Жест — движение (действие) для выражения эмоции или информации вместо разговора, или во время разговора. Действие или движение человеческого тела или его части, имеет определенное значение или смысл, то есть знаком или символом.
Язык жестов богата способы выражения людьми самых разнообразных эмоций и значений, например, образы, враждебности, дружелюбия или одобрения по отношению к другим. Большинство людей используют при разговоре жесты и язык тела в дополнение к словам. Многие жесты используются людьми подсознательно. Считается, что некоторые этнические группы используют жесты чаще других, и культурно приемлемый объем жестикуляции отличается от одного места к другому.
История исследования жестов
Жесты изучались в течение нескольких веков из разных точек зрения. Еще в античные времена жесты считались одним из важнейших составляющих риторической речи, а их правильное использование — средством успеха оратора. Жестам уделено существенное внимание в трудах древнегреческих философов: Демосфена, Сократа, Платона, Аристотеля. Во времена Римской империи, в период бурной политической жизни, которое включало в себя всенародное обсуждение государственных законов, дебаты в сенате, наиболее интенсивно развивается политическое красноречие. Древнеримские философы, политики и ораторы, как: Цицерон, Сенека, Квинтилиан и другие, выделили характерные особенности раннего римского ораторского искусства, в котором жест занимал важное место.
В Средневековье продолжалось изучение жестов. Так 1644 Джон Бульвер проанализировал десятки жестов и условия их использования и опубликовал руководство по использованию жестов с целью повышения уровня красноречия и понимание публичных выступлений. 1832 Андреа де Джориа опубликовал подробный отчет о экспрессию жестов.
Считается, что речь происходит от ручных жестов. Первая «теория жестов» принадлежит философу 18 века и священнику, аббату где Кондильяку. Эта теория была возрождена 1973 американским исследователем истории происхождения языка Гордоном В. Хьюзом. Согласно его гипотезе звучащей речи людей предшествовала язык жестов, которая начала спонтанно возникать 3 млн лет до н. е. Затем язык жестов стал дополняться языке с 20-40 звуков. Всего за 100 тыс. Лет до н. е. речь звуков окончательно вытеснила язык жестов. Усиленно развиваться звуковая речь начала только последние 100 — 40 тыс. Лет до н. е.
Кукиш
0
Вообще этот жест характерен для многих культур. На Руси о кукише, вероятно, узнали от приезжих немцев, которые таким вульгарным жестом пытались соблазнять русских барышень. Есть даже версия, что «фига» возникла от немецкого выражения fick-fick machen (так звучало традиционное немецкое приглашение к интимной близости). В русской традиции символ этого жеста (наверное, благодаря высокоморальным русским женщинам) трансформировался в обозначение категорического отказа. Причем со временем «фига» стала использоваться как защитное средство от нечистой силы: видимо, из-за распущенности экспаты из германских земель приравнивались к бесам
×
Обработка жестов в головном мозге
То, что распознавание речи и письменных символов происходит в одних и тех же отделах головного мозга, ученым уже давно известно, поскольку оба способа общения между людьми подчиняются определенным правилам грамматики и имеют присущий им один и тот же словарный запас.
Современные исследования, проводившиеся учеными из Национального института глухоты и других коммуникативных нарушений США, имели целью — выяснить, как определенные доли мозга связаны с обработкой жестов людей, не связанных непосредственно с языком, однако несут в себе смысл вполне понятный каждому и без необходимости переводить его на язык слов и букв. Было использовано два типа жестов — пантомимы, с помощью которых люди имитируют объекты или действия, и жесты, эмоционально и абстрактно символизирующих послания, которыми люди обмениваются при общении. Ученые выяснили, жесты людей, как и произнесенные слова или написанные символы, обрабатываются одними и теми же отделами мозга — левой нижней лобной извилины (зона Брока) и задней средней височной извилиной, задней верхней височной бороздой и верхней височной извилиной (область Вернике) . Это может указывать на эволюционные предпосылки возникновения языка и речи у предков человека. Поскольку эти отделы головного мозга давно были известны ученым как речевые центры, занятые в распознавании слов и подборе к ним наиболее подходящих значений из имеющегося в мозгу запаса. Сегодня же ученые считают, что эти области мозга отвечают за выявление значения любого нового полученного знака. Если эта теория справедлива, то наши современные речевые центры, по мнению доктора Аллена Брауна, — продукт эволюции этих долей мозга, способных обрабатывать значения как слов, так и жестов.
Как распознать правду и ложь по человеку
Фиолетовый цвет в психологии человека — что означает, кому нравится
Распознать искренность человека или его обман по мимике и жестам довольно просто:
- Когда люди говорят правду, они смотрят в глаза собеседнику, их ладони открыты и находятся на виду. Человек поворачивается всем корпусом к собеседнику, ступни его ног также направлены в сторону партнера по общению. Темп его речи спокойный, ровный.
- Если человек обманывает, он будет избегать контакта глаз. В ходе разговора будет отворачиваться от собеседника, касаться лица (поправлять очки, трогать нос, прикрывать рукой рот). Речь его будет сбивчивой.
Интересно. Маленькие дети, когда обманывают, закрывают руками рот, потому что знают, что врать нехорошо. Взрослые обладают большим контролем над своим телом, поэтому желание остановить поток лживых речей у них проявляется в стертом виде: прикосновениях к различным участкам лица.
Обманывает
Классификация жестов
В научной литературе существуют различные подходы к выделению различных типов жестов.
Условные и безусловные жесты
Условные жесты — это жесты, используемые определенными народами, социальными или профессиональными группами (отдача чести в военных; кивание головой в украинском — «да», у болгар — «нет» и т.д.).
Безусловные жесты — это жесты, воспринимают все без предварительных объяснений. Среди них выделяют:
- указательный жесты, при выполнении которых человек показывает рукой местонахождение предмета («там», «здесь»);
- описательные жесты, изображающие характер движения (произнес «арбуз» — и описал рукой круг);
- экспрессивные жесты (жест угрозы);
- ритмические жесты сливаются с ритмикой звука, слова, подчеркивают все его ритм (жест-дирижер во время скандирования слов);
- жесты подражания, отражающие жесты другого человека («Он сделал головой вот так и сказал …») ..
Знаковые и незнаковые жесты (их выделяют по роли в коммуникации)
Знаковые жесты непосредственно связанные с передачей информации и имеют план содержания, выделяют жесты:
- указательные, функция которых заключается в том, чтобы выделить какую-то часть пространства вокруг говорящего;
- изобразительные (иконографические), которые всегда имеют реальный прототип, особенности которого пытается передать то, кто жестикулирует;
- символические, обычно имеют абстрактный смысл, они только традиционно приписываются определенном жеста и поэтому понимаются в пределах одного коллектива (в общем случае — в национальных границах). Хорошо иллюстрирует разницу между изобразительным и символическим жестами разница между пиктографических и идеографическим письмом: жест изобразительный — пиктограмма, жест символический — иероглиф.
К незнакових жестам относят:
- ритмично. Ритм высказывания в разговорной речи — это равномерное чередование ускорения и замедления, что создается и подчеркивается повторением однотипной интонемы и одновременно того же жеста в одних случаях и переключением на новый тип интонемы и, соответственно, новый тип жеста — в других.
- эмоциональные — жесты сугубо индивидуальные, пользование ими во многом зависит от навыков и характера говорящего. Эмоциональный жест «читается» в соответствии с мимики лица и интонации речи.
Рвать рубаху на груди
0
Вероятно, изначально это была импровизированная клятва. Есть гипотеза, что таким экспрессивным жестом наши предки показывали свою принадлежность к Православной вере, демонстрируя крест. Кроме того, известно, что при казнях и некоторых телесных наказаниях экзекуторы разрывали у наказанного верх рубахи. Так вот, добровольное разрывание одежды в качестве убеждающего аргумента призвано было показать готовность человека взойти на плаху за правду.
Жесты рук
В общении наиболее распространены жесты, связанные с движениями при участии рук. Их насчитывают более две тысячи. Во время любого выступления вполне естественно выглядит жест руки от локтя, что соответствует логическому ударения и хорошо воспринимается публикой. Жестом руки от плеча можно пользоваться в момент наибольшего эмоционального подъема. Наиболее употребляемыми жестами рук являются:
- руки, заложенные за спину, — отказ от предметной активности;
- показ ладоней — символ открытости;
- пальцы, сжатые в кулак, — агрессивный жест;
- руки, скрещенные на груди, — проявление защиты;
- закрытия ушей руками — нежелание слушать;
- руки на коленях — стремление прекратить беседу;
- рука у щеки — погружения в размышления.
С давних времен люди верили в магическую силу руки. В архаическую сутки оформились основные бинарные оппозиции, среди которых «правое — левое». В частности, правое символизировало правильные действия, правду, а левое — наоборот. Следовательно, у некоторых народов большие функции связывали с правой рукой. У мусульман правая рука считается чистой, поэтому ею принято приветствовать гостей, принимать пищу; монголы ней принимали и дарили подарки, отдавали что-нибудь.
Не менее символическое значение приобретали и движения пальцев. Вспомним распространенный фразеологизм «объяснять на пальцах», что означает делать материал максимально доступным для публики. Пальцевые жесты положен в основу так называемой дактильной языка для глухонемых — пальцевой комбинации, которой соответствует буква определенного языка. Так, римские цифры — это упрощенная схема всех пяти пальцев. Например, левая сторона цифры V ассоциируется с большим отставленным пальцем, а правая — с другими четырьмя; Х — это две пятерной, схематично противопоставлены по вертикальной оси симметрии. Жесты пальцев могут стать посредниками между людьми, которые общаются на разных национальных языках. В частности, значение жестов, изображающие действия — пить, есть, курить, стрелять — понятны абсолютно всем людям. Однако иногда в один и тот же жест представители разных культур укладывают разное значение:
- поднятой вверх большой палец в Америке, Австралии, Англии и Новой Зеландии может означать попытку остановить машину и «все хорошо»; в Греции — «замолчи»; у итальянцев — цифру «1»;
- поворот указательный палец у виска в Голландии — кто-то сказал остроумную фразу; у славян — о человеке, который не в себе;
- стук указательным пальцем по носу в Италии — недоверие; у голландцев — говорящий или тот, о ком говорят, — навеселе;
- сложенные полукругом большой и указательный пальцы в США — «все хорошо»; на юге Франции — «плохо», «ноль»; в Японии — «дай немного денег».
Русский поклон
0
На Руси было принято раскланиваться при встрече. Но и поклоны бывали разные. Славяне приветствовали уважаемого в общине человека низким поклоном до земли, иногда даже касаясь или целуя ее. Такой поклон назывался «большим обычаем». Знакомых и друзей встречали «малым обычаем» — поясным поклоном, а незнакомцев почти без обычая: прикладывая руку к сердцу и затем опуская ее вниз. Интересно, что жест «от сердца к земле» является исконно славянским, а «от сердца к солнцу» нет. Любой поклон метафорически (да и физически тоже) означает смирение перед собеседником. В нем также есть момент беззащитности, ведь человек склоняет голову и не видит того, кто перед ним, подставляя ему самое беззащитное место своего тела — шею.
Социальный интеллект
Социальный интеллект, отвечающий за социальную компетентность, считается базовой интеллектуальной способностью, отличной от прочих когнитивных способностей. С социальным интеллектом связано такое понятие, как эмоциональный интеллект, характеризующие способность человека оценивать эмоциональные сообщения, регулировать собственные эмоции и разумно использовать их для управления своими мыслями и действиями.
Чтобы правильно понять других людей, нужно обращать внимание на их особенности, включая внешность и невербальное поведение. Иногда информация, которую мы получаем, наблюдая за человеком, важна сама по себе, независимо от того, какие выгоды из нее могут быть сделаны. Порой, заметив что-то, мы сразу же делаем вывод, а иногда мы замечаем что-то, но понимание приходит не сразу.
Однако коммуникативные навыки не исчерпываются только невербальными посланиями. Верификатору необходимо понимать смысл вербальных сообщений — буквальный и метафорический, а также оттенки того, что читается «между строк», — и интегрировать вербальные и невербальные сигналы. Необходимо понимать также социальные контексты и роли: что допустимо и что недопустимо в конкретной социальной ситуации, как должны вести себя люди, исполняющие те или иные роли, и какие последствия влечет за собой нарушение ожиданий окружающих.
Представления о невербальных навыках могут быть использованы для того, чтобы по-новому взглянуть на давно устоявшиеся понятия. Эмпатия, раппорт, подстройка и ведение наряду с такими процессами, как социальное сравнение и управление впечатлением, могут быть рассмотрены с точки зрения контроля над точностью при отправлении или получении невербальных сигналов в социальном взаимодействии.
Наши умения отправлять и принимать невербальные сигналы формируются в процессе повседневной жизни. Мы, не отдавая себе отчета, обучаемся невербальному поведению, имитируя и моделируя поведение других людей, изменяя свои действия с учетом получаемой обратной связи, реагируя на указания и советы окружающих.
Невербальные навыки человека совершенствуются в разнообразном опыте по декодированию чувств и невербальных сигналов. Обратная связь в форме обсуждения с участниками вопроса о том, когда их суждения о невербальном поведении правильны, а когда — нет, является одним из наиболее эффективных методов совершенствования невербальных навыков.
Людьми, понимающими невербальные сигналы и имеющими хорошие навыки невербального общения, труднее манипулировать, чем теми, кто такими навыками не владеет. Если тех, кто много знает о невербальном поведении, начинают подозревать в том, что они используют свои знания «против» окружающих, очень скоро предпринимаются попытки их разоблачить или противостоять этому. Само собой разумеется, что на каждом верификаторе лежит этическая ответственность за то, чтобы не использовать свои знания во вред другим.
Поскольку верификаторы проводят много времени, наблюдая за другими — пассивно (только наблюдая) или активно (наблюдая и взаимодействуя) — так или иначе у них развиваются хорошие навыки декодирования невербальных сообщений наблюдаемых объектов.
Несомненно, невербальные сигналы — важнейший элемент наших коммуникативных усилий. Иногда они становятся самой важной частью посылаемых нами сообщений. Понимание и эффективное использование невербального поведения имеет решающее значение для достижения успеха практически во всех социальных контактах, в которые мы вступаем.
Проверить свою способность понимать невербальное поведение