Любой человек живет не сам по себе, его окружают другие люди. Он должен жить в обществе, подчиняясь установленным требованиям. Это обязательно для выживания человечества, сохранения единства социума и надежности его совершенствования. Но социум не требует от человека поступаться собственными материальными интересами ради него, потому что утверждены принципы, призванные отстаивать потребности и пользу отдельного индивида. Первостепенны моральные устои и духовные ориентиры личности.
Что такое духовно-нравственные ориентиры?
Под этим термином обычно подразумевается совокупность правил взаимодействия с обществом и моральные принципы, шаблоны поведения, на которые человек ориентируется для достижения гармонии в жизни или духовном развитии. К этим правилам относят:
- Мораль и ее составляющие: совесть, милосердие, свобода, долг (патриотизм включительно) и справедливость.
- Нравственность: в этот термин вкладывается суть высокого требования человека к самому себе в плане его деятельности, направленной как во внешний мир, так и во внутренний. Основные моральные ориентиры – это тяга к добру и смирению, отказ от поступков, приносящих вред как обществу, так и себе, а также духовное развитие своей личности.
- Этика общения подразумевает тактичность и уважение по отношению к другим, следование этим нормам делает жизнь человека приемлемой в обществе, без осуждения или гонения.
Фундаментальные понятия нравственности
Кроме прямого регламентирования образа действий мораль содержит также идеалы и ценности — воплощение всего лучшего, образцового, безупречного, значимого и благородного в людях. Идеалом считают эталон, верх совершенства, венец творения — то, к чему человек должен стремиться. Ценностями называют особенно ценное и почитаемое не только для одной персоны, но и для всего человечества. Они показывают взаимоотношения индивида с действительностью, с другими людьми и с самим собой.
Антиценности отражают негативное отношение людей к конкретным проявлениям. Такие оценки бывают несхожими в разных цивилизациях, у разных народностей, в различных социальных категориях. Но на их основе выстраиваются человеческие взаимоотношения, устанавливается приоритетность, обозначаются важнейшие установки. Ценности делятся на следующие категории:
- юридические, или законные;
- государственно-правовые;
- благочестивые;
- эстетические и творческие;
- духовные и нравственные.
Первостепенные моральные ценности образуют комплекс традиционной и нравственной нацеленности человека, сопряженной с понятием морали. Среди основных категорий — добро и зло, добродетель и порок, соотнесенные парно, а также совесть, патриотизм.
Принимая в мыслях и деятельности нравственность, индивид должен контролировать поступки и желания, предъявлять к себе повышенные требования. Регулярное осуществление позитивных дел укрепляет нравственность в сознании, а отсутствие таких поступков подрывает способность человечества к принятию самостоятельных моральных решений, ответственности за свои поступки.
Кто установил эти нормативы?
Практически все социально адаптированные группы, касты и нации берут за ориентир основные заповеди религии, которую они исповедуют, либо учения авторитетных мудрецов.
Например, если человек верующий, то он избирает для себя в качестве духовного ориентира Библию, Коран или Бхагавад-Гиту, а если атеист, то вполне может следовать учениям Конфуция или Стивена Хоккинга.
ДУХОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ КАК ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВА ОБЩЕСТВА.статья на тему
ДУХОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ КАК ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВА ОБЩЕСТВА.
Максакова Ю.Н.
Чуева И.И.
SPIRITUAL VALUES ARE THE MAIN PART OF PEOPLE`S LIFE AND THE BASIS OF SOCIETY
Maksakova U.N.
Chueva I.I.
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме воспитания духовных ценностей как важной части жизни человека и основы общества.
Abstrakt. The article is devoted to the actual problem of spiritual values`s education, which is the main part of people`s life and the basis of society.
Ключевые слова: духовные ориентиры, мораль, идеал, ценности.
Keywords: spiritual values, moral, ideal, values.
Духовные ориентиры являются очень важной частью жизни человека и основой общества во все времена. Они зародились ещё в древнейшие времена. Проходило много времени и духовные ориентиры личности никогда не теряли своей значимости. Во все времена людьми ценились такие качества как честность, справедливость, милосердие, любовь к матери, своей Родине, доброта, а ложь, лицемерие, предательство, — считались качествами, недостойными “настоящих людей”.
В состав духовных ориентиров личности входят важнейшие понятия, основные из которых мораль, ценности и идеал. Мораль — это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов. Мораль включает в себя идеалы, ценности. Идеал – это совершенство, высшая цель того, к чему стремится человек. Ценности – это то, что наиболее дорого для человека и человечества. Виды ценностей можно разделить на 6 групп. Ценности бывают правовыми, нравственными, политическими, профессиональными, религиозными и художественными [1]. Духовные ориентиры личности очень важны в жизни общества. Ведь к духовным ориентирам личности относятся патриотизм, совесть, ответственность и другие важнейшие черты личности.
Понятия ценностей довольно обширны, каждый человек что-то ценит. Не всегда ценности людей совпадают друг с другом. Благодаря морали люди стараются прилично держать себя в обществе, но некоторым людям не близки такие понятия и поэтому в нашем обществе все чаще совершаются различные преступления. Но большинству людям близки мораль, ценности и идеалы, так как они являются неотъемлемой частью нашей жизни. Без них не было бы многого и мы, люди, были бы совсем другими, нам были бы чужды многие понятия и жизнь была бы полностью другой.
Л.Н. Толстой говорил: «Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот»[2]. Я думаю, смысл высказывания Л.Н.Толстого заключается в том, что человек может построить свою судьбу «своими руками», только если он сам будет развивать свой духовный мир.
Я соглашусь с данным высказыванием. Тот, кто развивает себя не только физически, но и духовно, способен ставить себе правильные цели, достигать их, стремиться к лучшему, искать свой «идеал». Каждый духовно развитый человек должен знать, что морали, ценности и идеалы – это духовные ориентиры личности, должен всегда и следовать им. Тогда в нем сформируется нравственное начало, и он сможет «своими руками» построить свою судьбу.
Еще Р. Декарт говорил, что хромой с фонарем быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте. То есть личность, стремящаяся к духовной жизни, способная к самоконтролю и саморазвитию, сможет найти правильные ориентиры в жизни. Это подтверждает слова Толстого.
И наоборот, если человек не будет духовно развиваться, его существование станет обыденным и скучным. У него не будет целей в жизни и он не сможет найти в ней свой смысл. Поэтому так важно, чтобы человек развивал в себе добрые качества, мораль, нравственность, и тогда вся его деятельность, вся его жизнь обретёт смысл.
Нравственные чувства начинают формироваться еще в дошкольном возрасте. У малышей уже третьего года жизни могут проявляться такие свойства личности, как общительность или застенчивость, самостоятельность или неуверенность в себе, эгоизм или доброжелательность. Развитие чувств у ребенка во многом зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых он находится. При целенаправленном воспитании чувства у ребенка становятся гораздо богаче, разнообразнее и проявляются раньше, чем у детей, не получивших «правильного» воспитания. Как говорил А.С. Пушкин: “Отсутствие воспитания есть корень всякого зла”[3].
Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их с взрослыми и сверстниками. Задача воспитания у детей нравственных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. “Все педагоги нашего времени сходятся на том, что в деле воспитания самое главное приобрести доверие и любовь ребенка и что любовь завоевывается преимущественно любовью же”[4]. Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится с взрослыми своими радостями и огорчениями.
Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг ребенка. Никогда не надо гасить детскую радость. В атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества как доброжелательность, готовность помочь и т.д. Очень важно, чтобы взрослые правильно оценили душевное состояние ребенка, разделили с ним его радость.
Как и всякое другое чувство, радость у детей зависит от взаимоотношений в семье, так как они являются свидетелями и участниками этих взаимоотношений. Как отметил русский писатель и педагог А.Н. Острогорский: “Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что впечатление ее постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы”. [5]
Развитие нравственности в человеке начинается в семье и имеет своё продолжение в детском саду и школе. В последнем институте оно становится более целенаправленным. Поэтому заботиться о нравственном воспитании детей должны не только педагоги и воспитатели, но и родители.
В начальной школе ребенок начинает приобретать определенные знания. В нём уже сформированы некоторые черты характера, которые нужно развивать дальше и направлять в нужное русло. Именно в школе продолжает закладываться нравственный облик личности.
Перед взрослыми возникает задача научить детей не только внешне выглядеть воспитанными, но и быть таковыми, обладать добрыми человеческими качествами. Чтобы поступки личности соответствовали нормам и правилам, принятым в обществе, необходимо, чтобы общечеловеческие нравственно-духовные нормы были пережиты самим воспитанником, чтобы среда, в которой он живет, предполагала постоянную ориентацию личности на общечеловеческие ценности. И только взрослый человек может быть этим ориентиром для ребенка, примером правильного поведения, подражания.
В наше время нравственное воспитание становится необходимостью, так как мир наполнен жестокостью, грубостью и развратом. Семья и школа оказывают определённое влияние на понимание ребёнка о том, как правильно себя вести, что можно делать, а что нельзя. И, конечно же, ведущая роль принадлежит семье. Следовательно, именно родители должны не только воспитывать и прививать нравственные качества, но и развивать все грани личности своего ребёнка. Как сказал Филипп Лобстейн – «задача нравственного воспитания – воссоздание человека изнутри, вручную, причём начинать следует с себя».
Литература
- Обществознание 10 класса Л.Н. Боголюбов — М.: 2014. — 351с.
- https://mirkultura.ru Нравственное учение Льва Толстого.
- nsportal.ru Педагогические взгляды А.С. Пушкина
- mama66/ru Нравственное воспитание детей в семье, в детском саду и школе.
- Журнал «Известия Пензенского государственного университета им. В.Г. Белинского». Выпуск 28, 2012г. Грицай Л.А. «А.Н. Острогорский об основных приоритетах родительского воспитания детей в семье».
- Лобстейн Ф.Уроки раздумья: педагогика нравственного развития. пер. с ф. Н. Малевич. М. Библейско-Богословский институт св. апостоля Андрея. 2000. 84с C.79
Что дает аморальная жизнь?
Что такое духовно-нравственные ориентиры для человека, который идет против правил системы и не желает жить по общепринятым заповедям? Ведь есть нигилисты, которые отрицают всех и вся, разве они счастливы в своем мирке, который весьма ограничен их отчаявшимся протестом. Некоторые причисляют к ним анархистов, но последние отрицают только власть человека над другим существом, господство моральных норм они вполне приемлют.
Жизнь таких людей на самом деле печальна, и на склоне лет большинство из них все же разворачивают свой взор к уже постигнутым другими людьми моральным ценностям и связанным с этим поступкам, доказывая тем самым, что духовная составляющая – это мощный остов каждого выдающегося общества.
Духовность человеческой жизни
Мужание людей совпадает с их осознанием себя как личности: они стараются оценивать личные нравственные качества и развивать сферу духовных пристрастий, включающих эрудицию, убеждения, эмоции, ощущения, желания и склонности. Наука определяет духовность человеческого общества как полный диапазон эмоций и интеллектуальных завоеваний человечества. Она концентрирует познание и исследование всех воспринятых человеческим обществом духовных традиций и креативное создание новейших ценностей.
Индивид, развитый духовно, отличается значимыми субъективными характеристиками, стремится к возвышенным духовным целям и замыслам, которые обуславливают характер его инициатив. Ученые считают духовность этично направленным стремлением и людским сознанием. Духовность рассматривается как понимание и жизненный опыт. Люди со слабо развитым духовным миром или совершенно бездуховные не в состоянии воспринимать всю многоликость и великолепие того, что их окружает.
Передовое мировоззрение считает духовностью наивысшую ступень становления и самоопределения взрослого индивида, когда основанием и жизненной сущностью являются не персональные желания и мироощущения, а главные общечеловеческие приоритеты:
- благо;
- милосердие;
- прекрасное.
Овладение ими формирует ценностную направленность, сознательную готовность общества изменять жизнь сообразно этим принципам. Особенно это важно для молодежи.
Как соотносятся мировоззрение и жизненные ценности
Ценности человека определяются мировоззрением. Взять, к примеру, человека, который рос в религиозной семье. На мир он смотрит с позиции верующего. Ценности в жизни у него будут соответствующими.
Стоит отметить, что мировоззрение – очень многогранное понятие. Есть случаи, когда и оно, и человеческие ценности чужды внутренним ощущениям. Человек страдает от сомнений в правильности жизненных установок, теряет душевную гармонию. Эти обстоятельства могут спровоцировать полное изменение личности. Станут другими цели, приоритеты, ценности.
Почему важна система ценностей
Расстановка приоритетов в системе ценностей делает нас теми, кто мы есть. Двое родных братьев могли отличаться друг от друга тем, что ставили на первое место в жизни разные вещи. Вспомните Каина и Авеля. Их ценности отличались.
Различия в системе ценностей влияют на то, кого мы выбираем себе в друзья, кто становится нашим избранником. Если для женщины важны любовь и внимание, а для мужчины на первом месте стоят деньги, сколько продлится их союз?
Спустя годы, эта женщина может осознать, что деньги — это не так уж плохо, а чувства — лишь химия в крови. А мужчина поймет, что деньги не сделают его счастливым. В этот момент эти двое могут сойтись. Их системы ценностей станут не так радикально отличаться.
Метод фокальных объектов: суть, преимущества и недостатки
Разные обстоятельства могут спровоцировать изменение в иерархии ценностей человека:
Попав в аварию, человек начнет бережнее относиться к здоровью.
Потеряв кого-то из близких, поставит на первое место любовь, отношения с людьми.
Встретив состоятельного одноклассника, простой кассир может поставить на первое место деньги, начать карабкаться по карьерной лестнице, искать способы заработать.
Так мы меняемся под гнетом обстоятельств.
По этому принципу мы выбираем друзей: наши с ними ценности схожи. И из-за этого мы их теряем. Просто ценности поменялись, и мы перестали понимать друг друга.
Особенно важно, чтобы совпадали ценности у супругов. Они должны думать и действовать, исходя из общих целей. В этом заключается секрет крепкого брака: оба родителя стараются ради детей или живут только ради себя. Ценности супругов могут отличаться, но не кардинально. Если у жены деньги на первом месте, а у мужа на последнем, они однозначно недолго будут парой.
Выбор
Если вы предпочитаете сами находить решения, то вам придется потрудиться. Первое, что нужно сделать, самому определить жизненный ориентир, который на данном этапе дает вам направление в жизни. Берите бумагу, ручку. Обозначьте все свои «жизненные роли». Ребенок, супруг, родитель, участник какого-либо сообщества (церковь, партия, организация и так далее), сотрудник, начальник, друг. Все, чем вы занимаетесь на данный момент. Напротив каждой записи с ролью напишите имя человека. Это должен быть тот, чья оценка выполнения вами данной роли для вас важна. А теперь поразмышляйте, что бы он смог ответить на вопрос: «Какой вы?». Запишите свои мысли. Это поможет понять вам, что именно составляет вашу систему ценностей на данном этапе.
Вспомните, чем вы мечтали заняться в детстве, юности или недалеком прошлом. Попробуйте начать что-то новое.
Попробуйте открыть в себе свои скрытые таланты. Если вы не реализуете свои внутренние потенциалы, это может стать причиной ощущения пустоты внутри себя, отсутствия жизненных сил и мотивов. Внимательно наблюдайте, что доставляет удовольствие вам лично. Что приносит радость и чувство удовлетворения собой. Эта деятельность делает вас счастливым, повышает самооценку? Трудно разобраться самому? Вам помогут специалисты. Психологи, психотерапевты.
Начало
Что встает за основу при определении жизненных ценностей и ориентиров? Это то, чем мы «меряем» жизнь. Для большинства наших родителей и бабушек это были материальные блага, в виде квартиры, авто, дачи. В прошлом веке ты должен был быть как все, равняться на лучших: отличников, передовиков производства и так далее.
Сегодня материальные блага приобрести стало легче. Практически исчез дефицит, появились новые возможности зарабатывания средств, разнообразие товаров и услуг способно взбудоражить любую фантазию.
Это одна из предпосылок для изменения системы ценностей и ориентиров современного человека. Это способствовало тому, что собственная реализация вышла на первое место, оставив в стороне материальное.
Жизненный ориентир — понятие внутреннее, определить его сложно. Субъективные, внутренние координаты души и сознания самому определить и обозначить трудно.
Роль жизненных ценностей
Каждому человеку следует четко разбираться в своей внутренней системе координат. Это понимание поможет при решении непростых вопросов, в момент, когда необходимо сделать выбор. Осознание того, что для вас на самом деле первично в данный момент времени, позволит избежать глобальных ошибок и сожалений.
Иерархия значимых установок индивидуальна. Опираясь на нее, индивид выстраивает свою жизнь. Очень часто приходится выбирать между двумя важными вещами, остановить внутренние терзания и сомнения как раз и помогает анализ собственных ориентиров и приоритетов. В вопросе о том, какими должны быть основные базовые ценности для человека, нет однозначного, правильного или неправильного ответа. Все зависит от мироощущения конкретного индивида.
Список основных признаков ценностных установок
Значимость. Они обладают весом и важностью в глазах того, кто ими владеет. Во что бы то ни стало владелец стремится их соблюдать и оберегать.
Осознаваемость. Как правило, люди отдают себе отчет в том, что для них важно. На основе этого понимания они выстраивают определенную модель поведения, которую подгоняют под существующие внутренние нормы и правила с помощью самоконтроля и самодисциплины.
Самодостаточность. Личные ориентиры не нуждаются в одобрении или советах окружающих.
Позитивный характер. Эти убеждения не воспринимаются индивидом, как обязанности. Они не тяготят, а вызывают лишь положительные эмоции.
Какие могут быть жизненные ценности
Общечеловеческие. Иначе они называются культурными. На основе этих представлений социумом формируются понятия о том, как надо поступать следует, а как — нет. В мироощущении индивида они образуются в процессе воспитания в семье.
К ним относят:
- здоровье;
- образование;
- социальный статус;
- любовь;
- семейные узы;
- детей;
- развитие;
- самореализацию.
Индивидуальные. Возникают с течением жизни. Это не просто убеждения, которые транслирует общественное сознания, а личные установки каждого человека.
Основные ценностные ориентиры
Классифицирую их по двум направлениям:
- Материальное. Сюда входит все, что касается комфортной жизни, жилища, финансовой состоятельности.
- Духовное. То, что нельзя ощутить с помощью органов чувств, но имеющее большой вес на уровне ментальном. Семья, друзья, карьера, любимое дело, образование, здоровье, красота и прочее.
Однако строго отделить одну категорию от другой практически невозможно. Так или иначе, они тесно переплетены и не могут существовать в отрыве.
Какие бывают личные жизненные ценности в жизни у человека:
- Активность.
- Безмятежность.
- Беспристрастность.
- Благодарность.
- Воодушевленность.
- Жизнерадостность.
- Гибкость.
- Духовность.
- Зрелищность.
- Мечтательность.
- Мудрость.
- Надежность.
- Независимость.
- Обеспеченность.
- Определенность.
- Организованность.
- Осознанность.
- Откровенность.
- Открытость.
- Преданность.
- Привлекательность.
- Принадлежность.
- Проактивность.
- Решительность.
- Скромность.
- Стабильность.
- Смелость.
- Твердость.
- Точность.
- Умеренность.
- Уникальность.
- Финансовая независимость.
- Хозяйственность.
- Чувственность.
- Щедрость.
- Яркость.
- Альтруизм.
- Героизм.
- Оптимизм.
- Прагматизм.
- Практицизм.
- Профессионализм.
- Реализм.
- Баланс.
- Богатство.
- Гостеприимство.
- Доброжелательство.
- Любопытство.
- Постоянство.
- Совершенство.
- Творчество.
- Упорство.
- Вера.
- Власть.
- Воображение.
- Достижение.
- Знание.
- Исследование.
- Наслаждение.
- Образование.
- Понимание.
- Приключение.
- Доверие.
- Обилие.
- Остроумие.
- Открытие.
- Правосудие.
- Приятие.
- Развитие.
- Разнообразие.
- Сочувствие.
- Трудолюбие.
- Удовольствие.
- Хладнокровие.
- Гигиена.
- Глубина.
- Дисциплина.
- Самодисциплина.
- Дружба.
- Здоровье.
- Комфорт.
- Красота.
- Логика.
- Любовь.
- Мир.
- Надежда.
- Опыт.
- Победа.
- Поддержка.
- Покой.
- Польза.
- Правда.
- Простота.
- Рост.
- Самоконтроль.
- Свобода.
- Семья.
- Слава.
- Страсть.
- Счастье.
- Традиция.
- Энергия.
- Синергия.
- Успех.
- Чистота.
- Юмор.
Это далеко не полный перечень существующих в мире ценностных ориентиров. Исходя из него вы можете составить собственную иерархию, добавив другие понятия.
Пирамида ценностей
Знаменитая схема А. Маслоу, описывающая человеческие потребности, может охарактеризовать и систему, по которой выстраиваются жизненные приоритеты. Фундаментом существования человека в целом является его биологическая составляющая. Есть мотивы, которые нам диктует физиология: иначе говоря, сложно рассуждать о вечном, когда ты голоден, замерз или испытываешь боль.
Следующая ступень формирования приоритетов – стремление к безопасности. К нему относится желание организовать
Уже после этого возникают социальные потребности, необходимость уважения и признания, жажда познания и творчества, эстетические и духовные ценности.
Задания
1. Как вы думаете, мораль принуждает человека действовать определённым образом или она даёт свободу? Аргументируйте свой ответ.
2. Учёные утверждают, что ценностные ориентации определяют жизненные цели человека, «генеральную линию индивида». Согласны ли вы с этим утверждением? Свою позицию аргументируйте.
3. Английский мыслитель Адам Смит отмечал важность мудрого и созидательного образа действий, сочетания благоразумия с доблестью, с любовью к человечеству, со священным уважением к справедливости, с геройством. «Это благоразумие, — говорил Адам Смит, — предполагает соединение превосходной головы с превосходным сердцем». Как вы понимаете тезис автора о «соединении превосходной головы с превосходным сердцем»? В чём, на ваш взгляд, состоит связь этого положения с моральными ценностями?
4. Академик Б. В. Раушенбах писал: «Не тревожно ли, что характеристики «удачливый бизнесмен», «хороший организатор производства» оказываются порой важнее, чем оценка «порядочный человек»?» Согласны ли вы с мнением учёного? Аргументируйте свою позицию. Попробуйте сформулировать своё определение понятия «порядочность».
5. Российскими социологами было проведено исследование ценностей студентов. Наиболее для себя важными в жизни студенты назвали следующие ценностные ориентации: получить хорошее образование — 29% из числа опрошенных; иметь интересную работу — 34 %; получить престижную работу — 26 %; достичь материального достатка — 42 %; иметь хорошее здоровье — 50%; моя семья — 70%; получать от жизни удовольствие — 26 %. Назвали что-либо другое или затруднились ответить — 5 % опрошенных студентов. Как вы относитесь к этим результатам? Какие ценности из приведённого списка вы считаете наиболее важными для себя? Что бы вы добавили к этому списку?
Определение понятия и признаки
Жизненные ценности – это своего рода абсолют, занимающий первичное положение в мировосприятии. Ими мы руководствуемся, ставя перед собой те или иные цели, через их призму оцениваем свои поступки, желания, а также поведение других людей. С их помощью мы расставляем приоритеты.
Чтобы стать ценностным ориентиром, существующее явление действительности должно получить эмоциональный отклик и рациональное объяснение своей значимости для конкретного человека. Поэтому навязать свою систему координат другому нельзя.
В процессе становления и развития личности ценности могут и наверняка будут меняться. В детстве на первый план выходят одни вещи, в юности иные, а во взрослом возрасте абсолютно противоположные. Приоритеты человека напрямую зависят от переживаемых им событий, влиянию на него определенных идей. Некоторые ситуации способны перевернуть сознание, посмотреть на свою жизнь под другим углом и полностью переосмыслить свою иерархию ориентиров.