Для чего нужна гендерная психология: современные исследования

Всем привет! Гендерная психология является достаточно новым направлением в социальной психологии, которое изучает поведение человека в социуме в зависимости от его пола. Только не биологического пола, а социального.

Так как порой случается, что женщина более мужественна, решительна и активна, чем мужчина. Как и наоборот, представитель сильной половины человечества может проявлять больше нежности и ранимости, чем его супруга. И даже находиться в декрете по уходу за ребёнком. В то время, как его вторая половинка обеспечивает всю семью, с утра до ночи находясь на работе.

И сегодня мы рассмотрим подробнее, чем именно эта наука занимается.

Гендерная психология

Гендерная психология:

что такое гендер

Термин произошел от англ. gender – «пол», «род». Он был введен в использование в 1950-е годы американским сексологом Джоном Мани. Понятие гендер в психологии характеризует социальные представления о женщинах и мужчинах, совокупность качеств, которые человек проявляет, находясь в социуме. Можно иметь мужской и женский гендер, но это не предел. Например, в Таиланде разделяют пять гендерных типов: гетеросексуалы, гомосексуалы, третий пол «катой» и два вида гомосексуальных женщин, отличающихся феминностью и маскулинностью. Гендер и биологический пол могут не совпадать.

Гендерная психология:

Пол и гендер

Эти два понятия характеризуют разделение всех людей на две группы: мужскую и женскую. В буквальном переводе термины равны и иногда употребляются как синонимы. Однако изначально эти понятия противопоставлены друг другу. Различия между полом и гендером в следующем: первый относится к биологическому, а второй – к социальному разделению людей. Если половая принадлежность человека определена еще до его рождения по анатомическим признакам и никак не зависит от окружения и культуры, то gender – социальный пол – связан с целой системой представлений о поведении в социуме.

Гендерная психология:

Гендерная идентичность

В результате коммуникаций с другими людьми и воспитания человек осознает свою принадлежность к той или иной группе. Тогда можно говорить о гендерной идентичности. Уже к двум-трем годам ребенок осознает, девочка он или мальчик, начинает вести себя соответственно, одеваться в «правильную» по его меркам одежду и так далее. Приходит осознание, что гендерная принадлежность постоянна и не может измениться со временем. Гендерный пол – это всегда выбор, правильный или неправильный.

Гендер – осознанное значение пола и последующее освоение тех моделей поведения, которые от человека ожидают в социуме. Именно это понятие, а не половая принадлежность обусловливает психологические особенности, способности, качества, виды деятельности. Все эти аспекты регулируются через правовые и этические нормы, традиции, обычаи, систему воспитания.

Гендерная психология:

гендерное развитие

В гендерной психологии выделяют два направления: психология пола и развития личности. Этот аспект обуславливается половой принадлежностью индивида. В развитии личности человека принимают прямое участие его ближайшее окружение (родители, родственники, воспитатели, друзья). Ребенок примеряет на себе гендерные роли, учится быть женственней или мужественней, на примере взрослых узнает, как общаться с людьми противоположного пола. В человеке в разной степени могут проявляться черты обоих полов.

Гендер в психологии – измерение фундаментальное, характеризующее социальные отношения. Но наравне с устойчивыми элементами в нем есть и изменчивые. Для разных поколений, социальных слоев, религиозных, этнических и культурных групп представление о роли мужчины и женщины могут различаться. Существующие в сообществе формальные и неформальные правила и нормы меняются со временем.

Психология гендерных отношений в семье

Гендерная психология уделяет большое внимание изучению взаимоотношений между гендерными группами и разнополыми субъектами. Она рассматривает такую важную сторону жизни, как институт брака и семьи. Психология гендерных отношений в семье выделяет модели поведения:

  1. Партнерская, при которой все обязанности в семье не имеют строгого разделения, супруги делят их поровну, решения принимают тоже вместе.
  2. Доминантно-зависимая, при которой один из супругов играет доминирующую роль, принимает решения в бытовых вопросах.

Ограничения женской ролевой модели

Традиционная феминная модель предписывает женщинам:

  • подавлять негативные эмоции, культивировать эмпатию, покорность, желание соответствовать ожиданиям;
  • реализоваться через роль жены и матери, брать на себя обязанность по воспитанию детей;
  • выражать себя через тело, стремясь подгонять себя под принятые стандарты красоты.

Рамки гендера вгоняют женщин в парадигму матери-карьеристки. В обществе женщина зачастую воспринимается только в роли матери и домохозяйки, и стремление создать карьеру или соединить обе роли получает негативную реакцию вплоть до отказа в идентичности.

Третий (фрейдистский) этап

Как уже было сказано, на третьем этапе своего становления гендерная психология неразрывно была связана с именем Зигмунда Фрейда. Он отличался взглядами, дискуссии вокруг которых не угасают и по сей день. У исследователей женской психики мало кто смог вызвать столько отрицательной критики, как отец психоанализа. Безусловно, он не был именно исследователем конкретно в этой области. Но тем не менее некоторые его мысли, доктрины и труды затронули гендерные особенности в психологии. Отражение они нашли, к примеру, в книге «Психология женщины».

Второй этап

Следующий за философской рефлексией период развития, который прошла гендерная психология, характеризуется рождением и расцветом движения за освобождение женщины в обществе. Это в равной мере справедливо для США, Англии и Франции. В какой-то степени данное движение затронуло и Российскую Империю. Сам по себе этот процесс, конечно, мало соотносился с учеными изысканиями, а потому не является частью истории гендерной психологии, как науки. Однако он послужил фоном и катализатором, благодаря которому гендерные исследования привлекли к себе внимание многих ученых.

Традиционная семья и половые роли

Большинство современных семей придерживаются традиционной модели, в которой мужчина занимается финансовым обеспечением семьи, а женщина — воспитанием детей. Такая модель семьи приводит к социальной изоляции женщин, невозможности нормальной самореализации, дискриминации, созданию предпосылок для семейного насилия.

Современные психологи полагают, что традиционная модель семьи является устаревшей и в скором времени будет преобразована в более актуальную. Они представляют различные модели семьи, в которых обязанности «добытчика» и «домохозяйки» делятся поровну, становятся сменными, полностью исключаются. Это позволит эффективнее распределять личное время мужа и жены, позволить им реализоваться как профессионалам и родителям.

Третий этап в России

В нашей стране после революции тон исследований в области гендерных различий несколько изменился. С приходом советской власти было законодательно закреплено равенство полов. Первоначально женщин пытались оторвать от семьи, чтобы привлечь к производству и труду, однако затем правительством был запущен обратный процесс. Казалось бы, это были лучшие условия для развития объективных взглядов по гендерным вопросам. Но на практике все это привело к отрицанию разницы полов. Советской наукой в принципе не признавались гендерная психология и педагогика.

Хотя ради справедливости стоит сказать, что в СССР были некоторые ученые, не согласные с такой позицией. Они пытались продвинуться в области гендерных исследований. К их числу можно отнести выдающихся ученых П. П. Блонского и Е. П. Аркина. Но к 1930-м годам их работу запретили, соответственно, прекратилась и публикация их трудов, а все исследования в данной области на просторах Советского Союза были заморожены до самого распада страны.

Полемика с Фрейдом

В споры с отцом психоанализа вступали даже многие его ученики. Его тезис о подсознательном комплексе женщины, заключающимся в зависти к мужским гениталиям, сподвиг немало людей к созданию психологических теорий касательно полов и их взаимоотношений. Поэтому, так или иначе, Фрейд оказал огромное позитивное влияние на развитие гендерных исследований. Хотя, повторимся, его собственные убеждения в этой области считаются более чем сомнительными.

Закончилось это тем, что в середине XX века психоанализ был признан, как опасная для женского психологического благополучия доктрина.

Однако и сейчас школа психоанализа представляет собой классическое направление в области исследования психологии представительниц прекрасной половины человечества.

Ограничения мужской ролевой модели

Мужская модель включает ряд ограничений, направленных на формирование личности, сочетающей качества, противоположные темы, которые общество определяет как феминные. Предполагается, что мужчина должен:

  • обеспечивать семью;
  • сдерживать эмоции;
  • стремиться к лидерству.

В патриархальном обществе мужчина занимает активную социальную роль, а женщина — пассивную. Получая экономические и социальные преимущества, он в то же время вынужден постоянно утверждать свой статус, сознательно отказываясь от проявления мягких черт характера. Это приводит к развитию различных личностных нарушений, подавлению эмпатии, невозможности создать полноценные отношения.

Основные направления гендерной теории

Психологическое сопровождение образования. Школа, как основной институт социализации в целом и гендерной социализации в частности, играет значительную роль как в воспитании, так и в поддержании существующей системы гендерных стереотипов. Эта роль обычно описывается концепцией «скрытого учебного плана». Скрытый учебный план включает, во-первых, организацию самого учебного заведения, гендерные отношения на рабочем месте и гендерную стратификацию профессии учителя; во-вторых, содержание предметов и учебных материалов; в-третьих, стиль преподавания. Именно понятие скрытого учебного плана показывает, что работа психолога с гендерными стереотипами в средней школе обязательно должна строиться на комплексной основе с привлечением всех участников образовательного процесса: Преподаватели, студенты и родители.

Помощь жертвам насилия. Отсутствие гендерного подхода в этой области особенно негативно сказывается на эффективности образовательной деятельности. Насилие рассматривается как часть патриархальной культуры, крайняя форма мужского доминирования и агрессии, которая приветствуется в культуре, построенной на традиционных гендерных ролях. Патриархальные гендерные установки приводят к искаженному восприятию ситуации насилия, включая восприятие себя жертвой и мнение, что женщины «виноваты» в происходящем. Не случайно одним из основных направлений психологической помощи жертвам насилия является работа с чувством вины, которое часто оказывается центральным в структуре посттравматических переживаний.

Семейное консультирование. Классическими проблемами здесь являются так называемый ролевой конфликт работающей женщины и форма угнетения мужчины (ценность мужчины определяется уровнем его дохода и способностью выполнять роль «кормильца» и «кормилицы»).

Воспитание детей — ощущается острая нехватка психологически обоснованной литературы, написанной с позиций идей гендерного равенства. семейные стратегии воспитания детей формируют жесткую систему гендерных стереотипов. В этих условиях задача написания гендерно-чувствительных учебников по семейному воспитанию и психологии остается весьма актуальной.

Консультирование в области сексуальных отношений. Механизм таких трудностей очень часто можно объяснить тем, что гендерные стереотипы подавляют более тонкие механизмы межличностного восприятия и мешают партнерам видеть друг в друге уникальные личности, а не объекты манипуляции. Консультирование людей с так называемой «гомосексуальной идентичностью», чье сексуальное поведение не вписывается в каноны традиционной гетеросексуальности, также следует рассматривать в рамках этой области психологической помощи. Первый подход рассматривает все как патологию желаний, тогда как гендерный подход представляет плюрализм и вариативность сексуальности и сексуального поведения.

Другим традиционным практическим приложением психологической науки являются межэтнические отношения, включая проблемы миграции и перемещения.

Гендерный подход может успешно применяться и в других отраслях практической психологии: в политической психологии (здесь особенно актуальна работа с женщинами-политиками, испытывающими на себе влияние сексизма и феномена так называемого «стеклянного потолка»); в психологии спорта (существующая система гендерных стереотипов формирует, в том числе, представления о «мужских» и «женских» видах спорта и часто не позволяет спортсменам и спортсменкам реализовать свой потенциал; в психологии рекламы и СМИ.

Перерыв в исследованиях

Заметим, что между третьим и четвертым периодом наблюдается некоторый разрыв. Понять его причину довольно трудно. Но наиболее вероятно, что виной тому стало развитие феминизма. Если ранее, на втором этапе, оно сыграло положительную роль, инициировав бурное изучение гендерной психологии, то в данном случае оно его затормозило. Каким образом? Дело в том, что в западном обществе за исследованиями, касавшимися гендерной проблематики, был установлен жесткий социальный контроль. Развитие феминизма в этот раз получило в свой адрес критику широких слоев общественности, что создало для ученых трудности для объективного изучения. Научный мир Запада, исследующий гендерные отношения, мог бы серьезно пошатнуться, если бы позволил себе вмешаться в этот социальный конфликт.

Из авторов-исследователей этого времени можно вспомнить следующие имена выдающихся ученых (причем, женщин): Э. Маккоби, С. Бэм и К. Гиллиган.

Итогом периода для Запада стало накопление колоссального теоретического материала, появление множества гипотез по поводу тех или иных аспектов гендерной проблематики.

Что касается России, то первые проблески света, ознаменовавшие возобновление научных исследований в области гендерной психологии, пробились сквозь тучи идеологии в 60-х годах. Сделали это возможным такие люди, как Г. Ананьев. Он в это нелегкое время противостояния стал основателем целой школы психологии, носящей имя Петербургской или Ленинградской школы (по городу, где проживал исследователь).

Также немалое значение для истории гендерной психологии в России имеют имена В. П. Багрунова, Э. С. Чугуновой и других.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]