Ресоциализация — это что? Как проходит процесс ресоциализации личности?

Понятие «социализация» состоит из множества различных структур, на основе которых построен процесс интеграции в социум. Задача социализации, привить каждой личности те ценности и нормы поведения, что одобрены обществом. Существует несколько понятий, которые полностью противоположны социализации. Название этих явлений сформированы при помощи присоединения приставок. К этим явлениям относятся «ресоциализация» и «десоциализация». В данной статье мы предлагаем поговорить о том, что такое ресоциализация и в чем она проявляется.


Социализация (лат. socialis — общественный) – это сложный процесс включения человека в социальную практику

Использование термина

Понятие «ресоциализация» достаточно широко используется не только представителями социальной психологии и социологии. Упоминают этот термин также юристы и педагоги. Касается он социальных мер, которые применяются обществом к людям, вставшим на криминальный путь.
В педагогике ресоциализация – это усвоение новых навыков и ценностей, которые должны заменить прежние устаревшие или недостаточно усвоенные. Весь этот процесс направляется на лиц, имеющих различные виды отклоняющегося поведения. Цель, которую преследует ресоциализация, — это восстановление утраченного социального статуса, а также переориентация негативных установок. Решение данной задачи кроется в позитивном отношении педагогически ориентированной среды к личности.«Ресоциализация осужденных» – это термин, который используют юристы при решении проблем уголовно-исполнительной политики. Применяется он к молодежи. При этом отмечается, что у субъектов молодого возраста способность к ресоциализации выше, чем у представителей старшего поколения. Для молодежи этот термин может означать не сам процесс, а его результат.

Путь исправления

К личности, которая встала на антиобщественный путь поведения, различными государственными институтами социального контроля применяется ресоциализация. Это понятие означает определенный вид изменений, происходящих в человеке, которые позволяют принять тип поведения, кардинально отличающийся от прежнего. В этом случае приставка «ре-» означает разрушение и демонтаж негативных ценностей и норм, которые были усвоены личностью. В ходе этого процесса происходит принятие человеком тех позитивных понятий, которые одобряются обществом.

Кем осуществляется ресоциализация?

Вступление личности на путь антиобщественного развития фиксируется институтами, которые осуществляют социальный контроль. При этом ими же и могут быть приняты соответствующие меры ресоциализации. В этом процессе участвуют учебные, воинские и трудовые коллективы, школа и семья, общественные организации, а также правоохранительные органы в лице своих профилактических структур. Зачастую ресоциализация личности проводится без лишения свободы. Однако при совершении человеком социально опасного деяния к нему могут быть приняты более жесткие меры. В таком случае по приговору суда он отправляется в места лишения свободы. При этом ресоциализация – это определенный этап, призванный восстановить социально полезные связи личности с обществом. В ходе данного процесса должны быть разрушены асоциальные роли и поведение, а также закреплены позитивные образцы социальных ценностей. Специальными институтами, которые осуществляют процесс ресоциализации в данном случае, являются следующие:

— воспитательно-трудовые колонии, где содержатся несовершеннолетние;

— исправительно-трудовые колонии;

— тюрьмы.

Основная задача, которую призваны решать данные социальные институты, — это перевоспитание и исправление осужденных, то есть ресоциализация.

Что такое ресоциализация осуждённых?

Ресоциализация осуждённых подразумевает процесс адаптации и восстановления навыков вхождения в социум после освобождения от наказания; это система реабилитационных мероприятий по восстановлению ослабленных или утраченных социальных функций за время отбывания уголовного наказания и статуса личности.

То, что в России называют ресоциализацией, в зарубежной практике определяют как социальная терапия, к основным направлениям которой относят:

  • обучение осуждённых;
  • трудовую деятельность;
  • занятия спортом;
  • приобщение к культурно-просветительским мероприятиям.

Работа по ресоциализации

Социальной реабилитацией в странах Западной Европы занимаются общества милосердия и различные фонды, Армия спасения, Церковь и т. п. Аналогичная работа в России проводится реабилитационными центрами. В связи с этим возникает необходимость ускоренного развития такой гуманистической психологии, которая была бы ориентирована на нужды данной социальной практики.

Стоит сказать о том, что необходимость в социальной адаптации существует практически у каждого человека. При этом положительные результаты появляются только при снятии эмоционального напряжения.

В биографии человека существуют определенные жизненные циклы. Это периоды, которые отделяют друг от друга важные вехи. В каждом новом цикле происходит смена социальных ролей, приобретается новый статус. Нередко жизненные этапы характеризуются отказом от прежнего окружения и привычек, дружеских контактов, изменениями привычного распорядка. При переходе на новую ступеньку человек вступает в новый цикл. При этом ему приходится постоянно переобучаться. Данный процесс распадается на два этапа, которые имеют особые названия. Когда происходит отучение человека от прежних норм, ценностей, правил поведения и ролей, говорят о десоциализации личности. На следующем этапе происходит обучение. Оно позволяет приобрести новые роли, правила поведения и ценности взамен старых. Данный процесс носит название ресоциализации, которая может быть настолько глубока, что приводит к радикальным изменениям образа жизни.

Примером тому может служить русский эмигрант, который, попав в Америку, оказывается в совершенно новой, разносторонней и богатой культуре. Личности приходится отказываться от старых норм и традиций, что происходит под воздействием нового жизненного опыта.

Нужна ли зависимым людям ресоциализация?

Для чего проводится реабилитация и ресоциализация алкозависимых, наркозависимых людей? В первую очередь, она позволяет зафиксировать полученный прогресс, сделать его зримым и долговременным. В рамках работы реабилитационного Центра проводится активная консультационная поддержка людей, вступивших в реабилитационный период, создаются группы для родных и близких пациентов. На амбулаторном этапе лечения многие предпочитают оставаться в условиях, так называемых «домов на полпути», которые оставляют значительный шанс на восстановление без возвращения в условия негативно влияющей на человека среды.

Еще на этапе избавления от пагубных пристрастий психологи тщательно прорабатывают комплекс проблем пациента, выявляя его наиболее уязвимые места, которые могут дать почву для возвращения к прежним привычкам. Человек обязательно должен быть готов к тому, что его восстановление, возвращение к нормальной жизни не окончится за порогом Центра. На амбулаторном этапе лечения частота встреч со специалистами ограничивается одним или несколькими визитами в месяц. Но пациент получает необходимую ему психологическую помощь в общении с близкими по духу людьми, посещении групп поддержки. Таким образом, именно в период ресоциализации, находящийся на пути к излечению, человек обретает уверенность в своих силах и вновь учится выстраивать необходимые ему социальные связи.

Как действует процесс десоциализации

Многих исследователей в области психологии интересует вопрос, о причинах выбора антисоциального поведения. По мнению специалистов, выбор антиобщественной модели осуществляется неосознанно. Многие дети, перенимая манеру поведения окружающих, не задумываются о её направлении. Важно отметить, что получение одобрения от представителей отрицательного социального микроклимата, ведет к увеличению проявления антисоциальности. В сознании многих подростков создается четкая установка, что подобное поведение присуще каждому взрослому.

Соцконтроль позволяет предупредить подобное неблагоприятное развитие. В том случае, когда подросток встал на путь исправления, очень важно, чтобы он ощущал поддержку и внимание к его трудностям. Следует понимать, что в неблагополучной среде такие ценности, как доброта и трудолюбие отодвигаются на задний план.

Что такое десоциализация личности и почему этот вопрос имеет особую важность? По мнению психологов, данный процесс имеет стихийное течение. Довольно часто, преступные элементы преднамеренно вызывают десоциализацию у подростков для того, чтобы вовлечь их в криминальную деятельность. Данный процесс основывается на методике поощрения и наказания.

Под ресоциализацией понимается изменение ранее социализированного человека, отказ от прежних установок, представлений

Личность, идущая по антиобщественному пути, нуждается в строгом контроле, направленном на ресоциализацию. В качестве контролирующего органа могут выступить различные муниципальные службы. Термин «ресоциализация» используется для обозначения процесса изменения манеры поведения, которая ровно противоположна прежней. В конкретном примере, приставка «ре-» используется для обозначения демонтажа отрицательных норм и правил, что использовались ранее индивидуумом. На протяжении всего процесса ресоциализации человек занимается самосовершенствованием и открывает в себе те качества, что вызывают одобрение общественности.

Термин «ресоциализация» широко используется в различных сферах человеческой деятельности, включая социальную психологию, социологию, педагогику и юриспруденцию. Это понятие тесно взаимосвязано с мерами, что используются в обществе по отношению к людям, ведущим преступный образ жизни.

Педагогика использует ресоциализацию как инструмент, при помощи которых, человеку прививаются новые жизненные ценности, что смогут заменить усвоенные ранее. Направленность этого процесса осуществляется в отношении людей, чья модель поведения значительно отличается от общепринятых правил. Главная цель подобного инструмента, восстановить утраченный статус и изменить негативные установки. Для того чтобы достичь необходимого результата, исправляемая личность должна быть погружена в благополучную среду.

Ресоциализация осужденных — это термин, что широко используется в юриспруденции. Чаще всего данное понятие применяется во время решения вопросов, связанных с уголовно-исполнительной политикой. Этот инструмент используется лишь в отношении молодежи, поскольку представители этой возрастной группы более подвержены ресоциализации. В этом примере, ресоциализация является не самим процессом прививания общепринятых норм и правил, а конечным результатом.

Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами

Механизм десоциализации

Почему же человеком выбирается антиобщественный путь? На первоначальном этапе это происходит неосознанно. Дети и подростки перенимают манеры поведения тех взрослых, которые ведут асоциальный образ жизни. При этом они удовлетворяют свое желание получить одобрение от этой отрицательной микросреды. К тому же так, по их понятиям, они быстрее становятся взрослыми. В таком случае негативной микросредой над личностью осуществляется социальный контроль. При этом подростки или дети получают похвалу, одобрение и поддержку, если встали на путь антиобщественного поведения. Трудолюбие, милосердие и доброта в такой среде попросту высмеиваются.

Весь процесс десоциализации иногда осуществляется стихийно. Однако в некоторых случаях его проводят целенаправленно. Примером тому может служить воспитание у подростков преступного поведения для вовлечения их в незаконную деятельность. При этом широко используется механизм наказаний и поощрений.

Кто отвечает за ресоциализацию

Ресоциализация представляет собой ряд мер социального контроля, который направлен на исправление личности с антиобщественной манерой поведения. Подобный контроль осуществляется учебными и воинскими коллективами, школами, институтами и публичными организациями. Особую власть в этом вопросе имеют представители правоохранительных органов, которые выступают в качестве профилактических структур. Важно отметить, что в большинстве случаев, ресоциализация подразумевает отсутствие мер, лишающих свободы. Однако, в случае совершения преступных действий в отношении личности могут быть приняты различные санкции.

В некоторых случаях, нарушение общепринятых норм и правил, может стать причиной длительного лишения свободы. Учитывая вышеупомянутые факторы, можно сказать о том, что ресоциализация является важным инструментом, который позволяет вернуть личности былые социальные навыки. На протяжении всего этого процесса используются различные методы, которые помогают уничтожить асоциальные манеры поведения и закрепить положительные установки. В качестве контролирующих органов, осуществляющих ресоциализацию, могут выступить следующие организации:

  • воспитательно-трудовые тюрьмы для несовершеннолетних преступников;
  • исправительно-трудовые учреждения;
  • центры реабилитации наркозависимых и алкоголиков.

Задача подобных учреждений заключается в исправлении людей, вставших на неправильный жизненный путь.

Ресоциализация личности

За гармоничную повторную социализацию вначале несет ответственность семья индивида, затем школа и учебные группы, потом различные организации социального предназначения. В роли профилактических структур выступают правоохранительные органы.

Ресоциализация означает трансформации, при которых зрелая личность перенимает поведение, которое разительно отличается от принятого ранее. Она происходит в течение всей жизни индивида и связана с видоизменениями его направленностей, моральностей и ценностей, норм и правил. Это своеобразная замена человеком некоторых образцов жизненного поведения, новыми навыками и умениями, которые соответствуют условиям, изменившимся вследствие технологических и социальных трансформаций. Модификация ценностей, которые стали неадекватными согласно новым предписанием общества, в котором он обитает. Так, например, все бывшие заключенные проходят данный процесс, который заключается во вживании индивида в существующую систему представлений и ценностей. Процесс ресоциализации проходят эмигранты, которые, в связи с переездом, попадают в абсолютно новую для них среду. Они проходят через отвыкание от привычных для них традиций, правил, ролей, норм и ценностей, что компенсируется за счет приобретения нового опыта.

Свойства личности индивидов, формирующиеся в процессе их жизнедеятельности, не являются бесспорными. Ресоциализация может охватывать множество видов деятельности. Своеобразной вторичной социализацией является и психотерапия. С ее помощью люди стараются понять и разобраться со своими проблемами, конфликтами, изменить обычное поведение.

Процесс ресоциализации происходит в различных сферах жизни и на разных ее этапах. Решением проблемы повторной социализации занимаются чиновники на государственном уровне, разрабатывается определенный комплекс мер. Выделяют такие понятия, как ресоциализация бездомных, социальная ресоциализация, ресоциализация инвалидов, подростков, бывших заключенных.

Ресоциализация бездомных – это комплекс мероприятий, которые направлены на устранение бездомности, обеспечение бесприютных жильем, организация соответствующих условий для осуществления ими прав и свобод человека (например, право на труд).

Социальная ресоциализация может быть связана с восстановлением ранее осужденных в их дееспособности и статусе, т.е. их возрождение в качестве субъектов социума. Основой такой повторной социализации является изменение отношения к ним общества на всех уровнях от чиновников и до семьи.

Ресоциализация инвалидов заключается в их подготовке к жизни в обществе, помощь в трансформации ранее обычных для них норм и правил поведения, активное их включение в жизнь социума.

Актуальность вопроса

Тема ресоциализации тесно взаимосвязана не только с уголовно наказуемыми действиями. Подобный процесс осуществляется и в отношении людей из других категорий. Важная роль в развитии современного общества отведена процессу ресоциализации людей с зависимостью, личностными расстройствами и психическими заболеваниями, а также в отношении лиц, находящихся в тяжелом стрессе из-за природных катаклизмов, террористических актов или дорожно-транспортных происшествий.

Десоциализация и ресоциализация – две стороны одного процесса: взрослой, или продолженной, социализации

Люди, входящие в вышеупомянутые категории, нуждаются не только в социальной поддержке. Важной составляющей в процессе ресоциализации является психотерапия, аутотренинги и психотерапевтическая коррекция. Для того чтобы ускорить адаптацию в социуме, следует устранить эмоциональное напряжение.

Яркие примеры ресоциализации демонстрируют такие муниципальные службы, как Церковь, «Армия спасения» и благотворительные общественные организации. Однако подобные муниципальные службы действуют лишь в зарубежных странах. На территории Российской Федерации, социальной реабилитацией занимаются специализированные центры. На сегодняшний день, вопрос развития подобных центров имеет высокую актуальность, поскольку процент людей, нуждающихся в помощи, с каждым годом лишь увеличивается. Каждый человек на протяжении всей своей жизни сталкивается с необходимостью социальной адаптации. Для того чтобы достигнуть необходимого результата в этом процессе, очень важно снять психологическое напряжение и устранить внутренние конфликты.

Биография каждого человека основывается на определенных актуальных циклах, что разделены принципиальными вехами. Во время смены цикла, наблюдаются изменения социального плана, что выражается в виде приобретения нового статуса. Во время смены цикла, человек изменяет свой образ жизни, круг общения и мировоззрение. Таким образом, осуществляется переход на новую ступень саморазвития. Вышеописанный процесс является неотъемлемой составляющей развития человеческой личности.

Процесс личностного развития состоит из двух важных составляющих. Отказ от привычных норм и ценностей, а также исполнение привычной роли — называется десоциализацией. Второй составляющей личностного развития является ресоциализация, которая подразумевает обучение новым правилам и усвоение норм, характерных для приобретенного статуса. Постоянное личностное развитие способствует изменению в образе жизни, что напрямую отражается на процессе человеческой жизнедеятельности.

Острота проблемы

Тему ресоциализации связывают не только с теми, кто совершил уголовно наказуемые деяния. Она касается и других категорий людей. Так, большое значение для общества имеет ресоциализация наркозависимых, больных, а также тех, кто пережил стресс во время природных бедствий, боевых действий или аварий.

Таким людям нужна не только социальная помощь. Для проведения нормального процесса ресоциализации понадобится психотерапия, психокоррекция (аутотренинг и пр.). Социальной адаптации таких людей ожидать не следует, если не будет снята эмоциональная напряженность личности.

Десоциализация и ее причины

Итак, что такое десоциализация? Это, прежде всего, утрата человеком социального опыта, которая отражается на всей его деятельности и возможности самореализации. Человек становится изгоем, как правило, не по своей воле — к этому ведут сильные стрессы или изначально неполная социализация.

Разумеется, десоциализация — это многоуровневый процесс. Небольшая десоциализация может возникнуть при долгом отсутствии в коллективе, например, при затянувшейся болезни или длительном отпуске. Человек теряет прямой контакт с людьми и «выпадает» из привычного образа жизни. Такой же эффект может вызвать злоупотребление социальными сетями, телевизионными программами и компьютерными играми, то есть в случае, если реальная жизнь подменяется виртуальной.

При таком уровне десоциализации не происходит глубоких изменений психики, поэтому этот процесс можно обратить. Если человек решит изменить образ жизни и поменять свои установки, то он начнет ресоциализироваться. Ресоциализация предполагает самовоспитание, обретение новых ценностей и освоение новых ролей либо возврат к нормальному уровню жизни. Десоциализация и ресоциализация также являются естественными процессами взросления, так как индивид меняется в течение жизни и пересматривает свои взгляды.

Более глубокая десоциализация возникает, например, при неправильном воспитании в семье. Если окружить подростка атмосферой потворства и попытаться оградить его от всех жизненных трудностей, это повысит шансы на то, что социализация пройдет неправильно. Тепличные условия не способствуют усвоению норм и правил общества, которое окружает индивида, поэтому такому человеку сложнее освоиться и подчас трудно выполнять простейшие действия, включающие в себя общение с людьми. Помимо этого, на процесс социализации может оказать влияние принадлежность к различного рода субкультурам или преступным группировкам: их нормы и правила зачастую противоположны общественным, что также создает для индивида неблагоприятные условия развития.

В более зрелом возрасте к десоциализации могут привести такие факторы, как:

  • потеря работы
  • смерть близких
  • участие в продолжительных военных действиях
  • наличие психических заболеваний или личностных расстройств
  • различные аддикции

Сильные стрессовые события могут надолго вывести человека из привычного образа жизни и круга общения, он становится замкнутым и теряет наработанные социальные навыки.

Помимо всего вышеперечисленного, существует и добровольная десоциализация. Классическим примером может служить уход в монастырь — человек отстраняется от мира и всего, что ему присуще, однако не деградирует, а перенимает другие нормы поведения и духовно обогащается. Стоит отметить, что в таких случаях десоциализация и ресоциализация происходят одновременно.

Если обобщить все факторы, которые приводят к глубокой десоциализации, можно заметить, что основной причиной является вольное или невольное отчуждение индивида от социальной группы или института. Это ограничивает понимание норм и устоев общества и мешает человеку найти свое место в жизни.

Так как в психологии различают два основных уровня социализации, обратный процесс также происходит на обоих. Первичный уровень социализации включает в себя ближний круг индивида: это семья, близкие родственники, друзья. Вторичный же представляет собой большое количество окружающих индивида людей: знакомые, коллеги, различные социальные группы и общественные институты. При потере социальных навыков на одном из этих уровней, говорят о соответствующем типе десоциализации.

На данный процесс также оказывает заметное влияние возраст человека: чем он старше, тем ниже серьезность нарушений, так как все основные знания и навыки уже прочно закреплены в психике. Чаще всего в таких случаях под десоциализацией может подразумеваться разрыв некоторых социальных связей, что в целом практически не влияет на остальные сферы жизни индивида.

Гораздо опаснее десоциализации для людей молодого возраста. Здесь процесс социализации может быть не только сильно искажен, но и привести к таким печальным последствиям, как преступность, наркомания и прочее, включая отстранение от общения с людьми в целом. Крайней степенью этого процесса является деградация личности, то есть полная потеря ориентиров в жизни и каких-либо интересов, кроме самых примитивных.

Важно отметить, что глубокая десоциализация опасна не только для человека, ставшего ее жертвой, но и для общества в целом. Например, преступность несет с собой прямую угрозу жизни людей, а крупный военный конфликт, результатом которого становится множество солдат, потерявших навыки мирной жизни, — наносит урон их благополучию и здоровью.Вот почему так важна ресоциализация.

Подробный разбор терминов

Термин «десоциализация» используется для описания явления, которое заключается в присвоении личности антиобщественных норм и ценностей. Этот процесс является первопричиной антисоциального поведения и приобретения негативных установок в поведенческой модели. Десоциализация является одним из факторов, способствующих дестабилизации, на основе которых происходит деформация связи с обществом.

Разбирая, что такое десоциализация, следует сказать о том, что данный процесс подразумевает частичную или полную потерю социальных навыков. Подобные проблемы отражаются на ведении жизнедеятельности и процессе самореализации личности. В такой ситуации, человеку присваивается «ярлык» изгоя. По мнению специалистов, причина формирования десоциализации связана с влиянием стрессовых факторов и проблем, возникающих во время первоначального погружения в социум. Важно обратить внимание на то, что десоциализация имеет многоуровневую структуру.

Частичная десоциализация возникает на фоне длительной изоляции от общества. Чаще всего, это явление наблюдается у людей, вышедших из длительного отпуска или больничного. Потеря прямого контакта с окружающими людьми изменяет жизненный ритм и делает человека более склонным к одиночеству. Подобный эффект наблюдается у людей, имеющих интернет зависимость, который проявляется в виде злоупотребления компьютерными играми и социальными сетями. Люди с этим видом зависимости часто заменяют реальную жизнь на виртуальное пространство.

Психологи отмечают, что в данном случае, процесс десоциализации не оказывает сильного влияния на состояние психики, что говорит о возможности коррекции. Изменение образа жизни и смена приоритетов позволяют запустить процесс ресоциализации. Данное явление следует воспринимать как самостоятельное воспитание в собственной личности тех качеств, что представляют собой первостепенные ценности для современного общества. Вышеупомянутые события являются неотъемлемой частью становления человеческой личности. Во время процесса взросления, человек изменяет свое мировоззрение, что оказывает определенное влияние на его стимулы и саму жизнь.


Десоциализация есть результат добровольного отказа от старых ценностей

Тяжелая форма десоциализации наблюдается у детей, воспитанных в неблагополучных семьях. Неправильный подход к воспитательному процессу, также может оказать негативное влияние на становление личности. Потворство родителей и жажда создать барьер от трудностей жизни, значительно увеличивает риск возникновения различных проблем во время погружения в социум. Личность, взращенная в тепличных условиях, плохо усваивает нормы социальных групп, окружающих индивида. На этом фоне наблюдаются различные проблемы, связанные с выполнением простейших действий, среди которых следует выделить построение коммуникативных связей.

Ресоциализация подростков сложный процесс, успех которого зависит от множества различных факторов.

Принадлежность к преступным группам или субкультурам, может привить ложные ценности, которые прямо противоположны нормам культурного общества. Подобные обстоятельства могут стать неблагоприятной почвой для личностного развития.

Нарушения в сфере социализации могут быть вызваны такими факторами, как:

  • потеря близкого родственника;
  • потеря рабочего места;
  • личностные и психические расстройства;
  • террористические акты.

Стрессовые факторы могут оказать сильное влияние на человеческую личность, что может привести к изменению в образе жизни. Под влиянием стресса человек может сильно сузить свой круг общения, изолироваться от общества и потерять навыки построения коммуникативных связей.

Существуют добровольные виды отказа от общественных норм и ценностей. Одним из примеров добровольной десоциализации является уход в монастырь. Важно отметить, что отказ от общепринятых правил в пользу духовного обогащения позволяет человеческой личности постоянно самосовершенствоваться. Уникальность этого примера заключается в одновременном течении процессов десоциализации и ресоциализации.

Ресоциализация

Ресоциализация сосредоточена на возращении людей в социум, возвращении им соответствующих способностей. В ресоциализацию входит прививание ценностей общества, формирование навыка постановки позитивных целей и восстановление разрушенных социальных связей.

На сегодняшний день достаточно актуальна проблема ресоциализации осужденных. Для предотвращения совершения ими новых преступлений необходимо позаботиться не только об их наказании, но и правильной ресоциализации, ведь только в этом случае исправительные учреждения будут выполнять свою функцию и способствовать охране правопорядка. Примером таких действий может служить:

  • индивидуальный подход к каждому заключенному
  • выявление нарушений в процессе социализации
  • выработка программы коррекции личностных качеств
  • поощрение социально-приспособительного поведения

Всем этим занимается исправительная психология.

Еще одной важной задачей, стоящей перед обществом, является ресоциализация детей и подростков. Так как они могут только усваивать социальные нормы, а не оценивать их, большую роль играет организация педагогического процесса, позволяющего сформировать необходимые навыки. Успешная социализация в раннем возрасте помогает предотвратить множество нежелательных явлений.

>Десоциализация

Ресоциализация в семье

Семья выступает важным условием процессов ресоциализации. Полноценная социализация детей должна брать свое начало с семьи. Семья должна помочь ребенку адекватно усвоить требования общества и их законы, развить и сформировать определенные коммуникационные навыки и умения взаимодействовать, которые будут соответствовать принятым нормам в конкретном социуме. Неблагополучные семьи характеризуются невозможностью привить навыки нормального поведения в семье, что, в свою очередь, ведет к неспособности детьми строить свою правильную модель семьи.

Кроме влияния семьи, на ребенка в процессе жизнедеятельности воздействуют и другие социальные институты, такие как детские сады, школы и улица. Однако семья остается самым важным фактором в процессе гармоничной ресоциализации личности. Повторная социализация в семье совершается в результате процесса воспитания и социального обучения.

От стиля и методов воспитания, которые используются родителями, непосредственно зависят процессы социализации, ресоциализации и десоциализации личности индивидов. Так, например, ребенок, воспитанный американскими родителями, будет разительно отличаться, от детей, воспитанных японскими родителями.

Основными факторами, влияющими на вторичную социализацию детей в семье, являются влияние родителей (их ожидания, личностные особенности, модели воспитания и др.), качества самих детей (когнитивные способности и личностные характеристики), отношения в семье, которые включают в себя отношения между супругами, отношения к детям, социальные и профессиональные контакты родителей. Применяемые дисциплинарные способы воспитания и его стиль отражают систему убеждений родителей и их личностные качества.

Важнейшим в процессах вторичной социализации ребенка в семье являются представления папы и мамы о его мотивациях и поведении, убеждения родителей и их социальная целенаправленность.

Основными причинами нарушения ресоциализации детей в семье являются постоянные нарушения родителями этики семейных взаимоотношений, недостаток доверия, заботы, внимания, уважения, защиты и поддержки. Однако самой важной и наиболее существенной причиной нарушений повторной социализации является несовместимость моральных качеств и нравственных установок родителей, несогласованность их мнений по поводу долга, чести, морали, обязанностей и т.д. Часто такая несогласованность может вступать в конфликт, если супруги имеют диаметрально противоположные взгляды на систему ценностей и моральные качества.

Немаловажным также в процессах ресоциализации личности является влияние старших братьев и сестер, бабушек и дедушек, друзей родителей.

Факторы социализации и десоциализации молодежи.

Специфика социализации молодежи состоит в том, что в молодежном возрасте завершается первичная ее стадия и начинается вторичная. Первичную стадию индивид проходит в детском возрасте. Благодаря ей он становится полноценным членом общества. Вторичная стадия — это последующий процесс, происходящий с уже социализированным индивидом. Для нее характерно то, что индивид осваивает нормы и ценности окружения с учетом уже усвоенных им на первом этапе. Он ориентируется уже не столько на конкретных «других», но на обобщенного «другого», отождествляя себя с ним, либо противопоставляя себя ему. На этом этапе часто возникает проблема согласованности между первоначальными социальными адаптациями и интернализациями. В ранней юности подвергается сомнению обретенная ранее идентичность. Осознание необходимости решать взрослые задачи вызывает переживание того, как индивид выглядит в глазах других в сравнении с его собственным представлением о себе.

Существенным отличием социализации молодежи от социализации ребенка является то, что на этом этапе более существенную роль играют так называемые вторичные агенты социализации.

К специфике социализации молодежи относится также большая значимость так называемых барьеров перехода – границ между различными этапами жизни или жизненными ситуациями. Преодолевать такого рода барьеры помогают так называемые ритуалы перехода (термин, введенный Арнольдом ван Геннепом) – институционализированная и формализованная система коллективных действий, принятая в данной культуре. Ван Геннеп сконструировал универсальную модель таких ритуалов, которая состоит из трех этапов: фаза отделения от группы, пограничная фаза и фаза реинтеграции. Выражением таких ритуалов в традиционных обществах являются обряды инициации, которые в той или иной степени существуют и в современных обществах.

К основным факторам социализации молодежи, определяющим ее результаты, относятся:

— характер и особенности социального контроля в обществе и группе. На характер социального контроля влияют: соотношение формальных и неформальных регуляторов, обязательность или необязательность следования социальным (в том числе, правовым) нормам, неотвратимость санкций за их нарушение, плотность социального контроля и т.д.;

— степень согласования или рассогласования между микрогрупповыми и макрогрупповыми ценностями и нормами, степень гетерогенности, субкультурности общества и окружения индивида;

— особенности системы образования, сосредоточенность ее только на обучении или на воспитании, в том числе идеологическом, индивида;

— особенности семейно-демографической ситуации в обществе, наличие конфликта поколений либо относительно сбалансированное взаимодействие различных когорт; наличие в обществе эйджизма;

— дискретность, прерывность линейного развития общества, кризисы в его развитии;

— экономическая ситуация в обществе, востребованность молодежи на рынке труда;

— политическая ситуация в обществе, распространение экстремистских настроений и практик;

— информационная политика государства и характер деятельности СМИ, их сосредоточенность на определенных темах; степень многообразия источников информации и др. Значимость СМИ в процессе социализации обусловлена тем, что они являются не только каналами распространения норм и ценностей. Они также способны уводить массовое сознание от реальных проблем, замещая их ложными, концентрировать внимание массовой аудитории на определенном круге явлений, навязывать оценки и установки и др. Многие из современных исследователей считают, что в современном российском обществе СМИ играют преимущественно деструктивную роль, являясь одним из факторов формирования криминальной личности. Этому способствует как криминальная тематика многих художественных и информационных сюжетов, так и морально-ценностный релятивизм в подаче материала;

— характер референтных групп – тех, которые являются для молодежи образцом для подражания.

Указанные факторы социализации тесно связаны с факторами десоциализации молодежи. В российском обществе к наиболее существенным факторам десоциализации молодежи можно отнести:

— рассогласование официально декларируемых целей и реальных практик (политических, образовательных, профессиональных и др.);

— служба в армии по призыву, в том числе, в «горячих» точках;

— распространение коррупционных сетей и их включение абсолютно во все сферы общества;

— деградация системы образования, замещение критериев профессионализма, научности, знаний формальными показателями – дипломом, либо экономическими – экономической эффективностью образовательной и научной деятельности;

— доминирование массовой культуры, фактически замещение ею иных культурных образцов;

— кризисные явления в функционировании института семьи;

— распространение в обществе криминальной субкультуры и др.

В частности, ситуация социальной неопределенности, в которой оказалось российской общество в начале 1990-х гг. вызвала снижение роли официально-институциональных каналов социализации и повышение значимости социализирующего влияния непосредственного окружения, СМИ, образцов массовой культуры; изменение соотношения субъективной значимости общественных и личных интересов; ослабление идентификации личности с государством и обществом и возрастание осознания личностной автономии, отчуждение от социальных и правовых норм. Деидеологизация российского общества повлекла за собой утрату ценностно-нормативной определенности, идентичности для большинства российских граждан, затронув, тем самым, и процесс социализации. Применительно к молодежи процессы деидеологизации имеют следствием кризис идентичности, и, в особенности, идентичности гражданской, в основе которой лежит гражданская позиция индивида, базирующаяся на отождествлении представителей молодого поколения с обществом, со страной и с государством1.

По данным исследования «Социальное аутсайдерство молодежи Белгородской области: механизмы и социальные следствия» (2006 г.), с утверждением, что сегодня нельзя преуспеть, не нарушая закона, согласились 46,6% молодежи (с противоположным утверждением – 34,8%). Положительный ответ на вопрос «Согласны ли Вы, что некоторые нормы морали нельзя нарушать ни при каких обстоятельствах?» дали 60,4% респондентов (отрицательный – 21,0% и затруднились с ответом 18,6%). Тем самым на декларативном уровне большинство молодых людей продемонстрировало наличие неких нормативных табу. Но уже при ответе на вопрос «Допускаете ли Вы возможность нарушения норм закона, если это нужно для достижения поставленных целей?» распределение суждений было принципиально иным. 14,6% респондентов выразили однозначное неприятие нарушения закона. 24,8% сделали подобное допущение. Большинство – 53,0% — указали на то, что все зависит от обстоятельств. И 7,6% затруднились с ответом.

Собственно, ничего неожиданного в таком распределении данных нет. При достаточном уровне рефлексии фактически каждый мыслящий человек (по крайней мере, в России) приходит к выводу, что законов слишком много и часть из них носит явно несправедливый характер, так что нарушение этих законов нельзя расценивать как безусловную общественную опасность. Другое дело, что молодые люди в целом не вполне способны на такую рефлексию и ответ дают без особых раздумий. И, в целом, такого рода суждения отчетливо характеризуют вакуум нормативности в современном российском обществе, его аномический характер. По данным опроса 2002 г., проведенного среди студентов г. Краснодара П.С. Самыгиным, лишь14,5% студентов считают, что нет таких целей, ради которых можно пойти на совершение преступления. Чтобы выбраться из нищеты пойти на убийство считают возможным пойти на убийство 4,0%, на разбой и грабеж – 13,5%, совершить кражу – 32,4%, уклониться от уплаты налогов – 71,6%1.

Следствием низкого уровня межличностного и институционального доверия в молодежной среде является атомизация социальных практик и неготовность к солидаризации на позитивной основе ради реализации собственных интересов. Низкая готовность к долговременному сотрудничеству и коллективным действиям выражается, прежде всего, в низкой оценке роли политических партий и общественных организаций и в слабой вовлеченности в их деятельность.

Ресоциализация и социализация

Приспособление индивида к сообществу себе подобных, усвоение им общепринятых взглядов, ценностных ориентаций, поведенческих навыков – это и есть социализация.

Данный процесс сопровождает всю стадию взросления личности. Сначала социализацией ребенка занимается его семья, потом – детский сад, школа, вуз. Пройдя эти «университеты первичной социализации», молодой человек вливается в трудовой коллектив, становится членом различных общественных и культурных организаций, где продолжается его социальное «воспитание».

На каком-то этапе жизни уже сформированная личность неизбежно сталкивается с проблемой ресоциализации. Необходимость в переориентировании диктуется изменившимися жизненными обстоятельствами. Так, трансформации личности потребуют следующие знаковые перемены:

  • переезд в другой город или страну;
  • заключение или расторжение брака;
  • материнство или отцовство;
  • смена профессии или работы;
  • повышение квалификационного или материального статуса.

Некоторые ученые относят психотерапию к одной из форм ресоциализации. Хороший специалист в области душевного здоровья способен помочь пациенту не только справиться с его внутренними конфликтами, но и значительно подкорректировать модель его поведения.

Таким образом, ресоциализация и социализация – взаимосвязанные процессы, сопровождающие личность на протяжении всего жизненного пути и являющиеся важнейшими условиями ее развития и самореализации. В некоторых экстраординарных случаях они могут становиться тождественными.

Речь идет о полном преображении личности, попадающей из одной реальности в другую:

  • при длительной госпитализации;
  • при принятии новой веры;
  • при эмиграции, влекущей за собой смену культурно-национальной среды;
  • при продолжительном сроке заключения.

Каждая из этих ситуаций потребует радикального изменения личностных акцентов, «переключения» на совершенно новую волну, вплоть до обретения иной социальной идентичности. Ключевое условие успеха в подобной реконструкции – наличие надежной социальной платформы, то есть активного взаимодействия индивида с новым значимым для него окружением.

Дезадаптация у детей

Особое значение приобретает дезадаптация детей в современном обществе. Все больше детей в развитых и развивающих странах страдают разнообразными нарушениями поведения и психики. Большинство из них не могут нормально адаптироваться к социуму и, по мере их роста и взросления, количество проблем только увеличивается. Причем, по мнению специалистов, только чуть больше половины таких детей страдает от неврологических заболеваний и психопатологий, у других нарушение социальной адаптации возникает из-за условий их жизнедеятельности, неправильного воспитания или его отсутствия, а также влияния родителей и окружающей среды.

Социальная дезадаптация детей и подростков может крайне отрицательно отразится на их развитии – такие дети не могут нормально устанавливать контакты со сверстниками, а затем – с окружающими их людьми, у них возникают деформации личности, асоциальные наклонности, может развиться неврологическое заболевание или они не смогут достичь каких-либо успехов в будущем.

Своевременная коррекция таких нарушений у детей и подростков помогает им достаточно быстро преодолеть состояние дезадаптации и усвоить все необходимые навыки. Во взрослом возрасте и у старших подростков на это требуется гораздо больше времени и усилий – это связано, как с меньшей пластичностью психики, так и с количеством «навыков», которые необходимо восполнить.

Это неоднократно подтверждалось многочисленными исследованиями и практической деятельностью – дети в раннем возрасте находившиеся в состоянии социальной дезадаптации, легко и быстро догоняют и даже опережают своих сверстников в развитии при помещении их в благоприятные условия. А вот взрослым, выросшим в состоянии дезадаптации, гораздо сложнее усвоить необходимую информацию и «влиться» в более сложный социум.

Постреабилитационное развитие: ресоциализация как возвращение к обычной жизни

Квалифицированная психотерапия алкоголиков, наркоманов, игроманов позволяет буквально снять с крючка зависимости. Но, обретая свободу, далеко не все готовы к той мере ответственности, которая оказывается с ней связана. Заново постигать простые общечеловеческие законы, учиться правилам, которые устанавливает социум, проходящим ресоциализацию людям нужно с нуля. Трезвая жизнь без зависимости требует от человека, ее ведущего, определенных усилий. Но преодолеть проблемы, возникающие за порогом реабилитационного Центра, по силам каждому.

На этапе ресоциализации с пациентом работает целый комплекс специалистов, от социальных работников до юристов, способных дать необходимую базу знаний для решения любых сложных задач – трудоустройство и составление резюме, подтверждение квалификации в профессии, решение жилищных или материальных проблем. Любой из этих моментов значим и важен для лица, прошедшего реабилитационные процедуры. Чтобы переход из безопасной, закрытой среды Центра в большой мир был максимально безболезненным, стоит с самого начала позаботиться о том, чтобы человек имел необходимые альтернативы прежним пагубным привычкам.

Приобретение спортивных навыков, поиск новых друзей по интересам – все это позволяет пройти ресоциализацию с минимальными потерями. Амбулаторный режим терапии дает возможность закрепить полученные навыки на практике, формирует безопасную среду для дальнейшей жизни. Именно так сотрудники помогают своим пациентам преодолеть возникающие перед ними трудности и дают шанс на полное излечение каждому из обратившихся за избавлением от зависимости людей.

Вы можете получить бесплатную консультацию наших специалистов уже сейчас, звоните нам! Не откладывайте на завтра свою жизнь или спасение близкого человека!

Причины дезадаптации

Десоциализация или психическая дезадаптация может возникнуть из-за психологических, физических или социальных причин. Самыми значимыми, на сегодняшний день, считаются социальные и социально-экономические причины, так и нарушения в работе нервной системы и особенности психики могут быть скорректированы правильным воспитанием и развитием, а вот не соблюдение правил воспитания в социуме может привести к проблемам с социальной адаптацией даже при полном физическом и психическом здоровье.

Социально психологическая дезадаптация возникает при:

  • Физических или биологических нарушениях – травмах головного мозга, заболеваниях нервной системы, инфекционных заболеваний, протекающих с высокой температурой и интоксикацией.
  • Психологических нарушениях – особенности нервной системы (слабость, излишнее возбуждение, нарушение волевых процессов), акцентуации характера и так далее.
  • Социальных нарушениях – особенно значим этот фактор в детском и подростковом возрасте. Неправильное воспитание, отвержение ребенка или подростка семьей или коллективом может привести к дезадаптации и развитии серьезных нарушений психики. Взрослые также могут страдать от социально-психологической дезадаптации оказавшись в непривычной и враждебной для них обстановке, ситуации всеобщего неприятия или травмы (например, психически здоровый, полностью адаптированный взрослый человек при помещении в места лишения свободы или асоциальное сообщество).

Десоциализация в детском и подростковом возрасте может быть вызвана и некоторыми другими факторами, например, длительным содержанием ребенка без родителей или нарушением общения в школе.

Госпитализм у детей – это патологический синдром, который развивается у детей, длительное время находящихся в условиях больницы или интерната, насильно оторванных от родителей и привычного круга общения. Дефицит общения приводит к отставанию в физическом и психическом развитии, формированию эмоциональных нарушений и социальной дезадаптации. Такие нарушения возникают из-за отсутствия достаточного внимания со стороны взрослых, а также недостатка положительных и отрицательных раздражителей со стороны социума. Ребенок в таких условиях предоставлен самому себе и не может полноценно развиваться.

Синдром госпитализма у детей развивается не только при помещении в больницу, но и при длительном пребывании в интернате, детском доме и других местах, где ребенок лишается привычного круга общения.

У подростков чаще возникает школьная дезадаптация. Десоциализация развивается в случае «непохожести» ученика на других сверстников, причем причиной «изгнания из общества» может быть любая отличительная черта: низкая или высокая успеваемость, внешние данные, индивидуальные черты или что-то другое. Школьная дезадаптация часто возникает при смене привычной среды для ребенка, резком изменении его внешности или социального фактора, иногда – без видимых причин. Отторжение, насмешки со стороны сверстников и отсутствие поддержки со стороны учителей и взрослых приводят к нарушению установления социальных связей и утраты своего места в социуме.

Кроме вышеперечисленных причин десоциализация может возникать из-за нервных и психических расстройств у детей и взрослых:

  • Аутизма
  • Шизофрении
  • Биполярном – расстройстве личности
  • Обсессивно-компульсивное расстройстве и так далее.

Ресоциализация осуждённых к лишению свободы

Сегодня ресоциализация осуждённых является приоритетной задачей, которую необходимо решать на уровне госструктур.

Процесс ресоциализации направлен на возвращение освободившихся к жизни в социуме, приобретение ими нужных умений для жизни в обществе, соблюдение принятых норм и законодательства.

Осуждённый, не прошедший процесс ресоциализации, опасен для общества.

Деятельность исправительных учреждений должна быть направлена на разрешение 2 основных проблем:

  • исполнение наказания;
  • ресоциализация осуждённого, формирование у него набора качеств, необходимых для адаптированного поведения в социуме.

Ресоциализация включает в себя:

  • профилактику;
  • коррекцию;
  • восстановление.

Профилактика направлена на устранение, сглаживание причин, условий и факторов, вызвавших отклонения в развитии личности. Зачастую она ориентирована на социальное окружение человека.

Специальная профилактика позволяет создать климат в обществе, позволяющий исключить совершение преступлений. Общая профилактика направлена на формирование антикриминогенных мотивов поведения и понимание неотвратимости наказания за совершённое преступление.

Коррекция предусматривает работу с конкретными отклонениями, имеющимися у осуждённого, и коррекцию поведения.

При длительном занятии преступной деятельностью у человека вырабатываются определённые привычки и навыки, составляющие преступный стереотип. Он теряет нормальные трудовые навыки, приобретая взамен преступные.

Прежде чем адаптировать преступника к жизни в адекватной социальной среде, нужно разрушить в нём стереотип преступника и заменить трудовым стереотипом.

Восстановление в правах предусматривает учёт ключевых положений Конвенции ООН, касающихся прав человека на:

  • жизнь;
  • достойное существование;
  • получение образование;
  • труд и пр.

Подготовка осуждённых к освобождению — важный этап деятельности исправительных учреждений. С этой целью осуществляется комплекс мероприятий, направленных на поддержку освобождаемых в последующем трудовом и бытовом устройстве, подготовку к их жизни в условиях полной свободы, что и является ресоциализацией осуждённых.

Социальная ресоциализация

Успешная ресоциализация осуждённых невозможна без изменения к ним отношения окружающих: на уровне общества, социальных институтов, производственных коллективов, общественных организаций, семьи и родственников.

К бывшим осуждённым общество должно проявлять гуманность, понимая, что кара за наказание не должна продолжаться всю жизнь.

Гуманное общество не мстит, а проявляет терпимость, лояльность и сострадание к освободившимся, признаёт их права, обеспечивает социальную поддержку, защиту, гарантии.

К сожалению, в нашем обществе пока не наблюдается такой гуманности, даже со стороны государства. Нам ещё необходимо научиться поддерживать оступившихся, давать им жизненный шанс.

Бывшие заключённые не должны чувствовать себя изгоями общества, иначе тюрьма станет их единственным пристанищем до конца жизни.

Социальная ресоциализация осуждённых должна иметь также и юридическую основу, а именно:

  • закон о социальной адаптации осуждённых;
  • правовые нормы на сохранение жилья, трудовое устройство после освобождения;
  • ответственность местных органов власти.

Что такое психологическая ресоциализация?

Важным моментом процесса ресоциализации является психологическая поддержка осуждённого во время и после отбывания срока.

Психологическая ресоциализация связана с преодолением социальной дискриминации, а также изменением представления осуждённого о самом себе.

Квалифицированный специалист способен повлиять не только на самого осуждённого, но и на его родственников, сформировать у них гуманное отношение к оступившемуся.

В рамках ресоциализации перед воспитателями исправительных учреждений, психологами стоит очень сложная задача: планирование нового человека и формирование у них стойкого стремления к перестройке собственной личности.

Психологическая ресоциализация базируется на психодиагностике и включает:

  • психопрофилактику;
  • психокоррекцию;
  • психотерапию в кризисных и критических ситуациях.

Результатом психологической ресоциализации осуждённых являются:

  • раскаяние;
  • осознание вины, очищение;
  • выработка социального иммунитета.

Такие результаты возможны, если психологическая установка осуждённого на новый образ жизни подкреплена комплексом социальных условий для её реализации. В ином случае общество получит рецидив преступного поведения.

Медицинская ресоциализация

Это система мер, направленная на сохранение и восстановление здоровья осуждённого, не только физического, но также духовного, социального и психологического. Каждый заключённый нуждается в медицинской ресоциализации.

Криминогенная среда включает в себя множество умственно отсталых людей, невротиков, асоциальных психопатов, алкоголиков, наркоманов, лиц с последствиями черепно-мозговых травм. Многие из них нуждаются не только в поддержке специалиста, но и в психиатрическом лечении.

Любые модели медицинской ресоциализации должны строится на базе комплексной диагностики (этимологической, симптоматической и др.).

И только исходя из результатов комплексной диагностики можно предлагать модели ресоциализации («профилактику», «коррекцию», «реабилитацию», «диагностику», «восстановление», «развитие») либо их комплекс.

Каждая модель несёт определённое содержание, включает свои формы и методы работы, круг заинтересованных и компетентных участников и ориентирована на конкретные результаты.

Наиболее эффективной считается комплексная модель ресоциализации осуждённых, реализуемая в условиях межведомственного взаимодействия.

Ресоциализация несовершеннолетних осуждённых

Несовершеннолетние осуждённые нуждаются в помощи; и это необходимо не только для них самих, но также и всему обществу, чтобы в конечном итоге снизить рецидив преступлений.

Процесс ресоциализации осуждённых подростков проходит в 2 этапа:

  • пенитенциарный;
  • постпенитенциарный.

Основными исправительными мерами воздействия в отношении осуждённых несовершеннолетних лиц являются:

  • образование;
  • воспитательная работа;
  • общественно-полезный труд;
  • поддержание социально полезных связей.

Поддержание социальных связей с родственниками – один из из ключевых элементов процесса ресоциализации несовершеннолетних; ведь большинство из них до осуждения жили в неблагополучных, неполных семьях, детских домах и интернатах.

Соцработнику колонии необходимо акцентировать внимание на процессе подготовки семьи к возвращению подростка из колонии.

Второй важнейшей задачей процесса ресоциализации подростков после освобождения из воспитательных колоний является создание программ по определению их профессиональной деятельности, обеспечению бесплатного жилья в общежитиях и предоставлению иных социальных гарантий.

Итак, ресоциализация осуждённых в исправительном учреждении имеет свою специфику и носит по большей части социально-психологический характер.

Содержание, формы и методы ресоциализации зависят от особенностей личности осуждённого, а сам процесс предполагает комплексную помощь со стороны компетентных специалистов.

Симптомы десоциализации

Социальная дезадаптация проявляется в невозможности человека полноценно приспособиться к окружающим его условиям. Выделяют полную и частичную социальную дезадаптацию. При частичной дезадаптации человек перестает контактировать или соприкасаться с определенными сферами жизни: не ходит на работу, не посещает мероприятия, отказывается от общения с друзьями. При полной – нарушения возникают во всех сферах жизни, человек замыкается в себе, перестает общаться даже с самыми близкими и постепенно теряет связь с окружающей его действительностью.

Признаки социальной дезадаптации:

  • Агрессивность – один из самых характерных признаков. Дезадаптированные дети становятся агрессивными, так как они просто не понимают как себя вести и заранее занимают защитную позицию. Подростки и взрослые также используют вербальную и невербальную агрессию, манипуляции и ложь для наиболее быстрого достижения целей. В таком состоянии они не делают попыток наладить взаимодействие с окружающими и не пытаются понять, какие в этом обществе существуют нормы и правила.
  • Замкнутость – еще один характерный признак. Человек перестает общаться с окружающими, он полностью уходит в себя, прячется от людей, препятствует попыткам завязать с ним отношения.
  • Социофобия – постепенно развивается страх перед общением, большим количеством людей, необходимостью разговаривать с кем-то и так далее. Человеку становится все сложнее сделать что-то, выходящее за рамки его ежедневных дел, он начинает бояться посетить незнакомое место, сходить куда-то, завести разговор с незнакомым человеком или даже, выйти из дома.
  • Отклоняющееся поведение – отсутствие социальных контактов приводит к игнорированию существующих в обществе норм и правил. Результатом этого часто становится отклоняющееся или асоциальное поведение.

Ресоциализация осужденных

Заботясь о предоставлении всем гражданам равных шансов на социальную адаптацию, современное общество создает специальные институты и программы ресоциализации лиц, как пребывающих в местах заключения, так и вышедших на свободу.

Долгая вынужденная изоляция от общества – это существенное испытание. Положение усугубляется еще и тем, что подавляющая часть осужденных – десоциализированные личности. Они усвоили шаблоны поведения и установки, не соответствующие принятым нормам человеческого общежития. Ресоциализация таких лиц требует капитального «ремонта» внутреннего мира.

В упорном и целенаправленном переформатировании нуждаются типичные представители данного контингента: закоренелые наркоманы и алкоголики, азартные игроки, мошенники, воры, насильники. Большинство этих людей, вырвавшихся из социального контекста и вышедших за границы правового поля, перенесли в детстве сильнейшие психотравмы. В бэкграунде у многих из них – сильнейшие жизненные катастрофы.

Ресоциализация осужденных подразумевает решение следующих задач:

  • повышение культурно-образовательного уровня заключенных;
  • профобучение или переквалификация;
  • приобщение к здоровому образу жизни;
  • привитие навыков самообслуживания и норм общежития;
  • выработка правопослушного поведения;
  • нейтрализация индивидуалистических проявлений, снижение градуса конфликтности;
  • поощрение социально полезных контактов, взаимопомощи и взаимоподдержки;
  • выявление и развитие зачатков несформированных способностей;
  • психологическое, юридическое и социальное консультирование.

Причины нарушения

Основные причины нарушения социальных норм:

  1. Стремление получить выгоду. Эта выгода может быть любой: получение финансов, ценных вещей, более выгодного места, расположения кого-либо, удовольствия от убийства, изнасилования и так далее. Как правило, речь о выгоде имеет смысл вести тогда, когда нарушены глобальные социальные нормы, что включены в уголовный кодекс.
  2. Провокация, несогласие с устоявшимися правилами. Различные группы людей, организации проводят провокационные акции, прямо либо косвенно нарушающие устоявшиеся общественные правила. Например, деятельность группы Pussy Riot, неоднократно становившаяся причиной возникновения огромного общественного отклика (и отрицательного, и положительного, но в России преимущественно отрицательного), можно отнести к этому пункту. Активисты-веганы также неоднократно проводили и продолжают проводить специфические акции, вызывающие неоднозначную реакцию.
  3. Удовлетворение базовых потребностей. Человек, чьи базовые потребности долгое время не удовлетворялись, не способен вести себя достаточно правильно. Например, продолжительный голод влияет на психическое здоровье людей крайне негативно, и даже умеренное, но регулярное недоедание может привести к совершению проступков разного рода. А сильно голодный человек способен решиться даже на совершение преступления, если это поможет убрать голод. Однако этот пункт не применим к сексуальным потребностям.
  4. Психоэмоциональная нестабильность, психические болезни. Ментальные заболевания, особенно тяжелые, такие как шизофрения, негативно влияют на поведение человека, он перестает быть способен полноценно осознавать свои действия, может проявлять неадекватность, агрессию.
    Люди после тяжелых психоэмоциональных потрясений также способны вести себя не так, как принято в обществе.
  5. Умственная неполноценность, последствия органических повреждений мозга. При тяжелых формах олигофрении человек не способен осознать важность соблюдения общественных норм, и даже механически заучить базовые правила поведения зачастую не может. Единственное, что волнует таких олигофренов, , удовлетворение собственных базовых потребностей.
  6. Нормы религии либо идеологии не сочетаются с нормами общества. Например, некоторые религиозные секты и радикальные религиозные организации, существующие в развитых странах, имеют нормы, значительно отличающиеся от тех, что приняты в основной части общества. Их последователи могут проявлять неадекватную агрессию, проводить ритуальные жертвоприношения, убивать тех, кто, согласно религиозным идеям, жить не достоин. Современная история знает случаи, когда людей с эпилепсией или психическими заболеваниями объявляли одержимыми дьяволом и проводили неадекватные обряды «,изгнания»,, иногда завершавшиеся гибелью «,одержимого»,.
  7. Нахождение в среде, нормы которой резко отличаются от тех, к которым человек привык. Простой пример: приезд человека в страну, которая отличается от той, в которой он живет. Если он не изучил тщательно традиции и правила, принятые в обществе, то вероятность, что он может сделать что-то неправильно, высока. Также к этому пункту относятся ситуации, когда человек долгое время был оторван от основной части общества (заключенные, похищение, рабство, психические болезни, добровольная социальная изоляция , отшельничество, хикикомори) или изначально не получил сведений о том, как нужно вести себя (дети-маугли, дети из неблагополучных семей, отчасти , дети из интернатов, поскольку многие вещи, которые для домашних детей являются обыденностью, для них нечто очень далекое).
  8. Творческая самореализация. Творческие люди во все времена попирали нормы, принятые в обществе. Современное искусство практически перестало иметь рамки. Например, перфомансы некоторых художников отличаются необычностью, а иногда и откровенно шокируют, выходя за рамки общественных норм.

Социально-психологические феномены

Социальные психологи активно изучают то, как общество влияет на человека и как отдельные люди функционируют в группах, как принимают решения.

В процессе их деятельности были открыты различные социальные феномены: особенности поведения и мышления, наблюдающиеся при определенных условиях у людей, находящихся в социальных группах.

Основные социально-психологические феномены:

  1. Конформизм. Это подстраивание собственного мнения под суждения окружающих, причем даже в тех случаях, когда принимаемая позиция объективно ложна. В качестве примера часто приводится эксперимент с пирамидами: белой и черной, который проводится в группе. Руководитель по очереди спрашивает каждого участника, какого цвета пирамиды. Перед экспериментом он подговаривает основную часть участников: они должны были отвечать первыми и говорить, что обе пирамиды имеют белый цвет. Остается лишь один участник, который не знает о договоренности. Он отвечает последним, после того, как услышит, что все участники сказали, что пирамиды обе белые.
    Большинство людей в таких экспериментах также отвечали, что пирамиды белые, подстраиваясь под окружающих, несмотря на то, что осознавали нелогичность происходящего.
  2. Фаворитизм. Явление, при котором человек ставит членов группы, частью которой себя считает, выше, чем всех остальных людей, руков, одствуясь системой «,свой-чужой»,, а не объективными данными о ценности мнений и действий того или иного индивида. Например, религиозный человек, занимающий руководящий пост в компании, при отборе потенциальных кандидатов на какие-либо должности скорее выберет того, кто придерживается той же религии, что и он, поскольку считает его «,своим»,. Также в некоторых случаях люди даже могут избегать тесного общения с «,чужими»,, считать их врагами.
  3. Деиндивидуализация. Когда человек находится в толпе, его чувство индивидуальности теряется, он перестает должным образом контролировать себя и станет действовать так, как люди, окружающие его, даже совершит противоправные действия. Это так называемый «,эффект толпы»,. Чем больше людей в толпе, тем сильнее выражен феномен.
  4. Огруппление мышления. Люди, включенные в социальные группы, в процессе общения с другими членами постепенно перенимают идеи и взгляды, свойственные основной их части. Это мешает членам группы разносторонне оценивать те или иные ситуации и принимать верные решения. К примеру, если несколько человек в группе уверены в эффективности одного конкретного метода работы и в неэффективности других и регулярно об этом говорят, есть вероятность, что со временем их взгляды распространятся.
  5. Социальная леность. Шутки про командную работу, которые часто можно встретить в интернете, , это именно о социальной лености. Если несколько человек работают совместно, каждый из них склонен прикладывать меньше усилий, чем если бы они работали поодиночке. Если при этом в команде есть ответственный человек, на него может быть скинута основная часть работы.
    Но это не работает в отношении ситуаций, когда конечная цель крайне значима для каждого участника.
  6. Социальная фасилитация. Когда человек оказывается в окружении людей, его поведение меняется: он становится более активным, стремится быстрее дать ответ. Но эта повышенная активность хороша лишь для ситуаций, когда поставленная задача решается просто. Сложные задачи, включая те, что связаны с конфликтами, решаются медленнее, чаще совершаются ошибки.

Теория аномии

Теория аномии тесно связана с темой нарушения социальных норм. Понятие это ввел Эмиль Дюркгейм, французский социолог, который стремился объяснить причины появления девиантного поведения.

Аномия , состояние, при котором в обществе наблюдаются резкие и радикальные перемены, значительно влияющие на нормы, традиции и правила, существовавшие ранее.

Люди, которые чувствовали общность с теми или иными группами благодаря старым нормам, теряют это ощущение. Социальные нормы практически перестают быть механизмом контроля поведения, поскольку не имеют должной эффективности.

Все это приводит к увеличению количества людей, поведение которых относится к девиантному. Наиболее разрушительно эти условия влияют на молодых людей.

Об аномии в этом видео:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]