Психологический возраст в психологии. Что это такое, определение развития


Определение: Психологический возраст — это то, сколько лет человек чувствует, действует и ведет себя. Его степень адаптации к окружающей среде.

Поэтому он не обязательно равен хронологическому возрасту, то есть возрасту с рождения. Следовательно, у человека может быть психологический возраст, превышающий его хронологический возраст, если он чувствует себя старше, чем на самом деле. Психологический возраст может быть и меньше, чем календарный, если человек чувствует себя младше.

Т.е психологический возраст(внутренний возраст человека) -это то, как мы себя чувствуем в душе. На сколько лет себя ощущаем, действуем и ведем себя. Это состояние внутреннего восприятия окружающий людей и мира вокруг, отношения к жизни, которые влияют на поведение человека и на принятие им жизненно-важных решений. У подростков часто психологический возраст превышает календарный. Выше он может быть и бизнесменов, которые добились много в молодом возрасте. Или у людей быстро сделавших карьеру. У некоторых же людей старшего поколения он бывает намного ниже чем биологический.

Понятие возраста в психологии

Многие замечали, что люди одной и той же возрастной группы часто ведут себя совершенно по-разному. Кого-то можно назвать «большим ребенком», а способности его ровесника вызывают уважение и восхищение. Всему виной особенности психологического возраста (ПВ), который не всегда соответствует паспортному.

На своем жизненном пути человек преодолевает определенные ступени роста, которые характеризуются индивидуальными особенностями его развития. Эти отрезки в психологии называются возрастами.

В общем случае возраст можно определить как временные этапы развития личности, которым соответствуют специфические закономерности формирования физических и психологических характеристик.

Этапы взросления стартуют с момента появления человека на свет, совершенствуются благодаря воспитанию и обучению, с наступлением психологической зрелости понятие превращается в хронологическую величину.

Изучением возраста, как конкретной ступени времени, занимается возрастная психология. Первопроходцем системного анализа психологической категории стал Лев Выготский. Выдающийся психолог советского времени ключевым моментом социальной ситуации развития назвал факт глубоких преобразований сознания при переходе с одной возрастной ступени на другую.

Психологи разных времен рассматривали взросление человека в ракурсе закономерных изменений физиологического и психологического плана, в результате чего понятие получило несколько формулировок.

АвторОбозначение возраста в понимании ученого
Л. С. ВыготскийОпределенная ступень либо эпоха развития, условно ограниченный цикл или звено общего пути развития индивида.
Б. Г. АнаньевЕдинство метрических и типологических характеристик, функция времени исторического и биологического типа.
Л. И. БожовичЦелостная структура, состоящая из отдельных этапов (психических) психологического совершенствования.
Д. Б. ЭльконинСовокупность социальных задач по освоению действительности, решаемых человеком на конкретном этапе его развития.

С учетом результатов психологических исследований и анализа формулировок, в психологии закрепилось определение возраста, состоящее из 4 аспектов:

  • хронологическому возрасту соответствует количество прожитых лет (по паспорту), начиная от рождения и до фактического момента;
  • под биологическим возрастом понимается совокупность физических параметров, необходимых для функционирования всего организма;
  • уровень социального возраста определяется деятельностью человека по ходу адаптации в социальной среде;
  • психологический возраст в психологии — это степень развития психических способностей, их уровень определяется во время диагностики.

В реальной жизни все 4 аспекта не всегда согласованы между собой. Поэтому для определения показателя психологического развития следует учитывать индивидуальные качества психики и физиологии конкретного испытуемого.

Как подсчитать

Разработанные психологами тесты способствует пониманию своего мировоззрения, особенностей отношения к жизни и работе, помогают понять собственные мысли и поступки других людей. Наиболее распространенным признан опросник С. Степанова, известного российского педагога и психолога, разработавшего простую схему уточнения психологического уровня развития личности.

В эпоху всеобщей компьютерной грамотности существует множество сайтов, предлагающих пройти тестирование на определение важной психологической характеристики. Опросники содержат разное количество вопросов по разнообразным темам, на основе своих ответов респондент получает конкретную цифру внутреннего возраста.

Чтобы самостоятельно подсчитать свой ПВ, зависящей от интересов и целей человека, можно воспользоваться простыми математическими приемами. Они позволяют приблизительно оценить уровень собственных психических возможностей.

Как это сделать:

  • записать на листе бумаги 5-годичные интервалы жизненного пути от года и до тех лет, которые человек надеется прожить;
  • насыщенность событиями каждого временного интервал (уже прожитого) нужно оценить по 10 балльной шкале;
  • если количество прожитых лет не кратно 5, то сумму полученных на этом интервале баллов следует умножить на 45;
  • далее нужно попытаться спрогнозировать оценку следующих промежутков времени, начиная с паспортного возраста;
  • теперь нужно подсчитать все полученные баллы отдельно – по тем годам, что прожиты, и по тем, которые запланировано прожить.

Для получения внутреннего возраста придется продолжить расчеты – число, оказавшееся меньшим, нужно разделить на большее. Затем умножить на количество запланированных лет жизни, результат будет соответствовать значению приблизительного ПВ.

Психологический возраст можно назвать идентификатором осознания на определенной ступени возрастной лестницы – юность, зрелость, старость. В психологии чаще всего биологический возрастной показатель не соответствуют хронологическому. При этом пятидесятилетний человек может выглядеть тридцатипятилетним, а в 25 лет некоторые субъекты имеют вид умудренных опытом старцев.

Ограничением в этом случае выступают не возрастные рамки, а наполненность периода жизни событиями социальных и профессиональных взаимоотношений, индивидуального личного опыта. Психологический возраст можно также назвать возрастным ориентиром реализованности потенциала личности, когда при гармоничном течении жизни человек ощущает себя моложе тех лет, которые указаны в паспорте.

5.1. Кризис новорожденности

Первый год жизни ребенка можно разделить на два периода: новорожденности и младенчества. Периодом новорожденности

называется промежуток времени, когда ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически, и длится от рождения до появления «комплекса оживления» (в 4–6 недель).
Период младенчества
длится от 4–6 недель до одного года.

Кризис новорожденности

— это непосредственно процесс рождения. Психологи считают его тяжелым и переломным моментом в жизни ребенка. Причины этого кризиса следующие:

1) физиологические.

Ребенок, рождаясь, физически отделяется от матери, что уже является травмой, а в дополнение к этому попадает в совершенно другие условия (холод, воздушная среда, яркая освещенность, необходимость смены питания);

2) психологические.

Отделяясь от матери, ребенок перестает ощущать ее тепло, что ведет к появлению чувства незащищенности и тревоги.

Психика новорожденного ребенка располагает набором врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ему в первые часы жизни. К ним относятся сосательный, дыхательный, защитный, ориентировочный, хватательный («цеплятельный») рефлексы. Последний рефлекс достался нам от предков-животных, но, будучи не особенно нужным, он вскоре исчезает.

Кризис новорожденности является промежуточным периодом между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Данный период характеризуется тем, что в этом возрасте ребенок в основном спит. Поэтому, если бы рядом не было взрослых, он через некоторое время мог бы погибнуть. Взрослые окружают его заботой и удовлетворяют все его потребности: в еде, питье, тепле, общении, спокойном сне, уходе, гигиене и др.

Ребенок считается не приспособленным к жизни не только потому, что не может удовлетворить свои потребности, но и потому, что у него пока нет ни одного сформированного поведенческого акта. Наблюдая за ним, можно заметить, что даже сосанию ребенка приходится учить. Отсутствует у него и терморегуляция, зато развит инстинкт самосохранения: приняв внутриутробную позу, он уменьшает площадь теплообмена.

Период новорожденности считается временем адаптации к новым условиям жизни: постепенно увеличивается время бодрствования; развивается зрительное и слуховое сосредоточение, т. е. возможность сосредоточиться на зрительном и слуховом сигналах (подробно об этом см. 6.2); развиваются первые сочетательные и условные рефлексы, например на положение при кормлении. Идет развитие сенсорных процессов — зрения, слуха, осязания, причем оно происходит значительно быстрее, чем развитие моторики.

Отличия психологического возраста от биологического

Если хронологическая категория отражает количество прожитых лет от рождения, то психологическим возрастом обозначают качественную составляющую. Это онтогенетический (свойственный отдельному организму) этап формирования личности с учетом условий жизни, качества обучения, особенностей воспитания и проживания в конкретных исторических условиях.

Понятие психологического возраста, как уровня формирования психики, основывается на следующих аспектах созревания:

  • показателе умственных способностей, степени развития интеллекта в соответствии с конкретным биологическим этапом;
  • внутреннем возрасте, его ощущении в ракурсе субъективного представления о событиях в прошлом, настоящем и будущем;
  • зрелости социальной (уровень адаптации к среде существования) и зрелости эмоциональной (подверженность эмоциям);
  • осознания отношения к самому себе и эпизодам окружающего мира, фактам общения с другими людьми.

Психологический возраст в психологии — это целый ряд важных показателей, их исследованием занималась большая армия психологов.

Называя ПВ феноменом самосознания личности, ученые пришли к выводу, что для понимания его критериев следует определиться с мерой психологического прошлого. Его относительное количество определяется степенью психологической реализованности на каждом этапе жизненного пути.

Цифра биологического возраста отражает морфологческую и физиологическую картину развития человека по отношению к среднестатистическому показателю (здоровье, врожденные и приобретенные навыки, образ жизни и отношение к ней) для данной возрастной категории (хронологический аспект).

Для установления биологического возраста разработана шкала критериев:

  • половую зрелость оценивают по степени развития половых характеристик (вторичные признаки);
  • уровень скелетной зрелости костной массы определяют по состоянию костей, срокам и степени окостенения;
  • для оценки зубной зрелости используют данные о времени прорезывания зубов (молочные/постоянные);
  • учитывают влияние наследственных факторов и конституционные особенности конкретного человека;
  • интеллектуальную зрелость оценивают по уровню развития личностных характеристик.

Для взрослых применяют сокращенную методику определения БВ – это кардиопульмональная диагностика, включающая ряд параметров, среди которых измерение параметров артериального давления, емкости легких.

Система также оценивает состояние органов чувств, характеристики психики, двигательного аппарата, зубного ряда с учетом конституционных особенностей, половой принадлежности и других факторов.

По итогам исследований психологи пришли к однозначному выводу, что обе возрастные категории – биологическая и психологическая подлежат диагностике, а ПВ – обратим. Это значит, что человек в рамках психологического времени может, как постареть психологически, так и помолодеть, если увеличивается его психологическое будущее или уменьшилось прошлое.

ПВ также можно назвать и многомерным, поскольку он зависит от уровня реализации индивида в семейной и профессиональной сфере. Биологический возраст может быть стабильным или динамичным, его уменьшение замедляет старение, а увеличение – приближает.

Основные особенности развития внутреннего состояния

Любые проблемы человека связаны с его внутренним осознанием – когда наступает гармонизация ощущений, исчезают проблемы. Взаимосвязь возраста биологического (жизненный ресурс) и психологического (отношение к собственной жизни) на определенном возрастном этапе – показатель личностной скорости развития психики.

Психологический возраст в психологии — это инструмент, помогающий в формировании повседневной реальности. Для понимания того, как прогрессирует внутреннее состояние, существует система возрастной периодизации, предложенная психологом Даниилом Элькониным. Характеристики психики рассмотрены с учетом влияния особенностей развития на каждой ступени возрастной лестницы.

Периоды (годы)Что происходит
Раннее детство 0-3Формирование основных инстинктов. В том числе речи, приемов личностного общения в конкретной ситуации, распознавание предметов.
Детство 3-17После кризиса в 3 года наступает период дошкольного развития. На смену ему приходит школьная пора (начальная), начало взросления с ориентацией на учебу.
Молодость 17-23Переломный этап, становление как личности. Это кризисное время, расцвет взросления, когда все еще впереди, а ошибки не считаются роковыми.
Ранняя зрелость 23-30Конец юности на пике оптимизма. Время начала семейной жизни, выбора профессии, пора любви и принятия судьбоносных решений на пути к самореализации.
Средняя зрелость 30-50У большинства это кризис в возрасте 30-40 лет, несмотря на расцвет личности, реализовавшей себя в профессии. Иногда пересмотр ценностей полностью меняет жизнь.
Подлинная зрелость 50-70Обретение мудрости и целостности личности, полное принятие своей роли в социуме. Не исключены кризисные состояния из-за взросления и самостоятельности детей.

Если уровень физических показателей для людей одной возрастной категории приблизительно одинаков или похож внешне, то по причине неодинакового внутреннего состояния психологический возраст совпадает редко.

Особенности внутреннего возрастного параметра оказывают влияние на принятие решений, выбор стиля поведения, формирование целей и планов, взаимоотношения с другими членами социума.

Психологический возраст и самосознание

Психологами было установлено, что психологическое время личности влияет на динамичность формирования осознания субъектом себя как единицы общества человеческих существ, своих потребностей и своей роли. Этот критерий в психологии называется самосознанием, которое тесно связано с параметром (временем) психологического существования личности.

В исследованиях отечественных психологов А. Кроника и Е. Головахи психологический возраст был определен как феномен самосознания – длительного периода превращения индивида в самостоятельную личность.

В свете подобных выводов фундаментальному параметру психологии (ПВ) было присвоено три основных характеристики:

  • Психологическое прошлое. Инструмент внутренней системы отсчета позволяет определить величину психологического возраста через особенности индивидуального времени. Диагностика временной категории, по мнению ученых, поможет измерить психологическое прошлое, необходимое для установления ПВ.
  • Обратимость ПВ. На разных этапах жизнедеятельности человека не исключен факт, как старения, так и омоложения в рамках психологического времени благодаря двум критериям – увеличению будущего либо уменьшению значения прошлого. О факте обратимости ПВ упоминается также в концепции А. Толстых.
  • Многомерность ПВ. Каждому субъекту присущ свой способ измерения возраста психики, его мера зависит от сферы деятельности, в которой человек реализовал себя наиболее полно. К примеру, личность может ощущать себя полностью реализованной в семье и одновременно страдать от нереализованности в выбранной профессии.


Ощущение индивидуального возраста признано субъективным понятием, зависящим от особенностей темперамента и стиля жизни, поведения на этапе молодости и зрелости. В итоге сознание укрепляется благодаря отношению окружающих, которые судят о личности по его ощущению собственного ПВ.

Искажения психологического возраста

Термином «возраст» психологи обозначают набор характеристик, присущих индивиду на определенном временном этапе. Под искажениями ПВ понимают психологическую обратимость возрастного параметра. Человеку свойственно преувеличивать либо уменьшать свой возраст.

Например, ребенок может уверенно твердит, что он не маленький, а подросток требует, чтобы его считали взрослым. Однако среди пожилых людей, особенно долгожителей, прослеживается тенденция завышения и без того солидного жизненного стажа.

Психологический возраст в психологии — это критерий адаптации индивида к условиям окружающей среды, жизни в конкретном обществе. Поэтому у психологов нет единого мнения в отношении причин феномена. Искажение возрастной категории может быть связано с механизмом работы подсознания – желание продлить жизнь, преодолевая страх смерти (Ю. Филимоненко).

По мнению автора, оценки телесного и душевного состояния идентичны в 25 лет, но в процессе взросления внутренний возраст станет циклично отставать от физического каждое десятилетие. В итоге, будут накапливаться разногласия между временными образами Я-представления – в прошлом, настоящем и будущем.

Поэтому нельзя отождествлять ПВ с психологическим временем по причине взаимосвязи всех составляющих времени (психологическое, социальное и так далее), которые уникальны для каждого индивида.

5.5. Ведущий вид деятельности

Ведущим видом деятельности в младенческом возрасте является эмоционально-личностное общение

со взрослыми людьми, т. е. с теми, кто в основном ухаживает за малышом: матерью, отцом, бабушкой, дедушкой или другим взрослым. Без помощи взрослого ребенок обойтись не может, так как в этом возрасте он слаб и совершенно беспомощен. Ни одной своей потребности он не в состоянии удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве (берут на руки и ходят по комнате, выносят на прогулку и т. д.), следят за его здоровьем и, что очень важно, просто общаются с ним — разговаривают. Потребность в общении возникает у ребенка в 1–2 месяца. Комплекс оживления, появляющийся при виде мамы или другого взрослого, ухаживающего за ребенком, говорит о возникновении потребности в общении, которую необходимо полностью удовлетворить, так как при позитивном эмоциональном общении со взрослым у ребенка появляется повышенная активность, возникает радостное настроение, что способствует развитию его движений, восприятия, мышления и речи.

У ребенка, лишенного полноценного общения со взрослым (находится один в больнице на лечении, помещен в детский дом и т. п.) отмечается задержка психического развития. Это проявляется в следующем: у ребенка бессмысленный и безразличный взгляд, устремленный вверх, он мало двигается, вял, апатичен, не испытывает интереса к окружающему. Все это ведет к задержке физического развития и позднему появлению речи. Поэтому надо помнить следующее: чтобы ребенок и психологически, и физически развивался нормально, необходимо не только правильно ухаживать за ним, но и общаться.

Как узнать свой психологический возраст

На каждой ступени временной лестницы человек преодолевает ряд внутренних конфликтов, страдая от возрастных кризисов. Поэтому цифра ПВ переменчива и часто расходится с паспортными данными, но важнее количества реально прожитых лет. Ведь пока человек взрослеет физически, развитие его психики может обогнать физиологию или наоборот – индивид способен помолодеть.

Важность психологического возраста в том, что от него зависит формирование круга интересов и увлечений, жизненных целей, поведения в разных жизненных ситуациях.

Тесты

Сегодня для определения возрастной характеристики совсем не обязательно отправляться к психологу, пройти тестирование можно в интернете онлайн. Сайт testometrika предлагает большой выбор опросов, среди которых имеется тест на определение своего психологического возраста. Опрос составлен на основе Пособия по психологической разведдеятельности, автор А. В. Курпатов.

Опросник включает 25 вопросов, по результатам ответов на них респондент получает итоговую цифру, с учетом фактического возрастного ценза, уровня образования, принадлежности к определенному полу.

Кроме ПВ, результаты тестирования содержат количество баллов, указывающих уровень позитивности (из 28), увлеченности (из 16), открытости опыту (из 28) по отношению к максимальным показателям для этих понятий.

Как расшифровать результаты опроса:

  • Психологический меньше возраста по паспорту (хронологического) – «подросток». Испытуемый уверен в себе, его жизненная энергия на максимуме, он доброжелательный и общительный, настроен оптимистично и нескоро постареет.
  • Психологический равен хронологическому – «взрослый». Отказавшись от соблазнов молодости, человек очутился на пороге зрелости, пожертвовав способностью радоваться. Это средний тип, серьезный и ответственный, но ему не хватает оптимизма.
  • Психологический больше, чем хронологический – зрелая личность. Тестируемый столкнулся с проблемами, преодолел череду жизненных испытаний, переживания добавили опыта и знаний, но ограничили круг познаний.

С учетом итогов диагностики, тест вооружает респондента перечнем рекомендаций для лучшего понимания своих поступков, состояния собственной психики, преимуществ и недостатков на данном этапе возрастной лестницы.

Чтобы взрослое поведение стало нормой, на протяжении жизненного пути человеку приходится много раз повторять определенные действия, пока они не превратятся в навыки.

Результаты отражаются на цифре психологического возраста, который можно назвать критерием духовного развития личности. В психологии ПВ признан возрастным ориентиром. Это совокупность изменений психики и внутреннего мира на определенном временном этапе, параметр влияет на продолжительность жизни.

Автор: Татьяна Ларина

5.2. Психическое развитие ребенка в период новорожденности

В этот период ребенок умеет различать соленый, горький, сладкий вкус и реагировать на звуковые раздражители. Однако самым важным моментом в его психическом развитии является возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое

сосредоточение возникает в 2–3 недели. Ребенок замирает и замолкает при резком звуке, например хлопнувшей двери. На третьей-четвертой неделе он уже реагирует на голос человека. Проявляется это следующим образом: он не только замирает, а еще и поворачивает голову в сторону его источника. На третьей-пятой неделе появляется
зрительное
сосредоточение. Это происходит так: ребенок замирает и ненадолго задерживает взгляд на ярком предмете, который попал в его поле зрения.

Таким образом, благодаря развитию слухового и зрительного сосредоточения у ребенка к 5–6 неделям начинает закладываться основа для перехода от ощущений к восприятию. Он уже может воспринимать предмет не по частям, а в целом, проследить взглядом за движущимся предметом или повернуть голову за перемещающимся источником звука. На раздражитель он реагирует следующим образом: замирает и сосредоточивается только на источнике звука или объекте, все остальные реакции в данный момент прекращаются.

Со временем, после приобретения способности узнавать голос ухаживающей за ребенком матери, видеть ее лицо, происходит установление эмоционального контакта с нею. Появляется так называемый «комплекс оживления» (см. 5.3).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]