Понятие социальной адаптации
Социальная адаптация – это интегративный показатель состояния индивида, отображающий его способность и возможность осуществлять социальные функции, которым относятся:
- соответствующее восприятие окружающего мира и своего организма;
- адекватная система взаимоотношений с окружающими, способность к обучению, труду, организации отдыха;
- адаптивность поведения соответственно ролевым ожиданиям других людей.
Социальная адаптация – это процесс и результат активного приспособления личности к условиям новой социальной среды.
Содержание социальной адаптации: максимально возможное сближение ценностных ориентаций и целей группы и индивида, входящего в эту группу. Усвоение индивидом традиций, норм, культуры группы, внедрение в ролевую структуру группы.
Социально-психологическая адаптация сопровождается приспособлением личности к новым условиям, реализация его интересов, стремлений, потребностей. Войдя в новое социальное окружение личность становится его полноправным членом, развивает индивидуальность и самоутверждается.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Социально-психологическая адаптация сопровождается развитием социальных качеств поведения, общения, деятельности, принятых в социуме, благодаря которым индивид реализует свои потребности, стремления, интересы.
Взаимообусловленность социализации и социальной адаптации
Процессы социализации и социальной адаптации взаимосвязаны, они отображают единый процесс взаимодействия индивида и общества.
Определение 1
Социализация – это процесс активного воспроизведения личностью социального опыта, реализуемого в деятельности и общении, развитие личности под воздействием социума, социальных институтов и агентов социализации. Процесс социализации способствует развитию психологических механизмов взаимодействия индивида с окружающей средой, формирующихся в процессе адаптации.
В ходе социализации:
- индивид является объектом, который воспринимает, усваивает, нормы, традиции, роли, характерные данному обществу;
- происходит формирование, развитие и становление личности;
- обеспечивается нормальное функционирование личности в обществе;
- происходит адаптация индивида в обществе.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Социализация и социальная адаптация 410 ₽ Реферат Социализация и социальная адаптация 270 ₽ Контрольная работа Социализация и социальная адаптация 230 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Социальная адаптация – важный механизм социализации. Социальная трансформация — это изменение как внешних социальных отношений, так и внутреннего мира человека.
Необходимо учитывать неоднозначную, сложную природу адаптации, социально-политические средства, которые обеспечивают ее успешное протекание.
Замечание 1
Важным условием массовой адаптации выступает создание материально-экономических, социальных, организационных условий, предоставляющих возможность адаптироваться к переменам, использовать их положительные возможности, смягчить возникающие трудности. Макросоциальные и макроэкономические преобразования должны быть понятны населению. Часто для адаптации людей достаточно создать условия, способствующие извлечению выгоды из новой ситуации. Ощущение неприспособленности, неудовлетворенности к новым ситуациям может возникнуть вследствие недоступности социальных, материальных благ, из-за психологического дискомфорта, инерции сознания, непривычности новых форм жизни.
Социальная адаптация является устойчивой, если между мировоззренческими основами и частными адаптивными стратегиями разных социальных групп отсутствуют серьезные рассогласования.
Устойчивая адаптация к новым условиям на основе старых средств и целей маловероятна. При стихийном развитии приспособительных процессов в обществе возможно формирование только неустойчивой адаптации.
Социальная адаптация во многом зависит от характера взаимодействия общества и личности, что объясняется несовпадением природы психологических и социальных перемен. Основная причина запаздывания приспособительных реакций на возникающие ситуации – временные барьеры, препятствующие осуществлению адаптивных процессов.
Приспособительные процессы касаются мировоззренческих основ, изменение которых предполагает длительный период и сопровождается изменениями в ценностной базе личности.
Если в процессе жизнедеятельности личность с легкостью вырабатывает адаптивные стратегии, позволяющие эффективно взаимодействовать с разными социальными институтами и общностями, не вступая в конфликт с нормами, законами и традициями общества, сохраняя эмоциональную удовлетворенность и психологическую стабильность, можно говорить об адаптации, как о свершившемся факте.
Статья:
Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализация», которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике. Однако его содержание не является стабильным и однозначным.
Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие «адаптация».
Понятие адаптация, являясь одним из центральных понятий биологии, означает приспособление живого организма к условиям среды. Это понятие было экстраполировано в обществознание и стало обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Так возникли понятия социальной и психической адаптации, результатом которой является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро и макрогруппам. С помощью понятия адаптации социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам.
Иначе осмысливается сущность социализации в гуманистической психологии, представителями которой являются А. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др. В ней социализация представлена как процесс самоактуализации «Я-концепции», самореализации личностью своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как самостановящаяся и саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания.
Эти два подхода в определенной степени разделяются и отечественными социологами, психологами и педагогами. Хотя приоритет чаще отдается первому (И.С. Кон, Б.Д. Парыгин, А.В. Мудрик и др.).
Наблюдения показывают, что названные подходы имеют место и в педагогической практике, когда абсолютизируется роль одного из факторов: либо социальной среды, либо самовоспитания. Такая абсолютизация объясняется тем, что многими исследователями и практиками не осознан двусторонний характер социализации (Г.М. Андреева, Б.Ф. Ломов).
Общество с целью воспроизводства социальной системы, сохранения своих социальных структур стремится сформировать социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), образцы ролевого поведения. Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей. Тенденция социальной типизации личности и позволяет рассматривать социализацию как процесс адаптации и интеграции человека в обществе путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам.
Однако в силу своей природной активности личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободе, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности. Следствием действия этой тенденции является развитие и преобразование не только самой личности, но и общества. Тенденция автономизации личности характеризует социализацию как процесс саморазвития и самореализации личности, в ходе которого происходит не только актуализация усвоенной системы социальных связей и опыта, но и создание новых, в том числе и личного, индивидуального опыта.
С понятием саморазвития личности связывают процесс, который направлен на преодоление противоречий в стремлении к достижению духовной, физической и социальной гармонии. Самореализация выступает как проявление внутренней свободы, обусловленной осознанием своих духовных и физических возможностей, и как адекватное управление собой в изменяющихся социальных условиях.
Обе названные тенденции социальной типизации и автономизации личности, объясняющие социализацию, сохраняют свою устойчивость, обеспечивая, с одной стороны, самовозобновляемость общественной жизни, т.е. социума, а с другой – реализацию личностных потенций, задатков, способностей, воспроизводство духовности и субъектности.
Итак, сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.
Социализация не является одноактным или единовременным процессом. Человек живет в условиях постоянно меняющегося социального окружения, испытывает на себе его разнообразные влияния, включается в новые виды деятельности и отношения, вынужден выполнять разные социальные роли. Это приводит к тому, что он в течение своей жизни усваивает новый социальный опыт, а также одновременно воспроизводит те или иные социальные отношения, определенным образом влияя на свое окружение.
Социализация – это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен.
В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации исходят из того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие ее стадии:
- дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более или менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;
- трудовая – охватывает период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает в себя весь период трудовой деятельности человека;
- послетрудовая, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности (Г.М. Андреева).
Отмечая, что социализация – процесс непрерывный, длящийся в течение всей жизни, нельзя не признать особую важность для становления личности трудовой стадии, когда закладываются основные базисные ценности, формируются самосознание, ценностные ориентации и социальные установки личности.
В процессе социализации личность примеривает на себя и выполняет различные роли, которые называются социальными. Через роли личность имеет возможность проявить себя, раскрыть, репрезентировать. По динамике выполняемых ролей можно получить представление о тех вхождениях в социальный мир, которые были пройдены личностью. О достаточно хорошем уровне социализации свидетельствует способность человека входить в различные социальные группы органично, без демонстративности и без самоуничижения.