Понятие, которое охватывается словом «социализация», включает в себя процесс соединения с обществом. Вся сущность этого явления заключается в усвоении личностью ценностей, ролей и норм, которые одобряются большинством людей. Понятию «социализация» противостоят два других. Их названия образованы при помощи добавления приставок. Таковыми являются «десоциализация» и «ресоциализация». Первое из них означает такие процессы, при которых личностью усваиваются антиобщественные и антисоциальные ценности и нормы. При этом человек приобретает негативные установки и стереотипы поведения. Это приводит к дестабилизации и деформации общественных связей.
Механизм десоциализации
Почему же человеком выбирается антиобщественный путь? На первоначальном этапе это происходит неосознанно. Дети и подростки перенимают манеры поведения тех взрослых, которые ведут асоциальный образ жизни. При этом они удовлетворяют свое желание получить одобрение от этой отрицательной микросреды. К тому же так, по их понятиям, они быстрее становятся взрослыми. В таком случае негативной микросредой над личностью осуществляется социальный контроль. При этом подростки или дети получают похвалу, одобрение и поддержку, если встали на путь антиобщественного поведения. Трудолюбие, милосердие и доброта в такой среде попросту высмеиваются.
Весь процесс десоциализации иногда осуществляется стихийно. Однако в некоторых случаях его проводят целенаправленно. Примером тому может служить воспитание у подростков преступного поведения для вовлечения их в незаконную деятельность. При этом широко используется механизм наказаний и поощрений.
Десоциализация детей и подростков
Первичная социализация происходит внутри семьи, в которой дети воспитываются и получают первые социальные навыки и понятия о нормах. Если первичная социализация происходит успешно, тогда ребенок становится готовым к вторичной социализации на уровне групп, институтов и целой государственной системы. Десоциализация детей и подростков часто отмечается вследствие неправильного воспитания, через которое они проходят в семьях.
На сегодняшний день существует много семей, которые не могут дать полноценного и адекватного воспитания своему ребенку. Это приводит к различным общественным последствиям:
- Наркомании.
- Раннему материнству.
- Алкоголизму.
- Ранним половым беспорядочным связям.
- Внебрачным детям.
- Преступности.
- Насилию в семье и т. д.
Ребенок растет в неблагополучной семье и пытается сопротивляться, что порой приобретает асоциальные формы поведения.
Выделяют типы неблагополучных семей, приводящих к десоциализации детей:
- Педагогически некомпетентные.
- Аморальные.
- Конфликтные.
- Асоциальные.
Если ребенок воспитывается в нечеловеческих условиях внутри семьи, тогда у него наблюдаются различные отклонения как на физическом, так и на психологическом уровнях. Он не способен адекватно приспособиться к социальной жизни, поскольку не видит образца для подражания, который бы передавал все нужные навыки.
Общей чертой всех детей и подростков, живущих в неблагополучных семьях, является десоциализация (нарушение социализации):
- Воровство.
- Неспособность приспособиться к новой, чужой, незнакомой среде.
- Агрессивность.
- Половая активность.
- Лень.
- Утрата интереса к обучению и труду.
- Потеря ценностей, морали и нравственности.
- Отсутствие духовности и стремления к саморазвитию.
- Наличие вредных привычек.
Путь исправления
К личности, которая встала на антиобщественный путь поведения, различными государственными институтами социального контроля применяется ресоциализация. Это понятие означает определенный вид изменений, происходящих в человеке, которые позволяют принять тип поведения, кардинально отличающийся от прежнего. В этом случае приставка «ре-» означает разрушение и демонтаж негативных ценностей и норм, которые были усвоены личностью. В ходе этого процесса происходит принятие человеком тех позитивных понятий, которые одобряются обществом.
Итог
Десоциализация означает отказ человека от социально принятых норм и правил с целью ухода в другую, антисоциальную среду. Это может происходить как добровольно, так и вынужденно. В большинстве своем человек прибегает к данной форме развития, когда не способен справиться с теми жесткими условиями жизни, в которых он пребывает. В итоге он становится дезадаптированным, то есть изгоем общества.
Если взрослый человек сам должен отвечать за собственные решения, то жертвами десоциализации являются дети и подростки. Они просто попали в среду, которая не способствовала их нормальному воспитанию и развитию, чем должны заниматься и устранять общественные организации.
Источник: psymedcare.ru
Социализация.
Социализация – это процесс усвоения индивидом социальных качеств, умений, навыков, позволяющих ему жить и трудиться в обществе.
(Материал см. ЗДЕСЬ).
Десоциализация.
Десоциализация – (лат приставка de обозначает отсутствие или устранение чего-либо) это утрата человека по каким-либо причинам социального опыта.
Степень десоциализации моет быть разных уровней: от лёгкой дезориентации в определённой ситуации до полной потери связи с социальной средой.
Причин много: длительная болезнь, которая надолго изолировала человека от привычной среды, экстремальные ситуации (например, оказание в концентрационном лагере или по ошибке в психбольнице), иногда на это может повлиять служба в горячих точках, это и психическое заболевание.
Использование термина
Понятие «ресоциализация» достаточно широко используется не только представителями социальной психологии и социологии. Упоминают этот термин также юристы и педагоги. Касается он социальных мер, которые применяются обществом к людям, вставшим на криминальный путь.
В педагогике ресоциализация – это усвоение новых навыков и ценностей, которые должны заменить прежние устаревшие или недостаточно усвоенные. Весь этот процесс направляется на лиц, имеющих различные виды отклоняющегося поведения. Цель, которую преследует ресоциализация, — это восстановление утраченного социального статуса, а также переориентация негативных установок. Решение данной задачи кроется в позитивном отношении педагогически ориентированной среды к личности. «Ресоциализация осужденных» – это термин, который используют юристы при решении проблем уголовно-исполнительной политики. Применяется он к молодежи. При этом отмечается, что у субъектов молодого возраста способность к ресоциализации выше, чем у представителей старшего поколения. Для молодежи этот термин может означать не сам процесс, а его результат.
Ресоциализация в детском возрасте
Процесс социализации характеризуется своей обширностью и бесконечностью, происходя. Фактически, в течение всей жизни человека. Особой интенсивностью он выделяется в детском возрасте, в то время как по мере взросления этой характеристикой начинает преобладать ресоциализация.
Следует отметить, что также своими особенностями выделяется и ресоциализация в детском возрасте. При этом данные особенности достаточно важны для дальнейшей жизни малыша. В первую очередь обращает на себя внимание то, что для взрослого человека ресоциализация представляет собой корректировку внешнего поведения и сопутствующих этому установок, в то время как для ребенка – это формирование его конкретных ценностных ориентиров.
Не следует забывать, что взрослый человек способен к анализу и оценке, определяя для себя какое-то свое, субъективное понятие «нормы», сопровождающее его в течение всей жизни. У малыша отсутствует такая способность, поэтому в ходе вторичной социализации он неспособен сформировать личностное понятие норм, а лишь принимает те из них, что приходят со стороны родителей и воспитателей.
В подростковом возрасте процесс ресоциализации не менее важен. Он заключается не только в привитии подростку способности к принятию различных социальных ролей и функций, но также и корректировку ранее не состоявшихся или забытых социальных умений, морали, способности к общению и формированию отношений, социальных связей. Также своей спецификой обладает ресоциализация, проводимая в учебных заведениях. Она должна в обязательном порядке выстраиваться с учетом индивидуальности каждого ребенка, выявлять специфику их воспитания, возможные упущенные социальные навыки. При этом важнейшим инструмент ом в процессе ресоциализации ребенка или подростка является постоянный упор на их положительные качества и сильные стороны.
Кем осуществляется ресоциализация?
Вступление личности на путь антиобщественного развития фиксируется институтами, которые осуществляют социальный контроль. При этом ими же и могут быть приняты соответствующие меры ресоциализации. В этом процессе участвуют учебные, воинские и трудовые коллективы, школа и семья, общественные организации, а также правоохранительные органы в лице своих профилактических структур. Зачастую ресоциализация личности проводится без лишения свободы. Однако при совершении человеком социально опасного деяния к нему могут быть приняты более жесткие меры. В таком случае по приговору суда он отправляется в места лишения свободы. При этом ресоциализация – это определенный этап, призванный восстановить социально полезные связи личности с обществом. В ходе данного процесса должны быть разрушены асоциальные роли и поведение, а также закреплены позитивные образцы социальных ценностей. Специальными институтами, которые осуществляют процесс ресоциализации в данном случае, являются следующие:
— воспитательно-трудовые колонии, где содержатся несовершеннолетние;
— исправительно-трудовые колонии;
— тюрьмы.
Основная задача, которую призваны решать данные социальные институты, — это перевоспитание и исправление осужденных, то есть ресоциализация.
Подходы к пониманию социализации
Определение 1
Под социализацией в наиболее общем виде пониманию процесс усвоения личностью социального опыта, его последующего преобразования в личностные ценности, интенции, поведенческие модели, ориентации.
Указанный процесс является двусторонним, носит ярко выраженный субъект-субъектный характер, при его реализации отмечается взаимное влияние общества на личность и личности на социум.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Протекание социализации зависит от многочисленных экономических, политических, социальных, исторических, культурных, технологических факторов.
В общем виде выделяют два основных периода социализации:
- первичная, которая начинается с момента рождения ребенка и заканчивается к 18 годам, во время которой индивид становится личностью, активным членом общества;
- вторичная, которая длится на протяжении всей остальной жизни личности.
Социализация, таким образом, представляет собой непрерывный, перманентный, социальный процесс.
Острота проблемы
Тему ресоциализации связывают не только с теми, кто совершил уголовно наказуемые деяния. Она касается и других категорий людей. Так, большое значение для общества имеет ресоциализация наркозависимых, больных, а также тех, кто пережил стресс во время природных бедствий, боевых действий или аварий.
Таким людям нужна не только социальная помощь. Для проведения нормального процесса ресоциализации понадобится психотерапия, психокоррекция (аутотренинг и пр.). Социальной адаптации таких людей ожидать не следует, если не будет снята эмоциональная напряженность личности.
Психологические зависимости и избавление от них через ресоциализацию
Психологическая зависимость алкоголиков, наркоманов, игроманов имеет не только социальную подоплеку. Во многом она является следствием травм, полученных человеком в течение его жизни. Вырвав зависимое лицо из привычной среды реабилитационный Центр и его сотрудники принимают на себя непростую задачу по предоставлению своим пациентам возможности вернуться к нормальной жизни без тяжелых психостимуляторов. Но мало просто перестать принимать запрещенные и опасные для здоровья вещества, нужно еще и адаптироваться к новым условиям жизни в социуме.
Чем более интенсивным будет взаимодействие с внешним миром в период ресоциализации, тем успешнее будет проходить процедура интеграции человека к новым условиям жизни. Стоит обращать внимание на то, что варьировать интенсивность общения с окружающим социумом на этом этапе помогают психологи. В зависимости от успехов конкретного пациента предлагаются варианты частичного проживания в Центре, с работой за его пределами или любые другие приемлемые способы, включая использование специальных социальных общежитий для тех, кто уже находится на полпути к выздоровлению от пагубной привычки. Мы предлагаем вам уже сейчас шагнуть навстречу жизни без зависимости или помочь это сделать своему близкому человеку. Звоните и записывайтесь на консультацию!
Коллективная поддержка – невероятно важная часть реабилитационной Программы. Именно на этом этапе можно вдохновиться позитивными результатами тех, кто также пробует возвращаться к обычной жизни в социуме или уже смог это сделать. Групповое обсуждение успехов и неудач дает не только необходимую поддержку, но и обеспечивает возможности для результативного поиска собственного пути в жизни. Именно на этой стадии можно найти хобби и новых друзей, сформировать круг общения, который обеспечит оптимальные условия для полного отказа от возвращения к пагубным привычкам. Сформировавшаяся психологическая зависимость не исчезнет сама собой. Над избавлением от нее можно и нужно работать, достигая желаемых результатов как в индивидуальных занятиях со специалистами, так и в группе, бок о бок с другими людьми, имеющими схожие затруднения.
Работа по ресоциализации
Социальной реабилитацией в странах Западной Европы занимаются общества милосердия и различные фонды, Армия спасения, Церковь и т. п. Аналогичная работа в России проводится реабилитационными центрами. В связи с этим возникает необходимость ускоренного развития такой гуманистической психологии, которая была бы ориентирована на нужды данной социальной практики.
Стоит сказать о том, что необходимость в социальной адаптации существует практически у каждого человека. При этом положительные результаты появляются только при снятии эмоционального напряжения.
Как проходит ресоциализация наркозависимых и алкозависимых?
В период, когда пациент покидает гостеприимные стены реабилитационного Центра, он получает возможность проверить на практике полученные знания и навыки. В ходе ресоциализации наркозависимым и алкозависимым людям предстоит пройти следующие этапы:
- Переход от общения с ограниченным количеством людей – сотрудниками Центра, другими участниками программы реабилитации к жизни в социуме, повседневным, бытовым контактам с окружающим миром. Для лиц, утративших базовые коммуникативные навыки, этот момент зачастую становится невероятно сложным. Даже простые попытки обратиться за восстановлением документов или покупка продуктов в магазине оказываются сродни испытанию.
- Восстановление взаимоотношений с членами семьи. В этом случае речь нередко идет о созависимости, в которой помощь психологов требуется всем, кто оказывается в тесном эмоциональном контакте со злоупотребляющими психоактивными веществами людьми.
- Улучшение качества жизни. Восстановление прежних профессиональных навыков или переобучение, дающее шанс на новую творческую, социальную реализацию. В рамках индивидуальных программ реабилитации проходит приобщение людей с зависимостью к занятиям спортом, у них появляется хобби, новый, более благополучный и дающий необходимую поддержку круг общения.
- Поиск средств и способов, дающих выход негативным эмоциям без алкоголя и наркотиков. И групповая, и индивидуальная психологическая работа в этом случае позволяют контролировать эмоциональное состояние, учат самодисциплине, вместо попыток побега от проблем реальной жизни.
- Применение на практике всех полученных знаний о болезни, предотвращении возможных рецидивов. Перед переходом на амбулаторную реабилитацию пациент проходит большой путь и обретает реальную почву, при помощи которой можно в дальнейшем вести здоровый, трезвый образ жизни без дополнительных стимуляторов.