Для чего нужна человеку речь ? РЕЧЬ ПОМОГАЕТ Общаться Делиться мыслями,чувствами Договориться о чём- нибудь Согласовать свои действия. Похвалить, развеселить, — презентация

Невероятные факты

Чтобы взаимоотношения между людьми были хорошими, крайне важно уделять внимание своей речи,

потому что она – это озвучивание наших мыслей и вибраций.

Какой наша речь является сегодня? Мы почти не обращаем внимания на тон разговора и на то, какие слова употребляем в речи. Выражаясь грязными и бранными словами, мы забываем, что такое возвышенная речь. Разговаривая так, мы не только демонстрируем деградацию сознания и своё невежество.

Когда мы говорим грубые слова, счастье и покой человека, который находятся внутри, вовсе не увеличиваются, а наоборот, они с огромной скоростью идут на спад. Мы таким образом выпускаем наружу негативную энергию, а потом сами удивляемся, почему это так часто болит голова.

Для чего людям нужна речь

В нашем мире трудно представить общение без речи, как письменной (письмо и чтение), так и устной (это говорение, слушание и произношение). Без ее развития невозможно было бы достичь существующего уровня развития культуры и науки. Соответственно, речь жизненно необходима для передачи своих мыслей, желаний другим людям. Понимая друг друга, человек может существенно подняться на ступеньку развития во всех областях: науки и образования, медицины и географии, в познании и изучении окружающего мира и многого другого. Человеку сложно донести свое понимание, умение, не владея речью. Таким образом, речь — главный способ выражения мыслей и основной механизм человеческого мышления. Поэтому очень важно стараться усовершенствовать свою речь, наполняя свой словарный запас новыми грамотными выражениями.

Зачем изучать риторику?

Ораторское искусство поможет в:

Читайте также: Что нельзя делать при миоме матки

  • безошибочном построении устного высказывания;
  • создании богатого словарного запаса и грамотной речи;
  • использовании литературных приемов;
  • держании ровного звучания голоса;
  • красивом выражении, используя эмоциональные ноты;
  • вычеркивании из речи слов-паразитов и тавтологий;
  • четком и понятном произношении слов.

Дети не смогут удивить крылатыми выражениями или говорить с контролируемой интонацией. Если заниматься этим с детства, то у ребенка будут развиваться ораторские способности и к школьным годам он станет интересным собеседником.

С помощью правильно поставленной дикции проще общаться со сверстникам, донести до человека правильную мысль.

Пример риторического обращения:

«Вот оно, глупое счастье с белыми окнами в сад

Из чего следует, что все вышеперечисленные риторические фигуры являются обычными синтаксическими конструкциями

, которые способны передавать патетичность повествования и известную ее приподнятость.

Читайте также: Мундштук для сигарет зачем нужен

Такие фразы, которые маскируются под вопрошающие предложения, пришли к нам из далеких античных времен

, по наследству от древних ораторов.

Мастера красноречия тех времен довели свои выступления до полного совершенства. Они в своей речи с успехом применяли разные словесные обороты и конструкции, которые были способны придавать ей какую-то особенную выразительность и эмоциональность. И в их список попадали также риторические вопросы.

Причины нарушений

Разобравшись с тем, какая бывает речь при неправильной работе артикуляционного аппарата, стоит обратить внимание на причины, которые могли повлиять на возникшие проблемы. А истоки нарушений бывают самые разнообразные.

Одна из причин, вызывающих сбой в работе речевых органов, — это разного рода травмы, которые могли быть получены ребенком во время родов или в первые годы жизни. Эту причину можно отнести к категории наиболее тяжелых. Не менее серьезна и та, которая относится к наследственной предрасположенности.

Кроме того, речевые нарушения могут возникнуть при недостаточном развитии фонематического слуха, что приводит к неспособности ребенка воспринимать в полном объеме произносимые фразы. Пребывание малыша в определенной речевой среде тоже существенно влияет на уровень развития языка.

Большое значение на формирование способности малыша говорить, слушать, читать или писать могут оказывать его родители и близкое окружение. Например, замена живого общения просмотром телепередач непременно приведет к задержке. Если взрослые не обращают внимания на видимые дефекты, считая, что проблема устранится сама собой, это может вызвать существенное отставание в речевом развитии.

Основные принципы ораторского искусства

Александр Эпштейн рассказывает, что искусство ярких выступлений состоит из трех основных направлений: ясная, разумная и свободная речь.

Ясная речь — это про технику: дыхание, голос, дикция, артикуляция. В интернете много упражнений, тренировок в этом направлении. Разные скороговорки, вокальные и логопедические техники. Можно, к примеру, поработать над дикцией, использовав пробку от вина. С этим направлением все просто — его легко можно натренировать.

Читайте также: Зачем нужны подшипники?

Разумная речь — это про логику и структуру. Нужно учиться выстраивать композицию, свои мысли и писать речь, которую вам самим будет интересно произносить. В хорошем тексте должна быть завязка, интрига, кульминация и месседж. Это несколько сложнее, чем техника. Логика речи — это основа драматургии.

Любой оратор или человек, который попадает в публичное пространство, становится в каком-то смысле актером, который дает моноспектакль. И у этого моноспектакля есть свои «ингредиенты». Драматург пишет пьесы для театра, но и оратору было бы неплохо помочь себе хорошей пьесой. Для этого нужно знать, как выстраивать свои мысли в композицию. Как выработать привычку структурно мыслить и структурно говорить.

Свободная речь — это про психотехнику и основы актерского мастерства. Новичкам помимо техники речи стоит изучить, какие техники используют актеры. Допустим, почитать систему Станиславского. Понять, что такое вера в предлагаемые обстоятельства с включением темперамента и с понятием речевого действия. Что актер должен на сцене действовать, а не просто произносить текст. И что с одним и тем же текстом можно совершать разные речевые действия. Можно унизить публику или возвысить, произнося один и тот же материал.

Экономика образования Где может пригодиться эмоциональный интеллект — мнения экспертов

Чёрная риторика

Черная риторика — что это такое? Это демагогический прием, который позволяет внушить оппонентам непривычную для них точку зрения.

Языковые средства имеют магическую силу, которая подразумевает умение предоставить необходимые аргументы, вести дискуссию, ставить акценты, пропагандировать и спорить.

Оратор должен доказать, что он прав.Черная риторика имеет приемы, которые содержатся в правилах.

  1. Высказывание идеи, которая важна. Не нужно повторять одни и те же фразы. У слушателя они вызывают раздражение, сомнение и подозрение. Попытайтесь донести информацию, используя литературные приемы.
  2. Правильно задавайте вопросы. Правило общения — кто больше задает вопросов, тот главный в разговоре. В черной риторике такой прием будет проигрышным. Если вы хотите задать вопрос, то нужно его продумать. Ответ будет зависеть от того, как поставлен вопрос.
  3. Правильные ответы. Отметим такой момент: правду надо говорить всегда, но не обязательно всегда говорить правду.
    Это говорит о том, что нужно уместно отвечать на правильно поставленные вопросы. Если вам неудобно отвечать, то аккуратно уйдите от ответа.
  4. Сохраняйте инициативу. Если потеряете инициативу при разговоре, то вы потеряете репутацию у слушателя. Не нужно надеяться на вежливость слушателя, пресекайте грубость и хамство.
  5. Затянувшаяся пауза и молчание. В этот период у вас появляется возможность вспомнить аргументы, а противник может сомневаться.

Грамотное применение риторических вопросов

1. Самое главное — это правильно сформулировать вопрос.

Он должен быть простым, без добавления непонятных терминов.

2. Необходимо полностью исключить из речи любую двусмысленность

и какое-либо недопонимание. В первую очередь должна всегда быть четкость, структура и полная ясность происходящего.

3.

Данные вопросы в категорическом пониманиитребуют к себе совершенно отчетливого произношения

, которое желательно сопровождать определенными жестами и мимикой.

4.

Следует всегдазаранее обдумывать какой эффект должен произойти

от того или иного риторического вопроса.

5.

Лучше всего, если данный эффект будетприменим в самом начале выступления

, тогда можно будет привлечь внимание и разбудить аудиторию.

6.

Если вы хотите сделать какой-то хорошо запоминающийся итог, тостарайтесь свой риторический вопрос задать непосредственно в конце выступления

. В этом случае он будет очень эффектной завершающей точкой.

Виды красноречия

Существует пять основных видов красноречия:

  • Социально-политический вид – дипломатические, социально-политические, политико-экономические, парламентские, митинговые и агитаторские речи.
  • Академический вид – научные лекции, сообщения, рефераты, семинары и доклады.
  • Судебный вид – речи действующих лиц судебных процессов: адвокатов, обвинителей, судей.
  • Богословское красноречие или духовный вид – напутствия, проповеди, торжественные речи церковной направленности.
  • Социально-бытовые виды красноречия – застольные, юбилейные, праздничные или поминальные речи.

Функции и цель речи

Исследователи, которые изучают роль речи в социуме, выделяют две функции — интеллектуальную и коммуникативную. Коммуникативная речь — общение между людьми для обмена информацией или побуждения к действиям. Нужно придать правильный смысл сообщению, чтобы у слушателя появились правильные эмоции. Интеллектуальная речь — средство для выражения, образования мыслей при помощи слов. Слово — единица мышления, которая имеет определенное значение.

Передача мыслей — вот главная цель словесных значений, она происходит при помощи тона, мимики, отбора слов, выражений, интонации и образности.

Естественно, обдуманная речь проходит через несколько этапов структурирования. Итак, как устроена речь человека, как происходит ее формирование:

  • внутренняя речь (человек думает, как ему донести определенную мысль);
  • выбор фраз, формирование убеждений;
  • подбор отдельных слов, составление предложений;
  • воспроизведение сформированного текста при помощи звуковых сигналов.

Историки считают, что речь появилась около 2 млн. лет назад, когда у людей сформировался речевой аппарат. Сейчас же есть много отраслей в науке, которые изучают речь. Например, психолингвистика, изучающая взаимосвязь разговора с сознанием и языком.

Термин «речь» был внесен в нашу лексику психологом Дж. Р. Кантором. А когда его ученик, американец Г. Пронко использовал термин в своей статье «Язык и психолингвистика», он стал очень популярным. Также огромный вклад внес Н. Хомский, который описывал работу языка при формировании фраз и предложений.

Отечественный психолог Л. С. Выготский изучил последовательность решений перед озвучиванием слова:

  • мотивация;
  • появления мысли;
  • построение фраз;
  • подбор слов;
  • реализация.

Что изучает наука?

Предмет риторики, как науки, включает в себя методы формирования целесообразной устной и письменной речи, а также процесс, в результате которого мысли преобразовываются в речь.

Для того чтобы определить задачи риторики, необходимо знать о ее основных направлениях. Их выделяют два:

  1. Логическое, в котором главными аспектами является умение убедить слушателя, эффективно подать информацию.
  2. Литературное, в котором важнейшими элементами считается богатство и привлекательность слов.

С учетом того, что в данной науке указанные направления объединяются, настоящая риторика ставит перед собой задачу делать речь правильной, убедительной и целесообразной. Определив, что такое риторика и зачем она нужна, не остается сомнений относительно ее необходимости в жизни человека, особенно занимающегося публичной деятельностью.

Примеры речевых упражнений

  1. Вспомните название недавно просмотренного фильма или прочитанной книги. Изложите содержание в четырех предложениях, которые можно записать или удерживать в памяти. Подумайте, какое из этих предложений является не таким важным, исключите его. Аналогично поступите с остальными предложениями, оставив лишь одно. Произнесите его несколько раз, отредактируйте, если вам кажется, что оно звучит неправильно. Такое упражнение, выполняемое регулярно, научит вас лаконично излагать мысли.
  2. Скороговорки любят многие – это весело и полезно. А вот что такое медленноговорки, известно не всем. Упражнение помогает избавиться от сбивчивой невнятной речи. Задача состоит в том, чтобы фраза была произнесена медленно, внятно, с соблюдением пауз. Но неоправданные остановки и затягивание звуков должны исключаться. Постарайтесь наслаждаться звучащей речью. Фразы для упражнения можно подбирать самостоятельно или использовать рекомендованные.

Предварительный просмотр:

«Если человек не может грамотно, правильно изложить свои мысли, значит, он и мыслит так же бессмысленно, хаотично». А. С. Яковлев. Значение речи в жизни человека Способность человека говорить является одной из ярких его особенностей. Чем богаче и правильней его речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в получении информации, в оперировании ею, полноценнее будут его взаимоотношения с окружающим миром. Этим объясняется большое внимание, которое уделяется проблеме речи в общей, специальной психологии и педагогике. В качестве второй функции речь выступает как средство мышления. Речь – необходимая основа человеческого мышления, его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) развиваются и совершенствуются по мере того, как ребенок овладевает речью. Слово, таким образом, как психологическая единица речи, с одной стороны, служит не только средством общения, но и обобщения. Обобщая предметы, оно является орудием абстракции. С другой стороны, необходимым условием развития речи ребенка является накопление представлений, понятий, знаний об окружающем мире, которые становятся содержанием для высказываний, суждений, умозаключений. Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи ребенок не только получает новую информацию, но и усваивает ее. Вместе с тем речь является и средством регуляции психической деятельности человека. Она организует процессы памяти и восприятия, облегчает узнавание и различение предметов. Большую роль играет она и в формировании, протекании волевых процессов, а также эмоциональных переживаний. При недоразвитии регулирующей функции речи действия ребенка отличаются импульсивностью, инструкция взрослого мало организует его деятельность, ребенок затрудняется в последовательном выполнении тех или иных интеллектуальных операций, не замечает своих « ошибок», легко отвлекается, не может затормозить побочных ассоциаций. Но кроме всего этого, речь является средством обучения. Вне речи сам процесс обучения становится невозможным, так как содержание его в конечном счете сводится к формированию у ребенка ясных и осмысленных понятий о предметах и явлениях окружающего мира, а они всегда выражаются в словах. Речь представляет собой сложную, специфически организованную форму сознательной деятельности человека. Но, как правило, нормально развивающийся ребенок овладевает речью без специального обучения, в процессе живого общения с окружающими его людьми. К концу дошкольного периода он обычно полностью осваивает фонетику родного языка; их активный словарь достигает иногда до 5 тыс. слов; в основном завершено и практическое овладение грамматикой устной речи. Ребенок приходит в школу, как утверждает В.Г Петрова, с развитой разговорно-бытовой речью, легко общается с окружающими, свободно принимает участие в беседах на доступные ему темы, может рассказать о событиях, которые ему пришлось пережить, без труда выполняет несложные поручения и т.д. Таким образом, можно считать, что устная речь нормально развивающегося ребенка, приходящего в школу, в основном сформирована, хотя у нее есть свои своеобразные черты, которые отличают ее от речи взрослого. Совсем иначе обстоит дело, когда имеются те или иные нарушения речевого развития ребенка. Любое расстройство речи отражается на деятельности и поведении человека. Л. Г. Парамонова указывает, что важнейшая роль речи в процессе обучения и в развитии человеческой личности становится особенно ясной, когда встречаются случаи тяжелой речевой патологии. Именно здесь наиболее отчетливо проявляется связь между развитием речи у ребенка и развитием его мышления. И связь эта настолько велика, что детей с резко выраженной задержкой речевого развития нередко относят к умственно отсталым, хотя у них интеллект первично сохранен. При этом необходимо помнить, что недостатки речи оказывают отрицательное влияние на многие стороны личности ребенка. У него может возникнуть речевая замкнутость, нерешительность, излишняя застенчивость. Особенно резко обнаруживается неуверенность в своих силах и знаниях. Это понижает интерес к окружающему, подавляет любознательность. Многие речевые аномалии, если их своевременно не исправить, могут стать причиной неуспеваемости ребенка в школе. Вот почему коррекцию нарушений речи в дошкольный период можно считать особо значимой проблемой специальной педагогики. Как показывает практика, в дошкольном возрасте речевые нарушения легче и быстрее преодолеваются, а это в свою очередь создает условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека. В связи с этим становится понятным, какую огромную роль призваны выполнять специальные детские сады для детей с нарушениями речи. Литература : Р. С. Немов «Психология». «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004 Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи». М. 1991. Л.Г.Парамонова « Говори и пиши правильно». «Дельта». 1996 В.Г. Петрова «Развитие речи у уч-ся вспомогательной школы». М. 1977.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]