Понятие лидерства
Лидерство , это система функционирования социальной группы, при которой в группе существует конкретный лидер.
Этот человек организовывает остальных, принимает ключевые решения, выступает в качестве авторитета, способен вести за собой.
Он возлагает на себя ответственность за принятие важных для всех членов группы решений. При этом остальные участники признают его авторитет и прислушиваются к его мнению.
Понятие лидерства активно используется в психологии, менеджменте, социологии, политологии и других дисциплинах. По этой причине существует множество подходов к изучению данного явления.
Также специалисты разработали несколько различных классификаций типов данного явления.
Сценарии проявления неформального лидерства
Идеалист — что это за человек
Психологи в процессе изучения лидерства в производственных коллективах выделили несколько сценариев проявления этого феномена:
- Ситуативный. При условии благоприятного стечения обстоятельств и личной заинтересованности в той или иной ситуации каждый человек может однажды проявить лидерские качества.
- Карьерный. Данный сценарий выбирают те, кто стремится занять руководящий пост в организации. В этом случае лидер может выбирать как честные, так и нечестные способы достижения своих целей. Он может пойти на действия исподтишка, обман.
- Командный. Данный сценарий предполагает наличие в коллективе нескольких неформальных лидеров. На основе сходства личностных характеристик они объединяются и разрабатывают краткий конспект решения производственных задач. В большинстве случаев командный сценарий лидерства положительно сказывается на работе всего предприятия в целом.
Признаки
О наличии в группе системы лидерства свидетельствует признание большинством ее членов авторитета какого-либо человека.
Эта личность принимает решения, организует деятельность, несет ответственность. Основные характерные признаки лидера:
- Дальновидность. Он умеет прогнозировать развитие событий и убеждать других в правильности выбранной стратегии.
- Вдумчивость. Он всегда подходит к решению любых проблем спокойно и рассудительно, без суеты и поспешных выводов.
- Умение разбираться в людях. Он понимает сущность человека, свойственные индивиду слабые и сильные стороны. Это помогает объективно оценивать способности каждого и максимально грамотно использовать эти способности в общем деле.
- Активность. Подобная позиция очень сложна в эмоциональном плане, поскольку ответственность всегда является источником стресса. Руководитель должен быть вынослив физически и психологически, только в этом случае возложенная на него ноша будет посильной.
- Решительность. Неудачи не становятся поводом для отказа от своих идей, а воспринимаются как полезные уроки на пути достижения поставленных задач.
Столкновение с трудностями не смущает, а лишь стимулирует искать пути их преодоления. - Последовательность. Люди комфортно чувствуют себя только в том случае, когда окружающая их действительность предсказуема и стабильна. Именно умение выстраивать соответствие между выбранными стратегиями, используемыми приемами и достижением ожидаемых результатов является залогом доверия членов группы. Непоследовательность и изменчивость вожака всегда становятся причиной разрушения любых сообществ.
- Справедливость. Коллектив или социальная группа будет доверять тому, кто одинаково относится ко всем окружающим его людям без исключения. Наличие любимчиков и приближенных всегда приводит к ухудшению психологического климата в любой группе.
- Холодный ум. Часто приходится принимать решения мгновенно для спасения общей идеи, но они могут ущемлять права отдельных людей. Нередко нужно жертвовать меньшим, чтобы не потерять большее. Лишняя эмоциональность и мягкость не идут на пользу лидеру, который всегда должен руководствоваться рациональными соображениями.
О причинах конфликтов в организации и способах их предупреждения читайте здесь.
Основные черты характера лидера
К основным чертам характера лидера относят:
- контроль над поведением и эмоциями;
- позитивное видение;
- устойчивость к стрессам;
- готовность к переменам;
- уверенность в успехе;
- четкость в выражении мыслей;
- готовность к преодолению трудностей;
- умение грамотно распоряжаться временем;
- способность к убеждению;
- умение вести конструктивный диалог.
Лидер – сильная личность, способная не только решать задачи и преодолевать трудности, но и предвидеть их в будущем.
Функции
Основные функции, которые лидер выполняет в социальной группе:
- прогнозировать развитие событий и принимать меры для выработки стратегии действий,
- брать на себя ответственность,
- ставить задачи перед членами группы,
- распределять обязанности в соответствии со способностями каждого участника,
- оказывать моральную и практическую поддержку при решении проблем,
- мотивировать на достижение высоких результатов,
- стремится к достижению общих, а не личных интересов,
- в случае неудачи нести ответственность за допущенные ошибки.
Личные качества политического лидера
В сильно упрощенной форме под лидерством понимается механизм взаимодействия между лидером и его подчиненными. Политическое лидерство можно рассматривать как способность человека заставить других что-то делать. Для этого он должен обладать рядом таких качеств:
Способность выявлять и формулировать жизненные интересы и цели общества, предлагать программу, формы, методы и средства их реализации, мобилизовывать и объединять людей вокруг обозначенных интересов и целей;
- способность обладать достаточной степенью интеллекта, организаторскими навыками, интуицией, политической волей к власти и влиянию, чтобы достичь вершины власти и оставаться на ней, способность быстро адаптироваться к новой ситуации и принимать решения, соответствующие данной ситуации
- способность воплощать основополагающие национальные ценности для данного исторического периода
- способность находить и принимать лучшие политические решения, соответствующие реалиям общества.
- Способность брать на себя ответственность за решения, имеющие важнейшее значение для страны, а также за их результаты, как положительные, так и отрицательные.
- Способность убеждать, вызывать энтузиазм, заставлять нацию преодолевать пессимизм и всевозможные комплексы неполноценности, получать людей позади него, вызывать оптимизм и веру в лучшее будущее. Определение, честность, осознание его требования обществом являются неотъемлемыми качествами лидера. Его нравственный характер привлекает внимание и играет важную роль в его успехе или неудаче. Талант привлекать людей, быть правым, завоевывать их сочувствие, ораторское искусство и чувство юмора также необходимы.
Незаменимыми качествами современных политических лидеров в информационном обществе также являются неподдельность фото и телевидения, хорошая внешность, способность внушать доверие и др. Другими словами, лидер должен обладать харизмой в глазах других.
Харизма (от греч. харизма — божественный дар, благодать) означает, что человек исключительно одарен. Легитимность такого лидера поддерживается верой (часто слепой) его последователей в его непогрешимость. Здесь важно не то, что он сказал что-то правильное, а то, что это он это сказал. Харизма состоит из реальных способностей лидера и качеств, которые его последователи дают ему.
Лидер и его окружение должны соответствовать требованиям времени. Он является промоутером идеи, способной захватить дух общества или значительную часть населения, наживаться на самых неблагоприятных позициях, превращать противников в союзников, не бояться рисковать, преодолевать непредвиденные осложнения, маневрировать, быть готовым к временным неудачам.
Его авторитет, политические и личные качества строго оцениваются людьми и во многом определяют успех политической деятельности. Именно успех формирует основу, на которой формируется вера в легитимность лидера в глазах управляемых.
В жизни, особенно в политике, нередки случаи, когда бескомпромиссное следование принципу без учета возможных последствий приводит к непредвиденным и непоправимым последствиям. Для опытного политика должны быть исключения из каждого правила и принципа. Таким образом, во все времена правители и даже политические мыслители отстаивали допустимость лжи во имя укрепления существующей системы и рассматривали ложь навсегда как допустимое средство политики. Примеры, доказывающие правильность этого рассуждения, можно найти во множестве случаев как в истории всех народов и государств, так и в отношениях между государствами в современном мире.
Формальный и неформальный
Все специалисты склоняются к делению лидеров на два типа: формальный и неформальный.
Формальный (номинальный) , занимающий определенный социальный статус или должность человек, в соответствии с которыми он наделяется определенными властными полномочиями.
Это руководители различного уровня: начальники отделов, заведующие, директора и т.д. Такие люди несут персональную ответственность за ошибки, допущенные их коллективом. Их задачей является организация работы, достижение поставленных целей.
Неформальный (реальный) , человек, которого уважают и ценят все члены группы не из-за его статуса или положения, а из-за присущих ему моральных качеств. Такая личность обладает умом, харизмой, обаянием.
Это всегда сильный и позитивный человек, который внушает окружающим уверенность и спокойствие. Он способен оказать влияние на членов группы и направить их деятельность.
В чем разница?
Формальный лидер всегда действует в рамках тех полномочий, которыми его наделили. Если его профессиональные качества соответствуют занимаемой должности и дополняются высокими моральными характеристиками, то такой руководитель может иметь действительную власть над коллективом.
Если же уровень его профессионализма не вызывает доверия подчиненных или личные качества мешают установлению положительного психологического климата в коллективе, то функция вожака остается лишь номинальной.
Члены группы будут подчиняться такому человек только в рамках исполняемых ими обязанностей, но ни о каком признании авторитета здесь речи идти не будет.
Неформальный лидер обладает способностью оказывать влияние на остальных членов группы благодаря своим деловым и личностным качествам.
В трудовом коллективе реальными представителями власти, как правило, являются опытные специалисты с высоким уровнем знаний своих обязанностей.
Кроме профессионализма эти люди демонстрируют уверенность в себе, надежность, ответственность. Также они всегда обаятельны, общительны, справедливы. Такой неформальный авторитет обладает гораздо большей властью, чем реальный руководитель.
Это объясняется тем, что в организации с полноправным действующим руководителем, пользующимся уважением подчиненных, неформальный лидер в принципе не может появиться.
Формальное и неформальное лидерство , что это значит и в чем разница:
Список использованной литературы
1.Ушаков К.М. Развитие организации: в поисках адекватных теорий. — М.: Сентябрь, 2004. — 192 с.
2.Фролов С.С.Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994 — 256 с
3.Фролов С. С. Социология организаций: Учебник. М.: Гардарики, 2001. 304 с.
4.Антон Милехин Стоит ли увольнять «мешающего» неформального лидера? https://hh.ru/contents/publication.do?publicationRubrikId=52&publicationId=704
5.Платонов Ю.П. Структура и условия лидерства www.elitarium.ru
Похожие работы
Авторитет, лидерство и власть в управлении.
Проблемы лидерства и авторитета руководителя в коллективе внешнеторговой организации
Авторитет, лидерство и власть в управлении.
Анализ авторитета, лидерства и власти в менеджменте с целью повышения эффективности деятельности системы управления в организации
Авторитет, лидерство и власть в управлении организации 2
ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ СПЛОЧЕННОСТЬЮ И ДОВЕРИЕМ В МАЛЫХ ГРУППАХ И НЕФОРМАЛЬНЫХ ПОДГРУППАХ
Социально-психологические характеристики у лидеров и руководителей
Лидеры и типы лидеров. Имидж руководителя
Слияние дочери и матери и его последствия для брака и семейных отношений дочери
Особенности номинального лидера
Подобной личности свойственны следующие особенности:
- Появляется и исчезает в зависимости от обстоятельств. Это происходит во время различных преобразований, кризисов и т.д. Например, смена формального руководства может привести как к появлению роли реального лидера, так и к отмене необходимости в ней. Также может происходить и смена самих вожаков в зависимости от сложившихся обстоятельств.
- Может эффективно взаимодействовать с другими лидерами. Нередко в социальной группе есть несколько людей, который занимают ключевые позиции. При этом их сферы влияния никак не пересекаются, а совместные усилия направляются на достижение общей цели.
Именно такое эффективное взаимодействие часто дает по-настоящему значимые результаты. - Предан общему делу. Координирует действия членов группы для достижения поставленных задач. Заинтересован в целостности коллектива и в эффективности его деятельности. Свое влияние и авторитет применяет не с целью достижения личных интересов, а исключительно с целью решения общих задач.
- Внутренне любит манипулировать людьми. Какие бы благие намерения не руководили действиями неформального вожака, он выбирает свою позицию не случайно. Это всегда человек, которому нравится иметь власть над другими людьми и оказывать влияние на ход событий. По этой причине нередко реальные лидеры в глубине души мечтают стать формальными руководителями, поскольку это наделит их официальными полномочиями.
Кто такой лидер и что такое лидерство
Лидер от англ. leader — ведёт.
Представьте, автобус (жизнь) несётся по дороге (времени), а водителя нет. И если никто не сидит за рулём, автобус всё равно несётся, только непонятно куда. Так вот лидер — это человек, который сел за руль. Он взял ответственность на себя, он выбирает путь, и конечный маршрут.
Нужно понимать, что, если вы не сядете за руль автобуса, он всё равно несётся вперёд, ведь время жизни идёт. И вы всё равно отвечаете за то, куда приедете. Только вы приедете совсем не туда куда хотите.
Даже если вы пассажир, вы всё равно отвечаете за то, куда приедете, так как вы в любой момент, можете пересесть в другой автобус, идущий по другому маршруту, с которым вам по пути. Или купить свой автомобиль, и ехать по своему личному маршруту, или купить свой автобус, и брать попутчиков (единомышленников).
Роль реального лидера
Реальный лидер может выполнять несколько разных ролей:
- «,Дирижер»,. Выполняет задачу, поставленную перед ним руководством, не стремящимся к излишнему демократизму. Выстраивает отношения в коллективе в соответствии с заданным ему начальством курсом. Для него важно осознавать собственную значимость благодаря испытываемой руководством потребности в его помощи.
Отличается исполнительностью и дружелюбием, благодаря чему медленно, но верно движется по карьерной лестнице. - «,Рубаха-парень»,. Общительный и обаятельный человек, который легко втирается в доверие к отдельным представителям коллектива. При помощи позитивного настроя, которым заражает других людей, настраивает коллег на выполнение изначально нудных и рутинных задач с энтузиазмом. Испытывает удовольствие от ощущения, что находится с руководителями на одном уровне.
- «,Серый кардинал»,. Скрытный и немного занудный человек, который предпочитает действовать тихо и эффективно. Он с удовольствием находится формально на вторых ролях, прекрасно осознавая реальную важность своего положения. Подобная тайная власть доставляет ему удовольствие. Обращает внимание на мелочи и нюансы, благодаря чему всегда находит подход к любому человеку. Прекрасный манипулятор и первоклассный стратег.
- «,Бунтарь»,. Выбирает свою позицию негласного лидера только из-за желания влиять на массы с целью организации бунта. Цель его деятельности заключается в постановке условий, борьбе за права ущемленных и других агрессивных действиях, никак напрямую не связанных с реальными целями группы. Он борется ради самой борьбы, а конечная цель вторична.
Амплуа неформального лидера
Начальство, как правило, всегда дистанцируется от подчиненных: кабинет директора располагается вдали от производственного цеха, общение с подчиненными директор осуществляет только по необходимости. Поэтому директор не имеет возможности регулировать и контролировать процессы становления межличностных отношений внутри коллектива работников.
Важно! Неформальный лидер коллектива может выступать в разных психологических ролях. Основными амплуа лидеров являются бунтарь, серый кардинал, рубаха-парень, дирижер.
Бунтарь
Лидер в таком амплуа умеет сказать нужную фразу в нужный момент. Это борец за справедливость. Он склонен в споре доказывать свою правоту начальству. Порой он провоцирует бунт, отстаивая чьи-то интересы. В коллективе к нему привязываются, так как он готов вступиться за любого сотрудника.
Внимание! Если случается, что лидер увольняется из-за конфликта с руководством, вслед за ним могут уволиться те, для кого он был привлекательным.
Серый кардинал
Такой человек прекрасно разбирается в психологии: все его действия – это тонкий расчет. Часто серый кардинал выбирает выжидательную тактику: наблюдает за коллегами и начальством, анализирует, выбирает тех, кто легче поддается давлению. Он может навести смуту в коллективе, оставаясь при этом в тени. Свои задачи он реализует силами других людей.
Серый кардинал
Рубаха-парень
Сущность этого сценария лидерства – генерирование множества идей. Такого человека любят в коллективе за общительность, обаятельность, чувство юмора, оптимизм. Его предложения и идеи воспринимаются сослуживцами с энтузиазмом.
Важно! Отличительной особенностью этого лидерского амплуа является способность человека общаться на равных как с коллегами, так и с руководством.
Дирижер
Лидер-дирижер – это правая рука директора. Директор передает через дирижера информацию для служащих, в то же время узнает от лидера о том, какова была реакция коллектива на эту информацию.
Внимание! Лидер-дирижер – хороший организатор. Однако он слабо разбирается в менеджменте, поэтому предпочитает быть помощником официального руководства.
Советы начинающему лидеру
- Определить цель (куда едет автобус);
- Определить, какие качества нужны для осуществления этой цели. Каким вы должны стать. Определить свою роль, в достижении цели. (Выучиться на водителя, или стать руководителем и нанять профессионального водителя).
- Определить, что мешает достижению цели. Убрать препятствия;
- Для начала научись подчинять себя своей цели, для этого определи своё идеальное будущее (куда ехать), сделай план его достижения (маршрут автобуса).
- Разбей план на подпланы и мелкие задачи и привяжи его к временной шкале. На выходе должен получиться график действий на пути к идеальному будущему.
- Отслеживай препятствия на своём пути, и ищи причины этих проблем в себе. Потому что ты не сможешь повлиять на внешние обстоятельства, ты сможешь влиять на свои качества.
Как стать лидером – пример из жизни
Помните растиражированный случай с Дмитрием Медведевым, когда ему какой-то учитель пожаловался на низкую зарплату. Дмитрий Анатольевич ответил: «Учитель – это не профессия, учитель – это призвание. А если вам нужны деньги, идите в бизнес!» Вот показательное отличие лидера от обывателя.
Лидер сам строит свою жизнь, а не ждёт подачек от государства. Ему даже мысль не приходит в голову, что кто-то заработает ему денег, он истинно убеждён, что он сам выстроит свою жизнь как хочет.
А этот учитель полное ничтожество, если терпит безденежье. А какой пример он показывает детям, попрошайничать? Не быть независимым? Не брать ответственность за свою жизнь в свои руки? Ниже я дам пример, как учитель профессионал легко может делать деньги.
Лидер – это ни от кого не зависящий, ничего не просящий, сам всё решающий и не зависящий от оценки окружающих, человек. Но есть важный момент, лидер должен опираться на других людей.
Как сделать, чтобы люди его поддерживали? Лидер должен быть полезен и для себя, и для других, чтобы исключить так называемый «эффект краба».
Справка, что такое «эффект краба»:
Если положить одного краба в ведро с водой, он без труда вылезет оттуда. Если положить несколько крабов, то, как только один начнёт выползать, остальные будут цепляться за него и скинут обратно, то есть погибнут все.
Как бы я поступил, на месте того учителя, который жаловался Дмитрию Анатольевичу? Ведь при одном упоминании, что я хочу заняться бизнесом, коллеги бы набросились на меня. Говорили бы:
- Зачем это тебе? Ведь там нет стабильности, здесь зарплата маленькая, но стабильная;
- Бизнес – это опасно;
- А что если не получиться, на что жить?
То есть проявляли бы тот самый «эффект краба».
Я бы начал с того, что максимально прокачал свои преподавательские навыки, то есть приёмы и методы обучения, которые бы давали близкий к 100% результат. После того как методы были выявлены и отработаны, я бы занялся параллельно с основной работой, репетиторством. Допустим, подготовкой школьников к ЕГЭ.
Так как мои методы и приёмы были уже отточены, процент поступления в топовые Московские вузы моих учеников был бы близок к 100%, а сарафанное радио мгновенно бы разнесло эту новость среди родителей будущих выпускников.
А теперь подумайте, сколько готовы были заплатить родители выпускников, если бы они были уверены, что их ребёнок, после моего обучения со 100% гарантией поступит в любой Московский вуз? Я думаю мои доходы, выросли бы в разы, тем более можно обучать школьников и из других регионов не выходя из дома, по скайпу.
Таким способом я бы соединил своё призвание с бизнесом, и исключил «эффект краба», так как получил бы поддержку в лице родительского комитета школы, ведь они крайне заинтересованы в жизненном успехе своих детей, а я им могу помочь в этом, причём гарантированно.
Техника, как соединить своё призвание с ростом доходов, в этой статье: «Практическая польза понимания смысла жизни и своего предназначения».
Таким образом, лидерство – это способность достичь своей цели, и при этом помочь другим, а не жаловаться на жизнь.
Как развивать лидерские качества
Проявиться лидерству в человеке, как правило, мешает он сам. Вернее, его внутренние барьеры. Барьеры могут быть психологические, например, внутренние глубинные убеждения. В случае с учителем у него 100% есть убеждение, что денег, работая учителем не заработать, и он даже не осознаёт того, что он сам себя ограничивает.
Если у вас есть подобные проблемы, прочитайте статью: «Развитие личности руководителя – пример решения проблем с деньгами», там есть примеры, как работают подобные барьеры, и как их можно убрать.
Или барьер может быть в виде психологических комплексов, например, излишняя стеснительность, человек не может выступать на публике, а без этого навыка лидером не стать.
Или человек испытывает иррациональные страхи, то есть в принятии решений его останавливает внутренний монолог в его голове, а вдруг что-нибудь пойдёт не так, вдруг чего-нибудь случиться. Боящийся принимать решение человек также не может стать лидером.
В большинстве случаев, чтобы преодолеть какой-то барьер, предлагается сломать себя, переломить себя через колено. Например, всё равно выходить на сцену и выступать на публике, пусть даже человека трясёт от страха.
Но почему не поступить умнее, почему никто не хочет выбрать другую стратегию развития: например, убрать барьер. Психотехнология как раз и навсегда избавиться от этих психокомплексов есть в этой книге.
Ошибка — заставлять себя что-то делать, продолжительное время насиловать себя не получиться, барьеры нужно убирать, а не тратить энергию на их преодоление. В идеале ещё должна быть глубинная, сущностная мотивация. Для лидерства должно быть понимание своей миссии в жизни, понимание её смысла. Примеры для обнаружения смысла и цели жизни есть в этой статье.
Критично важно обнаружить именно свои цели и смыслы, которые эмоционально отзываются в вашем теле, вызывают прилив сил, и эмоциональный подъём. Не путайте это с тем что навязывает нам «матрица», успешный успех, деньги, дорогие шмотки, а при Советском Союзе это было строительство коммунизма.