Важная часть исследования общественных функций, процесса адаптации и вхождения индивидов в социум во многом зависит от деятельности специализированных учреждений, которые занимаются рассмотрением, изучением, анализом и разработками в сфере социализации. Институты представлены в виде конкретных групп, благодаря деятельности которых, субъект приобщается к общечеловеческим, культурным, поведенческим и нравственным ценностям. Данные учреждения служат трансляторами общественного опыта.
Структура
Агенты социализации человека и их функции
Условно можно выделить три этапа: дотрудовой, трудовой, послетрудовой. В первую ступень входят все образовательные учреждения: детский сад, секции, школа и т.п. Вторая ступень уже посвящена времени работы, на ней человек учится жить в трудовом коллективе. Третья ступень затрагивает пенсионеров.
Особенность состоит в том, что процесс прохождения социальных институтов не всегда линеен. Ребенок может не ходить в детский сад или быть на домашнем обучении. Также он может примыкать к неформальным группировкам, которые тоже будут транслировать ему свой опыт.
До поступления в дошкольное учреждение ребенок находится под влиянием семьи: родителей, братьев, сестер, близких родственников. Именно от них он усваивает первый опыт. В образовательных организациях человек перенимает не только знания, но и модели поведения.
Институты участвующие в социализации личности позволяют людям наладить совместную жизнь. Это важно, как и для работы, так и для существования в одном пространстве: доме, городе, стране.
Трудовой коллектив
Важнейшим институтом социализации на трудовой стадии является трудовой коллектив. В психологии огромное большинство исследований выполнено именно на материале трудовых коллективов, хотя надо признать, что выявление их роли именно как элементов социализации еще недостаточно.
Конечно, любое исследование трудового коллектива и его последующий анализ можно интерпретировать в разрезе трудовых отношений. Например, стиль лидерства или групповое принятие решений характеризует определенные стороны трудового коллектива как института социализации. Однако некоторые вопросы остаются все еще без ответа. Например, не ясны причины отрыва личности от трудового коллектива, ее уход в антисоциальные группы, когда на смену институту социализации приходит своего рода институт десоциализации в виде преступной группы, группы пьяниц и т.д.
Таким же спорным, как сам вопрос о существовании послетрудовой стадии социализации, является вопрос о её институтах социализации. На основе жизненных наблюдений в качестве таких институтов можно выделить различные общественные организации, членами которых в большинстве случаев являются пенсионеры, но как бы там не было, если для пожилых возрастов закономерно признание понятия социализации, то предстоит исследовать и это.
Естественно, что каждый из названных здесь институтов социализации обладает целым рядом других функций, его деятельность не может быть сведена только к функции передачи опыта. Рассмотрение названных учреждений в данном контексте означает лишь своеобразное «извлечение» интересующих нас функций из всей совокупности выполняемых ими общественных задач.
Функции и предназначение
Механизмы социализации личности — что это, виды
С помощью специальных организаций происходит поощрение желательного и подавление нежелательного поведения. Например, в школе дети обязаны подчиняться определенным правилам, которые потом сохраняются для взрослой жизни.
В каждом институте есть свой полный свод норм и правил поведения. Это позволяет делать поведение людей предсказуемым. Еще одна функция – регулятивная. Она позволяет поддерживать определенные модели поведения, которые помогают выстраивать отношения между людьми.
Основная задача институтов социализации – интегративная. Она сплачивает членов общества, укрепляет между ними связь. Делается это с помощью прививания норм, ценностей, правил.
Семья – это важный этап в жизни человека, в ней передается бытовой опыт
Наиболее значимые предназначения социальных институтов – это сохранение стабильности общества, удовлетворение потребностей людей. Без этого группа не сможет мирно сосуществовать. Психология позволяет изучать особенности отношений и вырабатывать эффективные методы улучшения атмосферы в коллективе.
Этапы социализации по А.В. Петровскому
С точки зрения субъект-объектных общественных отношений Петровским А.В. выделялись следующие этапы социализации:
- Адаптация. Период адаптации приходится на период детства. В этот период человек выступает объектом отношений, подвергающимся действию таких агентов социализации как семья, школа, сверстники и т.д. В этот период человек активно обучается, формирует свою личность.
- Индивидуализация. На данном этапе человек выступает субъектом общественных отношений. Ведущей деятельностью становится не усвоение социальных норм, а их воспроизведение, что позволяет человеку проявить свою личность, индивидуализироваться, отличиться от других людей.
- Интеграция. На данном этапе человек выступает одновременно и как объект, и как субъект общественных отношений. Данный этап характеризуется достижением оптимального положения человека в обществе, позволяющего ему самореализоваться и гармонично существовать в обществе.
Основные виды
Когнитивные функции человека — что это такое
Не всегда легко понять, какие именно институты участвуют в социализации личности. Условно их можно разделить на две группы: первичные и вторичные. Каждая из них имеет свои особенности, они влияют на разные сферы жизни.
Первичные
К этой группе относят семью, сверстников, садик, школу, спортивные секции и кружки по интересам. К агентам социализации относят родителей, родственников, тренеров, учителей, друзей.
Важно! Больше всего влияния у отца и матери, так как ребенок от них зависит.
Главная роль первичных социальных институтов заключается в формировании сущности ребенка. Он знакомится с половыми, ролевыми стереотипами, идентифицирует себя по полу, получает определенный статус, образовательный и культурный уровень.
Родителям в этом процессе отводится основная роль. Они могут негативно воздействовать на ребенка, это приведет к тому, что он не пройдет социализацию.
В школе дети развивают самооценку, узнают, что такое успех и неудача. Они учатся соревноваться, ставить цели, анализировать свои действия. В этом возрасте им важно научиться преодолевать препятствия.
Вторичные
В процессе жизни на человека влияют разные социальные институты. Это работа, служба в армии, религиозные организации, неформальные объединения и т.п.
К этой группе можно отнести СМИ и интернет. Агентами являются представители власти, государственных органов, вышестоящее начальство. В современном обществе большое значение имеет труд. Его можно назвать главным фактором интеграции в общество.
С помощью профессии человек находит свое место под солнцем, он получает уважение других людей, ему проще пройти самоидентификацию. Молодежь на работе усваивает деловые нормы общения, учится взаимодействовать с людьми разного возраста.
В процессе человек может прийти к разному итогу социализации: принять все нормы и ценности, освоить их частично или полностью от них отказаться. Все это отразится на его дальнейшей жизни, поэтому прежде, чем выбрать любую позицию, нужно хорошо все обдумать.
Политические объединения тоже влияют на социализацию
Вторичные институты социализации воздействуют на человека на протяжении всей его жизни.
Понятие социализации личности и ее формы.
Социализация – это процесс становления и развития личности, состоящей в освоении индивидом в течение всей его жизни социальных и иных норм, культурных ценностей и образцов поведения, позволяющих индивиду функционировать в данном обществе. Она включает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и поведения, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в жизни общества. Социализация представляет собой двухсторонний процесс, состоящий, с одной стороны, в передаче обществом социально-исторического опыта, символов, ценностей и норм, а с другой – в их усвоении индивидом, интериоризации (переход внешних по своей форме процессов общественной жизни во внутренние процессы сознания). Социализацию можно назвать становлением социального Я.
Процесс социализации личности протекает на протяжении всего существования человеческой жизни, поскольку окружающий мир пребывает в постоянном движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более комфортабельного пребывания в новых условиях. Человеческая сущность претерпевает регулярные изменения и с годами меняется, она не может быть постоянной. Жизнь – это процесс постоянной адаптации, требующий непрерывных изменений и обновлений. Человек представляет собой социальное существо. Процесс интеграции каждого индивида в общественные слои считается достаточно сложным и довольно длительным, поскольку включает усвоение ценностей и норм социальной жизни и определенных ролей.
Стадии процесса социализации личности по Эриксону (1902-1976):
Стадия младенчества (от 0 до 1,5 года). На этой стадии главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате у ребенка формируется базовое доверие к миру. Динамика развития доверия зависит от матери. Дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психологического развития ребенка.
Стадия раннего детства (от 1,5 до 4 лет). Эта стадия связана с формированием автономии и независимости. Ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации. Общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки».
Стадия детства (от 4 до 6 лет). На этой стадии ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра важна для ребенка, так как формирует инициативу, развивает творческие начала. Ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и т.д. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.
Стадия, связанная с младшим школьным возрастом (от 6 до 11 лет). На этой стадии ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический этос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, он верит в свои силы, уверен, спокоен. Неудачи в школе приводят к появлению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потере интереса к учебе.
Стадия отрочества (от 11 до 20 лет). На этой стадии формируется центральная форма эгоидентичности (личностного «Я»). Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения — вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к нему о самоопределении.
Стадия юности (от 21 до 25 лет). На этой стадии для человека становится актуальным поиск спутника жизни, сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.
Стадия зрелости (от 25 до 55/60 лет). На этой стадии развитие идентичности идет всю жизнь, ощущается воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. На этой же стадии личность вкладывает себя в хороший, любимый труд, заботу о детях, удовлетворена своей жизнью.
Стадия старости (старше 55/60 лет). На этой стадии происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек «принимает» себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.
Тем самым признаётся упорядоченность, закономерность в развитии человеческой психики, наличие в процессе ее становления ряда последовательных этапов и, следовательно, возможность целенаправленного воздействия на нее, управления ею. Эту точку зрения разделяет большинство современных психологов.
Процесс социализации включает в себя две основные формы взаимодействия личности и среды:
- пассивную форму потребления уже накопленного до ее проявления социального опыта, который обеспечивает вхождение личности в жизнь, в систему сложившихся социальных связей; это репродуктивная по своему характеру деятельность:
- активную форму, проявляющуюся в создании или разрушении существующих социальных связей путем активной, творческой, креативной деятельности.
Можно выделить пять факторов, оказывающих влияние на процесс социализации:
- биологическая наследственность;
- физическое окружение;
- культура, социальное окружение;
- групповой опыт;
- индивидуальный опыт.
Роль социальных организаций
Регулировать жизнь общества сложно, необходимо организовать процесс взаимодействия разных людей. Эти задачи успешно выполняют социальные институты. Сама система вырабатывалась на протяжении веков, и она успешно была отточена.
Они также помогают сохранять и распространять информацию. Ведь любое обучение – это ничто иное, как возможность человека получить опыт другого поколения. Институты здравоохранения направлены на решение жизненных проблем.
Когда люди любят друг друга, то они заключают брак. Это направлено на решение имущественных вопросов. Социальные организации помогают людям регулировать свою жизнь. Например, если человек нарушит закон, то он получит наказание. Стоит ему соблюдать правила, как у него не будет проблем.
Только благодаря надзорным органам у государства получается удерживать большое количество людей в рамках. Без них все быстро погрузится в хаос. До появлений их общество контролировали религиозные объединения.
Простой пример: на начальном этапе зарождения человечества половая жизнь никак не контролировалось. Постепенно стало понятно, что бесконтрольные сексуальные связи приводят к болезням и появлению детей с пороками.
Поэтому были запрещены кровосмесительные отношения, т.е. брак между отцом и дочерью, матерью и сыном, братом и сестрой стали запрещены. Это первая социальная норма, она послужила основой для создания института семьи.
Хранение верности до брака позволило снизить вероятность болезней
В коллектив легко вливаются те, кто имеет большой опыт социализации. Такой человек быстро найдет со всеми общий язык и станет своим. Необходимо также учитывать, что в каждой группе могут быть свои нормы. Например, в неформальном объединении относиться друг к другу принято на равных, т.е. нормы деловой этики не имеют смысла.
Процессы институционализации
Несмотря на то, что современное общество достигло высокого уровня развития, процесс формирования социальных институтов не останавливается. Определение институционализации позволяет понять, что стандартизация разных норм все еще продолжается.
Для ее начала должно пройти несколько этапов. Первый – это само появление потребности, которая нуждается в удовлетворении. Второй – формирование целей. Третий – в ходе социального взаимодействия стихийно появляется норма.
Только после этого наступает институционализация, т.е. практическое применение новой нормы. В дальнейшем она может слегка меняться и претерпевать коррективы. Также разрабатывается система санкций за нарушение нормы.
Понятие институционализации включает в себя создание четкой статусной и ролевой структуры. Сложнее с нормами, которые затрагивают взаимоотношения людей. Например, чуть больше века назад женщины не имели большого количества прав, но благодаря эмансипации это удалось изменить.
Краткая характеристика процесса институционализации включает в себя понятие социальной потребности и организационного оформления. Все это небыстрые процессы.
К социальным институтам можно относить разные государственные органы, рабочие коллективы, семью и т.п. Их особенности изучают в педагогике, юриспруденции, социологии и других сферах. В школе на уроках обществознания дети знакомятся с разными видами социальных институтов, пишут про их особенности рефераты.