Адаптация и адаптационный потенциал личности в психологии

Адаптивность – это способность человека адаптироваться к изменчивым обстоятельствам. Адаптивность выражает интеллектуальные качества человека, благодаря которым индивид способен менять направление своих мыслей и всю свою интеллектуальную деятельность согласно поставленным умственным заданиям и условиям их решения.

Высокая адаптивность это в психологии личности свойство, благодаря которому индивид имеет больше возможностей, чем люди с низкой степенью адаптивности.

Высокая адаптивность проявляет интеллектуальную способность варьироваться между общим уровнем развития и конвергентностью.

Адаптивность по своему значению очень близка к мобильности интеллектуальной деятельности. Как личностное качество психологическая адаптивность способствует духовному развитию, динамике мировоззрения и смене миропонимания.

Высокая адаптивность является очень полезным качеством, поскольку человек может не бояться попадать в незнакомые ситуации или места, потому что быстро начнет в них ориентироваться и принимать имеющиеся условия.

Гибкость и адаптивность человеческих действий, реакций часто помогают индивиду выжить даже в экстремальных потенциально опасных ситуациях.

Адаптивность осуществляется на трех уровнях – биологическом, социальном и психологическом.

На биологическом уровне адаптивность – это способность человека поддерживать свою форму в необходимых пределах для нормальной жизнедеятельности организма при изменении условий мира.

Психологическая адаптивность обеспечивает стабильную функциональность всех мозговых структур при влиянии внешних психологических факторов.

Гибкость и адаптивность психических процессов демонстрируют меру развития природных способностей личности, помогающих ей в выживании при любых условиях.

Адаптивность на социальном уровне выражает приспособление к окружающей среде посредством умения анализировать социальную обстановку, возникающие социальные ситуации, осознания собственных возможностей в сложившихся обстоятельствах, а также умении приспосабливаться к основным целям и задачам деятельности.

Факторы

Причинами расстройства адаптации становятся эмоциональные и стрессовые факторы. Они провоцируют развитие негативного эмоционального состояния, в котором человек не способен адекватно реагировать на изменения среды. К таким причинам относятся:

  • эмоциональное и психологическое насилие;
  • сложная жизненная ситуация, вызванная внезапными изменениями внешних условий;
  • хронические расстройства ЦНС;
  • соматические заболевания;
  • длительная повышенная психическая нагрузка;
  • пребывание в ситуации ограниченного ресурса (недосып, недоедание).

В группе риска находятся люди, чьи жизненные условия способствуют расстройству адаптации: военнослужащие, медицинские работники, мигранты, пожилые люди, студенты.

Четыре основных принципа адаптивного лидерства

Ниже представлено четыре основных принципа адаптивного лидерства:

Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект – это способность распознавать собственные чувства и чувства других людей. При этом понимании адаптивный лидер способен укрепить доверие других участников и установить прочные взаимоотношения.

Организационная справедливость

Еще одним фундаментальным принципом адаптивного лидерства является воспитание культуры честности. Адаптивные лидеры знают оптимальные стратегии для нормального функционирования организации. Также они знают лучшие способы внедрения этих изменений, поэтому люди принимают их. Адаптивные лидеры готовы учитывать мнение других людей и тем самым убеждать их в том, что они значимые и уважаемые.

Развитие

Адаптивное лидерство предполагает изучение нового. Если одна из техник не дает желаемых результатов, адаптивный лидер стремится найти новые стратегии, которые будут работать. Благодаря применению новых методов, происходит профессиональный рост и развитие сотрудников и компании.

Характер

Адаптивное лидерство подразумевает наличие характера – проницательности и креативности. Адаптивные лидеры не всегда могут быть правы, но они пользуются уважением тех, с кем работают, и выполняют то, что рекомендуется.

Итог

Человек является адаптивным существом. Однако его адаптация зависит от сознательных побуждений и готовности меняться, а не застревать в том, что уже не вернуть, ушло в прошлое. Наиболее адаптивными считаются дети, которые готовы обучаться и изучать все, что им необходимо для нынешней жизни. Менее адаптивными становятся пожилые люди, которые не хотят меняться, а упрекают жизнь за то, что она уже не такая, какой была прежде.
i
Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.ЖурналЦарскосельские чтения2015Область наук
i
Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i
Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Что такое адаптивность?

Что такое адаптивность? Под адаптивностью понимается умение человека приспосабливаться к изменчивым внешним условиям. Человек не может все время пребывать в одной и той же среде. Первый этап, когда человек вынужден адаптироваться, — рождение. После удобных условий в утробе матери ребенок вынужден теперь сам регулировать работу своего организма и подчиняться тому режиму, который установили его родители.

Адаптация во многом зависит от интеллектуальных способностей человека. Умение видеть ситуацию, находить новые способы для приспособления к ней, желание получать новые знания и опыт позволяют адаптироваться. Чем больше человек сопротивляется новым обстоятельствам, тем ниже его адаптивная способность.

Во время адаптивного процесса важно, насколько быстро человек духовно развивается, меняет свое мировоззрение и миропонимание. Если индивид обладает высокой гибкостью, тогда он способен приспосабливаться к любым условиям

Если он попадет в незнакомые для себя условия, тогда его процесс приспособления будет намного быстрым и легким. Ему не будет страшно, поскольку он будет занят адаптацией, а не убеганием.

Адаптация происходит на трех уровнях:

  1. Биологический – способность человека сохранять свое здоровье и нормальную жизнедеятельность в имеющихся условиях.
  2. Психологический – умение сохранять стабильное и гармоничное функционирование психики в новых условиях.
  3. Социальный – способность человека анализировать социальную ситуацию, осознавать собственные возможности и меняться в соответствии с новыми задачами и целями.

Именно о социальной адаптивности пойдет речь в статье на сайте психиатрической помощи psymedcare.ru. Поскольку именно умение адаптироваться позволяет оставаться психически здоровым индивидуумом. Любое отклонение от нормы считается дезадаптивностью.

Как развивать адаптивность

Откажитесь от привычных поведенческих паттернов

Начните выполнять привычные вещи по-новому. Можно начать с бытовых ситуаций: приготовление завтрака, дорога до работы, физические упражнения в спортзале, алгоритм уборки. Задайте себе вопрос: как это можно сделать иначе?

Рискуйте

Иногда риск может быть оправданным. Безусловно, не стоит подвергать себя серьезной опасности и намеренно лишать себя дома, семьи, работы и так далее. Например, попробуйте увеличить объем поставленной задачи и уменьшить срок ее выполнения. На первый взгляд, это покажется маловозможным. Но в такой стрессовой ситуации вы начнете думать иначе и будете искать новые способы решения.

Окружайте себя прогрессивными людьми

Писатель Генри Клауд в своей книге «Сила других. Окружение определяет нас» подробно объясняет, как даже малознакомые люди могут влиять на наши взгляды. Поэтому чем больше вы общаетесь с людьми с открытыми взглядами, тем сильнее расширяется ваша картина мира.

Постоянно осваивайте новые навыки

Человеческий мозг обладает уникальной особенностью — гибкостью. Она, в свою очередь, обеспечивается благодаря постоянному развитию, так образуются новые поведенческие паттерны.

Реже пользуйтесь навигатором

Если вам нужно найти новый адрес, постарайтесь ориентироваться в новом месте без навигатора, который указывает вам путь. Запомните фотографию этого места, вход, ориентируйтесь по названиям улиц и номерам домов. Так вы развиваете пространственное мышление.

Факторы адаптации

Внешняя среда имеет множество природных факторов и созданных самим человеком факторов (материальной и социальной среды), под их воздействием формируется адаптация личности.

Природные факторы адаптации: компоненты живой природы, климатические условия, случаи природных катаклизмов.

Материальная среда включает такие факторы адаптации: предметы окружающей среды; искусственные элементы (машины, техника); среда непосредственного проживания; производственная среда.

Социальная среда имеет следующие факторы адаптации: государственное общество, этнос, условия современного города, связанный с ним общественный прогресс.

Наиболее неблагоприятными факторами окружающей среды считаются – антропогенные (техногенные). Это целый комплекс факторов, к которым человеку нужно приспособиться, поскольку он каждый день живет в этих условиях (техногенное электромагнитное загрязнение, строение автострад, мусорные свалки и т. д.).

Темп адаптации относительно вышеописанных факторов, индивидуален для каждого человека. Кто-то может приспособиться быстрее, кому-то очень тяжело дается этот процесс. Способность человека активно приспосабливаться к окружающей среде называется адаптивностью. Благодаря этому свойству человеку намного легче даются какие-то переезды, путешествия, попадание в экстремальные условия.

Согласно одной из теорий на успешность течения процесса приспособляемости влияют две группы факторов: субъективные и средовые. Субъективные факторы включают: демографические характеристики (возраст и пол) и психофизиологические особенности человека.

Средовые факторы включают: условия и обстоятельства жизнедеятельности, характер и режим деятельности, условия социальной среды. Демографические факторы в частности возраст человека имеет двухстороннее влияние на успешный процесс адаптации. Если посмотреть с одной стороны, то возраст молодого человека предоставляет ему больше возможностей, а в пожилом возрасте эти возможности снижаются. Но, с возрастом человек приобретает опыт приспособления, он находит «общий язык» с внешней средой.

В другой психологической теории выделяются четыре психологических фактора адаптации личности. Когнитивный фактор включает в себя когнитивные способности и специфичные особенности когнитивных процессов. Фактор эмоционального реагирования включает особенности эмоциональной сферы. Практическая деятельность – это фактор условий и особенностей деятельности индивида. Мотивация личности является особым фактором адаптации личности. Например, если у человека преобладает мотивация достижения успеха над мотивацией избегания неуспеха, тогда формируется успешная адаптация и ключевая деятельность становится более эффективной. Также на характер адаптации влияет соответствие мотивационного личностного ядра к целям и условиям деятельности. Мотив является фактором адаптации и с его помощью опосредуется воздействие внешних обстоятельств на индивида.

Психологическая, психофизиологическая адаптация

Психологическая адаптация , это обширное явление, которое касается внутренних психических процессов, социальной активности, познавательной и профессиональной деятельности личности.

Этот процесс носит двусторонний характер. С одной стороны, изменения внешней среды оказывают влияние на сознание человека, а с другой стороны, каждая личность с ее психологическими особенностями вносит свой вклад в устройство общества.

Существует три вида:

  1. Внутренняя. Под влиянием внешних обстоятельств происходит перестройка внутренней системы ценностей, структуры личности. Это глобальная и полная адаптация, при которой формируются новые индивидуальные черты, происходит отказ от потерявших актуальность старых привычек и убеждений.
  2. Внешняя. Это такое приспособление, при котором происходит изменение внешних поведенческих реакций. Внутренняя структура личности остается неизменной, ценностные установки и взгляды сохраняются.
  3. Смешанная. Смешение двух предыдущих видов. Индивид частично меняет свою внутренние установки и частично подстраиваются под среду при помощи изменения поведения.

Как протекает процесс социальной адаптации

Согласно структуре польского социолога Я. Щепаньского, процесс адаптации можно разделить на несколько стадий:

  1. На начальной индивид осваивает нормы и правила поведения в обществе, но при этом еще не принимает устоявшуюся систему ценностей и традиций. Это может быть обусловлено как недостаточным знакомством с порядками новой среды, так сознательным неприятием и отрицанием ее ценностной ориентации.
  2. Второй этап называют «этапом терпимости». В этот период индивид и среда признают равноценность друг друга.
  3. Третья стадия предваряет полное вхождение в новую среду. Начинается процесс приспособления, отражающийся во взаимных уступках. Это значит, что не только человек признает систему ценностей принимающего общества, но и сами участники социальной группы принимают его ценности и установки.
  4. На последней стадии наступает полная адаптация или ассимиляция к условиям и требованиям новой среды. Индивид осознанно меняет паттерны поведения и привычный образ жизни на новые установки, принятые в обществе.

Социальная адаптация — это процесс, который находится в постоянной динамике и сопровождает человека на протяжении всей жизни. В адаптации детей и подростков исследователи также выделяют ряд этапов:

  • от рождения до года — ребенок находится в полной зависимости от взрослых людей, с которыми постоянно взаимодействует;
  • от 1 до 3 лет — ребенок начинает копировать членов своей семьи и применять манипулятивные средства;
  • от 3 до 6 лет — впервые выходит за пределы семейной социальной группы, открывает и изучает новые роли, начинает соотносить себя с тем или иным членом семьи, которому сознательно подражает;
  • от 6 до 10 лет — поступление в школу, необходимость адаптации к новым условиям и людям, активный интеллектуальный прогресс, яркое проявление индивидуальных качеств;
  • от 10-11 до 14-15 лет — активная коммуникация и взаимодействие со сверстниками, формирование самосознания и поиск индивидуальности; проявляются чувства не только к семье и друзьям, но и к противоположному полу.

Неверное воспитание может привести к негативным последствиям и отрицательно сказаться на последующей жизни человека. Именно в детские и подростковые годы индивид приобретает навыки, необходимые для успешной социальной адаптации и личностного развития.

Главное правило адаптивности

Психолог Сальваторе Мадди и Карл Хорн провели эксперимент, связанный с адаптивностью человека. В 1974 году Мадди нашел статью в журнале Family Circle, где говорилось о необходимости избегать перемен, тем самым снижая стресс. В то время его собственные исследования творческих людей показали, что оригинальные идеи появляются у тех, кто находится в постоянно меняющейся среде.

В течение следующих 12 лет Мадди и его команда из Чикагского университета изучали сотрудников подразделения телефонной компании Illinois Bell. Они следили за сотнями людей и контролировали все, что можно: cчитывали показатели артериального давления, когда рабочие переходили из одного помещения в другое; наблюдали, как ушел один босс и пришел новый.

Когда случился распад компании, через шесть лет после его исследования около половины людей были уволены, а другая половина осталась. Мадди и его команда продолжали следить за обеими группами в течение следующих шести лет.

Большинство людей, независимо от того, сохранили ли они работу или потеряли ее, не смогли справиться с новыми обстоятельствами. Были разводы, инсульты, самоубийства, почечная недостаточность, сердечные приступы, алкоголизм, наркомания и компульсивные азартные игры.

Но треть людей в обеих группах не просто выжили — они продолжили развиваться. Те, кто остался в Illinois Bell, стали лидерами в изменившейся организации. Уволенные же поднялись по карьерной лестнице в других компаниях.

Самым удивительным было то, насколько обычными были люди, которые смогли адаптироваться. На бумаге они выглядели, как все, не считались умнее, образованнее, счастливее, не имели каких-то необычных врожденных способностей. Их, по мнению психолога, выделяло «экзистенциальное мужество». Пока одни пытались прийти в норму, рефлексировали, переживали, треть «адаптивных» сделала шаг вперед, не задавая себе лишних вопросов.

Роксана Коэн Сильвер из Калифорнийского университета в Ирвине обнаружила, что две из трех скорбящих вдов, жертвы терроризма, жестокого обращения с детьми и стихийных бедствий будут искать смысл в произошедшем. Они пытаются найти объяснение своим страданиям. На протяжении десятилетий психологи полагали, что это универсальная реакция на травмы.

В ходе исследования Сильвер обнаружила, что одна из трех пострадавших от травм не будет искать причину произошедшего, так как это нельзя изменить. Именно эта треть оказывается наиболее приспособленной.

Когда большинство сотрудников Illinois Bell искали причину, по которой произошли изменения, другие двигались дальше. Когда исследователи спросили сотрудников об их планах, их образ будущего во многом совпадал с прошлым. Они хотели вернуться в место, которое больше не существовало.

Люди в адаптивной трети были другими. Они также спросили себя, что означает это изменение. Но вместо того, чтобы пытаться понять, почему это произошло именно с ними, они стали думать, как действовать теперь.

Какие существуют принципы адаптивности?

На каких принципах базируется адаптивность?

  1. На гомеостатическом – когда человек стремится к равновесию своего внешнего и внутреннего мира. В каких бы условиях человек ни жил, он всегда будет стремиться к тому, чтобы сохранять равновесие, спокойствие. Если обстоятельства будут меняться, то человек будет меняться вместе с ними в том направлении, где он снова будет ощущать себя более-менее сбалансированно, спокойно.
  2. На гедонистическом – когда человек стремится в любой ситуации получить как можно больше удовольствия и уменьшить количество страданий, особенно избежать отрицательных эмоций. Так, даже в плохой ситуации человек желает найти нечто полезное для себя, чтобы снизить уровень своего страдания.
  3. На прагматическом – когда человек желает затрачивать как можно меньше усилий, получая при этом как можно больше выгоды для себя. Человек по своей сути ленивое существо. Поэтому он готов принять абсолютно немыслимое решение и считать его правильным, если оно позволяет ему получать максимальную выгоду, затрачивая на это минимальное количество усилий.

Нацеленность на достижение цели

Многие руководители информируют, что в свои команды они ищут людей, нацеленных на достижение целей. По мере того как рынки меняются, а клиенты стремятся адаптироваться к новым нормам, руководство компании хочет, чтобы команды помогали и обучали других, создавая таким образом эффективный и сплоченный коллектив.

Не всегда связано с деньгами: как наградить себя, не впадая в расточительство

Низкая цена — опасность: как не стать жертвой интернет-магазина

Перечислите основные идеи: как выразить свою точку зрения, чтобы услышал босс

Социальная адаптивность

Под социальной адаптивностью понимается интеграция личности в социуме, в результате которой формируется самосознание и роли, самоконтроль и способность к самообслуживанию, адекватные связи с окружающими.

Адаптивная система человека включает социальные механизмы, используя которые личность либо изолируется от воздействий среды или старается преобразовать эту среду под себя так, чтобы она соответствовала его полноценному социальному, биологическому и личностному развитию.

Адаптивность проявляется в социальной жизни человека, в ее повседневных действиях. Когда человек изменяет место работы, он должен приспособиться к новому коллективу, условиям, корпоративным правилам, стилю руководителя и индивидуальным особенностям коллег.

Низкая адаптивность существенно влияет на эффективность работы, соответственно может снизиться работоспособность и человек может закрыться в себе и не иметь возможности проявлять свои положительные качества. Если проанализировать ситуацию, можно выбрать соответствующий стиль поведения, и стараться адаптироваться под новые обстоятельства.

Когда человек меняет свое место жительства, не только квартиру, а даже город или страну, то это всегда стресс. И только от способности адаптироваться зависит благополучие, спокойствие и психологическая стабильность человека.

Если случается так, что под влиянием неожиданных и неотвратимых обстоятельств, изменяются условия жизни индивида, он может выбиться из колеи. Именно в таких экстремальных ситуациях, как война, эпидемия, природные катаклизм, проверяются способности человека к адаптированию.

Высокая адаптивность людей способствует тому, что они быстрее справляются со стрессом и принимают состоявшуюся ситуацию, как неотвратимую. Также люди с хорошей адаптированностью могут помогать людям справляться со своими переживаниями и адаптироваться к ситуации.

Когда у человека изменяется семейный статус, то это влияет на изменение его социального положения. Особо стрессовыми являются следующие ситуации: вступление в брак и развод. В обеих ситуациях человек должен уметь приспособиться к тому, что изменится ранее привычный уклад жизни.

Социальная адаптивность личности выражает ее активное приспособление к социальной среде. Специфическая социальная адаптивность личности бывает двух видов. Девиантный вид – это способ приспособления человека к социальным обстоятельствам, нарушая принятые в обществе ценности и правила поведения. Патологическая адаптивность – это приспособление индивида к социальным условиям, используя патологические формы поведения, возникшие расстройствами психики.

Адаптивность – это свойство, благодаря которому происходит функционирование регулятивных механизмов в социуме. Чем более сложная система цивилизации в ее функциональном значении, чем больше развиты ее элементы и подсистемы, тем более сильной будет надобность эффективных средств для сглаживания противоречий, возникающих при столкновениях интересов целого и его элементов. В таких ситуациях возникают некоторые процессы. Социум требует от своих подсистем, чтобы они адаптировались к обстоятельствам необходимым для развития цивилизации. Индивиды, их группы и различные общности являются адаптантами и от них требуется приспособление поведения к потребностям и интересам цивилизационой системы.

Право выступает нормативным механизмом и осуществляет адаптацию социума и социальных объектов (индивидов, групп) друг к другу. Его задача в том, чтобы уравновесить и привести в функциональное соответствие антагонистичные силы внутри единой цивилизационной системы. Целью права есть поиск компромиссов, взаимоприемлемых решений, которыми обеспечивается динамическое равновесие и эти решения должны позволять системе быть единым кооперированным целым, решающим важные общие социальные задачи.

Право определяет, что социальные субъекты должны вести себя законопослушно, нормативно и приспособлено к общему цивилизационному контексту. Право является разновидностью адаптивного механизма благодаря тому, что оно располагает нормами и законами, как эффективными средствами по адаптированию поведения к социальным условиям.

Признаки адаптивности

Адаптивность – это в психологии комбинация процессов аккомодации и ассимиляции. Под аккомодацией понимается изменение паттернов – схем действий личности с учетом новых требований. Ассимиляция рассматривается как процесс включения индивидом возникшей проблемной ситуации и вариантов ее решения в сформировавшуюся базу, состоящую из схем – поведенческих моделей. Признаки адаптивности:

  1. Взаимодействие с окружающей средой (социумом).
  2. Активность личности, направленная на воспроизведение приспособительных действий, которые противопоставляются пассивному наблюдению за событиями.
  3. Развитие личностных качеств и свойств, которые уменьшают влияние факторов среды.

Адаптивное поведение предполагает выбор таких поведенческих моделей, которые направлены на приспособление к ситуации, что способствует повышению успешности индивида в рамках социальной группы. Пример: «вливание» нового сотрудника в рабочий коллектив. Примерами группового адаптивного поведения могут служить формы приспособления людей к новым условиям жизни после перенесенных глобальных катастроф – военных действий, землетрясений, торнадо и других стихийных бедствий. Выделяют степени адаптивности:

  • Индивид способен сдерживать эмоциональные порывы и импульсы, контролирует поведение, не допуская выхода за рамки, дозволенные утвержденным в социуме порядком. Человек подавляет наклонности и желания, которые противоречат нормам социума и доставляют дискомфорт, проявляя при этом незаурядную способность к самоконтролю. Такие люди обычно успешны и самостоятельны.
  • Индивид стремится ослабить возникшее внутреннее напряжение при помощи изменения внешних стимулов – компонентов окружения. Человек пытается изменить мир, подгоняя его под рамки своего мировоззрения и личных интересов, что обычно является бесперспективной стратегией.
  • Индивид полностью зависит от окружения, играет роль пассивного члена социума, который подвластен внешним воздействиям, что приводит к возникновению психологического дискомфорта, в тяжелых, затяжных случаях – к развитию депрессии, невроза.

На примере степеней адаптивности видно, что люди, обладающие развитым самоконтролем, способные корректировать свои поведенческие модели с учетом текущих обстоятельств без оглядки на внешние стимулы, которые обычно трудно, чаще невозможно изменить, обладают большим адаптационным потенциалом. Вывод: чтобы изменить свою жизнь, нужно начать с себя, изменив свои привычки и склонности.

Признаки социальной дезадаптации

Внимание! Несмотря на комплексную работу институтов социализации, не всегда социальная адаптированность является закономерным результатом процесса взросления. Иногда ребенок, став взрослым, с точки зрения педагогики, остается социально неадаптированным

Признаками неуспешного прохождения программы социализации и адаптации являются:

  • Человек обладает слабыми знаниями законов функционирования рынка и социально-экономической сферы;
  • Индивид не может определиться с выбором профессии, долго оставаясь безработным, несмотря на наличие профессионального образования;
  • Человек встает на противозаконный путь, выступает в качестве лица, организующего преступления, отбывает срок в местах лишения свободы.

Внимание! Инвалидов и людей пожилого возраста нельзя считать социально неадаптированными. В свое время они были успешными в социальной среде

Инвалидам не доступно выполнение некоторых функций, но это не значит, что они не могут пройти курс реабилитации.

Установка на карьерный рост

Это стремление кандидата на вакантную должность в 2021 году будет привлекать руководителей компаний: драйв и любопытство приветствуются во все времена, особенно такие сложные, как нынешние. Многие руководители предприятий признают, что отдадут предпочтение соискателю, который хочет учиться, чем тому, кто обладает прекрасными техническими навыками, но не стремится повышать свою квалификацию. Поскольку наша жизнь меняется, должен меняться и стиль работы.

Девы — мастера планирования: какие знаки зодиака ненавидят перемены

Стали известны цены в салоне красоты жены Моргенштерна

Задаем прямые вопросы, отправляем опросы: как лучше понять клиента

Принципы адаптивности в психологии

Психология рассматривает каждого человека как существо, которое склонно к адаптации. Выделяют три принципа адаптивности в психологии:

  1. Гомеостатический. В данной концепции предполагается, что организм человека запрограммирован только на одну цель – сохранение равновесия в имеющихся условиях. Где бы человек ни находился, его организм будет искать те варианты, где он сможет быть спокойным и здоровым, функционировать. Человек на психологическом уровне устремлен на восстановление равновесия с собой и с окружающим миром за счет принятия самого себя, несмотря на помехи и помощь социума.
  2. Гедонистический. В данной концепции человек исходит из принципов удовлетворения своих желаний. В какую бы среду он ни попадет, все его действия будут направлены на удовлетворение или выгоду. Вместе с тем отмечаются случаи самопожертвования или героизма, а также ситуации, когда человек действует в интересах общества, целой группы, а не самого себя (например, на работе).
  3. Прагматический. Данная концепция рассматривает человека как разумного и логичного существа. Здесь человек действует, исходя из желания достичь максимального эффекта или результата за счет приложения минимальных усилий. Самым интересным становится то, что человек воспринимает даже не самые разумные идеи за логичные, если они ему помогают в достижении цели.

Если быть внимательными, то можно заметить, что сначала возникает цель, которой уже и подчиняется человек. Целями являются:

  • Самосохранение, выживание, здоровье, гармония.
  • Удовлетворение и ощущение счастья.
  • Достигнутые цели с минимально затраченными усилиями.

Все эти направления реализовываются людьми в условиях окружающего мира, который диктует свои правила и нормы. Если человек живет по тем принципам, которые установлены в обществе, тогда достигать целей ему будет легко, хотя и не всегда эффективно. Если же человек ставит индивидуальные цели, которые в некотором смысле не соответствуют общественным, тогда он будет вынужден искать неизведанные способы их достижения. Общество либо будет мешать, либо помогать в данном случае.


Виды

Психологическая адаптация в обществе – это образование, категория, которая состоит из компонентов, отражающих взаимодействие индивида и других членов группы в совокупности. Компоненты индивидуальной адаптивности:

  1. Приятие норм и законов, установленных в обществе.
  2. Психологическая гибкость.
  3. Эффективное реагирование на новые условия, в том числе потенциально опасные.
  4. Способность направлять события в приемлемое для себя, желательное русло.
  5. Способность воспринимать ситуацию под углом выгодных, выигрышных для себя решений.

В рамках понятия социальной адаптивности рассматривают реализацию поставленных целей, достижение планируемых результатов, осуществление стремлений и желаний. Адаптивность коррелирует с толерантностью, которая влияет на легкость восприятия проблем, трудностей, возникающих в виде неприятия внешних условий, например, поведения и мировоззрения некоторых членов социума. Различают виды адаптации в психологии:

  • Аллопластическая. Отражает изменения в окружающем мире, которые необходимы для удовлетворения потребностей индивида.
  • Аутопластическая. Отражает личностные изменения, которые необходимы для приспособления к условиям окружающего мира.
  • Поиск среды (социума), благоприятной для продуктивного, плодотворного функционирования.

Активно участвуя в жизни общества, индивид продуцирует условия окружающей среды, влияет на состояние внешнего мира, делая его более или менее благоприятным для удовлетворения потребностей. В процессе обучения и познания мира формируются навыки самопомощи, которые помогают индивиду справляться с трудными жизненными ситуациями.

Негативная адаптация предполагает полное отсутствие реакции на существующий внешний раздражитель, как приобретенный навык. Пример индивидуальной негативной адаптации: ребенок адаптируется к телесным наказаниям (тычкам, оплеухам, затрещинам), применяемым родителями, и со временем не воспринимает их, как слишком дискомфортное для себя ощущение в психологическом и физическом плане.

Другой пример: добыча средств к существованию после потери работы и невозможности в силу разных причин (пожилой возраст, низкая квалификация, отсутствие актуальных знаний в области, неспособность поддерживать интенсивный характер труда) найти новую. Пример групповой негативной адаптации: принятие утвержденного порядка в обществе, несмотря на понимание его несостоятельности и недочетов (наличие преступности и безработицы, коррупции и произвола власти).

Позитивная адаптация – приспособление к условиям текущей ситуации с осознанием позитивного влияния внешних стимулов. Пример индивидуальной позитивной адаптации: осужденный преступник адаптируется к положительным внешним условиям, в силу чего у него вырабатываются новые навыки и поведенческие модели, способствующие ресоциализации. Пример групповой позитивной адаптации: заимствование диаспорой (группой мигрантов) привычек, традиций, ценностей социальной группы, внутри которой они проживают в настоящий момент.

§ 1. 2. Принципы построения и организации интеллектуальных систем

Изучение ИС позволяет сделать попытку сформулировать общие принципы, которые, не являясь достаточными, отражают необходимые моменты в их организации и функционировании.

п. 1. 2. 1. Принцип системности.

ИС могут быть только сложными системами, функции всех их элементов должны быть согласованы с назначением системы и их местом в них, а также между собой. Именно взаимная согласованность и взаимозависимость элементов системы обеспечивает целостность и функциональную полноту наиболее совершенных ИС. Это может также приводить к структурной или функциональной избыточности.

п. 1. 2. 2. Принцип иерархичности.

Сложная иерархическая многоуровневая структура является основой для одновременного протекания множества процессов. Уровень неординарности итогового процесса зависит от характера совокупности составляющих процессов. Сложная совокупность процессов принципиально характеризуется и сложной структурой. Таким образом, в некотором роде уровень сложности системы и ее структуры определяет и потенциальный уровень ее интеллекта.

п. 1. 2. 3. Принцип многоканальности.

Получение согласованных с обстоятельствами и средой решений различных задач основывается на информации, получаемой извне по многим каналам и работающим на различных физических принципах, что позволяет иметь разнородную характеристику специальных свойств объектов среды. Комплексирование информационных данных позволяет иметь более объективную и более полную картину о происходящих процессах. Разнородная информация, получаемая по разным каналам, обрабатывается примерно за одинаковое минимально возможное время.

Наглядность этого принципа характеризует следующий факт. Человек способен решать различного рода опознавательные задачи за доли секунды, а зрительная система человека несомненно работает как параллельное устройство, Параллельная обработка как зрительной информации, так и поступающей в мозг человека от других органов чувств, дозволяет реализовать инвариантное опознавание объектов.

п. 1. 2. 4. Принцип адаптивности.

Принцип адаптивности предполагает наличие у ИС потенциальных возможностей улучшения работы: в условиях априорной и текущей неопределенности на основе обучения на опыте.

Особая роль при этом принадлежит элементам системы — реализующим память.

Адаптация может происходить путем самонастройки, самообучения или самоорганизации. Адаптивные способности могут определяться объе­мом информации (памятью) системы и потребными затратами времени на ее обработку.

п. 1. 2. 5. Принцип взаимности функциональных и структурных свойств.

Естественно, что назначение системы, ее функции непосредственно влияют на структуру системы. Однако и структура системы должна способствовать наиболее полной

реализации функций.

п. 1. 2. 6. Принцип эквифивальности.

Этот принцип предполагает наличие у системы множества взаимосогласованных последовательностей реакций на определенные внешние воздействия, приводящих к одному и тому же практически полезному результату.

п. 1. 2. 7. Принцип динамического самопрограммирования.

Самая замечательная особенность нервного управления, наиболее ярко выраженная в целеустремленном творческом разуме человека, заключается в способности на основании разнообразного анализа ситуаций мгновенно создавать сложнейшие и вместе с тем оптимальные программы деятельности, которые непрерывно перестраиваются и корректируются с учетом прошлых событий, текущей действительности и прогнозирования будущего. Уже образование элементарного условного рефлекса представляет собой выработку новой программы поведения. Усложнение условных рефлексов означает все более высокую самоорганизацию поведенческих программ. В кибернетическом смысле основная функция высшей нервной деятельности состоит в динамическом поведении самопрограммирования.

Вопросы для собеседования

Вводила ли Ваша организация изменения, с которыми Вы не были согласны? Когда и почему Вы приняли эти изменения?

Политика организации иногда меняется. Вы сталкивались с подобными изменениями? Как Вы реагировали на это?

С какими трудностями Вы столкнулись при смене места работы? Опишите процесс Ваших личных изменений?

Организации, как правило, развиваются. Могли бы Вы описать, как менялась Ваша позиция? Как Вы справлялись с этим?

Могли бы Вы описать недавнюю ситуацию, в которой Вы должны были скорректировать Ваш план или пересмотреть свои приоритеты? В каком контексте и что именно Вы делали? Какие коррективы Вы сделали и как Вы их осуществили? От чего Вам было сложно отказаться?

Что такое гибкость мышления?

Гибкое мышление является частью группы навыков, называемых исполнительной функцией. Проблемы с этими навыками часто встречаются у детей с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Но и другие дети и взрослые люди, которые думают и учатся по-другому, также могут иметь трудности с гибким мышлением и исполнительными функциями.

Гибкое мышление также известное как когнитивная гибкость — это способность думать о чем-то более чем одним способом.

Быть гибким — это создавать, исследовать, генерировать, воображать, импровизировать, изобретать, изменять, соотносить, трансформировать и адаптировать. Это — не решение об изменении, даже если это неудобно, а действие, когда это необходимо.

Напротив, негибкий человек является рабом своих обстоятельств и своих железных заявлений , неспособен справиться с изменениями с помощью адаптивного отношения и вряд ли полностью счастлив, поскольку все вокруг него не может вращаться вокруг его конкретной нормы. Эта негибкость может порождать проблемы на работе и в личном окружении, но также, что особенно важно, во взаимоотношениях с самим собой.

Характеристика адаптивного спорта

• Адаптивный спорт – компонент (вид) АФК, удовлетворяющий

потребности личности в самоактуализации, в максимально

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

возможной самореализации своих способностей, сопоставлении их

со способностями других людей; потребности в коммуникативной

деятельности и в социализации (С.П. Евсеев).

• Спорт инвалидов (адаптивный спорт) — вид спортивной

деятельности, направленный на социальную адаптацию и

физическую реабилитацию инвалидов и лиц с ограниченными

возможностями здоровья. Развитие спорта инвалидов и лиц с ОВЗ

основывается на принципах приоритетности, массового

распространения и доступности занятий спортом (Закон РФ «О

физической культуре и спорте в Российской Федерации»)

ПРЕИМУЩЕСТВА ЗАНЯТИЙ АДАПТИВНЫМ СПОРТОМ

Адаптивный спорт в значительной мере содействует интеграции инвалида в

общественную жизнь. Он позволяет включиться в социальные контакты с

другими людьми: спортсменами, тренерами, врачами и др.

2. В процессе занятий спортом инвалид получает возможность для

самореализации, самосовершенствования, самоутверждения,

самоопределения.

3. Адаптивный спорт может выступать как средство достижения совершенно

• Средство самоутверждения, со стремлением к лидерству и победе.

• Способ укрепить здоровье, скорректировать двигательные функции, улучшить

самочувствие.

• Средство социальной и психологической адаптации и реабилитации

(расширение круга общения, борьба со стеснительностью и др.).

• Спорт как тяжелая профессиональная деятельность, главный способ добычи

материальных средств.

Направления адаптивного спорта

Паралимпийский спорт

Специальная Олимпиада

Сурдлимпийский спорт

Адаптивная модернизация

Адаптивная модернизация — это процесс, при котором берется существующий сайт, предназначенный только для настольных компьютеров, и «переделывается в адаптивный» по факту.

Для большинства организаций, широкомасштабное создание нового дизайна с нуля даже не рассматривается. Именно поэтому адаптивная модернизация это популярный подход к созданию хорошего интерфейса для мобильных устройств.

Преимущества

  • Относительно быстро. Способов сделать адаптивную модернизацию довольно много, эта стратегия может заключаться в добавлении файла small-screens.css на сайт. Несмотря на этот довольно грубый пример, адаптивная модернизация — привлекательный вариант для большого числа организаций, так как не требует перестройки всего с нуля.
  • Знакомо. Не сбивает с толку пользователей. Люди годами привыкают к интерфейсу и делая модернизацию существующего, организации сохраняют знакомый подход, при этом улучшая жизнь людям с мобильными устройствами.
  • Организационно быстрее. Говоря политическим языком, модернизировать интерфейс более безопасно, чем начинать всё с нуля. Меньше споров о том, какой оттенок зеленого выбрать, какие банальные стоковые фотографии использовать, а управлению не придётся выворачивать руки. Это позволяет командам быстрее запускать адаптивные сайты.

Недостатки

  • Затрагивает только малую часть. Опять же, есть множество вариантов выполнения модернизации, но цель большинства из них — «сделать симпатично». Фокусируясь на переделке макета, модернизация часто упускает огромное количество других факторов, которые нужно учитывать при создании успешного проекта для различных устройств.
  • 10 литров воды в трёхлитровой банке. Так как сайты для настольных компьютеров рассчитаны только для них (и, часто, существуют на протяжении длительного времени), они могут содержать много хлама. А так как модернизация, в основном, заключается в переплавке макета, большинство проблем с контентом, не учитываются полностью.
  • Производительность. Есть что-то странное в написании кода для лучшей поддержки небольших устройств. Удаление лишнего может зайти слишком далеко, но без концентрации на производительности она сама по себе не вырастет.
  • Худшая поддержка. Медиа-запросы, изначально разработанные для настольных компьютеров, плохо поддерживаются большинством мобильных устройств.
  • Временные исправления. Мне хочется умереть, когда я слышу от людей просьбу «сделать адаптивным» что-либо, как будто это просто чекбокс в плане проекта (который иногда на самом деле существует). Такой тип ограниченного мышления упускает реальные возможности, которые предлагает адаптивный дизайн.

Упражнения для развития гибкости мышления

Как развить гибкий ум? Хотя некоторые люди обладают врожденной способностью к гибкому мышлению, каждый с осознанием и практикой может получить к ней доступ.

Вот несколько способов развития гибкости мышления:

Эти советы не только помогут вам поработать мозг, они заставят вас почувствовать себя сильнее и креативнее, направив вас на верный путь к достижению ваших высших целей.

Кто гибок, слушает, анализирует, ценит и адаптируется, пытаясь выкладываться по максимуму ради своей цели, не забывая о потребностях других.

Психическая гибкость не является произвольной или причудливой, она основана на наших целях и устремлениях, а также на балансе между контролем и спонтанностью. Когда мы умственно гибки, мы преследуем цели, зная, что эти цели иногда можно изменить или модифицировать по мере того, как мы узнаем больше о ситуациях и нашей способности достигать невозможного.

Наталья Шахова

Теоретические основы

Теоретической основой теста является представление об адаптации, как о постоянном процессе активного приспособления индивида к условиям социальной среды, затрагивающего все уровни функционирования человека. Эффективность адаптации в значительной степени зависит как от генетически обусловленных свойств нервной системы, так и от условий воспитания, усвоенных стереотипов поведения, адекватности самооценки индивида. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации, что может сопровождаться повышенной конфликтностью, непониманием своей социальной роли, ухудшением состояния здоровья. Случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к развитию болезней, срывам в учебной, профессиональной деятельности, антисоциальным поступкам. Процесс адаптации чрезвычайно динамичен. Его успех во многом зависит от целого ряда объективных и субъективных условий, функционального состояния, социального опыта, жизненной установки и др. Каждый человек по-разному относится к одним и тем же событиям, а один и тот же воздействующий стимул у разных людей может вызвать различную ответную реакцию. Можно выделить некоторый интервал ответных реакций индивида, который будет соответствовать представлению о психической норме, а также можно определить некоторый «интервал» отношений человека к тому или иному явлению, касающихся, прежде всего категорий общечеловеческих ценностей, не выходящий за рамки общепринятых моральных норм. Степень соответствие этому «интервалу» психической и социально-нравственной нормативности и обеспечивает эффективность процесса социально-психологической адаптации, определяет личностный адаптационный потенциал (ЛАП), являющейся важнейшей интегративной характеристикой психического развития. Характеристику личностного потенциала адаптации можно получить, оценив поведенческую регуляцию, коммуникативные способности и уровень моральной нормативности.

Поведенческая регуляция (ПР)

— это понятие характеризующее способность человека регулировать своё взаимодействие со средой деятельности. Основными элементами поведенческой регуляции являются: самооценка, уровень нервно-психической устойчивости, а также наличие социального одобрения (социальной поддержки) со стороны окружающих людей. Все выделенные структурные элементы не являются первоосновой регуляции поведения. Они лишь отражают соотношение потребностей, мотивов, эмоционального фона настроения, самосознания, «Я-концепции» и др. Система регуляции — это сложное, иерархическое образование, а интеграция всех её уровней в единый комплекс и обеспечивает устойчивость процесса регуляции поведения.

Коммуникативные качества (коммуникативный потенциал — КП)

является следующей составляющей личностного адаптационного потенциала (ЛАП). Поскольку человек практически всегда находится в социальном окружении, его деятельность сопряжена с умением построить отношения с другими людьми. Коммуникативные возможности (или умение достигнуть контакта и взаимопонимания с окружающими) у каждого человека различны. Они определяются наличием опыта и потребности общения, а также уровнем конфликтности.

Моральная нормативность (МН)

обеспечивает способность адекватно воспринимать индивидом предлагаемую для него определённую социальную роль. В данном тесте вопросы, характеризующие уровень моральной нормативности индивида, отражают два основных компонента процесса социализации: восприятие морально-нравственных норм проведения и отношение к требованиям непосредственного социального окружения.

Как повысить адаптивность

Люди с низкой адаптивностью, сталкиваясь с проблемами, ощущают беспомощность, воспринимают изменение действительности, как крушение ценностей, ломку традиций. В результате развиваются внутренние конфликты. Нравственный кризис (противоречие с внешним миром) – отражение низкой адаптивности.

Человек, испытывающий нравственный кризис, теряет веру, смысл существования в рамках социума, что в свою очередь приводит к ограничению социальной ответственности или отказу от нее. Невозможность обретения смысла в жизни приводит к развитию невроза. Психологический дискомфорт возникает как следствие несоответствия внешних социальных стимулов взглядам, позиции, убеждениям индивида.

Диссонанс провоцирует появление отрицательных эмоций, которые в свою очередь приводят к возникновению чувства неуверенности в себе, неудовлетворенности своей жизнью. Чтобы успешно справляться с негативными внешними влияниями, нужно улучшать свои адаптационные возможности.

Залогом успешной адаптации является непрерывный процесс самосовершенствования. Личностный рост, воплощение созидательных планов, самореализация – основные направления развития личности, которые ассоциируются с повышением адаптационных возможностей. Что делать:

  1. Искать позитивные моменты в любой сложной ситуации.
  2. Не зацикливаться на негативных эмоциях и событиях.
  3. Акцентировать внимание на поиске вариантов выхода из сложной ситуации.
  4. Сохранять спокойствие и уверенность в себе.
  5. Не надеяться на кого-то кроме себя.

Важно осознавать, неразрешимые ситуации встречаются редко. Выход есть всегда. Чтобы найти его, нужно спокойно обдумать проблему. Развитые адаптивные навыки позволяют устранить напряжение, которое возникает вследствие несогласованности между внутренней мотивацией личности и внешними обстоятельствами. Высокая адаптивность ассоциируется с устойчивостью самосознания.

Адаптация – процесс приспособления к изменяющимся условиям внешнего мира. От уровня адаптационных возможностей во многом зависит успешность индивида в социуме.

Используемые источники:

  • https://psytheater.com/adaptivnost.html
  • https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-adaptivnost-kak-neobhodimoe-kachestvo-zhiznedeyatelnosti
  • https://dom-isemya.ru/semya/psihologiya-lichnosti/adaptacziya-v-psihologii/

Примеры поведения:

Общий

  • готов изменить свой распорядок
  • не является жестким
  • не смущается приспосабливаться, отказываясь от своей индивидуальности

Оперативный

  • адаптирует свои методы, когда требуется
  • не требует большого количества времени для адаптации к новой задаче
  • продолжает работать эффективно, когда задачи внезапно меняются
  • легко приспосабливается к новым условиям работы с другими правилами
  • легко переключается на другие стандарты и ценности

Тактический

  • легко приспосабливается к различным задачам и требованиям после слияния или поглощения
  • способен развивать профессиональные отношения с коллегами и клиентами из разных культур, религий и с разными особенностями характера
  • корректирует свои планы и цели, если это выгодно
  • приводит свой стиль поведения к определенной норме в другой среде; старается не выделяться
  • легко адаптирует планы и схемы, когда это необходимо

Статегический

  • следует правилам и воззрениям, соответствующим его/её новой позиции, как внутри организации, так и за её пределами
  • действует в соответствии с особенностями культуры и следует установленным правилам
  • корректирует собственное мнение и цели для достижения общих целей
  • открыт для различных норм, ценностей и правил, без потери чувства идентичности
  • легко выделяет в различных ситуациях и контекстах важные культурные составляющие и действует в соответствии с ними

Примеры

Процесс адаптации сопровождает человека всю его жизнь с самого рождения. Так, появившийся на свет ребенок является биологическим организмом, полностью лишенным опыта существования в мире и взаимодействия с окружающими людьми.

По мере взросления новорожденный осваивает первые социальные приемы общения: улыбка, смех, требование внимания, проявление расположения и т.д.

В дальнейшем получая информацию от родителей и других людей, ребенок приспосабливается к окружающим его обстоятельствам и учится соотносить свои потребности с требованиями окружающей среды.

Важным этапом в детстве является поступление в детский сад. Здесь приобретаются навыки коммуникации, сотрудничества, послушания и т.д.

В дальнейшем ребенок попадает в школу, где он оказывается перед необходимостью осуществления познавательной деятельности, выстраивания отношений с одноклассниками и учителем.

Если в детском саду все требования в основном сводились к послушанию и соблюдению общего распорядка, то в школе возникают обязанности, подлежащие оценке со стороны других членов общества.

Во взрослой жизни переходными этапами становятся такие события, как начало профессиональной деятельности, смена коллектива, служба в армии, перевод на другую должность, начало семейной жизни, появление детей и т.д.

Каждый новый жизненный этап требует умения проявлять адаптивное поведение, приспосабливаясь к изменившимся условиям.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]