Здоровый человек и его окружение Лекция. 4. Рост и развитие человекаучебно-методический материал

Человеческое развитие — это непрерывный процесс, начинающийся от рождения и до смерти. В каждый момент жизни каждый человек находится в состоянии личной эволюции. Физические изменения во многом приводят к процессу, так как наши познавательные способности развиваются и снижаются в ответ на рост мозга в детском возрасте и снижают функцию в старости. Психосоциальное развитие также существенно зависит от физического, поскольку наше изменяющееся тело и мозг вместе с нашей средой формируют нашу идентичность и наши отношения с другими людьми.

Физическое развитие

Хотя различные ученые определяют физическое развитие несколько разными способами, большинство из них в основном разбивают процесс на восемь этапов, которые включают:

  1. Младенчество;
  2. Раннее детство;
  3. Среднее детство;
  4. Позднее детство;
  5. Подростковый возраст;
  6. Раннее взросление;
  7. Средний возраст;
  8. Старость.

В последние годы, когда люди жили дольше, некоторые добавили «поздгюю старость» в этот список. На каждом этапе происходят определенные физические изменения, которые влияют на когнитивное и психосоциальное развитие человека.

Дедушка с внучкой

Что знали и сумели передать нам наши предки о цикличности?

Согласно древнеиндийской философии исторический процесс развития человечества делится на четыре эпохи: Золотой век, Серебряный век, Медный век и Железный век, которые циклически сменяют друг друга. И расцвет Золотого века (времена расцвета культуры, философии, науки, искусства и духовной сферы) сменился после Серебряного и Медного на Железный век – век материализации, который характеризуется как время грубой силы, жестокости, алчности, ненасытности желаний и необузданности страстей.

Таким образом, 12 000-летняя цикличность существовала всегда, и мы это знаем благодаря фактам из истории прошлых цивилизаций. Сведения об этом сохранились в различных древних писаниях, сакральных сооружениях, священных текстах практически всех народов мира.

А теперь давайте рассмотрим цикличность с точки зрения современной науки.

Когнитивное развитие

Когнитивное развитие относится к приобретению способности рассуждать и решать проблемы. Основная теория когнитивного развития была разработана Жаном Пиаже, швейцарским психологом развития. Piaget делил детское когнитивное развитие на четыре этапа, начиная с рождения через подростковый возраст. Ребенок, который успешно проходит через этапы, переходит от простых сенсомоторных ответов к способности классифицировать и создавать серию объектов и в конечном итоге участвовать в гипотетических и дедуктивных рассуждениях, согласно «новому словарю научной биографии».

Ничто не вечно в этом мире

Любая материя временна и имеет свой жизненный цикл (путь), который лежит между двумя событиями – рождением и разрушением. Ему свойственны свои характеристики, законы, фазы развития (ускорение и замедление). И такая же цикличность свойственна и тем изменениям, которые происходят в человеческом обществе, а также в государствах, в различных культурах, и в цивилизациях в целом…

Жизненный цикл Солнца, биосферы, частью которой является человек, также конечен. Цикличность свойственна и самой Вселенной, отражающей периодичность рождения и смерти.

Рождение Вселенной, галактик, рождение земных цивилизаций, процессы жизнедеятельности на всех уровнях: в социуме, природе, информационных системах – также подвержены цикличности.

И человечество на протяжении многих веков также проходит через все эти циклические процессы.

Психосоциальное развитие

Первичная теория психосоциального развития была создана Эриком Эриксоном, немецким психологом развития. Эриксон разделил процесс психологического и социального развития на восемь этапов, которые соответствуют этапам физического развития. На каждом этапе, по словам Эриксона, человек сталкивается с психологическим конфликтом, который должен быть разрешен для того, чтобы прогрессировать. Переходя от младенчества до старости, эти конфликты — это доверие против недоверия, автономии по сравнению с позором и сомнением, инициатива против вины, промышленность против неполноценности, идентичность и ролевая диффузия, близость к изоляции, рождаемость.

Потребности и интересы

Пирамида потребностей человека (по Маслоу)

Для обеспечения своей жизнедеятельности и в целях своего развития человек удовлетворяет различные нужды, которые называются потребностями. Потребность

— это нужда человека в чём-либо. Осознанная потребность становится мотивом деятельности человека. Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие. Особенностью человека является способность
ранжировать
свои потребности в соответствии со своими принципами, убеждениями. Потребности человека безграничны.
Разумные потребности
— это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.
Мнимые потребности
– искусственно созданные человеком, без реализации которых можно обойтись (например, курение). Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.
Интерес
— целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту.
Склонность
– направленность на определённую деятельность. Интересы и склонности человека выражают направленность его личности, которая определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.

Взаимозависимые процессы

Развитие является продуктом сложного взаимодействия биологических, психологических и социальных влияний. Поскольку дети развиваются физически, приобретая больший психомоторный контроль и увеличивая функцию мозга, когнитивные процессы у них становятся сложнее, то есть они уже обладают более искусным мышлением и воздействием на окружающую среду. Эти физические и когнитивные изменения, в свою очередь, позволяют им развиваться психосоциально, формируя индивидуальную самобытность и эффективно и эффективно взаимодействуя с другими людьми. Таким образом, как описано, человеческое развитие является пожизненным процессом роста, созревания и изменения.

Тип телосложения и физическая активность

Форма тела человека генетически обусловлена, однако большинство людей не имеют ярко выраженного типа телосложения и относятся к промежуточным типам. Первые признаки типа телосложения появляются в 6–7 лет, а окончательное его формирование происходит в период полового созревания. В дальнейшем тип телосложения меняется незначительно. Родители, приобщая ребенка к спортивным занятиям, не должны бороться с природой. Если малыш толстоват, краснеет и потеет при беге, не может догнать сверстников, то, вероятно, он более сильный и развивать в нем надо в первую очередь силовые качества. Худенький и высокий ребенок, уступающий сверстникам в силе, наверняка более быстрый и ловкий, и ориентировать его следует на занятия, развивающие именно эти качества.

Последствия

Важность физического, когнитивного и психосоциального развития становится очевидной, когда человек не успешно справляется с одним или несколькими этапами развития. Например, у ребенка, который не может достичь основных вех физического развития, может быть поставлен ​​диагноз задержки развития. Аналогичным образом, ребенок с ограниченными возможностями обучения может не справиться с сложными когнитивными процессами типичного подростка. У взрослого среднего возраста, который не может успешно решить стадию рождаемости Эриксона по сравнению с застоем, может возникнуть «глубокая личная стагнация, замаскированная множеством эскапизмов, таких как злоупотребление алкоголем и наркотиками, а также сексуальные и другие проблемы. Таким образом, это важно для всех людей, поскольку они решают задачи развития, с которыми они сталкиваются в каждом возрасте.

Человеческое развитие

Сознание

Сознание

– это форма психического отражения действительности и способность целенаправленно, обобщённо и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.

Структура сознания
восприятие органами чувств
окружающего мира и самого себя (познание и самопознание)
логико-понятийные способности
к рациональному познанию и знания, получаемые на их основе (понимание сущности объектов)
эмоциональные компоненты
(сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий)
ценностно-смысловые компоненты
(сфера высших мотивов деятельности, её духовных идеалов, способности к их формированию и пониманию)

Свойства сознания:

– активность (отражает мир целенаправленно; служит основой преобразовательской деятельности человека); – избирательность (различия в содержании как на личном, так и на общественном уровне); – субъективность; – творческое начало.

Бессознательное

– явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им. Проявляется в оговорках, описках, фантазиях, мечтах, сновидениях.
Общественное (коллективное) сознание
– сознание группы общества, общественное мнение. Относительно самостоятельно, распространяется образованием, СМИ, политическими партиями и общественными движениями.
Самосознание
– осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, положения в обществе, осознание себя как личности, способной принимать решения и нести за них ответственность.
Самопознание
– изучение личностью собственных психических и физических особенностей. Протекает в процессе деятельности и общения.
Самооценка
– эмоциональное отношение к собственному образу (всегда субъективна). Самооценка может быть реалистической (у людей, ориентированных на успех), нереалистической (завышенной или заниженной у людей, ориентированных на избегание неудач).

Поведение

– совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Поведение состоит из поступков.
Поступок
– действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств.

Что влияет на человеческое развитие

Генетические факторы, влияние окружающей среды и психологические факторы и заболевание могут влиять как на когнитивное развитие ребенка, так и на физический рост. Вот почему родители, врачи и учителя должны регулярно оценивать модели развития детей на протяжении многих лет, чтобы дети могли достичь определенных этапов развития.

Генетические факторы

Биология играет важную роль в здоровом развитии ребенка. Гены являются биологическим фактором риска, который не может быть изменен. Однако, несмотря на то, что генетический фон ребенка может предрасполагать ее к определенным наследственным заболеваниям и расстройствам, ранние вмешательства могут улучшить результат, который могут иметь эти факторы риска на физическом и когнитивном росте и развитии ребенка. Это особенно важно при работе с генетическими состояниями, которые невозможно предотвратить.

Влияние окружающей среды

Существуют и другие биологические факторы риска, которые могут влиять на развитие и рост ребенка прямо или косвенно. Табак, алкоголь, недоедание, лекарства, рекреационные наркотики или другие химические вещества могут влиять на рост плода. Мало того, что эти вещества могут вызывать врожденные дефекты, но они также могут влиять на когнитивное развитие человека на более поздних стадиях развития. К сожалению, последствия этих факторов риска для обучения и поведения ребенка могут не быть очевидными в течение многих лет.

Болезнь

Острая и хроническая болезнь часто создает повышенный риск развития дополнительных проблем со здоровьем наряду с эмоциональными и поведенческими проблемами. Физические недостатки также могут привести к социальной изоляции, что может оказать существенное влияние на образование ребенка и, в свою очередь, повлиять на способность человека обеспечивать занятость во взрослой жизни. Наряду с физическими и познавательными ограничениями, с которыми ребенок может столкнуться из-за болезни, эти нарушения могут препятствовать способности ребенка общаться и взаимодействовать в обществе со своими сверстниками. Это может в конечном итоге привести к тому, что ребенок станет социально стигматизированным, что может иметь дальнейшее негативное воздействие на физическое здоровье человека.

Уход за ребенком

Исследователи измеряют детское физическое, социальное, эмоциональное и поведенческое развитие с частыми интервалами, чтобы предсказать, какое влияние оказывает материнская и не материнская помощь на когнитивное развитие ребенка. Результаты исследования подтверждают идею о том, что качество предоставления помощи является сильным показателем когнитивных способностей и социальной компетентности ребенка. Уход матери, по-видимому, является самым сильным предиктором успеха.

Психологические факторы

Стиль воспитания — еще один фактор, который влияет на когнитивное развитие человека. Родительские ценности и убеждения влияют на то, как ребенок понимает, что происходит вокруг него. Хотя некоторые стили воспитания могут быть невосприимчивы к потребностям ребенка и требуют соответствия, другие поощряют академические достижения, уверенность в себе, независимость и зрелость.

Социальные влияния

Социальные отношения играют еще одну важную роль в когнитивном развитии ребенка. Социальное познание рассматривается как ключевое для учебного процесса, поскольку обучение требует, чтобы ребенок мог эффективно взаимодействовать с другими. Игра — одно из первых социальных взаимодействий, которое способствует способности ребенка учиться. Позже, когда ребенок участвует в различных социальных действиях с другими детьми, он учится решать проблемы. Культурные влияния также влияют на когнитивное развитие ребенка, одним из наиболее стойких культурных влияний является школьная система.

Недостаток стимуляции

Когнитивное развитие, определяемое как развитие интеллекта, сознательная мысль и способность решать проблемы, начинается в младенчестве и продолжается во взрослой жизни. Генетически младенцы рождаются с определенной когнитивной структурой, но именно взгляды и звуки опыта помогают им достичь своего конкретного генетического потенциала. Рост головного мозга возникает, когда чувства стимулируются. С рождения до восьми лет молодой мозг особенно ориентирован на изучение и создание связей. Обучающая среда, наполненная любовью, теплом или стрессом и конфликтом, также влияет на когнитивное развитие.

Пластичность

Мозг младенца рождается с множеством инструментов, имеющихся в его распоряжении, но у него очень мало информации. Он способен плакать, есть, спать и оставаться настороже. Хотя он крошечный, он сталкивается с миром знаний, который должен быть почерпнут благодаря опыту. Эта сила гибкости, называемая «пластичностью» неврологов, дает каждому ребенку дар возможности. Пластичность может быть благом, проклятием или где-то посередине, в зависимости от обстоятельств ребенка. Учитывая жизнь, наполненную обогащающими переживаниями, которые стимулируют все чувства, ребенок обладает способностью полностью реализовать свой потенциал. Жизнь без необходимой стимуляции для стимулирования роста нейронов может тормозить когнитивное развитие человека.

Опыт

Когнитивное развитие зависит от стимуляции, обеспечиваемой через чувства. Когда активируется любое из пяти чувств — прикосновение, зрение, звук, вкус или запах, электрическая активность происходит в мозге. Каждый сенсорный опыт возбуждает нервные цепи, тем самым создавая более прочную связь. Обучение происходит, когда нервные цепи усиливаются путем повторения. Со временем другие нейронные цепи становятся неактивными из-за отсутствия использования. Эти неактивные схемы часто выпадают в процессе, называемом «обрезкой». Обрезка упрощает нейронную обработку, позволяя более сильным схемам работать более эффективно. Благодаря обрезке дети могут оттачивать ходьбу, говорить и другие навыки.

Отношения

Возможно, наиболее важным и часто упускаемым аспектом когнитивного развития является качество человеческих отношений. С младенчества ребенок учится получать то, что ему нужно, посредством актов общения. Быстрота и качество человеческого ответа уточняют связь. Любящее прикосновение, быстрый ответ и положительная словесная обратная связь возбуждают рудиментарные нервные пути. Акт описания ваших действий, объяснения деталей мира и время, чтобы показать, испытать, почувствовать, обонять и послушать то, что окружает вас, предоставляет вашему ребенку массу информации. Эти ранние формы общения создают здоровые социальные связи и эшафот, необходимые для поддержки вербального приобретения и эмоционального контроля, оба из которых являются ключевыми в когнитивном развитии.

Злоупотребление и безнадзорность

Детство, лишенное сенсорной стимуляции, мало помогает мозгу работать. Злоупотребление и чрезмерный стресс вызывают аналогичный дефицит, ставя такой спрос на выживание, что мало времени или энергии уделяется интеллектуальному развитию. Долгосрочные последствия злоупотребления и пренебрежения включают снижение функции мозга, беспокойство и панические расстройства, а также внимание и дисфункцию памяти.

Всемирная история

Все это было невозможно без применения прямого насилия. Привлекаемые извне работники могли быть только рабами. Рассматриваемый способ увеличения продуктивности общественного производства состоял в утверждении экзогенного (от греч. экзо — снаружи, вне) рабства. Только постоянный приток рабов извне мог сделать возможным появление самостоятельного способа производства, основанного на труде такого рода зависимых работников.

Впервые этот способ производства утвердился только в эпоху расцвета античного общества, в связи с чем его и принято называть античным. В главе VI «Основные и неосновные способы производства» он был назван серварным.

Таким образом, необходимым условием существования античного общества было непрерывное выкачивание человеческих ресурсов из иных социоисторических организмов. И эти иные социоры должны были относиться к типам, отличным от данного, причем предпочтительнее к обществу предклассовому.

Бытие системы обществ античного типа было невозможно без существования обширной периферии, состоявшей преимущественно из варварских социоисторических организмов.

Непрерывная экспансия, которая была необходимым условием существования серверных обществ, не могла продолжаться бесконечно. Рано или поздно она становилась невозможной. Демографический способ повышения продуктивности общественного производства, также как и темпоральный, был тупиковым.

Античное общество, также как и политарное, было неспособно превратиться в общество более высокого типа. Но если политарный исторический мир продолжал существовать чуть ли не до наших дней и после схода с исторической магистрали в качестве инфериорного, то античный исторический мир исчез навсегда. Но, погибая, античное общество передало эстафету иным обществам.

Переход человечества на более высокую стадию общественного развития снова произошел путем, который выше был назван формационным сверхвозвышением, или ультрасупериоризацией.

Эпоха Средних веков (VI-XV вв.).

Подточенная внутренними противоречиями Западная Римская империи рухнула под натиском германцев. Произошло наложение германских предклассовых демо-социальных организмов, которые принадлежали к проформации, отличной от протополитарной, а именно протомилитомагнарной, на обломки западно-римского геосоциального организма. В результате на одной и той же территории часть людей жила в составе демосоциальных предклассовых организмов, а другая — в составе наполовину разрушенного классового геосоциального организма.

Такое сосуществование двух качественно отличных социально-экономических и других общественных структур не могло продолжаться слишком долго. Должно было произойти либо разрушение демосоциальных структур и победа геосоциальных, либо распад геосоциальных и торжество демосоциальных, либо, наконец, синтез тех и других.

На территории погибшей Западной Римской империи произошло то, что историки называют романо-германским синтезом. В результате его родился новый, более прогрессивный способ производства — феодальный и соответственно новая общественно-экономическая формация.

Возникла западноевропейская феодальная система, которая стала центром всемирно-исторического развития.

На смену Античной эпохе пришла новая — эпоха Средних веков. Западноевропейская мировая система существовала как одна из зон сохранившегося, но при этом перестроившегося центрального исторического пространства. В это пространство в качестве внутренней периферии входили византийская и ближневосточная зоны.

Последняя в результате арабских завоеваний VII-VIII вв. значительно увеличилась, включив часть византийской зоны, и превратилась в исламскую зону. Затем началось расширение центрального исторического пространства за счет территории Северной, Центральной и Восточной Европы, заполненной предклассовыми социоисторическими организмами, которые тоже относились к той же проформации, что и германские предклассовые общества, — протомилитомагнарной.

Эти общества, одни под воздействием Византии, другие — Западной Европы, стали превращаться и превратились в классовые социоисторические организмы.

Но если на территории Западной Европы произошла ультрасупериоризация и появилась новая формация — феодальная, то здесь имел место процесс, который выше был назван литерализацией.

В результате его возникли две близкие общественно-экономические параформации, которые, не вдаваясь в подробности, можно условно охарактеризовать как парафеодальные (от греч.

пара — возле, около): к одной относились социоры Северной Европы, к другой — Центральной и Восточной. Возникли две новые периферийные зоны центрального исторического пространства: североевропейская и центрально-восточноевропейская, в состав которой вошла и Русь. Во внешней периферии продолжали существовать первобытные общества и те же самые политарные исторические арены, что и в античную эпоху.

В результате монгольского завоевания (XIII в.) Северо-Западная Русь и Северо-Восточная Русь, вместе взятые, оказались вырванными из центрального исторического пространства.

Центрально-восточноевропейская зона сузилась до центрально-европейской. После избавления от татаро-монгольского ига (XV в.) Северная Русь, получившая в последующем название России, вернулась в центральное историческое пространство, но уже в качестве особой ее периферийной зоны — российской, которая в последующем превратилась в евразийскую.

Новое время (1600-1917 гг.).

На грани XV и XVI вв. на территории Западной Европы начал формироваться капитализм. Западноевропейская феодальная мировая система сменилась западноевропейской же капиталистической системой, которая стала центром всемирно-исторического развития. За Средними веками последовало Новое время. Капитализм развивался в эту эпоху как вовнутрь, так и вширь.

Первое выразилось в вызревании и утверждении капиталистического уклада, в победе буржуазных социально-политических революций (Нидерландской XVI в., Английской XVII в., Великой Французской XVIII в.).

Уже с возникновением городов (Х-ХII вв.) западноевропейское общество вступило на единственный путь, который был способен обеспечить в принципе беспредельное развитие производительных сил — роста производительности труда за счет совершенствования техники производства.

Технический способ обеспечения роста продуктивности общественного производства окончательно возобладал после промышленной революции, начавшейся в последней трети XVIII в.

Капитализм возник в результате закономерного развития предшествовавшего ему общества только в одном месте земного шара — в Западной Европе. В результате человечество разделилось на два основных исторических мира: мир капиталистический и мир некапиталистический, включавший в себя первобытные (в том числе предклассовые), политарные и парафеодальные общества.

Наряду с развитием капитализма вглубь шло его развитие вширь.

Капиталистическая мировая система постепенно втянула в орбиту своего влияния все народы и страны. Центральное историческое пространство превратилось во всемирное историческое пространство (миропространство). Вместе с формированием всемирного исторического пространства шло распространение капитализма по всему миру, становление всемирного капиталистического рынка.

Весь мир стал превращаться в капиталистический. Для всех социо-исторических организмов, отставших в своем развитии, независимо от того, на какой стадии эволюции они задержались: первобытной, политарной или парафеодальной, стал возможным только один путь развития — к капитализму.

История человечества как результат развития желаний

Размышляя над разгадкой цели человеческого бытия, ученые, философы выдвигали разные противоречивые гипотезы, и все же остается неразрешимой проблема – развивается ли человечество по некой программе или его путь стихиен и не имеет конечной цели.

Существуют несколько подходов к интерпретации исторического процесса.

Историю рассматривают как последовательность событий , династий, войн и законодательств. В таком виде историю, как правило, преподают в школах.

Широко известен марксистский экономический подход, согласно которому ход истории определяется способом производства товаров.

Способ производства влечет за собой изменение социальных институтов страны – ее идеологии, этики, морали.

Зигмунд Фрейд основал метод, который объясняет историю как результат подавления подсознательных импульсов. Подход увязывает формы культуры, как производные от успеха управления импульсов.

О.Шпенглер и А.Тойнби рассматривают схемы развития цивилизации.

Длительность жизни цивилизации, по их мнению, зависит от тех идей и идеалов, на которых она основана. Такое постижение истории стремится вскрыть внутренние источники развития социумов, пытаясь обнаружить присущие им черты.

Прогресс науки и технические достижения не привели человечество к уверенности в своем будущем. Напротив, наша жизнь наполнена предчувствием катастрофы, мы осознаем экологическую опасность, грозящую планете. В этой противоречивости существования скрывается нечто загадочное, некая тайна предназначения человека, когда рост эгоистического желания встает на пути его безграничного стремления к совершенствованию бытия и творческому росту.

Он, овладевающий законами природы, расширивший границы познания вселенной, тщетно пытается понять смысл своего существования.

В современном мире заметнее проявляются противоречивые свойства натуры человека, многогранность его натуры.

Логическая обработка, обобщение фактического материала наблюдений и эмпирических исследований позволяет проникнуть в глубину содержания, выявить закономерность развития. В своем описании исторического процесса мы попытались использовать макро-антропологический подход на основе науки каббала. Этот подход к изучению взаимодействия системы «человек-природа» в настоящее время приобретает большое значение, как междисциплинарное средство изучения целостных явлений природы, общества, группы и личности.

Можно сказать, что предметом нашего исследования является изучение и описание наиболее эффективных форм взаимодействия людей в обществе, которые бы самым оптимальным образом способствовали процессу естественного развития человека, природы и общества, приводили к созданию условий для формирования и развития оптимальной формы сосуществования внешних и внутренних сил развития природы.

Этапы развития детей

Человеческое развитие — это процесс становления зрелым, как физически, так и эмоционально. Этот процесс длится много лет, и человек проходит множество этапов роста, чтобы достичь взрослой жизни, заключительной стадии развития. Люди — это сложные существа, и каждый этап роста включает физические, социальные, эмоциональные и познавательные развития.

Младенец

Младенчество это возраст до 1 года. Младенцы полностью зависят от другого человека, часто матери, для ухода за ними. Они не могут ходить или разговаривать и нуждаться в помощи в еде. В течение этого первого года жизни происходят значительные изменения в развитии.

Существует четыре основные категории развития младенцев.

  1. Социальное развитие происходит, когда ребенок начинает распознавать и взаимодействовать с другими людьми.
  2. Хотя младенцы не могут говорить, они начинают развивать свои языковые навыки, когда начинают понимать и выражать свои мысли.
  3. Младенцы делают огромные успехи в крупных моторных навыках обучения, чтобы держать свою голову и сидеть, ползать и подтягиваться.
  4. Развиваются небольшие двигательные навыки, включая достижение и схватывание объектов.

Ребенок, начинающий ходить

Младенцы переходят в малышей в возрасте от 1 до 2,5 лет. Малыш является подходящим названием, так как на этом этапе развития они начинают ходить, но нестабильны на ногах. Малыши владеют многими новыми навыками, включая ходьбу, разговор, решение проблем и социальные навыки. Одна из важнейших вех, к которой стремится малыш, — это обрести независимость. Этот этап часто оказывается разочаровывающим для родителей.

Дошкольник

На стадии дошкольного развития дети в возрасте 4 и 5 лет. На этом этапе роста основное внимание уделяется обучению и подготовке к школе. Это включает в себя расширение их внимания и практическую дисциплину.

Школьный возраст

Дети в возрасте от 5 до 13 лет попадают в стадию развития школьного возраста. Этот большой возраст охватывает широкий спектр навыков и способностей. Годы полового созревания или сексуального развития человека начинаются в последующие годы этого этапа.

Подростки

Этот заключительный этап до взрослой жизни включает детей в возрасте от 13 до 18 лет. Это делает этот этап особенно трудным как для родителя, так и для ребенка, особенно когда подростки начинают принимать собственные решения. Хотя подростки начинают отрываться от авторитетных фигур, таких как родители и учитель, это доказывает необходимый шаг в их росте, когда они приступают к приключениям ранней взрослой жизни.

Совершеннолетие

В нашем обществе взрослое начало начинается в 18 лет и продолжается до самой смерти. Хотя на этом этапе происходит меньше конкретных этапов физического развития человека, взрослые продолжают учиться и расти эмоционально и мысленно на протяжении всей своей жизни.

Признаки зрелой личности

Ученые считают, что личность полностью формируется только тогда, когда человек достигает психологической зрелости.

Признаки психологической зрелости:

  1. Вам не нужно одобрение чужих или близких людей для принятия решения, вы не нуждаетесь в советах по поводу какой-либо ситуации.
  2. Ваша самооценка смешанного типа — вы не оцениваете себя, не сравниваете себя с другими, не оцениваете окружающих.
  3. Вы имеете своё мнение иметь свое мнение, основанное на личном опыте и можете держать его при себе в нужных случаях.
  4. Вы обеспечиваете себя и свою семью материально, у вас есть свобода выбора во всех жизненных сферах.
  5. Вы простили родителей и побороли чувство вины перед супругом/детьми и родными.
  6. Вы побороли страх потери. Не боитесь стать нищим, одиноким, потерять предметы или людей…
  7. Вы перестали сваливать вину на других, умеете признавать свою вину и делить ответственность в отношениях.
  8. Вы можете обратиться к другим людям с просьбой о помощи в виде “Я-сообщений”.
  9. Вы обозначаете свои границы при общении и не нарушаете чужие. При этом, можете корректно сообщить, если вам некомфортно общаться в “таком формате”.
  10. Вы считаетесь с чувствами и потребностями других и не стесняетесь громко заявить о своих.
  11. Вам не нужна поддержка других в сложной ситуации, вы способны сами справиться с трудностями.
  12. Ваш девиз : «Я никому ничего не должен и мне никто ничего не должен». нет такой потребности, которую вы не могли бы удовлетворить самостоятельно.
  13. Научились говорить честные “Да” или “Нет”, не испытывая чувство вины.
  14. Ваше счастье не зависит от вашего статуса на личном фронте: вы чувствуете комфортно в отношениях и вне их.
  15. Вы отказались от унижения, критики, замечаний, манипуляций, унижений и оскорблений в общении с людьми.
  16. Вы проработали с психологом свои детские травмы и они больше не влияют на вашу жизнь.
  17. Вы живете настоящим, не боитесь будущего и не жалеете о прошлом.

Психологическая зрелость неразрывно связана с физиологией. Так, высшие психические функции развиваются только к 21 году, а способность контролировать эмоции и принимать рациональные решения вообще формируется к 23 годам. До этого момента все решения человек принимает на эмоциях. У него просто не созрел тот участок мозга, который отвечает за сознательное принятие решений. К слову, в нашей стране совершеннолетие наступает в 18 лет, в то время, как по психологическому развитию в этом возрасте человек остается ребенком. В армию идут по сути ещё дети: учатся управляться с оружием и защищать нашу Родину. Рекомендованный гинекологами возраст для беременности — 20 лет, а значит, дети рожают детей… По статистике первые роды происходят как раз в этот период. Молодые родители не могут найти к малышам подход, дать нормальное воспитание, потому что сами ещё не сформировались как личность.

Разница между ростом и развитие человека

Человеческий рост основан на биологических событиях, которые заставляют вас расти физически, что естественно происходит на ранних этапах вашей жизни. Развитие, однако, является результатом психологического и социального роста, подчеркивается экологическими и индивидуальными поведенческими факторами, иногда более просто называемыми зрелостью. В то время как оба этих естественных процесса существенно различаются, как рост, так и развитие тесно связаны со здоровым взрослением.

Человеческий рост

С раннего детства до подросткового возраста, а иногда и раннего взросления, пластинки роста на концах длинных костей, называемые эпифизарными пластинами, позволяют костям расти. Это происходит через остеокласты и остеобласты, разрушая старую костную ткань и восстанавливая новую кость. Это происходит только во время раннего роста человека и останавливается после закрытия эпифизарных пластинок. По мере роста костей, так же как и ткани и мышцы во всем теле. В то время как рост кости прекращается на ранней стадии жизни, мышцы будут продолжать расти благодаря силовой тренировке.

Маленький ребенок

Период времени

Несколько теоретиков психологии и социологии придумали теории человеческого развития. Одной из наиболее широко распространенных теорий являются психосоциальные этапы развития Эрика Эриксона. Подобно тому, как человеческий рост происходит постоянно согласно стадиям для детей и подростков, этапы развития следуют аналогичным образцам. Например, дети будут расти в течение всего детства, но один ребенок может расти медленнее, чем другой.

Аналогичным образом, развитие в конечном итоге будет происходить у детей и подростков, но эти этапы могут иметь разные показатели для разных детей. Однако большая разница между физическим ростом и развитием заключается в том, что физический рост костей в значительной степени останавливается в какой-то момент. Взрослые, вероятно, потеряют и набирают вес за счет роста и потери жира и мышц, но не будут расти выш. Развитие продолжается на протяжении всей жизни, начиная с детства, отрочества и взрослой жизни до самой смерти.

Проблема развития

Согласно теории Эриксона, успешное завершение каждого этапа развития необходимо для перехода к следующему этапу развития жизни. К сожалению, если этап развития никогда не завершается, этот человек может не завершить здоровое жизненное развитие.

Например, на ранних этапах жизни ребенок в возрасте от шести до двенадцати лет получает определенные умения. Если по какой-то причине обучение затруднено, ему может быть трудно перейти на следующий этап развития. Этот подросток может перерасти в зрелость, чувствуя себя неполноценным и не компетентным, что часто имеет решающее значение для успешного здорового образа жизни.

Этапы развития

Ранние стадии жизни основаны на развитии чувства «я». Эти этапы включают в себя доверие других, самоконтроль, стыд, компетентность и уверенность в себе. Поскольку человек развивается с детства до совершеннолетия, каждый этап может длиться дольше. Например, первый этап развития жизни, который включает доверие и недоверие, длится с рождения до 1 года. Тем не менее, четвертый этап развития компетентности может продолжаться с 6 лет до 12 лет.

Взрослые этапы

Этапы от шести до восьми происходят во взрослой жизни. Каждый из этих трех этапов происходит либо в раннем зрелом возрасте, в середине взрослой жизни, либо в позднем взрослом возрасте. Ранняя взрослость фокусируется на интимных отношениях вне семьи. В течение этого времени вы либо будете привержены долгосрочным отношениям, либо избегаете отношений и обязательств. Средняя концентрируется на продвижении вашей карьеры и воспитании семей. Поздние этапы готовятся к концу жизни и либо охватывают этот этап, либо живут с сожалением по поводу выбора, сделанного на протяжении всей жизни.

Человек прямоходящий

Ископаемый вид людей Homo erectus («человек прямоходящий»), согласно теории эволюции, появился в Восточной Африке и уже 1,6 млн. лет назад широко распространился по Европе и Азии.

Человек прямоходящий был среднего роста (до 180 см) и отличался прямой походкой.

Представители этого вида научились изготовлять каменные орудия для труда и охоты, использовали шкуры животных в качестве одежды, жили в пещерах, пользовались огнем и готовили на нем пищу.

Резервы человеческого организма

Особенностью человеческого организма является наличие больших резервов – как физических, так и духовных. Они генетически обусловлены, но при тренировке могут увеличиваться. За последнее столетие спортивные рекорды человека изменились весьма существенно.

В основе развития физических качеств и резервов лежат особенности организма человека, названные ученым-физиологом А. А. Маркосяном надежностью биологической системы. Надежность организма обеспечивается избыточностью его элементов, их взаимозаменяемостью, способностью быстро и полностью возвращаться к состоянию относительного постоянства, динамичностью взаимодействия звеньев этой биологической системы. Так, известно, что в головном мозге используется не более 5–10% нервных клеток. В покое в мышцах открыты лишь 25% кровеносных капилляров, однако при физической нагрузке их пропускная способность увеличивается в несколько раз. После умеренной нагрузки функциональные показатели уже через 5 минут возвращаются к исходному уровню. Примеры можно продолжить, но, главное, надо понять, что для развития физических качеств у организма имеется материальная основа.

Как рассчитать свой идеальный вес?

Для определения «должной» массы тела человек зрелого возраста может воспользоваться формулой:

  • должная масса тела = длина тела (см) – 100.

Эта формула пригодна при росте 155–164 см, при росте 165–174 см следует вычесть 105, а при еще большей длине тела – 110.

Полезен и расчет индекса массы тела (ИМТ) по формуле:

  • ИМТ = масса тела (кг) / рост (м)2

В норме ИМТ равен 18–25.

Могут ли меняться уровни и как?

Есть много классификаций развития личности, это самая основная и часто используемая. Есть ещё один уровень – просветление, но далеко не каждый подходит к этому уровню. Все процессы развития тесно привязаны к жизненным урокам, событиям, не всегда, кстати, положительным. Невозможно пропустить один этап и сразу перейти к другому, придётся всё равно наверстать упущенное, вернувшись к предыдущей стадии.

Если человек застрял на каком-либо уровне, то значит он ещё не получил необходимый урок жизни, либо получил, но не осознал его, всё придёт в своё время. Основной смысл развития от самоутверждения до заботы о близких. Возможно, из-за неусвоенного урока он вернётся на предыдущий уровень, и, возможно, на нём и останется до конца жизни.

Циата Будь таким, каким хочешь казаться.

Сократ

Неандертальцы

Второе название данной ветви человеческой эволюции — это палеоантропы (Homo neanderthalensis). Согласно сведениям ученых, неандерталец появился на земле около 200 тысяч лет назад. Последние его представители вымерли около 30 тысяч лет назад. Основной деятельностью данного вида была охота. Она же служила основным способом пропитания. Обладая уже довольно хорошим оружием, неандертальцы могли приносить за одну охоту столько еды, что ее хватало на несколько недель всему племени. А благодаря мощному телосложению и росту около 170 см, выследить добычу и убить было не так сложно.

Объем мозга неандертальцев составлял 1000-1700 см3. Этот вид был двух типов:

  • Европейский
  • Западноазиатский

Лицо у неандертальцев очень сильно выступало вперед, впрочем, как и затылочная часть. Мощная челюсть свисала вниз, а покатый лоб придавал этим людям более грозный вид.

Важно! Проживали они уже не в пещерах, а в собственных убежищах, которые сооружались при помощи веток и шкур зверей. Неандертальцы умели легко разводить костер. Благодаря всем этим навыкам, они легко приспосабливались к любым природным условиям.

Ключевые свойства личности

Свойства личности — это набор определённых, устоявшихся и индивидуальных качеств человека, определяющих его взаимодействие с социумом, то есть его деятельность и отношения с окружающими. Главными свойствами личности являются характер, темперамент, воля, способности, мотивация и эмоции.

  1. Характер

    — это приобретённый в определённых условиях способ взаимоотношений с окружающим обществом и миром. Это стиль поведения, реакция на происходящие события. Манера поведения бывает мягкой и деликатной, а может быть бесцеремонной, грубой. Всё это относится к характеру. Когда мы обсуждаем человека, часто употребляются такие слова, как сильная личность, лидер или слабый руководитель, уверенный в себе персонаж или тихоня.

    Люди с сильным характером отличаются уверенностью в себе, спокойствием, целенаправленностью и последовательностью, упорством. Слабые, наоборот, славятся хаотичностью поступков, слабоволием, истеричностью, замкнутостью и тревожностью.

    Специалисты разделяют черты характера на несколько групп:

      Деловые черты.

      К ним относятся все, что связано с трудовой деятельностью, с работой. Это ответственность, упорство, аккуратность, невнимательность, лень и другие.

  2. Коммуникативные черты

    — это взаимодействие человека с обществом: общительность или замкнутость, доброжелательность, недоверие, скрытность.

  3. Волевые черты.

    Стойкость, упорство, сила воли, или её отсутствие.

  4. Мотивационные черты

    — это целеустремлённость, черты, которые поддерживают активность человека.

  5. Инструментальные

    – черты, придающие определённый стиль манере поведения.

  6. Воля

    это способность человека воздействовать и управлять психикой и своими действиями. Благодаря воле возможно контролировать своё поведение, определённые события, человек влияет на процессы в окружающем его мире и вносит важные для него изменения. Чаще всего сила воли связана с принятием важных, правильных и осознанных решений, но для этого необходимо преодолеть определённые трудности и препятствия, приложить много усилий для осуществления задуманного.

    Воля всегда подразумевает самоограничение, самоконтроль, то есть человеку необходимо отказаться от чего-то, в пользу более важного и правильного, лишить себя привлекательного ради осознанного, верного и важного.

    Главной особенностью воли, является наличие морального удовлетворения в результате осуществления задуманного. Интересен тот факт, что эмоциональной радости в процессе осуществления это не приносит. Весь спектр внутренней силы направлен на то, чтобы победить себя. Чем сильнее воля у человека, тем легче он справляется с трудностями и стремительнее развивается.

  7. Пройдите тест на силу воли: Исследование волевой регуляции

  8. Темперамент

    — это совокупность особенностей, психических свойств, которые определяют состояния человека, его поведение и настроение, скорость изменения этих состояний, эмоциональная устойчивость.

  9. Следующее свойство – эмоции.

    Это индивидуальные переживания, они бывают положительными и отрицательными, приятными и неприятными. Есть несколько видов эмоций:

      Настроение — это состояние психики, общий настрой человека в разные моменты жизни.
  10. Простые эмоции, переживания, связанные с удовлетворением потребностей.
  11. Чувства — это комплекс переживаний, связанных с определённым объектом или объектами.
  12. Аффекты — это острые, яркие эмоции, отличающиеся кратковременностью и высокой интенсивностью, реакция на определённый раздражитель.
  13. Страсть — это яркие эмоции, которые не поддаются управлению.
  14. Стресс — это комплекс негативных эмоций и физического состояния организма, психологическая, эмоциональная перегрузка.
  15. Эмоции оказывают огромное влияние на жизнь и её качество. Эмоциональное состояние людей сильно разнится. В особенности скорости реакции на определённые события, эмоциональная возбудимость, длительность переживаний, преобладание положительных или отрицательных эмоций, частота этих переживаний и их направление. Под воздействием своих эмоций человек совершает определённые действия, поступки, принимает решения.

  16. Мотивация

    — это совокупность причин, определяющих поведение личности. Мотив — это основа, психологический позыв или порыв, отвечающий за целенаправленное активное поведение. Бывает осознанный и неосознанный. Мотивация зависит от потребности человека, желания, нужды в чем-то, намерения и побуждения. Мотивация – это главное и основное «топливо» для человека, благодаря ей, он ставит цели, добивается их, развивается.

  17. Способности

    — высокий уровень умений, навыков, которые необходимы для выполнения каких-то задач, решения дел. Это не относится к знаниям приобретённым, напротив, благодаря способностям были получены и использованы определённые знания и умения.

  18. Циата Самое безнадежное дело на свете — пытаться точно определить характер человека. Каждая личность — это клубок противоречий, а тем более личность одаренная.

    Теодор Драйзер

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]