Виды ценностей
Не так-то легко классифицировать все многообразие представлений о правильном поведении. Высшие моральные ценности рассматриваются под разными углами обозрения в зависимости от той обстановки, в которой они зарождались и существовали.
Классифицируя приоритеты, обычно опираются на сферу жизни общества, носителей тех или иных воззрений, механизм, по которому они выстраивают иерархию важных для них сфер жизнедеятельности. Три основные группы, в которые входят первостепенные для людей вещи – это аспекты духовного и материального мира, а также социально-политическая среда.
Исследовательская работа на тему «Высшие моральные ценности»
Оглавление
………………………………………………………………………….2
I. Введение
……………………………………………………………………2-3
II. Основная часть
……………………………………………………………3-10
1. Высшие моральные ценности…………………………………………….3-5
2. Добро и зло .………………………………………………………………………….5-6
3. Свобода как нравственная ценность..……………………………………6-7
4. Особенности нравственного конфликта и моральной оценки…………7-8
5. Смысл жизни как высшая нравственная ценность………………………8-9
6. Счастье как высшая моральная ценность.………………………………..9-10.
III. Заключение
………………………………………………………………10-11
IV. Библиографический список
……………………………………………11
V. Приложение
……………………………………………………………….12-15
1. Анкетирование учащихся МКОУ СОШ №2 9-11 классов………………12
2. Диагностические данные………………………………………………….13-15
I. Введение.
Тема
: «Высшие моральные ценности»
Актуальность.
В настоящее время самая большая опасность, подстерегающая наше общество — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, неосуществимо без глубокого познания духовного богатства своего народа и приобщения к его этнокультуре.
Проблема.
Сейчас когда изменяются взгляды человека, а это видно по его поступкам, в обществе появляется растерянность и уныние. Почему очень важно для поиска истины обращаться к вечным ценностям? Что лежит в основе понятий справедливости и несправедливости, мира и насилия, любви и ненависти?
Цель:
изучить моральные ценности
Задачи:
- Провести опрос и выяснить, что такое моральные ценности?
- Каковы их признаки?
- Какое место в жизни людей занимают моральные ценности?
- Сделать вывод.
Объект исследования
– объектом работы предстают ценности добра и зла, их система.
Предмет исследования
– нравственное развитие личности и понимание ситуации морального выбора.
Методы исследования:
1.Опрос.
2.Использование дополнительной литературы.
Мой план действия
при написании работы состоял в следующем:
1. Заготовила анкету.
2. Опросила одноклассников и старшеклассников, какие моральные ценности они знают.
3.Подвела итоги работы.
Гипотеза:
предположим, что ценности выступают как одно из оснований предпочтения добра в сложных жизненных ситуациях, когда зло может казаться выгоднее. Они позволяют выделить определённые критерии правильного, с нравственной точки зрения, решения.
Необходимость исследования моральных ценностей определяется исторической динамикой человека, общества, природы, мира, когда появляются новые свойства, объекты, системы, изменяется содержание «старых форм», что требует их перманентной ценностной оценки. Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета.
I. Основная часть
1. Высшие моральные ценности
Особенность морали заключается в том, что ее предписания носят универсальный, общечеловеческий характер и применимы в самых различных жизненных ситуациях. Практически везде, где живет и действует человек. Следует отметить, что норм морали достаточно много: от самых простейших, требующих деликатного обращения с окружающими, до норм, предельно обобщенных, норм-принципов — уважай старших, не убий, не кради и т. д.
Однако представление морали совокупностью норм, правил страдает определенной ограниченностью, так как, во-первых, сами нормы требуют определенного обоснования, «оправдания» (почему нельзя красть?!), во-вторых, в конкретных ситуациях требования различных норм могут вступать в противоречие друг с другом (например, хулиган преследует женщину и просит у встречных сказать, в какую сторону она побежала. Должны ли эти встречные говорить правду, как требует определенное правило? Всегда ли обязан говорить всю правду своему пациенту врач?). Наконец, надо иметь в виду, что возникающие жизненные ситуации бывают столь многообразными, противоречивыми, что на каждый случай нормы не придумаешь, так как их потребовалось бы «несчетное» множество. Следовательно, в нравственной жизни должны быть определенные авторитетные ориентиры — высшие ценности, которые и цементировали бы, направляли нравственную жизнь общества и личности, были бы своеобразным компасом в повседневном моральном творчестве. То, что моральное поведение представляет собой не механическое исполнение какого-то набора предписаний, легко обнаруживается в повседневном общении людей. Одних мы встречаем с улыбкой, а других — подчеркнуто сухо, холодно. Что же можно отнести к высшим моральными ценностям? Очевидно, саму человеческую жизнь, которая ассоциируется с гармонией, порядком, свободой, а противоположное — смерть — с несвободой, разложением, дисгармонией. Конечно, стоит задуматься над замечаниями тех философов, которые осуждают малодушие, предательство, подлость, при помощи которых некоторые люди пытаются в экстремальных ситуациях сохранить себе жизнь. Однако следует признать, что подобные ситуации — скорее те исключения, которые подтверждают правило.
Таким образом, в морали наряду с самыми разнообразными нормами существует слой высших ценностей — жизнь, свобода, уважение чести и достоинства каждой человеческой личности.
Следует подчеркнуть, что именно высшие моральные ценности наполняют нашу повседневную жизнь духовностью, особым смыслом. Быть вежливым может быть и индивид с ограниченными устремлениями, и даже преступник. Но вести полнокровную, высоконравственную жизнь в состоянии только тот человек, который соразмеряет свои действия и помыслы с высшими ценностями.
2. Добро и зло.
Добро и Зло – наиболее общие понятия морального сознания, разграничивающие нравственное и безнравственное. Они являются этической характеристикой всякой человеческой деятельности и отношений. Традиционно Добро связывают с понятием Блага, к которому относят то, что полезно людям. Однако благо относительно: нет ничего такого, что было бы только вредным, как и такого, что было бы только полезным. Поэтому благо в одном отношении может быть злом в другом. Благо для людей одного исторического периода может не быть таковым для людей другого периода. Блага имеют неодинаковую ценность и в разные периоды жизни индивида
(например, в молодости и в старости). Не все то, что полезно одному человеку, полезно другому. Другим критерием добра и – одновременно – условием, обеспечивающим самореализацию человека, выступают гуманизм и все, что связано с гуманизацией человеческих отношений.
Не является добром в полной мере и хороший поступок, ставший случайным результатом злонамеренных мотивов. Добрыми должны быть как цель, так и средства ее достижения. Даже самая благая, добрая цель не может оправдывать любые, особенно безнравственные, средства. Как качества личности добро и зло выступают в виде добродетелей и пороков.
Как свойства поведения – в виде доброты и злобы.
Зло по своему содержанию противоположно Добру и выражает, во-первых, наиболее обобщенные представления обо всем безнравственном, противоречащем требованиям морали; во-вторых, общую абстрактную характеристику отрицательных моральных качеств; в-третьих, оценку конкретных отрицательных поступков людей.
К злу относятся такие качества, как зависть, гордыня, месть, высокомерие, злодеяние. Зависть – одна из спутниц зла. Чувство зависти уродует личность и взаимоотношения людей, порождает у человека желание, чтобы другой потерпел неудачу, несчастье. Нередко зависть толкает людей на совершение аморальных поступков. Злом является и высокомерие, характеризующееся неуважительно-презрительным, надменным отношением к людям. Одно из самых страшных проявлений зла – месть. Иногда она может быть направлена не только против того, кто причинил изначальное зло, но и против его родных и близких (кровная месть).
Все они в реальной действительности проявляются в любом социуме, хотя не отражают в полной мере всю суть этих ценностей в практической деятельности людей.
Свобода в самом широком смысле этого слова означает отсутствие каких-либо ограничений и внешнего давления на человека. Подобное идеальное состояние связывается с понятием абсолютной свободы, которая в реальном бытии нереализуема, поскольку человек всегда ограничен объективно (многие обстоятельства нашей жизни находятся за пределами нашей власти). Поэтому свобода как полная автономия от необходимости – явление невозможное. В истории философии существует три наиболее общих подхода к исследованию проблемы соотношения свободы и необходимости:
— детерминистский (абсолютизирует власть необходимости и отрицает свободу воли человека);
— индетерминистский (гипертрофирует свободу воли в противовес необходимости);
— диалектический (провозглашает принцип единства и взаимосвязи свободы и необходимости). Данный подход является наиболее конструктивным и может служить методологическим ориентиром для рассмотрения проблемы нравственной свободы и ее взаимосвязи с нравственной необходимостью.
Мораль предъявляет к поведению человека идеальные нравственные требования (нравственная необходимость), но при этом непременным условием ставит добровольное принятие этих требований личностью (в противном случае поведение не может быть признано моральным). Для этого необходимо, чтобы сама личность осознавала для себя необходимость выполнения этих требований, сделав их своими личными убеждениями (путем проверки их на истинность практическим путем). Личные убеждения, совпадающие с требованиями нравственной необходимости, дают личности возможность поступать свободно. Следовательно, нравственная свобода – это единство нравственной необходимости и субъективной добровольности поведения на ее основе (познанная необходимость).
Нравственный конфликт – это наиболее сложный вариант ситуации морального выбора, связанный с необходимостью выбора человеком между двумя взаимоисключающимися ценностями. Сознание человека, вовлеченного в ситуацию такого выбора, констатирует, что осуществление каждой из выбранных возможностей поступка во имя одной нравственной ценности ведет к отказу от другой, не менее значимой для него ценности.
Во избежание подобных ситуаций этика рекомендует человеку руководствоваться общими принципами, которые могут предотвратить возникновение конфликта:
1.Принцип построения иерархии нравственных ценностей (выработать систему ценностных предпочтений);
2.Учитывать диалектику абсолютного и относительного в применении любой нравственной нормы;
3.Отказываться от крайностей в процессе разрешения конфликтной ситуации, к которым можно отнести: консервацию конфликта, искусственное раздувание, механическое уничтожение и т.д.
Нравственная свобода проявляется в человеческой деятельности, важным аспектом исследования которой является проблема моральной оценки.
Моральную оценку можно осуществлять как по отношению к поступку человека, так и по отношению к его деятельности в целом. Однако для того чтобы оценку можно было считать моральной, она должна соответствовать следующим требованиям:
1. Быть максимально комплексной, т.е. учитывать все компоненты поступка (мотив, средства, результат) в их взаимосвязи;
2. Конкретной, т.е. основанной на анализе условий, в которых совершен поступок (для установления степени его нравственной вины или невиновности);
3. Должна совершаться в контексте всей предыдущей деятельности, а не смотреть на поступок как на изолированный акт;
4. Должна совершаться с определенной долей эмоционального участия, поскольку эмоциональная оценка нравственно зрелой личности часто оказывается адекватной формой оценки и без рациональных процедур;
5. Не должна опираться только на собственный опыт, который может быть ограничен как в содержательном, так и в количественном плане.
Размышления о смысле жизни могут представлять ценность только в том случае, если человек испытывает в этом потребность. Потребность в смысложизненных ориентациях человек начинает испытывать в период наступления духовного дискомфорта, затяжной характер которого может привести к ощущению утраты смысла жизни. Это субъективное переживание обусловлено существованием объективных причин: утратой близких, потерей уважения со стороны окружающих, унижением личного достоинства, предательством, девальвацией традиционных моральных ценностей, выбором неверной жизненной ориентации и др. После этого человек, как правило, переосмысливает свою жизнь. В этом переосмыслении скрывается источник его нравственного развития.
К вопросам смысложизненного порядка самое непосредственное отношение имеет вопрос о жизни и смерти человека. Из всех живущих на земле только человек обладает концом своего личного бытия, поскольку является существом, замены которому нет. Перспектива исчезновения заставляет человека задумываться о смысле такого скоротечного существования, призывая его преодолеть смерть в моральном плане, раз нельзя избавиться от нее физически. Сделать шаг к бессмертию (в моральном плане) человек способен только в том случае, если ему удалось вступить в сферу морали и глубже понять жизнь.
Счастье является этической категорией, тесным образом связанной с категорией «смысл жизни». Счастье обозначает особое психологическое состояние, сложный комплекс переживаний человека, связанный с положительной оценкой им своей жизни в целом.
Практическое отношение к жизни формирует обыденное представление о счастье, основанное на представлении о том, что символом человеческого достоинства и основным условием счастливой жизни является материальный комфорт.
Для конкретизации понятия счастья необходимо выделить в нем несколько структурных уровней:
1. Ощущение счастья (или момент счастья), возникновение которого возможно при непосредственном соприкосновении человека с чем-либо, вызывающим у него положительные эмоции (удовольствие от похвалы, приятные телесные ощущения и т.д.);
2. Чувство счастья (более длительно во времени и более глубоко переживаемо), проявляющееся в форме вполне определенного состояния психики, возникающего и без непосредственного соприкосновения с чем-либо, вызывающим положительные эмоции. Чувство счастья человек способен испытывать, думая о любимом человеке и т.д.;
3. Состояние счастья – это относительно устойчивый уровень довольства человека (когда он, например, считает, что его образ жизни отвечает его представлениям о правильном и достойном существовании).
Состояние счастья человек способен испытывать даже тогда, когда вплотную не соприкасается с тем, что вызывает у него ощущение и чувство счастья. Чтобы научиться испытывать состояние счастья, необходимо как можно чаще производить общую оценку своей жизни в целом с позиций наиболее значимого (ценного для вас). Человек, неспособный произвести такую оценку, чаще чувствует себя несчастным, сводя счастье только к ощущениям. Отсюда следует, что счастье – это не только эмоциональное, но и духовное переживание, возникающее при удовлетворении высших потребностей личности.
II.Заключение.
По каким моральным правилам живет общество, зависит от национальности, социального положения, религии и даже государства. Для этого есть ценности, которые называются общечеловеческими. Эти ценности не меняются на протяжении всей истории человечества. Таким образом, моральная оценка ставится на основании ценностей, по которым живет общество. Как часто мы видим, что в одной и той же ситуации поведение разных людей различно. В качестве подтверждения хотелось бы привести в пример слова поэтессы Юлии Друниной:
Когда в горячке бьется пулемет,
Один лежит, другой бежит вперед.
И так во всем и всюду и всегда –
Когда на плечи свалится беда,
Когда за горло жизнь тебя возьмет,
Один лежит, другой бежит вперед.
Таким образом, мораль регулирует поведение человека. В любой ситуации нужно помнить золотое правило нравственности. «Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе.
При диагностировании учащихся 9-11 классов (см. приложение стр.13-16) можно сказать, что 70% – считают, что для современной молодежи в целом характерен цинизм, равнодушие к каким бы то ни было идеалам, ценностям. Уровень нравственного воспитания школьников недостаточно высок. Выявленный ряд недостатков говорит о необходимости проведения углубленной работы с подростками по их искоренению. Главенствующая роль в воспитании всегда принадлежит семье.
Подводя итог всему, хотелось бы сказать – до седин людям свойственно стремиться к самопознанию и самосовершенствованию. Чем больше человек об этом задумывается и работает над собой, тем богаче становится его духовный мир, тем добрее и красивее его поступки. Так было, есть и, наверное, будет всегда.
Закончить свою работу мне хотелось бы словами Булата Окуджавы:
Чувство собственного достоинства – вот загадочный инструмент.
Созидается он столетьями, а утрачивается в момент.
Под гармошку ли, под бомбежку ли, под красивую болтовню
Иссушается, разрушается, сокрушается на корню.
Данную работу можно использовать при проведении уроков истории, обществознания, классных часов и тематических вечеров.
IV.Библиографический список.
1. Золотухина – Абозина Е. В. Курс лекций по этике. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 384 с.
2. Кругляницо Т. Ф. Этика. Экспериментальное учебное пособие. – М.: Издательский центр АЗ, 1997. – 96 с.
3. Стрежнева Т.В. Учебно – методическое пособие по курсу «Этика». – Международный институт трудовых и социальных отношений, Минск. – 2003. – 80 с.
4. Хубиева З.А. Духовно – нравственные ценности и их роль в жизнедеятельности человека. Вестник СевКавГТУ, серия «Гуманитарные науки», № 1, 2004.
5. Этика. – Учебно – методическое пособие по спецкурску, Уфа, ВЭГУ. – https://ufalaw.narod.ru/2/etika/glava2.htm
V. Приложение.
Приложение 1
Анкетирование учащихся МКОУ СОШ №2 9-11 класс
Приложение 2
- Какие изменения общественной морали, происходящие в последнее время, беспокоят Вас больше всего?
2. Какие жизненные ценности являются для Вас наиболее важными?
3. К
ак бы Вы оценили уровень морали в обществе сегодня?
4
. Кто для Вас является главным носителем моральных ценностей?
5. Нужны ли в современном мире моральные ценности?
16
Чему люди придают ценность
Моральные ценности относятся к субъективной (духовной) сфере. Подразумеваются рекомендательные и оценочные, нормативные представления, которые должны нормализовать способы выражения человека на фоне природы и социума. Можно верить в правдивые и ложные идеи.
В сущности, та или иная ценность важна настолько, насколько ей придают значение. У всякой нормы морали есть своя функция и цель ее создания. Как правило, это регулирование отношений между людьми.
Важнейшее значение играет культура. Ею объединены духовные, материальные, политические и социальные аспекты. Заостряя внимание на тех или иных вещах, морально-нравственные ценности демонстрируют, как, идя верным путем, можно достигнуть собственных целей, реализовать потребности и творческий потенциал. Таким образом, раскрываются дарования индивида.
Моральные знания и практическое поведение (8 класс)
В отличие от государственных законов за нарушение норм морали официального наказания не предусмотрено. Что же может обеспечить выполнение норм морали? Простейший на первый взгляд выход — взять и превратить нормы морали в государственные законы. Просто, но неразумно по нескольким причинам. Во-первых, можно ли подогнать под правовые нормы такие понятия, как «сострадание», «честь», «совесть»? А во-вторых, даже если бы это удалось, неужели все, кто будет исполнять такие нормы, станут делать это вполне искренне? Или скорее будут изображать высокоморальных людей, умножая тем самым лицемерие и ложь? Существует точка зрения, что нарушения моральных норм, да и вообще преступления, являются результатом имущественного неравенства. Сторонники этой позиции утверждают: чтобы восторжествовала мораль, нужно создать такой строй, при котором потребности всех людей будут полностью удовлетворяться. Заодно исчезнут и причины преступлений. Но всегда будут существовать люди, которые стремятся к власти и самоутверждению, при этом желая добиться желаемого любой ценой. К сожалению, нет никаких законодательных, общественных и других гарантий соблюдения морали. Гарантия только одна — она в каждом конкретном человеке, в его умении поступать морально.
Нить во времени
Моральные ценности являются связью поколений, позволяющей старшим передать опыт наследникам, поделиться достигнутым и подтолкнуть к дальнейшему движению, прогрессу. Опираясь на подобный фундамент, новые люди создают свои приоритеты и совершенствуют уже имеющиеся. К моральным ценностям относится в соотношении с культурой идеал, к которому стоит стремиться, а также то или иное свойство вещи, которое приближает ее к наилучшему состоянию.
Также стоит отметить, что воззрения могут быть индивидуальными, коллективными, групповыми, общечеловеческими, общенародными. Личные моральные ценности – это то, насколько значим предмет, идея или явление в глазах определенного человека. Здесь все зависит от уровня знаний, вкусов, привычек, склонностей, прочих особенностей личности.
Каждый индивид придает этому аспекту своей жизни большое значение, но и во многом опирается на мнение общества. Следовательно, на принятые группой людей ценности, которые он принимает и разделяет. Для того чтобы коллектив, организация или общество существовали гармонично, у них должно быть то важное, трепетное отношение к которому можно разделить.
Люди, у которых акценты и приоритеты расставлены схожим образом, обычно куда лучше находят общий язык. Таким образом, индивиды сплачиваются, нацеленные на схожие цели.
Как определить свои базовые ценности в жизни?
Выявить свои базовые ценности можно самостоятельно с помощью упражнения «7 шагов, чтобы обнаружить свои личные основные ценности». Пройдите по шагам и определите ваши личные приоритеты.
Многие люди, когда поднимается тема ценностей, хотят выбрать какие-то значения из списка. Ведь так проще, как им кажется.
На самом деле, ценности не выбираются, их в себе нужно обнаружить. Наши приоритеты нужно выявить, раскрыть.
Когда вы просматриваете основные приоритеты из списка, то ваше сознание сразу же сделает оценку, какие из перечня ценности лучше, а какие хуже. Если вы будете подстраиваться под своё сознание, то конечно выберете те значения, которые звучат «хорошо». Но, это вовсе не означает, что это ваши персональные ценности.
Обязательно пройдите второй шаг упражнения. Во время его прохождения вы поймёте, какие ваши истинные личные приоритеты, а какие вы «выбирали».
Единение народов
В масштабах народов и человечества, в общем смысле, тоже придается значимость тем или иным предметам. Все общество решает, что для него играет первостепенное значение. Составляется ценностно-нормативная система. Общество развивается, отдельные его члены взаимодействуют друг с другом. Если идеалы и интересы схожи, то взаимодействие плодотворное, благоприятное и результативное. У народа должна быть одна цель, приоритеты в социальной и политической жизни. Коллективно вырабатываются механизмы достижения общих задач.
Как правило, большое значение отдают социальной справедливости, гражданскому долгу, богатству духовной жизни, человеческому достоинству, материальному благополучию. В идеале людей волнует то, что происходит с миром вокруг: правильно ли используются ресурсы, разумно ли проводится политика, ведутся ли войны, в каком состоянии экономика.
Определение
Мораль можно рассматривать как внутренний регулятор поведения человека. Предполагается, что личность самостоятельно осознает свой нравственный долг. При этом она ориентируется на обобщенные принципы морали. И на чувство ответственности личности за пренебрежение ими не могут повлиять ни массовые привычки, ни авторитетные примеры. В этом случае на первый план выступает совесть. Моральные ценности человека позволяют ему формулировать свои нравственные обязательства перед близкими, обществом, самим собой, брать на себя ответственность за свое видение добра, зла, смысла жизни, чувства долга, справедливости.
То есть мораль является одним из способов регулирования поведения людей в обществе. Это система норм и принципов, которые определяют характер взаимоотношений между людьми в соответствии с тем, какие понятия о добре и зле, о справедливом и недостойном, приняты в этом обществе. Основная функция морали — регулятивная. Моральные нормы и ценности направляют и корректируют деятельность человека со стороны учета мнения общества. Вспомогательная же функция данного понятия заключается в участии в формировании человеческой личности, самосознания. Мораль способствует появлению и закреплению взглядов человека на смысл жизни, ответственности перед обществом, необходимости уважения к личности и достоинству других людей. Оценку поведению, поступкам дает нравственное сознание с точки зрения соответствия морали. Оценка может быть выражена в одобрении, порицании, симпатии.
Моральные ценности общества особенны тем, что они регулируют сознание и поведение людей во всех сферах жизни: в быту, в семье, в производственной деятельности, в межличностных отношениях. Мы сталкиваемся с ними каждый день. Моральные принципы охватывают всех людей, закрепляют основу культуры, отношений, создаваемых в процессе развития общества.
Что важно и приоритетно сегодня
В современном мире общечеловеческие ценности должны иметь повышенный приоритет. Есть специальная иерархия, которая расставляет жизненные ценности по трем ступенькам. Решающим фактором является роль, играемая тем или иным аспектом в общественной жизни. Отмечаются ценности второстепенного значения. То есть без них общество могло бы выжить и функционировать.
Отдельная группа – элементы повседневной жизни духовного и материального плана. Они нужны для того, чтобы должным образом удовлетворить потребности человека самого разнообразного рода в процессе его существования. Таким образом, чтобы он имел возможность вести благополучную жизнедеятельность и непрестанно развиваться.
Третьей группой являются ценности высшего порядка. В данную категорию включаются те потребности, которые составляют фундамент отношений и оборота ресурсов в обществе.
Роль
Составляющие личности
Ценности являются неотъемлемой частью личности человека.
Если человеку свойственно любить свою семью, стремиться к карьерным успехам, заниматься духовным развитием, то другие люди при характеристике его личности могут использовать знания о его ценностях.
Любовь к семье характеризует человека как ответственного, любящего и заботливого. Карьерные успехи говорят о дисциплинированности, целеустремленности. Стремление к духовному развитию свидетельствует о высокой нравственности, интеллекте.
Предпосылки поведения
Одновременно ценности , это и мотивация человеческого поведения.
Если для человека среди жизненных ценностей приоритетное место занимает собственное здоровье, то все его поведение будет направлено на соблюдение этой ценности , ведение правильного образа жизни, постоянный контроль состояния своего здоровья, избегание опасных для организма ситуаций и т.д.
Если для человека доброта, порядочность и искренность являются неотъемлемыми элементами духовных ценностей, то от него нельзя ожидать подлости, предательства, лжи.
Исключением являются случаи, когда человек отходит от своих жизненных установок под влиянием внешних факторов: жажда наживы, уход от ответственности, страх и т.д.
В этом случае возможно совершение поступков, противоречащих существующим принципам.
Часто полученный результат не приносит человеку ожидаемого удовлетворения из-за возникшего противоречия между внутренними принципами и совершенными поступками.
Приоритеты высшего порядка
Высшие ценности – это то, что имеет характер, свойственный всему человечеству. Внимание здесь уделяется миру, общественному порядку, свободе, дружбе, доверию, труду, созиданию, жизни, честности, доброте, любви, родственным связям, творчеству, познанию истины, здоровью, храбрости и верности. Большое значение играет патриотизм, который является неотъемлемым условием желания людей защищать Родину, нести долг воина.
Все вышеперечисленное, как правило, становится результатом господствующих в той или иной общности традиций. Чем обширнее становится комплекс задач, которые люди решают совместно, тем выше они ценят долг и ответственность. Высокое значение сегодня играет дисциплина и умение отвечать за свои слова, поступки. Большую роль имеет труд, качественное исполнение своих обязанностей, польза, приносимая тому миру, в котором живет человек. Когда личность не привлечена к работе, она не может органично развиваться и совершенствоваться. Выполнение тех или иных задач имеет огромную социальную роль. Происходит воспитание, наделение трудящихся общим сознанием.
Нравственные чувства и самоконтроль (8 класс)
Самоконтроль — это основанное на использовании воли умение владеть своим поведением, противостоять воздействиям внешней среды и внутренним влечениям. Благодаря самоконтролю мы умеем подчинять собственные эмоции, осознавать собственное несовершенство. Самоконтролем можно назвать силу характера, благодаря которой мы можем подавить излишние эмоции, контролировать чувства и изживать комплексы. Самоконтроль – это волевое качество, необходимое каждому успешному человеку, занимается ли он выращиванием картофеля или командует армией.
Ценность труда
Именно через проделанную работу человек может реализовать себя и сделать лучше. Народ цивилизован настолько, сколько он уважает и любит труд. При этом индивид должен чувствовать важность того, чем занимается, приносить пользу себе и другим людям, применяя при этом свои лучшие стороны и творчески реализуясь.
Осознание того, что твои таланты и способности применимы к окружающему миру и востребованы, делает личность гармоничной и счастливой.
Общество непрестанно меняется, а вместе с ним становятся другими и те ценности, которыми оно живет. Порой тяжело определиться с тем, что же важнее и первостепенее, приходится разрываться. Каждый человек для себя должен решить, что именно важно для него, расставить приоритеты, тогда проще будет намечать цели и осуществлять шаги к их осуществлению.
Смысл жизни
Что касается смысла жизни, то он определяется особенностями человеческого бытия и индивидуальным отношением к смерти. Осознание собственной конечности дает человеку повод задумываться о смысле жизни и быстротечности существования. Утрата смысла жизни становится для личности величайшей проблемой.
Поиск смысла жизни – перспективная задача для всего научного знания, но в течение истории по этому вопросу сложилось две диаметрально противоположные точки зрения.
Имманентная традиция считает, что земная жизнь имеет ценность и многие ее стороны весьма привлекательны. При этом задача личность есть активное использование своего срока для приобщения к нравственности.
Трансцендентная традиция предполагает, что земная жизнь не имеет самостоятельной ценности, поскольку она не совершенна, устроена несправедливо, и непригодна для реализации истинных ценностей.
Составляющие моральных принципов
Моральные ценности и нормы выражены в моральных принципах. К ним относят трудолюбие, коллективизм, патриотизм, гуманизм, добросовестное выполнение общественного долга. Коллективизм обязует человека уметь соотносить свои личные интересы и интересы общества, учить уважительно относиться к товарищам, выстраивать с ними отношения на основе взаимопомощи и дружелюбия. Принцип патриотизма выражен в уважении и любви к своей родине, гордости за вклад народа в мировую культуру и его достижения. Принцип трудолюбия выражается в признании нравственной ценности труда как области для самореализации человека, уважении каждого значимого для общества вида труда.