Шпаргалка по психологии -. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ, ВИДЫ РЕЧИ

Невозможно представить жизнь без мышления и речи, но мало кто задумывается, что собой представляет каждое из этих понятий. Какую роль играет язык? Какова функция мышления? Что первично, а что является производной? Соотношение языка и мышления волновало великие умы человечества сотни лет назад, и сейчас является темой, которая интересует многих психологов, философов, лингвистов и других ученых. Давайте разберемся, какова взаимосвязь между мышлением и языком. Одна из наших программ, «Когнитивистика», научит вас разным способам мышления. Вы будете смотреть на ситуации шире и находить нестандартные решения задач.

Язык и речь

Язык и речь являются, хоть и близкими понятиями, но не идентичными, и следует их различать.

Язык – это сложная знаковая система, которая служит средством хранения и передачи информации. Язык является специфическим социальным средством коммуникации, единым для всех представителей конкретного общества и постоянной переменной для взятого периода времени.

Большинство ученых выделяют следующие функции языка:

  • Мыслеформирующая функция. Язык оформляет и выражает мысли в виде слов.
  • Когнитивная функция. Язык – способ познания мира, накопления и передачи информации другим людям и последующим поколениям.
  • Коммуникативная функция. Язык является средством общения между людьми.

Речь – это непосредственно процесс общения, проявление языка в различных видах речевой деятельности: говорении, слушании, чтении и письме. Речь – это язык в действии. Если язык – постоянная переменная, то речь каждого человека индивидуальна и меняется в зависимости от особенностей личности, образованности, контекста, ситуации, настроения и т.д. Язык един для отдельной группы людей, а речь – индивидуальна и неповторима.

Лингвист Роман Якобсон выделяет следующие функции речи:

  • Коммуникативная (референтивная). Самая важная функция в процессе общения, т.к. выражается в передаче сообщения (информации о предмете).
  • Апеллятивная (директивная) функция соответствует получателю сообщения. Здесь говорящий старается повлиять на адресата, чтобы вызвать какую-либо реакцию.
  • Экспрессивная (эмотивная) функция соответствует отправителю. Выражает чувства говорящего, его отношение к информации, которую он доносит. Здесь важно не что сказано, а как. Таким образом, одну и ту же фразу один человек может сказать совершенно по-разному, в зависимости от ситуации.
  • Фатическая функция (контактоустанавливающая). Цель сообщения – наладить контакт, завязать или прервать общение, проверить, работает ли канал связи. В основном эта функция реализуется в приветствиях, поздравлениях, умении вести светскую беседу.
  • Поэтическая (эстетическая) функция соответствует сообщению. Главной здесь является форма сообщения, т.е. внимание направленно на сообщение как таковое вне его содержания. Так могут нравиться стихи или песни по своей форме, когда смысл текстов не понятен слушателю.
  • Метаязыковая функция связана с какими-либо трудностями в общении, когда требуется речевой комментарий. Она позволяет выяснить, понятен ли язык. Например: «Я не понимаю, что вы имеете в виду», «Я понятно выражаюсь?»

Можно сделать вывод, что язык и речь – две стороны одной медали, где язык – орудие, а речь – деятельность человека по использованию языкового кода. Так что теперь давайте разберем, что понимается под понятием «мышление» и какие виды мышления выделяют ученые.

Статья:

Речь – это вынесенная вовне психика субъекта и, соответственно, одна из важнейших психологических функций, дающая человеку возможность быть понятым окружающими. Речь переводит психические феномены в доступный наблюдению процесс. И наоборот, в случае понимания звучащей речи такой процесс превращается в мысль, психологический продукт. Вопрос о связи речи с мышлением является в определенном смысле ключевым в психологии речи. Очевидно, что нормальная речь непременно осмысленна, поскольку в выражении смысла состоит ее основная функция. Вместе с тем формы связи мысли и слова трудно представимы. Исследователи выделяют три основные функции речи: коммуникативную, регулирующую и программирующую.
1. Коммуникативная функция речи обеспечивает общение между людьми с помощью языка.

Язык – это система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется общение между людьми. Речь – это процесс использования языка в целях общения людей. Речь есть не столько общение во время труда, сколько общение для труда. речь является одним из средств, конструирующих эту деятельность. Речь по существу своему не дело индивида, не дело изолированного носителя языка: это прежде всего внутренняя активность общества, осуществляемая им через отдельных носителей языка или, точнее, при их помощи.

Система словесных символов расширяет возможности приспособления человека к окружающей среде, возможности его ориентации в природном и социальном мире. Через знания, накопленные человечеством и зафиксированные в устной и письменной речи, человек связан с прошлым и будущим. Способность человека к общению с помощью слов-символов имеет свои истоки в коммуникативных способностях высших обезьян.

Язык представляет собой определенную систему знаков и правил их образования. Человек осваивает язык в течение жизни. Существует критический период для освоения языка. После 10 лет способность к развитию нейронных сетей, необходимых для построения центров речи, утрачивается. Маугли — один из литературных примеров потери речевой функции.

Языковые знания не передаются по наследству. Однако у человека имеются генетические предпосылки к общению с помощью речи и усвоению языка. Они заложены в особенностях как центральной нервной системы, так и речедвигательного аппарата, гортани. Амбидексы — лица, у которых функциональная асимметрия полушарии менее выражена, обладают большими языковыми способностями.

2. Регулирующая функция речи реализует себя в высших психических функциях — сознательных формах психической деятельности. Понятие высшей психической функции введено Л.С. Выготским и развито А.Р. Лурия и другими отечественными психологами. Отличительной особенностью высших психических функций является их произвольный характер.

Предполагают, что речи принадлежит важная роль в развитии произвольного, волевого поведения. Первоначально высшая психическая функция как бы разделена между двумя людьми. Один человек регулирует поведение другого с помощью специальных раздражителей («знаков»), среди которых наибольшую роль играет речь. Научаясь применять по отношению к собственному поведению стимулы, которые первоначально использовались для регуляции поведения других людей, человек приходит к овладению собственным поведением. В результате процесса интериоризации — преобразования внешней речевой деятельности во внутреннюю речь, последняя становится тем механизмом, с помощью которого человек овладевает собственными произвольными действиями.

3. Программирующая функция речи выражается в построении смысловых схем речевого высказывания, грамматических структур предложений, в переходе от замысла к внешнему развернутому высказыванию. В основе этого процесса — внутреннее программирование, осуществляемое с помощью внутренней речи. Как показывают клинические данные, оно необходимо не только для речевого высказывания, но и для построения самых различных движений и действий.

Каким образом можно объяснить связь психического явления — мысли — и звучащего, физически регистрируемого слова?

На одном полюсе позиция классического бихевиоризма (мышление — это беззвучная речь), на другом — представление, сформировавшееся в рамках вюрцбургской школы (мышление и речь имеют разное происхождение и представляют собой различные сущности). Отождествлению речи и мышления или, напротив, их полному размежеванию противостоит представление об их взаимосвязи: по выражению С. Л. Рубинштейна, между мышлением и речью существует единство, но не тождество.

Мышление в общем случае представляет собой целенаправленный процесс, состоящий в решении определенного вида задач или выведении умозаключений. Согласно существующим данным, мыслительный процесс включает ряд компонентов (механизмов), которые могут быть различными при решении разных типов задач. Общими компонентами мышления являются:

  • создание умственных моделей ситуации, включающих условия и цель задачи;
  • взаимодействие поступающей информации с репертуаром знаний и схем, хранящихся в долговременной памяти;
  • манипулирование моделью;
  • выявление результата, отвечающего исходным условиям задачи.

Ход решения задачи, или оперирование умственной моделью, может протекать в различных режимах: логическом, хорошо осознаваемом и подлежащем речевому выражению, и интуитивном, при котором субъект мыслительного процесса не осознает и не может описать словами ход своих умственных действий.

Таким образом, мы видим, что мышление представляет собой специальную когнитивную функцию, состоящую в создании нового ментального продукта. Ход мыслительного процесса в одних случаях может быть отражен в речи мыслящего субъекта, в других — нет, т. е. он не связан с речью необходимым образом.

Назовем теперь основные компоненты, задействованные в речевом процессе. При порождении речи исходным компонентом является семантическое состояние (включающее представления субъекта, возникающие у него модели ситуаций, его эмоциональные переживания), а также мотивирующий импульс к вербализации данного семантического состояния. Далее актуализируются ранее выработанные связи данного семантического состояния с вербальными структурами и семантическими полями, а также происходит «активизация иерархических уровней языковых структур.

Сравнение механизмов мыслительных и речевых процессов позволяет выявить различие и пересечение их сфер действия. Обратим внимание на то, что в речевом процессе — при продуцировании речи и ее восприятии — в начале или конце процесса необходимо наличие важнейшего семантического компонента, для которого адекватен термин «понимание». Данный компонент (с точки зрения его механизма) может быть квалифицирован как наличие модели действительности (ситуации) в когнитивной сфере субъекта. Этот семантический компонент необходим для того, чтобы произносимая речь была полноценной, осмысленной, и чтобы она. была понятна слушателю. Такого же типа семантический компонент — понимание, наличие модели действительности (ситуации) — необходим, как показано выше, и в мыслительном процессе.

Пересечение речи и мышления происходит в семантическом компоненте — понимании элементов действительности. Для мыслительного процесса этот компонент служит материалом для осуществления необходимых операций; для речевого процесса — стартовой площадкой для вербализации, словесных описаний. Специфика речевого процесса и его основная функция — создание вербального продукта, адекватного семантическому содержанию, и его экстериоризация. Именно поэтому речь может быть включена в любой психический процесс, содержащий такого рода семантический компонент. Таким процессом может быть не только мышление и восприятие, но и эмоциональное переживание.

Анализ соотношения речевых и мыслительных процессов представляет речь как некую «многовалентную» сущность, что допускает ее включение в разного вида когнитивные функции. Однако свойством «многовалентное» обладает также и мышление. Мыслительные процессы возможны в вербальной форме, на материале зрительных, слуховых и других перцептивных сигналов.

Известны формы продуманной речи, учитывающей собеседника, аудиторию, соблюдающей принятые нормы в соотношении говорения и выслушивания и т.п., а в итоге приводящей к желательным для говорящего результатам. (Сфера такого рода норм и приемов рассматривается обычно под рубрикой речевого искусства.) Такого рода «умная речь» — результат создания говорящим, предварительно или оперативно, умственной модели ситуации общения, учет ответной реакции слушателя, нахождение адекватных ответных форм, привлечение соответствующего речевого репертуара и др. Названные операции являются мыслительными по своему существу, что свидетельствует о принципиальной возможности включения мышления в организацию речевого общения.

Мышление

Чтобы иметь более полную картину, для начала давайте определим, что такое сознание.

Сознание – это высший уровень отражения окружающей действительности, присущий только человеку, который выражается в субъективном переживании событий внешнего и внутреннего мира, формировании отчета об этих событиях и ответной реакции.

В свою очередь, мышление – это способность человека фиксировать мир в понятиях и делать на их основе выводы в форме суждений и умозаключений. Это целенаправленное логическое рассуждение, иногда о вещах совершенно абстрактных, не имеющих непосредственного отношения к человеку, к его состоянию здесь и сейчас. Мышление является главным компонентом сознания.

Принято выделять следующие виды мышления:

  1. Практически-действенное мышление – является самым ранним видом мышления человека как в эволюции, так и в онтогенезе. Этот вид мышления необходим в тех ситуациях, когда наиболее целесообразно решать мыслительную задачу непосредственно в процессе практической деятельности.
  2. Наглядно-образное мышление – позволяет человеку более многогранно и разнообразно отражать объективную действительность. Данный вид мышления можно наблюдать в случаях, когда содержание мыслительной задачи основано на образном материале (при анализе, сравнении, в случае необходимости нарисовать предмет, изобразить его схематически или в виде символа, обобщить разные объекты, события и явления).
  3. Словесно-логическое мышление – свойственно только человеку. Особенность этого вида мышления заключается в том, что задача решается в словесной форме. Благодаря вербальной форме, человек использует более отвлеченные понятия. Именно этот вид мышления позволяет устанавливать общие закономерности, определяющие развитие природы и общества, самого человека. Мышление в его словесно-логическом виде проявляется в языке.

Проблему взаимосвязи языка и мышления в психологии можно представить двумя полюсами: на одном – отождествление этих понятий, их слияние воедино, на другом – их отделение, независимость друг от друга. Но мышление и язык представляют собой сложную структуру, которую нельзя разделить или приравнять. Находясь в противоречивом единстве, язык и мышление влияют друг на друга и не могут существовать раздельно.

Как формируется речевое мышление?

Истоки всех этих достаточно сложных процессов, о которых мы только что говорили, формируются в раннем детском возрасте. Очень подробно исследовал данный процесс швейцарский педагог и психолог Жан Пиаже (1896-1980). Впоследствии он обобщил свои выводы в книге «Речь и мышление ребенка» [Ж. Пиаже, 1994].

Так, он выделял определенные особенности детского мышления и речи. Он установил, что детское мышление отличается эгоцентризмом, интеллектуальным реализмом, непониманием взаимосвязей, трудностью осознания, неспособностью к самонаблюдению и прочими отличительными чертами. При этом Пиаже, исследуя различия взрослых и детей, делал акцент не на том, чего ребенок не умеет, а на том, что он, в отличие от взрослого, умеет, и как это помогает ему в развитии.

Мы уже начали говорить о синхронности мысли и речи, как о необходимой фазе развития ребенка. Мышление и речь, речевая деятельность у маленьких детей практически синхронны, и Жан Пиаже видел в этом определенную логику развития. Разговор с самим собой, озвучивание ребенком всех пришедших в его голову мыслей – это своеобразная тренировка, шаг к формированию осмысленной речи, без которой общение и обмен информацией невозможны. Данный этап развития имеет свои особенности.

Основное занятие любого малыша – это игры и прочая предметная деятельность, потому что никакой другой деятельностью в силу своего развития он пока заниматься не может. Движения, которые он совершает, познавая этот мир, напрямую способствуют его интеллектуальному развитию. Даже самые простейшие движения – брать, хватать, бросать, тянуть – способствуют накоплению чувственного опыта, а значит, и материала для будущих обобщений.

По мере развития у ребенка наблюдается усложнение предметной деятельности. Так, чуть подросший малыш может лепить куличи из песка, катать машинку, пытаться подражать движениям увиденных им животных или тому, как работают взрослые. Например, пилят доски, копают землю, катают коляску и т.д. Соответственно, у ребенка обогащается его жизненный опыт и продолжает расширяться база для будущих обобщений в мыслительной деятельности.

Позже дети уже начинают лепить из пластилина и рисовать карандашами и красками, клеить аппликации и собирать фигурки из конструктора. Это тоже способствует накоплению опыта и интеллектуальному развитию. Связь между развитием мелкой моторики пальцев и формированием нейронных связей в мозгу установлена давно. Поэтому так важно привлекать детей к деятельности, развивающей ловкость пальцев и точность сложных движений, и стимулировать их интерес к новой практической деятельности.

Таким образом, понимание мира и накопление знаний у детей идет через практическую деятельность, решение практических задач. Какая связь между развитием мышления и речи? Тут есть несколько аспектов. Так, посредством устной речи детям передается информация об окружающем мире, о том, что и как называется, что можно делать, а чего нельзя, как именно нужно делать что-либо. Например, как собирать конструктор, держать ложку, завязывать шнурки.

В слове как единице речи заложено знаковое обозначение предмета, явления, действия, состояния. И при этом в слове заложена некая обобщающая функция. Выше мы начали говорить о том, что, обозначая конкретным словом конкретный предмет, живое существо или явление, мы закладываем в мозгу у ребенка базу для последующего узнавания и обобщения аналогичных предметов, животных, явлений. Показав уже начавшему говорить малышу один раз кошку и назвав ее кошкой, мы вправе ожидать, что, увидев какую-то другую кошку, он сориентируется, что это тоже кошка.

Физически и психически здоровый ребенок достаточно быстро осваивает эту обобщающую функцию языка. Мысленное объединение предметов или явлений в группы по какому-либо признаку – это новый, более высокий уровень мыслительной деятельности. Разумеется, дети не сразу способны вычленять главный системообразующий признак для объединения чего-либо в группу и обозначения словом, отвечающим за обозначение предметов данной группы. Но этот навык постепенно совершенствуется.

Особенно это заметно на третьем году жизни ребенка. Так, ребенок сам инициирует общение в семье, когда что-то хочет или просит: игрушку, конфету, гулять, смотреть мультфильм. Ребенку, чтобы точно получить желаемое, необходимо формулировать свои мысли так, чтобы взрослые поняли его желания, и это тоже важный этап развития речевого мышления.

Немецкий философ и психолог Уильям Штерн (1871-1938) провел огромную работу по анализу развития детей дошкольного возраста, которую подытожил в своей книге «Психология раннего детства до шестилетнего возраста» [У. Штерн, 1915]. И показал, что речь ребенка становится социальной и осмысленной достаточно рано, а речевое мышление является необходимым условием для этого.

Особенно это заметно, когда ребенок начинает стремиться к самостоятельности и когда у него формируются, если можно так сказать, свои собственные социальные связи. Язык становится средством передачи информации и средством коммуникации не только со взрослыми, но и с другими детьми. Например, во время совместной игры. Появляется интерес к речи, которая не обращена непосредственно к ребенку, и дети учатся ее понимать и воспринимать.

На этом этапе важно помочь ребенку научиться грамотно формулировать простые предложения, совершенствовать грамматическую структуру речи в целом и способствовать обогащению словарного запаса ребенка на доступном для его понимания уровне. Тогда малыш будет в состоянии понимать сообщение, даже если предмет сообщения отсутствует в поле зрения. Тогда он будет понимать рассказ или сказку, даже если наглядная иллюстрация к нему не предусмотрена.

Не менее полезной может быть и «обратная» тренировка. Например, предложить ребенку рассказать, что происходит на картинке [О. Громова, 2016]. Тут очень важно давать детям задания, сообразные их возрасту и развитию, и ни в коем случае не демонстрировать негатив, если ребенок не может справиться с заданием так хорошо, как хочется взрослым.

Для наглядности приведем часто используемый в педагогической литературе пример. Большинство детей, посмотрев на картинку, где мальчик вытирает полотенцем лицо, легко отвечают на вопрос «Что делает мальчик?» Однако не все могут с ходу воссоздать цепочку событий и ответить, что мальчик делал до того, как начал вытирать лицо, даже если на картинке явно видно, что он стоит возле раковины и из крана течет вода, и мальчик, по всей видимости, умывался.

Еще сложнее маленькому ребенку предположить, что изображенный на картинке мальчик будет делать дальше, хотя видно, что он не одет в повседневную одежду, и для дальнейшего продолжения дня ему следует одеться. Здесь может понадобиться помощь взрослых, которые помогут ребенку воссоздать картину события, например, предложив вспомнить, как сам ребенок собирается в детский садик. Это может быть весьма эффективной помощью. Разумеется, при условии, что взрослые уже научили ребенка самостоятельно умываться и одеваться, а не делают это за него, желая сэкономить время на сборы.

Именно поэтому основной акцент в развитии речевого мышления всегда на практической стороне дела, получении ребенком своего собственного чувственного практического опыта, а не просто на объяснении взрослыми «как должно быть». Теперь давайте подытожим и сведем воедино факторы, влияющие на формирование речевого мышления.

Как формировать речевое мышление у детей:

  • Стимулировать предметную деятельность ребенка.
  • Стимулировать развитие мелкой моторики пальцев (конструктор, рисование, аппликации).
  • Учить элементам самообслуживания, адекватным возрасту (одеваться, умываться, убирать за собой игрушки).
  • Давать информацию об окружающем мире на примере наглядных событий и явлений (названия животных, растений, предметов, явлений природы).
  • Задавать вопросы, предполагающие развернутый ответ в виде простого предложения.
  • Просить рассказать, что изображено на картинках.
  • Просить имитировать и идентифицировать звуки окружающего мира (мяуканье кошки, гавканье собаки, шелест, скрип и т.п.)
  • Не пытаться делать за ребенка то, что он может сделать сам.

К слову, избежать ошибок в формировании речевого мышления зачастую даже важнее, чем купить самый дорогой конструктор с большим количеством мелких деталей для развития мелкой моторики или пренепременно отдать ребенка в кружок рисования, чтобы он совершенствовал художественное мастерство. Но что может помешать ребенку в развитии речевого мышления?

Взаимосвязь языка и мышления

Дискуссионность проблемы обусловлена как сложностью и двойственностью природы мышления и языка, так и недостаточностью наших знаний об этих понятиях. Существуют различные теории и взгляды на этот счет. Вот некоторые из них.

Выдающийся лингвист 20 века Эмиль Бенвенист говорил: «Неверно думать, что язык – это одежда мыслей. Одежду можно снять, слова же – неотъемлемая часть мысли. Следовательно, вопрос о том, может ли мышление протекать без языка или обойти его, словно какую-то помеху, оказывается лишенным смысла».

Советский психолог Лев Семенович Выготский говорил, что слово также относится к речи, как и к мышлению. Оно представляет собой мельчайшую частицу, которая содержит в самом простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению в целом. Слово – это не название отдельного предмета, а его обобщенная характеристика, целый комплекс понятий, т.е. слово является одновременно и процессом мышления, и средством общения, поэтому оно входит в состав речи. Лев Семенович полагал, что именно значение слова является тем связующим звеном, которое называют речевым мышлением.

Ноам Хомский – американский лингвист и философ проблеме взаимосвязи языка и мышления в своих работах уделял основное внимание. Он предположил, что язык является такой же способностью человека, как зрительная и слуховая сенсорная система, система кровообращения и др. Приравняв языковую способность к другим модулям мозга, он тем самым обосновал ее врожденный характер.

Уиллард Куайн – американский философ, логик и математик, напротив, считает опыт единственно возможной связью человека с внешним миром – предметы воздействуют на наши органы чувств, которые затем оформляют полученную информацию и посылают сигналы в мозг. По его мнению, познание окружающей действительности, так же, как и научение языку, происходит по схеме «стимул – реакция – подкрепление». Таким образом, каждое используемое нами слово – это результат целенаправленного воздействия социального мира на индивида.

Как видите, в вопросе взаимосвязи языка и мышления мнения философов, лингвистов и психологов расходятся, но можно выделить некоторые принципы, с которыми согласится большинство ученых.

Природа возникновения речи

Речь является структурой, используемой человеком с незапамятных времён. В связи с этим нет однозначного ответа на вопрос о том, является ли человеческая способность к речи врождённой, или же речь для каждого является приобретённым навыком. Существуют различные подходы к этому вопросу, принимающие ту или иную сторону.

Например, люди, выросшие без взаимодействия с социумом, не могут овладеть каким-либо человеческим языком, что свидетельствует, казалось бы, в пользу того, что речь — это приобретаемый навык.

В то же время, есть и факты, говорящие о том, что речь — это врождённая способность. Младенец способен распознать звук человеческой речи среди множества других схожих звуков. Также интересным феноменом является и то, что у всех детей развитие речевых навыков происходит по одной и той же схеме, что отчасти тоже говорит о неких врождённых способностях к речи.

Существует множество гипотез, предполагающих о происхождении речи. Ниже приведены некоторые из них:

  • Теория научения;
  • Теория специфических задатков Хомского;
  • Когнитивная теория Пиаже;
  • Психолингвистическая теория развития речи.

Теория научения

Теория научения предполагает, что ребёнок с рождения склонен подражать. Он изображает сначала звуки, затем слова, после неуклюже строит свои первые предложения. Его первые слова обычно играют роль предложений, которые в краткой форме описывают его желания и мотивы, отличным примером здесь будет употребляемое малышами слово “ам”, которое одновременно может означать и его желание перекусить, и то, что он ест в данный момент.

Ребёнок получает положительное подкрепление от родителей после произнесения первых звуков и затем слов, отчасти это помогает ему учиться новым словам и грамматическим конструкциям и запоминать их. Но удивительно то, что на этапе формирования предложений родители обычно поощряют более грамотные логические выводы и измышления, а не правильность грамматических конструкций как таковую. Вопреки этому ребёнок усваивает и грамматические правила. Также эта теория не учитывает детскую способность к словообразованию и очень быстрому усвоению ребёнком речи именно в определённый период его жизни, а также необходимость наличия задатков для развития любого навыка.

Теория специфических задатков Хомского

Данная теория предполагает, что новорождённый человек уже обладает определёнными способностями к развитию речи как таковой, которые в норме формируются к возрасту одного года. Начиная с этого момента, ребёнок очень чувствителен к восприятию речи, а продолжается этот период примерно до трёх лет, что в целом теоретически объясняет, почему люди, удалённые от человеческого общества длительное время в детстве не способны освоить какой-либо язык. В то же время, это период развития и становления именно речи, процесс мышления же продолжает развиваться у человека вплоть до его созревания.

Когнитивная теория Пиаже

Согласно этой теории, ребёнку с рождения присуща функция восприятия и некой переработки информации. То есть ребёнку с рождением свойственно мышление, которое со временем развивается. Эта теория помогает объяснить, почему ребёнок может придумывать свои собственные слова. Также интересным фактом, косвенно подтверждающим эту теорию, является то, что дети в начале становления речи говорят только о том, что они уже понимают.

Психолингвистическая теория развития речи

Эта теория предполагает, что речь возникает в ходе бесконечного цикла “мышление—речь”, во время которого происходит постепенное усовершенствование и того, и другого. Речь для мышления выступает в качестве своеобразных символов, позволяющих “одеть” мысль для её формирования, в то же время, с усовершенствованием мыслительной способности необходимо расширение словарного запаса и речи, что также приводит к её развитию.

Общность языка и мышления

Язык и мышление представляют собой единство, основанное на двух ключевых аспектах:

  • Генетический аспект сформировался в процессе эволюции. Он выражается в том, что появление языка было тесно связано с возникновением мышления, и наоборот.
  • Функциональный аспект представляет собой неразрывность этих двух составляющих, невозможность существования языка без мышления и способность к развитию друг друга.

Рассуждения о связи этих двух понятий строятся на основе философии развития мышления. Язык обеспечивает мыслям человека реальное существование, доступное другим людям. В то же время он не только позволяет выражать мысль, но и формирует ее, что говорит об их тесной связи. Вместе с тем язык и мысль не равнозначны. Каждая составляющая развивается и функционирует по своим особым правилам и является относительно самостоятельной. Так, в зависимости от вида мышления, целей мыслительной деятельности и т.д. характер взаимоотношений языка и мышления в процессе общения и познания может варьироваться, и тогда мы можем наблюдать отличительные особенности этих двух систем.

Речевое мышление: что это такое?

В самом общем виде речевое мышление – это мышление во время речи и речь во время мышления. Это способность оформить мысль в формате, пригодном для передачи в письменном или устном виде, причем так, чтобы эту мысль поняли окружающие. Таким образом, речевое мышление тесно взаимосвязано и с процессом речи, и с мыслительным процессом.

Первым, кто глубоко и подробно исследовал взаимосвязь речи и мышления в развитии человека, был российский педагог и психолог Лев Выгодский (1896-1934). Результаты своих исследований он обобщил в работе «Речь и мышление», полный текст которой вошел в «Полное собрание сочинений» (Т.2) [Л. Выготский, 1982]. Итоги его разработок сохранили актуальность до сегодняшнего дня, поэтому возьмем за основу схему речевого мышления, выведенную Выготским.

Схема речевого мышления (по Выготскому):

  • Мотив или внутреннее возникновение мысли.
  • Мнение или попытка опосредовать мысль во внутреннем слове.
  • Внутренняя речь или попытка опосредовать мысль внешними словами с учетом их значения.
  • Переход от синтаксиса значений к словесному синтаксису.
  • Собственно речь или озвучивание оформленной мысли.

Уточним, что это схема речевого мышления взрослого человека. Речевое мышление у детей проходит определенные стадии развития прежде, чем ребенок овладеет достаточным массивом знаний, чтобы оперировать словарным запасом и понятийным аппаратом для формирования внутренней и внешней речи. Лев Выгодский в работе «Речь и мышление» подробно исследовал все эти стадии, выявил нюансы и закономерности формирования понятийного аппарата и понятий, посредством которых человек выражает свои мысли. Итак, каковы же составляющие речевого мышления?

Философия нетождественности языка и мышления

Язык и мышление представляют собой две отдельные системы, наполненные собственным содержанием и существующие по своим самостоятельным законам развития и функционирования. Исходя из этого, выделяют следующие отличия этих систем:

  • Структурными компонентами мышления являются: понятия, суждения и умозаключения. Составные части языка: фонема, морфема, лексема, слово, предложение, и др.
  • Мышление отражает мир в идеальных образах с разной степенью глубины и детализации, постепенно получая более конкретное, ясное и полное представление о предметах и сущности явлений. Язык, со своей стороны, фиксирует полученное знание, он выделяет и подчеркивает в нем то, что ранее было произведено мышлением.
  • Мышление формируется под влиянием законов психологии и логики, при этом познавательные способности субъекта играют очень значимую роль, а язык определяется структурой конкретного языка, развиваясь на фоне общественных норм и культурных традиций. Так, мышление всех людей мира осуществляется по общим законам, а языки и речь сильно отличаются друг от друга.
  • Мышление и речь имеют различные генетические корни: мышление человека – от наглядно-образного мышления животных, а человеческая речь – от звуковых нечленораздельных сигналов животных.

Итак, очевидно, что мышление и речь не являются синонимами или взаимозаменяемыми понятиями. Они образуют тесную, неразрывную связь, в которой речь является инструментом мышления каждого из нас. Когда вы проговариваете свою точку зрения, доносите свою мысль до окружающих в словесной форме, вы улучшаете свою мыслительную деятельность, занимаетесь ее совершенствованием. Поэтому когда вам сложно что-то объяснить человеку, но вы стараетесь найти нужные слова и правильно сформулировать мысль, знайте, что в этот момент вы развиваете речевые навыки, а соответственно улучшаете свое собственное мышление.

Всегда есть выбор: развиваться или нет, поэтому давайте стремиться вверх, а не катиться вниз. Больше читайте, изучайте свой родной язык, старайтесь говорить правильно и красиво. Вы явно станете более интересным собеседником, но гораздо важнее, что таким образом вы будете развивать свое мышление, а соответственно себя.

Желаем успехов!

Роль речи в мыслительном процессе

Речь играет огромное значение для процесса мышления. Мысль в человеческой голове всегда возникает облекаясь в словесную форму, даже если человеку по какой-либо причине недоступна речь в привычном виде. Такое возможно, если, например, человек глухонемой или вырос не в среде людей — в этом случае в качестве речи будут использоваться жесты или формирующиеся мыслеобразы, они будут выполнять роль слов.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Началом мыслительного процесса выступает какой-либо вопрос или формирование проблемы, которую необходимо решить. Затем происходит рождение некой мысли, которая является лишь общей заготовкой, а в процессе обработки мозгом превращается во что-то более цельное и обладающее структурой.

Определение 1

Процесс облечения мысли в некую первоначальную словесную форму называется внутренней речью.

Именно с помощью внутренней речи происходит подготовка к тому, чтобы общую идею облечь в слова в форме устной или письменной речи. На этапе внутреннего диалога происходит переработка мысли для образования из неё последующих осмысленных фраз и предложений с помощью всевозможных конструкций грамматики, этот процесс можно сравнить с компиляцией кода в программировании — то, что первоначально было лишь неким представлением, мыслеформой превращается в стройный ряд с помощью слов, фраз и затем предложений. Советский психолог Выготский описал этот явление так:” мысль совершается в слове”.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Взаимосвязь мышления и речи 440 ₽ Реферат Взаимосвязь мышления и речи 220 ₽ Контрольная работа Взаимосвязь мышления и речи 190 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Не смотря на изложенную выше информацию, не стоит приравнивать понятие “речь” к понятию “мышление” — одно вполне может существовать без другого, хотя они и тесно взаимосвязаны. В этом легко убедиться: любую мысль можно выразить с использованием различных речевых конструкций и тем самым доказать несостоятельность такого приравнивания. Также довольно показательным примером являются те случаи, когда у человека есть какая-то мысль, но он не может выразить её в доступной и понятной для всех словесной форме или может, но при этом смысл частично теряется или искажается.

Для речи свойственно устаревание, но для мышления это нехарактерно. Мысль может быть одной и той же, но в зависимости от того, какой эпохи или даже окружения человек, он будет выбирать разные слова для её оформления. Причём касаться это будет и внутренней речи, её также нельзя приравнивать к мышлению, ведь в разное время мы можем помнить одну и ту же мысль по-разному, или, наоборот, забыть мысль и помнить лишь неполную словесную формулировку, которая не может в полной мере помочь восстановить суть первоначальной идеи. Однако, в целом человек мысль помнит мысль лучше, чем её словесное описание.

Препятствия для формирования речевого мышления

Первое и главное, что может помешать полноценному умственному и речевому развитию детей, это недостаток своего собственного чувственного практического опыта и предметной деятельности. Проблема больше и шире, чем может показаться на первый взгляд. Вполне обоснованное опасение за здоровье ребенка многие родители, и особенно бабушки, трансформируют в череду бесконечных запретов: не ходи, не трогай, не лезь и т.д.

Разумеется, безопасность должна быть на первом месте, и ее вполне можно обеспечить цивилизованными методами. Так, на самом начальном этапе предметной деятельности, когда ребенок только начинает осваивать простейшие движения – тянуть, тащить, трогать – следует убрать подальше и повыше все колющие, режущие, бьющиеся предметы и закрыть электрические розетки, чтобы малыш попросту не мог дотянуться до всего вышеперечисленного. Тогда избыточная опека не станет препятствием для развития малыша.

Второе, что может помешать формированию речевого мышления и собственно речи и мышления, это избыточное увлечение методиками раннего развития. Раннее развитие вовсе не означает, что это однозначно хорошо или однозначно плохо. Все дети развиваются в индивидуальном темпе, и важно не перегружать ребенка, к примеру, чтением и английским, когда он еще не умеет формулировать предложения на русском.

Слишком раннее начало занятий иностранным языком несет и еще одну опасность для несозревшего речевого мышления и речевого аппарата. Каждый язык имеет свои особенности произношения. И пока не сформировались навыки общения на родном языке, ребенку будет тяжело разграничить, когда использовать слово, обобщающее те или иные предметы и явления, как произносить гласные и согласные звуки в тех или иных словах.

Точно так не следует слишком спешить с обучением чтению и письму. Нужно всегда помнить, что устная речь первична, и научиться грамотно писать или бегло читать без навыков мысленной формулировки и устной вокализации (произнесения) своей мысли попросту нереально. Грамотность – это не самоцель, а средство эффективной коммуникации и средство передачи собственных мыслей. Поэтому сначала их нужно научиться оформлять в логически цельное предложение, и только потом работать над грамматикой.

Не следует затягивать и с переходом к следующей стадии развития, если очевидно, что ребенок развивается быстрыми темпами и в существующих рамках ему уже тесно. В этом смысле может помочь понятие «зоны ближайшего развития», которое ввел в педагогику Лев Выготский. По Выготскому, «процессы развития идут вслед за процессами обучения» [Л. Выготский, 1982].

Поэтому, если ребенок уже стремится что-то делать и понимать, но пока не может справиться с этим без посторонней помощи, это самый удачный момент, чтобы помочь ему обрести новое знание и новый опыт. Это касается не только дошкольного возраста и ранних этапов формирования речевого мышления, интеллекта и прочих способностей.

Это актуально и на этапе освоения школьной программы, когда планка, к которой нужно стремиться, всегда будет чуть выше, чем уровень знаний, на котором находится школьник. Подробно эту технологию Выготский описал в книге «Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте», и эта технология по-прежнему актуальна, как и почти 100 лет тому назад [Л. Выготский,1996].

И, наконец, для нормального развития, в том числе развития речевого мышления, имеет огромное значение физическое и психическое здоровье ребенка. Поэтому очень важно вовремя обращаться к врачу, если есть тревожащие моменты в здоровье и развитии ребенка, если наблюдаются дефекты речи или явная неспособность сформулировать даже простую мысль, когда уже сформировалась способность говорить.

В большинстве случаев мелкие отклонения в развитии корректируются современными методиками. Если же обнаружится какое-то серьезное заболевание, шансов на успешное лечение будет больше, если лечение начать как можно раньше. А для этого должно быть своевременное обращение к доктору, чтобы была возможность быстро поставить диагноз. Теперь давайте подытожим вышеизложенное.

Что может помешать развитию речевого мышления:

  • Недостаток практического чувственного опыта.
  • Обучение чтению, письму, иностранному языку до момента освоения устной речи на родном языке.
  • Обучение ребенка за пределами «зоны ближайшего развития».
  • Не выявленные вовремя проблемы с физическим и психическим здоровьем.

Заметим, что развитие речевого мышления не завершается в детском или подростковом возрасте. Ранее мы уже выяснили, что речевое мышление – это мышление во время речи и речь во время мышления. Это способность оформить мысль в формате, пригодном для передачи в письменном или устном виде, причем так, чтобы эту мысль поняли окружающие. Таким образом, речевое мышление тесно взаимосвязано и с процессом речи, и с мыслительным процессом.

Естественно, что эту способность можно развивать и совершенствовать практически до бесконечности, «прокачивая» себя как эффективного коммуникатора, руководителя, ведущего тренингов, менеджера по продажам. Тема представляет огромный академический интерес, и каждое новое поколение исследователей привносит в нее нечто новое. В этом плане весьма интересна работа группы ученых «Исследование речевого мышления в психолингвистике» [Т. Ахутина, И. Горелов, А. Залевская, 1985]. Что касается прикладной стороны дела, можно порекомендовать «Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями» [Х. Леммерман, 1986]. Автор придает тренировке речевого мышления для успешного выступления даже большее значение, чем заучиванию текстов наизусть.

Всем, кто понимает, что мы учимся всю жизнь, даже если не слишком к этому стремимся, рекомендуем наши программы «Лучшие техники самообразования» и «Когнитивистика», которые помогут осваивать все новое более эффективно. Мы желаем, чтобы получаемые вами знания делали вашу жизнь лучше и интереснее! А еще просим вас ответить на один интересный вопрос:

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Зачем нужно улучшать свой словарный запас
  • Как работает мышление?
  • Топ-5 важнейших soft skills для каждого ребенка
  • Сила глубокого мышления
  • Теории мышления
  • Генетическая психология
  • Язык и мышление
  • Концепции Выготского: современная актуальность и актуальная современность
  • Дайджест: критическое мышление
  • Психолингвистика как инструмент глубинного изучения речи и языка

Ключевые слова:1LLL, 1Когнитивистика

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]