Социализации личности в различных теоретических перспективах


Понятие социализации

Социализация является объектом многих исследований, в том числе в области социологии. Это двусторонний процесс, который направлен, во-первых, на передачу обществом социальных норм, ценностей культуры и образцов поведения, а во-вторых, на освоение индивидом этих самых культурных ценностей, что ведет к формированию мировоззрения личности.
Замечание 1

Данный термин используется для обозначения процессов становления и развития личности еще с конца 19 века, тем самым являясь особо разработанным и всесторонне рассмотренным многими исследователями, такими, как Ф. Гиддингс, Э. Дюркгейм и Г. Тард, а также многими другими.

Все множество теорий социализации строилось на различных подходах к рассмотрению роли объективного и субъективного факторов в формировании личности, а также к трактовке тех индивидуальных и общественных начал, которые влияют на первичную и вторичную социализацию личности.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Многие отечественные социологи называют социализацию процессом, который является одновременно и результатом включения индивида во все многообразие социальных отношений (экономические, политические, общественные, духовные, культурные, религиозные и иные). В процессе социализации индивид становится полноправной личностью, то есть приобретает необходимые для существования в современном человеческом обществе знания, умения, навыки.

То есть он овладевает способностями к общению, построению грамотных коммуникаций для взаимодействия с другими членами общества. Таким образом, зачастую в качестве синонимов к понятию «социализация» предлагают и такие термины, как «развитие личности», «воспитание», «образовательный процесс», «обучение».

Стоит отметить, что формирование личности нельзя ограничивать одним лишь понятием «социализация» и его компонентами, так как всестороннее личностное развитие осуществляется посредством двух процессов: социализация и саморазвитие. Таким образом, личность выступает в качестве объекта социального воздействия в процессе социализации.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Социализация в социологии 410 ₽ Реферат Социализация в социологии 240 ₽ Контрольная работа Социализация в социологии 220 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Постигая процессы социализации, человек адаптируется к окружающему его миру. Он усваивает стереотипы, социальные нормы поведения, а также формирует свое мировоззрение на основе ценностных ориентиров социальной среды, в которой он живет и развивается.

Стадии процесса социализация личности по Эриксону

Эрик Эриксон – известный психолог в сфере психологии развития и психоаналитик. Согласно его, есть следующие стадии процесса социализации:

1 Младенчество (от рождения до полутора лет). На самой ранней стадии социализации происходит формирование базового доверия к миру. Главную роль в этом играет мать ребёнка, и динамика развития доверия зависит именно от неё. Если общения с матерью будет слишком мало, произойдёт замедление психологического развития ребёнка.
2 Раннее детство (от 1,5 до 4 лет). Происходит формирование независимости и автономности ребёнка. Ребёнок начинает ходить, уже сам может убирать за собой игрушки и т.д. Родители постепенно приучают ребёнка к опрятности и аккуратности.
3 Детство (от 4 до 6 лет). В процессе игры у ребёнка формируется чувство предприимчивости и инициативности, он развивает своё творческое начало, память, логическое мышление, получает представления о взаимодействии людей между собой. Он активно расширяет область своих знаний о мире. Если лишить ребёнка возможности развиваться и социализироваться через игру, это отразится пассивностью, безынициативностью и неуверенностью в себе в будущем.
4 Младший школьный возраст (от 6 до 11 лет). На этой стадии социализация происходит уже не только при участии родителей. Школа приобщает ребёнка к нормам поведения, а в общении с одноклассниками он получает необходимый ему социальный опыт. Успех или неуспех в учёбе может отразиться на дальнейшем развитии личности. Если, например, ребёнку не даётся учёба, а вместо помощи он получает от учителей и родителей упрёки, это может привести к неуверенности, потере интереса к учёбе и даже чувству неполноценности.
5 Отрочество (от 11 до 20 лет). На этой стадии индивид сильно озабочен тем, как он выглядит в глазах окружающих его людей. Отчасти это связано с половым созреванием. Перед подростком появляется необходимость самоопределиться и найти своё профессиональное призвание
6 Юность (от 21 года до 25 лет). Человек ищет спутника жизни, активно взаимодействует с другими людьми, особенно внутри своей социальной группы. Появляются чувства близости и единства с другими людьми, нередко индивид начинает идентифицировать себя с социальной группой. В то же время из-за кризиса идентичности человек часто чувствует себя одиноким и изолированным.
7 Зрелость (от 25 до 55-60 лет). Человек вкладывает себя в любимое дело, развивает чувство идентичности. Большое значение имеет взаимодействие с другими людьми, особенно с детьми.
6 Старость (от 55-60 лет до смерти). Для этой стадии характерны переосмысление своей жизни и размышления о прожитых годах. Человек понимает, что жизнь подходит к концу. В связи с этим он может отстраниться от происходящего вокруг него.

Конечно же, данная тема намного шире и интереснее, и в рамках одной статьи вряд ли удастся сказать обо всем. Однако сказанного уже вполне достаточно, чтобы составить представление о социализации, а также сделать определенные выводы о своем развитии и развитии своих детей.

Надеемся, эта статья была вам полезна. Желаем успехов!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Социализация, или Как стать человеком, а не Маугли
  • Виды и формы образования: краткий ликбез
  • Эрик Берн «Люди, которые играют в игры» — краткое содержание
  • Теория когнитивного развития Пиаже
  • «Я-концепция»: характеристика, особенности, значение
  • Социальные группы: признаки, виды, функции
  • Критерии личности
  • Формирование самосознания
  • Социальная установка
  • Теория психосоциального развития

Ключевые слова:1Самопознание

Институты социализации

В качестве основных институтов как первичной, так и вторичной социализации индивида выделяют следующие: семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, учебные коллективы, этнос, религия, к которой принадлежит человек, сфера его профессиональных интересов (например, производственное предприятие и иное место работы).

Определение 1

Таким образом, институт социализации – это непосредственно то окружение, через которое осуществляются процессы передачи опыта, ценностных установок, норм и правил поведения.

Семья является самым основным и первичным институтом социализации. Родители и первичные воспитатели прививают ребенку основные инструменты, ориентировки и правила действия в социальном мире. Также именно они транслируют ему духовные и материальные ценности, закладывают в него первоначальный проект социализации, который человек будет реализовывать на протяжение всей своей жизни.

Следующий институт социализации – это неформальная группа. На протяжение всей жизни индивид, выходя за рамки семейного института, знакомится и взаимодействует с большим количеством людей. Какие-то связи носят формальный характер (с преподавателями в школах и вузах, с работодателем и другими коллегами), а какие-то – неформальный. К ним относятся дружеские компании, приятельские взаимоотношения.

В рамках данного института индивид может получить как положительные знания и опыт, так и отрицательные. Зачастую неформальная группа носит нетрадиционные ценности, которые противоречат ценностным ориентирам социума. Их называют субкультурами, а их отличительная черта – ярко выраженная девиация и асоциальное поведение.

В рамках формальных групп индивид вбирает профессиональный опыт. Формальный коллектив может носить ценности и транслировать опыт разных социальных групп:

  1. Этнических – принадлежность к какому-либо этносу, народу, соблюдение их традиций и обычаев, а также норм поведения, символики, одежды;
  2. Религиозных – приобщение к определенному вероисповеданию, соблюдение культов, заповедей, правил, толерантное отношение к представителям других религий, трансляция религиозных ценностей в остальной социум;
  3. Профессиональные – соотнесение себя с какой-либо профессией, выбор деятельности, который будет приносить не только материальные блага, но и моральное удовлетворение. Возможность самореализации через профессиональную и творческую деятельность.

Что такое социализация?

Социализация – это процесс получение человеком набора личностных качеств, необходимых для полноценного существования в социуме. Социализация проходит во время взаимодействия индивида с внешней средой и другими членами общества.
Результатом социализации становится превращение человека в полноценную личность. Накопленный опыт и знания общения в социуме приводят к личностным трансформациям и выработке определенных черт и манер общения и поведения. При этом социализация представляет собой бесконечный процесс, так как переоценка взглядов возможна в любом возрасте.

Учесть необходимо и двусторонний характер социализации. Она предполагает не только накопление человеком определенного опыта и знаний, но и обеспечивает формирование взаимоотношений. Получаемый при этом социальный опыт трансформируется в личные пристрастия и предпочтения. На себя индивид позиционирует и ролевые функции, характерные для социума.

В условиях коллективной жизни вопрос вхождения отдельного человека в общественную структуру продолжают оставаться актуальными. Именно социализация и является процессом, обеспечивающим интеграции человека в существующие социальные группы.

Социальное воспитание в истории древних цивилизаций. Часть 2

Цивилизация — это сообщество людей, имеющие духовные ценности и идеалы, особые черты в социальной и политической организации, в экономике и культуре. В историю знаний о человеке, его отношениях в обществе, сведения социализации личности пришли к нам из истории воспитания в государствах Древнего Востока.

Древний Китай

В центре философии Конфуция человек и общество, моральный закон ДАО, по которому воспитание личности должно быть только гуманитарным, основанном на любви к человеку. Идеал человека для него — благородный муж не по происхождению, а благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств и культуры. Это гуманность и человечность, любовь к людям, справедливость, верность и искренность.

Разработанные Конфуцием этические принципы являлись основой отношений человека в обществе. Впоследствии эти заповеди легли в основу философских трактатов «семи мудрецов» Древней Греции, в Библии, у Канта, Соловьева. Воспитание личности Конфуций рассматривал исходя из ее природы, а цель воспитания — привить благородные качества, необходимые для жизни знания, развивать умственно, этически и физически. Обязанность государства состоит в том, чтобы обеспечить всеобщее образование. Это было частью его идеи воспитания идеального человека, благородного мужа, опоры

Философия Конфуция была заложена в свод правил воспитания ребенка в семье. Человек в семье должен следовать принципу СЯО. Это сыновняя почтительность, уважение родителей и старших, от чего общество и страна будут процветать. Отец должен дать своему сыну образование, профессию и привить правила поведения.

Древняя Япония

Воспитание в Японии осуществлялось главным образом в семье. Обучение и воспитание родовой знати и общинников с разложением родового строя резко отличались. С возникновением государства массовое заселение китайских и корейских переселенцев, приток буддийских миссионеров влияло на социализацию личности. Это был процесс возникновения национальной культуры. Роль культурных и национальных центров выполняли буддийские монастыри, осуществляя социальное воспитание в обществе. Социальные задачи образования выполняли школы при монастырях. Это были первые школы, затем создавались светские школы подготовки чиновников.

Древняя Греция

В архаический период греческой истории греки могли гордиться своим образованием. С 7 до 16 лет дети учились в частных платных школах, где давалось гуманитарное образование, нацеленное на подготовку достойных членов народного собрания, полководцев, общественных деятелей. Важным были математические знания, физическое развитие, обучение чтению и письму, изучение гомеровских поэм, занятие музыкой и спортом.

В Спарте военное искусство было возведено в ранг политики. Чтобы оздоровить нацию, больных детей при рождении обрекали на смерть. До 7 лет дети воспитывались дома, а до совершеннолетия — в гос школах. Скромной пищей, холодом и наказаниями мальчиков приучали переносить лишения. Они учились владеть оружием, занимались спортом, грамота сводилась к элементарным навыкам счета и письма. Девушек воспитывали как мужчин: здоровых детей должны рожать здоровые матери.

Что касается Афин, то афинская педагогика выдвинула понятие гармонически развитой личности — сочетание в человеке красивого и сильного тела, высокой нравственности и умственного развития. Считается, что родоначальниками социальной педагогики были древние греки.

Древний Рим

В истории Рима в ее рабовладельческий период характерно семейное воспитание. Ребенка при рождении принимал отец и, если ребенок был здоров, он поднимал его, давая этим ему жизнь. Если же ребенок был слаб и уродлив, его оставляли на земле, обрекая на смерть. Однако при императоре Константине с 318 г. убийство детей считалось преступлением. Воспитание ребенка в семье сопровождалось его участием во всех хозяйственных работах, в труде. В почитании Бога, родителей и старших закладывалось нравственное воспитание. Отец учил владеть оружием, ездить верхом, плавать и бороться, иногда читать и писать.

Социальные функции образования были строго ограничены: юноши из богатых семей изучали право, готовились к общественной жизни. В 17-18 лет юноша шел служить в легион на 1-3 года, принимал участие в походах. Было распространено усыновление и опека. Жена в семье была полностью подчинена мужу, его власть распространялась вплоть до продажи ее в рабство или преданию смерти. Девочка могла выйти замуж в 12 лет, мужчину пред заключением брака осматривали. Запрещался бра между патрициями и плебеями, брак признавался только после совместного проживания жениха и невесты в течение года, так как в то время разводы становятся обычным явлением.

Виды социализации

С точки зрения социологии, социализация может быть первичной или вторичной. Подобную классификацию предложили П.Бергер и Т.Лукман.

Первичная социализация строится вокруг семьи, выступающей в качестве агента. С детства ребенок приобретает свои первые ценности от родителей и других членов семьи. Данный этап рассматривается основополагающим, ведь именно в детском возрасте формируется фундамент, на основе которого будет всю оставшуюся жизнь строиться личностное развитие.

Вторичная социализация реализуется за счет разнообразных социальных институтов, включая образовательные учреждения. Важную роль приобретает школа, где каждый ребенок выступает агентом социализации. Фактически любое объединение или группа, членом которой выступает индивид, воздействует на участников своими правилами и нормами.

Социализация в современной западной философии

Современная западная философия рассматривает социализацию в рамках психоанализа и интеракционизма.

Подходы к социализации можно выделить в две группы, основой которых является пассивность или активность личности в процессе взаимоотношений со средой, а также занимаемая личностью позиция объекта или субъекта:

  • Адаптивная концепция социализации
  • Концепция акцентирования субъект-субъектных отношений.

Представители биологического направления считают, что развитие личности осуществляется под воздействием внутренней природы человека. Представители социологического направления, напротив, полагают, что социализация является продуктом межличностных отношений.

Отдельно следует выделить Э.Дюркгейма, который полагал, что личность человека формируется в обществе в процессе приспособления к культуре в соответствии с принятыми нормами и идеалами этого общества. Он считал, что через родителей и родственников у ребенка можно развить необходимые навыки к существованию.

Интеракционизм рассматривает социализацию как процесс усвоения человеком системы определенных социальных ролей.

Дж.Мид выделяет три стадии социализации:

  • имитация или подражание детей взрослым
  • игровая стадия или понимание поступков как исполнение ролей
  • стадии групповой игры или осмысление групповых ожиданий

Примеры социализации

Один из простейших примеров социализации — это процесс взаимодействия ребенка со сверстниками в детском саду, в ходе которого он усваивает первые правила общения. Ребенок видит, что если делиться игрушками с другими детьми — можно найти друзей, а если жадничать — то другие дети не захотят с тобой общаться. Подобное усвоение особенностей взаимодействия в социуме — это и есть социализация.

Другой пример — школа. В школе подросток усваивает особенности общения с другими детьми, осознает сущность и механизм возникновения конфликтов, начинает общаться с противоположным полом, проявлять интерес, и думать о том, как заинтересовать самому. В рамках такого взаимодействия со сверстниками подросток не только усваиват определенные социальные нормы, осознает культурные ценности, но и начинает лучше понимать себя самого.

Социализация проявляется и в повседневной жизни. Человек усваивает сложившиеся правила поведения в обществе, осознает, что уступить место пожилому человеку в транспорте — это хорошо и правильно, что важно уважительно относиться к другим людям не зависимо от их национальности, цвета кожи и этнической принадлежности.

Таким образом, социализация помогает человека усваивать базовые правила поведения в обществе, осознавать социальные и культурные ценности, лучше понимать других людей и узнавать себя самого.

Факторы социализации

Мы с Вами разобрались с тем, что такое социализация, и самое время узнать, какие факторы влияют на процесс её становления. На сегодня факторы, подвергнутые изучению, объединены в четыре обособленные группы.

  • Мегафакторы. Набор факторов глобального характера, оказывающих свое воздействие на все население Земли.
  • Макрофакторы. Факторы, воздействующие на население отдельного государства, национальности или этнические группы, проживающие на определенной территории, и руководствующиеся едиными принципами.
  • Мезофакторы. Факторы воздействия на уровне отдельных групп людей, например, проживающих в одном населенном пункте, принадлежащих к общей субкультуре и так далее.
  • Микрофакторы. Набор явлений, воздействующих непосредственно на отдельного человека из его ближайшего окружения, например, члены семьи, одноклассники в школе, общественные организации, религиозные объединения.

Этапы социализации

За свою жизнь индивид проходит несколько этапов социализации.

  • Первый этап: ранняя (первичная или начальная) социализация, охватывает период детства и юности. Связана с приобретением обще­культурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Отдельным этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликт­ность данного возраста связана с тем, что возможности и способ­ности ребенка значительно превышают предписанные ему прави­ла, рамки поведения.
  • Второй этап: вторичная (продолженная) социализация – это профессиональная социализация, которая связана с овладением специальны­ми знаниями и навыками. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, диапазон его социальных ролей, происходит включение индивида в систему общественного разделения труда. Здесь предполагается адапта­ция в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам.
  • Третий этап: условно связан с наступлением пенсионного возраста или утери трудоспособности. Характеризу­ется изменением образа жизни в связи с исключением из среды производства.

Скорость социальных изменений в современных обществах приводит к тому, что возникает необходимость ресоциализации, т.е. усвоения новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо пре­жних, недостаточно освоенных или устаревших.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]