Социальная природа человека обуславливает его способность жить в обществе и быть его частью. Структура личности как таковая и совокупность индивидуальных особенностей личности конкретного человека обеспечивают ему возможность быть субъектом социокультурной жизни общества.
Психологи расходятся во взглядах и представлениях о содержании понятия «личность» и о структуре личности. Однако существует немало очень интересных теорий, позволяющих лучше понять социальную природу человека и особенности функционирования его психики.
Психоанализ: двуликий сфинкс
Теория развития личности Фрейда легла в основу многих психологических течений нашего времени. Фрейд родился более 160 лет назад. Но посмотреть на его труды современным взглядом и дать им хотя бы сколько-нибудь однозначную оценку практически невозможно. Еще один выдающийся человек – Чарльз Дарвин – выпустил свой фундаментальный труд «Происхождение видов» в 1859 году. Тогда Фрейду было всего три года. Но если работа Дарвина определила мышление всех последующих поколений (не считая радикально настроенных против его теории верующих), то с принятием воззрений Фрейда дело обстоит совершенно иначе.
Мнения о его теории настолько расходятся, что компромисс практически невозможно установить. Приверженцы воззрений Фрейда считают его выдающимся ученым. Его заслугу они видят в том, что он смог увидеть очевидные факты, по каким-то причинам остававшиеся непонятными для других психологов. Есть и другая категория ученых – те, что считают его не просто заблудившимся среди собственных измышлений, но и расценивают Фрейда как мошенника и лжеца. Какую сторону принять относительно открытого Фрейдом психоанализа – каждый волен решать для себя сам.
Концепция Дарвина не подвергается такой жесткой критике, как теория развития личности Фрейда. Ведь в пользу ее есть множество доказательств. В научном мире она давно считается общепризнанной, не считая некоторых фанатиков, которые пытаются протащить религиозные взгляды в сферу науки. Но аргументация психоанализа нередко сложна для понимания. Разум человека противится всем доказательствам, которые приводит в своих трудах Фрейд.
Почему психоанализ критикуют
Изначально разработки Фрейда приняли Кудряшов И. С. Психоанализ и его предпосылки. Journal of Siberian Medical Sciences. в штыки, и его концепцию сопровождала скандальная слава. В частности против неё выступили Грюнбаум А. Сто лет психоанализа: итоги и перспективы. Независимый психиатрический журнал. Карл Ясперс, Артур Кронфельд, Карл Поппер и Курт Шнайдер.
Хотя сегодня у концепции психоанализа немало сторонников, она подвергается серьёзной критике. Оппоненты психоанализа сомневаются в его эффективности, а некоторые исследователи и вовсе объявляют Tallis R. C. Burying Freud. The Lancet. фрейдистскую концепцию псевдонаукой.
Острой темой критики стала концентрация психоанализа на сексуальных мотивах. Например, ряд исследователей считает Крепелин Э. Введение в психиатрическую клинику. М. 2004. , что «грубое копание в сексуальной жизни» пациентов может привести к неблагоприятным последствиям для психики.
Оспаривается Kupfersmid J. Does the Oedipus complex exist? Psychotherapy: Theory, Research, Practice, Training. и концепция эдипова комплекса Фрейда.
Также есть Svartberg, M., Stiles, T. C. Comparative effects of short‑term psychodynamic psychotherapy: a meta‑analysis. Journal of consulting and clinical psychology. сомнения в эффективности психоаналитической терапии. В 1994 году группа немецких учёных провела Hoffmann‑Richter U. Psychotherapie im Wandel — Von der Konfession zur Profession. Eine Auseinandersetzung mit einem bemerkenswerten Buch von Klaus Grawe, Ruth Donati und Friederike Bernauer . Psychiatrische Praxis. исследование 897 работ по психоанализу. Учёные пришли к выводу, что долговременное посещение психоаналитика неэффективно для пациента и что психоаналитическая терапия увеличивает риск ухудшения его состояния. Только некоторые слабовыраженные расстройства, согласно статье, частично отступают после сеансов психоанализа. При этом поведенческая терапия оказалась в два раза эффективнее.
Отмечается Ackerman C. E. Psychoanalysis: A Brief History of Freud’s Psychoanalytic Theory. PositivePsychology. также, что гипотезы и положения психоанализа трудно проверить опытным путём, так как этот подход слишком мало внимания уделяет сознательному в человеческом поведении.
Также психоаналитическую теорию критикуют за её корни, уходящие в сексистские взгляды Фрейда, неприменимость в культурах, отличных от западной, и чрезмерную страсть сводить всё к патологиям.
Оппоненты критикуют и методы психоанализа. Например, психолог Беррес Фредерик Скиннер считал McLeod S. Psychoanalysis. Simply Psychology. метод «чернильных пятен» субъективным и ненаучным.
Кроме того, самого Фрейда упрекают Руткевич А. М. Как Фрейд подгонял факты под свою теорию. Психоанализ. Истоки и первые этапы развития: Курс лекций. М. 1997. в подтасовке фактов. В 1972 году канадский психиатр и историк медицины Генри Элленбергер выяснил Ellenberger H. F. The story of «Anna O»: A critical review with new data. Journal of the History of the Behavioral Sciences. , что никакого улучшения состояния у «Анны О.» не произошло. То есть самый первый случай излечения с помощью психоанализа в действительности оказался фейком. Последующие исследования установили Руткевич А. М. Как Фрейд подгонял факты под свою теорию. Психоанализ. Истоки и первые этапы развития: Курс лекций. М. 1997. , что Брейер пичкал пациентку морфием и хлоралгидратом, сделав её в конечном итоге наркоманкой. Из‑за этого она ещё три года отходила от последствий «катарсиса».
Сегодня известно, что «Анна О.» страдала Borsch‑Jakobsen M. Souvenirs d’Anna O. Une mystification, centenaire. Paris. 1995. от заболевания зубов. Этот же недуг был и у пациентки самого Фрейда — «Цецилии М.» (Анны фон Либен), которой он упорно ставил диагноз истерического невроза. Здесь также стоит упомянуть о показательном случае «Доры» (Иды Бауэр). Фрейд считал, что её боли связаны с нервными переживаниями, хотя на самом деле Иду мучил рак прямой кишки.
Существуют и субъективные факторы McLeod S. Psychoanalysis. Simply Psychology. , из‑за которых сложно определить, эффективна психоаналитическая терапия или нет.
- Она требует большого количества времени, денег и мотивации и не гарантирует быстрого «выздоровления».
- Человек во время сеансов может вскрыть подавленные болезненные воспоминания, что причинит ему ещё большие страдания.
- Психоанализ подходит не для всех людей и не для всех недугов.
Однако существует Safran J. D. Psychoanalysis Today. Psychology Today. и противоположная точка зрения. Например, канадо‑американский психолог Джереми Сафран считает, что некоторые методы психоанализа в связке с современными исследованиями доказали свою эффективность. А Американская психологическая ассоциация включает Psychoanalysis. APA. психоанализ в число признанных ею практик и направлений подготовки специалистов.
Фрейд и его детище
Однако даже те специалисты, которые выражают несогласие с основными положениями фрейдизма, должны признать грандиозность его вклада – вне зависимости от того, сколько тезисов в работах Фрейда требуют проверок и дополнений. Ведь именно он впервые сумел детально и максимально честно изучить «животное по имени человек». Фрейд открыто признавал, что каждому человеку приходится сталкиваться с одним и тем же вопросом – как ему жить в условиях цивилизации. Ведь она является и самым потрясающим достижением человечества, и его колоссальной трагедией.
От каждого цивилизация требует сдерживания своих желаний, страстей. Фрейд не носил «розовых очков» — он трезво смотрел на то, как живется человеку в условиях этих ограничений. Именно Фрейдом впервые был отмечен отрицательный аспект воспитания и образования. Взрослые диктуют ребенку то, что ему делать можно, а что нельзя даже и воображать. Несмотря на то, что Фрейд методично уничтожал все свои биографические записи и письма, он всегда был готов примерить на себя собственную теорию психоанализа.
Ученый отмечал, что очень немногие люди способны откровенно признаваться в таких вещах, которые не оставляют их репутацию незамеченной. Поэтому нередко, записывая свои самые откровенные сны и тяжелые детские воспоминания, Фрейд часто раскаивался о подобном саморазоблачении. «Те, кто хотят упрекнуть меня в подобной скрытности, пусть попробуют сами быть более откровенными, чем я», — писал ученый.
Детство и формирование личности самого Фрейда
Немного биографии
Фрейд родился 6 мая 1856 года в городе Фрайбург в Моравии. Родители будущего отца психоанализа были евреями. Мать, Амалия Натансон, была второй супругой Якова Фрейда, который торговал шерстью и тканями. В 1860 году семейство Фрейдов переезжает в один из бедных районов города Вены. Тогда этот город был похож на медаль, с одной стороны которой были вальсы, кафе и развлечения, а с другой – глубокая нищета.
Известен случай, когда Якоб Фрейд рассказал своему сыну историю. «Один представитель нееврейской национальности кинул мою шляпу в грязную канаву и крикнул: «Эй, ты! Спасайся, пока цел!» «И что же ты сделал в ответ?», — спросил Фрейд у отца. «Да ничего. Я просто достал свою шляпу и пошел дальше». Маленький Зиги был удивлен покорностью отца. Неужели он не «сильный» человек? Эта картина очень уязвила воображение юного Фрейда.
Услышав унизительную историю от отца, Фрейд с той поры внутренне стал мечтать о мести. Он отождествлял себя со всемогущим семитом Ганнибалом, поклявшимся отомстить за Карфаген. С юных лет Фрейд умел сдерживать свой гнев, выносить собственные суждения и бесконечно уважать еврейский народ. Развитие личности самого Фрейда происходило на довольно благоприятной почве. Несмотря на двоякое отношение будущего отца психоанализа к родителям, они очень любили сына и питали относительно него немало честолюбивых надежд. С юных лет Фрейд посвящал время чтению трудов великих философов – Канта, Гегеля, Ницше. При этом он также интересовался изучением иностранных языков – даже латынь давалась ему легко.
Профессиональное становление великого психиатра
После окончания школы Фрейд долго раздумывал, какой же профессиональный путь выбрать дальше. Для представителей его национальности тогда выбор был невелик. Ни юриспруденция, ни промышленность, ни медицина не вызывали у него интереса. Фрейд остановил внимание на последней, хотя врачом так и не стал.
В 1885 году Фрейд начинает стажироваться у психиатра из Франции Жана Шарко, где впервые пользуется гипнозом для лечения психических заболеваний. Со своими пациентами Фрейд начинает также применять особый метод, который позволял им выговориться, и тем самым освободить сознание от негативного содержания. Позже его метод был преобразован, и теперь известен по всему миру как «метод свободных ассоциаций». Такие беседы, построенные на обрывках фраз, помогали психиатру строить более полную картину проблем своих пациентов. Со временем Фрейд полностью отказывается от гипноза в пользу бесед в сознании.
Теория развития личности Фрейда открыла также одну из основополагающих истин для научного сообщества. Она состоит в том, что психоз – это последствие тяжелых для человека воспоминаний, от которых он не имеет возможности освободиться. В это же время ученый выводит теорию о влиянии Эдипова комплекса на развитие личности. Это заявление вызвало немало скандалов, при этом самого Фрейда обвиняли в том, что он болен психозом.
Защитные механизмы личности
Тревога — это своего рода предупреждение о том, что Эго в опасности. Фрейд выдвинул предположение, что Эго возводит своеобразную преграду против тревоги — защитные механизмы, которые представляют собой подсознательное отрицание или искажение реальности.
Защитные механизмы (психологические защиты личности) — это определенные типы поведения, призванные защитить Эго (Я) от тревоги, порождаемой конфликтами в повседневной жизни.
1. Отрицание — это процесс устранения, игнорирования травмирующего восприятия внешней реальности. Например, смертельно больной человек отрицает неминуемость смерти.
2. Замещение — это переключение импульсов Ид с одного объекта, недоступного или таящего в себе угрозу, на другой, более доступный. Те чувства и действия, которые должны были быть направлены на объект, вызвавший тревогу, переносятся на иной объект.
Например, замещение неприязни к босу на придирчивость по отношению к собственному ребенку. В телерепортажах о футбольных матчах мы часто видим, как нападающий, не попавший в ворога, сильнейшим ударом посылает отскочивший мяч, причем в любом направлении. Таким образом происходит разрядка накопившейся энергии.
3. Проекция — это ситуация, когда вызывающий тревогу импульс приписывается кому-то другому. Чаще всего это неосознаваемый механизм, посредством которого импульсы и чувства, неприемлемые для личности, приписываются внешнему объекту и проникают в сознание как измененное восприятие внешнего мира.
Собственные желания, чувства и личностные черты, в которых человек не хочет признаваться себе из-за их неприглядности, он переносит (проецирует) на другое лицо.
Например, некто утверждает, что на самом деле это вовсе не он ненавидит своего профессора, а тот его недолюбливает. Или скупой, который, как правило, видит в других людях прежде всего жадность, а агрессивная личность всех вокруг считает жестокими.
4. Рационализация — это переформулирование поведения таким образом, что оно становится более понятным, более приемлемым, а потому и менее пугающим для окружающих. Функция рационализации в маскировке, сокрытии от сознания самого субъекта истинных мотивов его действий, мыслей и чувств во имя обеспечения внутреннего комфорта, сохранения чувства собственного достоинства, самоуважения.
Зачастую данный механизм используется человеком с целью предотвратить переживание вины или стыда. При действии этого механизма происходит блокировка осознания тех мотивов, которые выступают как социально неприемлемые или неодобряемые. Человек после каких-то действий, поступков, продиктованных неосознаваемыми мотивами, пытается понять их и рационально объяснить, приписывая им более приемлемые, более благородные мотивы.
Например, можно заявить, что работа, с которой вас только что уволили, на самом деле была не столь уж и хороша.
5. Реактивная формация — это подмена одного импульса Ид на другой, противоположный первому. Человек скрывает тревожащие его импульсы тем, что превращает их в нечто противоположное (как вариант, может замещать ненависть любовью). Например, некто, кого постоянно одолевает желание употребить алкоголь, может вдруг стать страстным борцом за принятие «сухого закона».
6. Регрессия — это психологический защитный механизм, состоящий в том, что человек в своем поведении при реагировании на весьма ответственные ситуации возвращается к ранним, детским типам поведения, которые на той стадии были успешными.
Появление у взрослого человека черт детского, зависимого поведения, ассоциирующимися со счастливыми временами.
7. Подавление (вытеснение) — это отрицание существования какого-то фактора или события, вызывающего тревогу. В результате действия данной защиты неприемлемые для человека мысли, воспоминания или переживания как бы «изгоняются» из сознания и переводятся в сферу бессознательного, но при этом продолжают оказывать влияние на поведение личности, проявляясь в виде тревоги, страха и т.п. Например, невольное вытеснение из сознания некоторых воспоминаний или переживаний, вызывающих сильный дискомфорт.
8. Сублимация — это изменение или замещение некоторых импульсов Ид через переключение энергии инстинкта на социально приемлемые цели. Происходит подмена тех потребностей, которые не могут быть удовлетворены непосредственно, на социально приемлемые цели.
Например, перевод сексуальной энергии в сферу художественного творчества.
9. Идентификация — это защитный механизм, при котором человек видит в себе другого, переносит на себя мотивы и качества, присущие другому лицу. Идентификация имеет и позитивный момент, так как с помощью этого механизма индивид усваивает социальный опыт, овладевает новыми для него свойствами и качествами. Например, при использовании механизма идентификации человек подражает манерам какого-то иного человека, кем он восхищается и кто кажется ему менее уязвимым в тревожных ситуациях.
Уровни сознания по Фрейду
Психику Фрейд делил на три уровня – предсознание, сознание и бессознательное. Ему же принадлежит авторство деления личности на три компонента – «Я», «Сверх-Я» и «Оно». Предсознательный уровень может воспринимать информацию при должной концентрации внимания. Он относится к пороговому восприятию. К этой категории относятся воспоминания. Люди не помнят о них ежесекундно, но при усилии эти образы тут же явятся в их воображении. Теория развития личности Фрейда отводит сознанию роль «органа чувств для восприятия психических качеств». Но в наибольшей степени его интересовало бессознательное. Именно оно вмещает природные потребности организма – в первую очередь, агрессию и сексуальную энергию.
Личность человека Фрейд разделил также на три составляющие. «Оно», или «Ид», является самой примитивной из них. Эта часть расположена в бессознательном и существует по принципу удовольствия. Именно здесь содержатся влечения – инстинкт к жизни под названием «Эрос», и инстинкт к смерти, «Танатос». Развитие личности черпает свою энергию из этой части психики.
Что входит в основу
Сознание — что это в психологии
Кратко психоанализ можно представить, как метод исследования психологических процессов, находящихся за гранью сознания. Теория учитывает взаимосвязь всех гипотез о функциях и строении психического аппарата и рассматривает их в целом.
В основе современного психоанализа лежат такие направления:
- Теория, дающая определения поведению и развитию индивида;
- Исследования мотивов через свободные ассоциации, толкование сновидений. Это позволяет извлечь наружу скрытые предпосылки, приведшие к расстройству психики;
- Методика лечения, включающая:
- анализ переноса и сопротивления;
- толкование источника конфликтов (интерпретацию);
- проработку, как заключительный этап, приводящую к перестройке психики.
Основная цель аналитика – избавление психики исследуемого от скрытых механизмов, породивших конфликтные ситуации. Это позволяет перенаправить пациента на реализацию позитивных желаний и помочь ему адаптироваться в обществе.
Что скрыто за гранью сознания
Дополнительная информация. В ходе психодинамического подхода специалист старается добиться от пациента осознания существования бессознательных конфликтов, благодаря чему повлиять на поведение и персональные отношения.
Сознание и «Эго»
Следующая часть является сознательной. «Я», или «Эго», образуется между 12 и 36 месяцами жизни ребенка. Эта часть личности, которая руководствуется реальностью. Эго несет определенную задачу: соотнести свое поведение с окружающей обстановкой так, чтобы удовлетворить потребности «Ид», при этом не нарушив требований социума. Часть под названием «Сверх-Я», или «Супер-Эго», начинает функционировать позднее всех – между 3 и 6 годами. Здесь содержатся такие элементы личности, как совесть и идеалы. Супер-Эго зорко следит за тем, чтобы общественные нормы соблюдались.
Все психосексуальные стадии развития происходят в этих компонентах психики. Противоположность функций «Оно» и «Сверх-Я» и становится причиной неврозов и конфликтов. В ответ на них «Эго» создает ряд защитных механизмов: рационализация, вытеснение, регрессия, сублимация и другие. Однако в раннем возрасте для ребенка существует опасность «застрять» на определенной стадии развития личности (как говорил Фрейд, происходит «фиксация» на этой стадии). Ведь «Эго» еще достаточно слабо. Оно не способно разрешить всех существующих конфликтов, которые без конца создает ему «Оно» и «Сверх-Я». Тогда развитие личности идет по неверной траектории.
Теория развития личности Фрейда в психоанализе
Фрейд считал, что стадии развития личности происходят согласно движению либидо (сексуальной энергии) в организме. С течением времени она перемещается между различными частями тела – рот, анус, гениталии. Фрейд был убежден, что эти этапы обязательны для каждого человека, независимо от его национальности и культурного происхождения. Он выделил следующие психосексуальные стадии развития:
Оральная стадия развития (0-18 месяцев)
Источник удовольствия на данном этапе расположен в области рта. Одну из своих жизненно важных потребностей – кормление – ребенок удовлетворяет при помощи сосания груди. Поэтому интерес для младенца представляет именно ротовая полость, а также все, что связано с ней – язык и губы. Здесь он ощущает удовольствие. Сосание и глотание, которое происходит при кормлении, представляют собой прообраз каждого полового акта в будущем. Фрейд считал, что остаточные проявления оральной стадии развития свойственны и взрослым. Такие поведенческие паттерны, как курение, употребление жвачки, поцелуи, переедание – все это теория развития личности Фрейда называет привязанностью либидо к области рта.
Объекты, которые впервые в жизни приносят младенцу удовольствие – это материнская грудь или соска (при искусственном вскармливании). Но со временем материнская грудь перестает быть для ребенка объектом любви. Он замещает ее частями собственного тела – поэтому младенцам свойственно сосание пальца или языка, чтобы уменьшить напряжение. Когда кормление грудью прекращается, каждый ребенок испытывает стресс. Чем мощнее этот стресс для младенца, тем в большей степени либидо оказывается сконцентрированным в области рта.
Частью оральной фазы является орально-агрессивная стадия, или же орально-садистическая. Наступает она в то время, когда у ребенка появляются зубы. При помощи кусания и жевания он выражает свою неудовлетворенность, когда матери нет рядом, или же отсутствует возможность получить удовольствие. Согласно Фрейду, фиксация на данной стадии приводит к тому, что взрослый человек любит спорить, оказывается циничным, проявляет потребительское отношение к другим.
Анальная стадия (от 1 – 1,5 года до 3 лет)
Во время этой стадии сексуальная энергия концентрируется на управлении испражнением и мочеиспусканием. Основной конфликт здесь связан с «туалетным обучением», или приучением к горшку. Ребенок впервые учится контролировать свои физиологические потребности. И если это происходит успешно, то, считает Фрейд, в дальнейшем закладывается основа для формирования творческой и продуктивной личности.
Успех на этой стадии зависит от того, каким образом родители организуют процесс обучения. Если они хвалят ребенка, поощряют пользование горшком, тогда дети чувствуют себя способными и нужными. От любой мамочки можно услышать историю о том, как ее дитя, после того, как сходило на горшок, с чувством гордости и довольства собой показывает ей «результат» своих усилий. Радость матери, которую она проявляет в ответ, еще больше способствует в ребенке укреплению чувства собственного достоинства. Ведь он научился управлять собственным организмом и получает за это похвалу от взрослого.
Теория развития личности Фрейда гласит, что если родители в этом отношении слишком строги или требовательны, то развивается фиксация на анальной стадии по удерживающему типу. Ребенок, назло родителям, старается держать все в себе. Это чревато не только запорами в детстве, но и развитием определенного типа личности. Такой взрослый будет иметь ряд характерных черт: скупость, упрямство, чрезмерная пунктуальность, неумение мириться с любым типом неопределенности или беспорядка. Этот тип называется анально-сдерживающим. Существует и другой способ фиксации на анальной стадии – анально-выталкивающий. Он развивается в тех случаях, когда ребенка приучают к горшку слишком поздно. Для таких взрослых свойственны чрезмерные траты, беспокойство, даже некий садизм.
Фаллическая стадия (от 3 до 5-6 лет)
В это время ребенок впервые начинает проявлять интерес к вопросам половых отношений, появления детей. Он замечает собственные половые органы. Именно в этой стадии развивается психосексуальная драма, названная Фрейдом «Эдипов комплекс». Мальчик обнаруживает в себе желание единолично обладать матерью и устранить со своего пути отца. При этом появляется страх наказания со стороны более сильного родителя – «страх кастрации».
Этот конфликт заканчивается к шести годам. Ребенок вытесняет из сознания любовь к матери и начинает идентифицировать себя с отцом. Он подражает его поступкам, высказываниям, манере поведения. Амбивалентные чувства по отношению к нему (любовь и ненависть) прекращают свое существование – по крайней мере, в сознании ребенка. Подражание родителю своего пола способствует формированию в психике «Супер-Эго», или того, что называют совестью и идеалами.
Развитие личности у девочек также подразумевает конфликт на данной стадии. Фрейд называет его «комплекс Электры». Разрешение этого конфликта также происходит путем идентификации себя с матерью.
Латентная стадия (6-7 – 12 лет)
За фаллической стадией следует этап «затишья», или латентный этап. Фрейд особенно подчеркивал значение этой стадии развития личности на становление человеческой культуры и цивилизации в целом. В это время весь запас либидо у ребенка направляется на цели, ничего общего не имеющие с сексуальностью – дружбу, познание окружающего мира, спорт. Сексуальная энергия, не имея теперь собственного объекта, переносится на общечеловеческое наследие.
Родителям рекомендуется на этом этапе поощрять любые начинания ребенка. Он должен получать наслаждение от достижений в различных областях деятельности. В это время ребенок становится особенно застенчивым. Если раньше для малыша было легко встать на стул и продекламировать стихи для аудитории, то теперь он может побояться выйти к школьной доске. В это время девочки уже могут влюбляться в различных кумиров – актеров или певцов, а мальчики – в подруг матери, певиц. На этой психосексуальной стадии развития такая влюбленность является нормальной. Поэтому родителям необходимо быть деликатными к детским тайнам, иначе можно вызвать психологическую травму.
Генитальная фаза (12-18 лет)
Генитальная фаза – последняя в психосексуальном развитии. Она обусловлена началом пубертатного возраста и физиологическими изменениями, которые происходят в организме. Снова происходит возобновление сексуальных и агрессивных влечений, может серьезно обостриться Эдипов комплекс. Нормальной траекторией развития личности считается смена аутоэротизма (когда либидо направлено на самого себя) влечением к противоположному полу. В генитальной фазе впервые происходит поиск полового партнера из своего поколения, а также попытки определить свое «место под солнцем».
Подростки начинают впервые проявлять сексуальную активность, что нередко становится причиной беспорядочных половых связей, неудачному опыту. На этом этапе все, что стоит на пути подростковой сексуальности – религия, школа, семейное воспитание – может отрицательно повлиять на развитие личности. В таком случае происходит «откат» к предыдущим фазам, подросток становится более агрессивным, не находя выхода своей сексуальной энергии. Поэтому родителям или учителям важно и не подавлять его влечений, и не слишком распускать подростка. Нужно постараться донести до него максимум информации о сексуальной сфере.
Продукт успешно пройденной генитальной фазы – это генитальный характер, который Фрейд считал наиболее оптимальным и здоровым. Отличительной его чертой является способность человека к нормальной гетеросексуальности, без ощущений вины или других конфликтов. Зрелая личность по Фрейду не замкнута на одной сфере – она способна заботиться об окружающих, нести ответственность, умеет трудиться, способна откладывать удовольствие при необходимости.
Теория развития личности Фрейда выделяет еще одну отличительную черту генитальной фазы – это обретение независимости от родителей. Человек не только выбирает себе партнера, чтобы пережить Эдипов комплекс, но и начинает включаться во взаимоотношения с другими людьми.
Трёхкомпонентная структурная модель психики
В своих ранних работах З. Фрейд выделял лишь сознательные и бессознательные аспекты личности. Сознательная часть мала, как бы составляет лишь вершину айсберга, и по своей сути не имеет существенного значения. А вот бессознательная часть является обширной, занимая большую часть айсберга. Подсознание содержит инстинкты и движущие силы поведения человека.
Со временем Фрейд пересмотрел это простое деление на сознательное и бессознательное и стал говорить о соотношении трех компонентов личности — Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я).
1. Ид (Оно) — это источник примитивных биологических влечений и инстинктов, целиком относящийся к сфере бессознательного. Это наиболее примитивная и наименее доступная часть личности, она является исходной, первобытной структурой психики. Ид тесно связано с биологическими побуждениями (сон, еда, вода, половое влечение и т.д.), которые наполняют энергией поведение человека.
Стимулы Ид требуют немедленного удовлетворения, не считаясь ни с чем. Они действуют в соответствии с принципом наслаждения, который ищет лишь возможности снять напряжение, стремясь к удовольствию и избегая боли. Ид является основным источником нашей психической энергии, либидо, которая проявляет себя в виде напряженности. Возрастание энергии либидо приводит к увеличению напряженности, которую мы затем пытаемся различными способами снизить до нормального уровня. Например, если человек испытывает жажду, он должен удовлетворить свою потребность в воде. Это снизит напряжение, которое вызвала жажда.
Ид похож на маленького ребенка, который еще не понимает правил окружающего мира. Он активно пытается получить все, чтобы удовлетворить свои желания и потребности, не оценивая свои возможности и способности, возможные неудобства для себя и других, а также последствия своих действий. Для него существует только «хочу», поэтому Ид контролируется со стороны Эго.
2. Эго (Я) — это рациональная и наиболее осознаваемая часть личности, призванная адаптировать побуждения Ид к социальным, экономическим и иным ограничениям, налагаемым внешним миром.
Этот компонент психики ответственен за принятие решений, это та область, в которой происходят интеллектуальные процессы. Эго стремится выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с требованиями и ограничениями, налагаемыми внешним миром (безопасным для человека и адекватным для общества способом).
Эго ориентируется на причинные связи и рациональность, в отличии от Ид. Оно следует принципу реальности, сдерживая порывы Ид до тех пор, пока не будет найден подходящий объект, при помощи которого потребность может быть удовлетворена, а психическое напряжение снято.
Эго не существует отдельно от Ид. Более того, Эго черпает свою силу в Ид. Само Эго существует, собственно, для того, чтобы помогать Ид.
3. Супер-Эго (Сверх-Я) — это усваиваемая система норм, правил и ограничений, накладываемых на индивида семьей и обществом, которая частично осознается, частично остается в бессознательном.
Супер-Эго представляет собой моральность. Из этого становится понятно, почему Супер-Эго не может не конфликтовать с Ид, т.е. со структурой, которая не признает мораль или какие-либо нормы.В отличие от Эго, которое пытается отсрочить исполнение желаний Ид до более подходящего случая, Супер-Эго намеревается полностью подавить эти вожделения.
Человек не рождается с Супер-Эго. Оно формируется в процессе социализации — начиная с того периода, когда ребёнок впервые узнаёт, что «хорошо» и что «плохо», начинает различать «правильно» и «неправильно» (3-5 лет). Дети обретают Супер-Эго благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими «формирующими фигурами».
В итоге, Эго предстает, по Фрейду, как арена непрерывной борьбы мощных и несовместимых сил. Ему постоянно приходится маневрировать между молотом и наковальней, пытаясь справиться с настойчивостью и нетерпением Ид, соотносить свои действия с реальностью, снимать психическое напряжение и при этом еще иметь дело с непрерывным стремлением Супер-Эго к совершенству. В тех случаях, когда Эго подвергается слишком сильному давлению, возникает ситуация, называемая тревогой.
Развитие в детстве и психологические конфликты взрослого
Детство Фрейд считал тем жизненным отрезком, который оказывает мощнейшее влияние на становление характера взрослого человека. Знаменитый психиатр был убежден, что все самое главное в человеке закладывается до достижения им 5 лет. Далее он живет, пытаясь устранить конфликты прошлого. «Тайна человеческой души заключена в психических драмах детства. Докопайтесь до этих драм, и исцеление придет», — говорил Фрейд.
Поэтому теория развития личности Фрейда не выделяет каких-либо особых фаз во взрослом возрасте. Все симптомы неврозов взрослого человека могут быть интерпретированы как конфликт между «Супер-Эго» и «Ид». Последняя часть стремится к сексуальной разрядке, первая – обладает функцией подавления. «Супер-Эго» заставляет человека чувствовать себя виновным даже в том случае, если разрядка «Ид» происходит символически.
Фрейдом выделялось два вида невротических расстройств, связанных с конфликтной ситуацией в настоящем времени: неврастения, которая приобретается в результате излишеств в половой жизни, а также невроз тревоги, возникающий вследствие чрезмерного подавления сексуальных желаний.
Что такое классический психоанализ
Архетип — это что такое в психологии и философии
Зигмунд Фрейд основал теорию, позволяющую интерпретировать неосознанные мотивы поведения людей. Под классическим психоанализом в современном понимании подразумевают:
- дисциплину, основанную на научных исследованиях;
- комплекс мер, изучающих психические процессы;
- методику, применяемую в лечении невротических нарушений.
Терапия основывается на общении врача с пациентом, в ходе которого последний делится своими сновидениями, мыслями, ассоциациями. Специалист анализирует собранную информацию, стараясь определить бессознательные конфликты.
На приеме у психоаналитика
Затем гипотеза трансформируется и выводится на осознанный, понятный уровень. В таком виде она передается исследуемому, который должен принять ее на веру.
Вывод
Непрекращающиеся споры о том, насколько верна теория развития личности Фрейда, не должны вызывать удивления. Не должно вызывать удивления и то, что большинство людей защищает себя от обличающих фрейдовских концепций. Сам Фрейд считал, что судьбой ему было предназначено прервать «сон» человечества и рассказать ему такую нелицеприятную правду о самом себе. Как однажды великий психиатр сказал писателю Цвейгу, основная задача его теории – это научить человека бороться с «демоном иррациональности», при этом применяя самые рациональные начала своего разума.
Фрейд был очень горд своей репутацией «разрушителя иллюзий». Порождение его научно-исследовательской работы – психоанализ – стало главным врагом лживой вежливости и скрытности общества того времени. В 1930 году в письме Альберту Эйнштейну Фрейд написал: «Я больше не считаю одним из моих достоинств тот факт, что я по возможности всегда говорю правду; это стало моей профессией».
Тематика: Детская психология, Личностный рост, Для родителей
Чем занимался Зигмунд Фрейд?
Как только Зигмунд попал на свою первую стажировку к одному из знаменитых психиатров, то начал постепенно ранжировать психические заболевания. Он понял, что каждого человека необходимо лечить по-разному, и к каждому необходим свой подход. Так, некоторых он пробовал избавлять от недуга при помощи гипноза, а другим позволял просто выговориться и выплеснуть то, что у них скопилось внутри. Зигмунд Фрейд считал, что так человек избавляется от давящего и ненужного груза, а это уже было шагом на пути к исцелению.