификаций типов данного явления.

Сценарии проявления неформального лидерства

Идеалист — что это за человек

Психологи в процессе изучения лидерства в производственных коллективах выделили несколько сценариев проявления этого феномена:

  • Ситуативный. При условии благоприятного стечения обстоятельств и личной заинтересованности в той или иной ситуации каждый человек может однажды проявить лидерские качества.
  • Карьерный. Данный сценарий выбирают те, кто стремится занять руководящий пост в организации. В этом случае лидер может выбирать как честные, так и нечестные способы достижения своих целей. Он может пойти на действия исподтишка, обман.
  • Командный. Данный сценарий предполагает наличие в коллективе нескольких неформальных лидеров. На основе сходства личностных характеристик они объединяются и разрабатывают краткий конспект решения производственных задач. В большинстве случаев командный сценарий лидерства положительно сказывается на работе всего предприятия в целом.

Признаки

О наличии в группе системы лидерства свидетельствует признание большинством ее членов авторитета какого-либо человека.

Эта личность принимает решения, организует деятельность, несет ответственность. Основные характерные признаки лидера:

  1. Дальновидность. Он умеет прогнозировать развитие событий и убеждать других в правильности выбранной стратегии.
  2. Вдумчивость. Он всегда подходит к решению любых проблем спокойно и рассудительно, без суеты и поспешных выводов.
  3. Умение разбираться в людях. Он понимает сущность человека, свойственные индивиду слабые и сильные стороны. Это помогает объективно оценивать способности каждого и максимально грамотно использовать эти способности в общем деле.
  4. Активность. Подобная позиция очень сложна в эмоциональном плане, поскольку ответственность всегда является источником стресса. Руководитель должен быть вынослив физически и психологически, только в этом случае возложенная на него ноша будет посильной.
  5. Решительность. Неудачи не становятся поводом для отказа от своих идей, а воспринимаются как полезные уроки на пути достижения поставленных задач.
    Столкновение с трудностями не смущает, а лишь стимулирует искать пути их преодоления.
  6. Последовательность. Люди комфортно чувствуют себя только в том случае, когда окружающая их действительность предсказуема и стабильна. Именно умение выстраивать соответствие между выбранными стратегиями, используемыми приемами и достижением ожидаемых результатов является залогом доверия членов группы. Непоследовательность и изменчивость вожака всегда становятся причиной разрушения любых сообществ.
  7. Справедливость. Коллектив или социальная группа будет доверять тому, кто одинаково относится ко всем окружающим его людям без исключения. Наличие любимчиков и приближенных всегда приводит к ухудшению психологического климата в любой группе.
  8. Холодный ум. Часто приходится принимать решения мгновенно для спасения общей идеи, но они могут ущемлять права отдельных людей. Нередко нужно жертвовать меньшим, чтобы не потерять большее. Лишняя эмоциональность и мягкость не идут на пользу лидеру, который всегда должен руководствоваться рациональными соображениями.

О причинах конфликтов в организации и способах их предупреждения читайте здесь.

Основные черты характера лидера

К основным чертам характера лидера относят:

  • контроль над поведением и эмоциями;
  • позитивное видение;
  • устойчивость к стрессам;
  • готовность к переменам;
  • уверенность в успехе;
  • четкость в выражении мыслей;
  • готовность к преодолению трудностей;
  • умение грамотно распоряжаться временем;
  • способность к убеждению;
  • умение вести конструктивный диалог.

Лидер – сильная личность, способная не только решать задачи и преодолевать трудности, но и предвидеть их в будущем.

Функции

Основные функции, которые лидер выполняет в социальной группе:

  • прогнозировать развитие событий и принимать меры для выработки стратегии действий,
  • брать на себя ответственность,
  • ставить задачи перед членами группы,
  • распределять обязанности в соответствии со способностями каждого участника,
  • оказывать моральную и практическую поддержку при решении проблем,
  • мотивировать на достижение высоких результатов,
  • стремится к достижению общих, а не личных интересов,
  • в случае неудачи нести ответственность за допущенные ошибки.

Личные качества политического лидера

В сильно упрощенной форме под лидерством понимается механизм взаимодействия между лидером и его подчиненными. Политическое лидерство можно рассматривать как способность человека заставить других что-то делать. Для этого он должен обладать рядом таких качеств:

Способность выявлять и формулировать жизненные интересы и цели общества, предлагать программу, формы, методы и средства их реализации, мобилизовывать и объединять людей вокруг обозначенных интересов и целей;

  • способность обладать достаточной степенью интеллекта, организаторскими навыками, интуицией, политической волей к власти и влиянию, чтобы достичь вершины власти и оставаться на ней, способность быстро адаптироваться к новой ситуации и принимать решения, соответствующие данной ситуации
  • способность воплощать основополагающие национальные ценности для данного исторического периода
  • способность находить и принимать лучшие политические решения, соответствующие реалиям общества.
  • Способность брать на себя ответственность за решения, имеющие важнейшее значение для страны, а также за их результаты, как положительные, так и отрицательные.
  • Способность убеждать, вызывать энтузиазм, заставлять нацию преодолевать пессимизм и всевозможные комплексы неполноценности, получать людей позади него, вызывать оптимизм и веру в лучшее будущее. Определение, честность, осознание его требования обществом являются неотъемлемыми качествами лидера. Его нравственный характер привлекает внимание и играет важную роль в его успехе или неудаче. Талант привлекать людей, быть правым, завоевывать их сочувствие, ораторское искусство и чувство юмора также необходимы.

Незаменимыми качествами современных политических лидеров в информационном обществе также являются неподдельность фото и телевидения, хорошая внешность, способность внушать доверие и др. Другими словами, лидер должен обладать харизмой в глазах других.

Харизма (от греч. харизма — божественный дар, благодать) означает, что человек исключительно одарен. Легитимность такого лидера поддерживается верой (часто слепой) его последователей в его непогрешимость. Здесь важно не то, что он сказал что-то правильное, а то, что это он это сказал. Харизма состоит из реальных способностей лидера и качеств, которые его последователи дают ему.

Лидер и его окружение должны соответствовать требованиям времени. Он является промоутером идеи, способной захватить дух общества или значительную часть населения, наживаться на самых неблагоприятных позициях, превращать противников в союзников, не бояться рисковать, преодолевать непредвиденные осложнения, маневрировать, быть готовым к временным неудачам.

Его авторитет, политические и личные качества строго оцениваются людьми и во многом определяют успех политической деятельности. Именно успех формирует основу, на которой формируется вера в легитимность лидера в глазах управляемых.

В жизни, особенно в политике, нередки случаи, когда бескомпромиссное следование принципу без учета возможных последствий приводит к непредвиденным и непоправимым последствиям. Для опытного политика должны быть исключения из каждого правила и принципа. Таким образом, во все времена правители и даже политические мыслители отстаивали допустимость лжи во имя укрепления существующей системы и рассматривали ложь навсегда как допустимое средство политики. Примеры, доказывающие правильность этого рассуждения, можно найти во множестве случаев как в истории всех народов и государств, так и в отношениях между государствами в современном мире.

Формальный и неформальный

Все специалисты склоняются к делению лидеров на два типа: формальный и неформальный.

Формальный (номинальный) , занимающий определенный социальный статус или должность человек, в соответствии с которыми он наделяется определенными властными полномочиями.

Это руководители различного уровня: начальники отделов, заведующие, директора и т.д. Такие люди несут персональную ответственность за ошибки, допущенные их коллективом. Их задачей является организация работы, достижение поставленных целей.

Неформальный (реальный) , человек, которого уважают и ценят все члены группы не из-за его статуса или положения, а из-за присущих ему моральных качеств. Такая личность обладает умом, харизмой, обаянием.

Это всегда сильный и позитивный человек, который внушает окружающим уверенность и спокойствие. Он способен оказать влияние на членов группы и направить их деятельность.

В чем разница?

Формальный лидер всегда действует в рамках тех полномочий, которыми его наделили. Если его профессиональные качества соответствуют занимаемой должности и дополняются высокими моральными характеристиками, то такой руководитель может иметь действительную власть над коллективом.

Если же уровень его профессионализма не вызывает доверия подчиненных или личные качества мешают установлению положительного психологического климата в коллективе, то функция вожака остается лишь номинальной.

Члены группы будут подчиняться такому человек только в рамках исполняемых ими обязанностей, но ни о каком признании авторитета здесь речи идти не будет.

Неформальный лидер обладает способностью оказывать влияние на остальных членов группы благодаря своим деловым и личностным качествам.

В трудовом коллективе реальными представителями власти, как правило, являются опытные специалисты с высоким уровнем знаний своих обязанностей.

Кроме профессионализма эти люди демонстрируют уверенность в себе, надежность, ответственность. Также они всегда обаятельны, общительны, справедливы. Такой неформальный авторитет обладает гораздо большей властью, чем реальный руководитель.

Это объясняется тем, что в организации с полноправным действующим руководителем, пользующимся уважением подчиненных, неформальный лидер в принципе не может появиться.

Формальное и неформальное лидерство , что это значит и в чем разница:

Список использованной литературы

1.Ушаков К.М. Развитие организации: в поисках адекватных теорий. — М.: Сентябрь, 2004. — 192 с.

2.Фролов С.С.Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994 — 256 с

3.Фролов С. С. Социология организаций: Учебник. М.: Гардарики, 2001. 304 с.

4.Антон Милехин Стоит ли увольнять «мешающего» неформального лидера? https://hh.ru/contents/publication.do?publicationRubrikId=52&publicationId=704

5.Платонов Ю.П. Структура и условия лидерства www.elitarium.ru

Похожие работы

Авторитет, лидерство и власть в управлении.
Проблемы лидерства и авторитета руководителя в коллективе внешнеторговой организации
Авторитет, лидерство и власть в управлении.
Анализ авторитета, лидерства и власти в менеджменте с целью повышения эффективности деятельности системы управления в организации
Авторитет, лидерство и власть в управлении организации 2
ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ СПЛОЧЕННОСТЬЮ И ДОВЕРИЕМ В МАЛЫХ ГРУППАХ И НЕФОРМАЛЬНЫХ ПОДГРУППАХ
Социально-психологические характеристики у лидеров и руководителей
Лидеры и типы лидеров. Имидж руководителя
Слияние дочери и матери и его последствия для брака и семейных отношений дочери

Особенности номинального лидера

Подобной личности свойственны следующие особенности:

  1. Появляется и исчезает в зависимости от обстоятельств. Это происходит во время различных преобразований, кризисов и т.д. Например, смена формального руководства может привести как к появлению роли реального лидера, так и к отмене необходимости в ней. Также может происходить и смена самих вожаков в зависимости от сложившихся обстоятельств.
  2. Может эффективно взаимодействовать с другими лидерами. Нередко в социальной группе есть несколько людей, который занимают ключевые позиции. При этом их сферы влияния никак не пересекаются, а совместные усилия направляются на достижение общей цели.
    Именно такое эффективное взаимодействие часто дает по-настоящему значимые результаты.
  3. Предан общему делу. Координирует действия членов группы для достижения поставленных задач. Заинтересован в целостности коллектива и в эффективности его деятельности. Свое влияние и авторитет применяет не с целью достижения личных интересов, а исключительно с целью решения общих задач.
  4. Внутренне любит манипулировать людьми. Какие бы благие намерения не руководили действиями неформального вожака, он выбирает свою позицию не случайно. Это всегда человек, которому нравится иметь власть над другими людьми и оказывать влияние на ход событий. По этой причине нередко реальные лидеры в глубине души мечтают стать формальными руководителями, поскольку это наделит их официальными полномочиями.

Кто такой лидер и что такое лидерство

Лидер от англ. leader — ведёт.

Представьте, автобус (жизнь) несётся по дороге (времени), а водителя нет. И если никто не сидит за рулём, автобус всё равно несётся, только непонятно куда. Так вот лидер — это человек, который сел за руль. Он взял ответственность на себя, он выбирает путь, и конечный маршрут.

Нужно понимать, что, если вы не сядете за руль автобуса, он всё равно несётся вперёд, ведь время жизни идёт. И вы всё равно отвечаете за то, куда приедете. Только вы приедете совсем не туда куда хотите.

Даже если вы пассажир, вы всё равно отвечаете за то, куда приедете, так как вы в любой момент, можете пересесть в другой автобус, идущий по другому маршруту, с которым вам по пути. Или купить свой автомобиль, и ехать по своему личному маршруту, или купить свой автобус, и брать попутчиков (единомышленников).

Роль реального лидера

Реальный лидер может выполнять несколько разных ролей:

  1. «,Дирижер»,. Выполняет задачу, поставленную перед ним руководством, не стремящимся к излишнему демократизму. Выстраивает отношения в коллективе в соответствии с заданным ему начальством курсом. Для него важно осознавать собственную значимость благодаря испытываемой руководством потребности в его помощи.
    Отличается исполнительностью и дружелюбием, благодаря чему медленно, но верно движется по карьерной лестнице.
  2. «,Рубаха-парень»,. Общительный и обаятельный человек, который легко втирается в доверие к отдельным представителям коллектива. При помощи позитивного настроя, которым заражает других людей, настраивает коллег на выполнение изначально нудных и рутинных задач с энтузиазмом. Испытывает удовольствие от ощущения, что находится с руководителями на одном уровне.
  3. «,Серый кардинал»,. Скрытный и немного занудный человек, который предпочитает действовать тихо и эффективно. Он с удовольствием находится формально на вторых ролях, прекрасно осознавая реальную важность своего положения. Подобная тайная власть доставляет ему удовольствие. Обращает внимание на мелочи и нюансы, благодаря чему всегда находит подход к любому человеку. Прекрасный манипулятор и первоклассный стратег.
  4. «,Бунтарь»,. Выбирает свою позицию негласного лидера только из-за желания влиять на массы с целью организации бунта. Цель его деятельности заключается в постановке условий, борьбе за права ущемленных и других агрессивных действиях, никак напрямую не связанных с реальными целями группы. Он борется ради самой борьбы, а конечная цель вторична.

Амплуа неформального лидера

Начальство, как правило, всегда дистанцируется от подчиненных: кабинет директора располагается вдали от производственного цеха, общение с подчиненными директор осуществляет только по необходимости. Поэтому директор не имеет возможности регулировать и контролировать процессы становления межличностных отношений внутри коллектива работников.

Важно! Неформальный лидер коллектива может выступать в разных психологических ролях. Основными амплуа лидеров являются бунтарь, серый кардинал, рубаха-парень, дирижер.

Бунтарь

Лидер в таком амплуа умеет сказать нужную фразу в нужный момент. Это борец за справедливость. Он склонен в споре доказывать свою правоту начальству. Порой он провоцирует бунт, отстаивая чьи-то интересы. В коллективе к нему привязываются, так как он готов вступиться за любого сотрудника.

Внимание! Если случается, что лидер увольняется из-за конфликта с руководством, вслед за ним могут уволиться те, для кого он был привлекательным.

Серый кардинал

Такой человек прекрасно разбирается в психологии: все его действия – это тонкий расчет. Часто серый кардинал выбирает выжидательную тактику: наблюдает за коллегами и начальством, анализирует, выбирает тех, кто легче поддается давлению. Он может навести смуту в коллективе, оставаясь при этом в тени. Свои задачи он реализует силами других людей.


Серый кардинал

Рубаха-парень

Сущность этого сценария лидерства – генерирование множества идей. Такого человека любят в коллективе за общительность, обаятельность, чувство юмора, оптимизм. Его предложения и идеи воспринимаются сослуживцами с энтузиазмом.

Важно! Отличительной особенностью этого лидерского амплуа является способность человека общаться на равных как с коллегами, так и с руководством.

Дирижер

Лидер-дирижер – это правая рука директора. Директор передает через дирижера информацию для служащих, в то же время узнает от лидера о том, какова была реакция коллектива на эту информацию.

Внимание! Лидер-дирижер – хороший организатор. Однако он слабо разбирается в менеджменте, поэтому предпочитает быть помощником официального руководства.

Советы начинающему лидеру

  1. Определить цель (куда едет автобус);
  2. Определить, какие качества нужны для осуществления этой цели. Каким вы должны стать. Определить свою роль, в достижении цели. (Выучиться на водителя, или стать руководителем и нанять профессионального водителя).
  3. Определить, что мешает достижению цели. Убрать препятствия;
  4. Для начала научись подчинять себя своей цели, для этого определи своё идеальное будущее (куда ехать), сделай план его достижения (маршрут автобуса).
  5. Разбей план на подпланы и мелкие задачи и привяжи его к временной шкале. На выходе должен получиться график действий на пути к идеальному будущему.
  6. Отслеживай препятствия на своём пути, и ищи причины этих проблем в себе. Потому что ты не сможешь повлиять на внешние обстоятельства, ты сможешь влиять на свои качества.

Как стать лидером – пример из жизни

Помните растиражированный случай с Дмитрием Медведевым, когда ему какой-то учитель пожаловался на низкую зарплату. Дмитрий Анатольевич ответил: «Учитель – это не профессия, учитель – это призвание. А если вам нужны деньги, идите в бизнес!» Вот показательное отличие лидера от обывателя.

Лидер сам строит свою жизнь, а не ждёт подачек от государства. Ему даже мысль не приходит в голову, что кто-то заработает ему денег, он истинно убеждён, что он сам выстроит свою жизнь как хочет.

А этот учитель полное ничтожество, если терпит безденежье. А какой пример он показывает детям, попрошайничать? Не быть независимым? Не брать ответственность за свою жизнь в свои руки? Ниже я дам пример, как учитель профессионал легко может делать деньги.

Лидер – это ни от кого не зависящий, ничего не просящий, сам всё решающий и не зависящий от оценки окружающих, человек. Но есть важный момент, лидер должен опираться на других людей.

Как сделать, чтобы люди его поддерживали? Лидер должен быть полезен и для себя, и для других, чтобы исключить так называемый «эффект краба».

Справка, что такое «эффект краба»:

Если положить одного краба в ведро с водой, он без труда вылезет оттуда. Если положить несколько крабов, то, как только один начнёт выползать, остальные будут цепляться за него и скинут обратно, то есть погибнут все.

Как бы я поступил, на месте того учителя, который жаловался Дмитрию Анатольевичу? Ведь при одном упоминании, что я хочу заняться бизнесом, коллеги бы набросились на меня. Говорили бы:

  • Зачем это тебе? Ведь там нет стабильности, здесь зарплата маленькая, но стабильная;
  • Бизнес – это опасно;
  • А что если не получиться, на что жить?

То есть проявляли бы тот самый «эффект краба».

Я бы начал с того, что максимально прокачал свои преподавательские навыки, то есть приёмы и методы обучения, которые бы давали близкий к 100% результат. После того как методы были выявлены и отработаны, я бы занялся параллельно с основной работой, репетиторством. Допустим, подготовкой школьников к ЕГЭ.

Так как мои методы и приёмы были уже отточены, процент поступления в топовые Московские вузы моих учеников был бы близок к 100%, а сарафанное радио мгновенно бы разнесло эту новость среди родителей будущих выпускников.

А теперь подумайте, сколько готовы были заплатить родители выпускников, если бы они были уверены, что их ребёнок, после моего обучения со 100% гарантией поступит в любой Московский вуз? Я думаю мои доходы, выросли бы в разы, тем более можно обучать школьников и из других регионов не выходя из дома, по скайпу.

Таким способом я бы соединил своё призвание с бизнесом, и исключил «эффект краба», так как получил бы поддержку в лице родительского комитета школы, ведь они крайне заинтересованы в жизненном успехе своих детей, а я им могу помочь в этом, причём гарантированно.

Техника, как соединить своё призвание с ростом доходов, в этой статье: «Практическая польза понимания смысла жизни и своего предназначения».

Таким образом, лидерство – это способность достичь своей цели, и при этом помочь другим, а не жаловаться на жизнь.

Как развивать лидерские качества

Проявиться лидерству в человеке, как правило, мешает он сам. Вернее, его внутренние барьеры. Барьеры могут быть психологические, например, внутренние глубинные убеждения. В случае с учителем у него 100% есть убеждение, что денег, работая учителем не заработать, и он даже не осознаёт того, что он сам себя ограничивает.

Если у вас есть подобные проблемы, прочитайте статью: «Развитие личности руководителя – пример решения проблем с деньгами», там есть примеры, как работают подобные барьеры, и как их можно убрать.

Или барьер может быть в виде психологических комплексов, например, излишняя стеснительность, человек не может выступать на публике, а без этого навыка лидером не стать.

Или человек испытывает иррациональные страхи, то есть в принятии решений его останавливает внутренний монолог в его голове, а вдруг что-нибудь пойдёт не так, вдруг чего-нибудь случиться. Боящийся принимать решение человек также не может стать лидером.

В большинстве случаев, чтобы преодолеть какой-то барьер, предлагается сломать себя, переломить себя через колено. Например, всё равно выходить на сцену и выступать на публике, пусть даже человека трясёт от страха.

Но почему не поступить умнее, почему никто не хочет выбрать другую стратегию развития: например, убрать барьер. Психотехнология как раз и навсегда избавиться от этих психокомплексов есть в этой книге.

Ошибка — заставлять себя что-то делать, продолжительное время насиловать себя не получиться, барьеры нужно убирать, а не тратить энергию на их преодоление. В идеале ещё должна быть глубинная, сущностная мотивация. Для лидерства должно быть понимание своей миссии в жизни, понимание её смысла. Примеры для обнаружения смысла и цели жизни есть в этой статье.

Критично важно обнаружить именно свои цели и смыслы, которые эмоционально отзываются в вашем теле, вызывают прилив сил, и эмоциональный подъём. Не путайте это с тем что навязывает нам «матрица», успешный успех, деньги, дорогие шмотки, а при Советском Союзе это было строительство коммунизма.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]