Современные новости кишат сообщениями о подростковых суицидах, религиозных самоубийствах, актах самосожжения, террористах-смертниках. Это стало повсеместным явлением и актуальной проблемой для человечества. Ещё в XVIII веке подобные действия шокировали и были чем-то из ряда вон выходящим. Но, начиная с XIX века, случаи фиксировались всё чаще и стали расти в устрашающей прогрессии.
Огромное количество людей покончили с собой в середине XX вв., пережив две страшных мировых войны. И именно в эти годы зародилось новое направление в психотерапии, основная цель которого — вернуть человечеству смысл жизни. Это логотерапия Виктора Франкла, которая спасла тысячи жизней и продолжает это делать до сих пор.
Что это такое
Логотерапия — это направление экзистенциальной психотерапии, основанное на поиске смысла своего существования, который должен стать мощной жизненной мотивацией. Была оформлена как самостоятельное учение в середине XX вв. австрийским психиатром Виктором Франклом. Суть в том, чтобы направить внутренний взгляд на внешний мир, отвлечься от собственных страданий и осознать свою необходимость прежде всего для других людей, а не для самого себя. Отсюда и название: «логос» в переводе с греческого — «смысл».
Согласно данной концепции, все проблемы начинаются в тот момент, когда человек заостряет внимание на собственных переживаниях. Акцентируясь на них, он раздувает любую мелочь до вселенских масштабов и делает самого себя несчастным, занимаясь самокопанием. Выход — абстрагироваться от них, посмотреть на себя со стороны и увидеть, что всё далеко не так плохо, а рядом есть люди, которым в несколько раз хуже и которые нуждаются в помощи и поддержке.
Такой подход в решении личностных проблем помогает отчаявшимся, которые потеряли смысл жизни и склонны к суициду. Считается, что из всех направлений в психиатрии логотерапия — одна из самых эффективных практик, позволяющих предотвратить самоубийства. А также она действенна в лечении фобий и обсессивно-компульсивного расстройства.
Логотерапия в психологии — это помощь людям, которым собственное существование кажется тоскливым, бесцельным прозябанием. Апатия, депрессия, синдром хронической усталости, безучастность — лишь те немногие проблемы, которые она способна решить.
Самотрансценденция
Поиск смысла жизни не безнадежен. Его можно найти, но для этого придется «выйти за пределы собственного Я» [2]. Чем чаще человек выходит из своих проблем, пытается объективно посмотреть на них и на окружающую действительность, тем больше шансов найти тот самый смысл. Этот феномен называется «самотрансценденция», он является основным условием качественной жизни.
Необходимо уходить от пассивной позиции жертвы обстоятельств, разрешить себе совершать поступки, жить активно. Созидательная деятельность – в основе этой активности. Чем больше полезных действий, которые направлены на позитивное изменение окружающей действительности, человек совершает, тем быстрее он придет к осознанности. В один прекрасный момент ответ на вопрос о собственном предназначении окажется очевидным.
Смысл в помощи. В желании сделать жестокий мир немного лучше, пусть и в рамках собственного окружения. Смысл в творчестве, в создании прекрасного, в продолжении рода и самосовершенствовании. Смысл жизни у каждого свой, он неповторим и порой может быть непонятным окружающим.
История создания
Основатель логотерапии, Виктор Франкл (1905-1997) — удивительной судьбы человек. Австрийский психиатр, невролог, психолог. Трудно сосчитать, скольких людей на своём веку он спас от суицида и сколько продолжают избавляться от этих мыслей сейчас, благодаря его учению.
Изначально он увлекался идеями Зигмунда Фрейда, но вскоре не только отошёл от них, но и противопоставлял психоанализ своему направлению. До войны в течение 10 лет реализовывал собственную программу по поддержке студентов. За это время не был отмечен ни один случай суицида среди тех, с кем он работал, хотя раньше это была не редкость.
Всё изменилось с приходом к власти нацистов. Виктору запретили заниматься лечебной практикой из-за его еврейского происхождения. В 1942 году его вместе с женой и родителями депортировали в концентрационный лагерь Терезиенштад. Именно там логотерапия Франкла и оформилась в самостоятельное направление.
Виктор заметил, что все узники лагеря делились на две группы. Одни были подавлены, глубоко несчастны, постоянно страдали и нередко сводили счёт с жизнью, то бросаясь на колючую проволоку заграждений, то отказываясь есть. Другие, несмотря на точно такие же условия, старались терпеливо выносить все тяготы, молча ели, так же молча работали и никогда не жаловались.
Франкл стал тайно работать с заключёнными, проводить беседы. Он вывел, что у первой группы узников не было смысла существования, тогда как вторые старались выжить ради какой-то цели. Одни это делали потому, что их ждали родные на воле. Вторые — так как хотели закончить недописанный роман. Третьим этого не позволяла религия. У каждого была своя мотивация.
На основе сделанных наблюдений и выводов Виктор Франкл начал спасать тех, кто больше не мог выносить тяготы концентрационного лагеря. Он беседовал с ними, убеждал, помогал находить смысл жизни.
В 1944 его перевели в лагерь Дахау, где ему не давали заниматься практикой и общаться с другими заключёнными. В этом же году он потерял всех своих близких — жену и мать убили, отец скончался от болезни.
В 1945 его освободили. Буквально сразу из-под его пера выходит книга «Сказать жизни «ДА»» о пребывании в концентрационном лагере, получившая известность во всём мире.
Около 25 лет Франкл возглавлял Венскую неврологическую клинику, потом преподавал в Венском Университете и читал лекции в Гарварде. Повторно женился. Его дочь стала известным детским психологом. Объездил с семинарами множество стран, в том числе был в России. Его книги переведены более чем на 20 языков. Ему были благодарны тысячи пациентов, которых он спас от депрессии и суицидальных мыслей.
Могут ли страдания привести к счастью
Франкл утверждал, что даже очевидная боль может послужить во благо. В своих трудах он ссылался на рассказы клиентов.
История, которую он особенно любил рассказывать, начиналась с совершенно непримечательного визита. Пожилой мужчина жаловался, что даже спустя два года после смерти жены он не смог смириться с потерей. Франкл не стал останавливаться на очевидных истинах, вроде тех, что нужно найти в себе силы жить дальше.
Фото автора Anastasia Shuraeva: Pexels
Он дождался, когда мужчина закончит изливать душу и задал только один вопрос: «Как бы себя чувствовала Ваша жена, если бы Вы умерли вместо нее?» Мужчина ответил, что, безусловно, она бы была безутешна и сильно страдала. Тогда Франкл сказал: «В таком случае, Вы избавили её от этого страдания, потому что Вы живы. Теперь Вы должны заплатить за это собственной болью». Мужчина поблагодарил его, пожал ему руку и ушёл.
Франкл не избавил его от страданий, чувства другого человека не в его власти. Но он помог ему увидеть смысл его боли, чтобы легче её переносить. Это можно сравнить с тяжёлыми родами. Где цель страданий — рождение прекрасного любимого ребёнка.
Философию Франкла можно резюмировать так: жизнь даёт смысл, и он не всегда равен обретению счастья. У человека есть все ресурсы, чтобы постичь его самостоятельно.
Концепции
За концептуальные основы своего направления Франкл взял идеи экзистенциализма, а именно:
- учения Сократа, Аристотеля и Эпикура, которые помогали людям постичь себя через осознание сущности окружающего мира;
- философия Кьеркегора, Ницше, Хайдеггера, Сартра, Камю: жизнь — череда конфликтов и страданий, которые ведут к переосмыслению ценностей и развитию личности;
- феноменология Гуссерля: страдания очищают человека;
- непосредственно экзистенциализм Ясперса и Бинсвангера: цель — осмысление и изменение жизни, с полным принятием ответственности за выбор ценностей;
- дазайн-анализ Медарда Босса: жизнь — настоящий момент без оглядки на прошлое.
Данные идеи в совокупности с огромным опытом, полученным в лагере, послужили основой логотерапии. В отечественной психологии идеи этого направления представлены скудно, несмотря на то что Франкл бывал с лекциями и семинарами в России.
Виктор Франкл
Смысловая сфера развития личности частично раскрыта в трудах Выготского, Рубинштейна, Леонтьева, Петренко, Артемьевой. Исследования в плане смыслообразований проводили Знаков, Асмолов, Агафонов, Чудновский, Карпова. На сегодняшний день направление активно развивается. В частности, в Санкт-Петербурге работает Центр Виктора Франкла, сотрудники которого осуществляют его идеи на практике.
Гораздо более развито данное направление в Европе. Франкл оставил после себя учеников, которые сейчас официально представляют зарубежные концепции логотерапии. Это Александр Баттиани — профессор Венского Университета, Австрийской академии наук, курирующий работу Центра Франкла в Петербурге. А также психотерапевты Альфрид Лэнгле и Джеймс Крамбо, доктор философии Элизабет Лукас и доктор Элеонора Франкл (вторая супруга Виктора).
Коротко о происхождении логотерапии
История логотерапевтического подхода своими корнями восходит к 30-м годам минувшего столетия. Впервые основы логотерапии были представлены в 1938 году вышеупомянутым Виктором Франклом, который разработал их, беря за основу индивидуальную психологию Альфреда Адлера и психоанализ Зигмунда Фрейда.
В настоящее время логотерапия, которую нередко называют «третьей венской психотерапевтической школой», является эмпирически обоснованным и признанным на международном уровне психотерапевтическим подходом.
Показания
- Жизненный кризис;
- семейные проблемы;
- депрессивное или стрессовое состояние;
- беспричинная тревога, панические атаки;
- зависимости различного рода: алкогольная, наркотическая, игровая;
- обсессивно-компульсивное расстройство;
- фобии;
- проблемы со сном;
- сексуальная дисфункция;
- жизненные ситуации, связанные с неизлечимыми болезнями, смертью близкого человека;
- неудовлетворенность собой, скука, апатия, безучастность, разочарование.
использованная литература
- «Надлежащая паллиативная помощь делает ненужным вспомогательную смерть». Экономист
. Получено 2018-09-17. - ^ абcd
Мария Маршалл; Эдвард Маршалл (2012).
Возвращение к логотерапии: обзор принципов логотерапии Виктора Э. Франкла
. Оттава: Оттавский институт логотерапии. ISBN 978-1-4781-9377-7 . OCLC 1100192135. Получено 16 февраля 2021. - ^ абcd
Франкл, Виктор (1 июня 2006 г.).
Человек в поисках смысла
. Beacon Press. ISBN 978-0-8070-1427-1 . Получено 8 мая 2012. - Гордон Олпорт, из Предисловия к Человек в поисках смысла
, п. xiv - «Логотерапия: преимущества поиска смысла жизни». Медицинские новости сегодня
. Получено 2018-09-17. - «Около». Институт Виктора Франкла, Вена. Получено 22 мая 2012.
- «О Логотерапии». Институт логотерапии Виктора Франкла. Получено 22 мая 2012.
- ^ абc
Адлер, Нэнси (ноябрь 1997 г.). «Цель в жизни».
Психосоциальная рабочая группа
. Фонд Макартура. Получено 2011-11-03. - Дюфтон, Брайан (весна 1986). «Связь между религиозностью и жизненным смыслом: отражает ли он цель или удовлетворение?». Журнал психологии и теологии
. Биола университет.
14
(1): 42–48. Дои:10.1177/009164718601400105. S2CID 149288526. - Харлоу, Лиза Л .; Ньюкомб, Майкл Д .; Бентлер, П. М. (сентябрь 1987 г.). «Цель в оценке Life Test с использованием методов скрытых переменных». Британский журнал клинической психологии
.
26
(3): 235–236. Дои:10.1111 / j.2044-8260.1987.tb01355.x. PMID 3664045. - Крамбо, Джеймс С. (июль 1977 г.). «Тест на поиск смысловых целей (ПЕСНЯ): дополнительная шкала к тесту« цель в жизни »(PIL)». Журнал клинической психологии
. Вайли.
33
(3): 900–907. Дои:10.1002 / 1097-4679 (197707) 33: 3 3.0.CO; 2-8. PMID 893732. - ^ абcdежгчас
Франкл, Виктор (12 октября 1986).
Доктор и душа: от психотерапии к логотерапии
. Random House Digital, Inc. ISBN 978-0-394-74317-2 . Получено 17 мая 2012. - 1905-1997, Франкл, Виктор Э. (Виктор Эмиль) (2014-06-24). Воля к смыслу: основы и приложения логотерапии
(Расширенная ред.). Нью Йорк, Нью Йорк. ISBN 9781101664025 . OCLC 934802526.CS1 maint: числовые имена: список авторов (ссылка на сайт) - Франкл, Виктор (1 сентября 1988 г.). Воля к смыслу: основы и применение логотерапии
. Меридиан. ISBN 978-0-452-01034-5 . Получено 17 мая 2012. - Сандерс, Тим (27 октября 2008 г.). «Путеводитель болтуна по ослаблению беспокойства». Нью-Йорк Таймс
. - ^ абcdежгчасяj
Бори, К. Джордж (2006). «Виктор Франкл». Шиппенсбургский университет. - Zuehlke, T.E .; Уоткинс, Дж. (1977). «Психотерапия неизлечимо больных». Психотерапия: теория, исследования и практика
.
14
(4): 403–410. Дои:10,1037 / ч0087512. - Франкл, Виктор Э .. Воля к смыслу (стр. 94). Издательская группа «Пингвин». Kindle Edition.
- Ролло Мэй (1969). Экзистенциальная психология
. Случайный дом. п. 42. Получено 21 мая 2012. (Первое издание 1961 г.) - Булка, Реувен П. (осень 1978 г.). «Логотерапия авторитарна?». Журнал гуманистической психологии
.
18
(4): 45–54. Дои:10.1177/002216787801800406. S2CID 220400019. - Франкл, Виктор (осень 1979). «Ответ Ролло Мэю». Журнал гуманистической психологии
.
19
(4): 85–86. Дои:10.1177/002216787901900410. S2CID 145012871. - Пителл, Т. (2006). «Превосходя зверя-ангела: Виктор Франкл и гуманистическая психология». Психоаналитическая психология
.
23
(3): 490–503. Дои:10.1037/0736-9735.23.3.490. - Пителл, Т. (2007). «Экстремальный опыт, психологическая проницательность и восприятие Холокоста: размышления о Беттельхейме и Франкле». Психоаналитическая психология
.
24
(4): 641–657. Дои:10.1037/0736-9735.24.4.641. - ^ аб
Франкл, Виктор (10 августа 2000 г.).
Человек в поисках высшего смысла
. Паб Персей. ISBN 978-0-7382-0354-6 . Получено 10 мая 2012. - Амели, Матти; Даттилио, Фрэнк М. (2013). «Повышение когнитивно-поведенческой терапии с помощью логотерапии: методы для клинической практики». Психотерапия
.
50
(3): 387–391. Дои:10.1037 / a0033394. ISSN 1939-1536. PMID 24000857. - Шарп, Уильям Дж .; Уилсон, Келли Дж .; Шуленберг, Стефан Э. (декабрь 2004 г.). «Использование парадоксального намерения в контексте терапии принятия и обязательства». Психологические отчеты
.
95
(3): 946–948. Дои:10.2466 / пр0.95.3.946-948. ISSN 0033-2941. PMID 15666933. S2CID 27391991. - Ритхоф, Норберт; Боб, Петр (14.06.2019). «Синдром выгорания и логотерапия: логотерапия как полезная концептуальная основа для объяснения и предотвращения выгорания». Границы в психиатрии
.
10
: 382. Дои:10.3389 / fpsyt.2019.00382. ISSN 1664-0640. ЧВК 6587911. PMID 31258490. - Киссан, Дэвид В .; Кларк, Дэвид М .; Улица, Аннетт Ф. (март 2001 г.). «Синдром деморализации — соответствующий психиатрический диагноз для паллиативной помощи». Журнал паллиативной помощи
.
17
(1): 12–21. Дои:10.1177/082585970101700103. ISSN 0825-8597. PMID 11324179. S2CID 41423140. - Кларк, Дэвид М .; Киссане, Дэвид В. (декабрь 2002 г.). «Деморализация: ее феноменология и важность». Австралийский и новозеландский журнал психиатрии
.
36
(6): 733–742. Дои:10.1046 / j.1440-1614.2002.01086.x. ISSN 0004-8674. PMID 12406115. S2CID 23248298. - Коэн, Рэнди; Бавиши, Чираг; Розанский, Алан (2016). «Цель жизни и ее связь со смертностью от всех причин и сердечно-сосудистыми заболеваниями». Психосоматическая медицина
.
78
(2): 122–133. Дои:10.1097 / psy.0000000000000274. ISSN 0033-3174. PMID 26630073. S2CID 24337711. - Родригес, Л. (январь 1939 г.). «Дополнения à la flore des Antilles Françaises». Бюллетень ботанического общества Франции
.
86
(2): 175–177. Дои:10.1080/00378941.1939.10834168. ISSN 0037-8941. - «Ожидаемая продолжительность жизни при рождении: женщины». Дои:10.1787/530655752103. Цитировать журнал требует | журнал = (Помогите)
- Коидзуми, М. (2008). «Влияние осознания цели жизни на риск смерти от сердечно-сосудистых заболеваний». Журнал эпидемиологии
.
18
(5): 191–196. Дои:10.2188 / jea.JE2007388. ЧВК 4771589. PMID 18753736. - Ким, Эрик С .; Солнце, Дженнифер К .; Парк, Нансук; Кубзанский, Лаура Д .; Петерсон, Кристофер (23 февраля 2012 г.). «Цель в жизни и снижение риска инфаркта миокарда среди пожилых людей в США с ишемической болезнью сердца: двухлетнее наблюдение». Журнал поведенческой медицины
.
36
(2): 124–133. Дои:10.1007 / s10865-012-9406-4. ISSN 0160-7715. PMID 22359156. S2CID 6273837. - Ю, Лэй; Бойл, Патрисия А .; Уилсон, Роберт С .; Левин, Стивен Р .; Schneider, Julie A .; Беннетт, Дэвид А. (2015). «Цель в жизни и церебральные инфаркты у пожилых людей, проживающих в общинах». Инсульт
.
46
(4): 1071–1076. Дои:10.1161 / strokeaha.114.008010. ISSN 0039-2499. ЧВК 4461202. PMID 25791714. - Вонг, П. Т. П. (1997). Смысловое консультирование: когнитивно-поведенческий подход к логотерапии. Международный форум логотерапии, 20
(2), 85-94. - Вонг, П. Т. П. (2012). От логотерапии к консультированию и терапии, ориентированным на смысл. В П. Т. П. Вонге (ред.), Человеческий поиск смысла: теории, исследования и приложения
(2-е изд., С. 619-647). Нью-Йорк, Нью-Йорк: Рутледж. - Вонг, П. Т. П. (2016). Интегративная смысловая терапия: от логотерапии до экзистенциальных позитивных вмешательств. В: П. Руссо-Нетцер, С. Э. Шуленберг и А. Баттиани (ред.). Преуспевать, справляться, понимать: значение в позитивной и экзистенциальной психотерапии
(стр. 0-0). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Спрингер. - Вонг, П. Т. П. (2014). Модель поиска смысла и позитивная психология Виктора Франкла. В A. Batthyany & P. Russo-Netzer (Eds.), Значение в экзистенциальной и позитивной психологии
(стр. 149-184)
.
Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Спрингер. - Брейтбарт, В. С. и Поппет, С. Р. (2014). Смысловая групповая психотерапия для пациентов с запущенным раком: руководство по лечению.
Нью-Йорк, Нью-Йорк: Оксфорд. - Брейтбарт, В. С. и Поппет, С. Р. (2014). Индивидуальная смысловая психотерапия для пациентов с запущенным раком: Руководство по лечению.
Нью-Йорк, Нью-Йорк: Оксфорд. - Брейтбарт, Уильям; Хеллер, Карен С. (2003). «Переосмысление надежды: забота о пациентах, близких к концу жизни». Журнал паллиативной медицины
.
6
(6): 979–988. Дои:10.1089/109662103322654901. ISSN 1096-6218. PMID 14733692. - Баттьяни А., Руссо-Нетцер П. (2014). Значение в позитивной и экзистенциальной психологии. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Спрингер.
- Институт логотерапии Виктора Франкла, Южная Африка
- Центр логотерапии Виктора Франкла в Израиле
- Японская ассоциация логотерапевтов
- — Институт Виктора Франкла, Австралия
- Виктор Франкл Центр Вена
- Институт Виктора Франкла Ирландии
- Институт логотерапии Финляндии
- Институт логотерапии Виктора Франкла — Прага, Чехия
- Институт логотерапии Виктора Франкла — Абилин, Техас
- «Аризонский институт логотерапии». Архивировано из оригинал на 2017-10-24. Получено 2018-03-11.
- Канадский институт логотерапии — Оттава, Канада
- — Sociedad Mexicana de Análisis Existencial y Logoterapia
- — Fundacion Argentina de Logoterapia — Буэнос-Айрес
- — Associação Brasileira de Logoterapia e Análise Existencial Frankliana, Сан-Паулу
- Институт Виктора Франкла — Вена, Австрия
- Институт Америки Виктора Франкла
Основные принципы
Согласно логотерапии, человеческая жизнь приобретает смысл лишь в трёх случаях.
1. Деятельность, творчество, созидание
Когда человек реализует свой потенциал, желая оставить после себя след или просто безвозмездно помочь другим. Он становится деятельным. У него появляется мотивация: закончить картину, добиться карьерного роста, спасти как можно большее количество бездомных животных и т. д.
Добившись цели, он ставит перед собой новую и начинает всё заново. Такая направленность во внешний мир не оставляет места для утрирования собственных проблем. Они решаются сами по себе, с течением времени, когда приходит необходимость.
2. Новый опыт, новые ощущения, новые знакомства
То же самое происходит с людьми, которые постоянно обогащаются чем-то новым. Они хотят прочитать как можно больше книг, посетить как можно больше мест, попробовать экстремальные виды спорта. Сюда же относятся любовь, дружба, семья, когда чья-то жизнь становится важнее собственной.
С одной стороны, это делается для удовлетворения личных потребностей, но способы реализации всё равно лежат вне человека и направлены в окружающий мир. Это не даёт зацикливаться на своих внутренних конфликтах и противоречиях.
3. Страдания — путь к переосмыслению
Если два первых пути к обретению смысла жизни не даются человеку, лишь в этом случае логотерапия разрешает обратиться внутрь себя. На личные проблемы необходимо взглянуть как бы со стороны и подвергнуть их логическому анализу. А есть ли смысл в собственных страданиях? К чему они приведут? Ответы на эти вопросы становятся началом переосмысления жизненных ценностей.
Экзистенциальный вакуум
Франкл писал: «Каждая эпоха порождает особый невроз, а значит, и потребность в особом методе психотерапии. В эпоху Фрейда причиной всех бед считалась сексуальная неудовлетворенность, а ныне нас волнует другая проблема – разочарование в жизни. Если во времена Адлера типичный пациент страдал от комплекса неполноценности, то в наши дни пациенты жалуются главным образом на чувство внутренней опустошенности, которое возникает от ощущения абсолютной бессмысленности жизни. Вот что я называю экзистенциальным вакуумом» [1, С. 5].
По мнению ученого, поколение 2 половины ХХ века – это люди, у которых все есть. Они сыты, им не приходится думать о выживании. Физически жизнь стала проще, однако, эта упрощенность подарила возможность задавать вопросы, ответы на которые порой приходится искать всю жизнь.
Поиск смысла не есть отклонение от нормы, скорее наоборот, он является естественной человеческой потребностью. По наблюдениям Франкла, 80% алкоголиков и 100% наркоманов проваливаются в пучину зависимости от страданий, которые порождает невозможность найти смысл жизни. В сознании зависимых людей царит хаос. Пустота, которая является его следствием, заполняется иллюзией самодостаточности и удовлетворенности. Если человек не получает удовлетворения от реальной жизни, то зависимость от химических средств неизбежна. Проблемы не решаются, они нарастают, как снежный ком, но иллюзорное, искаженное под действием химических препаратов понимание действительности заставляет человека не замечать их и делать вид, что все в порядке.
Качество жизни человека, которого «поглотил» экзистенциальный вакуум, снижается в геометрической прогрессии. Одни из тревожных звоночков – угнетенность общего состояния, апатия, нежелание вести активную, направленную на созидание жизнь.
Франкл ввел понятие «невроз выходного дня». По мнению ученого, именно в выходной день человек наиболее часто думает о смерти, заглушает внутреннюю пустоту с помощью средств, полученных извне (алкоголь, психотропные вещества). Если в будни мысли заняты рабочими делами, то в выходной «страдания от бессмысленности жизни» проявляют себя в полной красе. Кстати, Франкл отмечает, что выходной – то время, когда люди чаще всего размышляют о смерти и суициде.
Основные понятия
Суть логотерапии
Свобода воли — возможность делать выбор, не ограниченный обстоятельствами.
Воля к смыслу — первичная мотивация человека. А вовсе не физическое удовольствие, согласно идеям Фрейда.
Смысл жизни — конечная цель существования человека как биологического вида и индивидуума, ключевое понятие в логотерапии для становления духовно-нравственного облика личности.
Трудные случаи
Фрустрация — когда человек сомневается в выборе и расстановке приоритетов (согласно логотерапии, не является психическим заболеванием).
Экзистенциальный вакуум — потеря смысла жизни, апатия, безучастность, часто наступает после фрустрации.
Ноогенный невроз — следствие экзистенциального вакуума. Клинический диагноз. Становится причиной депрессий, наркомании, алкоголизма, неуправляемой агрессии, суицидальных навязчивых мыслей.
Методики
Логоанализ (инвентаризация) — объективный взгляд со стороны на все аспекты собственной личности.
Парадоксальная интенция — противоречивая попытка сделать то, чего больше всего боишься.
Дерефлексия — переключение внимания с самого себя на окружающей мир.
Жизнь как череда уникальных возможностей для каждого
Ценности могут быть ситуативные и вечные. Возможность совершить ситуативную ценность единственна для каждого момента. Жизнь каждый день дает возможность дарить окружающему миру ситуативные ценности, наполнять собственное бытие смыслом. Упускать эти возможности – значит, упускать смысл.
Вечные ценности невозможны без ситуативных. Они осознаются тогда, когда приходит понимание собственной миссии. Часто это происходит через страдания.
Логотерапия призвана учить пациентов относиться с благоговением к каждому моменту собственной жизни. Именно поэтому Франкл выступал резко против эвтаназии и самоубийств. По его мнению, судьба не будет шутить. Ученый о [3]. Потому врач не имеет морального права брать на себя функции судьбы. Вывод о безысходности ситуации всегда субъективен, даже если он аргументирован вполне объективными фактами.
Достоинства и недостатки
Плюсы:
- эффективность в лечении депрессий, обсессивно-компульсивного расстройства, фобий, зависимостей и склонности к суициду;
- гуманистическая направленность (во внешний мир, а не в себя);
- моральный аспект (нивелирована сексуальная составляющая психоанализа Фрейда);
- тщательная проработка концепции, начиная с древних философов;
- не просто философия и эмпирические размышления, а способ реального спасения жизней;
- длительный результат: часто избавляет от фобии на всю жизнь.
Минусы:
- не помогает в тяжёлых клинических случаях расстройств личности;
- мало профессиональных центров и логотерапевтов;
- предполагает тщательную работу пациента над собой;
- некоторые случаи требуют длительного лечения (до 1,5 лет).
Парадоксальная интенция
Данный метод доказал свою эффективность в борьбе со страхами и неврозами. Для них характерно введение пациента в замкнутый круг. Пациент боится и определенных ситуаций и старается их избегать, но эта деятельность, в свою очередь, порождает тревогу и новые страхи. В результате невроз усиливается, а заболевание начинает прогрессировать и переходить на новый уровень.
Парадоксальная интенция погружает человека в проблему и дает ему возможность встретиться со своими страхами. Это прерывает замкнутый круг, что, в свою очередь, избавляет пациента от тревоги и невротических симптомов. Человек сам меняет свое отношение к ситуации, а следовательно, поведенческие стереотипы.
Методы и техники
В логотерапии используется 3 основные техники работы с пациентами.
Логоанализ
Автор техники — один из учеников Франкла, американский психотерапевт Джеймс Крамбо. Сам он называл её инвентаризацией.
Методика логического анализа жизни человека, детальный разбор по полочкам его ценностей, обучение взгляду на себя внутреннего со стороны. Используемые приёмы:
- расширение поля сознательного знания;
- стимулирование творчества.
Логотерапевт пошагово расписывает пациенту, как надо действовать. Полученные результаты совместно обсуждаются. Полный курс лечения — 1,5 года.
Парадоксальная интенция
Автор техники — сам Виктор Франкл. Используется для лечения фобий и обсессивно-компульсивного расстройства.
Методика предполагает намеренное стремление захотеть то, чего человек боится (в случае с фобиями). Примеры:
- при бромгидрофобии (боязни вспотеть) — стараться каждый раз вспотеть ещё сильнее, чем раньше, поставить новый рекорд;
- при кинофобии (боязни собак) — намеренно завести себе питомца;
- при талассофобии (боязни моря) — отправиться отдыхать на морской курорт.
С помощью парадоксальной интенции можно вылечить практически любую фобию. Известны реальные случаи выздоровления уже через неделю активного применения методики.
Дерефлексия
Автор техники — Виктор Франкл.
Заключается в том, чтобы полностью отключиться от собственных переживаний, забыть про них, направив всю энергию во внешний мир. Применяется при лечении нарциссизма, депрессии, невроза и даже сексуальных дисфункций. Человек учится постепенно отводить на второй план то, что его беспокоит, заменяя мыслями о других.
Например, при завышенной самооценке пациенту предлагается устроиться волонтёром, заняться благотворительностью.
При депрессии устраивают групповую терапию, при этом логотерапевт выступает лишь в роли направляющего, а не ведущего: пациенты должны заниматься проблемами друг друга, но не своими.
При половой дисфункции предлагается акцентировать внимание на партнёре, а не на собственном дискомфорте и фиаско.
Какие именно методы логотерапии применять в том или ином случае, специалист решает индивидуально.
Парадоксальная интенция
Данный метод доказал свою эффективность в борьбе со страхами и неврозами. Для них характерно введение пациента в замкнутый круг. Пациент боится и определенных ситуаций и старается их избегать, но эта деятельность, в свою очередь, порождает тревогу и новые страхи. В результате невроз усиливается, а заболевание начинает прогрессировать и переходить на новый уровень.
Парадоксальная интенция погружает человека в проблему и дает ему возможность встретиться со своими страхами. Это прерывает замкнутый круг, что, в свою очередь, избавляет пациента от тревоги и невротических симптомов. Человек сам меняет свое отношение к ситуации, а следовательно, поведенческие стереотипы.
Применение на практике
При работе с детьми
Логотерапия вполне применима в раннем возрасте, начиная с детского сада. Специалисты работают с детьми замкнутыми, апатичными, ничем не интересующимися, а также теми, кто пережил смерть одного из родителей. В зависимости от ситуации, применяются разные методы.
- Вербализация переживаний
Маленькие детки не способны глубоко рефлексировать и смотреть на себя со стороны. Поэтому логоанализ выстраивается иным путём — через игрушки или вымышленного сказочного персонажа. Специалист рассказывает ребёнку историю, максимально похожую на его, которая якобы произошла со слонёнком (к примеру). Затем выстраивается диалог о том, что чувствует слонёнок, как он себя должен вести и как ему можно помочь.
- Свободные словесные ассоциации
Диагностическая методика, используемая в логотерапии и позволяющая понять, как выстраиваются отношения ребёнка с родителями, воспитателями и другими детьми.
При работе с проблемными детьми логотерапевты также активно используют различные арт-методики: рисование, лепку, сказкотерапию.
При работе с подростками
Многие психотерапевты считают, что логотерапия — одно из самых эффективных направлений для лечения подростковой склонности к суицидам. Девиантное поведение — результат разложения в обществе нравственных идеалов. Поэтому здесь активно применяется дерефлексия, направленная на формирование смысложизненных ориентаций, собственных ценностей.
Помощь в осознании смысла жизни благотворно сказывается на психическом здоровье. Подростки после курса лечения начинают понимать, насколько вредны и разрушающи алкоголь и наркотики. Они пробуют осознанно выбирать свои нравственные идеалы, не оглядываясь на существующих идолов.
Не так давно было создано новое поднаправление, которое было названо «ЛогоАрт-терапия». Её цель — помочь подросткам найти себя в этой жизни, реализовать свой творческий потенциал.
Недавние улучшения
С 1990-х годов количество институтов, предлагающих обучение и тренинги по логотерапии, продолжает расти во всем мире.[1] Многочисленные логотерапевтические концепции были интегрированы и применены в различных областях, таких как когнитивно-поведенческая терапия,[25] терапия принятия и приверженности (ACT),[26] и профилактика выгорания.[27] Логотерапевтические концепции ноогенного невроза и экзистенциального кризиса были добавлены в МКБ 11 под названием кризис деморализации, то есть конструкция, которая характеризует безнадежность, бессмысленность и экзистенциальный дистресс, как впервые описал Франкл в 1950-х годах.[28][29] Логотерапия также ассоциируется с психосоматическими и физиологическими преимуществами для здоровья.[30][31][32][33][34][35] Помимо логотерапии, появились другие психотерапевтические подходы, ориентированные на значение, такие как позитивная психология и смысловая терапия.[36][37]Пол Вонг смысл терапии пытается перевести логотерапию в психологические механизмы, интегрируя когнитивно-поведенческая терапия, позитивная психотерапия и позитивная психология исследование смысла.[38][39] Логотерапия также применяется в области онкологии.[40][41] и паллиативная помощь (Уильям Брейтбарт).[42] Эти недавние разработки представляют логотерапию Виктора Франкла новому поколению и распространяют ее влияние на новые области исследований.[43]
Раб инстинкта, властолюбец или кормчий корабля Судьбы
Заслуга традиционного психоанализа в том, что он сумел выделить и структурировать детерминированный характер определенных психических процессов. Но, рассматривая психологический феномен человека только лишь как продукт его инстинктов, психоанализ был вынужден признать предопределенность человеческой жизни как окончательную и не подлежащую сомнению истину. И не просто признать, но и сделать вывод: наши психологические реакции – не более чем результат работы этих структурированных и предсказуемых инстинктивных механизмов.
Главная опасность психоаналитической концепции Зигмунда Фрейда, отводящего человеку пассивную роль раба инстинктов в том, что рано или поздно она неизбежно ведет к фатализму. Именно поэтому, замечает Франкл, абсолютное большинство невротических больных объединяет слепая вера в «дамоклов меч Судьбы». Он категорически отвергает концепцию Фрейда, безапелляционно причисляющую гениев к числу половых извращенцев, цитируя его самого: «Иногда сигара может оставаться обыкновенной сигарой и не чем иным».
Соглашаясь с Фрейдом в том, что жизненный путь человека в целом предопределен, Виктор Франкл, вместе с тем, делает важнейшую оговорку: наши инстинкты – не более чем предложения к выбору той или иной формы поведения, а окончательное решение, что делать с этими предложениями все же остается за нами. Именно оно, наше Я, свободно формировать наше отношение к происходящему. И от того, в какой эмоциональный оттенок будет окрашено это происходящее прямо зависит, превратится ли наша жизнь в нескончаемую бессмысленную борьбу и пытку или наполнится смыслом и яркими переживаниями даже на фоне трагических для нас событий.
Человек, уверен Франкл, выступает субъектом желания: «Я хочу», а не слепой игрушкой фатума. И именно такой алгоритм принятия решений, по его убеждению, срабатывает всегда, вне зависимости от того, к чему нас подталкивает в текущий момент сумма бессознательных побуждений. Таким образом, Я вечно противостоит инстинктам, отображающим стремления бессознательного Оно. Нуждаясь в их энергии, наше Я, вместе с тем, никогда не остается пассивно увлеченным ими.
Воля к смыслу в понимании Франкла противостоит как адлерианской концепции стремления человека к самоутверждению, превосходству и власти, компенсирующего комплекс неполноценности, так и принципу стремления к удовольствиям – квинтэссенции фрейдистского психоанализа. Концепция стремления к смыслу Виктора Франкла – фундаментальный «мотиватор» человека, побуждающий его не к поиску комфорта, а к осмысленному движению к некоторой цели, которую личность считает достойной себя.
«Плавать под парусом, не означает отдать корабль на волю ветра. Напротив, искусный рулевой, используя паруса и ветер, сумеет не просто направить корабль в нужном направлении, но и обеспечить ему максимальную скорость» – любил повторять Франкл.