ВВЕДЕНИЕ
Проблемы личности и общества всегда влияли на мысли выдающихся ученых разных эпох, которые пытались определить место человека в человеческом обществе и воспринимать личность человека как отдельного человека вне общества, так как каждый человек-это отдельный духовный мир.
При рассмотрении этих вопросов он всегда отвечает интересам личности и общества. Общество как гигантская машина состоит из крошечных элементов-людей. Чем больше развивается общество, тем острее становятся личные и социальные проблемы, которые все чаще решаются на страницах книг и журналов.
Личность-это личность человека с точки зрения социальных качеств, которые формируются в процессе исторической специфики деятельности и общественных отношений. Суть «особого человека» не в его внешности, не в крови, не в абстрактности, а в социальных качествах. Человеческая личность является единственным представителем человечества, индивидуумом, без учета его истинных антропологических и социальных особенностей. Ребенок рождается как личность, но это еще не личность человека, потому что личность человека-это уникальный способ конкретного человека как субъекта самостоятельной деятельности, это индивидуальная форма общественной жизни.
Индивидуум становится личностью, как только он перестает быть «единицей» человека и обретает относительную самостоятельность своего существования в обществе, становясь личностью.
Личность имеет социальную природу и личность в образе своего существования, личность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который определяется социальными условиями в его содержании и имеет индивидуальный характер по своему происхождению, структуре и форме. Сущность личности проявляется в самостоятельности личности, ее идентичности, способности стать собой в социальной системе.
Индивидуальность-это единство уникальных и универсальных свойств человека, целостная система, возникающая в процессе динамического взаимодействия его качеств, общих, типичных, универсальных, природных и социальных характеристик, специальные — конкретно-исторического и индивидуального.
Объект работы – сущность понятий индивид, личность.
Предмет работы – теория памяти.
Исходя из этого, целью работы является изучение индивидуально- типологических особенностей личности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать определение личности.
2. Рассмотреть основные индивидуально- типологические особенности личности.
3.Проанализировать теорию памяти.
В процессе написания контрольной использовались работы следующих авторов: Г.С. Абрамовой, А.К. Болотова и др.
При написании работы использовались следующие методы: анализ, синтез.
Структурно работа состоит из ведения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Причина разделения людей на типы
Вопрос о том, почему в одной и той же ситуации люди ведут себя по-разному, порой резко противоположным образом, вставал перед каждым хотя бы раз в жизни. В современном мире, который развивается ускоренными темпами, изучению психотипов уделяют все больше внимания, как специалисты, так и отдельные граждане.
В психологии с помощью типологии составляют индивидуальный психологический портрет личности, который включает такие качества, как:
- темперамент;
- характер;
- способности;
- наклонности;
- эмоциональность;
- мотивация;
- личные ценности.
Несмотря на то, что выделенные психотипы по любой из теорий в чистом виде практически не встречаются, каждый может определить у себя преобладающие черты одного из типажей. По составленному психологическому портрету специалисты могут спрогнозировать поведенческую модель отдельной личности в той или иной ситуации.
- Знание преобладающего психотипа у себя лично помогает человеку быстрее найти свое предназначение в жизни, повысить самооценку. Личный психологический портрет подскажет, как применить на практике свои лучшие качества и скрыть недостатки.
- Данными психологических тестов–опросников все чаще пользуются специалисты по персоналу при найме на работу. Такие же тесты позволяют определить, какое поручение лучше дать кому из сотрудников. Также важно подобрать членов коллектива, взаимодействие которых будет направлено на оптимально четкое выполнение задач.
- Психоанализ позволяет определить слабые места и спрогнозировать действия преступника или врага. Применяется в правоохранительных органах и военных действиях.
- Типологию личности многие используют при выборе подходящей половинки для создания семьи. Знание психотипов родственников и понимание их действий помогает разрешить или сгладить семейные конфликты.
- Составление психологического портрета имеет большое значение для подростков, так же, как и для их родителей. Порой приходится признать, что выбранная родителями цель не подходит для темперамента и характера их ребенка. Типология индивидуальности – важный компонент выбора профессиональной направленности.
Основные индивидуально- типологические особенности личности
Как объект исследования личность уникальна по своей сложности. Сложность эта заключена, прежде всего, в том, что в личности объединены различные плоскости бытия конкретного человека – от его телесного бытия до духовного – как живого тела, как сознательного и активного субъекта, как члена общества[1].
Личность – общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Таким образом, характеристика личности наиболее полно раскрывает социальную сущность человека, определяющая все явления человеческого развития, включая природные особенности.
Личность в психологии определяется как системное (социальное) качество, приобретенное индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующееся степенью репрезентативности социальных отношений индивида.
Индивидуальность каждого человека наделена лишь присущими ему психологическими особенностями и сочетанием черт, которые формируют его личность, составляют своеобразие человека, его отличие от других. Личность проявляется в характеристиках темперамента, характера, привычек, общих интересов, качеств когнитивных процессов (восприятие, память, мышление, воображение), умениях, стилях личной деятельности и др.
Таким образом, общая объективная основа личности — это система общественных отношений. В этом смысле общество создает индивида. Личность и общество не противостоят друг другу как две разные взаимодействующие силы. Лицо является членом компании и ее продукта. Отношение «личность-общество» — это отношение поколения и формирования личности обществом. А ведь поколения, формирования и развития личности является необходимым компонентом процесса развития общества, поскольку без личностей ни этот процесс, ни само общество не могут существовать.
Когда человека можно считать человеком?
Человек может считаться человеком, если его мотивы имеют иерархическую систему в некотором смысле, то есть если он способен преодолеть свои прямые мотивы ради чего-то другого. В этом случае субъект считается способным опосредовать поведение. Показано, что преодоление оснований для прямого обращения имеет социальную значимость. Они являются источником и смыслом общества, то есть строятся обществом и воспитываются в человеке. Это первый критерий личности.
Вторым необходимым критерием для человека является способность сознательно направлять свои действия. Это руководство основано на сознательных мотивах, целях и принципах. Второй критерий отличается от первого тем, что подразумевает сознательное подчинение мотиву. Просто косвенное поведение (первый критерий) может основываться и спонтанно строить иерархию мотивов или даже «естественной морали»: нельзя понять, что это должно быть сделано каким-то образом, но полностью морально. Поэтому, хотя второе свойство также относится к косвенному поведению, оно подчеркивает сознательное посредничество. Она предполагает существование самосознания как особого экземпляра личности.
Итак, что же такое личность, если иметь в виду указанные ограничения? Индивидуум-это человек, взятый в системе его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях являются устойчивыми, определяются нравственные поступки человека существенное значение для него самого и окружающих.
Таким образом, индивидуальность — это узкое содержание понятия. Она содержит только те индивидуальные и личные человеческие качества, такое сочетание, что это отличает человека от других людей.
Рассмотрим структуру личности. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.
Набор таких черт, которые, по мнению Р.Мейли[2], достаточно полно характеризуют личность:
- Уверенность в себе – неуверенность.
- Интеллектуальность (аналитичность) – ограниченность (отсутствие развитого воображения).
- Зрелость ума – непоследовательность, алогичность.
- Рассудительность, сдержанность, стойкость – суетность, подверженность влиянию.
- Спокойствие (самообладание) – невротичность (нервозность).
- Мягкость – черствость, цинизм.
- Доброта, терпимость, ненавязчивость – эгоизм, своеволие.
- Дружелюбие, покладистость, гибкость – ригидность, тираничность, мстительность.
- Добросердечие, мягкость – злобность,черствость.
- Реализм – аутизм.
- Сила воли – безволие.
- Добросовестность, порядочность – недобросовестность, непорядочность.
- Последовательность, дисциплина ума – непоследовательность, разбросанность.
- Уверенность – неуверенность.
- Взрослость – инфантилизм.
- Тактичность – бестактность.
- Открытость (контактность) – замкнутость (уединенность).
- Веселость – грустность.
- Очарованность – разочарованность.
- Общительность – необщительность.
- Активность – пассивность.
- Самостоятельность – конформность.
- Агрессивность – доброта.
- Бодрость – веселость.
- Оптимизм – пессимизм.
- Смелость – трусость.
- Щедрость – скупость.
- Независимость – зависимость.
К психологическим характеристикам самоактуализирующейся личности относятся:
- непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств;
- сосредоточенность внимания на том, что происходит вовне, в противовес ориентации только на внутренний мир, сосредоточенности сознания на собственных чувствах и переживаниях;
- обладание чувством юмора;
- развитые творческие способности;
- неприятие условностей;
- озабоченность благополучием других людей, а не обеспечением только собственного счастья;
- способность к глубокому пониманию жизни;
- установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми, вполне доброжелательных личных взаимоотношений;
- открытое и честное поведение во всех ситуациях;
- способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее;
- приложение максимума усилий для достижения поставленных целей.
К индивидуально-типологическим особенностям личности ученые относят чаще всего: способности, темперамент, характер, волю, эмоции[3].
В самой общей форме способности — это личностно-психологические особенности человека, обеспечивающие их успех в деятельности, общении и легкости в освоении. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и умениям, доступным человеку, но способны обеспечить их быстрый доступ, закрепление и эффективное практическое применение. Успех деятельности и общения определяется не одним человеком, а системой различных способностей, которые могут компенсировать друг друга.
Темперамент-совокупность личностных характеристик, характеризующих динамические и эмоциональные аспекты поведения, деятельности и общения человека. Только условно темперамент можно отнести к компонентам личности, так как его черты обычно определяются биологически и являются врожденными. Темперамент тесно связан с характером, и их трудно отделить от взрослых.
В самой общей форме характер можно определить как систему устойчивых личностных качеств, которые проявляются в отношениях человека с собой, с людьми, работой, досугом и т.д.
В характере можно выделить какие-то подсистемы или атрибуты (черты), просто выражающие различное отношение индивида к определенным аспектам реальности. Первая содержит характеристики, которые проявляются в деятельности (инициатива, эффективность, трудолюбие или, наоборот, отсутствие инициативы, лень и т. д.). Вторая включает в себя черты личности, которые проявляются в межличностных отношениях с другими людьми, то есть в общении (остроумие, хамство, вежливость-хамство, чувствительность-холодность и др.). Третья состоит из черт, которые проявляются в отношении человека к себе (самокритика — преувеличенное эго, скромность-высокомерие и др.). Четвертая -это совокупность отношений человека с вещами (опрятность-небрежность, щедрость-жадность и др.).
Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это – способность человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений.
Под эмоциями понимают, с одной стороны, своеобразное выражение субъективного отношения человека к предметам и явлениям окружающей действительности в форме непосредственных переживаний приятного или неприятного (эмоции в широком значении слова), а с другой – лишь реакцию человека и животных на воздействия внутренних и внешних раздражителей, связанную с удовлетворением или неудовлетворением биологически значимых потребностей (эмоции в узком значении слова).
Через эмоции как сигнальную систему человек понимает смысл происходящего на основе потребностей. Эмоции могут быть положительными, связанными с чем-то приятным опытом, тогда как негативные, когда он испытан, неприятны. Положительные эмоции, такие как удовлетворение вашей работой, чувство ответственности, конкуренция. С другой стороны, могут быть негативные эмоции. Это особенно верно, когда люди работают, но им это не нравится. Они делают это из чувства долга и, возможно, из доброй воли.
Что такое темперамент в психологии?
Темперамент переводится с латыни, как «должное соотношение частей». Этим термином обозначают совокупность индивидуальных особенностей человека, которая определяет его активность в течение жизни. Прежде всего, темперамент проявляется в эмоциональности, в степени проявления переживаний, особенностей приспособления к окружающему миру. Темперамент проявляется силой импульсивности.
Темперамент и характер – понятия хоть и связанные между собой, но обозначают совершенно разные категории. Если темперамент определяется уже при рождении ребенка и являет собой биологически обусловленные параметры, то характер формируется под воздействием социальной среды и приобретенного опыта.
Темперамент не меняется в течение всей жизни человека, черты характера могут развиваться и меняться со временем.
Теория памяти
У людей разные впечатления от окружающего мира. Они оставляют следы, остаются, фиксируются, при необходимости и возможности эти оттиски копируются. Эти процессы называются памятью. С.Рубинштейн сказал, что без памяти человек станет моментом будущего с мертвым прошлым. Без памяти невозможно функционирование общества и человека. Специалисты считают, что наиболее развитой частью психологии является память, но дальнейшее изучение ее закономерностей делает память одной из ключевых проблем науки. Сегодня нет единой и полной теории памяти.
1. Психологические теории памяти представлены рядом различных направлений:
— Ассоциативное направление, центральным понятием которого является ассоциация. Суть этого принципа заключается в следующем: если определенные духовные формы появляются в сознании одновременно или один за другим, то между ними образуются ассоциативные связи. Таким образом, представление всех элементов приходит в голову, когда какой-либо элемент этого соединения появляется снова;
— Гештальтизм. Основным понятием этого направления является понятие гештальт. Данное понятие обозначает целую структуру, которая не сводится к сумме составляющих её частей. За основу образования связей признается организация материала по принципу изоморфизма – подобия по форме и реализована, может быть только в результате деятельности субъекта;
— Деятельность личности. Данное направление приобретает свое признание и рассматривает деятельность как фактор, детерминирующий формирование всех её психических процессов, включая процесс памяти. Процесс запоминания, сохранения и воспроизведения определяется значимостью материала в деятельности субъекта;
— Физиологические теории памяти. Они имеют тесную связь с учением И.П. Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности. Это теория «запоминания на физиологическом уровне». Эту физиологическую основу запоминания составляет условный рефлекс как акт образования связи между новым и уже закрепленным содержанием. Понятие подкрепления здесь приобретает большое значение для понимания причинной обусловленности этого акта. Подкрепление – это достижение действиями индивида непосредственной цели;
— Физическая теория памяти. Авторы этого направления считают, что любой нервный импульс, проходя через определенную группу нейронов, оставляет физический след, материализация которого выражается в электрических и механических изменениях синапсов;
— Биохимические теории памяти. На современном этапе изучения механизмов памяти происходит все большее сближение нейрофизиологического с биохимическим уровнем, что подтверждается проведенными исследованиями. В результате исследований была выдвинута гипотеза о том, что процесс запоминания носит двухэтапный характер. В головном мозге на первой стадии происходят кратковременные электрохимические реакции, которые вызывают обратимые физиологические изменения в клетках. В основе первого лежит вторая стадия, а именно собственно биохимические реакции, связанные с образованием новых белковых веществ. По мнению сторонников этой теории, эти специфические химические изменения являются основой механизма фиксации, сохранения и воспроизведения следовых процессов[4].
Таким образом, можно сказать, что различные теории рассматривали развитие памяти с разных точек зрения – с точки зрения ассоциаций, структурирования материала при запоминании, с точки зрения подкрепления, образования смысловых связей.